Технологический процесс молярных работ. Технология выполнения малярных работ и необходимые инструменты Технология окрасочных работ

Делается это для увеличения срока их службы и создания привлекательного внешнего вида, а также, и не в последнюю очередь, для улучшения в помещении санитарных условий. Например, в различных государственных учреждениях, школах или больницах в обязательном порядке ежегодно осуществляется проведение малярных работ.

Малярные работы выполняются с применением современных красок или их смеси разного состава и цветов, преимущественно на масляной, но иногда и на водной основе. При использовании водных составов возникает потребность в связующих материалах, таких как известь, стекло, клей или цемент, тогда как для неводных составов понадобятся олифа разных видов либо же синтетические или натуральные смолы.

Малярные работы осуществляются с помощью масляной, известковой, эмалевой и клеевой краски, а также различных лаков. Подавляющее большинство лакокрасочных изделий можно приобрести в специализированных магазинах, а некоторые составы - приготовить в домашних условиях.

В ходе выполнения малярных работ понадобятся растворители, такие как уайт-спирит (белый спирт) или ацетон, разбавители краски, а также дополнительные смеси - грунтовка, смазочная паста, шпатлевка.

Несмотря на кажущуюся простоту производства малярных работ и приготовления красок, техника окрашивания предметов и нанесения на них покрытий развивалась и специализировалась медленно, в течение длинного периода времени. Одновременно с экономическими разветвлениями промышленности усложнялась и техника окрашивания, изменялась в зависимости от цели, для которой она предназначалась. Так, например, тонкая глазурь, грубая штукатурка и прозрачная лаковая краска — все они в техническом отношении отстоят далеко друг от друга.

Такое разнообразие окрасок происходит потому, что в различных случаях практики окрашиванию предъявляются особые требования. Так, окраска фасада дома должна противостоять совершенно другим влияниям, чем таковая же окраска внутренних помещений того же дома.
Далее, различие требований находится в зависимости также и от того, придется ли впоследствии мыть краску или же она не будет подвергаться никакой механической чистке. Находится ли окрашиваемый предмет в сухом или в сыром помещении и какого рода эта сырость. Осаждается ли она из более теплого воздуха или же прямо испаряется. Кроме того, обладает ли эта сырость нейтральными свойствами или же действует химически, растворяя, разъедая, или обмыливая окраску, или осаждая на ней посторонние вещества. Так же точно при окраске должно быть принято во внимание, будет ли окрашивание в виде пористой массы или же требуется сделать покрытие, непроницаемое для воды и газов. Должна ли краска быть матовой или глянцевитой. Наконец, требования, предъявляемые к окраске, очень зависят и от многих побочных вопросов: должна ли окраска выдерживать температуру выше или ниже нормальной, быть огнеупорной и до какой степени.

Таковы в общих чертах наиболее часто встречающиеся требования, предъявляемые к различного рода окраскам. Они относятся только к самой технике окрашивания и почти вовсе не касаются эстетической стороны. В последнем отношении также может быть выставлен целый ряд требований вроде практического выбора цветов, имеющих значение не только при отделке внутренних помещений, фасадов зданий, окраски машин и проч.

Различные требования, предъявляемые к окраскам, влекут за собою и разнообразие видов окрасок и материалов, из которых они делаются.

Малярное искусство в своих произведениях или подражает природе, или же создает контрасты с нею. Природа вообще не знакома с однообразием и однородностью; воспроизводя их, малярное искусство воспроизводит контрасты. Здесь весьма важным условием является мягкость тона, изящные переходы тонов, чем и обуславливается приятное впечатление, производимое на зрителя.

Все встречающиеся в природе цвета можно свести к трем основным: красному, желтому и синему, тем не менее не все цвета можно из них получить, так как краски, которыми мы располагаем, не бывают идеально чистыми в экономическом и оптическом отношении. Так, например, прекрасный цвет кармина не может быть достигнут смешением киновари с лазурью. Чистый темно-синий цвет никогда не получится из голубого и черного.

Положим, что у нас имеется круг, разделенный на три равные части, из которых одна окрашена красным цветом, другая — желтым и третья — синим.

Каждую из этих частей можно разделить на две, так, от смешения желтого с синим получится зеленый цвет; красного с синим — фиолетовый, красного с желтым — оранжевый.

Все эти цвета, в свою очередь, могут быть подразделены каждый на два: фиолетовый цвет может быть красно-фиолетовым, если в нем преобладает красный, и сине-фиолетовым при преобладании синего цвета.

Воспроизведенные таким образом цвета (тона) покажут нам дополнительные цвета, которые будут расположены друг против друга на протяжении диаметра.

Если смотреть на небольшой четырехугольник красного цвета на белом фоне, то нам будет казаться, что он имеет зеленоватые контуры; если взять желтый четырехугольник, то контур будет казаться синеватым; зеленый дает бледно-красные контуры; синий — красно-желтые и черный — белые контуры. Затем, если после продолжительного и пристального взора быстро перевести глаза на белый фон, то мы увидим четырехугольник того цвета, которым нам казались окрашенными его контуры.
Следовательно, вместо красного четырехугольника мы увидим зеленый; вместо желтого — голубой и т. д.

Такие цвета называются дополнительными; таким образом, два цвета, друг друга дополняющие, поставленные рядом, взаимно уничтожают цветные лучи, которыми каждый из них в отдельности был окружен, и потому выделяются более резко. Если краски по своей яркости неодинаковы, то темная будет казаться еще темнее, а светлая — еще светлее. Изменения соприкасающихся цветов зависят от игры дополнительных цветов с соприкасающимися.

Объясним это примерами.

Красный и синий. Дополнительным цветом красного будет зеленый, и потому синий цвет становится темнее при соседстве с красным; красный же становится желтоватым, ибо дополнительный цвет синего — оранжевый.

Красный и желтый. Красный своим дополнительным зеленым цветом превращает желтый в желто-зеленый; желтый же своим дополнительным фиолетовым цветом превращает красный в фиолетовый.

Желтый и синий. Дополнительным цветом желтого фиолетовый превращает ярко-синий цвет в индиго; дополнительный же синего — оранжевый — превращает желтый цвет в оранжево-желтый и т. д.

Все основные цвета в прикосновении с белым выигрывают, ибо их дополнительные цвета смешиваются с белым, отчего краски становятся яркими и блестящими. Однако на белом фоне производят более приятное впечатление светлые краски, как например светло-голубая, розовая и проч., ибо основные цвета синий, красный и другие образуют с белым резкий контраст.

Черный фон одинаково пригоден для темных и светлых ярких цветов. Очень красиво выступают на нем цвета: красный, розово-красный, оранжевый, желтый, светло-зеленый и синий; менее красиво выступает на черном фиалковый цвет.

По причине соединения с темными цветами, как например синим и фиолетовым, дополнительными цветами которых будут оранжевый и желто-зеленый цвета, черный теряет силу.

На различных фонах этот цвет получает следующие изменения: на красном фоне он представляется темно-зеленым; на желтом — бледно-фиолетовым; на оранжевом — сине-черным; на зеленом — красновато-серым и на фиолетовом — желто-зелено-серым.

Серый фон может видоизменяться так: под влиянием красного он становится зеленоватым; под влиянием желтого — си-не-фиолетовым; под влиянием оранжевого — голубоватым, зеленого — красноватым и синего — оранжевым.

Все эти наблюдения доказывают, что впечатление, производимое красками, составляет результат смешения одной из них с дополнительным цветом последней. Таким образом, зная впечатление, производимое этим дополнительным цветом, можно комбинировать цвета и заранее определить впечатление, которое произойдет при таковой комбинации.

Технология выполнения малярных работ

Подготовка поверхности

Прежде чем приступить к окрашиванию любой поверхности, ее следует правильно подготовить.

Гипсовые, бетонные или предварительно оштукатуренные стены сначала очищают от пыли. Затем поверхность выравнивается с помощью наждачной бумаги или пемзы, устраняются различные дефекты и шероховатости. Если имеются трещины, их необходимо углубить на нескольких миллиметров. Углубленную трещину смачивают водой, после чего обрабатывают шпатлевкой или гипсовым раствором. Полученную поверхность разравнивают с помощью терки.

Деревянную поверхность нужно очистить от грязи, а также удалить пробки, сучки и засмолы. Пробки удаляются путем врубки на 3-5 мм. Нужно также расчистить щели и трещины. Если пренебречь этой рекомендацией, при усыхании древесины сучки выступят на поверхности в виде бугорков. Аналогичным образом дело обстоит и с засмолами. Более того, из-за этих дефектов краска будет разрушаться изнутри.

Перечень подготовительных операций для поверхности, которая уже подвергалась окрашиванию, зависит от ее состояния и вида, а также сохранности краски.

Если исходное покрытие и штукатурка хорошо держатся, достаточно промыть поверхность 2%-м раствором соды. В местах, где масляная краска ослабела, ее необходимо соскоблить. Если старая краска потрескалась и удалить ее не получается, поверхность следует обработать специальной смывкой, которая поможет снять краску. Через определенное время после нанесения смывки (от получаса до 2 часов) краска размягчается и ее можно без труда снять шпателем. Слой старой краски также можно удалить с помощью паяльной лампы, специального фена, а также используя утюг, предварительно защитив его подошву алюминиевой фольгой, чтобы не испортить.

