Теоретическое обоснование понятия студенческая группа и коллектив. Развитие студенческой группы, характеристика студенческого коллектива

Социальная общность -- относительно устойчивые совокупности людей, для которых характерны более-менее сходные черты жизнедеятельности и сознания, а следовательно, и интересы.

Общности различного типа складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Группа - четко ограниченная в размерах совокупность людей, которая вычленяется из широкого социума как некая отдельная психологически самоценная общность, объединенная в логике каких-либо значимых оснований: специфика заданной и реализуемой деятельности, социально оцениваемая принадлежность к определенной категории людей, входящих в группу, структурно-композиционная объединенность и т. Д

Под студенческой группой понимается социальная общность, для которой характерно наличие непосредственных личных взаимодействий и контактов. Такие взаимодействия играют особую роль, так как обеспечивают удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей: образование, здоровье, общественная деятельность, отдых, развлечения, то есть таких, которые составляют каждодневный смысл нашей жизнедеятельности.

А. В. Петровскиий предлагает для этого использовать структуру малой группы состоящей из трех основных слоев, или «страт»:

внешний уровень групповой структуры определяют непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т. е. то, что традиционно измерялось социометрией;

второй слой представляет собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью. Отношения между членами группы строятся в данном случае не на основе привязанностей или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации (А. В. Петровский считает, что это совпадение ценностных ориентации, касающихся совместной деятельности);

третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность. На этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также общих ценностей, но более абстрактного уровня. Третий слой отношений назван «ядром» групповой структуры.

Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены как три уровня групповой сплоченности. На первом уровне сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне интеграция группы проявляется в том, что все ее члены начинают разделять общие цели групповой деятельности.

В приведенном определении понятия «студенческая группа» были зафиксированы следующие признаки студенческой группы:

1) организованная общность людей,

2) объединение людей на базе получения образования,

3) наличие отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности,

4) наличие единых интересов,

5) наличие общих (объединяющих) ценностных ориентаций, установок и норм поведения .

Наряду с перечисленными признаками, можно встретить также и некоторые иные: например, признак устойчивости группы совместно обучающихся людей, или общность совместно обучающихся людей как личностей, как участников социальных отношений, др.

Выделяют также признак целенаправленной управляемости процесса функционирования и развития данной группы совместно обучающихся людей. При этом особо подчеркивается значение самоуправления.

Обращается внимание на некоторые особые требования, предъявляемые коллективом к авторитету и лидерству. В частности, на такое, как требование органического единства формального и неформального лидерства и авторитета. Кроме того, обращается внимание на то, что коллектив предполагает добровольность выбора его личностью, идентификацию себя с данной группой. В качестве важного признака студенческого коллектива называют соревновательные отношения между его членами, в отличие, например, от отношений простой конкуренции.

Совместное обучение позволяет:

передавать свои знания и умения другим членам коллектива;

решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально;

более полно использовать индивидуальные способности каждого человека;

подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

В структуре студенческой группы выделяют три элемента: лидерскую группу, так называемое ядро и периферийную часть.

Сам лидер студенческой группы является членом группы способным возглавить его и который признается в этой роли большинством членов данной группы. Здесь важно, чтобы в одном лице совпадали два качества -- так называемое формальное и реальное лидерство. Лидерскую группу трудового коллектива и составляют лидеры студенческой группы, взятой в основных ее сферах.

Ядро студенческой группы -- это группа, составляющая обычно 30-40 % от общего их числа, являющаяся носителем сложившегося в данном коллективе сознания, коллективных норм и традиций. Помимо этого можно говорить о студенческой группе с различным числом ядер, а также о своеобразных безъядерных группах. Большинство последних характеризуется неразвитостью собственно коллективистских качеств в том или ином отношении, или же во всех отношениях в целом. Каждый случай подобных отклонений от некоторой нормы требует специального изучения и представляет собой особо значимый и, в общем-то, плодотворный объект студенческой группы.

В социальной психологии используют специальные термины, указывающие на состояние личности в межличностных отношениях - роль, статус, самочувствие студента в группе:

«Звезда» - Член группы (коллектива), который получает наибольшее количество выборов. Как правило «звезд» в группе - 1-2. В приведенном в табл. 17 примере - это студенты под номерами 5 и 7 в списке группы.

«Бажаний» - Член группы (коллектива), который получает половину или чуть меньше количества выборов, преданные популярном.

«оттиснутый» - Член группы (коллектива), который получает 1-2 выборы.

«Ізольований» - Член группы (коллектива), не получивший никакого выбора. В приведенном примере в таком состоянии находится 2-й по списку студент.

«Отброшенный» - Тот, кого называют при ответе на вопрос «С кем бы Вы не хотели работать, отдыхать?» (3-е и 5-е вопросы анкеты.

Исследования групп и коллективов показывает, что «желаемых» и «оттесненных» у них большинство.

Таким образом, каждый член группы (коллектива) занимает определенную позицию, которая не всегда одинакова в деловых и личных отношениях. Например, один студент в деловых отношениях имеет статус «оттеснены», в личных - «желаемого», второй - в личных - «звезда», а в деловых - «желанный». Но может быть и совпадение статуса: «желаемый» в деловых и личных отношениях.

Важным феноменом в межличностных отношениях является социально-психологическая рефлексия - Способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы

Важнейшими понятиями в определении студенческой группы как социального института являются понятия «содержание обучения» и «характер обучения». Очень важно выяснить особенности применения этих понятий к проблематике студенческой группы.

Под характером обучения обычно имеют в виду некоторую совокупность наиболее общих и устойчивых признаков учебного процесса, внутренних и внешних условий. Фактически, под характером обучения понимается некоторая наиболее общая форма осуществления обучения.

Каждая студенческая группа с момента создания проходит ряд жизненных стадий, начинает жить своей жизнью, совершенствоваться, изменяться, «взрослеть», набирать силу и полностью раскрывать свой потенциал, т.е. становиться зрелым.

Сформированная студенческая группа, как любой живой организм, проходит в своем развитии несколько стадий: первая соответствует младенческому, подростковому возрасту; вторая -- периоду эффективной работы и зрелому возрасту; третья -- ослаблению потенциала, старению и в конечном итоге или ликвидации, или обновлению. (Американские исследователи выделяют пять и более стадий зрелости коллектива: притирка, ближний бой, экспериментирование, эффективность, зрелость и т.д.)

Выводы по первой главе

Зарубежные авторы под групповой сплоченностью понимают аттракцию. К числу причин симпатии исследователи относят: частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой, фрустрацию и угрозу течению группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д.

Отечественными учеными сплоченность описывается в их исследованиях как социометрический феномен, операционально выражаемый соотношением ингрупповых и аутгрупповых социометрических выборов. А. В. Петровский определяет структуру группы как: 1. непосредственные эмоциональные межличностные отношения; 2. «ценностно-ориентационное единство» 3. включение индивида в совместную групповую деятельность.

Под студенческой группой понимается социальная общность, для которой характерно наличие непосредственных личных взаимодействий и контактов.

Нами были зафиксированы следующие признаки студенческой группы: организованная общность людей, объединение людей на базе получения образования, наличие отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, наличие единых интересов, наличие общих (объединяющих) ценностных ориентаций, установок и норм поведения

В социальной психологии используют специальные термины, указывающие на состояние личности в межличностных отношениях - роль, статус, самочувствие студента в группе. Каждый член группы (коллектива) занимает определенную позицию, которая не всегда одинакова в деловых и личных отношениях.

Поступая в институт, первокурсник входит в совершенно новый для него мир взаимоотношений с группой, курсом и преподавательским составом. Весь период обучения в вузе предполагает постоянное межличностное общение молодежи в аудиториях.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности (ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности), так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Важнейшим звеном в системе межличностных отношений является активность личности. Вступая в самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностей межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Одним из ведущих условий формирования и совершенствования коммуникативной компетентности студентов является общение в студенческой группе. Занимая определенную позицию в группе, студенты приобретают опыт влияния на других людей, совершенствуют умения и навыки межличностного познания и оценки, необходимые как для учебной деятельности в вузе, так и для развития профессиональных качеств. Значимость этого опыта для становления личности и будущей профессиональной деятельности студентов трудно переоценить.

С целью выявления внутригрупповых отношений современных студентов в ноябре–декабре 2007 года авторами было проведено социологическое исследование. Всего было опрошено 208 студентов, по 50% юношей и девушек, студентов 2 и 4 курсов дневного отделения юридического факультета Воронежского государственного университета .

Анализируя процесс развития студенческой группы, остановимся на особенностях развития межличностных внутригрупповых отношений, механизмах сплочения и этапах группового развития.

Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Сегодня этот процесс в вузе идет достаточно сложно. И поэтому отношения в студенческих группах складываются неоднозначно. Так, только 40,3% студентов ответили, что общаются со всеми своими одногруппниками одинаково. Большинство же – 51,9% – строят свои отношения в зависимости от того, как относятся к ним. Есть и такие, их 7,6%, кто предпочитает вообще не общаться с некоторыми сокурсниками.

Соответственно и отношение к себе других студентов группы все оценивают по-разному. 44,2 % опрошенных считают, что к ним относятся когда как; 40,3% сказали, что к ним относятся хорошо, 11,5% – не знают; и 3,8% воспринимают отношение одногруппников к себе как плохое.

Во многом это зависит от того, насколько члены группы соблюдают групповые нормы, регулирующие взаимоотношения между членами группы. Если члены группы исполняют требования группы, группа поощряет их – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус. Если же поведение членов группы не соответствует принятым группой нормам, то группа в большей степени ориентирована на наказание таковых. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. Как показывают исследования, принятие норм группы под давлением является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Однако проведенное исследование позволило выявить в этом отношении интересный факт. На вопрос, «Как влияют Ваши одногруппники на Вашу жизнь?», почти две трети (73,1%) ответили, что «никак»; и только чуть меньше четверти (23,1%), что «помогают», а 3,8% – «мешают». Это позволяет говорить о том, что сегодня в студенческих группах особых групповых норм и не существует: в большинстве случаев каждый в группе сам по себе. Одновременно, опрашиваемые студенты сказали, что если кому-то из одногруппников понадобиться их помощь, то они поведут себя следующим образом: большинство (61,5%) поможет, но все будет зависеть от возникшей проблемы; почти каждый пятый (19,2%) помогут всегда и безусловно; 13,4% окажут помощь в зависимости от того, кто их об этом попросит; а 5,7% современных студентов никогда никому не помогают.

Важным фактором социального поведения человека является его конформность. Ее величина зависит от ряда факторов: значимости для личности высказываемого мнения (чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности); от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды (чем выше их статус и авторитетность для группы – тем выше конформность членов группы); от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия; от возраста и пола человека. Так, девушки, в целом, более конформны, чем юноши. Конформность чаще всего проявляется у студентов тогда, когда в группе появляются группировки. В такой ситуации большинство (51,9%) буду относиться к той из них, в которой находятся их друзья, еще 13,4% – посмотрят на сложившуюся ситуацию. А каждый третий – 34,6% – считают, что все это несерьезно.

Для одних студентов учебная группа является референтной группой, их поведение ориентировано на нормы и ценности данной общности. В этом случае, по отношению к учебной группе, они будут демонстрировать высокую конформность, а у преподавателя появится возможность влиять на их поведение через работу с коллективом. Те же студенты, для которых данная учебная группа является лишь группой членства, не будут заинтересованы в близком общении с одногруппниками, не будут ориентироваться на нормы и ценности учебной группы, займут отстраненную или конфликтную позицию. Таким образом, конформность – важный механизм поддержания внутренней целостности группы.

Соответственно небезынтересен вопрос о критерии выбора друзей в студенческой группе. Ровно половина (50%) студентов выбирают их в основном по схожести интересов (среди девушек этот фактор стоит на первом месте у 73%, а среди юношей – у 57,6%). Другие по материальному достатку (5,7%), по успехам в учебе (3,8%), и даже по внешности (3,8%). Более трети опрашиваемых (36,5%) выбрали вариант «другое», но никто не написал, что же это такое другое. Важно то, что сегодня в студенческой среде никто не отметил такой критерий, как «по национальному признаку». Все-таки студенческая молодежь достаточно толерантна друг к другу в этом отношении.

Поэтому и общаются 65,4% опрошенных студентов с одногруппниками в основном по интересам. Еще 9,6% – по вопросам учебы; 3,8% – по работе (в основном уже работающие студенты четвертого курса). У каждого пятого (21,1%) есть и иные поводы для общения.

Поскольку большую часть времени студенты проводят в вузе, то общаются они в основном там же. Так ответили 69,2% опрашиваемых. Другие же, их 15,4%, общаются в местах совместного отдыха. А 9,6% (это четверокурсники) – на работе. У 5,8% есть другие места для общения, но они их не назвали.

Студенты, поступая в вуз, распределяются по учебным группам. И почти все члены группы находятся в одной и той же студенческой группе на протяжении всех лет обучения. Но в групповых отношениях все ведут себя по-разному: одни – активно взаимодействуют с одногруппниками, другие – стремятся искусственно отделиться от группы, так как боятся наступления для себя неблагоприятных последствий. В таком случае можно говорить о проявлении антагонизма по отношению к группе или иным студентам. Поэтому взаимоотношения в группах складывается не так уж и гладко.

На вопрос о частоте возникновения конфликтов в студенческой группе, 28,9% ответили, что часто, но ведут себя в конфликтах все студенты по-разному. Так, 23,1% отвечавших сказали, что, несмотря на достаточно частые конфликты, они всегда стремятся придти к компромиссу. А вот 5,8% на это не идут, так как считают, что все люди разные. И только каждый десятый студент не конфликтует со своими одногруппниками, так как всегда понимает других.

Если конфликт начался, то почти половина (48%) студентов постараются справиться с конфликтной ситуацией самостоятельно, без чьей-либо помощи. Другая значительная часть – 40,2% – вообще не будут принимать участия в конфликте. Лишь немногие (11,5%) будут ждать, пока конфликтная ситуация разрешится сама собой. При возникновении неразрешимых противоречий в группе поведение юношей и девушек совпадает.

Если в группе возникнут серьезные противоречия, то подавляющее большинство студентов (92,3%) все равно останутся в своей группе. Однако 7,6% перейдут в другую группу. Юноши более терпимы к групповым проблемам, чем девушки, поэтому 96,1% юношей и намного меньше – 88,5% – девушек, несмотря ни на что, останутся в своей группе. Соответственно 3,9% юношей и 11,5% девушек предпочтут переход в другую группу. Важно отметить, что никто из студентов в данной ситуации не покинет учебное заведение, так как не допускают возможности отказа от обучения из-за возникновения конфликта.

Важную роль в студенческой группе играет староста. В целом студенты относятся к нему положительно (74% девушек и 58% юношей). Более того, некоторые студенты ответили, что являются их лучшими друзьями (15,3% девушек и 11,5% юношей). Но, тем не менее, почти каждый четвертый юноша (24%) отвечал, что староста недостаточно хорошо справляется со своими обязанностями. У девушек этот показатель ниже – всего 7,7%. Однако лишь небольшое количество студентов хотели бы взять на себя обязанности старосты (3,8% девушек и 7,7% юношей). По 3,8% студентов 2 и 4 курсов хотели бы занять место старосты. 73,1% студентов 4 курса и 65,4% – 2 курса относятся к старосте хорошо.

Для студентов и молодежи характерно интенсивное и разноплановое общение (с другими студентами, с преподавателями, другими людьми) как в учебное, так и во внеучебное, свободное время. В ходе исследования выяснилось, что впервые студенты начали общаться при поступлении (57,6% юношей и 42,3% девушек). Также многие студенты познакомились на занятиях (26,9% юношей и 15,5% девушек). Много и тех, кто знал друг друга до обучения в ВУЗе: 23,1% юношей и 15,5% девушек. Немного тех, кого познакомили друзья – 11,5% и 7,7% соответственно.

В итоге можно сказать, что студенческая группа – это такая общность, в которой молодые люди взаимосвязаны длительным учебным процессом. Но на их отношения оказывает влияние не только учебная деятельность, но и то, что представляет из себя каждая студенческая группа.

Примечание:

  1. Программа и инструментарий социологического исследования, анкетный опрос студентов, обработка и анализ социологической информации подготовлены и проведены авторами.

В последние годы в прикладных психологических исследованиях заметно повысился интерес к проблемам, связанным с групповой деятельностью людей. Актуальность этих вопросов прежде всего определяется практическими запросами, а также тенденциями развития больших и сверхбольших систем. Все они характеризуются некоторыми общими особенностями: большим числом составляющих их подсистем и элементов, сложной структурой, значительными потоками циркуляции информации, высоким уровнем механизации и автоматизации. Большие и сверхбольшие системы не могут обслуживаться одним специалистом, в управлении и обслуживании их, как правило, принимает участие группа специалистов. В связи с этим большой интерес представляет собой студенческая группа, где формируется и развивается будущий специалист . Групповое обслуживание больших систем выдвигает на первый план ряд проблем, которые требуют комплексного изучения совместной групповой деятельности специалистов, объединенных в различные малые группы и коллективы. Эффективность групповой деятельности в больших системах определяется уже не только и не столько характеристиками отдельных специалистов, сколько особенностями их взаимодействия между собой, психологической совместимостью, сработанностью и организованностью, распределением функций между ними, психологической структурой малых групп и так далее. Особенности групповой совместной деятельности играют большую роль в процессе выполнения работы группой специалистов в условиях непосредственного взаимодействия. Практика показывает, что в такой ситуации даже незначительные разночтения во мнениях, оценках или некоторая несогласованность в действиях могут быстро перерасти в межличностный конфликт. Групповая деятельность предъявляет требования к согласованности, сработанности, психологической совместимости специалистов. Она ставит участников во взаимосвязанные друг от друга отношения, предполагает взаимную ответственность и требует согласованности действий. Студенческая группа, имея конкретный характер групповой деятельности, который определяется ее организацией, непосредственно использует различные формы организации совместной деятельности, которые требуют от студентов постоянного взаимодействия, четкого распределения отдельных операций, согласованности и высокого уровня координации работы. Все это приводит к возрастанию значимости социально-психологического обеспечения групповой деятельности студентов. Включая это, совместная групповая деятельность людей в современных условиях характеризуется следующими обязательными компонентами : - чётким распределением выполняемых функций между участниками совместной деятельности; - совмещением распределённых функций в пространстве и времени, то есть одновременным их выполнением различными участниками; - согласованием распределённых и совмещённых функций, то есть строгой последовательностью их выполнения по определённой программе, учитывающей деятельность каждого участника. Групповая деятельность отличается от индивидуальной не только наличием взаимодействия между людьми в процессе осуществления деятельности, но и характером включения взаимодействия в структуре самой деятельности. В студенческой группе наряду с групповой деятельностью присутствует индивидуальная, она оказывает большое влияние на формирование и развитие межличностных отношений, которые, в свою очередь, проецируются на учебный процесс в максимизации его результата. В индивидуальной деятельности взаимодействие и общение между людьми также может присутствовать, однако это принципиально не меняет структуру индивидуальной деятельности. Взаимодействие в данном случае как бы присутствует параллельно с деятельностью в форме общения специалистов по поводу деятельности или по каким-то другим причинам. В групповой деятельности взаимодействие специалистов органически включено в совместную деятельность и принципиально меняет её структуру. Для описания групповой деятельности необходимо использовать такие понятия, как взаимодействие, общение, содействие, согласование. Структура групповой деятельности специалистов включает следующие основные элементы : - групповая цель - это то, чего стремиться достигнуть группа в совместной деятельности, идеально представляемый ею результат. Групповая цель может быть расписана в виде более частных и конкретных групповых задач, поэтапное решение которых приближает группу к достижению общей цели; - групповой мотив - это то, что побуждает группу к совместной деятельности, непосредственная побуждающая сила; - групповое действие - это такой элемент совместной деятельности, который направлен на выполнение текущей (достаточно простой) групповой задачи. Групповые действия выполняются с помощью обще-групповых средств действий; - групповой результат - это то, чего реально достигает группа в совместной деятельности. Важнейшим моментом в организации групповой деятельности является необходимость распределения, совмещения и согласования по каждому из её основных структурных компонентов функций между всеми участниками. В соответствии с этим можно выделить некоторые признаки деятельности людей, которые по существу делают её групповой совместной деятельностью: - общность (единство) целей деятельности для её участников; - распределение и согласование конкретных задач, которые необходимо участникам деятельности выполнять совместно; - общность (единство) или согласованность мотивов участников групповой деятельности; - распределенность и согласованность выполняемых действий и операций в совместной деятельности; - общность (единство) результата совместной деятельности для группы специалистов. Рассмотрим с этих позиций студенческую группу как одну из разновидностей малых социальных групп. Для этого нам необходимо определиться с основным понятием, касающимся малой группы. Общепринятого определения не существует, разные авторы пользуются различными формами представления этого понятия, что вызывает затруднение в их идентификации. Предварительно приведём определение социальной группы, данное Я. Шепаньским в книге «Элементарные понятия социологии», и на его основе попытаемся сформулировать понятие «малой группы». Социальная группа - это объединение людей (не менее трёх лиц), основанное на общем участии в какой - либо деятельности, связанное системой отношений, которые регулируется их функциональными отношениями, а также социальными правами и обязанностями, определяемыми соответствующими институтами, члены группы обладают общими ценностями и отделены от других общностей принципами обособления . Опираясь на определение социальной группы, малой группой можно считать немногочисленную (не более 20-30 человек) по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично и имеют общие целевые установки. Другими словами, основным (родовым) признаком малой группы является социальная группа, а видовым отличием межличностные отношения, непосредственные контакты. Поэтому под малой группой обычно понимают малочисленную социальную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм поведения. К малым группам, по определению, можно отнести тот или иной производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения, учебные группы вуза и др. Проблемы взаимоотношений в малых группах рассматриваются в разделе формальных и неформальных межличностных отношений. Если формальные отношения определены должностным положением и квалификационными нормами, то неформальные - психологическим климатом в группе, внутренними мотивами, стимулами и другими факторами, определяющими психологическую сущность содержания деятельности отдельных членов группы. В малых группах, к которым относится объект исследования - студенческая группа, неформальная структура взаимоотношений может оказать столь сильное влияние на процессы их функционирования, что порой изменяет и формальные отношения между членами коллектива, влияет на качество их совместной деятельности. С другой стороны, неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой члены группы, входящее в неё, подчиняют своё поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. Однако в таких группах остаются весьма эффективно действующими межличностные взаимоотношения. Понятию «взаимоотношение» часто придают такой же смысл, какой оно имеет в повседневной речи, понимая под взаимоотношениями систему сознательных и субъективно определённых взаимодействий индивидов. Однако такое понимание несколько сужает границы описанных выше отношений индивидов в группе. Отношение - это широкое понятие, под которым подразумевается одна из форм единства предметов, явлений и свойств, в основе её лежит определённая реальная или мыслимая общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. К отношениям относятся самые различные зависимости, соотношение, связи. Это и субъективные отношения (общение между индивидами) и объективные, например, производственные отношения. Межличностное общение, в соответственном понимании термина, определено исключительно личностными признаками, тягой людей к информационному и эмоциональному обменам. По своей природе межличностное общение игнорирует статус группы, что сразу обеспечивает и объясняет причинное существо её коммуникативных каналов со средой. С одной стороны, без взаимодействия, без межличностного общения индивидам не выжить, а с другой - нормы этого межличностного общения в общности пока ещё на уровне саморегулирования ограничивают свободу индивида. Говорить об абсолютном, безоговорочном принятии индивидом социальной двойственности его позиции в общности не приходится. Отсюда и внутренняя конфликтность в рассматриваемых образованиях, включая диаду и триаду. Игнорирование конфликтной двойственности позиции индивида прослеживается и в основополагающих работах В. М. Бехтерева, и в компилятивных работах М. Е. Шоу, и даже в американских работах по природе аномии. Причину недосмотра легко увидеть в личной значимости межличностного общения для каждого исследователя как человека. В этом смысле интересен взгляд К. Хорнея: «Эмоциональная изоляция - тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие». По существу, начиная с этого идейно-тематического момента, тенденции в исследовании малой группы разделились на два направления. После введения в типологию понятия формальной группы теория малой группы полностью отошла от второго признака общности. Родоначальником второго направления можно с уверенностью считать Коллинза, разделившего мотивы индивида в малой группе на прагматические и эмоциональные. Делая вывод из обзора определений и тенденций в исследованиях малой группы, можно сказать, что первое направление заложило фундамент гештальтпсихологии К. Левина, а второе - основы оперативного менеджмента с его социально-психологическим и экономическим направлениями. Если второй признак общности сужает свободу индивида уже на уровне представления внутреннего содержания социума, то привнесённые условия типа, внешнего статуса группы только усугубляют картину. Подход к исследованию контактных групп с точки зрения понятий группы с внешним статусом и самого внешнего статуса представляется важным уже из-за перечня феноменологических признаков, заложенных в то и другое. Во-первых, в аксиоматику феноменологии заложена несовместимость внешнего статуса и межличностного общения, что делает группу внутренне конфликтной по определению. Во-вторых, профессионально квалификационная стратификация в общем случае может не соответствовать личной структуре группы, которая генерируется межличностным общением и личностными признаками индивидов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что студенческая группа как малая группа с внешним статусом имеет ряд проблем, решение которых позволит осуществить поставленные перед высшим образованием задачи - качественную подготовку специалистов. Под ней понимают не только овладение системой знаний относительно эмпирических фактов, не только навыки технологии действий, но и овладение теоретическими принципами, выводимыми из системы научно-теоретического знания, культура мышления, эрудиция, умение внедрения достижений науки в практику. Выпускники высшей школы составляют особый слой интеллигенции. Это носители основных духовных ценностей общества и человеческой культуры.

Термин "студенчество" означает социально профессиональную группу, включающую учащихся высших учебных заведений .

Процесс обучения заключается не только в получении знаний и приобретении опыта, связанного с будущей профессией, но и в самореализации, практике межличностных отношений, самовоспитании. Несомненно, период обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Под социализацией понимается «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» . В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению новой социальной роли, связанной с будущей профессией, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей студенческой группы. Так как студенческий возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, свободе выбора жизненного пути и идеалов, независимости, обучение в вузе является мощным фактором социализации личности студента.

Характеристика студенческого возраста во многом зависит от социально – экономического уровня развития страны и условий, сложившихся на данный момент на рынке труда. Угроза остаться невостребованными на рынке труда характерна для всех студентов нашего поколения. Образование студенты понимают как ресурс для освоения новых социальных ролей, капитал для инвестирования при достижении желаемого социального статуса. Основными мотивами выбора той или иной специальности являются: успех, образованность, престижность будущей профессии. Стремление молодежи быть успешными в жизни, построение различных стратегий достижения успеха свидетельствуют о повышении инвестиционной функции образования. Молодежь пытается, как можно раньше, опробовать эти жизненные стратегии. Таким образом, востребованность тех или иных специальностей на рынке труда во многом обуславливает мотивацию и специфику выбора выпускниками школ будущей профессии . Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Юноши и девушки в данном возрасте пытаются разобраться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях возможностях .

Юность – пора самоанализа и самооценок. На данном этапе происходит сравнение «Я идеального» с «Я реальным». Отсутствие объективности в данном сравнении может вызвать у юноши внутреннюю неуверенность в себе, чувство непонятности, которые могут сопровождаться внешней агрессивностью или развязностью. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше на данном этапе не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, что может вызвать ряд проблем в последующем развитии личности .


Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе и быстрая адаптация, что приводит к устранению ощущения дискомфорта, и препятствует конфликтам со средой, в которую вступил студент. Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для удовлетворения основных социогенных потребностей человека, т.е. благоприятный период для развития человека как личности .

Поэтому в современной педагогике и психологии начинает преобладать подход к воспитанию не как к формированию личности в соответствии с господствующим идеалом в обществе, а как к созданию условий для саморазвития личности.

Благоприятное положение студента в окружающей среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек и особенности других референтных групп. Поведение людей в группе отличается от их индивидуального поведения. За счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям поведение членов группы становится схожим, однако возможно и обратное влияние. Отдельный член группы, как личность, может оказывать мощное влияние на всю группу в целом. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, выдвижения лидеров, распределения групповых ролей и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности.

Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней. Доказано, что студенту легче учиться в группе с более дифференцированной и более устойчивой структурой взаимоотношений. Деятельность студенческой группы выступает той основой, на которой складываются взаимоотношения между ее членами.

Таким образом, знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Студенческая группа, как и любая другая малая группа, может расти и развиваться. В своей концепции группового развития Л.И. Уманский выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; групповая подготовленность в определенной деловой сфере и психологическое единство группы. По данным параметрам так же можно выявить уровни развития студенческой группы.

С точки зрения Ю.М. Кондратьева, говоря о становлении студенческой группы, необходимо, главным образом охарактеризовать первый, третий и пятый курсы. Это обусловлено тем, что группы первокурсников могут быть оценены как группы «становящиеся», учебные группы третьекурсников – как группы относительно «зрелые», а учебные группы пятикурсников могут быть условно обозначены как группы «умирающие», т.е. окончательно завершающие свою жизнедеятельность .

По мнению же С.А. Багрецова большую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность – самостоятельные формы групповой активности, но они тесто связаны между собой.

Отмечается, что «субъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении её членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

Становление учебной группы, как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений. «Взаимоотношения в малой группе – сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношения» . И на этой основе выделяются свойства группового субъекта взаимоотношений: сплочённость, как приверженность к группе ее членов, референтность и соподчиненность.

Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику основных этапов развития учебных групп в вузе :

Первый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным .

Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерами». Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.

Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.

Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности .

Третий курс. В это время начинается деление на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.

Высокостатусные третьекурсники, так же как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих участников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры и условиях «зрелых» групп при оценке соучастников подчёркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и низкую несхожесть с конкретными, такими как они высокостатусными членами группы – конкурентами. Среднестатусные студенты третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучастников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. «Аутсайдеры» проявляют ещё большую готовность рассматривать своих соучастников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные одногрупники .

Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.

Пятый курс . Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость .

Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается «аутсайдеров». Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания.

Также отношения между членами группы во многом зависят от климата в группе, поэтому важно изучить социально-психологический климат каждой группы и выяснить по каким параметрам определяется его благоприятность.


Студенческая группа как разновидность социальной организации может развиваться от своих простейших форм - диффузной или номинальной к высшей - коллектива. В каждой студенческой группе такое развитие проходит свой неповторимый путь. Но, к сожалению, не каждая из них достигает при этом уровня сплоченного коллектива.

Поскольку каждая студенческая группа в тот или иной момент находится на определенном уровне своего развития, рассмотрим критерии, по которым определяют уровень его социальной зрелости. А. Лутошкін и Л. Уманский предлагают для этого использовать такие показатели, как организационное единство, психологическая единство, подготовленность группы, нравственная направленность.

Организационная единство группы заключается в ее способности к делового объединения для решения общегрупповых практических задач. Признаками организационного единства является согласованное взаимодействие и взаимопомощь членов группы, их стремление к сотрудничеству как внутри группы, так и с другими объединениями в высшем учебном заведении или вне его.

Психологическая единство - это общее настроение, тон группы, который создает эффект защищенности для каждого ее члена. Тремя сторонами психологического единства академической группы выступают интеллектуальная, эмоциональная и волевая. Интеллектуальная сторона проявляется в способности находить общий язык, приходить к одинаковых суждений и выводов из важнейших вопросов групповой и позагрупової деятельности, понимать общую ответственность за нее. Эмоциональная сторона характеризует общую атмосферу взаимоотношений, уровень дружелюбия, взаимной толерантности к недостаткам других. Волевая сторона психологического единства группы отражает способность ее членов преодолевать препятствия, настойчиво продвигаться к цели, мобилизовать силы в трудные моменты, сдерживать в интересах группы свои чувства.

Подготовленность группы включает в себя опыт совместной деятельности, который накопила группа, приобретенные ею умение действовать всем вместе. Понятно, что подготовленность группы как интегральное образование органично сочетает личный опыт, знания и умения всех ее членов. Но это вовсе не означает, что подготовленность членов всегда свидетельствует о подготовленности групповую: одновременное пребывание студентов на занятиях хотя и создает условия для совместной деятельности, но еще не является показателем подготовленности группы.

Нравственная направленность групповой деятельности является одной из важнейших характеристик уровня социальной зрелости группы. Студенческая группа может быть сплоченной, подготовленной к совместной деятельности, сосредоточивать усилия на преодолении трудностей, но назвать ее коллективом можно будет лишь тогда, когда ее направленность будет совпадать с моральными нормами высшего учебного заведения и общества в целом. Следовательно, для анализа моральной направленности группы следует проанализировать ее моральные ценности и ведущие мотивы деятельности.

Когда группа незнакомых абитуриентов образует студенческую группу, то сначала она является диффузной.

В процессе совместной учебной деятельности студенческая группа начинает развиваться. И в зависимости от того, как и в какой степени представлены в студенческой группе описанные выше показатели, можно сделать вывод об уровне, которого она достигла в своем развитии.

Номинальная группа . Она уже имеет определенное название, но существует лишь формально, поскольку ее члены еще не вступили в совместную деятельность, которая способна опосередковувати отношения между ними.

Группа-ассоциация . На этой стадии начинается совместная жизнедеятельность группы, возникают первые признаки образования коллектива. В такой группе уже существует официальная структура, общая цель деятельности, но деятельность отдельных студентов имеет преимущественно индивидуальный характер, в них еще отсутствует потребность работать сообща решать групповые задания.

Группа-корпорация . Характеризуется более четко очерченной общей целью и единством действий. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы создают групповой опыт общения, подготовленность в определенном виде деятельности, однако психологического единства еще нет.

Важно отметить, что группа-корпорация может иметь как просоциальную так и антисоциальную направленность. Традиционно в отечественной социально-психологической литературе группы-корпорации просоциального направления определяют термином «группа-кооперация». Студенческая группа, которая находится на этом уровне развития отличается сложившейся организационной структурой, достаточно высоким уровнем сотрудничества студентов, межличностные отношения в ней имеют деловой характер. А термин «группа-корпорация» употребляется преимущественно для обозначения групп с антисоциальной направленностью, которые хотя и отличаются организационной и психологической единством, но проявляют при этом явные признаки группового эгоизма, отчуждены от других групп, противопоставляют себя им. Как видим, такая трактовка не совсем совпадает с общепринятой международной терминологии.

Отметим, что относительная автономизация группы является одним из условий ее самопродвижения к единству, к коллективу. Именно на этом этапе студенты группы идентифицируют себя с ней («моя группа»). Но чрезмерная автономизация часто выступает проявлением антисоциального направления совместной деятельности.

Коллектив - следующий уровень развития межличностных отношений в группе. Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосередковуватимуться общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности. Інтергрупова активность, что возникает в коллективе, имеет значительное влияние как на членов самой группы, так и на другие студенческие группы высшего учебного заведения. Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, на мнение которой они обращают внимание в первую очередь.

По мере того, как студенческая группа проходит путь своего развития, в ней появляются формальные и неформальные лидеры. Роли формальных лидеров выполняют избраны или назначены старосты, профорги и другие должностные лица группы, на которых возложено исполнение обязанностей, установленных в данном высшем учебном заведении. Сегодня, к сожалению, нет единства в определении ролевых функций формальных лидеров студенческих групп. В роли неформальных лидеров выступают студенты, пользующиеся в группе особым авторитетом. От них в значительной мере зависит психологический климат в группе, самочувствие ее членов, а также признанные в ней моральные нормы. В академической группе с высоким уровнем развития повышаются требования к каждого отдельного ее члена и особенно к лидерам.

Развитие взаимоотношений студенческого коллектива и личности проходит через несколько стадий.

Первая стадия - адаптация субъекта как члена новой группы. Прежде чем реализовать свою потребность проявить себя как личность, он должен усвоить действующие в группе нормы (моральные, учебные и др.) и освоить приемы и средства деятельности, которыми обладают все другие ее члены. Через это у него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», что достигается за счет субъективно пережитой потери тех или иных индивидуальных черт.

Вторая стадия - индивидуализация . Она заключается в обострении противоречий между достигнутым результатом адаптации (тем, что студент стал «таким, как все») и потребностью студента в максимальном проявлении себя как неповторимой личности, которая имеет свою индивидуальность, которая при этом не удовлетворяется. Студент начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности, для демонстрации ее в группе.

Третья стадия - интеграция личности в группе: студент сохраняет только те индивидуальные черты, соответствующие необходимости и потребностям группового развития, а также собственную потребность осуществить значимый вклад в жизнь группы. Группа при этом в определенной степени меняет свои групповые нормы, впитывая те черты студента, которые признаются группой как ценностно-значимые для ее развития. Так происходят взаимные превращения личности и группы.

Если студенту не удается преодолеть трудности адаптации, то в него могут сформироваться такие качества как конформность, безынициативность, может появиться невпевність в себе, что приводит к занижению самооценки. Если студент прошел стадию адаптации и начинает на второй стадии предъявлять группе такие свои индивидуальные различия, что отбрасываются ней через несоответствие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной завышенной самооценки. В студента, который успешно проходит стадию интеграции в высокоразвитой группе, формируется развитое колективістичне самоопределение. Если же группа, в которую входит индивид, имеет асоциальное направленность, то в него могут развиться соответствующие асоциальные черты.

Действенным средством развития личности отдельных студентов, а также академических групп в целом выступает студенческое самоуправление.

Действительно, в условиях самоуправления цели деятельности и личности, и группы, выходя за их пределы, делают их открытыми системами, обеспечивая тем самым их развитие. Совместная деятельность, направленная на разрешение противоречий между личностью (академической группой) и администрацией вуза (общественными организациями) приводит к формированию новых свойств и качеств личности будущего специалиста. Так, отношения ответственной зависимости, которые складываются между членами студенческого коллектива в условиях самоорганизации, способствуют становлению таких личностных качеств, как чувство долга, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе самостоятельной постановки и решения жизненно важных задач у членов студенческого коллектива формируются инициативность и самостоятельность, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Расширение деловых контактов с представителями администрации высшего учебного заведения и общественных организаций благоприятно отражается на формировании навыков делового общения и организаторской деятельности. При этом в коллективе создается особый социально-психологический климат, что стимулирует активность личности в области эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции.

Изложенное свидетельствует, что становление личности студента происходит в академической группе, которая находится на определенном этапе своего развития. Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, к которой личность включена и в которую она интегрирована. В академических группах, которые достигли в своем развитии уровня коллектива, существуют благоприятные условия для формирования у студентов положительных качеств личности, необходимых современному специалисту.