Декоративная лепнина на стенах. Лепнина из гипса своими руками

Гипсовый декор разнообразен, что позволяет использовать его в интерьерах любых стилей, размеров и назначений. Чтобы украсить дом рельефным декором необязательно приобретать готовые элементы или заказывать в мастерских. Работать с алебастром нетрудно, достаточно изучить технологию и особенности материала. Из статьи вы узнаете, как сделать лепнину из гипса своими руками.

Когда мы видим замысловатые рельефные украшения, то сложно поверить, что это под силу сделать самостоятельно в домашних условиях. Секрет заключается в том, что такой декор не вылепливают, а отливают в специальных паттернах. Вылепить из алебастра изящную фигуру доступно людям с художественными навыками. Остальным создать изделия из гипса своими руками в домашних условиях помогают дополнительные приспособления. Они значительно облегчают процесс получения декора.

Как выбрать материал?

От правильно подобранного сырья зависит внешний вид и долговечность украшения. Специалисты рекомендуют использовать алебастр марок от Г5 до Г25. Для крупных произведений подойдут марки от Г4 до Г7. Порошок продается в сухом виде бумажными мешками объемом от 5 до 30 кг. Чтобы изделия из гипса своими руками были белыми и прочными, рекомендуется закупать сырье в крупных строительных магазинах или на специализированных рынках.

Упаковки алебастра

Совет! Приобретая гипс на развес, убедитесь, что там нет примесей песка, слежавшихся комочков. Цвет должен быть однородный, помол мелкий.

Некоторые производители выпускают сырье с пометкой «для художественной лепнины». Произведения из него отличаются повышенной белизной. Он мелкофракционный, прочный, с большой скоростью застывания.

В отделах для рукоделия или строительных магазинах продаются специальные гипсовки – емкости для заливания смеси в модели. Раньше использовали резиновые мячи, разрезанные пополам. Сжимая один край гипсовки, удобно заполнять содержимым детали шаблона.

Подготовительные мероприятия

Лепнина из гипса своими руками в домашних условиях создается поэтапно:

  1. Определить размеры, модель будущих украшений. Необходимо спланировать, в какой части комнаты будут располагаться элементы. Габариты, дизайн декора должны гармонично дополнять стиль помещения.
  2. Сделать бумажный эскиз во всю величину. На основании рисунка вылепить из строительного или художественного пластилина модель рельефного украшения.
  3. Заказать прототип будущего произведения можно в мастерской, купить полиуретановый аналог.
  4. Изготовить оттиск на основе полученного образца.
  5. Отлить изделие и обработать его.

Совет! Не следует устанавливать крупный сложный лепной декор в маленьких помещениях. Он будет смотреться неуместно, утяжелять пространство. Лучше отдать предпочтение лаконичным образам небольших размеров.

Прежде чем приступить к производству, необходимо подготовить место. Хорошо, если это будет отдельное помещение - гараж или мастерская. При отсутствии такой комнаты, когда работы будут проводиться в жилом помещении, близлежащие поверхности необходимо закрыть пленкой, чтобы уберечь от грязи пыли.

Для работ потребуется стол или другая поверхность, соответствующая размерам элементов. Важно, чтобы столешница была абсолютно ровной, горизонтальной. Этого можно добиться с помощью уровня.

В процессе создания потребуются инструменты и материалы:

  • строительный пластилин;
  • мерный стакан;
  • гипсовка;
  • шпатели разных размеров;
  • канцелярский нож;
  • узкая кисточка;
  • силикон;
  • разделительная жидкость, силиконовое масло, обычное мало или мыльный раствор;
  • малярная сетка или марля.

Изготовление формы

Чтобыгипсовая лепнина своими рукамивыглядела красиво, необходимо подобрать или сделать самому правильную матрицу для отливки. На это не следует экономить ни средств, ни времени. Дешевые шаблоны растягиваются, имеют неточности, могут порваться. Высоким качеством, стойкостью обладают металлические паттерны. Стоят они в разы дороже, делают их, как правило, на заказ.

