История со странностями: шведский "нейтралитет" во Второй мировой войне (4 фото). Шведская нейтральность

К началу Второй мировой войны 1939 - 1945 гг. среди стран Северной Европы Швеция обладала наиболее сильными Вооружёнными силами. Несмотря на то, что Швеция с 1814 г. поддерживала военный нейтралитет и официально не участвовала в военных конфликтах, многие граждане этой страны в XIX - первой половине ХХ вв. активно участвовали во многих войнах в качестве добровольцев. Например, в гражданской войне 1936 - 1939 гг. в Испании участвовало 500 шведских граждан. В начале Второй мировой войны шведские волонтёры (8260 человек, погибло 33 человека) в советско-финляндской войне 1939 - 1940 гг. сражались на стороне Финляндии. Весной - летом 1940 г. 300 шведских добровольцев служили в норвежской армии. С лета 1941 г. против Красной армии в составе финской армии воевало 1500 шведских добровольцев (погибло 25 человек), а в германской армии - 315 (погибло 40 человек).

Шведские добровольцы в Испании. 1937 г.

Кроме того, Швеция традиционно являлась одним из крупнейших в мире производителей и поставщиков различных видов вооружений. С 1923 г. фирма AB Landsverk производила танки и экспортировала их многим армиям мира, а фирма AB Bofors была производителем и поставщиком различных типов артиллерийских орудий. В связи с этим шведская армия всегда была прекрасно оснащена технически и комплектовалась новейшим оружием.

Король Швеции Густав V

Сложная международная обстановка в Европе во второй половине 1930-х гг. заставила правительство Швеции перейти к кардинальным мерам по повышению обороноспособности Вооружённых сил страны. С 1936 г. решением шведского парламента были увеличены ежегодные расходы на армию и флот с 118 млн до 148 млн долларов США. Из них на ВВС расходы увеличивались с 11 млн до 28 млн долларов США. Фирма AB Svenska Järnvägsverkstädernas Aeroplanavdelning приступила к разработке и производству боевых самолетов.

С началом мировой войны расходы на Вооружённые силы резко возросли. С 1942 г. ежегодный военный бюджет Швеции составил 755 млн долларов США.

На сентябрь 1939 г. шведские Вооружённые силы насчитывали 110 000 человек. К началу активных боевых действий в Северной Европе в Швеции была проведена мобилизация и число военнослужащих увеличилось до 320 000 человек. Также в июне 1940 г. были сформированы отряды гражданской обороны, куда вошли 5000 человек. Всего к 1945 г. шведские Вооружённые силы включали в себя до 600 000 солдат и офицеров.

Главнокомандующим Вооружённых сил Швеции являлся король Густав V (Gustaf V ).

С 1937 г. непосредственное руководство армией осуществлял «начальник армии» (chefen för armén ) генерал-лейтенант Пер Сюльван (Per Sylvan ).


Генерал-лейтенант Пер Сюльван (справа). 1940 г

В 1940 г. Пера Сюльвана сменил генерал-лейтенант Ивар Хольмквист (Carl Axel Fredrik Ivar Holmquist ).

Генерал-лейтенант Ивар Хольмквист

Граф Вильгельм Арчибальд Дуглас. 1919 г.

С 1944 г. должность «начальника армии» занимал ветеран гражданской войны в Финляндии 1918 г., генерал-лейтенант граф Вильгельм Арчибальд Дуглас (Vilhelm Archibald Douglas ).

К началу 1941 г. шведская сухопутная армия увеличилась с пяти до 10 пехотных дивизий (Fordelning ). Дивизии были сведены в шесть военных округов. Войска на острове Готланд подчинялись отдельному командованию, образуя 7-й военный округ.

В пехотную дивизию входили три пехотных и один артиллерийский полк. Кавалерия была организована в четыре полка (четыре пулемётных и два пушечных бронеавтомобиля в каждом) и сведена в две кавалерийские бригады. Каждой бригаде был придан один батальон на бронеавтомобилях (четыре бронеавтомобиля).

На вооружении пехоты состояли 6,5-мм винтовки М/38 , 6,5-мм скорострельные винтовки М/42 , 9-мм пистолеты-пулемёты М/37-39 и Suomi- KP Model 1931 , 6,5-мм ручные пулемёты М/37 , 6,5-мм станковые пулемёты М/42, 4- мм миномёты М/40 , 20-мм тяжёлые пулемёты М/36 и М/40 , 80-мм тяжёлые миномёты М/29 , 120-мм тяжёлые миномёты М/41 , 20-мм противотанковые ружья М/42 , ранцевые огнемёты М/41.


Шведские пулемётчики. 1943 г.

Шведская пехота была в достаточной мере снабжена мощными (3-тонными) грузовыми автомобилями шведского производства (Scania-Vabis lastvogn LB350, Volvo terränlastvagn n/42 и другие), что в значительной мере повышало степень ее мобильности.


Шведский грузовик Volvo n/42 . 1943 г.

В 1942 - 1943 гг., снабжённая броневиками, грузовыми автомобилями и мотоциклами, пехота была организована в две моторизованные и одну велосипедную бригады.


Шведская моторизованная пехота. 1942 г.

Артиллерия располагала 37-мм противотанковыми пушками М/38 , 105-мм гаубицами М/39 , 105-мм гаубицами М/40H и М/40 S , 150-мм гаубицами М/38 и М/39 , 105-мм полевыми орудиями М/34 . Шведская артиллерия была снабжена для транспортировки бронированными тягачами Terrängdragbil М/40 и М/43 Volvo , а также ременными тракторами Allis-Chalmers , хотя часть легкой артиллерии перевозилась на конной тяге.


Шведский артиллерийский тягач М/43 Volvo

С 1940 г. шведское побережье начало укрепляться многочисленными пулемётными гнёздами, а к 1942 г. сложилась мощная система береговой обороны, оснащённая крупнокалиберной артиллерией - 152-мм орудие М/98 , 152-мм орудие М/40 , 210-мм орудие М/42 , а также лёгкими скорострельными 57-мм орудиями М/89В .


