Организации осуществляющие оценку качества образования. Особенности прохождения независимой оценки качества подготовки обучающихся

В качестве приоритетных задач в рамках педагогического процесса сегодня выступают контроль и оценка качества образования. Для их реализации создается объективная и прозрачная модель анализа достижения учащихся.

Нормативная база

В современных условиях все более актуальной становится конкуренция образовательных учреждений. Заведения начинают "бороться" за своих учеников. В этой связи, особое значение приобретает независимая оценка качества образования. 7 мая 2012 года президент подписал Указ №597. В нем регламентируются мероприятия по реализации социальной политики государства.

Данный документ предписывал правительству и общественным объединениям до 1 апреля 2013 г. совместно сформировать систему независимой оценки качества деятельности организаций, которые оказывают социальные услуги, определить критерии анализа эффективности их работы, ввести публичные рейтинги. Во исполнение указа было принято Постановление №286. Этим документом утверждались Правила по формированию системы независимой оценки качества деятельности учреждений, предоставляющих социальные, в том числе, образовательные услуги. Кроме того, Распоряжением №487-р был принят план соответствующих мероприятий.

Внедрение норм

Минобрнауки разработало и утвердило Положение о системе оценки качества образования. Для его реализации были приняты Методические рекомендации. В них:

  1. Определено, что такое независимая оценка качества образования, указаны основные пользователи программы.
  2. Описаны формы, в которых проводятся мероприятия.
  3. Определены возможные направления использования программы в работе институтов управления образованием.
  4. Описаны разделы, характеризующие инструменты, объект, заказчиков и участников системы, порядок использования средств независимой оценки для разработки и утверждения управленческих решений.

Методические рекомендации имеют особое практическое значение в рамках педагогического процесса. В документе описаны не только сами мероприятия, но и преимущества, которые дают результаты проведенных процедур для всех участников. К ним в том числе относят и родителей, и самих обучающихся, и педагогов, и руководителей учебных заведений.

Ключевые направления

Независимая оценка качества образования представляет собой процедуру, осуществляемую в отношении работы педагогических учреждений и реализуемых в них программ. Целью ее является установление соответствия предоставляемых услуг:


Заказчики и инициаторы

Независимая оценка качества образования проводится по запросу:

  • учредителя;
  • органов местной власти;
  • руководства образовательных учреждений ;
  • общественной региональной палаты;
  • институтов управления образованием федерального, субъектного и муниципального уровней;
  • физических лиц или организаций;
  • родителей;
  • общественного совета при муниципальном/региональном исполнительном органе;
  • общественных объединений.

Заказчиками процедуры независимой оценки могут выступать:

  • руководитель учебного заведения;
  • органы госвласти РФ, субъекта или структуры местного самоуправления;
  • учредитель учебного заведения;
  • родители;
  • педагогический работник учебного заведения;
  • обучающиеся в старших классах.

Объекты анализа

Система оценки качества образования может быть направлена на:


Средства измерения

Для установления уровня освоения педагогических программ организации разрабатываются соответствующие материалы на основе:

  1. Требований заказчика.
  2. Измерительных средств международных сравнительных исследований.
  3. Требований ФГОС.

Инструменты

Центр оценки качества образования может в своем анализе использовать:

  • Публичные доклады муниципальных/региональных органов управления, учебных заведений.
  • Рейтинги.
  • Статистические данные официального учета, которые размещаются на публичном электронном ресурсе в Интернете.
  • Прочие открытые сведения, характеризующие условия и ход педагогической деятельности в учебном заведении.

Размещенная в публичном доступе информация о работе образовательных учреждений может использоваться при независимой оценке при согласовании участия ОУ в этой процедуре.

Ответственные субъекты

Оценка качества образования в школе или ином другом учебном заведении может осуществляться такими органами, как:

  1. Некоммерческая организация, деятельность которой обладает социальной направленностью и осуществляется специалистами, имеющими надлежащий квалификационный уровень.
  2. Рейтинговое коммерческое агентство, у которого есть опыт по созданию рейтингов учреждений.
  3. Центр оценки качества образования.
  4. Один или несколько экспертов, обладающие соответствующим опытом.
  5. Общественно-профессиональная, социальная, некоммерческая автономная, негосударственная организация.

Допускается привлечение нескольких исполнителей, проводящих мониторинг оценки качества образования. При проведении процедур должна обеспечиваться открытость в ходе формирования заказа на оценку работы или результатов деятельности учебных заведений. Перечень лиц, выполняющих мероприятия, размещается на официальном сайте регионального управления. Учебное заведение может самостоятельно выбрать те организации, которые будут оказывать ей содействие в получении независимой оценки.

Итоги

Отдельные эксперты и организация, которые выполняют процедуру независимой оценки, по окончании своей работы анализируют выявленные результаты. По итогам аналитической работы они разрабатывают рекомендации относительно дальнейшего развития учебных заведений, региональных и муниципальных педагогических структур. Кроме того, они создают методологию и составляют рейтинги, выполняют иные процедуры, подготавливают аналитические справки, представляют доклады о состоянии педагогического процесса. При реализации всех мероприятий должна обеспечиваться открытость и публичный доступ к информации.

Значение результатов

Результаты, полученные после проведения оценки, могут играть ключевую роль для большого количества заинтересованных лиц. Среди них, в частности, руководители учебных заведений, родители, администрация органов муниципального, федерального, регионального управления. Полученные результаты должны способствовать:

  1. Развитию конкурентных условий.
  2. Повышению качества образования.
  3. Обнаружению и распространению эффективных моделей организации педагогического процесса.
  4. Сохранению и совершенствованию единой образовательной системы, разнообразия учебных программ.

Практическое применение

В соответствии с полученными результатами могут подготавливаться:

  1. Решения управленческого характера на уровне субъекта, МО, учебного заведения. К примеру, это может быть программа выделения дополнительного финансирования за счет средств фонда по поддержке качества образования, методического и кадрового обеспечения и так далее.
  2. Рекомендации для:
  • структур управления разных уровней;
  • заказчика;
  • общественных объединений;
  • родителей;
  • обучающихся;
  • педагогического коллектива или одного преподавателя;
  • учебного заведения.

Важный момент

Руководитель учебного заведения должен изучить Методические рекомендации по проведению процедур оценки качества образовательного процесса. Кроме того, ему надлежит ознакомить с ними всех участников процесса. Знание положений документа будет способствовать более тщательной подготовке к проведению предстоящих мероприятий. Предварительно руководителем учебного заведения может быть организована внутренняя оценка качества образования. В случае необходимости можно запросить экспертизу и использовать полученные в ходе нее результаты для анализа деятельности учреждения, разработки плана развития, выявления приоритетных направлений. Итоги мероприятий позволят:


Сами педагоги, имея возможность запросить независимую оценку, могут проанализировать собственную деятельность, установить профессиональный уровень, готовность к прохождению аттестации.

Преимущества для родителей и учащихся

На законодательном уровне эти субъекты также получили возможность запросить независимую оценку качества образовательного процесса. Родители, таким образом, могут получить достоверные результаты освоения детьми текущих учебных программ. Кроме того, в соответствии с итогами мероприятий, им предоставляются необходимые рекомендации по дальнейшему взаимодействию с обучающимися, самим учебным заведением, а также отдельными преподавателями.

Ученики старших классов, получившие основное общее образование, также могут обратиться в одну из компетентных организаций с запросом на проведение независимой оценки. В ходе мероприятий они могут пройти либо анкетирование, либо тестирование. Ответственные организации в ходе проведения оценочных мероприятий применяют различные формы и методы анализа. По результатам проверки обучающие получат необходимые рекомендации по созданию индивидуального плана обучения, внесению корректировок в него, а также по перспективам получения специального (профессионального) образования.

Независимая оценка качества образования (НОКО) регламентирована в 95-й статье ФЗ-273 "Об образовании в Российской Федерации", где дано определение НОКО, определены ее участники и цели. Согласно данному закону НОКО направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Она включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В законе даны некоторые ограничения, например, возможность осуществлять НОКО только юридическим лицам. В данной работе НОКО рассмотрена в более широком смысле, как любая оценка качества образования, проводимая независимыми агентами .

Также Минобрнауки России утвердило "Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность", которые прописывают основных участников НОКО, рекомендации органам власти, образовательным организациям, процедуры ее проведения и некоторые другие аспекты.

Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

увеличения эффективности администрирования образования;

улучшение подготовки обучающихся;

изменению подходов к подготовке и повышению квалификации работников в сфере образования;

популяризации эффективных моделей организации образовательного процесса;

увеличения разнообразия образовательных программ в едином образовательном пространстве.

НОКО реализуется через:

1. Привлечение некоммерческих организаций и физических лиц для оценки качества образования

2. Координацию деятельности всех агентов по повышению качества условий образовательного процесса

3. Улучшение способов организации и содержания образовательного процесса

4. Мероприятия по повышению качества, эффективности и доступности образовательных услуг

Результаты НОКО могут использоваться различными группами для решения как профессиональных, так и личных задач:

1. Обучающиеся и их родители (в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей)

a. для оценки текущего уровня освоения образовательных программ и изменения индивидуальных учебных планов;

b. для выявления собственных возможностей продолжить образование по тем или иным программам;

Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, в целях анализа:

a. анализа уровня подготовки обучающихся и обстоятельств, на него влияющих

b. оценки соответствия деятельности ожиданиям участников и/или иных заинтересованных организаций;

c. определения перечня мероприятий по совершенствованию результатов и качества оказания образовательных услуг;

2. Заинтересованные организации: для формирования общих с образовательным учреждением действий по изменению образовательных программ и др.

3. Коллегиальные органы управления учреждениями, оказывающими образовательные услуги:

a. в качестве способа вовлечения местных представителей в выполнение задач развития организации и т.д.

4. Федеральные и региональные органы исполнительной власти: для принятия административных решений .

· создают условия для развития организаций ОКО и развития кадров для осуществления НОК подготовки обучающихся;

· координируют работу участников НОК подготовки обучающихся;

Образовательные организации: обеспечивают сбор требуемой информации и ее предоставление организации, осуществляющей НОКО; обеспечивают условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО; по результатам принятия участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по совершенствованию качества подготовки обучающихся; обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах .

Рис. 1.

На рис. 1 представлена схема взаимодействия элементов, обеспечивающих эффективность НОКО, составленная Т.А. Мерцаловой. К сожалению, последние методические рекомендации, выпущенные органами власти, и опыт осуществления НОКО показывает, что роль общественности и независимых игроков крайне низкая. В регионах, на территории которых с 2007 г. создавались комплексные проекты модернизации образования, была хорошо развита именно ведомственная система оценки качества образования, успешно функционируют Центры оценки качества, Центры мониторинга образования, Центры экспертизы деятельности образовательных организаций и тому подобные организации.

Это приводит к тому, что конечные продукты НОКО часто не удовлетворяют потребностям референтных групп. Не секрет, что территориальная отдаленность служит ключевым фактором выбора школы. Исходя из этого утверждения получается, что рейтинг ТОП-500, ежегодно выпускаемый Минобрнауки России, не может удовлетворить запросы российских граждан. Например, жителю Алтайского края будет сложно выбрать школу через из него, потому что из более 800 школ региона в рейтинге за 2014-2015 учебный год представлено всего 4. При этом отсутствие детализированных и первичных данных не отвечают на запрос населения к информации об общем среднем образовании.

В итоге различные проблемы референтных групп (родители, бизнес, СМИ, общественные организации) остаются нерешенными.

Выбор школы, детского сада или вуза зачастую основывается на слухах, советах знакомых, на анонимных отзывах в интернете, нежели на изучении более качественной информации. В итоге из-за дефицита информации люди выбирали далеко не самые лучшие варианты получения образования.

Очень важной частью оценки качества являются данные, которые могут быть использованы для проведения НОКО и рейтингования образовательных организаций. Ключевыми компонентами этой системы выступают:

· "закрытые" данные, доступ к которым ограничен или полностью закрыт. К ним относятся:

o информация государственного учета (статистического и административного);

o ведомственные мониторинги, реализуемые подведомственными учреждениями;

o международные мониторинги (PISA, TIMSS и др.);

· "открытые" данные

· неструктурированные данные:

o данные самих образовательных организаций;

o данные, которые возможно заполучить лишь от общественности (например, от потребителей образовательных услуг путем социологических опросов) .

При реализации и развитии НОКО вытекает такая проблема, как дефицит информации о деятельности организаций. Зачастую, НОКО занимаются лишь организации, аффилированные с местными органами власти в сфере образования - это учрежденные самими этими органами организации по мониторингу в сфере образования. Они имеют гораздо больше прав и полномочий по работе с данными, нежели сторонние организации или лица. Отчеты данных организаций не часто становятся достоянием общественности, а также очевиден конфликт интересов: оцениваемые образовательные учреждения являются подведомственными и сами организации, осуществляющие НОК, зачастую имеют одного и того же учредителя.

Ключевую роль в данном процессе могут играть открытые данные. Открытые данные (Open Data) - это концепция, заключающаяся в том, что данные должны быть свободно и бесплатно доступны для всех пользователей и пригодны для повторного использования без каких-либо ограничений и контроля со стороны публикатора данных .

Роль открытых данных тут заключается в их использовании для решения каких-либо общественных проблем. Сами по себе данные представляют важность только тогда, когда их тематика, качество и детализация способны помогать каким-либо референтным группам решать свои проблемы. Тим Бернес-Ли ввел пятизвездочную шкалу типологии качества открытых данных:

Первый уровень: данные доступны в любом формате;

Второй уровень: открытые данные выложены в машиночитаемом формате (xls,xlsx);

Третий уровень: открытые данные представлены в непроприетарном формате (CSV);

Четвертый уровень: открытые данные публикуются в открытых стандартах W3C (RDF и SPARQL);

Пятый уровень: открытые данные связаны с другими данными с учетом их контекста .

Тенденции к открытым данным в мире начались лишь в последние несколько лет, но активно захватывают различные отрасли: от экологии до правопорядка. Опыт работы с открытыми данными в других сферах показывает эффективность этого механизма, когда речь идет о вовлечении частных лиц и организаций в государственный сектор:

· возможность общественности вносить свой вклад в совершенствование результатов деятельности в сфере общественных услуг;

· прозрачность;

· создание новых продуктов;

· развитие общественных и государственных взаимосвязей ;

Таким образом, более активное их использование в образовании и, непосредственно, в независимой оценке качества образования может открыть дополнительные возможности по улучшению качества образования и вовлечению общественности в эту сферу.

Состоялась Четвертая ежегодная международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) «Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики» (29-30, октябрь, 2015, г. Казань). В работе приняли участие свыше 100 специалистов в сфере оценки качества образования из 28 регионов России и 5 стран СНГ, представители региональных органов управления образованием, институтов развития образования и агентств по оценке качества образования.

НЕЗАВИСИМАЯ оценка - одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем в области оценки качества образования. Различные методы независимой (внешней) оценки качества образования - мониторинги, рейтинги, опросы - активно развиваются в России и других странах СНГ. Важность этой темы в России определяется еще и тем, что год назад (21, июль, 2014) вступил в силу федеральный закон № 256 о независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Необходимость предоставления обществу качественной информации о результатах деятельности образовательных организаций и достижениях учащихся признана в большинстве стран СНГ на государственном уровне. В последние годы принято к реализации немало проектов и программ по развитию независимой оценки - как на региональном уровне, так и на государственном.

Однако проблема развития системы независимой оценки остается по-прежнему актуальной. Само понятие до сих пор вызывает немало дискуссий: независимая от кого? От органов управления образованием, образовательных организаций, профессиональных ассоциаций? Но уже сегодня разработаны методические рекомендации по организации и проведению независимой оценки учреждений образования, утверждены критерии оценки. Разработаны они и утверждены Минобрнауки РФ.

Чьим интересам должна служить такая система? Кто может и должен проводить независимую оценку? В действующем законе прописано положение о создании общественных советов, которые должны координировать эту работу. Но общественные советы создаются при министерстве и персональный состав их утверждается первым лицом министерства.

И наконец, как относиться к уже полученным результатам по независимой оценке качества, кто и как их может использовать? Очевидно, что структуры, созданные государственными органами управления, проводят «независимую» оценку по критериям, утвержденным также государственными органами, и используют результаты для принятия управленческих решений.

КОНФЕРЕНЦИЯ проходила при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. На открытии начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов федерации Рособрнадзора Е.Е. Семченко отметил:

Перед нами стоит задача создания единой, оптимально выстроенной, логично дополняющей друг друга системы оценочных процедур как на федеральном, так и региональном уровнях.

Эта задача обоснована тем, что уже получили развитие различные формы независимой оценки: мониторинги, рейтинги, опросы общественности, общественная и профессионально--общественная аккредитация. Но несогласованность этих процедур, непонимание их целей и задач приводит к негативным последствиям на местах. Правильное использование и интерпретация результатов независимой оценки, в том числе результатов ЕГЭ (если учесть, что этот экзамен проводится независимо от школ и региональных органов управления образованием), - это вопрос, который стоит уже в течение последних пятнадцати лет.

До сих пор мы встречаем в регионах страшные рейтинги школ, выстроенные по среднему баллу ЕГЭ, без учета контекстной информации и социально-экономических условий. До сих пор школы сравнивают, невиновных - наказывают, непричастных - награждают. Вторая проблема - несогласованость действий региональных министерств образования, управлений по контролю и надзору и центров оценки качества. В результате ресурсы перемалываются, толку никакого.

Обращаясь к участникам конференции, Е.Е. Семченко предложил использовать риск-ориентированную модель в системе государ-ственного контроля. Например, если образовательная организация работает нормально, и к ней нет претензий, в такой организации проверки в ближайшие пять лет не проводятся, и оценка деятельности проходит в режиме мониторинга. А для зарубежных партнеров из стран СНГ было высказано предложение в рамках ассоциации провести международное сравнительное исследование качества подготовки школьников - по аналогии с PISA. В настоящее время Правительством РФ поставлена задача разработки и внедрения новых инструментов оценки качества образования, конкурентоспособных на международном рынке. В рамках ФЦПРО, по утверждению чиновника, ресурсы для этого есть. И поскольку сравнивать Россию с Сингапуром или Финляндией не совсем корректно, сравнительные исследования качества подготовки школьников стран СНГ были бы значительно полезнее для повышения качества образования.

С ЭКСПЕРТНЫМ обзором существующих подходов развития систем независимой оценки качества образования выступил президент ЕАОКО В.А. Болотов, начав с того, что термин «независимая оценка» еще не устоявшийся и может быть определен как «отсутствие связи оценивающей организации с субъектом оценки». В действующем российском законодательстве прописана передача полномочий по независимой оценке министерству труда и социальной защиты: причем и по культуре, и по здравоохранению, и по образованию. То есть оценки услуги с точки зрения потребителя. И по итогам такой оценки могут выстраиваться рейтинги. Но может ли линейная оценка, каковой является рейтинг, быть в достаточной мере объективной? Очевидно, что объективность может быть достигнута большим числом измерений и критериев оценки, как это делается в мониторинге. Кроме того, самих мониторингов и рейтингов должно быть много. И может ли быть объективной оценка, проводимая силами (или по заказу) государственных органов управления? Очевидно, что это в конечном счете приводит к искажению данных с целью самосохранения и сложившейся ситуации, и самих управленцев. Также сложно избежать соблазна использовать результаты рейтингов для принятия управленческого решения: первых в списке наградить, а последних - наказать.

В настоящее время законодательство предусматривает учет результатов профессионально--общественной аккредитации при государственной аккредитации: действительно, незачем дважды проверять одно и то же, если можно силами общественности проверить исполнение государственных требований. Прописано и создание общественных советов по независимой оценке качества, но их состав утверждается первым лицом министерства. Как в таком случае может быть обеспечена независимость оценки?

Президент ассоциации предложил четкие принципы создания независимой системы оценки. Первый - добровольность прохождения процедур: если только такие процедуры проводятся по приказу или предполагается передача результатов в руки министерства, не получим независимой объективной оценки. Второй принцип - полная открытость информации.

Открытые публичные базы данных - это субстрат для формирования независимой оценки. Пусть их интерпретирует кто хочет и как хочет, но, не сделав этого шага, мы никогда не получим объективной независимой оценки, - подчеркнул В.А. Болотов.

Третий принцип - независимость экспертов, референтных в профессиональном сообществе, которых необходимо привлекать в тех случаях, когда речь идет не столько об анализе статистической информации, сколько об экспертной оценке. Пропедевтикой независимой оценки станет и включение представителей общественности во все процедуры государственной оценки. Но только в том случае, если эти представители номинированы самой общественностью, а не государственными структурами. И наконец, для борьбы с имитацией и профанацией очередной кампании по созданию независимой системы оценки качества образования необходимы тщательные верификация и проверка данных, полученных в результате такой оценки.

ОБСУЖДЕНИЕ стратегических и методологических проблем было продолжено Т.А. Мерцаловой, ведущим экспертом Института образования НИУ «Высшая школа экономики». Ее предложение - необходимо рассматривать действующий закон не как обязательный и ограничительный, а как обозначение поля возможностей, то есть прописан обязательный минимум и есть пространство свободы, движения и развития. Если жестко следовать букве закона, то все образовательные организации должны быть подвергнуты независимой оценке.

В законе о независимой оценке в области здравоохранения, культуры, социальной сферы и образования объектом оценки являются организации, оказывающие такие услуги. Но в случае оценки организаций здравоохранения и культуры предметом оценки являются услуги, а для образовательных организаций - качество их деятельности. Образование сложнее и многограннее, его невозможно встроить в систему нормированной оценки. Закон прописывает два подхода: оценку качества подготовки обучающихся, то есть учебных достижений, и качество образовательной деятельности. Но и в том, и в другом случае целью является повышение качества образования. Не качества услуги, а качества подготовки обучающихся и качества деятельности организации. Важно также продумать, кто инициирует, кто проводит, кто оплачивает процедуры оценки качества. Что делать, когда у заказчика независимой оценки в лице общественности нет ресурсов на проведение оценочных процедур. Хорошо, если государство поддерживает общественную инициативу.

Проблемы создания независимых систем оценок и неангажированных общественных советов, по мнению эксперта Т.А. Мерцаловой, связаны с неготовностью общественности стать полноценным субъектом независимой оценки, недостатком открытых достоверных данных и механизмов их получения (во многих регионах накоплены большие объемы как первичной, так и аналитической информации, но доступ к ним ограничен), с неадекватным использованием результатов оценки качества и со стороны управленцев, и со стороны потребителей, прежде всего, родителей (например, отток обучающихся из школ, не попавших в топ лидеров региона).

На важные аспекты обсуждаемой темы обратила внимание участников конференции Н.В. Тюрина, заместитель начальника Управления коммерческих проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня». Прежде всего на то, что сам термин «независимая оценка», по данным электронных и печатных СМИ, а также поисковых систем, используется только в России, Казахстане и Украине. Не значит ли это, что мы сами создаем альтернативы, где их быть не должно? Действительно, само законодательство 1 разграничивает процедуру, проводимую общественными органами и организациями, и процедуры, осуществляемые государственными органами управления.

В последние двадцать лет в России (и в Казахстане) активно развиваются не только государственные, но и общественные системы оценки. В ближайшие годы можно ждать появления еще большего числа независимых негосударственных стартапов в области образования и оценки качества образования, активизации общественной инициативы по оценке качества деятельности учреждений: как, скажем, уже реализуемые в системе здравоохранения региональные и муниципальные проекты по выбору лучшей поликлиники посредством народного голосования.

В качестве примеров развития эффективных стартапов в области оценки качества образования на конференции прозвучало несколько докладов. Например, генерального директора Научно-исследовательского института мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола) В.Г. Наводнова о новом инструменте оценки результатов обучения - Федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата, или директора МОЦ «Открытая школа» (г. Уфа) Р.Р. Абзалимова о проведении пробных экзаменов выпускников школ и обучающих семинаров по корректировке полученных результатов. Систему оценки уровня языкового образования на примере использования специальных тестов по английскому языку представила А.А. Емакаева (компания «Education First»). Интересный опыт представления результатов, полученных при государственной итоговой аттестации, для самого широкого круга общественности посредством интерактивной системы был предложен директором Центра информационных технологий и оценки качества образования (Республика Марий Эл) Е.В. Комелиной. Опыт создания региональных систем оценки качества образования был представлен В.Е. Фрадкиным (Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий г. Санкт-Петербурга), Г.В. Головичер (Региональный центр оценки качества образования Ямало-Ненецкого АО), Б.В. Илюхиным (Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), В.А. Гутманом (Министерство образования и науки Астраханской области).

ВОЗМОЖНОСТЬ самооценки потенциала, успехов и достижений - еще одна перспектива ближайшего будущего.

Имея мобильные устройства, - отметила Н.В. Тюрина, - любой человек может получить доступ к системам тестирования. Для этого не нужны ни бланки, ни инструменты сканирования, ни специальные помещения и системы безопасности - такую оценку можно пройти самостоятельно. От организаций потребуются методы интерпретации результатов, рекомендации и прикладные решения по корректировке самообучения.

Таким образом, сам человек должен быть заинтересован в получении объективной независимой оценки своих знаний и опыта. Причем не только на уровне школы или вуза, но и при трудоустройстве и профессиональном развитии. Представитель крупнейшего в стране работодателя, компании «Роснано», И.А. Вальдман поставил вопрос о четком разграничении инициаторов, а также принципов, целей, методов и использования результатов двух процедур - независимой оценки качества образования и оценки квалификаций.

Если вы хороший врач и приехали за границу, никто не допустит вас к врачебной практике без прохождения специального профессионального экзамена, во время которого необходимо продемонстрировать, что вы умеете делать в реальной профессиональной ситуации.

При оценке качества образования фиксируется качество формального образования на соответствие образовательным стандартам, а при оценке квалификаций - знания, умения, но прежде всего опыт профессиональной деятельности и способность выполнять профессиональные задачи. В такой оценке нередко заинтересованы и сами работники - поскольку это дает возможность получить значительно более оплачиваемую работу, и работодатели - так как для крупных компаний наличие сертифицированных специалистов является необходимым условием для участия в тендерах.

Общим для этих процедур должно быть одно - вневедомственность: независимость и от минобрнауки, и от минтруда, кроме рамочных нормативных требований. А общество должно оценивать те социальные услуги, которые государство предоставляет, - отметил И.А. Вальдман, завершая выступление.

ПРИНЦИПИАЛЬНО важно, что тема конференции вышла за пределы российской практики и вызывает острый интерес специалистов соседних стран. О том, что у нас много общих задач и проблем в вопросах оценки качества образования, свидетельствовали выступления Б.С. Шамшидиновой (Национальный центр тестирования Кыргызской Республики), Л.А. Худенко (Национальный институт образования Республики Беларусь), К.С. Абдиева (Национальный центр тестирования Республики Казахстан), С.Ф. Джафарова (Национальный центр тестирования Республики Таджикистан). По мнению всех участников конференции, работа Евразийской ассоциации оценки качества образования очень востребована, так как позволяет находить конструктивные решения возникающих вопросов, способствует обмену информацией и лучшими практиками.

Федеральный закон № 256 о независимой оценке и закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 95 «Независимая оценка качества образования».