Где находится могила праматери рахель. Праматерь рахель

И любимая жена Иакова

В первый раз ее имя встречается в священной истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии (Быт 29:6). Рахиль была "красива станом и красива лицом" (Быт 29:17).

Иаков полюбил Рахиль и служил Лавану семь лет, чтобы жениться на ней. Однако Лаван обманул Иакова и выдал сперва за него свою старшую дочь Лию , а за Рахиль Иакову пришлось служить еще семь лет.

Сделавшись его женой, Рахиль была наказана бесплодием быть может за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (Быт 29:31). Тоска по материнству заставила Рахиль высказать слова упрека в адрес Иакова, что было несправедливо (Быт 30:1 и след.). Впрочем по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына - Иосифа (Быт 30:22 -24).

При отбытии Иакова из Месопотамии, Рахиль унесла с собою и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, вероятно вследствие какого-либо суеверия, и когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска, скрыв их под седлом верблюда и сказав, что не может встать с него по причине обыкновенного женского (Быт 31:19 -35).

Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема , благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руфь 4:11). Прор. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль, как праматерь израильтян, осиротевшею и безутешно, плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер 31:15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, - дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф 2:18).

Гробница Рахили находится севернее Вифлеема , в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима . Гробница упоминается в 1 Цар 10:2 , однако там указано ее местоположение "на пределах Вениаминовых, в Силоме (Целцахе)" . Однако Вифлеем и его окрестности находились в уделе Иуды, а не Вениамина. Еврейские законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 вкралась ошибка. Некоторые на основании этого стиха подвергают сомнению факт захоронения Рахили у Вифлеема.

Могила Рахили у Вифлеема упоминается у раннехристианских писателей: Евсевия Кесарийского , блж. Иеронима Стридонского и др.

Французский священник Аркульф, посетивший землю Израиля в 670 г. описывает каменное надгробие без украшений. Сохранились многочисленные заметки путешественников средневековья, по которым можно судить о том как выглядела и менялась гробница Рахили.

Еврейские путешественники, начиная с испанского раввина Вениамина Тудельского (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них - большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах.

В наше меркантильное время такие понятия, как нацио­нальное достоинство, религиозные святыни и историческая память, еврейской стороной используются в основном во внутренней политической борьбе, для демагогической аргументации. А для арабской стороны именно эти понятия являются основными мотивами бескомпромиссной войны. В глазах арабов борьба за право владения святыми местами еврейского народа - один из самых надежных путей решения вопроса о еврейской государственности «на землях ислама».

Усилия светских лидеров Израиля, да и еврейского истеблишмента в западном мире затушевать религиозные аспекты противостояния приносят свои плоды: все реже говорят о святынях - все больше о суммах компенсаций, ссуд и ассигнований. Между тем для любого непредвзятого человека права еврейского народа на святые для иудаизма места являются очевидными и бесспорными, при этом не только с позиции веры, но и с позиции юриспруденции. В качестве примера рассмотрим историю могилы Рахели в Бейт-Лехеме.

В еврейском календаре месяц хешван прочно связан с именем праматери Рахели. Одиннадцатого числа этого месяца она скончалась на руках безутешного мужа Яакова: «И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрата, Рахель родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец назвал его Биньямином» (Берешит, 35:16-18).

О жизни Рахели рассказывается в нескольких недельных главах Торы, а также в многочисленных мидрашах. Однако сегодня мы хотим поговорить о посмертной судьбе праматери. Рахель умерла уже в Земле Израиля, вскоре после того, как Яаков, вернувшись из Сирии, примирился со своим братом Эсавом и обосновался в Ханаане. Тем не менее Яаков не стал хоронить жену в родовой усыпальнице в хевронской пещере Махпела, а предал ее земле недалеко от дороги, ведущей в Бейт-Лехем, к юго-востоку от Иерусалима. По крайней мере, с Х века эта могила стала объектом еврейского паломничества.

О том, что могила Рахели находится недалеко от Бейт-Лехема, сообщает, к примеру, игумен Даниил, побывавший в Палестине в XII веке. Правда, на самой могиле Даниил, похоже, не был и сообщил лишь, что она находится в двух верстах от города (см.: «Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли»). Более подробное описание этого места мы находим в сочинениях двух еврейских путешественников, побывавших в Палестине несколькими десятилетиями позже русского игумена.

От Иерусалима две паразанги до Вифлеема Иудейского, невдалеке от него, в полмили расстояния, находится гробница Рахили, на перекрестке дороги. Этот памятник составлен из одиннадцати камней, по числу детей Иакова; над ним купол на четырех колоннах, и все евреи, проезжающие мимо, записывают имена на камнях памятника.

(«Путешествие рабби Вениамина из Туделы»)

На этой могиле сделано сооружение из одиннадцати камней, по числу одиннадцати колен израильских; так как Вениамин родился только при смерти своей матери, то для него и нет особого камня. Все эти камни мраморные, а камень Иакова, также из мрамора, покрывающий все другие, так велик и тяжел, что для перенесения его потребовалось бы множество людей.

