Трижды удостоились звания героя советского. Дважды, трижды и четырежды герои

Звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Позже, 1 августа 1939 года, в качестве дополнительного знака отличия, для Героев СССР, была утверждена медаль «Золотая Звезда» , в виде пятиконечной звезды закрепленной на прямоугольной колодке, которая выдавалась награжденным вместе с орденом Ленина и грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Одновременно было установлено, что совершившие повторно подвиг, достойный звания Героя, награждаются вторым орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». При повторном награждении на родине героя устанавливался его бронзовый бюст. Количество награждений званием Герой Советского Союза не ограничивалось.

Первые Герои Советского Союза

Список первых Героев Советского Союза открыли 20 апреля 1934 г. летчики-полярники, участники спасения терпящих бедствие пассажиров легендарного парохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский , Сигизмунд Леваневский , Николай Каманин , Василий Молоков , Михаил Водопьянов , Маврикий Слепнев и Иван Доронин .

Герои Советского Союза Великой Отечественной

Более 90 процентов от общего числа Героев Советского Союза появились в стране в период Великой Отечественной войны. Этого высокого звания были удостоены 11 тысяч 657 человек, из них 3051 – посмертно. В этом списке 107 бойцов, которые стали дважды героями (7 награждены посмертно), также в общее число награжденных входили и 90 женщин (49 – посмертно).

Первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали:

Военно-воздушные силы:

Летчики-истребители младшие лейтенанты Жуков Михаил Петрович , Здоровцев Степан Иванович и Харитонов Петр Тимофеевич , отличившиеся в воздушных боях с бомбардировщиками противника.

28 июня эти летчики на своих истребителях И-16 применили против вражеских бомбардировщиков Ju-88 таранные удары (первый таран был совершен уже через 15 минут после начала войны Дмитрием Кокоревым).

Военно-морской флот:

Звание Героя Советского Союза на флоте впервые было присвоено моряку Северного флота, командиру отделения старшему сержанту Кислякову Василию Павловичу , отличившемуся в ходе высадки десанта в Мотовском заливе в Заполярье в июле 1941 года (заменил убитого командира, а потом в течение 7 часов один удерживал высоту).

Пехота:

Первым Героем Советского Союза в сухопутных войсках стал командир 1-й Московской мотострелковой дивизии 20-й армии полковник Крейзер Яков Григорьевич за организацию боевых действий дивизии, которая, нанеся контрудар противнику, задержала его наступление на двое суток на рубеже реки Березина.

Бронетанковые войска:

Первыми (других данных не найдено) Героями Советского Союза стали командир танка 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии 14-й армии Северного фронта, старший сержант Борисов Александр Михайлович и заместитель командира танкового батальона 115-го танкового полка 57-й танковой дивизии 20-й армии Западного фронта, капитан Кадученко Иосиф Андриянович .

Артиллерия:

Первым из артиллеристов Героем Советского Союза стал наводчик орудия противотанковой батареи 680-го стрелкового полка 169-й стрелковой дивизии 18-й армии Южного фронта красноармеец Яков Харитонович Кольчак .

Народный комиссариат внутренних дел:

Первыми Героями Советского Союза стали пограничники заставы №5 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа, вступившие в бой на реке Прут 22 июня 1941 года: старший лейтенант Константинов Александр Константинович , младший лейтенант Бузыцков Иван Дмитриевич , младший сержант Михальков Василий Федорович . 11 суток, в полном окружении держалась застава.

Так же звание Героя Советского Союза было присвоено начальнику заставы №12 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа лейтенанту Ветчинкину Кузьме Федоровичу .

Партизаны:

Первыми Героями Советского Союза стали белорусский секретарь райкома партии, комиссар партизанского отряда «Красный Октябрь» Бумажков Тихон Пименович и командир этого же отряда Павловский Фёдор Илларионович .

Звание Героя Советского Союза носят четверо полных кавалеров ордена Славы:

Четырежды Героев в списке только два – это маршалы СССР Жуков Георгий Константинови ч и Брежнев Леонид Ильич .

Среди всех Героев Советского Союза 35% составляли лица рядового и сержантского состава (солдаты, матросы, сержанты и старшины), 61% - офицеры и 3,3% (380 человек) - генералы, адмиралы и маршалы.

В сентябре 2000 года в Макеевке по инициативе тогдашнего городского головы Василия Джарты решением исполкома городского совета была заложена аллея Героев, на которой установлен мемориальный обелиск, где увековечены имена 64-х Героев Советского Союза, проживавших и работавших в Макеевке.



Если писать про тех, кто трижды Герои Советского Союза, список был бы из трёх фамилий, но я напишу о четырех. Начну с Георгия Константиновича Жукова - четырежды Героя, ну, где четыре, там и три, верно ?

Георгий Константиноаич Жуков - одаренный военачальник и яркая личность, имя Жукова - это синоним Победы.

Георгий Жуков родился в 1896 году в деревне Стрелковка в Калужской области. Окончив церковно-приходскую школу, поступил на обучение в скорняжную мастерскую. Позже окончил городское училище на вечернем отделении. Военная карьера Жукова началась во время Первой мировой войны. В составе кавалерийского полка Жуков отличился в боевых действиях и был дважды награждён Георгиевским крестом - высокой наградой в Россиийской империи. В 1918 году Георгий Жуков поступил на службу в ряды Красной Армии, командовал кавалерийским корпусом, показал себя талантливым командиром и организатором военных действий. В июле 1938 года Жуков - командующий группой советских войск в Монголии. Первую звезду Героя Советского Союза Жуков получил за руководство операцией в Монголии и разгром японцев на реке Халкин-Гол. В этой операции Жуков активно и успешно использовал танки для окружения и уничтожения врага.

В годы Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков был заместителем Верховного Главнокомандующего. Во время войны Жуков получил воинское звание Маршал Советского Союза. Командовал фронтами: войска Ленинградского фронта и Балтфлота остановили наступление немецкой армии, войсками Западного фронта была разгромлена армия "Центр" Жуков лично был координатором действий на фронтах под Сталинградом (1942), на Курской дуге (1943) и при прорыве блокады в Ленинграде (1943). С именем Жукова связаны освобождение Правобережной Украины, операция Багратион в Белоруссии, взятие Варшавы, Висло-Одерская операция и мощная Берлинская операция. Георгий Константинович Жуков лично 8 мая 1945 года принял безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого фельдмаршала В.фон Кейтеля.

Георгий Жуков четыре раза становился Героем Советского Союза. Свою четвертую звезду Героя Советского Союза Георгий Константинович Жуков получил за подавление венгерского восстания в 1956 году.

Книга издана в тридцати странах и переведена на девятнадцать языков. Примечательно, что первое издание книги было в Западной Германии, в ФРГ, в 1968 году.

Александр Иванович Покрышкин, трижды Герой Советского Союза. Родился в 1913 году в городе Новониколаевск (Новосибирск), в рабочей семье. Закончив семилетку, Александр начал работать в слесарной мастерской, затем закончил авиашколу в Перми, а к началу Великой Отечественной Войны был замкомандира эскадрильи на Южном фронте.

Близость к границе обусловила то, что аэродром, где работал Покрышкин, бомбили уже в первый день войны. Причём в первые дни войны Лётчик Покрышкин сбил советский самолет по ошибке, приняв его за вражескую лётную машину. Это отчасти объяснялось тем, что самолеты системы Су появились как-раз перед войной, вид у них был не стандартный, многие лётчики ещё не знали их. Пилот сбитого по ошибке самолёта остался жив, но погиб штурман. Неудачи первых дней побудили Покрышкина тщательно анализировать все свои боевые вылеты, меняя устаревшую тактику военных воздушных сил Советского Союза. Александр Покрышкин говорил, что "тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, тот настоящей войны не знает". Орден Ленина Покрышкин получил за то, что в тяжёлых погодных условиях смог доставить данные о местонахождении танков противника под Ростовым.

Первую Звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил за тринадцать сбитых вражеских самолетов и участие в более, чем пятидесяти боевых вылетах.

Второе звание Героя Советского Союза Александр Покрышкин получил за то, что блестяще и талантливо проявил себя в воздушных боях на юге, на Кубани. Отсюда началась знаменитая "Кубанская этажерка" - ряд истребителей, которые с воздуха сопровождали наступление наших войск. Покрышкин всегда старался взять на себя важную задачу - сбить ведущий самолёт противника и тем самым деморализовать врага.

В боях было сбито двадцать два немецких самолёта. На всю страну гремела слава Покрышкина и его учеников. В 1943 -44 годах карьера Покрышкина была "в зените": сбито пятьдесят три вражеских самолета, совершено более полутысячи боевых вылетов. И в августе 1944 года Александр Покрышкин получил третью Звезду, став, таким образом, первым трижды Героем Советского Союза. Умер Алескандр Покрышкин в Москве в 1985 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Каждый советский школьник знал, что Иван Никитович Кожедуб - летчик, трижды Герой Советского Союза. Родился на Украине, в Черниговской губернии, в 1920 году, в семье церковного старосты. Став студентом химико-технологического техникума в городе Шостка, начал заниматься в аэроклубе. Закончил авиационную военную школу, работал лётным инструктором.

Начало войны выдалось сумбурным и очень опасным для сержанта Кожедуба. В первом же воздушном бою его самолет ЛА-5 ("Лавочкин") был подбит немецким истребителем, а при посадке самолет был обстрелян по ошибке советскими зенитками. Все это, конечно, говорит, о несогласованности и неподготовленности действий летчиков в самом начале войны. Да и самолётов хороших долго не было, приходилось летать на практически списанной технике из ангаров.

Спустя несколько десятков боевых вылетов Ивана Кожедуба словно прорвало: сначала на Курской дуге он сбил немецкий бомбардировщик, на следующий день еще один, а потом сразу два истребителя. Кожедуб отличался тем, что мог "полностью слиться с лётной машиной" и умел метко стрелять. Кожедуб был очень смелым, часто шёл на рискованные лобовые атаки, даже, когда силы противника превосходили в несколько раз. Когда правительство наградило старшего лейтенанта Кожедуба первый раз званием Героя Советского Союза, на его счету было почти полторы сотни боевых вылетов и двадцать лично им сбитых самолетов. А в августе 1944 года и вторая звезда Героя Советского Союза оказалась на груди Кожедуба. Уже в 1945 году в бою над Одером Кожедуб вместе с напарником Дмитрием Титоренко сбили на большой высоте новейший немецкий истребитель-бомбардировщик. К концу войны Иван Кожедуб лично сбил 64 немецких самолета и совершил 330 боевых вылетов. А во время своего последнего боя, 17 апреля 1945 года Иван Кожедуб сбил сразу два вражеских истребителя.

Третью звезду Героя Советского Союза Иван Кожедуб получил в августе 1945 года. После войны Иван Кожедуб продолжал служить в ВВС, в 1985 году он стал Маршалом авиации, умер в 1991 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Будённый Семен Михайлович - Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза.

Родился в 1883 году на хуторе Казюрин (сегодня - территория города Ростов-на-Дону). После призыва в армию в 1903 году, Будённый остался служить сверхсрочно, принимал участие в русско-японской войне 1903-1904 годов. Получив почетное звание "Лучший наездник" в своём полку, Будённый был послан на курсы наездников в Петербург в Кавалерийскую школу. Затем служил в кавалерийской дивизии на австрийско-германском и кавказском фронтах. В составе разведполка захватывали немецкие обозы и брали противника в плен, на турецком фронте проводили атаки и захватывали орудия противника, брали турецких солдат в плен. За проявленную храбрость Будённый стал полным кавалером Георгиевского креста четырёх степеней ("Георгиевский бант").

В 1918 году Будённый возглавил кавалерийский революционный отряд на Дону. Отряд Будённого действовал против белогвардейцев и скоро вырос и стал дивизией, а позднее - Первой Конной Армией, во главе которой был назначен Будённый.

Под руководством Семёна Будённого были проведены серьёзные работы на конном заводе и выведены новые породы лошадей с названиями - "Терская" и "Буденовская". Будённый отметился ещё и тем, что в 1923 году приехал в Чечню, в Урус-Мартан и объявил о создании Чеченской автономной области. Будённый много вложил в развитие Конезавода в Успенком

Будённый был одним из пяти первых полководцев, кому было присвоено звание Маршала Советского Союза. С 1940 года Будённый - первый зам Наркома Обороны в СССР. Во время войны Будённый в составе Ставки Верховного Главнокомандующего принимал участие в обороне Москвы. Будённый настоял на срочном формировании новых кавалерийских дивизий легкого типа взамен сильно сокращённых перед войной (из-за их несопоставимости в боевых условиях с танками и другой техникой). Будённый всегда считал кавалерию "орудием прорыва".

Маршал Будённый, будучи главнокомандующим Южным фронтом, приказал взорвать Днепрогэс. Хлынула вода, погибли солдаты как немецкой, так и Красной Армии, мирное население, скот, вода залила огромные пространства.

Позже Будённый передал в Ставку предложение о необходимости отступления в районе Киева из-за угрозы окружения. Сталин отстранил Будённого от командования Южным фронтом и заменил на Тимошенко. Хотя позже оказалось, что Будённый был прав, в Киеве войска фронта попали в котел и были разгромлены. После этого Будённый был назначен командующим Резервным фронтом и войсками Северо-Кавказского фронта, а с 1943 года Семён Будённый был командиром кавалерии Красной Армии. С 1953 года - инспектор кавалерии, был членом Президиума ДОСААФ.

Семён Будённый трижды был удостоен звания Герой Советского Союза (в 1958, 1963 и 1968 году). Похоронен Будённый у Кремлёвской стены.

Появление высшей степени отличия СССР напрямую связано со спасением пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин».

Учитывая, что для эвакуации людей, находившихся на погибшем судне, советские лётчики провели операцию, не имевшую аналогов в мировой истории, советское правительство задумалось и о необходимости особо отметить этот подвиг.

16 апреля 1934 года ЦИК СССР особым постановлением учредил «высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением , звания Героя Советского Союза».

Нужно особо отметить, что никакого знака отличия для Героев Советского Союза первоначально не предполагалось. Присвоение звания отмечалось исключительно вручением специальной грамоты ЦИК СССР.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза состоялось 20 апреля 1934 года, когда им были отмечены лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев: Анатолий Ляпидевский , Сигизмунд Леваневский , Василий Молоков , Николай Каманин , Маврикий Слепнёв , Михаил Водопьянов и Иван Доронин .

Лётчики в СССР в 1930-х годах были в особом почёте. Немудрено, что первые 11 Героев Советского Союза представляли именно авиацию.

Изначально Герои Советского Союза получали только грамоту. Фото: Public Domain

Орден и медаль

Традиция вместе с присвоением звания Героя Советского Союза вручать орден Ленина сложилась фактически сама собой. Дело в том, что 11 первых Героев вместе со званием получали и орден, который был высшей наградой СССР.

В июле 1936 года эта практика была узаконена решением ЦИК СССР — отныне Герой Советского Союза вместе с грамотой автоматически получал и орден Ленина.

Количество Героев росло — вместе со «сталинскими соколами» были отмечены военные, сражавшиеся в Испании, а также участники боёв на озере Хасан.

Чем больше становилось Героев, тем больше росла необходимость в появлении некоего отличительного знака, по которому выдающегося человека сможет узнать любой.

Так появилась медаль «Золотая звезда», автором эскиза которой стал архитектор Мирон Мержанов . Медаль «Золотая звезда» как знак отличия Героев Советского Союза была утверждена 1 августа 1939 года, и первыми Героями, получившими и «Золотую звезду», и орден Ленина, стали участники боёв у реки Халхин-Гол.

Медаль «Золотая звезда». Фото: Public Domain

Жуков, Брежнев и Савицкая

Всего с 1934 по 1991 год звания Героя Советского Союза получили 12 776 человек, причём абсолютное большинство наград было присвоено тем, кто отличился в сражениях Великой Отечественной войны: таковых более 91 процента от числа всех награждённых.

Абсолютными рекордсменами по «героизму» являются Георгий Жуков и Леонид Брежнев . И выдающийся полководец, и генсек являются четырежды Героями Советского Союза. При этом Брежнев имеет ещё и звание Героя Социалистического Труда. Впрочем, к наградам Брежнева во все времена относились с изрядной долей юмора. Достаточно сказать, что три звания Героя Советского Союза Брежневу были присвоены в период с 1976 по 1981 годы, когда лидер страны стремительно терял работоспособность и умение критически относиться к окружающей действительности.

Как ни странно, но, несмотря на героизм советских женщин, лишь одна из них была удостоена звания Героя Советского Союза дважды. Впрочем, речь идёт о более чем достойном человеке — лётчике-космонавте Светлане Савицкой , первой женщине, вышедшей в открытый космос.

Лётчик-космонавт Светлана Савицкая. Фото: www.russianlook.com

Просто «спасибо»

Самым последним Героем Советского Союза стал чрезвычайно необычный человек — водолазный специалист, капитан 3-го ранга Леонид Солодков . Указ о присвоении звания за участие в водолазном эксперименте, имитирующем длительную работу на глубине 500 метров под водой, был подписан 24 декабря 1991 года.

Получать награду новоявленного Героя пригласили в Кремль 16 января 1992 года. Ситуация сложилась крайне странная — государства, Героем котором стал Леонид Солодков, к этому моменту не существовало уже более трёх недель. Но самое интересное, что, согласно воинскому Уставу, Солодков как офицер должен был произнести «Служу Советскому Союзу!».

Быстро поменять Устав невозможно, и Солодков решил действовать сам. После того как маршал Шапошников вручил Герою награду, тот ответил просто: «Спасибо!». На этом «Спасибо» и завершилась история звания Героя Советского Союза, трёх лет не дожившего до своего 60-летия.

Многие в тот момент полагали, что Героев в нашей стране больше не будет. Мол, нигде, кроме СССР и стран социалистического блока, не практиковалась подобная система отличия, несмотря на то, что есть практически во всех странах мира.

Традиция сильнее идеологии

Однако традиция оказалась сильнее идеологических изменений в обществе. Уже 20 марта 1992 года Верховный Совет России утвердил учреждение звания Героя Российской Федерации.

Принципиальным отличием звания Героя России от советского предшественника является то, что оно присваивается только один раз.

При этом преемственность двух высших степеней отличия подтверждается тем, что сразу четыре Героя Советского Союза стали и Героями Российской Федерации — это космонавты Сергей Крикалёв и Валерий Поляков , учёный-полярник Артур Чилингаров и военный лётчик Николай Майданов .

В числе Героев Советского Союза были представители многих национальностей большой страны — русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, азербайджанцы, чеченцы, якуты и многие другие.

Немудрено, что во многих республиках бывшего СССР, ставших независимыми государствами, было учреждено аналогичное звание. Включая Россию, оно существует в 11 из 15 государств на просторах бывшего СССР.

Надгробный памятник
Бронзовый бюст в Новосибирске
Памятник в Новосибирске
Памятник в Краснодаре (старый вид)
Мемориальная доска в Киеве
Мемориальная доска в Новосибирске (на здании ПТУ)
Мемориальная доска в Новосибирске (на здании завода)
Памятник в Новосибирске (вид 2)
Мемориальная доска в Краснодаре
Бюст в Запорожье
Памятная доска в Киеве
Бюст в Новосибирске
Мемориальная доска в Новосибирске (на здании храма)
Аллея Славы в Запорожье
Памятник в Краснодаре (новый вид)
Мемориальная доска в Киеве (2)
Мемориальная доска в Москве (на здании ДОСААФ)
Мемориальная доска в Смоленске
Мемориальная доска в Москве (на доме, где жил)
Мемориальная доска в Перми


П окрышкин Александр Иванович - лётчик-истребитель; первый трижды Герой Советского Союза.

Родился 6 (19) марта 1913 года* в городе Новониколаевск (ныне - Новосибирск) в семье рабочего. Русский. В 1928 году окончил 7 классов школы. С января 1923 года работал кровельщиком в артелях строителей. Окончил школу-семилетку в 1928 году и школу ФЗУ при заводе "Сибкомбайн" в 1932 году. Работал слесарем-лекальщиком на заводе.

В РККА с июня 1932 года. В 1933 году окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, в 1934 - Ленинградскую военно-теоретическию авиашколу. С декабря 1934 года служил техником звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар). Одновременно учился в Краснодарском аэроклубе. Написал 40 рапортов командирам, начальнику ВВС, наркому обороны. В ноябре 1938 года всё-таки добился своего - был направлен в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова, которую с отличием окончил в 1939 году.

С декабря 1939 года - младший лётчик 55-го истребительного авиационного полка ВВС Одесского военного округа. Одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3. Вскоре стал командиром звена.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня.Член КПСС с 1942 года.

В первом боевом вылете по ошибке сбил советский бомбардировщик "Су-2", пилотируемый командиром эскадрильи 211-го бомбардировочного авиационного полка М.И. Гудзенко. Этот случай ему потом долго будут припоминать и начальство, и особисты. 23 июня в воздушном бою с 5-ю "Me-109" в районе реки Прут сбил одного из них, но и сам был подбит. С большим трудом дотянул до своего аэродрома и совершил посадку. Летом 1941 года в боях на Южном фронте сбил несколько самолётов противника, но из-за уничтожения полковых документов они не были ему засчитаны. В ноябре 1941 года старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи того же полка.

В начале 1942 года полк был переведён в тыл в Заказвказье. В числе других лётчиков освоил самолёт P-39 «Аэрокобра», даже перегонял эти самолёты из Ирана. На фронт попал снова только весной 1943 года. Особо отличился во время воздушного сражения на Кубани в апреле - июне 1943 года. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь». Командир эскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан Покрышкин А.И. 12 апреля в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего 4 ВА генерала К.А.Вершинина сбил 4 Me-109. В этот же день сбил ещё 3 самолёта. Всего к июню 1943 года совершил 354 боевых вылетов, провёл 54 воздушных боя, сбил 13 самолётов врага лично и 6 - в группе.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года гвардии капитану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К августу 1943 года командир эскадрильи полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии майор А.И. Покрышкин совершил 455 боевых вылетов, сбил 30 лично самолётов противника. З а выдающиеся подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками гвардии майору Покрышкину Алекандру Ивановичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

Позже участвовал в боях над Чёрным морем и над Днепром.

П окрышкин был автором многих новых тактических приёмов истребителей. Всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боёв (ныне хранится в Центральном музее Вооружённых Сил). Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Сам он отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолёта (бывший техник!). Его тактику и боевые приёмы распространили затем на всех фронтах. В феврале 1944 года его вызвал в Москву командующий ВВС А.А. Новиков и предложил занять должность начальника авиашколы, но Покрышкин отказался и вернулся на фронт.

С марта 1944 года - командир 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (той же дивизии, 7-й истребительный авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт). Гвардии подполковник Покрышкин А.И. к маю 1944 года совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолёта противника. С мая 1944 года - командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. На "Аэрокобре" P-39N с бортовым № 100 участвовал в боях над Прутом и Яссами, в Львовско-Сандомирской операции.

а образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии полковнику Александру Ивановичу Покрышкину присвоено звание трижды Героя Советского Союза с вручением третьей медали "Золотая Звезда".

Он стал первым трижды Героем Советского Союза!

К омандуя дивизией, освобождал Польшу, Румынию, участвовал в Берлинской наступательной операции. Войну закончил в Чехословакии (последний бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой). Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 (по неофициальным данным 75) и в группе 6 самолётов противника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя 1-го Украинского фронта.

После войны продолжил службу в Вооружённых Силах. В июне 1945 года был направлен на учёбу. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. С января 1949 года - заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО. С июня 1951 года - командир 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО (Ржев). С января 1956 года - вновь на учёбе.

В 1957 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С января 1958 года - начальник истребительной авиации Северо-Кавказской армии ПВО. С августа 1959 года - командующий Киевской (с 1961 - 8-й отдельной) армией Войск ПВО страны, одновременно в 1961-1968 годах - заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.

С июля 1968 года - заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны.

С августа 1971 года - председатель ЦК ДОСААФ СССР.

С ноября 1981 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат военных наук (1969). Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов (1946-1984). В 1979-1984 годах - член Президиума Верховного Совета СССР.

Воинские звания:
воентехник 2-го ранга (1935),
старший лейтенант (1939),
капитан (1942),
майор (июнь 1943),
подполковник,
полковник (2.07.1944),
генерал-майор авиации (3.08.1953),
генерал-лейтенант авиации (18.02.1958),
генерал-полковник авиации (1969),
маршал авиации (16.12.1972).

Награждён 6 орденами Ленина (22.12.1941; 24.05.1943; 6.03.1963; 21.10.1967; 21.02.1978; 5.03.1983); орденом Октябрьской Революции (5.03.1973); 4 орденами Красного Знамени (22.04.1943; 18.07.1943; 24.12.1943; 20.04.1953); 2 орденами Суворова 2-й степени (6.04.1945; 29.05.1945); орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985); 2 орденами Красной Звезды (6.11.1947; 4.06.1955); орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (30.04.1975); медалями: "За боевые заслуги" (3.11.1944); "За оборону Кавказа" (1.05.1944); "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (9.05.1945); "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (6.06.1945); "За освобождение Праги" (9.06.1945); "За взятие Берлина" (9.06.1945); "XXX лет Советской Армии и Флота" (22.02.1948); "В память 800-летия Москвы" (7.04.1951); "40 лет Вооружённых Сил СССР" (18.12.1957); "За освоение целинных земель" (5.11.1964); "Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (7.05.1965); "50 лет Вооружённых Сил СССР" (26.12.1967); "За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" (20.04.1970); "Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (25.04.1975); "60 лет Вооружённых Сил СССР" (28.01.1978); "За укрепление боевого содружества" (31.05.1980); "В память 1500-летия Киева" (17.05.1982); "Ветеран Вооруженных Сил СССР" (30.04.1984); "Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (12.04.1985); иностранными наградами: медалью «За выдающиеся заслуги» Армии Соединенных Штатов Америки, 1943 (в некоторых источниках медаль называется «За отличную службу»); орденами Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степеней (Румыния); орденом Карла Маркса (ГДР); орденом "Виртути Милитари" («Воинская доблесть», Польша); орденом "Полония Реститва" («Возрождение Польши»); орденом Сухэ-Батора (МНР); орденом Красного Знамени МНР; медалями Вьетнама, Кубы, Болгарии, ГДР, ЧССР.

Почётный гражданин Новосибирска.

В Новосибирске установлены бюст и памятник, его именем названа станция метрополитена имени «Маршала Покрышкина». В Краснодаре установлен памятник Герою, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Мемориальные доски установлены также в Москве, Киеве, Перми и Новосибирске. Именем А.И.Покрышкина названы улицы в Москве, Новосибирске, Иркутске, Краснодаре, Ангарске и других городах. Имя Героя носит Новосибирский учебный авиационный центр и техникум в Новосибирске, носило Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО.

Примечание: Во всех справочниках и книгах указана дата рождения А.И.Покрышкина 6 марта 1913 года. Однако это не так. В метрической книге о рождении, браке и смерти по Томской духовной консистории Покровской церкви г.Новониколаевска (Государственный архив Новосибирской области, дело 156, опись 1, №1444, лист 75) имеется запись о рождении 6 марта и крещении 10 марта младенца Александра Покрышкина. Таким образом, дата 6 марта является датой рождения А.И.Покрышкина по старому стилю.

Самое время написать про героя, прославившегося в Великой Отечественной войне своими ратными подвигами. Ведь такие люди ковали победу. Иван Кожедуб стал героем Советского союза три раза подряд! В истории страны такая почесть была оказана только трем людям: собственно, Кожедубу, маршалу и министру обороны Семену Буденному и летчику Александру Покрышкину. Герой этой статьи был самым результативным среди летчиков Советского союза и летчиков союзных войск во Второй Мировой войне. На его счету 64 победы в воздушных баталиях. Первую свою звезду героя Иван Никитович получил почти 70 лет назад — 4 февраля 1944 года. На тот момент ему было 24 года. Трижды герой Советского союза показывал своим примером, что один в поле может быть воином.

Родившийся в селе в бедной семье церковного старосты, Иван Никитович был самым младшим из пяти детей. Мальчик родился после ужасающего голода. Отец Вани был человеком для своего низкого происхождения на удивление образованным и умным. В перерывах между тяжелой работой он читал детям книги и даже сочинял стихи. Но не только хорошее домашнее образование дал своему сыну церковный набожный староста. Отец держал мальчика в строгости, но в рамках разумного. В пять лет Ваня уже караулил сад от воров, не смыкая всю ночь глаз. Это казалось странным поступком: воры в то время были редкими гостями. В более сознательном возрасте Кожедуб поинтересовался у отца, зачем он посылал его охранять сад, который никому толком был не нужен. Староста отвечал, что это только для того, чтобы воспитать в сыне стойкость к испытаниям.

После окончания школы будущий герой поступил в химико-технологический техникум, параллельно он подрабатывал в библиотеке. Иван Кожедуб, как и , относился к авиации как к увлечению. Также, как и первый человек в космосе, он ходил в аэроклуб, где показывал себя подающим надежды летчиком. Служба в армии окончательно дала Ивану уверенность в выборе дальнейшей профессии. Он оканчивает с отличием летную школу и ему, как одному из лучших курсантов, было предложено остаться на должности лётчика-инструктора. В то время он летал на «УТ-2» и «И-16».