Деревянную поверхность, на которой остался слой прежнего покрытия, перед очередной покраской необходимо промыть 2%-м раствором соды и теплой водой. После этого поверхность рекомендуется зачистить с помощью пемзы, смешанной с водой. Если на исходным красочном слое есть отставания, трещины, отслаивания и другие повреждения, старую краску обязательно нужно удалить вплоть до самого деревянного основания. Зачищенные от краски места необходимо обработать олифой, шпатлевкой и грунтовкой.

Металлические поверхности и отделку фасада следует очистить от ржавчины и краски, которая потеряла привлекательный внешний вид. Для выполнения этой работы понадобятся скребок, шпатель, металлическая щетка или наждачная бумага. Кроме того, поверхность, подлежащую окрашиванию, нужно очистить от грязи, следов штукатурного раствора и других остатков строительных работ.

Поверхности, предназначенные для окрашивания эмалевой или водоэмульсионной краской, подготавливаются так же, как и перед работой с масляной краской.

Поверхность, на которой остались следы прежней краски, например масляной, можно покрыть водоэмульсионной краской. При этом необходимо оставить слой только той краски, которая хорошо держится на исходном материале.

Прежде чем приступить к окрашиванию древесины эмульсионной краской, произведенной в Швеции или Финляндии, необходимо предварительно поверхность очистить от смолы. Для этого древесину следует несколько раз протереть 10% -м раствором кальцинированной соды, температура которого не должна превышать 50-60 °С. Затем поверхность необходимо промыть теплой водой.

Если на поверхность был нанесен известковый состав, необходимо ее внимательно осмотреть и при необходимости удалить следы побелки. Плотный слой старой побелки обильно смачивают водой температурой до 70 °С, а когда он промокнет, шпателем удаляют краску и промывают поверхность водой.

Если поверхность подвергалась отделке с помощью клеевой или меловой краски, не рекомендуется повторно наносить на нее клеевой состав. Это объясняется тем, что свежая краска будет оттягивать уже существующий слой и в результате станут отслаиваться и старый, и новый слои.

Очистить поверхность от слоя старой краски можно «насухо», но допускается и использование горячей воды. В последнем случае лучше воспользоваться кистью, которая будет хорошо смачиваться. Далее старую клеевую краску снимают шпателем или скребком.

Для подготовки поверхности к покрытию казеиновой или силикатной краской используется 2-3% -й раствор соляной кислоты. Взаимодействуя с мелом, соляная кислота позволяет без труда снять старую краску скребком или шпателем.

Грунтование поверхности

Одним из самых важных этапов малярных работ является грунтование поверхности. Проводится оно для того, чтобы закрыть поры, которые, как правило, присутствуют на поверхности любого материала, особенно дерева.

Грунтовка также обеспечивает более крепкое сцепление краски с основой.

Обычно грунтовка осуществляется один раз, иногда в несколько слоев. Перед нанесением следует убедиться, что поверхность сухая. Грунтовка наносится кистью, после чего тщательно растушевывается.

Прежде чем приступить к нанесению следующего слоя грунтовки или шпатлевки, необходимо убедиться, что слой грунта хорошо просох.

Для грунтования поверхности под эмалевую или масляную краску используется чистая олифа. Для удобства, а именно чтобы можно было увидеть незагрунтованные участки, в нее допускается добавить немного краски, которой затем будет окрашена поверхность.

Грунтование под известковые краски проводится по влажной поверхности, что увеличивает сцепление краски с основой и повышает стойкость покрытия.

Для обработки таких поверхностей используются соответствующие виды грунтовки. Такой же вид грунтовки, но более жидкой консистенции, применяется для подготовки поверхности под казеиновую или силикатную краску.

Под водоэмульсионные составы выбирается грунтовка, подходящая для работы с краской данного вида.

Однако такая поверхность подлежит предварительной обработке олифой или шпатлевкой. Для работы со шведской или финской краской грунтование не требуется.

Шпатлевание

Следующим этапом после грунтования является шпатлевание поверхности. Оно необходимо для устранения дефектов обрабатываемого материала.

Поверхность подлежит выравниванию с помощью шпатлевки, которая подбирается с учетом типа применяемой краски.

С помощью шпателя на всю обрабатываемую поверхность наносится ровный слой шпатлевки, которую после ее полного высыхания необходимо зачистить и еще раз прогрунтовать.

К малярным работам относят окраску различных деревянных, ошту­катуренных, каменных, бетонных и металлических поверхностей. Сущность малярных работ - окраска цветными и бесцветными составами, при высыхании которых получается пленка. Она придает нарядный вид, предохраняет металлы от коррозии, деревянные конструкции от возгорания, все окрашиваемые элементы от химически агрессивных сред, улуч­шает санитарно-гигиенические условия эксплуатации помещений. Окра­ску также производят для декоративно-художественного оформления внутренних помещений и наружного вида зданий, она защищает от преж­девременного износа, и увеличивает срок службы зданий и сооружений.

В технологической цепочке строительных работ малярные выполня­ют в последнюю очередь (после штукатурных и облицовочных), за исключением циклевки и натирки (лакировки) пола из паркета, настилки линолеума, установки электро- и санитарно-технической арматуры.

Различают следующие основные виды окраски - известковые, клее­вые, казеиновые, масляные, эмалевые, эмульсионные и окраска лаками. Последний вид окраски применяют для окончательной отделки уже окра­шенных поверхностей, и включает кроме лакировки еще и полировку, указанных поверхностей. Виды окрасок для каждого помещения устанавливают проектом, а сами малярные работы выполняют по образцам, ут­вержденным техническим надзором. Окрасочные составы и полуфабри­каты для малярных работ в виде концентратов, паст, брикетов и сухих смесей приготовляют механизированным способом на заводах или в заго­товительных мастерских. На месте производства работ допускается толь­ко доведение составов до рабочей вязкости, обеспечивающей покрытие поверхности без стекания составов и без заметных следов кисти.

До начала малярных работ производят остекление, монтируют и за­пускают отопительную систему. Внутреннюю отделку выполняют при температуре в помещении не ниже +10 °С и относительной влажности не более 70%.

2. Малярные составы и их свойства

Отделку помещений выполняют с применением большого количест­ва различных составов, подразделяемых на окрасочные и вспомогатель­ные.

Окрасочные составы должны обладать определенными свойствами, дающими им возможность выполнять роль отделочных, защитных и де­коративных покрытий. К таким свойствам относятся свето-, атмосфере-, щелоче- и кислотостойкость, вязкость, красящая способность, прочность полученной пленки на растяжение, изгиб, адгезия и т.п. Основные харак­теристики красок, которые определяют их качество: срок службы, расход на 1 м 2 поверхности, внешний вид, экологичность и простота нанесения.

Малярные составы бывают водные и неводные. В состав любой краеш­ки входят пигмент, связующее, растворитель или разбавитель, наполни­тели.

Пигменты - сухие красящие вещества органического и минераль­ного происхождения, нерастворимые в воде и растворителях. Пигменты могут быть природными и искусственными.

Связующие в водных растворах - костный клей, казеин, крахмал, из­весть, цемент, жидкое стекло, в неводных составах - олифа натураль­ная, олифа оксоль, синтетические вяжущие и эмульсии. Назначение свя­зующих - сцепление частиц пигмента между собой и создание тонкой красящей пленки, прочно закрепляющейся на окрашиваемой поверхно­сти.

Олифа - вещество, нашедшее очень широкое применение. Она по­лучается на основе растительных масел (льняного, конопляного, подсол­нечного), прошедших специальную обработку - окисление или дли­тельный прогрев при высоких температурах. Олифа как связующее нуж­на для приготовления красок, шпатлевки, замазки, ею пропитывают дре­весину перед окрашиванием. Олифа оксоль представляет собой раствор оксидированного растительного масла и сиккатива в растворите­ле - бензине. Благодаря оксидированию олифа оксоль более активна как связующее, быстрее сохнет, а значит и слой покрытия на ее основе имеет те же свойства, но образованное покрытие обладает повышенной хрупко­стью и меньшей долговечностью.

Разбавители и растворители служат для обеспечения необходимей
вязкости и красочного состава и разбавления загустевших и густотертых
красок.

Наполнители добавляют в окрасочные составы для улучшения им
сцепляемости с основанием, повышения прочности, огнестойкости и т.п.
Для этой цели используют молотые тальк, асбест, слюду, трепел, каолин,
песок различной крупности.

Для улучшения технологических и эксплуатационных качеств красок
служат эмульгаторы, гидрофобизаторы, пластификаторы, сиккативы, антисептики и др.

К вспомогательным составам относят грунтовки, шпатлевки, подмазки, шлифовальные материалы.

Грунтовка - малярный состав, содержащий пигмент и связующее.Это более жидкие малярные составы, служащие для уменьшения пористости окрашиваемых поверхностей и улучшения их адгезионных способностей. К водным грунтовкам относят составы купоросные, квасцовые и силикатные. Масляные грунтовки - олифа, жидко разбавленный олифой масляный колер, масляно-эмульсионный состав и др.; синтетически и составы - перхлорвиниловый, поливинилацетатный, стирол-бутадиеновый, которые приготавляют путем разведения водой соответствующих красок. Шпатлевки и подмазочные пасты готовят на тех же связующих, что и окрасочные составы, но с большим количеством наполнителя, в результате чего они имеют пастообразную консистенцию. Назначении шпатлевок- выравнивание загрунтованных поверхностей, подмазочных паст - заделка отдельных небольших неровностей, трещин, повре­ждений поверхности.

3. Подготовка поверхностей под окраску

Окраска поверхностей состоит из ряда последовательно выполняемых операций, которые можно разделить на подготовку под окраску him посредственную окраску. Операции подготовки основания под окраску включают: очистку и выравнивание поверхности основания, огрунтовку поверхности (проолифку), шпатлевку, шлифовку и вторую огрунтовку.

Поверхность, подлежащая окраске, должна быть просушена, очищена от пыли и грязи, брызг раствора, жировых пятен, коррозии и тщательно выровнена. Шероховатые поверхности штукатурки заглаживают, мелкие трещины расшивают и заделывают раствором на глубину не менее 2 мм. Оштукатуренные поверхности после их высыхания сглаживания пемзой или деревянным бруском, металлические поверхности очищают от ржавчины металлическими щетками или пескоструйным аппаратом

Влажность оштукатуренной или бетонной поверхности перед окраской не должна превышать 8%, деревянных поверхностей - 12%, более влаж­ные поверхности можно окрашивать, но только известковыми, цемент­ными и силикатными красками. Окраску по ранее окрашенным поверхно­стям производят только после тщательной очистки от старой поврежден­ной краски и шпатлевки. Перед окраской поверхности грунтуют, шпат­люют и шлифуют.

В зависимости от качества готовности поверхности под окраску под­разделяют на четыре группы:

1) бетонные и гипсобетонные, не требующие шпатлевки;

2) облицованные древесноволокнистыми плитами, заделка трещин и
шпатлевка на которых производится примерно на 15% площади;

3) оштукатуренные, заделка трещин и шпатлевка на которых занима­ет примерно 35% площади;

4) поверхности, на всей площади которых необходимо выполнить за­делку трещин и шпатлевку.

Очистку поверхности от пыли производят сжатым воздухом или щетками. Загрязнения, жирные и смоляные пятна удаляют ветошью, стальными шпателями, применяют разнообразные растворители. От ржавчины металлические поверхности очищают шпателями, щетками, скребками, пневмо- и электрошлифовальными машинками. При больших площадях очищаемых поверхностей целесообразно использовать песко­струйные аппараты.

Огрунтовку (нанесение подготовительного слоя) - предваритель­ную окраску жидкими окрасочными составами - выполняют с целью пропитки поверхности, которая обеспечит прочное сцепление с ней по­следующих окрасочных слоев и придаст поверхности однородность. i Грунтовки под клеевую окраску делают на основе купороса (на 10 л воды принимают 0,3 кг медного купороса, 0,25 кг плиточного клея и 0,3 кг хозяйственного мыла), применяют грунт известковый, мыловар, квасцовый и др. Под известковую и казеиновую окраску делают извест­ковую грунтовку, под масляную окраску поверхность покрывают оли­фой.

При подготовке поверхности под окраску водными составами огрун­товку выполняют несколько раз - перед частичной подмазкой отдель­ных мест, перед нанесением каждого слоя шпатлевки и перед окраской; vro обеспечивает закрепление и выравнивание основания. Грунт наносят ни поверхность валиками и кистями, механизированное распыление - с помощью малярных удочек и распылителей.

Подготовку поверхности под малярную окраску осуществляют вруч­ную посредством проолифливания основания кистями или валиками. В олифу добавляют небольшое количество пигмента (5... 10%) или готовую краску для огрунтовки поверхности разбавляют олифой в пропорции от 1:8 до 1:10. Наличие пигмента в огрунтовочном составе позволяет в про­цессе работ находить возможные пропуски на поверхности и сразу же их огрунтовывать. Применяют олифу оксоль, которая при благоприятных условиях высыхает за сутки. Нанесение на еще непросохшее основание шпатлевки или окрасочного состава приводит к образованию пузырей и шелушению покрытия. Для огрунтовки в последнее время начинают ши­роко применять водомасляную грунтовку вместо олифы.

Подмазка - заполнение шпатлевочными составами явных неровно­стей на обрабатываемой поверхности: щелей в деревянных конструкци­ях, трещин в штукатурке, поврежденных мест на бетонных поверхностях.

Шпатлевание поверхности - нанесение шпатлевочного состава на огрунтованную поверхность равномерным слоем в 1...3 мм. В зависимо­сти от связующего шпатлевочные пасты делают клеевые, масляные, масляно-клеевые и лаковые. Для нанесения паст на поверхность при ручном способе применяют деревянные, металлические и резиновые шпатели различных размеров и конструкций. При механизированном способе на­шли распространение воздушные распылители и механизированные шпатели, состав наносится на поверхность под давлением. В зависимости от предъявляемых к окраске требований поверхности шпатлюют один или несколько раз с промежуточным шлифованием и огрунтовкой. Паста для подмазки должна быть густой, для шпатлевки - средней консистен­ции.

Шлифование - сглаживание поверхности и устранение на ней всех неровностей осуществляют после каждой подмазки и шпатлевки пемзой или шлифовальной шкуркой вручную, пневмо- или электрошлифоваль­ными машинами.

Малярные составы и полуфабрикаты приготовляют в специальных цехах и в передвижных малярных станциях, в состав которых входят краскотерки, смесители, измельчители, клееварки, вибросита.

4. Окраска поверхностей

В зависимости от назначения зданий устанавливают категорию окра­сочных работ. Существуют три вида окраски с точки зрения качества: простая, улучшенная и высококачественная. Разница между ними опре­деляется тем, насколько качественно подготавливается поверхность сте­ны или потолка для окраски, а также качеством приготовления и нанесе­ния на поверхность красящих составов. Категорию отделки назначают в зависимости от требований, предъявляемых к отделке. Все красящие составы наносят на поверхность тонким и ровным слоем так, чтобы не было видно следов кисти и вся поверхность была окрашена равномерно без подтеков.

Простую окраску применяют при отделке поверхностей подсобных и временных строений, складских и прочих второстепенных сооружений.

Улучшенную окраску используют при отделке жилых, обществен­ных, учебных и бытовых помещений с постоянным пребыванием людей.

Высококачественную окраску применяют при отделке театров, клу­бов, вокзалов, дворцов культуры и подобных им зданий общественного назначения. Чем выше требования к качеству отделки зданий, тем больше операций приходится выполнять при подготовке поверхностей под окра­ску.

Окраску подразделяют на внутреннюю и наружную . К наружной ок­раске предъявляют более высокие требования с точки зрения атмосферо-и морозостойкости окрашенных фасадов, ограждающих конструкций лоджий и балконов.

Окрашиваемую поверхность можно получать гладкой и шерохова­той, последняя называется окраской «под шагрень» и применима при ок­раске потолков, стен лестничных клеток и фасадов зданий. В зависимо­сти от интенсивности блеска окрашиваемые поверхности подразделяют на глянцевые и матовые. При декоративно-художественной отделке по­верхности стен можно окрашивать под ценные породы дерева или доро­гие ткани.