(«Кругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского»)

Чаще всего в паломничество к могиле праматери Рахели отправлялись еврейские женщины: поскольку Рахель долго не могла родить, посещение ее могилы считалось патентованным средством от бесплодия (первое упоминание об этом мы находим в сообщении паломника-христианина из Майнца, побывавшего в Бейт-Лехеме в 1483 году). Впрочем, мужчины тоже не пренебрегали святыней.

После изгнания из Палестины крестоносцев могила Рахели перешла под контроль мусульман и на ее месте была возведена мечеть. Об этом свидетельствует диакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, побывавший в Бейт-Лехеме в 1420 году: «Гроб ее <Рахели> стоит между Вифлеемом и Иерусалимом, на египетской дороге. Шел Яков из Сихема, который называется Фараоном, а был он у отца Авраама, и пошел в Палестину и в город Рамле. Тут было жилище Якова, и тут скончался он на дороге. Над гробом его стоит мечеть мусульманская» (см.: «Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину»).

В течение долгого времени немусульмане лишены были доступа к могиле Рахели. Ситуация изменилась лишь в 1615 году, когда турецкий правитель Иерусалима Мухаммед-паша передал эту святыню евреям. Впоследствии их права на могилу были подтверждены султанским указом, изданным в начале XIX столетия.

В 1788 году могила была окружена стеной. Европейский путешественник, посетивший Бейт-Лехем в 1824 году, оставил следущее описание могилы праматери: «Это каменное здание, несомненно турецкой конструкции, увенчанное куполом. Внутри здания находится надгробие... Внутренние стены здания покрыты еврейскими именами, вырезанными евреями».

В XIX веке на могиле Рахели побывал знаменитый еврейский филантроп сэр Мозес Монтефиоре. Незадолго до его визита случилось землетрясение, и гробница сильно пострадала. Монтефиоре дал денег на ремонт, а кроме того, распорядился построить точную копию гробницы в своем поместье в Рэмсгейте, рядом со своей домашней синагогой. Позднее этот мавзолей стал усыпальницей сэра Мозеса.

После того как власть в Палестине перешла к англичанам, могила Рахели стала одним из эпицентров арабо-еврейского противостояния. Правда, вскоре после изгнания турок евреи очистили и отремонтировали святыню безо всяких протестов со стороны мусульман. Но уже в 1921 году, когда раввинат обратился к городским властям Бейт-Лехема за разрешением на проведение дополнительных ремонтных работ, со стороны арабов последовал протест. А после погромов 1929 года паломничество евреев на могилу праматери практически прекратилось, мусульмане потребовали передать здание под их единоличный контроль.

После Войны за независимость могила Рахели вместе со множеством других еврейских святынь (Стеной Плача, Храмовой горой, могилой праотцев в Хевроне, могилой Йосефа в Шхеме и др.) оказалась на территории Иордании. Доступ к этой святыне был открыт для евреев только в 1967 году, когда после Шестидневной войны Иудея и Самария оказались под контролем Израиля. Впрочем, в начале 1990-х могила праматери чуть было не была утрачена - согласно первоначальным планам правительства Рабина, она должна была остаться на территории, подконтрольной палестинской администрации. Однако этого не произошло: два депутата-ортодокса - Менахем Поруш от «Еврейства Торы» и Ханан Порат от Национально-религиозной партии - добились встречи с премьером и убедили его не отдавать святыню. В результате в соглашение были внесены изменения, и могила Рахели осталась под израильским контролем. Сегодня ее ежегодно посещают десятки тысяч евреев. Согласно традиции, паломничество и молитва на могиле праматери способствуют исцелению от различных болезней, включая бесплодие, а также может помочь одиноким найти свою вторую половину.

Впрочем, своим местом в традиционном еврейском сознании праматерь Рахель обязана не только Торе и почитаемой могиле, но и красочному образу, использованному пророком Ирмеяу, - образу матери, оплакивающей своих детей, уходящих в изгнание: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Ирмеяу, 31:15).

Образ матери, которая оплакивает пропавших детей, прочно вошел в еврейское сознание. Поэтому со временем Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа, способную умолить Всевышнего смягчить суровый приговор сынам Израиля.

Согласно известному мидрашу Эйха раба, после разрушения Храма праотцы и пророки в один голос умоляли Всевышнего простить евреям их грехи и позволить вернуться на родину. Б-г, однако, был непреклонен. И тогда сказала Рахель: «Г-споди, Владыка! Тебе ведомо, как велика была любовь ко мне раба Твоего Яакова. Семь лет прослужил он ради меня отцу моему, а когда пришло время сделаться женою его, отец решил подменить меня сестрой моей, и я не возревновала его к сестре моей. Я, из плоти и крови созданная, прах и пепел, ревновать не стала к сопернице моей; Ты же, Царь живой, сущий и милосердный, Тебе ли ревновать к идолам, мертвым и ничтожным, и за них изгонять детей моих?»