Во время войны молодого летчика эвакуировали вместе со всей его летной школой в Казахстан. Кожедуб страстно просил командование отправить его на фронт бить немцев. Просьба была удовлетворена только в 1942 году. В ноябре этого же года Иван Никитович прибыл в Иваново, где формировался 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии. Спустя полгода Кожедуб вылетел на войну, на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой прошел для будущего аса достаточно неудачно. Он был сбит очередью «Мессершмитта-109», в довершение ко всему прочему советские зенитки случайно попали по его «Ла-5». С большим трудом Кожедуб посадил самолет, но восстановлению боевая машина не подлежала. Знаменитого летчика даже хотели отстранить от полетов, переведя его на пост оповещения. За молодое дарование вступился командир эскадрильи. Летчик не подвел доверие начальства, и летом Ивану было присуждено звание младшего лейтенанта, а чуть позже он стал заместителем командира. 6 июля 1943 года на Курской дуге Кожедуб сбил свой первый немецкий самолет. Им был бомбардировщик «Юнкерс» «Ю-87». На следующий день Иван повторил свой подвиг, а 9 июля сбил сразу два истребителя. В августе 1943 года великого летчика назначили командиром эскадрильи.

30 сентября 1943 года Иван сопровождал переправу войск через Днепр. Молодой летчик, оставшийся в воздухе без прикрытия, заметил вдалеке немецкие «Юнкерсы». Пусть это и было безрассудно, но Кожедуб направил свой самолет в их стройный клин. Будущий прославленный ас сумел вторгнуться в звенья противников. Немецкие бомбардировщики порядком растерялись, перестали бомбить колону войск и перегруппировались для нападения. Вовремя собравшись, летчик заметил отбившийся от «стаи» «Юнкерс» «Ю-87», который и сбил. Бомбардировщикам пришлось отступить. После боя Иван Никитович сказал фразу, которую после повторял довольно часто: «Воюют не числом, а умением!»

Но спустя всего три дня Ивану пришлось действительно несладко. Кожедуб вместе со своими сослуживцами прикрывали плацдарм на берегу реки на девяти самолетах «Ла-5» (летчики называли их «лавочкины»). В небе показалась колонна бомбардировщиков «Юнкерс-87» из девяти самолетов, прикрываемых шестью истребителями «Ме-109». Кожедуб с товарищами не растерялся и набросился на значительные силы противника, которые не ожидали подобной прыти. Были сбиты два бомбардировщика, колонна повернула назад, теряя боевые единицы. К октябрю 1943 года командир эскадрильи совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 немецких самолётов.

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с захватчиками, Иван Никитович был удостоен звания Героя Советского Союза. Несмотря на частый обстрел силами противника, Кожедуб умудрялся выживать в любых условиях. После очередного разрушения боевой машины на деньги местного колхозника-пчеловода был построен гибридный самолет, на котором ас летал с мая 1944 года. Продолжалось это до августа, когда герою выделили новый истребитель «Ла-7». 19 августа за исключительную дисциплину и воинское ремесло командование присудило Кожедубу звание героя Советского союза во второй раз. За ним числилось 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

В середине февраля 1945 года на Ивана Кожедуба напал неизвестный в то время самолет. Это был новейший немецкий истребитель-бомбардировщик «Люфтваффе» или «Me-262». Боевая машина была чуть ли не самым передовым чудом военной промышленности того времени за счет впечатляющей скорости. Но и она была сбита в ходе продолжительного боя нашим знаменитым летчиком, привыкшим атаковать с дальнего расстояния.

В апреле 1945 года с Иваном произошла довольно странная история. Отгонявший от самолетов союзников немецкие истребители, Кожедуб был атакован американскими боевыми машинами, спутавшими его с немцем. Иван подбил два самолета, которые действительно принадлежали ВВС США.

18 августа 1945 года за исключительное мастерство Кожедуб получает третью «Золотую звезду» героя Советского союза. За всю свою летную карьеру ас был сбит много раз, но всегда он старался посадить самолет, что ему удавалось. Отличавшийся исключительным мастерством, нечеловеческой точностью и умением выполнять сложнейшие фигуры летного пилотажа, Кожедуб редко переходил в ближний бой, стараясь попасть с дальней дистанцией. В 1985 году он получил звание маршала авиации. Скончался герой 8 августа 1991 года.