Для домашнего создания шаблона подойдет силикон. При обращении с ним нужно учитывать особенности:

  • менее прочные, чем металлические;
  • состав плохо растекается по заготовке.

Эти проблемы решаемы. Для большей прочности под силиконовый шаблон делают каркас из алебастра или другого жесткого материала (пластик, дерево). Чтобы гипсовый раствор легче распределялся по оттиску, последнюю смазывают жидкостью, которая улучшает скольжение.

Готовую модель покрывают силиконом с помощью кисточки. На этом этапе важно не допустить пузырьков, что приведет к появлению неровностей на гипсовом декоре. После нанесения первого слоя делают армирование - укладывают марлю, затем повторяют еще 2-3 раза. Толщина силикона должна быть 3-5 мм. Марлю не следует натягивать, чтобы при сжатии она не деформировала изделие. Каждый слой силикона сохнет 2-3 часа.

После окончательного высыхания силиконовую заготовку снимают с модели. Для большей устойчивости сооружают каркас или основание. Первый делают из досок по размерам заготовки. Второе отливают из алебастра. Оно повторяет очертания силиконового шаблона и не позволяет ей изменяться при заливке гипса.


Снятие силиконовой формы с модели

Совет! Для небольших лепных единиц подойдут готовые силиконовые болванки, предназначенные для создания мыла, свечей, кондитерских изделий. Они представлены в широком ассортименте в отделах для творчества.

Приготовление раствора

Чтобы лепнина из гипса своими руками получилась красивой и прочной, следует выбрать качественную сухое сырье. Они отличаются составом. Некоторые производители добавляют дополнительные компоненты, которые делают работу со смесью удобнее, а конечную вещь высокопрочной.

Правила приготовления:

  1. Раствор готовится небольшими частями, чтобы успеть распределить все количество по емкостям.
  2. Сначала наливается вода, затем засыпается порошок, но не наоборот. В противном случае образуются комки, смесь не получится.
  3. Соотношение частей воды и алебастра - 10 к 7.
  4. Жидкость используют холодную.
  5. Консистенция раствора напоминает жидкую сметану.
  6. Сначала гипс высыпают в воду, дают ему осесть. Затем тщательно перемешивают. Небольшой объем размешивают лопаткой, для значительного количества используют дрель с насадкой миксер.
  7. Для улучшения пластичности состава, и чтобы готовое произведение не растрескалось, к смеси вмешивают клей ПВА.
  8. Для увеличения прочности добавляют цемент.

Приготовление раствора

Новичкам в обращении с гипсом следует знать особенности материала:

  • жидкий раствор пластичный;
  • быстро твердеет;
  • при засыхании алебастр расширяется;
  • финальное изделие является хрупким, особенно мелкие детали.

Раствор затвердевает в течение 5 минут. За это время необходимо заполнить все заготовки. Для тех, кто впервые сталкивается с подобной работой, задача будет невыполнимой. Застывающая смесь не проникнет во все углубления, особенно маленькие и узкие.

Совет! Чтобы замедлить застывание гипсовой смеси, добавляют желатиновый или мездровый клеевой раствор, буру, гашенную или негашеную известь. Они позволяют отсрочить затвердевание на 30-35 минут.

В некоторых случаях застывание необходимо ускорить, например, если фигура формируется на стене. Самый простой способ - влить горячую воду. А также с этой целью добавляют квасцы, сульфат натрия или обычную поваренную соль.

Технология создания

Сначала подготавливают силиконовый паттерн - чистят от пыли, мелких частиц. Чтобы облегчить вынимание гипсовой фигуры, на шаблон наносят разделительную силиконовую смазку. Для этого кисточкой обрабатывают всю поверхность, не оставляя непокрытых мест. В необработанных местах состав крепко схватится, вынуть затвердевшее изделие без повреждения будет проблематично.

Подготовленный раствор заливают в смазанные матрицы. Рекомендуется сделать это двумя этапами:

  1. Нанести кисточкой первый слой гипсовой смеси. При этом нужно следить, чтобы не оставалось пузырьков воздуха. Когда они лопнут, на фигуре образуются углубления, раковины, поверхность не будет однородной и гладкой.
  2. Залить емкость до краев.

Совет! Крупногабаритные или произведения с тонкими деталями рекомендуется усилить арматурой. Для этого после нанесения первого слоя гипса, в форму укладывают малярную сетку. Затем заполняют оставшееся пространство.

После, конструкцию необходимо аккуратно потрясти, чтобы вышли пузыри воздуха. Заднюю часть нужно выровнять шпателем. Если она окажется бугристой, то фиксация ее на стене или потолке будет ненадежной. А также будут заметны просветы между фигурой и стеной. Потребуются дополнительные усилия для замазывания щелей и выравнивания.

Гипсовый раствор держат 20 минут, после чего осторожно вынимают. Если сделать это раньше, то не полностью схватившийся алебастр повредится. При оставлении на более продолжительное время гипс сильно затвердеет и схватится с силиконовым шаблоном. При изъятии возможны деформации.

Готовую деталь оставляют для просушки на сутки. Температура воздуха не должна быть ниже +16℃.


Просушка готовых деталей

Финишные работы

Если все этапы проделаны согласно описанной инструкции, то лепнина своими руками после 24 часов сушки должна побелеть. На этом этапе деталь шлифуют, убирают дефекты, доводят до нужного вида. Для выравнивания используют мелкую наждачную бумагу. Действовать необходимо аккуратно, чтобы не повредить хрупкую часть. Затем детали покрывают грунтовкой.


Шлифовка готовых изделий

Гипсовая фигура имеет матовый белый цвет. Покрыв ее бесцветным лаком, получим готовое к установке украшение. Алебастровая лепнина натурального оттенка используется во многих интерьерах. Но если по задумке фигура должна иметь другой окрас, то ее окрашивают краской на водной основе или патинируют. Окрашивание удобнее делать до крепления частей.

Особенности монтажа

Через трое суток после отлива фигуры готовы к установке. Фиксируются гипсовые единицы небольших размеров на клеевой состав. Он состоит из клея ПВА и воды в пропорции 1 к 1,5. Предварительно на тыльной стороне делаются насечки для лучшего сцепления с поверхностью. Клей наносят на стену или потолок, на элемент. Затем соединяют притирающими движениями. При этом излишки клея выступят по краям. Их снимают шпателем, пока не затвердели.

Фигуры больших размеров имеют тяжелый вес. Их дополнительно фиксируют дюбелями. Для этого в изделии сверлят отверстия и вкручивают шурупы в стену или потолок. Получившиеся углубления замазывают гипсовой смесью и шлифуют. Этим же составом затирают щели и корректируют фигуру в случае необходимости.

Советы и описание технологии, как сделать изделия из гипса своими руками, помогут сделать уникальный декор для вашей квартиры или дома. Со вкусом подобранная объемная композиция создаст гармоничное пространство с особым настроением.

Кто сказал, что в современном интерьере лепнине не место? Все дело в количестве и дизайне элементов. Рельефным декором украшают стены, потолок, ниши, фасады камина, оконные и дверные проемы. Форма лепнины тоже отличается. Рассмотрим некоторые виды.

Розетка

Гипсовые розетки применяют для основы под центральную люстру. В классических интерьерах имеет круглую форму с различными орнаментами. Варианты обширны, в помещениях современных стилей встречаются в виде геометрических узоров, абстрактных фигур.


Гипсовая розетка на потолке

Панно

Им оформляют часть стены внутри помещения или снаружи. Разнообразие сюжетов рисунка позволяет органично вписать объемные изображения в интерьер, выделив определенную стену. Если на поверхности имеются дефекты, то благодаря панно их можно скрыть.


Панно из гипса


Панно из гипса

Плинтус

Одна из самых популярных лепных форм в интерьерах любого стиля. Им украшают места соединений стен с потолком или полом. Варьируя ширину плинтуса, зрительно увеличивают или уменьшают высоту потолка. Часто их окрашивают в контрастный со стенами цвет, что придает помещению солидности.