В эту минуту вернулось милосердие Б-жие, и сказал Г-сподь: «Ради тебя, Рахель, я возвращу народ израильский в пределы его, как сказано: “Так говорит Г-сподь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Г-сподь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Г-сподь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Ирмеяу, 15:16-17).

Долгое время это пророчество оставалось для евреев лишь упованием. В наши дни мы удостоились увидеть начало его исполнения. Однако праматерь Рахель и сегодня продолжает молиться за своих сыновей - и не успокоится до тех пор, пока пророчество Ирмеяу не исполнится полностью и все изгнанники, рассеянные по миру, не вернутся к себе домой.

Биография Рахели

Яаков встретил Рахель, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава ; Яаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахель Леей. Когда наутро Яаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахель, если Яаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30).

В конце концов Рахель забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Йосеф, сказав: Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24).

Обстоятельства смерти Рахели

Различные комментаторы обращают внимание на детали рассказа о браке Яакова и Рахели.

Во время иорданской оккупации (1948–67) место вокруг могилы Рахели было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским

И др.) – младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова.

В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычной простотой патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, – любви, которую не ослабили многие годы; о хитрости, с которой Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшей и о верности Иакова к предмету первой своей любви и о его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женой, она была наказана бесплодием, быть может, за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (). Впрочем, по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына – Иосифа .

При отбытии Иакова из Месопотамии Рахиль унесла с собой и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения, вследствие какого-либо суеверия, и, когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине обыкновенного женского. После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, и погребена на дороге в Ефрафу , т. е. Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник ().

Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из I кн. Царств (). И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как иудеи, так и магометане. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница (представленная на прилагаемом при сем рисунке) совершенно сходствует с описанием библейского повествования.

Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (). Пр. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль как праматерь израильтян, осиротевшей и безутешно плачущей о сынах своих, ибо их не стало ().

Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, – дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет ().

Библейские женские образы. Рахиль

РАХИЛЬ

РАХИЛЬ (רָחֵל , Рахель ) - одна из четырёх праматерей еврейского народа, младшая дочь Лавана, сестра Лии, вторая жена Иакова, мать Иосифа и Биньямина.

Согласно библейскому рассказу, Иаков встретил Рахиль, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахиль Лией.

Мауриций Готтлиб. Рахиль

Гробница Юлия II, Рахиль и Лия, 1515,

церковь Сан-Пьетро ин В-иколи.


Иаков и Рахиль у колодца
Холст, масло, 230 х 190 см, 2006 г

Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахиль, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет.

Джакомо д"Антонио де Нигретти Пальма Веккио.

Свидание Рaхили и Иакова.

Согласно Библии, Рахиль была «красива станом и красива лицом», и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» . Однако Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра, отдала свою служанку Билх у в наложницы мужу; рожденных Билх ой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями.

Праматерь Рахиль и праотец Иаков.

Собор Рождества Богородицы

В конце концов Рахиль забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына».


Джованни Баттиста Тьеполо. Rachel Hiding the Idols. 1726

Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме; умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней.


Гробница праматери Рахели - такой она была в XVIII веке.

Согласно Аггаде, Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними. Еврейские путешественники, начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах.


Гробница Рахели. Конец 19 в.

В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре. Во время иорданской оккупации (1948-67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма.


Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в новолуние, на протяжении всего месяца нисана и 14-го дня месяца хешвана — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили».


Абель Панн (1883-1963). Рахель

Анна Ахматова

Библейские стихи: Рахиль

И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Книга Бытия И встретил Иаков в долине Рахиль, Он ей поклонился, как странник бездомный. Стада подымали горячую пыль, Источник был камнем завален огромным. Он камень своею рукой отвалил И чистой водой овец напоил. Но стало в груди его сердце грустить, Болеть, как открытая рана, И он согласился за деву служить Семь лет пастухом у Лавана. Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет — словно семь ослепительных дней. Но много премудр сребролюбец Лаван, И жалость ему незнакома. Он думает: каждый простится обман Во славу Лаванова дома. И Лию незрячую твердой рукой Приводит к Иакову в брачный покой. Течет над пустыней высокая ночь, Роняет прохладные росы, И стонет Лаванова младшая дочь, Терзая пушистые косы, Сестру проклинает и Бога хулит, И Ангелу Смерти явиться велит. И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины, Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал И черной голубкой своей называл? 25 декабря 1921 М.Шагал. Рахиль прячет терафимы своего отца ***

О Книга Книг! Кто не изведал

в своей изменчивой судьбе,

как ты целишь того, кто предал

свой утомлённый дух тебе?

В чреде видений неизменных

как совершенна и чиста

твоих страниц проникновенных

немеркнущая красота.

Все бездны лет не заглушили

божественно-простой мотив.

Жив образ женственной Рахили,

Израиль-богоборец жив...

Ты вечно новой век за веком,

за годом год, за мигом миг

встаешь - алтарь пред человеком,

О Библия! О Книга Книг!..

Валерий Брюсов

НАША ГЛАВНАЯ ПРАМАТЕРЬ

И ЕЁ ГРОБНИЦА: