Порядок росжига, регулирования и остановка котлов, работающих на твёрдом, газообразном, жидком топливе. Аварийная остановка котла

Котёл должен быть немедленно остановлен и отключён действием защит или оперативным персоналом котельной в случаях:

1. при обнаружении неисправности предохранительного клапана;

2. если давление в барабане котла поднялось выше разрешённого на 10% и продолжает расти, несмотря на уменьшение подачи топлива, уменьшение тяги и дутья и усиленное питание котла водой;

3. при прекращении действия всех питательных насосов;

4. при погасании факела в топке при камерном сжигании топлива;

5. при снижении уровня воды ниже низшего допустимого уровня (при этом подпитка котла водой категорически запрещается) ;

6. повышение уровень воды в котле выше верхнего допустимого;

7. при прекращении действия всех указателей уровня воды прямого действия;

8. если в основных элементах котла (барабане, коллекторах, трубах, арматуре) обнаружены трещины, выпучины, пропуски в их сварных швах, обрыв анкерного болта или связи, свищи;

9. при неисправности автоматики безопасности или аварийной сигнализации, включая исчезновение напряжения на этих устройствах;

10. при возникновении пожара в котельной, угрожающего персоналу или оборудованию;

11. при загорании сажи, мазута в газоходах котла.

При работе котла на газе ,

подача газа на горелки должна быть прекращена действием защит:

1. при повышении или понижении давления газа перед горелками;

2. при уменьшении разряжения в топке;

3. при появлении не плотностей в обмуровке, в местах установки взрывных клапанов и газоходах;

4. при прекращении подачи электроэнергии или исчезновении напряжения на устройствах дистанционного и автоматического управления;

5. при выходе из строя предохранительных блокировочных устройств и потере герметичности запорной арматуры перед горелкой;

6. при неисправности горелок;

7. при появлении загазованности, обнаружении утечек газа на газовом оборудовании и внутренних газопроводах;

8. при взрыве в топочном пространстве

Кроме того, оперативный персонал должен немедленно перекрыть подачу газа:

1. при разрыве газопровода;

2. при взрыве газа или загорании горючих отложений в газоходах;

3. при пожаре, угрожающем персоналу или котлам, а также цепям защиты и дистанционного управления.

4. Причины аварийной остановки котла должны быть записаны в сменном журнале и об этом должен быть поставлен в известность начальник цеха и диспетчер.

5. При необходимости аварийной остановки старший оператор должен действовать чётко и быстро со знанием последовательности выполняемых им операций и отдаваемых им указаний обслуживающему персоналу котельной. Для аварийной остановки необходимо :



1. нажать кнопку «Аварийной остановки », установленную на щите управления. При этом должен сработать ПКН-200 котла и отключить газ на горелки;

2. закрыть рабочую и контрольную задвижки подачи газа на горелки останавливаемого котла;

3. закрыть главную паровую задвижку котла;

4. выпустить пар через предохранительные клапаны

5. при аварийной остановке всех котлов, закрывается задвижка на вводе газопровода в ГРП.

6. Если аварийная остановка котла произошла не по причине упуска воды или отказа в работе питательных насосов, можно подпитать котёл водой.

Если уровень воды при работе котла медленно снижается и приближается к нижнему допустимому (предельному) уровню, при нормальном давлении в питательной линии необходимо:

1. закрыть вентиль непрерывной продувки и проверить плотность всех продувочных и спускных вентилей котла;

2. проверить отсутствие течи в швах, трубах, люках котла;

3.убедиться в исправности водоуказательных стёкол и проверить исправность питательного насоса;

4. убедиться в исправности регулятора питания котла и нормальной его работе, при неисправности регулятора питания можно питать котёл вручную водой через обводную линию регулятора (в течении 3-4 часов).

В случае если принятыми мерами не удаётся найти и устранить причины, а уровень воды в котле опустился до нижнего допускаемого и продолжает снижаться – аварийно остановить котёл.

Примечание: Если персонал обнаружил упуск воды в котле тогда, когда уровень воды уже снизился за нижнюю кромку водоуказательного стекла, необходимо принять меры к тому, чтобы не допустить поступление воды в котёл, для чего в момент остановки котла перекрыть запорные задвижки на питательной линии до и после регулятора питания, в том числе проверить закрытие задвижки на обводной линии регулятора питания.



Аварийная остановка котла из-за его перепитки водой выше верхнего уровня на водомерном стекле производится после продувки водоуказательных стекол, проверки правильности их показаний, выяснения причин повышения уровня воды в котле. Если уровень продолжает подниматься необходимо прекратить подачу воды в котёл, осторожно произвести продувку, следя при этом за уровнем воды в стекле. После снижения уровня до среднего закрыть продувочные вентили. Если уровень опять поднялся за верхнюю кромку стекла, то остановить котёл.

Если произошёл разрыв экранных или кипятильных труб, что легко обнаружить по шуму вытекающей пароводяной смеси в топку или в газоход, по выбросу пламени или газов через дверки, гляделки, люки, лючки, не плотности обмуровки, по падению давления пара в котле, по снижению уровня воды в водомерном стекле, оператор должен прекратить подачу топлива в топку, остановить котёл и остановить вентилятор.

Если уровень воды в водоуказательном стекле остаётся видимым, следует пустить в работу резервный питательный насос, при этом перейти на ручное регулирование.

Если уровень воды не виден в водоуказательном стекле, то питание котла прекратить, отключить котел от паровой магистрали, остановить дымосос.

При аварийной остановке котла, работающего на мазуте, прекратить подачу мазута и воздуха, а затем резко ослабить тягу.

При остановке котла из-за загорания сажи в котле, экономайзере или газоходах немедленно прекратить подачу мазута и воздуха в топку, прекратить тягу (остановить дымосос и вентилятор) и полностью закрыть воздушные заслонки. После прекращения горения провентилировать топку.

Основной причиной аварий, связанных с повышением давления в котле выше допустимого, является работа котлов с неисправными и не отрегулированными предохранительными клапанами (или отключенными с помощью заглушек или заклиненными) а также неисправными манометрами.

Применение воды с повышенной жесткостью для питания котлов приводит к образованию накипи на трубах, что влечёт за собой аварии из-за перегрева и прожога труб котла.

Растопка котла после аварийной остановки разрешается после устранения причины, возможных последствий аварии и производится после письменного распоряжения ответственного лица.

Функциональность системы отопления частного дома зависит от работоспособности отопительного оборудования и корректной подачи газа к нему. В этой статье мы рассмотрим внешние причины остановки газового котла , когда исправный прибор не способен обеспечить необходимую температуру в помещении из-за низкого давления пропана-бутана или его полного отсутствия на входе в котельную.

Такая ситуация может быть вызвана проблемой с запорно-регулирующей арматурой, газопроводной магистралью или газгольдером, и наиболее характерна для холодного времени года. Ниже подробно остановимся на каждом случае.

Неисправность редуктора

Редуктор предназначен для регулировки и поддержания необходимого давления в системе. Затопление и, как следствие, замерзание данного устройства является наиболее распространенной причиной остановки газового котла.

Как правило, заливка редуктора внешними водами происходит в результате неправильного монтажа, когда регулирующая арматура устанавливается ниже поверхности земли. В таком случае атмосферные осадки или грунтовые воды легко попадают внутрь устройства и уже не выводятся оттуда. При наступлении морозов влага внутри замерзает, существенно уменьшая пропускную способность или полностью останавливая работу оборудования.

Правильная установка редуктора — выше уровня земли

Еще одной причиной остановки системы является конденсат, который выпадает внутри редуктора из-за разности температуры в газгольдере и окружающей среде. В этом случае влага постепенно накапливается внутри и при замерзании блокирует подачу газа.

Повреждение газопровода

Механическое повреждение газопровода хоть и является редкостью, однако также не следует сбрасывать со счетов. Особенно если трубопровод монтировался с помощью более дешевого полиэтилена марки ПЭ 80, который предназначен для природного газа. Если же монтаж был сделан по правилам, с использованием трубы для сжиженного газа ПЭ 100, то в этом случае остановка подачи из-за неисправной магистрали маловероятна.

Забутанивание газгольдера

Чтобы разобраться в так называемом забутанивании, нужно изначально понимать, из чего состоит сжиженный углеводородный газ, используемый для газификации частных объектов. Собственно, главных компонентов всего два – пропан и бутан. При этом основным веществом считается пропан как более легкий газ. В зимний период его содержание в смеси не должно быть меньше 75%. Это связано с тем, что бутан уже при температуре -1 °C не переходит из жидкого в газообразное состояние, тогда как пропан продолжает работать даже при -40 °C.

Если газгольдер располагается недостаточно глубоко, в результате чего внутренняя температура сосуда является отрицательной, происходит испарение только одного компонента – пропана, а жидкий бутан остается внутри емкости. В данном случае приходится либо откачивать скопившийся в резервуаре бутан, либо ждать повышения температуры, чтобы он начал самостоятельно испаряться.

Замерзание газгольдера из-за неглубокого залегания приводит к остановке газового котла

А вот так выглядит замерзшая верхняя часть газгольдера:

Замерзший газгольдер

Как устранить причины остановки газового котла

Для предупреждения ситуаций, описанных выше, во время монтажа и последующей эксплуатации оборудования необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Устанавливать редуктор выше поверхности земли с целью предотвращения его затопления.
  2. Использовать резервный редуктор, который позволит произвести ремонт неисправного устройства без прерывания подачи газа. При этом основной редуктор нужно перенести в теплое помещение примерно на час, затем встряхнуть и слить конденсат.
  3. Располагать газопроводную магистраль ниже уровня промерзания грунта, применяя для ее монтажа трубы ПЭ 100.
  4. Использовать газгольдер с высокой горловиной, которая позволит погрузить его в землю на достаточную глубину.
  5. Сотрудничать только с надежными поставщиками газовой продукции, которые в зимний период предоставляют смесь с высоким содержанием пропана. К примеру, на сайте вы можете найти пример подходящей продукции с суммой пропана и пропилена не менее 80,27%, что соответствует ГОСТ Р 22985-2003.

Почему не стоит экономить на оборудовании и монтаже

В качестве итога можно сказать, что основными причинами остановки котла, работающего на пропан-бутановой смеси, являются ошибки, допущенные при монтаже системы, а точнее, желание сэкономить на данной услуге. Обратившись в недобросовестную организацию, которая предложит установить дешевый газгольдер, можно остаться без отопления в самый неподходящий момент. Затопление регулирующей арматуры, повреждение магистрали, забутанивание емкости – это все следствие непрофессионализма во время монтажных работ. Подобные ситуации – самое лучшее доказательство того, что на качестве лучше не экономить.

Больше информации в соответствующем разделе нашего блога.

ОСТАНОВКА КОТЛА

Остановка котла во всех случаях, кроме аварийной остановки, должна производиться только по получении письменного распоряжения администрации.

При остановке котла необходимо:

Поддерживать уровень воды в котле выше среднего рабочего положения;

Прекратить подачу топлива в топку;

Отключить котел от паропроводов после полного прекращения горения в топке и прекращения отбора пара, а при наличии пароперегревателя – открыть продувку.

Если после отключения котла от паропровода давление в котле повышается, следует усилить продувку котла пароперегревателя, разрешается также произвести продувку котла и наполнение его водой.

Произвести расхолаживание котла и спуск воды из него в порядке, установленном администрацией.

При остановке котла, работающего на твердом топливо, следует:

Частично прикрыв шиберы тяги и дутья, дожечь остатки топлива на решетке. Запрещается засыпать горящее топливо свежим или заливать его водой.

Включить вентилятор и прикрыть шибер за котлом;

Очистить топку и бункеры;

Выключить дымосос, закрыть дымовой шибер, топочные и поддувальные дверцы (при механической топке полностью прекратить тягу после охлаждения решетки).

Охлаждение котла вести медленно за счет естественного остывания: дверки, гляделки, лазы держать закрытыми. В случае остановки котла для ремонта через 3-4 часа можно открыть дверки и лазы газоходов и шибер за котлом.

Машинист (кочегар) может уйти от котла лишь при снижении давления в нем до нуля, убедившись, что в течение 0,5 часа давление не поднимается (за счет тепла, аккумулированногообмуровкой).

Запрещается спускать воду из котла без распоряжения лица, ответственного за котельную. Спуск вести медленно и при поднятом предохранительном клапане.

Перед постановкой котла на консервацию сухим способом все внутренние поверхности тщательно очистить от отложений.

Котел надежно отключить от всех трубопроводов заглушками.

Сушку внутренних поверхностей котла проводить пропуском через него горячего воздуха. При этом открыть дренажный вентиль на коллекторе перегретого пара (для удаления оставшейся в нем воды) и предохранительный клапан на барабане (для удаления водяных паров).

После тщательной просушки котла через открытые лазы установить в нижний и верхний барабаны заготовленные противни, заполненные негашеной известью или прокаленным хлористым кальцием (СаСI 2). После установки противней лазы барабанов закрыть крышками. Не допускается попадание химикатовна поверхность котла.

Расход негашеной извести или хлористого кальция при консервации кола приведен в табл. 7

Примечание.

1. Указанное в таблице количество реагентов разместить в обоих барабанах.

2. Введение реагентов имеет своей целью уменьшить ржавление внутреннихповерхностей котла.

При длительной остановке возникает необходимость в замене влагопоглотителя свежим.

Консервацию мокрым способом сопровождать заполнением котла питательной водой с поддержанием в нем избыточного давления.

При выводе работающего котла в резерв отключить его от всех и паропроводов и для удаления шлама продуть через нижние точки. Затем, не допуская снижения давления в котле ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2), подсоединить его к деаэратору, заполнить деаэрированной водой и оставить под давлением в деаэраторе.

При выводе котла в резерв после ремонта, перед консервацией, заполнить его деаэрированнойводой до нормального уровня, растопить и при давлении 0,2-0,4 МПа (2-4кгс/см 2) держать открытые воздушники до полного удаления из воды кислорода. После этого котел ставить на консервацию по указанной схеме.

При растопке котла, находящегося в резерве, после небольшого подъема давления продуть пароперегреватель собственным паром для удаления возможных скоплений шлама.

Остановка котла может быть плановой, кратковременной и аварийной. Плановую (полную) остановку котла производят по графику в определенной последовательности. Прекращается подача топлива, в слоевой топке дожигаются его остатки на решетке, прекращается подача воздуха (останавливается вентилятор), в течение 10 мин вентилируются газоходы; затем останавливаются дымососы и закрывается шибер за котлом. После прекращения горения в топке и выработки пара котел отключают от паровой магистрали и открывают продувку пароперегревателя на 30--50 мин для его охлаждения. Затем очищают топку от остатков топлива, золы и шлака, разгружают золовые бункера. Во время остановки котла непрерывно наблюдают за уровнем воды в котле и его питанием. После отключения котла от паровой магистрали его подпитывают до допустимого верхнего предела. В течение 4--6 ч котел медленно остывает, при этом топочные дверцы и шибер за котлом должны быть закрыты. Через 4--6 ч после остановки проветривают газоходы с помощью естественной тяги и продувки котла. Спустя 8--10 ч после остановки для ускорения охлаждения открывают шибер за котлом и включают дымосос, продувку повторяют. Воду полностью удаляют из котла только после охлаждения ее до 70--80°С. Воду спускают медленно, открывая при этом воздушные краны или предохранительные клапаны. Затем котел отсоединяют от других котлов установкой металлических заглушек между фланцами на паровых, питательных, спускных и продувочных линиях. После этого осматривают топку, котел, вспомогательное оборудование; о всех замеченных неисправностях делают записи в журнале; во время остановки котла эти неисправности устраняют.

Остановка котла на длительный срок

При остановке котла на длительный срок (более 10 сут) принимают меры по защите котла от коррозии, возникающей вследствие действия влаги и кислорода. Для этой цели используют различные способы защиты, выбор которых определяется местными условиями. Наиболее часто применяют следующие: сухой способ, при котором котел освобождают от воды и в нем поддерживают постоянную сухость воздуха с помощью влагопоглотителей (хлористый кальций -- 1 кг/м3 внутреннего объема, известь -- 2 кг/м3 и т. д.); мокрый способ -- весь объем котла заполняют щелочным раствором (при наполнении питательной водой с содержанием в растворе 2 кг/м3 едкого патра, 5 кг/м3 тринатрийфосфата или 10 кг/м3 кальцинированной соды); способ избыточного давления, заключающийся в том, что на остановленном котле постоянно поддерживают давление выше атмосферного (за счет подвода пара от других котлов или периодического разогрева путем сжигания топлива). Таким образом предотвращают доступ воздуха в котел.

Кратковременная остановка котла

Кратковременная остановка котельного агрегата может быть вызвана нарушением его нормальной работы вследствие неисправности оборудования или по другим причинам, которые могут вызвать аварию. Последовательность операций в этих случаях такая же, как и при плановой остановке котла. После отключения котла от паровой магистрали и открытия продувки пароперегревателя ведут наблюдения за манометром, водоуказательным прибором и общим состоянием топки и котла.

Аварийная остановка котлоагрегата

котел аварийный давление манометр

Аварийная остановка котлоагрегата может быть в следующих случаях: при повышении давления пара в котле сверх допустимого (несмотря на уменьшение подачи топлива, дутья и тяги и усиленное питание водой); при утечке воды и переполнении котла водой; выходе из строя обоих предохранительных клапанов; вследствие неисправности манометра и всех водоуказательных приборов; выходе из строя всех питательных насосов и прекращения питания котла водой; наличии существенных повреждений элементов котла (разрыве трубы, появлении трещины, выпучины, течи и т. п.); обнаружении ненормальностей в работе котла (ударов, стуков, шума, вибрации); разрушении кладки, разогрева докрасна каркаса, обшивки котла; при возникновении пожара, угрожающего котлу. При аварийной остановке котел немедленно отключают от главной паровой магистрали, прекращают подачу топлива и воздуха, резко снижают тягу; горящее топливо в слоевых топках немедленно удаляют или осторожно заливают водой.

Технология остановки, объем и последовательность операций определяются типом котла топливом и видом остановки, используемого.

По конечному тепловому состоянию котла различают два вида остановок - без расхолаживания и с расхолаживанием оборудования.

Остановка без расхолаживания оборудования проводится при выводе котла в горячий резерв и для проведения небольших работ, как правило, извне котла. Остановка с расхолаживанием связан с проведением ремонтных работ повышенной продолжительности, причем полнота охлаждения зависит от вида предполагаемого ремонта.

Запрещается держать в горячем резерве котельный агрегат без отключения его от паропровода. Для поддержания давления в котле разрешается периодическая его пидтопка. При нахождении котла в горячем резерве обслуживающий его дежурный персонал должен постоянно находиться на рабочих местах. При остановке котла необходимо уменьшить подачу топлива и дутья, поддерживая постоянное разрежение в топке, при этом необходимо следить за уровнем воды в барабане, поддерживая нормальный уровень воды по водоуказательных стеклах. Уменьшение подачи газообразного и жидкого топлива осуществляется постепенным снижением давления сначала воздух, а затем газа и мазута перед горелками при поддержании необходимого разрежения на выходе из топки. Достигнув предельных минимальных значений давления топлива поочередно тушат горелки.

Уменьшение подачи твердого топлива до полного ее прекращения ведут путем постепенного разгрузки питателей топлива со скоростью, обеспечивающей заданное охлаждения барабана и других толстостенных деталей. При останове котла подачу топлива прекращают, останавливают питатели сырого угля и мельницы.

После прекращения подачи топлива на котел необходимо закрыть главную паровую задвижку, отключить котел от паровой магистрали и открыть продувку пароперегревателя. В течение определенного времени, в соответствии с производственной инструкцией, проводят вентиляцию топки и газоходов, после чего останавливают вентиляторы, а затем отключают дымосос, закрывают дымовые шиберы и лопатки осевых направляющих аппаратов дымососов и вентиляторов.

Далее необходимо наполнить барабан котла водой до верхней отметки в водомерным стекле и поддерживать такой уровень до спуска воды. Спуск воды из остановленного барабанного котла разрешается после снижения давления в нем до атмосферного. После остановки котла разрешается в его «расхолаживания» открывать люки и лазы. Открытые люки и лазы могут создать местные зоны ускоренного охлаждения, то есть привести к температурным напряжений в экранной системе и в теле барабана.

При остановке котла на длительный ремонт выполняют операции ускоренного расхолаживания с использованием вентиляции топки и газоходов. Пуск дымососов с этой целью для котлов с естественной циркуляцией разрешается не менее чем через 10 часов. для котлов с давлением до 14 МПа. При выводе котлов в ремонт или в резерв консервируют поверхность нагрева, чтобы избежать развития коррозии стоянки.