Потолочный плинтус в интерьере

Молдинг

Еще один востребованный лепной декор. Гладкие молдинги без рисунка подойдут для комнат в минималистичном стиле, хай-тек, современная классика. Изделия с различными орнаментами будут хорошо смотреться в стилях барокко, ар-деко, классика.


Гипсовый молдинг в интерьере


Гипсовый молдинг в интерьере

Карниз

Чаще карнизы встречаются во внешней отделке зданий, но популярны и для внутреннего декора. Ими подчеркивают места соединения стены с потолком. В современных апартаментах этот вид лепнины устанавливают как часть светового решения. Между карнизом и потолком оставляют пространство, в которое закладывается светодиодная лента или другие источники света.


Гипсовый карниз в интерьере

Фронтоны

Пришли в дизайн интерьера из классической архитектуры. В помещениях фронтоны устанавливают над дверными и оконными проемами, арками, встроенными шкафами. Традиционно имеют форму треугольного свода, что не всегда уместно в жилых комнатах. Четкая геометрия делает пространство неуютным, а размер элемента позволяет использовать его только в просторных залах. В этом случае применяют вариант с разрывом в вершине. Фигура становится менее вытянутой и приобретает интересную форму.


Фронтоны в интерьере


Фронтоны в интерьере

3D-панели

Декоративные гипсовые панели - тренд в современных интерьерах. Ими отделывают стены, придавая им выразительность и интересную текстуру. Их окрашивают, тонируют. Благодаря подсветке выпуклые части конструкции подчеркивают трехмерность.



Арка

Этот элемент применяется для декорирования дверных и оконных проемов, для разделения пространства и оформления ниш. Классические имеют вид правильной дуги. Современные варианты представлены большим разнообразием: квадратные, неправильной формы, с нишами и подсветкой.


Гипсовая арка в интерьере

Как реставрировать

Со временем или при механических повреждениях гипсовый декор разрушается. В этом случае потребуется реставрация изношенных частей или их полная замена.

При восстановительных мероприятиях учитывают рекомендации:

  • Перед началом реконструкции следует изучить масштаб и вид повреждений, после этого выбрать подходящий метод выставления или маскировки.
  • Если разрушен небольшой фрагмент, замена не требуется. Имеющиеся повреждения восстанавливают непосредственно на элементе.
  • Если лепнина изменила цвет в случае намокания или загрязнения, все изделие красят в подходящий под интерьер цвет. Подойдет краска на водной основе.
  • Скрыть мелкие царапины поможет художественная роспись. Для этого используют масляные краски.
  • В случае потери значительной части, восстановительные работы проводят, сверяясь с фотографией, если они имеются.
  • Если фотографии потерянной детали нет, то изготавливают новую с учетом общего стиля помещения.
  • При реставрации трещины и швы вскрывают и повторно заделывают свежим раствором.
  • Слабо зафиксированные детали снимают, поверхности выравнивают и снова фиксируют. В данном случае рекомендуется двойное крепление – на клей и дюбели.
  • Если на участке фигуры сошла краска, открашивается весь элемент. Иначе цвет свежепокрытого участка будет отличаться. Для этого старый слой счищают с детали, поверхность шлифуют, грунтуют и наносят покрытие нужного цвета.

Этапы реставрации

Чтобы восстановить утратившие первоначальный вид рельефные украшения, не требуется специальных навыков. Достаточно ознакомиться с технологией и узнать важные нюансы работ:

  1. Первым делом проводят очистку от грязи и пыли.
  2. Следующим этапом будет освобождение поверхностей от слоев лака, клея, эмульсии, масел. Чтобы этого добиться, на гипсовое изделие наносят густой клейстер, который удаляют после высыхания.
  3. Проделанные мероприятия помогут получить представление об изначальном виде.
  4. Если произошел скол, и сохранились его фрагменты, их склеивают. Использование в реставрации оригинальных частей упрощает задачу.
  5. Если отсутствует значительный фрагмент, его заново отливают.

В некоторых случаях лепнина утрачивает первоначальный цвет, тогда потребуется повторное окрашивание:

  • По возможности используют ту же краску, которая использовалась первый раз.
  • Перед покраской поверхность пропитывают грунтовкой. Если декор покрыт лаком, то грунтование не требуется.
  • Консистенцию краски доводят до нужной, разбавляя водой.
  • Окрашивают кисточкой с длинным ворсом. Она позволяет нанести краску в труднодоступные места.
  • Чтобы создать эффект другой фактуры, краску наносят при помощи губки похлопывающими движениями.
  • Для придания эффекта старины используют патинирование отдельных частей, а также делают золочение.

Реставрация гипсовых изделий

Гипс легко поддается реставрации - это еще одно преимущество материала. Если какие-то части декора были повреждены, их можно восстановить своими руками.

Узнав, как сделать лепнину своими руками, можно смело приступать к воплощению оригинальных задумок или сделать простые элементы. Главное, что вы получите удовольствие от творческого процесса, а вещь, выполненная своими руками, будет радовать глаз и являться предметом гордости владельца жилья.

Издавна для убранства жилища в архитектуре применялись технологии с использованием гипса. И в настоящее время обустройство интерьеров частных и общественных помещений не обходится без применения лепнины из гипса. Лепнина на стенах используется в виде высокохудожественного декорирования и придает любому зданию оттенок аристократизма и элегантности.

Виды лепнины

Для создания эксклюзивного интерьера гипсовую лепнину изготавливают в форме разнообразных скульптурных очертаний, выступов, потолочных узоров, рельефов, орнаментов, ваз и многих других компонентов. В определенных ситуациях лепнина из гипса способна привнести фундаментальные штрихи в создании интерьера помещения. Изготовление гипсовых элементов в настоящее время ведется по разным направлениям:

  • классическому
  • барокко
  • ультрасовременному

Сейчас можно изготовить лепнину своими руками в домашних условиях. Правда, на создание изделий придется потратить определенное время, зато материальные затраты будут минимальными.

Несмотря на то что гипс является весьма ломким и своевольным декоративным материалом, именно он выбран при создании лепнины, благодаря такому качеству, как разбухание. Это свойство позволяет гипсу пробираться в самые маленькие щели, обеспечивая высокую точность отлитым шедеврам.

При операции заливки формы гипсом необходимо ее встряхнуть, что позволяет удалить пузырьки воздуха и целиком заполнить углубленный орнамент. Во избежание эффекта коробления, используют состав с применением обыкновенного известкового раствора. Во время процесса изготовления раствора для отлития применяется пропорция воды и гипсовой смеси 1:0,7. Операция удлинения требует применения более плотного состава (коэффициент воды и гипса 1:2).

Новейшие украшения интерьера из лепнины изготавливаются с применением особенных форм. Вполне подойдут формы из металла, имеющие плоскую внутреннюю грань, что позволяет изготовить изделия, не нуждающейся в корректировке. Использование металлических емкостей целесообразно также в больших количествах, поскольку металл способен выдерживать без преобразования почти 2500 повторений при заполнении и очищении емкости.

Существуют более дешёвые варианты форм – на латексной основе. Силиконовые формы отличаются более низкой надежностью, а гипсовая лепнина, сформированная в таких формах, нуждаются в сверхплановой обработке, поскольку их внешний вид является незаконченным.

Лепнина из гипса изготавливается поэтапно. Требуется заранее предусмотреть присутствия всех требуемых приспособлений и сырья. Нам потребуются:

  • декоративный пластилин, обладающий свойством не прилипать к поверхностям рук
  • совочек
  • силиконовая смазка
  • кисточка
  • строительный гипс
  • прозрачный лак

Предварительно нужно сделать модель детали, т. е. слепить ее из пластилина. Сделать такую модель можно своими руками, или воспользоваться рисунком или готовым изделием. После этого ее внутренняя грань промазывается силиконовой смазкой с помощью кисточки. Модель необходимо установить на ровную основу так, чтобы она не перевернулась во время заполнения ее гипсовым раствором.

Консистенция полученной смеси должна напоминать сметану, что будет способствовать хорошей наполняемости формы. Первый слой желательно накладывать при помощи кисточки, после чего заливать форму целиком. Можно пользоваться специальной лопаточкой. По технологии при создании крупных форм медальонов или колонн после укладывания первого слоя необходимо поместить прослойку из медной сетки для армирования.


Обратная сторона готового изделия выравнивается, после чего форма оставляется для просушивания, на период от 1-го до 4-х часов. После просушки готовое изделие извлекается из емкости, которую при необходимости можно сломать. Добытый шедевр сперва шлифуется, а потом покрывается слоем прозрачного лака.

Покраска гипсовой лепнины

Поверхность гипса практически идеально белая, в связи с чем орнамент выходит жемчужно-чистым и изысканным. В интерьерах часто приминают окрашенную лепнину, под фон стен или являясь их полным контрастом. При покраске лепнины из гипса предпочтительнее воспользоваться теми же красками, которые были задействованы при окрашивании стен в квартире например на водной основе. В случае если гипсовую лепнину обрабатывали лаком, рекомендуется предварительно нанести на нее два слоя грунтовки, а затем красить.

При подготовке к работе краску необходимо размешать и, в случае надобности, разбавить водой. Краска накладывается при помощи кисти, имеющей удлиненный ворс – это очень практично при нанесении краски на выпуклые поверхности.

Для придания изделиям дополнительных эффектов (например, эффект старения, позолоты, вытертости), применяют технологию «налет времени». Используя кусочки ткани, синтетические материалы или губку на гипсе можно выполнить создание различных натуральных фактур: камня змеевика, искусственного мрамора, гранита.

Лепнина на стенах мастер класс

Лепнина своими руками. Как сделать в домашних условиях

Уже несколько веков такой декор как лепнина не выходит из моды. Трансформируются лишь узоры и способы монтажа отделки. В статье речь пойдёт о том, как сделать декоративный элемент своими руками, используя гипс.

Краткая характеристика декора

Лепнина удачно вписывается во многие стили интерьера. Оригинальные узоры отделки придают помещению помпезности и респектабельности. Фигурная кайма под потолком и экран у камина смотрятся интересно в сочетании со стильными обоями или окрашенными стенами.

Декор идеально подходит для комнат с высокими потолками и хорошей освещённостью. Он не только украшает помещение, но и используется с целью зонирования пространства, маскировки коммуникаций и технических объектов (вытяжка, стояк, дымоходный канал). Им оформляют зоны вдоль лестниц, карнизов по границам панно.

Классический декор изготавливается из гипсовой смеси. Современные изделия обладают лёгким весом, что обусловлено свойствами полиуретана, из которого они производятся.

Виды лепнины

Все декоративные изделия, относящиеся к группе «лепнина», подразделяются на несколько разновидностей. Классификация выстраивается по признаку функциональности.

Карниз – размещается на стыковке потолочной плоскости и стены. Декор выполняет следующие задачи: маскировка краёв обоев, визуальное увеличение/уменьшение пространства в комнате, скрывает небольшие изъяны верхней части стены. Модели бывают в виде планки и узорные, выполненные в разных параметрах.

Молдинг – оформительские планки, используемые для украшения стены, картин, панно, вставок в отделке. Визуально лепнина может увеличить пространство при определённой компоновке элементов. Параметры планок также выпускаются в ассортименте.

Благодаря физическим свойствам материала лепнина получается лёгкая, зафиксировать её по выделенному уровню не составит труда. Обладает полиуретан и повышенной влагостойкостью, это даёт возможность использовать декор в ванной и на кухне. Не страшны данному виду изделий механические воздействия, перепады температур. Материал не впитывает в себя запахи, уход осуществляется также без труда. Существенными недостатками являются: синтетическое происхождение лепнины, зернистость поверхности и горючесть.

Процесс создания лепнины своими руками

Процесс создания лепнины в домашних условиях довольно увлекательный, можно привлечь других членов семьи в качестве помощников. Прежде чем начать работу, нужно подготовить инструменты и материалы.

Нож с тонким лезвием.