210-миллиметровое орудие М/42 береговой артиллерии. 1944 г.

В 1939 г. были сформированы два полка ПВО, на вооружении которых состояли 20-мм пулемёты М/40, 40-мм зенитные орудия М/36, 75-мм зенитные орудия М/30, 75-мм зенитные орудия М/37 и 105-мм зенитные орудия М/42, а также 1500-мм прожекторы М/37 и радарные установки.


Шведский радар

В сентябре 1939 г. в боевом расписании Вооружённых сил Швеции помимо танков шведского производства числились французские и чехословацкие танки. На данный период на вооружении состояли танки: малый StrvМ/37 (48 машин), лёгкие Strv М /31 (три машины), Strv М/38 (16 машин), StrvМ/39 (20 машин), StrvМ/40 L og K (180 машин), StrvМ/41 (220 машин) и средний StrvМ/42 (282 машины). Кроме того, в числе шведской бронетехники находились бронетранспортёры Tgbil М/42 KP (36 машин), бронеавтомобили Landsverk L-180 (пять машин) и Pbil m/39 (45 машин).

С 1943 г. на вооружение была принята самоходная артиллерийская установка Sav М /43 в количестве 36 машин.


Шведская самоходка Sav М/43. 1943 г.

До 1942 г. самоходки, танки и бронеавтомобили входили в штаты нескольких кавалерийских (танковые эскадроны) и пехотных полков:
- танковый батальон Лейб-гвардии Готского пехотного полка;
- танковый батальон Скараборгского пехотного полка;
- танковый батальон Седерманландкого пехотного полка;
- танковый эскадрон Лейб-гвардии гусарского полка;
- танковый эскадрон Лейб-гвардии Конного полка;
- танковый эскадрон Сконского кавалерийского полка;
- танковый эскадрон Норландского драгунского полка.

В 1942 - 1943 гг. все танковые полки были сведены в три отдельные танковые бригады и Лейб-гвардии Готский танковый полк (два моторизированных батальона и одна танковая рота).

Шведский танк М/42. 1943 г.

Военно-воздушные силы Швеции, возникшие в 1926 г., к 1945 г. включали в себя около 800 самолетов различных видов (истребители, штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики) и различного производства - шведские, германские, английские, итальянские, американские.

В августе 1941 г. в составе шведских ВВС был сформирован парашютно-десантный батальон (595 человек). Десантники высаживались с планеров шведского производства (Lg 105 ) и на парашютах.


Шведский планер Lg 105 . 1944 г.

Военно-морской флот Швеции являлся единственным родом войск этой страны, который принимал участие в боевых столкновениях в ходе Второй мировой войны. В 1940 г. шведский ВМФ провёл минирование своих территориальных вод, а также в 1942 г. эпизодически вёл боевые действия против ВМФ СССР. В результате потери шведских ВМФ составили восемь кораблей и 92 убитых военнослужащих.

К 1 августа 1943 г. ВМФ Швеции насчитывали 228 боевых кораблей - один авиакрейсер с 11 самолётами на борту, семь броненосцев береговой обороны, один лёгкий крейсер, 11 эсминцев, 19 подводных лодок, 64 сторожевых, тральных и патрульных корабля, 54 торпедных катера.


Шведский броненосец «Густав V». 1943 г.

Наиболее вероятным противником Генеральный штаб Вооружённых сил Швеции в 1940 - 1943 гг. определял Германию, а в 1943 - 1945 гг. - СССР. Военный потенциал Швеции позволял оказать серьёзное сопротивление в случае вражеского вторжения. Также в апреле 1945 г. Швеция планировала высадить свои войска в Дании. Эта операция была предотвращена дипломатическими усилиями стран - участниц Антигитлеровской коалиции.

Svergies Militara Bedredskap 1939 - 1945, Militarhistoriska forlaget, Militarhogskolan 1982.
Svensk Upplsagsbok, Forlagshuset Nordens Boktryckeri, Malmo 1960.

К началу Второй мировой войны 1939 - 1945 гг. среди стран Северной Европы Швеция обладала наиболее сильными Вооружёнными силами. Несмотря на то, что Швеция с 1814 г. поддерживала военный нейтралитет и официально не участвовала в военных конфликтах, многие граждане этой страны в XIX - первой половине ХХ вв. активно участвовали во многих войнах в качестве добровольцев. Например, в гражданской войне 1936 - 1939 гг. в Испании участвовало 500 шведских граждан. В начале Второй мировой войны шведские волонтёры (8260 человек, погибло 33 человека) в советско-финляндской войне 1939 - 1940 гг. сражались на стороне Финляндии. Весной - летом 1940 г. 300 шведских добровольцев служили в норвежской армии. С лета 1941 г. против Красной армии в составе финской армии воевало 1500 шведских добровольцев (погибло 25 человек), а в германской армии - 315 (погибло 40 человек).

Шведские добровольцы в Испании. 1937 г.

Кроме того, Швеция традиционно являлась одним из крупнейших в мире производителей и поставщиков различных видов вооружений. С 1923 г. фирма AB Landsverk производила танки и экспортировала их многим армиям мира, а фирма AB Bofors была производителем и поставщиком различных типов артиллерийских орудий. В связи с этим шведская армия всегда была прекрасно оснащена технически и комплектовалась новейшим оружием.

Король Швеции Густав V

Сложная международная обстановка в Европе во второй половине 1930-х гг. заставила правительство Швеции перейти к кардинальным мерам по повышению обороноспособности Вооружённых сил страны. С 1936 г. решением шведского парламента были увеличены ежегодные расходы на армию и флот с 118 млн до 148 млн долларов США. Из них на ВВС расходы увеличивались с 11 млн до 28 млн долларов США. Фирма AB Svenska Järnvägsverkstädernas Aeroplanavdelning приступила к разработке и производству боевых самолетов.

С началом мировой войны расходы на Вооружённые силы резко возросли. С 1942 г. ежегодный военный бюджет Швеции составил 755 млн долларов США.

На сентябрь 1939 г. шведские Вооружённые силы насчитывали 110 000 человек. К началу активных боевых действий в Северной Европе в Швеции была проведена мобилизация и число военнослужащих увеличилось до 320 000 человек. Также в июне 1940 г. были сформированы отряды гражданской обороны, куда вошли 5000 человек. Всего к 1945 г. шведские Вооружённые силы включали в себя до 600 000 солдат и офицеров.

Главнокомандующим Вооружённых сил Швеции являлся король Густав V (Gustaf V ).

С 1937 г. непосредственное руководство армией осуществлял «начальник армии» (chefen för armén ) генерал-лейтенант Пер Сюльван (Per Sylvan ).


Генерал-лейтенант Пер Сюльван (справа). 1940 г

В 1940 г. Пера Сюльвана сменил генерал-лейтенант Ивар Хольмквист (Carl Axel Fredrik Ivar Holmquist ).

Генерал-лейтенант Ивар Хольмквист

Граф Вильгельм Арчибальд Дуглас. 1919 г.

С 1944 г. должность «начальника армии» занимал ветеран гражданской войны в Финляндии 1918 г., генерал-лейтенант граф Вильгельм Арчибальд Дуглас (Vilhelm Archibald Douglas ).

К началу 1941 г. шведская сухопутная армия увеличилась с пяти до 10 пехотных дивизий (Fordelning ). Дивизии были сведены в шесть военных округов. Войска на острове Готланд подчинялись отдельному командованию, образуя 7-й военный округ.

В пехотную дивизию входили три пехотных и один артиллерийский полк. Кавалерия была организована в четыре полка (четыре пулемётных и два пушечных бронеавтомобиля в каждом) и сведена в две кавалерийские бригады. Каждой бригаде был придан один батальон на бронеавтомобилях (четыре бронеавтомобиля).

На вооружении пехоты состояли 6,5-мм винтовки М/38 , 6,5-мм скорострельные винтовки М/42 , 9-мм пистолеты-пулемёты М/37-39 и Suomi- KP Model 1931 , 6,5-мм ручные пулемёты М/37 , 6,5-мм станковые пулемёты М/42, 4- мм миномёты М/40 , 20-мм тяжёлые пулемёты М/36 и М/40 , 80-мм тяжёлые миномёты М/29 , 120-мм тяжёлые миномёты М/41 , 20-мм противотанковые ружья М/42 , ранцевые огнемёты М/41.


Шведские пулемётчики. 1943 г.

Шведская пехота была в достаточной мере снабжена мощными (3-тонными) грузовыми автомобилями шведского производства (Scania-Vabis lastvogn LB350, Volvo terränlastvagn n/42 и другие), что в значительной мере повышало степень ее мобильности.


Шведский грузовик Volvo n/42 . 1943 г.

В 1942 - 1943 гг., снабжённая броневиками, грузовыми автомобилями и мотоциклами, пехота была организована в две моторизованные и одну велосипедную бригады.


Шведская моторизованная пехота. 1942 г.

Артиллерия располагала 37-мм противотанковыми пушками М/38 , 105-мм гаубицами М/39 , 105-мм гаубицами М/40H и М/40 S , 150-мм гаубицами М/38 и М/39 , 105-мм полевыми орудиями М/34 . Шведская артиллерия была снабжена для транспортировки бронированными тягачами Terrängdragbil М/40 и М/43 Volvo , а также ременными тракторами Allis-Chalmers , хотя часть легкой артиллерии перевозилась на конной тяге.


Шведский артиллерийский тягач М/43 Volvo

С 1940 г. шведское побережье начало укрепляться многочисленными пулемётными гнёздами, а к 1942 г. сложилась мощная система береговой обороны, оснащённая крупнокалиберной артиллерией - 152-мм орудие М/98 , 152-мм орудие М/40 , 210-мм орудие М/42 , а также лёгкими скорострельными 57-мм орудиями М/89В .


210-миллиметровое орудие М/42 береговой артиллерии. 1944 г.

В 1939 г. были сформированы два полка ПВО, на вооружении которых состояли 20-мм пулемёты М/40, 40-мм зенитные орудия М/36, 75-мм зенитные орудия М/30, 75-мм зенитные орудия М/37 и 105-мм зенитные орудия М/42, а также 1500-мм прожекторы М/37 и радарные установки.


Шведский радар

В сентябре 1939 г. в боевом расписании Вооружённых сил Швеции помимо танков шведского производства числились французские и чехословацкие танки. На данный период на вооружении состояли танки: малый StrvМ/37 (48 машин), лёгкие Strv М /31 (три машины), Strv М/38 (16 машин), StrvМ/39 (20 машин), StrvМ/40 L og K (180 машин), StrvМ/41 (220 машин) и средний StrvМ/42 (282 машины). Кроме того, в числе шведской бронетехники находились бронетранспортёры Tgbil М/42 KP (36 машин), бронеавтомобили Landsverk L-180 (пять машин) и Pbil m/39 (45 машин).

С 1943 г. на вооружение была принята самоходная артиллерийская установка Sav М /43 в количестве 36 машин.


Шведская самоходка Sav М/43. 1943 г.

До 1942 г. самоходки, танки и бронеавтомобили входили в штаты нескольких кавалерийских (танковые эскадроны) и пехотных полков:
- танковый батальон Лейб-гвардии Готского пехотного полка;
- танковый батальон Скараборгского пехотного полка;
- танковый батальон Седерманландкого пехотного полка;
- танковый эскадрон Лейб-гвардии гусарского полка;
- танковый эскадрон Лейб-гвардии Конного полка;
- танковый эскадрон Сконского кавалерийского полка;
- танковый эскадрон Норландского драгунского полка.

В 1942 - 1943 гг. все танковые полки были сведены в три отдельные танковые бригады и Лейб-гвардии Готский танковый полк (два моторизированных батальона и одна танковая рота).

Шведский танк М/42. 1943 г.

Военно-воздушные силы Швеции, возникшие в 1926 г., к 1945 г. включали в себя около 800 самолетов различных видов (истребители, штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики) и различного производства - шведские, германские, английские, итальянские, американские.

В августе 1941 г. в составе шведских ВВС был сформирован парашютно-десантный батальон (595 человек). Десантники высаживались с планеров шведского производства (Lg 105 ) и на парашютах.


Шведский планер Lg 105 . 1944 г.

Военно-морской флот Швеции являлся единственным родом войск этой страны, который принимал участие в боевых столкновениях в ходе Второй мировой войны. В 1940 г. шведский ВМФ провёл минирование своих территориальных вод, а также в 1942 г. эпизодически вёл боевые действия против ВМФ СССР. В результате потери шведских ВМФ составили восемь кораблей и 92 убитых военнослужащих.

К 1 августа 1943 г. ВМФ Швеции насчитывали 228 боевых кораблей - один авиакрейсер с 11 самолётами на борту, семь броненосцев береговой обороны, один лёгкий крейсер, 11 эсминцев, 19 подводных лодок, 64 сторожевых, тральных и патрульных корабля, 54 торпедных катера.


Шведский броненосец «Густав V». 1943 г.

Наиболее вероятным противником Генеральный штаб Вооружённых сил Швеции в 1940 - 1943 гг. определял Германию, а в 1943 - 1945 гг. - СССР. Военный потенциал Швеции позволял оказать серьёзное сопротивление в случае вражеского вторжения. Также в апреле 1945 г. Швеция планировала высадить свои войска в Дании. Эта операция была предотвращена дипломатическими усилиями стран - участниц Антигитлеровской коалиции.

Svergies Militara Bedredskap 1939 - 1945, Militarhistoriska forlaget, Militarhogskolan 1982.
Svensk Upplsagsbok, Forlagshuset Nordens Boktryckeri, Malmo 1960.

"...В первые же дни войны через территорию Швеции была пропущена германская дивизия для действий в Северной Финляндии. Однако премьер-министр Швеции социал-демократ П. А. Ханссон тут же обещал шведскому народу, что через территорию Швеции больше не будет пропущена ни одна немецкая дивизия и что страна никоим образом не вступит в войну против СССР. И все же через Швецию развернулся транзит немецких солдат и военных материалов в Финляндию и Норвегию; немецкие транспортные суда перевозили туда войска, укрываясь в территориальных водах Швеции, причем до зимы 1942/43 г. их сопровождал конвой шведских военно-морских сил. Гитлеровцы добились поставок шведских товаров в кредит и перевозки их в основном на шведских судах..."

"...Именно шведская железная руда была лучшим для Гитлера сырьем. Ведь эта руда содержала 60 процентов чистого железа, в то время, как руда, получаемая немецкой военной машиной из других мест, содержала лишь 30 процентов железа. Понятно, что производство военной техники из металла, выплавленного из шведской руды, обходилось казне Третьего рейха гораздо дешевле.
В 1939 году, том самом, когда гитлеровская Германия развязала Вторую мировую войну, ей было поставлено 10,6 млн тонн шведской руды. После 9 апреля, то есть, когда Германия уже завоевала Данию и Норвегию, поставки руды существенно возросли. В 1941 году морским путем для нужд германской военной промышленности поставлялось ежедневно 45 тысяч тонн шведской руды. Мало-помалу торговля Швеции с нацистской Германией нарастала и, в конце концов, составила 90 процентов всей шведской внешней торговли . С 1940 по 1944 год шведы продали фашистам более 45 млн тонн железной руды.
Шведский порт Лулео был специально переоборудован для поставок железной руды в Германию через воды Балтики. (И только советские подводные лодки после 22 июня 1941 года временами доставляли шведам большие неудобства, торпедируя шведские транспорты, в трюмах которой эта руда переправлялась). Поставки руды в Германию продолжались практически до момента, когда Третий рейх уже начал, говоря образно, испускать дух. Достаточно сказать, что еще в 1944 году, когда исход второй мировой войны ни у кого уже не вызывал сомнений, немцы получили из Швеции 7,5 млн тонн железной руды. До августа 1944 г. Швеция получала нацистское золото через банки такой же нейтральной Швейцарии .

Иными словами, писала «Норшенсфламман», «шведская железная руда обеспечивала немцам успехи в войне. И это был горький факт для всех шведских антифашистов».
Однако шведская железная руда поступала немцам не только в виде сырья.
Знаменитый на весь мира концерн «СКФ», производивший шарикоподшипники, поставлял эти, не столь уж, на первый взгляд, хитрые технические механизмы, Германии. Десять процентов шарикоподшипников, получаемых Германией, приходилось, по данным «Норшенсфламман», на Швецию. Любому, даже вовсе неискушенному в военном деле человеку, понятно, что означают шарикоподшипники для производства военной техники. Да ведь без них ни один танк с места не стронется, ни одна подводная лодка в море не выйдет! Заметим, что Швеция, как отмечала «Норшенсфламман», производила подшипники «особого качества и технических характеристик», которые Германия не могла получить ниоткуда более. В 1945 году экономист и советник по экономическим вопросам Пер Якобссон предоставил информацию, которая помогла сорвать поставку шведских подшипников в Японию.

Давайте задумаемся: сколько же жизней оборвалось потому, что формально нейтральная Швеция обеспечивала фашистскую Германию стратегическими и военными продуктами , без которых маховик военного механизма нацистов продолжал бы, конечно, раскручиваться, но уж точно, не с такой большой скоростью, как оно было? Вопрос об «ущемленном» шведском нейтралитете в годы Второй мировой войны, не нов, российские историки-скандинависты и дипломаты, по роду своей деятельности работавшие в МИД СССР на скандинавском направлении, хорошо осведомлены об этом. Но даже не многие из них в курсе того, что осенью 1941 года, той самой жестокой осенью, когда на карту было поставлено существование всего Cоветского государства (а значит, как следствие, и судьба населявших его народов), король Швеции Густав V Адольф направил Гитлеру письмо, в котором пожелал «дорогому рейхсканцлеру дальнейших успехов в борьбе с большевизмом»..."

Герман Геринг и Густав V Адольф


1939-1940
8260 шведов участвовало в советско-финской войне.

1941-1944
900 шведских нацистов участвовало в оккупации СССР в составе финской армии.

Семья Валленбергов
С большой неохотой и неловкостью в семье Валленбергов вспоминают, что в военные годы Валленберги принимали участие в финансировании и поставках в гитлеровскую Германию из Швеции железной руды (с 1940 по 1944 год нацисты получили более 45 млн тонн руды), стали, шарикоподшипников, электрооборудования, инструментов, целлюлозы и других товаров, которые использовались в военном производстве.

Многие в Швеции до сих пор вспоминают об этом и упрекают Валленбергов в сотрудничестве с нацистами.

Семья Валленбергов через банковские и промышленные империи из крупнейших корпораций, пакеты акций в других больших компаниях контролирует треть ВВП Швеции.
Под контролем семьи находится более 130 компаний.
Самые крупные: ABB, Atlas Copco, AstraZeneca, Bergvik Skog, Electrolux, Ericsson, Husqvarna, Investor, Saab, SEB, SAS, SKF, Stora Enso. 36 % акций размещённых на Стокгольмской фондовой бирже принадлежат Валленбергам.

Принадлежащий клану Валленбергов банк SEB, в период с мая 1940 года по июнь 1941 года получил более 4,5 млн долларов из Центрального банка Германии и действовал как агент по закупкам (через посредников) для германского правительства в скупке облигаций и ценных бумаг в Нью-Йорке.

В апреле 1941 года министр финансов Эрнст Вигфорс (Ernst Wigforss) и президент банка SEB Якоб Валленберг (Jacob Wallenberg) договорились выдать кредит Германии на постройку судов на шведских верфях, нацисты получили очень значительную по тем временам сумму - 40 миллионов крон, что соответствует сегодняшним 830 миллионам крон.

Шведский историк и посол Кристер Валь Брукс вместе с архивистом Бо Хаммарлундом доказали двойственность политики министерства финансов Швеции во времена второй мировой войны. Глава этого ведомства Эрнст Вигфорст вошел в историю как противник прохода нацистских войск через Швецию при нападении на Норвегию. Валь Брукс выяснил, что Вигфорст активно помогал гитлеровской Германии деньгами, хотя и делал это в шведских интересах.

В рамках обычной проверки в архивах министерства финансов Хаммарлунд нашел документ в форме письма, датирующийся апрелем 1941 года, сообщает шведская газета Dagens Nyheter. Это письмо было написано директором шведского банка Skandinaviska Banken Эрнстом Херсловом, однако никогда не было официально зарегистрировано.

В письме приводится краткое содержание разговора между министром финансов и Херсловом. Вигфорст доказывал необходимость отправки Германии кредитов, которые позволили бы нацистам оплатить работу шведских судостроителей. «Министр ясно показал, что было бы желательно выделить кредиты», — писал Херслов. На самом деле деньги должны были помочь Швеции увеличить экспорт в нацистскую Германию. По мнению историков, существование подобных тайных сделок гораздо серьезнее свидетельствует о помощи нацистам, чем открытие границ для свободного перемещения гитлеровских войск.

Исследователя потрясло, что такие важные с государственной точки зрения разговоры велись тет-а-тет между министром и банкиром. По закону решение о предоставлении кредитов иностранному государству должно было бы одобрить правительство Швеции. «Можно понять, почему Вигфорст избегал гласности в этом деле», — пишет Dagens Nyheter.

В тексте письма есть указание на то, что Вигфорсту удалось добиться выделения кредитов.

Историки нашли подтверждение своей гипотезы в дневниках главы центрального банка Швеции Ивара Рооха. Он упоминал, что его компания выделяла значительные суммы, чтобы Германия поставляла Швеции меньше продукции в ответ на экспортируемую из Скандинавии железную руду и прочее сырье для военной промышленности.

По оценке Валь Брукса и Хаммарлунда, размер взяток достигал 40 млн крон.

Письмо также указывает на то, что весной 1941 года Германия продолжала активно строить суда в Швеции, хотя официально Стокгольм объявлял о своем нейтралитете. Подобную политику вел Мадрид, который помогал с базированием нацистских подлодок и размещением берлинских шпионов, но официально к воюющей стороне себя не относил.

Ингвар Феодор Кампрад (швед. Ingvar Feodor Kamprad) (родился 30 марта 1926 года) — предприниматель из Швеции. Один из богатейших людей мира, основатель компании IKEA — сети магазинов, торгующих товарами для дома.

В 1994 были опубликованы личные письма шведского фашистского активиста Пера Эндала (Per Engdahl). Из них стало известно, что Кампрад присоединился к его про-нацистской группе в 1942. По меньшей мере до сентября 1945 он активно собирал деньги для группы и привлекал новых участников. Время ухода Кампрада из группы неизвестно, но до начала 1950-х годов они с Пер Эндалом оставались друзьями. После того как эти факты стали известны, Кампрад заявил, что горько сожалеет об этой части своей жизни и считает это одной из самых своих больших ошибок. После этого он написал письмо с извинениями всем сотрудникам ИКЕА еврейской национальности.

Основатель шведского мебельного концерна ИКЕА Ингвар Кампрад был значительно теснее связан с нацистским движением, чем это было известно ранее. Так, Кампрад состоял не только в фашистском движении «Новое шведское движение»/ Nysvenska rörelsen, но и в нацистском объединении Линдхольма/Lindholmsrörelse. Об этом стало известно из книги сотрудницы шведского телевидения SVT - Элизабет Осбринк/ Elisabeth Åsbrink.

В этой книге также впервые публикуются данные о том, что на 17-летнего Кампрада, уже в 1943 году, было заведено дело в Шведской полиции безопасности Säpo, где он проходил под рубрикой «нацист».

Уже после войны, в 50-годы, Кампрад продолжал дружить с одним из лидеров шведских фашистов Пэром Энгдалем/ Per Engdahl. И всего лишь год назад, в разговоре с Элизабет Осбринк, называл Энгдаля "великим человеком".

О причастности Ингвара Кампрада к нацистскому движению в Швеции было известно и ранее, но данная информация прежде не публиковалась.

Представитель Ингвара Кампрада - Пэр Хеггенес заявил, что Кампрад уже неоднократно извинялся и просил прощения за свои прошлые нацистские взгляды. Неоднократно говорил о том, что сегодня никаких симпатий к нацистам и нацизму не испытывает.

"Всё это история уже 70 летней давности" - сказал Пэр Хеггенес, отметив, что сам Кампрад ничего не знал о том, что за ним вела наблюдение Полиция безопасности.

Историки ставят под вопрос нейтралитет Швеции в годы Второй мировой войны

Ряд исследований, проведенных по заказу шведского правительства, подтверждают предположения о том, что Швеция, официально сохранявшая нейтралитет во время второй мировой войны, была готова во многом пойти навстречу фашистской Германии.

Это открытие, возможно, подольет масла в огонь споров об иммиграционной политике страны и решении Швеции не вступать в НАТО.

Некогда могущественная и воинственная, Швеция последний раз участвовала в войне 200 лет назад. Вторая мировая война стала серьезным испытанием шведского нейтралитета. Перспектива вторжения, как фашистских войск, так и союзников казалась тогда вполне реалистичной.

До сих пор Швеция, как казалось, была вполне довольна собой. Да, она поставляла значительное количество железной руды Германии, позволяла нацистским войскам беспрепятственно проходить по своей территории и не впускала к себе бежавших от немцев евреев.

Однако при этом они позволили союзникам развернуть на своей территории разведывательную сеть, а в конце войны предоставляли убежище евреям из соседних стран, оккупированных немцами. Они также разработали экстренный план участия в освобождении Дании.

Так, шведы, вступавшие в брак с немцами, должны были предоставить доказательства того, что их родители, а также бабушки и дедушки, не имели еврейских корней. Браки, заключенные между немцами и шведскими евреями, аннулировались.

По распоряжению германских партнеров германские компании увольняли сотрудников-евреев. Газетам было приказано не критиковать Гитлера, а также не публиковать статей о концентрационных лагерях и оккупации Норвегии.

Культурные связи между Швецией и фашистской Германией оставались весьма тесными.

Между тем, отношение нацистов к шведам остается весьма туманным. С одной стороны, они пользовались уважением как "исключительно чистый пример нордической расы". С другой - германское руководство жаловалось, что современные шведы стали слишком миролюбивыми и неконфликтными, то есть мало походили на идеал арийского воина.

Соседние страны часто обвиняют Швецию в том, что она принимает чересчур нравоучительный тон, когда речь заходит о морально-этическим спорах. Некоторые приписывают это протестантскому наследию страны. Некоторые усматривают в этом атавизм некогда "господствующего" положения Швеции. Третьи полагают, что самодовольство объясняется тем, что Швеция давно не воевала.

Какова бы ни была истинная причина, вполне вероятно, что сейчас шведы проявят больше готовности умерить свой тон и стать более самокритичными, а также признают, что и их прошлое может показаться другим странам не столь уж непорочным. Примером тому служит не столь давний спор о противоречивой шведской программе по стерилизации человека.

Согласно закону 1935 г. о "расовой гигиене", около 60 тыс. шведов были лишены возможности иметь детей из-за того, что обладали недостаточно "нордической" внешностью, были рождены от родителей разных рас или демонстрировали "признаки вырождения".

В 1920-е, 30-е и 40-е гг. идея "расовой гигиены" была крайне популярна не только в Германии. Дания, Норвегия, Канада, а также 30 американских штатов применяли программы стерилизации.

Мари Стоупс, пионер планирования семьи в Британии, была ярой защитницей этой идеи: она утверждала, что поощряя представителей рабочего класса рожать меньше, а выходцев из высших слоев общества - больше, можно улучшить генофонд англо-саксонской нации.

Однако большинство европейских стран отказались от этой идеи после войны. Шведский же Институт расовой биологии продолжал действовать до 1976 года.

Интересно и то обстоятельство, что за стерилизацию выступали не только крайне правые националисты, но и правительства, сформированные социал-демократами.

Еще больше военных заказов Швеция получила после начала Второй мировой войны. И в основном это были заказы для гитлеровской Германии. Нейтральная Швеция стала одной из главных экономических опор национального рейха. Достаточно сказать, что только в 1943 году из добытых 10,8 млн т железной руды в Германию из Швеции было отправлено 10,3 млн т. До сих пор мало кто знает, что одной из главных задач кораблей ВМФ Советского Союза, воевавших на Балтике, была не только борьба с фашистскими кораблями, но и уничтожение судов нейтральной Швеции, перевозивших грузы для нацистов.

Ну а чем же расплачивались гитлеровцы со шведами за полученные от них товары? Только тем, что они награбили на оккупированных ими территориях и больше всего - на советских оккупированных территориях. Других ресурсов для расчетов со Швецией немцы почти не имели. Так что, когда вам в очередной раз будут рассказывать про «шведское счастье», помните, кто и за чей счет шведам его оплатил.

Нейтралитет Швеции - явление почти уникальное, так как только две значительные европейские страны - Швеция и Швейцария на протяжении нескольких сумели удержаться от вмешательства в европейские военные действия. Именно поэтому нейтралитет Швеции и Швейцарии обрел в обыденном сознание мифический оттенок и стал рассматриваться многими политиками и даже в некоторых научных публикациях как некая идеальная форма политики невмешательства небольшого государства в военные конфликты и неучастия в военных блоках и альянсах. Такой подход к нейтралитету Швеции и Швейцарии, в особенности в отрыве от исторической действительности, не соответствует действительности. Кроме того, нейтралитет Швеции систематически нарушался в течении XX века, а сама Швеция балансировала между различными державами для сохранения своей политической независимости и территориальной целостности.

Нейтралитет Швеции в первой мировой войне

Нейтралитет Швеции был обусловлен многими причинами: во-первых - это малая страна с небольшими людскими ресурсами и небольшим экономическим потенциалом; во-вторых - Швеция экспортировала сырье (в основном железную руду, никель, цветные металлы, уголь) как в страны Антанты, так и в страны Тройственного союза. Поскольку это приносило немалые прибыли, то не было стимула портить отношения с ведущими странами; в-третьих - нейтралитет Швеции не был строгим.