  • 4.1. Цели и задачи строительного проектирования
  • 4.2. Правовые основы проектирования
  • 4.3.Стадии проектирования и содержание проектной документации
  • 4.4. Бизнес-план и технико-экономическое обоснование инвестиций
  • Глава 5. Технологическое проектирование строительных процессов
  • 5.1. Проектирование производства строительно-монтажных работ
  • 5.1.1. Пример руководство по разработке и утверждению технологических карт в строительстве (к сНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства»)
  • 1. Общие положения
  • 2. Состав и содержание технологической карты
  • График производства работ
  • 5.2. Порядок разработки, экспертизы, привязки, утверждения и регистрации технологических карт
  • 5.3. Карты трудовых процессов
  • 5.3.1. Пример
  • Карта трудового процесса срезка растительного слоя грунта бульдозером дз-8 (д-271 а) с применением поперечно-участковой схемы
  • 1. Область и эффективность применения карты
  • 2. Подготовка и условия выполнения процессов
  • 3. Исполнители, предметы и орудия труда
  • 4. Технологический процесс и организация труда
  • 5. Приемы труда
  • 5.4. Методы и способы производства строительно-монтажных работ
  • 5.5. Календарное планирование. Назначение и состав календарных планов
  • 5.5.1. Календарный план строительства комплекса зданий и сооружений
  • Строительства отдельного объекта
  • 5.5.3. Выбор методов производства работ на основе технико-экономического сравнения вариантов
  • 5.5.3.1. Пример. «Выбор крана для монтажа строительных
  • 5.6. Методика и общие принципы разработки сетевого планирования
  • 5.6.1. Общие принципы построения сетевого графика
  • 5.6.2. Параметры сетевого графика и способы его расчета
  • 5.6.3. Корректировка сетевых графиков
  • 5.7. Качество строительно-монтажных работ
  • 5.7.1. Контроль качества работ
  • 5.8. Технико-экономические показатели (тэп)
  • 5.9. Охрана труда в строительстве
  • 5.10. Экологическая безопасность строительных технологий
  • Глава 6. Предприятие (организация) в строительстве
  • 6.1. Основные признаки предприятия (организации) и общая их характеристика в строительстве
  • 6.1.1. Характеристика предприятий (организаций) в строительстве
  • 6.2. Формы и виды строительно-монтажных организаций как юридических лиц
  • 6.3. Государственные и муниципальные унитарные строительные предприятия
  • 6.4. Холдинговые компании, корпорации и ассоциации в строительстве
  • Глава 7. Современные инновационные технологии. Проектирования строительных процессов на основе моделирования и информационных технологий.
  • 7.1. Моделирование структуры строительных технологий
  • 7.2. Создание и использование информационной среды строительных технологий
  • 7.3. Применение и использование электронных систем нормативно-технической информации (эс нти) «техэксперт» и «стройтехнолог»
  • 7.3.1.Межотраслевые системы
  • Указатель норм, правил, стандартов России
  • Нормы, правила, стандарты России
  • Охрана труда
  • Предприятие и инспектор
  • Управление качеством продукции и услуг
  • Эксперт: Экология
  • 7.3.2.Отраслевые системы
  • Стройэксперт
  • Особенности работы в системе «Стройэксперт»
  • Стройтехнолог
  • 7.3.3. Пример использования Особенности поиска в системе «Стройтехнолог».
  • 7.4. Программно-информационное обеспечение управления проектом
  • 7.4.1. Компьютерная программа Microsoft Project
  • 7.4.2.Компьютерная программа project expert
  • 7.4.3. Программа финансово-экономического учета chief-builder
  • Глава 8. Сметная стоимость строительства, инвестиции
  • 8.1. Особенности ценообразования в строительстве
  • 8.2.Сметная документация
  • 8.3. Состав сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ
  • 8.4. Применение единичных расценок, их назначение, состав
  • 8.5. Единые районные единичные расценки (ерер) и порядок их привязки к местным условиям
  • 8.6. Сметные нормы и расценки (сНиР)
  • 8.7. Договорные цены в строительстве. Формирование договорной цены на строительную продукцию
  • Глава 9. Подрядные торги в строительстве
  • 9.1. Назначение подрядных торгов в строительстве
  • 9.2. Порядок проведения подрядных торгов в строительстве
  • Глава10. Инженерная подготовка и оборудование строительных площадок
  • 10.1. Общие положения
  • 10.2.Техдокументация
  • 10.3. Работы подготовительного периода
  • 10.4. Отвод поверхностных и грунтовых вод
  • 10.5. Геодезическая разбивочная основа
  • 10.5.1. Планировка участка строительства
  • 10.5.2. Геодезические работы
  • 10.6. Искусственное закрепление грунтов
  • Глава 11. Транспортирование строительных грузов
  • 11.1. Организация дорожного хозяйства
  • 11.2. Дороги строительной площадки
  • 11.3. Транспорт и его использование в строительстве
  • 11.4. Организация работы автотранспорта
  • 11.5. Транспортирование грузов транспортом циклического действия
  • 11.6. Транспортирование грузов транспортом непрерывного действия Ленточные транспортеры
  • 11.7. Погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке
  • 11.8. Складирование материалов и изделий
  • Глава 12. Технология производства земляных работ
  • 12.1. Технология производства работ одноковшовыми экскаваторами
  • 12.2. Технология производства работ экскаватором с рабочим оборудованием «драглайн, прямая и обратная лопата»
  • 12.3. Производительность одноковшовых экскаваторов. Методика расчёта и пути её повышения
  • 12.4. Технология производства работ бульдозерами
  • Основные параметры бульдозеров
  • 12.5. Технология производства работ скреперами
  • 12.6. Технология уплотнения грунта
  • 12.7. Технология производства земляных работ в зимнее время
  • 12.8. Контроль качества земляных работ и сооружений Устройство траншей и котлованов
  • Приемка земляных работ.
  • Глава 13. Бетонные и железобетонные работы
  • 13.1. Опалубочные работы
  • 13.4. Подъемно-переставная опалубка для бетонирования же­лезобетонной трубы.
  • 13.5. Пневматическая опалубка:
  • 13.6. Несъемные опалубки
  • 13.2. Арматурные работы
  • III. Арматурные изделия
  • 13.3. Бетонные работы
  • 13.4. Специальные методы бетонирования конструкций
  • 13.5. Бетонирование в зимних условиях
  • 13.6. Контроль качества бетонных работ
  • 13.7. Требования безопасности труда при производстве бетонных работ
  • Глава 14. Монтажные, свайные и шпунтовые работы
  • 14.1. Производство монтажных работ
  • 14.2. Производство свайных и шпунтовых работ
  • Глава 15. Каменные работы
  • 15.1. Элементы и правила каменной кладки
  • 15.2. Организация труда каменщиков
  • 15.3. Кладка из кирпича
  • 15.4. Кладка многослойных наружных стен
  • 15.5. Монтажные работы при возведении кирпичных зданий
  • 15.6. Производство каменных работ в зимнее время
  • 15.7. Контроль качества и безопасность труда при производстве каменных работ
  • Глава 16. Деревянные работы
  • 16.1. Монтаж сборных деревянных домов и конструкций
  • 16.2. Установка столярных изделий
  • 16.3. Контроль качества и безопасность труда
  • Глава 17. Сварочные работы
  • 17.1. Газовая сварка
  • 17.2. Электрическая сварка
  • 17. 3. Контроль качества и безопасность сварочных работ
  • Глава 18. Работы по устройству защитных и изоляционных покрытий
  • 18.1. Противокоррозионные покрытия
  • 18.2. Теплоизоляционные работы
  • 18.3. Гидроизоляционные работы
  • Глава 19. Кровельные работы
  • 19.1. Устройство кровель из асбоцементных волнистых листов
  • 19.2. Устройство черепичной кровли из натуральных материалов
  • 19.3. Устройство кровель из металлических листов
  • 19. 4. Устройство «мягких кровель»
  • 19.5. Особенности производства кровельных работ в зимних условиях
  • 19.6. Контроль качества и обеспечение безопасности труда при производстве кровельных работ
  • Глава 20. Работы по устройству отделочных покрытий
  • 20.1. Штукатурные работы
  • 20.2. Облицовочные работы
  • 20.3. Стекольные работы
  • 20.4. Малярные работы
  • 20.5. Оклеивание обоями
  • 20.5.1. Оклеивание потолков обоями
  • 20.5.2. Оклеивание стен
  • 20.6. Безопасность труда при производстве отделочных работ
  • Глава 21. Устройство полов
  • 21.1. Подготовка оснований, устройство подстилающего слоя и стяжки
  • 21.2. Устройство покрытий полов из древесины и изделий на её основе
  • 21.3. Устройство покрытий полов из синтетических рулонных материалов и плиток
  • 21.4. Устройство покрытий полов на основе химических волокон
  • 21.5. Устройство покрытий полов из каменных плиток и плит
  • 21.6. Устройство монолитных (бесшовных) покрытий полов
  • 21.7. Организация работ, контроль качества и техника безопасности
  • Глава 22. Строительно-монтажные работы при реконструкции зданий и сооружений
  • 22.1. Способы разборки и разрушения конструктивных элементов зданий и сооружений
  • 22.2. Способы устройства проёмов, отверстий
  • 22.3. Особенности производства земляных работ
  • 22.4. Демонтаж и монтаж строительных конструкций
  • 22.5. Особенности бетонных работ и усиления бетонных и железобетонных конструкций
  • 22.6. Ремонт и перекладка кирпичных конструкций
  • 22.7. Техника безопасности
  • Литература
  • Оглавление
  • Глава 8. Сметная стоимость строительства, инвестиции 123
  • Глава 11. Транспортирование строительных грузов 154
  • Глава 13. Бетонные и железобетонные работы 193
  • Технология и организация строительного производства
  • 20.4. Малярные работы

    Ма­лярные работы - окраска поверхностей зданий, сооружений и их конструктивных элементов вязкожидкими составами, образующими после высыхания и отвердения однородную пленку, имеющую прочное сцепление с основанием. Объем малярных работ в строительстве очень велик, поэтому большое значение имеет качество их выполнения и снижение трудовых затрат. Малярные составы, получаемые обычно из сухих красящих материалов (пигментов) и связующих веществ, должны хорошо сопротивляться внешним воздействиям, обладать достаточной адгезией (прилипание к поверхности), гидрофобностью (водоотталкивающая способность), быть экономичными, допускать перекраску покрытия.

    При производстве малярных работ применяются различные лакокрасочные изделия, назначение которых разнообразно - от выравнивания и декоративной отделки поверхностей до защиты их от внешних воздействий. К лакокрасочным материалам относятся: краски строительные, лаки, связующие вещества и пигменты, растворители и разжижители лаков и красок, сиккативы, шпатлевки, грунтовки, подмазки, отвердители и пластификаторы полимерных красок, и другие специальные добавки.

    Лаки - растворы пленкообразующих веществ - масел, смол, битумов, эфиров, целлюлозы в органических растворителях. Служат они для получения прозрачных покрытий, выполняющих защитную и декоративную функции, либо для увеличения блеска покрытия нанесенных слоев эмали или краски. Сродни лакам олифы - продукты термической или химической переработки растительных масел с введением растворителей и других добавок. Чаще всего олифу применяют для разбавления красок и реже - для защиты деревянных конструкций (проолифливания).

    Шпатлевки необходимы для заделывания трещин и выравнивания поверхностей. Они имеют более густую консистенцию, чем остальные лакокрасочные материалы. Улучшенными противоударными качествами обладают шпатлевки с добавлением латекса (сок дерева гевеи). Супертвердые покрытия с хорошей адгезией (слипанием двух поверхностей) образуют алкидные шпатлевки. Для металла в основном применяют полиэфирные шпатлевки. После шпатлевания поверхность шлифуют и грунтуют.

    Грунтовки строительного назначения обеспечивают прочное сцепление красок с окрашиваемой поверхностью, кроме того, улучшают физико-механические и антикоррозионные (для металлических поверхностей) свойства всего покрытия (шпатлевка-грунтовка-краска).

    В зависимости от вида связующего краски строительные подразделяются на краски полимерные (полимерцементные, эмульсионные, летучесмоляные), краски на минеральной основе (цементные, известковые, силикатные, клеевые) и краски масляные .

    Масляные краски строительные изготовляют на основе олиф, эмалевые - на основе лаков. Эмали применяют для получения верхних слоев покрытий, нанося их на грунтовки и шпатлевки. Масляные краски используют для получения не только верхних, но и грунтовых слоев покрытий. Их выпускают готовыми к применению или в виде густотертой пасты (густотертые краски), требующей доведения до рабочей вязкости добавлением олифы и сиккатива на месте производства работ. В красках, готовых к употреблению, содержание олифы составляет 40-50%. Краски, перетертые на алкидных олифах (глифталевой или пентафгалевой), называются алкидными.

    Краски, приготовленные на основе водных дисперсий полимеров. (синтетических пленкообразователей), называются эмульсионными (водоэмульсионными, воднодисперсными, латексными). Их популярность объясняется тем, что в случае необходимости их можно разбавить водой; они наносятся на дере­во, кирпич, бетон, штукатурку.

    Фасадные краски предназначены для защиты здания от атмосферных воздействий, подчеркивают выразительность архитектурных форм. Фасадные краски служат максимально длительный срок (10 лет и более).

    Вся необходимая для потребителя информация о лакокрасочном материале приводится на этикетке, в инструкции по применению, где дается полное наименование материала с указанием стандарта или технических условий, описываются его назначение, способ применения, меры предосторожности, указывается завод-изготовитель, дата выпуска и номер партии. Кроме того, каждому лакокрасочному материалу присваивается обозначение, состоящее из букв и цифр. Например, по виду и химическому составу пленкообразующего вещества различают следующие лакокрасочные материалы: алкидно-акриловые (АС), алкидно-уретановые (AT), ацетилцеллюлозные (АЦ), полиакриловые (АК), полиамидные (АД, ИД), битумные (БТ), винил- и девинилацетиленовые (ВН), глифталевые (ГФ), канифольные (КФ), каучуковые (КЧ), кремнийорганические (КО), масляно- и алкидно-стирольные (МС), масляные (МА), мочевинные (МИ), нитроцеллюлозные (НЦ), нефтеполимерные (НП), пентафталевые (ПФ), перхлорвиниловые и поливинилхлоридные (ХВ), поливинилацетатные (ВД), поливинилацетальные (ВЛ), полиуретановые (УР), фенольные (ФЛ), фторопластовые (ФП), фуриловые (ФР), хлорированные (ХП), шеллачные (ШЛ), эпоксидные (ЭП), янтарные (ЯН) и др.

    Малярные работы производятся в условиях, исключающих возможность повреждения отделочных поверхностей, а также загрязнения их при выполнении последующих работ.

    Технология производства работ . В зависимости от вида отделки, материала окрашиваемых поверхностей (штукатурка, дерево, металл и т.д.), а также окрасочного состава малярные работы включают следующие операции: очистку поверхности, сглаживание, при необходимости вырезку сучков и засмолов, расшивку трещин, проолифку, подмазку, шлифовку, шпатлевку, огрунтовку, собственно окраску и окончат, отделку.

    Оборудование для перетирания, просеивания, процеживания, перемешивания, транспортирования и нанесения на поверхность окрасочных составов рационально объединять в линии, ос­нащенные дополнительно грузоподъемными и транспортными устройствами. Линии могут устанавливаться как на производственной базе строительной организации (например, УПТК), так и в фургоне на колесном ходу (на автомобильном или транспортном прицепе). Последние получили название малярных станций. Их применение способствует улучшению качества от­делочных работ, повышению производительности труда бригад маляров, экономии материалов.

    Станции оснащаются несколькими (двумя-четырьмя) технологическими линиями для приготовления, подачи и нанесения шпатлевки малярных составов. Они имеют необходимое оборудование для выполнения всего комплекса работ (например, в состав линии по приготовлению и транспортированию масляных красок могут входить краскотерка, вибросито, красконагнетательный бак и др.).

    На окрашиваемые поверхности краски наносят кистью, валиком или краско­распылителем. Основной инструмент маляра - кисть. Кроме кистей в арсенале маляра должны быть шпатели, валики, различные щетки, терки и др. Инструмент и емкости с краской размещают на специальной легкой тележке.

    Как правило, все процессы должны выполняться механизированным способом. Наиболее трудоемкий процесс - шпатле­вание поверхностей - осуществляется при помощи механизированных шпателей и установок. Грунтовочные, малярные составы наносятся краскопультами, электро­краскопультами, пистолетами-распылителями, а также меховыми и перфорированными валиками. Для механизированного нанесения лаков и красок в строительстве и деревообработке применяют различные краскораспылители - безвоздушные, воздушно-комбинированные и воздушные (под низким давлением).

    При безвоздушном распылении краска или антикоррозийный состав подается к соплу специальной конструкции под высоким давлением и приобретая большую скорость наносится на обрабатываемую поверхность. Такая технология обеспечивает высокую производительность труда и малые поте­ри краски. Безвоздушное напыление применяется при нанесении слоя дос­таточно большой толщины.

    Воздушно-комбинированное распыление ведется при значительно меньшем давлении. Подача воздуха непосредственно на выходе краски из сопла обеспечивает тонкое распыление, создает мягкий регулируемый факел.

    Распространенным видом отделки стен является окрашивание клеевыми составами .

    Перед нанесением состава поверхность очищают скребком и сглажива­ют при помощи шарнирной щетки. Для обеспечения лучшей адгезии (сцепления) рекомендуется обработать поверхности стен промышленным пылесосом. В местах сопряжений перегородок и капитальных стен, отдельных деталей сборного железобетона, у дверных и оконных коробок, в местах примыканий к основным конструкциям деталей встроенной мебели часто появляются трещины, которые возобновляются после неоднократного подмазывания и шпатлевания. Поэтому такие участки маляры оклеивают полосами марли и обрабатывают клеевым шпаклевочным составом до и после оклеивания.

    До окрашивания поверхности грунтуют, лучше всего купоросной грунтовкой. Неогрунтованную поверхность окрашивать очень тяжело, при работе кистями заметны полосы. Производить огрунтовку механизированным способом нерационально, так как медный купорос может вызвать коррозию металла. Не рекомендуется первые 2-3 ч сушить грунтовку сквозным проветриванием. Как только она высохнет (примерно через сутки), можно приступить к окрашиванию.

    Клеевые краски приготавливают из мела, клея, воды, при необходимости с добавлением цветного пигмента. Цветной состав краски называют колером, а белый - побелкой. Готовую краску проверяют пробным окрашиванием небольшой поверхности. Если клея мало, краска пачкает, если много, получаются блестящие полосы, краска со временем может растрескаться, а на поверхности могут появиться так называемые мраморные пятна. В такой состав необходимо добавить воды. Окрашивать поверхности можно кистями, валиками (с внутренней подачей окрасочного состава и с наружной - через плоские щетки) или краскораспылителями (краскопульт с удочкой, электрокраскопульт и др.). Окрасочный состав необходимо перемешивать каждые 5-6 мин. После окончания работы кисти, валики, краскораспылители следует хорошо промыть, протереть, просушить, а затем положить на хранение.

    Качество и срок службы окрашенных масляными составами поверхностей зависят от тщательной подготовки к окрашиванию. Их олифят, ошпатлевывают, зачищают, сушат и только после этого окрашивают.

    Поверхность перед проолифливанием должна быть сухой и обязательно очищенной от пыли и грязи. Олифа может применяться в чистом виде, но лучше подкрашенной сухим пигментом или густотертой краской любого цвета (при этом будут заметны пропущенные места). После высыхания олифы мелкие трещины и выбоины на поверхности подмазывают. Нанесенный слой после высыхания шлифуют шкуркой, снова олифят и сушат.

    Огрунтовку выполняют жидкой масляной краской того цвета, которым будет проводиться окрашивание. Для отбивки линий (ограничителя поля окрашивания) отмеряют требуемое расстояние, натягивают шнурок, предварительно окрашенный сухим красителем, и, оттянув и отпустив шнурок, отмечают ровную линию. В верхней части стены это можно сделать также с помощью телескопической линейки с грифелем и роликом и других приспо­соблений.

    Шпатлевание выполняют по высохшей огрунтованной поверхности с помощью стальных, деревянных или резиновых шпателей. Нанесение шпатлевок может производиться механизировано. В зависимости от качества поверхности шпатлевание выполняют один или несколько раз. Каждый предыдущий слой сушат, зачищают шлифовальной шкуркой и производят проолифливание или грунтование.

    Масляные краски можно наносить с помощью различных распылителей, кистями или валиками. Валиками, как и кистями, стены окрашивают сначала в горизонтальном направлении, затем в вертикальном. Краску следует наносить как можно тоньше. В труднодоступных местах, в углах стен, у наличников, плинтусов можно красить только кистями.

    Масляными красками можно выполнить фактурную отделку под различные сорта древесины: под «орех», под «красное дерево» и т.д. Подготовку и обработку поверхностей под фактурную отделку производят так же, как и под высококачественную масляную окраску. Вначале на подготовленную поверхность наносят первый, грунтовочный, слой краски, цвет которого должен быть немного светлее, чем самые светлые места образца дерева. Связующим служит смесь натуральной олифы с растворителем - скипидаром или бензином в соотношении 1:1 с добавлением 3-5% сиккатива.

    Одним из прогрессивных методов отделки поверхностей строительных конструкций, улучшающих адгезию краски с отделываемой поверхностью, является окрашивание в электростатическом поле. При этом уменьшаются потери краски, сокращается туманообразование при окрашивании. Этот прогрессивный метод применяют главным образом в заводских условиях, когда изделие (конструкция) перемещается по конвейеру внутри окрасочной камеры, а краскораспылители находятся в неподвижном состоянии.

    Фактурная отделка стен и потолков. При производстве малярных работ может быть применен ряд художественных отделок: набрызг, разделка губкой, на­катка рисунка валиками, фактурная окраска, дающая на поверхности рельефные рисунки, роспись по трафарету, аэрографическая роспись и др.

    Отделка поверхностей под дерево, декоративный камень и шелк, аэрографические отделки, постановка трафаретов, вы­тягивание филенок и другое называется альфрейными работами. При этом получают мелко-, средне- и крупнозернистую фактуру отделанной поверхности, без бликов и скрывающую небольшие дефекты и шероховатость. Этот метод окрашивания позволяет экономить трудовые затраты на объекте,

    Окраска фасадов зданий производится силикатными, перхлорвиниловыми и цементно-перхлорвиниловыми красками, растворами из кремнийорганических полимеров и др. Краска на фасадах должна держаться как можно дольше - не менее 10 лет. Современные красители позволяют добиться этого, но требуются тщательная подготовка поверхности и качественное нанесение краски. Для удаления старой краски, грязи и копоти применяют водопескоструйные машины высокого давления, очищающие поверхности с помощью воды и песка. Машины отличаются давлением, которое они развивают - от 0,6 до 5 МПа, исполняются с электрическим, бензиновым или дизельным двигателем. Их применение позволяет повысить производительность труда примерно в 10 раз по сравнению с работой ручными инструментами.

    Процесс окрашивания фасада здания силикатными красками (срок службы на фасадах - до 50 лет и более) включает следующие операции:

      очистку поверхностей от загрязнений; нанесение на стекла снаружи меловой пасты или установку переносных щитов;

      грунтование поверхностей; смешивание разбавленного жидкого стекла с пигментной смесью и процеживание через сито с отверстиями диаметром 0,3 мм;

      окрашивание поверхностей; протирание стекол.

    Для приготовления силикатных красок пригодно только калийное жидкое стекло (обыкновенный канцелярский силикатный клей - натриевое жидкое стекло). Карбонаты калия из-за большой гигроскопичности не кристаллизуются.

    Окрашивать этими красками можно лишь жесткие подложки - кирпич глиняный и силикатный, керамические изделия. При окрашивании поверхностей на цементных вяжущих, предварительно необходимо обработать их 5%-м раствором щавелевой кислоты, иначе через несколько месяцев может произойти отслаивание покрытия от цементной подложки.

    Процесс окрашивания фасада здания перхлорвиниловыми и цементно-перхлорвиниловыми красками складывается из следующих операций:

    очистки поверхностей от загрязнений; нанесение на стекла снаружи меловой пасты или установки переносных щитов; огрунтовывания; шпатлевания; окрашивания поверхностей в два приема, протирания стекол. Для огрунтовывания применяется перхлорвиниловый лак 5%-й концентрации.

    Организация производства. Контроль качества. Требования техники безопасности . Малярные работы могут производиться в здании по этажам - горизонтальная схема, либо по секциям - вертикальная схема (более удобна в жилищном строительстве). Здание разбивается на примерно равные по трудоемкости участки (захватки), каждая из которых должна состоять из целого числа комнат, квартир, этажей и т.д. Захватка закрепляется за определенной бригадой, которая не­сет ответственность за качество работ и сроки их выполнения. Работа выполняется специализированной или комплексной бригадой. Бригады разбиваются на звенья, которые, двигаясь друг за другом в порядке технологической последовательности работ, образуют непрерывный поток. Количественный и квалификационный состав звеньев может изменяться в зависимости от назначения зданий и характера отделываемых поверхностей.

    Одним из вариантов состава бригады, работающей поточно-расчлененным методом, может быть следующий. Бригада делится на 6 звеньев. Каждое звено специализируется на выполнении отдельных процессов:

      первое звено готовит поверхности под шпатлевание механизированным способом;

      второе звено наносит шпатлевочные составы на потолки, стены коридоров и лестничных клеток;

      третье звено выполняет шпактлевание окон, дверей, по­лов, панелей в кухнях, санитарно-технических узлах, подмазывает плинтусы;

      четвертое звено очищает металлические поверхности от грязи и ржавчины, окрашивает панели в кухнях и санузлах, трубы и радиаторы, электрощитки, почтовые ящики, металлические ограждения лестничных маршей;

      пятое звено шлифует полы механизированным способом, окрашивает оконные переплеты и двери, огрунтовывает и окрашивает полы;

      шестое звено оклеивает стены обоями.

    При работе поточно-цикличным методом бригада разбивается на звенья, выполняющие разные виды отделки. Например, в бригаде из шести звеньев первое и второе окрашивают водно-мело­выми составами потолки и стены. Третье и четвертое звенья окрашивают стены и столярные изделия масляными красками. Пятое и шестое оклеивают стены обоями.

    При конвейерном методе производства малярных работ бригада состоит из нескольких звеньев. Каждое звено выполняет все малярные и обойные работы в отведенных ему квартирах.

    Окрашивание фасадов начинают с верхнего этажа с использованием подвесных механизированных люлек. При высоте зданий до 17 м работы можно вести с телескопических вышек, на зданиях высотой до 12 этажей применяют также люльки с ручным приводом. Работы выполняют, как правило, двумя звеньями с двух люлек. В каждой люльке работают два маляра, ко­торые производят все операции: поднимают и опускают люльку, очищают поверхности фасада, защищают стекла; при помощи краскораспылительной удочки огрунтовывают и затем окрашивают поверхности. По окончании работы оба маляра протирают стекла ветошью. Один маляр (на два звена) работает у малярной станции и обеспечивает подачу к рабочим местам малярных составов.

    Чтобы окраска была равномерной, прерывать работу рекомендуется только в местах архитектурных членений фасада (балконы, углы и т.д.).

    По окончании работ, а также в перерывах, продолжающихся более 30 мин, шланги кисти и удочки промывают растворителем (ксилолом или сольвентом). Неизрасходованную краску сливают в герметически закрывающуюся тару.

    Приемку малярных работ производят после высыхания водных красок и образования прочной пленки на поверхностях, покрытых масляными составами, эмалями или лаками.

    К качеству малярных работ предъявляются следующие требования. Окрашенные поверхности должны быть однотонными. Не допускаются следы от кисти, полосы, пятна, потеки, брызги, морщинистость, пропуски. Поверхности, обработанные валиками или губкой, должны иметь однородный рисунок.

    При высококачественной окраске не допускаются искривления линий и закрашивание сопряженных поверхностей, окрашенных в различные цвета; при улучшенной окраске указанные дефекты не должны превышать 2 мм, при простой -5 мм.

    Бордюры, фризы, филенки должны быть одинаковой ширины на всем протяжении без видимых стыков.

    Для малярных работ не разрешается применять краски и растворители неизвестного состава без их анализа и разрешения органов санитарного надзора. В качестве растворителя запрещается использовать высокотоксичные вещества, вызывающие сильное отравление (этилированный бензин, бензол, четыреххлористый углерод) или имеющие повышенное аллергическое действие (скипидар).

    Необходимо следить за тем, чтобы на емкостях с краской (бидоны, бочки, банки) имелись этикетки или бирки с наименованием материала, его маркой, видом растворителя, номером партии, датой изготовления и массой. Металлическую тару для хранения лакокрасочных материалов следует закрывать крышками и открывать инструментом, не вызывающим искро­образования.

    Внутренние малярные работы с применением составов, выделяющих вредные для здоровья людей летучие пары, производят при открытых окнах или наличии вентиляции, обеспечивающей не менее двукратного обмена воздуха в час. При работе с нитрокрасками осуществляют сквозное проветривание. В зоне использования нитрокрасок находятся не более 4 часов и не производят работы, вызывающие искрообразование и связанные с использованием открытого огня (электропроводка должна быть выполнена во взрывобезопасном исполнении или обесточена).

    Перед окраской любой поверхности, её нужно подготовить надлежащим образом.

    Новые оштукатуренные, бетонные либо гипсовые поверхности сначала нужно очистить от пыли. После этого с помощью пемзы или наждачной бумаги устраняют неровности, шероховатости и другие дефекты. Имеющиеся трещины разрезают на глубину в пару мм. После углубления трещины смачивают водой и обрабатывают гипсовым раствором, подмазкой или шпатлёвкой. Обработанную таким образом поверхность разравнивают тёркой.