Как утверждает К. Мулин, «С тех пор как в 1901 г. была введена всеобщая воинская повинность, проблема безопасности страны приобрела удивительную способность периодически вызывать настоящие бури политических эмоций» . Особенно бурные обсуждения вызывали явные и преувеличенные угрозы шведскому нейтралитету.

Нейтралитет Швеции во второй мировой войне

После июня 1940 г. Германия добилась почти полного господства и скандинавском регионе. Баланс сил оказался нарушенным и на Востоке (Московский договор), и на Западе (в результате поражения Франции). Условия для соблюдения строгого нейтралитета Швеции существенно ухудшились; Швеция столкнулась с неизбежной необходимостью в определенной степени приспособиться к новым условиям.

Восемнадцатого июня 1940 г. шведское правительство согласилось на требование Германии предоставить ей разрешение на транзитный проезд по шведским железным дорогам германских солдат-отпускников Германии в Норвегию и обратно. Иногда политику Швеции по отношению к Германии в период с 1940 по 1941 г. называют политикой уступок. Однако, пишет А. В. Юханссон «этот термин слишком категоричен для всеобъемлющей характеристики сути шведско-германских отношений. Немцы считали, что победы Германии сделают скрытые прогерманские настроения явными. Шведы хотели избежать провоцирования немцев, подчеркивая в то же время, что отношения с Германией необходимо сохранять в рамках объявленного шведами нейтралитета» .

После начала войны СССР с Германией общественное мнение в Швеции с симпатией относилось к СССР. Таким образом, несмотря на различного рода экстремистские выходки, правительство Швеции во время второй мировой войны сохранило политику нейтралитета, однако данная политика была весьма сомнительной, с моральной очки зрения.

Во время второй мировой войны «нейтралы» -Швеция и Швейцария продолжали поддерживать экономическое сотрудничество с нацистскими режимом и другими фашистским государствами - это был пример экономического эгоизма, так как вторая мировая война коренным образом отличалась от всех предшествующих войны - это была война с фашисткой идеологией. И нарушения нейтралитета Швецией и Швейцарией является постыдным эпизодом в истории этих государств.

Нейтралитет Швеции в период «холодной войны» и после ее завершения

Сразу после второй мировой войны Швеция старалась сохранять равновесие между антагонистическими блоками, которые тогда находились в процессе формирования. Это нашло выражение, с одной стороны, в широкомасштабных кредитном и торговом соглашениях с Советским Союзом в 1946 г. и, с другой стороны, в участии в плане Маршалла в 1948 г. Швеция вступила в Совет Европы, образованный в 1949 г., а в следующем году стала договорным членом ГАТТ. Однако Швеция не стала присоединяться к ЕЭС, так как считала, что наднациональные цели этой организации несовместимы с нейтралитетом. Несмотря на то что северные страны придерживаются различной ориентации в проведении политики обеспечения безопасности, произошла их широкомасштабная интеграция, частично в рамках Северного совета; однако вопросы обороны не относятся к его компетенции.

С приходом к власти Улофа Пальме к руководству СДРПШ пришло новое поколение. Невероятный темперамент, глубокая заинтересованность во всех делах, необыкновенные ораторские способности сделали Улофа Пальме рупором поколения молодых, которые в ответ на изоляцию времен второй мировой войны. Будучи нейтральным государством, не имевшим ни колониального прошлого, ни политических амбиций, Швеция в период освободительной борьбы “третьего мира” несла особую миссию - распространять идеи международной солидарности.

Шведский нейтралитет не был изоляционистским: “мы проводим политику активного нейтралитета” - утверждал У. Пальме. С начала семидесятых годов расходы на оборону Швеции снизились: за последние 20 лет их доля в ВНП уменьшилась с 5 до 2,8%, статья расходов на оборону в государственном бюджете была урезана с почти 20 до 8%. В девяностых годах для Швеции важнейшее значение в вопросе об интеграции приобрела ее позиция по отношению к ЕС (Европейскому Сообществу). Социал-демократическое правительство отказалось от членства в этой организации, мотивируя отказ заботой о соблюдении шведского нейтралитета; однако одним из решающих соображений, возможно, было также и беспокойство за будущее шведской модели государства всеобщего благосостояния в условиях объединенной Европы - для государства, зависящего от экспорта, каким является Швеция, это было чревато серьезными проблемами в торговле и внешней политике.

После окончания “холодной войны” почти что достигнутый консенсус по поводу важности и неизбежности шведского нейтралитета рухнул. Политические комментаторы и историки подвергли критическому разбору послевоенную внешнюю политику социал-демократов и обвинили их в слишком благожелательном и мягком подходе к СССР, излишне критическом отношении к Соединенным Штатам и в неадекватной оценке некоторых режимов в странах “третьего мира” . Социал-демократов также обвинили в том, что то, как они изображают шведский внешнеполитический курс в качестве нравственного образца для свободного мира - лишено оснований.

Со времени своего прихода к власти в 1991 г. новое несоциалистическое правительство в значительной степени отошло от прежней внешнеполитической линии в нескольких вопросах. Оно урезало широкие обязательства Швеции по отношению к различным странам “третьего мира” и предпочло вместо этого сосредоточить свою внешнеполитическую деятельность в Европе и в тех странах, которые близки Швеции территориально, в первую очередь в государствах Прибалтики.

В то же время и социал-демократы неизбежно должны были переосмыслить идею нейтралитета в новых условиях. Сейчас, пишет А. В. Юханссон, «еще трудно дать оценку имеющихся точек зрения из-за быстро меняющейся обстановки в мире. В любом случае догматический курс на соблюдение нейтралитета, по-видимому, уже остался в прошлом» . Таким образом, политика Швеции по соблюдению нейтралитета на современном этапе подвержена значительным изменениям, которые могут привести даже к полному отходу от принципа суверенитета.

Вместе с этим смотрят:
Нейтралитет Швейцарии
МККК в этнических конфликтах
МККК

В канун второй мировой войны и в ее начале скандинавские страны стремились, как и в первую мировую войну, придерживаться политики нейтралитета. Этот внешнеполитический курс находил поддержку у населения Дании, Швеции и Норвегии. Трудящиеся массы этих стран видели в политике нейтралитета возможность избежать вовлечения в вооруженную схватку империалистических коалиций, глубоко чуждую их интересам. Буржуазия же рассчитывала использовать условия нейтралитета для увеличения прибылей на военных поставках и фрахте судов.

Правительства Норвегии, Дании и Швеции намеревались урегулировать свои отношения с государствами враждующих группировок так, чтобы ни та, ни другая не могла обвинить их в односторонней ориентации. Основываясь на опыте прошлого, они рассчитывали на успех такого политического курса. Но обстановка была иной. Если в 1914 - 1918 гг. скандинавские страны оказались в стороне от основных магистралей войны, то теперь они стали важными объектами политики и стратегии обеих империалистических коалиций. Прежде всего скандинавские страны и соседняя с ними Финляндия представляли собой удобный плацдарм для развязывания агрессии против СССР. Вместе с тем господство в Скандинавии обеспечивало очевидные преимущества одной империалистической группировке в борьбе против другой, открывало возможности расширения системы базирования военно-морских и военно-воздушных сил, использования экономических ресурсов этого района, в частности шведской железной руды и леса.

Уже 4 сентября 1939 г. военный кабинет Англии обсуждал вопрос о норвежском нейтралитете и его значении, которое он приобретал в то время для западных союзников {138} . 19 и 29 сентября У. Черчилль выступил с требованием блокировать Нарвик и поставить минные заграждения в территориальных водах Норвегии, чтобы воспрепятствовать поставкам шведской железной руды в Германию.

Стратегическая пауза в действиях сухопутных войск вермахта, наступившая в Европе после окончания германо-польской войны, и тот факт, что Германия, захватив Польшу, не продолжила свой «естественный» путь на восток, усилили внимание западных держав к скандинавскому плацдарму. Первоначально их замысел, как отмечалось, состоял в том, чтобы использовать этот плацдарм для удара по Советскому Союзу и затем втянуть Германию в объединенный поход против СССР. После Чехословакии и Польши очередной жертвой политики западных держав становились, таким образом, скандинавские страны. «Союзники, - пишет английский историк А. Тейлор, - обратили свои взоры на север...» {139}

31 октября 1939 г. комитет начальников штабов английских вооруженных сил по заданию правительства Чемберлена посвятил заседание обсуждению вопроса об объявлении войны Советскому Союзу под предлогом «защиты скандинавских стран от советской агрессии». В самом начале этого обсуждения они были вынуждены констатировать, что «не может быть и речи о том, чтобы Россия смогла напасть на Норвегию и Швецию через Финляндию зимой» {140} . Однако в рекомендации правительству комитет начальников штабов подчеркивал, что всякое ослабление напряжения вблизи границ Советского Союза, в том числе в районе Скандинавии, «будет все в большей и большей мере превращать Запад в решающий фронт вооруженной борьбы» {141} . В протоколах британского военного кабинета имеется запись, что «распространение большевизма является худшим злом, чем распространение гитлеризма, против которого мы вступили в войну. Опасность, следовательно, заключается в том, что если мы не сможем выступить решительно против России, то рискуем лишиться симпатий нейтральных государств, что приведет к серьезным военным последствиям» {142} .

План втягивания скандинавских стран в войну, считал начальник Имперского генерального штаба Англии, имел «много преимуществ и мог стать решающим. Он, безусловно, заставит немцев действовать немедленно, вынудит их распылять свои силы и ввязаться в военные действия не только на сухопутном театре... Это будет наиболее эффективным средством предотвращения наступления немцев на других фронтах» {143} . Такого же мнения придерживался и начальник генерального штаба национальной обороны Франции генерал Гамелен. Он был рьяным сторонником высадки экспедиционных войск в Нарвике, чтобы как-то «вытащить» немцев в Скандинавию, после чего они «забудут про западный фронт - наиболее важный для Англии и Франции» {144}

С началом финляндско-советского военного конфликта союзные правительства, по словам английского фельдмаршала А. Брука, с «азартом охотников на зверя» принялись за создание нового фронта в Северной Европе {145} .

Фашистское руководство, как и западные союзники, понимало стратегическую важность скандинавского плацдарма, который, по мнению Гитлера, «превратился в сферу интересов решающего значения для обеих враждующих сторон» {146} .

Захват скандинавского плацдарма давал Германии возможность укрепить оборону северного фланга рейха и, кроме того, позволял создать угрозу стратегического охвата Великобритании с востока. Правда, эта опасность несколько снижалась, так как радиус действия большинства немецких самолетов, если бы они базировались на норвежские аэродромы, был недостаточным для бомбардировки Англии и тем более Франции.

Разрабатывая планы захвата скандинавских стран, гитлеровское руководство учитывало возможность базирования своих военно-морских сил на норвежское побережье. Это, по мнению немецко-фашистского командования, имело как положительные, так и отрицательные стороны. «Оккупация Германией норвежских прибрежных баз, - докладывал 12 декабря 1939 г. Редер, - естественно, вызовет сильные ответные меры англичан. В результате этого у норвежских берегов произойдут серьезные морские сражения, а немецкий военно-морской флот не готов справиться с такой задачей на протяжении еще длительного времени. В случае оккупации Норвегии это будет одним из уязвимых мест» {147} . Несмотря на это, Редер настаивал на захвате Норвегии.

Основное значение скандинавского плацдарма для фашистского командования определялось перспективой войны против СССР. Отсюда было наиболее удобно блокировать морские пути из советского Заполярья. Еще в 1937 г. в фашистском журнале «Дойче вер» подчеркивалось, что для СССР морской путь до Мурманска вокруг Норвегии явится в будущей войне единственной связью с океаном и охрана этого пути крайне важна для СССР. Нарушение его в русско-германской войне имеет, говорилось далее, важное значение. Этим объяснялся большой интерес Германии к северным норвежским фиордам, которые могли бы стать опорными пунктами для блокады Германией морского пути в Мурманск.