    Деревянные новые поверхности должны пройти очистку от грязи и пыли. После этого их освобождают от сучков, пробок и засмолов. Пробки также устраняют врубкой на 3-5 мм. Трещины и щели также разрезаются. Если не выполнить эту процедуру, то сучки при усыхании древесины будут выступать в виде бугорков. То же самое произойдёт и с засмолами. Кроме того, краска будет разрушаться этими дефектами изнутри.

    Все нужны е подготовительные операции для тех поверхностей, которые раньше уже были окрашены масляными красками, зависят от того, как сохранилась старая краска, и что это за поверхность. Если старое покрытие и штукатурка держатся хорошо, то достаточно поверхность промыть 2 % раствором соды. Если есть места, в которых масляная краска ослабела, то её нужно частично либо полностью соскабливать. Тогда, когда старая краска покрылась м орщинами и трещинами, но её не удаётся счистить, нужно на поверхность наносить смывку для снятия старой краски. После некоторого времени дейс твия смывки (0,5-2 часа) краска размягчается, и её легко снять шпателем. Старую краску также можно снять паяльной лампой, специальным феном (температура воздушного потока таких фенов достигает 280-300 градусов), либо даже утюгом, горячую поверхность которого (для сохранности внешнего вида утюга) накрывают алюминиевой фольгой.

    Если на деревянной поверхности остался толстый слой старого покрытия, то перед новой покраской надо поверхность промывать 2 % слоем соды и тёплой водой. После промывки не помешает подчистить поверхность пемзой, перемешанной с водой. Если на прежнем окрасочном слое имеются трещины, отставания, отслаивания, и другие повреждения поверхности, то старую краску в повреждённых местах непременно нужно снять вплоть до прочного деревянного основания. Эти расчищенные от краски места затем нужно обработать чистой олифой, а также подмазать шпатлёвкой и обработать грунтовкой.

    Элементы отделки фасада и металлические поверхности должны очищаться от ржавчины, а также от краски, которая пришла в негодность. Для выполнения таких работ нужно воспользоваться шпателем, скребком, наждачной бумагой либо металлической щёткой. Кроме того, все поверхности, которые должны проходить окраски, должны быть тщательно очищены от пыли, грязи, брызг штукатурного раствора и других следов строительных материалов.

    Поверхности для окраски водоэмульсионными и эмалевыми красками должны быть подготовлены так же, как перед окраской масляными красками. Водоэмульсионными красками можно красить поверхности, которые имеют следы масляной краски и других красок. Однако, как говорилось прежде, допускается оставлять только тот слой краски, который крепко держится на материале-носителе.

    Перед окраской финскими либо шведскими эмульсионными красками древесину, которая была только что отстрогана, нужно очистить от смолы. Для того, чтобы обессмолить древесину, нужно её поверхность протереть пару раз 8-10 % раствором кальцинированной соды. Температура раствора должна достигать 50-60 градусов. После протирания кальцинированной содой поверхность очищают (протирают) тёплой водой.

    Те поверхности, которые раньше были окрашены известковыми составами, надо внимательно осмотреть. Если есть следы набела, то их нужно очистить. Слой толстого старого набела нужно обильно смочить водой (температура воды - 50-70 градусов). После промокания слоя нужно шпателем очистить краску и промыть поверхность водой.

    Если поверхность ранее была окрашена меловой (клеевой) краской, то повторно красить эту поверхность клеевым составом возбраняется. Ведь новый слой краски будет оттягивать старый. Следовательно, новый слой станет отслаиваться вместе со старым. Старая клеевая краска может быть очищена в сухом виде. Но можно, опять-таки, применить горячую воду (для обработки поверхности горячей водой воспользуйтесь кистью, которая хорошо смачивается большими порциями воды). После очистки старую клеевую краску снимают скребком либо шпателем. Чтобы полностью устранить набелы на поверхности, их также размывают горячей водой.

    Если поверхности окрашивались силикатными либо казеиновыми красками, то их следует очищать 2-3 % составом соляной кислоты. Под ее воздействием мел вступает в реакцию. В таком состоянии старая краска хорошо снимается шпателем либо скребком.

    ГРУНТОВКА ПОВЕРХНОСТИ

    Важная операция в малярных работах. Она проводится для того, чтобы поры, которые присутствуют практически на любой поверхности (особенно это касается деревянных поверхностей), были закрыты. Кроме того, грунтовка создаёт более надёжное сцепление основного слоя краски с поверхностью материала.

    Грунтовка проводится за один раз. Либо делают несколько слоев грунтовки. Наносят грунтовку лишь на подготовленную и сухую поверхность. Грунтовку следует наносить кистью и очень тщательно растушёвывать. Предыдущий слой грунта, при повторной грунтовке, шпаклёвке либо подмазке, должен хорошо просохнуть.

    Под эмалевую либо масляную краску поверхность должна быть прогрунтована чистой олифой. Однако, для удобства, в олифу можно добавить немного краски того цвета, в который в дальнейшем будут красить поверхность. Благодаря этому, будет становиться видной та поверхность, на которой остались непрогрунтованные пятна. Под известковые краски грунтовку проводят по влажной поверхности. Это улучшает сцепление краски, а также повышает её прочность. Такие поверхности должны быть обработаны тем видом грунтовки, которая подходит для таких красок. Под силикатные или казеиновые краски поверхность грунтуют такой же грунтовкой, но более жидкой консистенции. Под водоэмульсионные составы грунтовку выполняют таким составом, который подходит под водоэмульсионные краски. Однако поверхность должна быть предварительно обработана шпаклёвкой и олифой. Если окраска будет вестись финскими либо шведскими красками, то грунтовка не нужна.

    В малярных работах следующей операцией (после грунтовки) является подмазка. Посредством соответствующих подмазок можно устранить дефекты на поверхности окрашиваемого материала. Подмазка должна строго соответствовать тому виду краски, который будет применяться.

    Подмазка наносится шпателем. Высохшую подмазку шлифуют (зачищают). После этого - грунтуют. После подмазки и грунтовки поверхность следует выровнять. Для этого применяют шпаклёвку. Шпаклёвка также должна подбираться в соответствии с применяемой краской. Шпаклёвку наносят ровным тонким слоем с помощью шпателя на всю окрашиваемую поверхность. Как и подмазку, шпаклёвку зачищают (после её полного высыхания). И опять грунтуют.

    Краску нужно наносить на чистую и сухую поверхность. Для нанесения краски нужно воспользоваться валиком, распылителем либо кистью. Каждый следующий слой можно наносить лишь после того, как высох предыдущий слой.

    При работе кистью, держите её почти перпендикулярно к окрашиваемой поверхности. Кисть должна легко скользить только своим кончиком по окрашиваемой поверхности. Она должна двигаться с легкого нажатия. Слой должен быть тонким. По вертикальным поверхностям нужно красить сверху вниз (особенно в последний раз). Деревянная поверхность растушёвывается только вдоль волокон. Поверхность можно покрасить в 1-2 слоя. При необходимости, количество слоев краски доводят до трёх.

    Для того чтобы покрыть покрашенные поверхности лаком, нужно воспользоваться масляными красками. Кроме того, такие поверхности могут быть покрыты масляным лаком. Благодаря этому получают повышенный блеск поверхности. Кроме того, лак продлевает жизнь окрасочному покрытию. Перед применением масляный лак подогревают. Затем перемешивают и наносят в тёплом виде кистью на хорошо просушенную и уже прокрашенную масляной краской поверхность. Слой лака должен быть тонким. После высыхания начального слоя лака, можно, при необходимости, нанести еще один слой.

    Стёкла возле рам, перед окраской окон, нужно обклеить клейкой лентой либо полосами бумаги. Если применяются полосы бумаги, то их нужно предварительно смочить водой и натереть мылом. Такие меры защитят оконные стёкла от загрязнения краской. Кроме того, для этих целей можно применить щитки, сделанные из фанеры, картона либо жести. Краска должна растушёвываться вдоль брусьев оконного переплёта. В местах притвора, до полного высыхания краски, окна надо оставлять открытыми.

    Краску, при окрашивании дверей, сначала надо нанести в горизонтальном направлении. А потом - в вертикальном. Для выравнивания фасада (заключительного этапа покраски поверхностей) применяются специальные торцовки и кисти-флейцы.

    Без нажима, кончиком флейца надо провести по окрашенной поверхности. Пропуски должны быть аккуратно затушёваны. Как только флейц пропитался краской, его тщательно отжимают, протирают тряпкой, и только тогда продолжают работу. Флейцы могут быть вымыты. Но перед применением флейц должен хорошо просохнуть. Ведь в мокром виде флейц не будет выравнивать краску. Поверхность после флейцевания будет гладкой и ровной. На ней не будет сгустков краски и что немаловажно, следов от кисти.

    При работе кистью-торцовкой нужно наносить слабые удары по недавно окрашенной поверхности. Таким образом, получают шероховатую фактуру. Торцовк у в процессе работы протирают сухой тряпкой. Как и флейц, торцовку надо вымывать и тщательно просушивать. Мокрая кисть, практически, непригодна для торцевания.

    Состав технологических операций

    Строительными нормами установлены три вида окрасок по качеству: простая, улучшенная и высококачественная и перечень технологических операций, которые необходимо выполнить, чтобы соответствующая окраска отвечала предъявляемым ей санитарным, техническим или эстетическим требованиям.

    Применение лакокрасочных материалов зарубежного производства, отличающихся высокими технологическими и эксплуатационными качествами, не противоречит принятой у нас технологии, касающейся приводимого состава операций в их технологической последовательности, но дает реальную возможность значительно улучшить качество малярных работ и сократить сроки их выполнения. Для этого необходимо изучить состав технологических операций и отобрать необходимые материалы по их назначению и свойствам, используя информацию, содержащуюся в настоящем справочнике и инструкциях фирм-изготовителей.

    Таблица 1. Технологические операции, выполняемые при подготовке и окраске поверхностей внутри помещений масляными, эмалевыми и синтетическими красками

    Вид окраски

    Технологические операции

    улучшенная

    и высоко-

    качественная

    улучшенная

    и высоко-

    качественная

    улучшенная

    и высоко-

    качественная

    по дереву

    по штукатурке и бетону

    по металлу

    1. Очистка

    2. Сглаживание поверхности

    3. Вырезка сучков и засмолов с расшивкой щелей

    4. Расшивка трещин

    5. Огрунтовка (проолифка)

    6. Частичная подмазка

    шлифовкой подмазанных

    7. Огрунтовка подмазанных мест

    8. Сплошная шпаклевка

    9. Шлифовка

    10. Огрунтовка

    11. Флейцевание

    12. Шлифовка

    13. Первая окраска

    14. Флейцевание

    15. Шлифовка

    16. Вторая окраска

    17.Флайцевание или

    торцевание

    Таблица 2. Технологические операции, выполняемые при подготовке и окраске наружных поверхностей

    Технологические операции

    Составы красок

    силикатные

    известко-

    вые и цементные

    эмульсионные синтетические

    перхлор- виниловые

    масляные и эмалевые

    цементные и вязкие цементные

    1. Очистка

    2. Расшивка

    3. Подмазка

    4. Шлифовка

    5. Шпаклевание

    6. Шлифование

    7. Смачивание

    8. Огрунтовка

    9. Первая окраска

    10. Вторая окраска

    Примечание: 1. При высококачественной окраске поверхностей добавляется сплошная шпаклевка с последующей шлифовкой.

    2. Знаком “+” обозначены процессы, выполнение которых обязательно.

    Технология подготовки и обработки поверхностей

    1. Очистка

    Очистка - удаление пыли, брызг и потеков раствора с поверхности металлическими шпателями, скребками, стальными щетками, ветошью или механизированным способом. К этим же операциям относят и подсушивание отдельных сырых мест, устранение жировых пятен, высолов, ржавчины, окалины.

    Для удаления маслянистых пятен поверхности промывают 5%-ным раствором тринатрийофосфата (стиральный порошок) или кальцинированной соды, разводя их в воде с температурой 30-40 °С. Через 0,5-1 час поверхность нейтрализуют 5%-ным раствором соляной кислоты.

    При появлении на оштукатуренной поверхности смолистых веществ штукатурку заменяют полностью.

    Масляные пятна удаляют пастой из жженой магнезии, затворенной бензином, толуолом или бензолом.

    Нефтяные пятна удаляют пастой, состоящей из двух частей извести-пушенки и одной части порошка пемзы (по массе).

    Пятна невысыхающих масел удаляют с помощью жирной глины, наносимой на пятно слоем 3-4 мм. После высыхания глину счищают и поверхность промывают.

    Высолы удаляют металлическими щетками, промывают поверхность слабым раствором соляной кислоты (5%) с последующей промывкой чистой водой и высушиванием.

    При ремонте и реставрации поверхности, ранее окрашенные меловыми, клеевыми, казеиновыми составами, предварительно смачивают водой и соскабливают; накрывочный слой штукатурки перетирают заново известковым раствором на мелком песке и после просушивания огрунтовывают составом, рекомендуемым для новой окраски.

    При больших повреждениях или загрязнениях штукатурки ее целесообразно заменить полностью.

    При ремонте и восстановлении поверхностей, ранее окрашенных масляными, синтетическими или эмалевыми составами, отстающие слои следует убрать. Если старая краска держится прочно, ее не соскабливают, а прочищают шкуркой. Загрязненные поверхности промывают теплой мыльной водой, а при значительных загрязнениях - растворителями (скипидаром, керосином, уайт-спиритом, бензином). Масляную краску удаляют и химическим способом с помощью паст, размягчающих старый красочный слой, который затем легко соскабливается.

    Состав паст:

    Известковое тесто - 0,5 кг, мел просеянный - 0,5 кг, каустическая сода (20%-ный раствор);

    Мел просеянный - 0,5 кг, асбестовая пыль - 0,5 кг, каустическая сода (20%-ный раствор).

    Размягченный слой счищают скребками или шпателями, затем промывают 2%-ным раствором уксусной кислоты, затем - чистой водой, протирают ветошью и просушивают.

    2. Сглаживание поверхности.

    Торцом дерева, куском лещадного камня (песчаного камня твердой породы) или силикатным кирпичом устраняют шероховатости и очищают от брызг раствора при подготовке новых оштукатуренных поверхностей.

    3. Вырезка сучков и засмолов с расшивкой трещин.

    Вырезка производится столярным инструментом. Трещины расшиваются металлическим шпателем.

    4. Расшивка (разрезка) трещин.

    Расшивка производится ножом или стальным шпателем на глубину не менее 2 мм для заполнения шпаклевкой. После сглаживания и расшивки трещин поверхность тщательно обеспыливается.

    5. Огрунтовка (проолифка).

    Очищенная и обеспыленная поверхность огрунтовывается для выравнивания и уменьшения ее пористости, упрочнения поверхностного слоя основания, улучшения сцепления с последующими слоями (шпаклевочным, окрасочным) и уменьшения общего расхода краски. Для выполнения этих функций грунтовка должна проникать глубоко в поры основания и поэтому должна быть жиже и пластичнее краски, которая будет использоваться в последующих окрасочных слоях. Огрунтовочный состав выбирают в соответствии со связующим окрашивающего состава, чаще всего применяют разбавленный окрашивающий состав. Обычно фирмы-изготовители, производящие красочные составы, рекомендуют под них и соответствующие грунтовки.

    6. Частичная подмазка со шлифовкой подмазанных мест.

    Расшитые и огрунтованные трещины, выбоины, неровности заполняют подмазками, а чаще шпаклевками с помощью металлических или резиновых шпателей.

    Сначала заполняют трещины поперечными движениями шпателя, затем нанесенный слой выравнивают движениями шпателя вдоль трещин, добиваясь получения ровной и гладкой поверхности.

    После высыхания шпатлевки ее шлифуют.

    7. Огрунтовка подмазанных мест.

    Отшлифованные места обеспыливают и огрунтовывают той же грунтовкой, которой была огрунтована вся поверхность.

    8. Сплошная шпаклевка.

    Производится при улучшенной и высококачественной окраске поверхностей для выравнивания шероховатостей и неровностей на оштукатуренных, деревянных, бетонных и др. поверхностях. Наносится шпателями с металлическим, пластмассовым или резиновым лезвиями. в зависимости от характера поверхности и степени подготовки основания.

    В случае если неровности одним сплошным шпатлеванием устранить не удается, сплошную шпаклевку производят повторно (после шлифовки).

    9. Шлифовка сплошной шпатлевки.

    Производится после полного высыхания и отвердевания шпаклевочного слоя с помощью приспособлений, в которые крепится шлифовальная бумага. Образовавшаяся после шлифовки пыль удаляется обметанием и с помощью пылесосов.

    10. Огрунтовка поверхности после сплошной шпаклевки.

    Шпаклевочный слой необходимо грунтовать, так как он, так же как и основание, достаточно порист.

    11. Флейцевание поверхности.

    Флейцевание поверхности, огрунтованной с помощью кисти, производится немедленно после нанесения грунтовки на небольшой участок, пока грунтовка не впиталась в шпаклевочный слой. Производится плоской кистью с длинным и мягким волосом (кистью флейц) для удаления следов от жесткого ручника или маховой кисти. Флейцевание не производится при нанесении грунтовки валиками или пистолетами-распылителями.

    12. Шлифовка всей огрунтованной поверхности после ее высыхания.

    Производится мелкой шкуркой для удаления отдельных выступающих неровностей от случайных включений, попавших в грунтовку, пылинок и т.д. и создания некоторой шероховатости поверхности для лучшего сцепления с последующим окрасочным слоем.

    13. Первая окраска.

    Производится после завершения выполнения всего комплекса технологических операций по подготовке и обработке поверхности под окрашивание.

    14. Флейцевание (см. п.11).

    15. Шлифовка (см. п.12).

    16. Вторая окраска.

    Завершает нанесение подготовительных и окрасочных слоев. Если все предыдущие операции были выполнены качественно, то уже после первой окраски поверхность выглядит настолько хорошо, что отпадает необходимость во второй окраске, которая, тем не менее, предусмотрена нормами.

    17. Флейцевание или торцевание.

    Выполнение этих операций носит чисто декоративное назначение. Торцевание производится кистью-торцовкой, волос которой закреплен в ручке не вдоль ее оси, как у всех других кистей, а перпендикулярно. Ударами такой кисти торцами волос по окрашенной начисто поверхности достигается ее равномерная шероховатость и достигается эффект шелковистой матовости. Флейцеванием усиливается блеск масляно-смоляных красок до зеркальности. Флейцевание возможно только при применении красок с достаточно длительным сроком высыхания, сравнимым с масляными красками и им подобными. Не делается флейцевание и торцевание при использовании быстросохнущих красок и красок, дающих при высыхании матовую фактуру.