Читайте также: Как подключить двойную розетку? Основные методы подключения

Скальпель.

Проволока.

Гипс (строительного назначения).

Ёмкость для замеса раствора.

Ёмкость для воды.

Контейнер для замеса не должен быть больших размеров, гипс быстро застывает, большая порция не будет успевать вырабатываться. Порядок приготовления смеси простой, вначале в ёмкость вводят сухой компонент, после чего добавляют порционно воду при непрерывном помешивании. Степень густоты определяется параметрами будущей конструкции. Чем больше форма, тем гуще должен быть раствор. Лепнина сложной формы предусматривает укладку в форму перед заливкой проволоки, скрученной в каркас. Такие изделия отличаются долговечностью и повышенной прочностью.

Подготовленную форму заполняют смесью и дают ей застыть. Спустя 2-6 часов изделие будет готово. Использовать сразу для фиксации его не рекомендуется. Лепнина должна окончательно просохнуть на протяжении 1-2 суток. Помещение, в котором складируются заготовки, подбирается сухое с хорошей циркуляцией воздуха.

Как крепить лепнину

Перед установкой лепнины стоит проверить схожесть линий узора при выполнении стыковки элементов. Если с качеством изделий всё в порядке, можно приступать к монтажу.

Этапы рабочего процесса:

Очистить поверхность, на которую планируется фиксировать лепнину, от старой отделки или побелки;

Карандашом обозначить контур декора;

Зубилом сделать надсечки на поверхности стены (или потолка) и на обратной стороне лепнины;

Начинать установку стоит с угла, для этого декор нужно раскроить под углом 45 градусов;

В рабочий раствор из гипса добавить немного клея для столярных работ (3% состав);

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Многих интересует как изготавливается лепнина своими руками, ведь в классическом, античном или барочном интерьере — одной из самых распространенных декоративных деталей являются рельефные орнаменты на стенах.

Конечно, можно купить готовое изделие, но стоит оно немало и не каждому будет по карману, поэтому лепнина из гипса своими руками станет достойной заменой работам профессиональных скульпторов.

Такие элементы декора используют как в интерьере, так и снаружи дома. Крепят их на стене, на потолке и даже на мебели.

Декоративная лепнина на фасаде или в интерьере дома изменит его до неузнаваемости и превратит строение в настоящее произведение искусства.

Если вы планируете украсить лепниной фасад здания, можно создать ее прямо в процессе оштукатуривания.

Она будет очень надежной, но недостаточно изящной.

Если же вы хотите более утонченные декоративные элементы на потолке или стенах, то в таком случае вам следует воспользоваться фасадной лепниной из других материалов – гипса, полиуретана, стеклофибробетона, пенопласта.

Самостоятельное изготовление лепнины из гипса

Предлагаем вам подробный мастер-класс, в котором показано изготовление гипсовой лепнины.

Изучив наш мастер-класс, вы узнаете, как можно сделать лепнину собственноручно и использовать ее в интерьере вашего дома.

Для начала нужно приготовить все необходимые инструменты и материалы.

Чтобы самостоятельно повторить мастер-класс, вам потребуются такие материалы:

  • Идеально ровный стол, без уклонов и деформаций поверхности;
  • Набор шпателей и инструментов, кисть, нож;
  • Клеенка для защиты стола от грязи и пыли;
  • Пластилин. В идеале – строительный;
  • Мерный стакан, рулетка, линейка;
  • Строительный гипс, ПВА, для крупных элементов – цемент;
  • Силиконовое масло и силикон, а также разделительная смазка.

В начале работы нужно создать эскиз вашего будущего изделия, который можно сделать самому или найти уже готовый в литературе или интернете.

Отдельное внимание уделите размеру детали, чтобы она органично вписывалась в интерьер или экстерьер здания.

Эскиз распечатайте и прямо по бумаге вылепите модель из пластилина нужной формы, но чуть большего размера. Можно также купить один готовый элемент в магазине и использовать его в качестве формы.

Теперь можно начинать создание формы для вашего декора. В домашних условиях возможно сделать формы из силикона и разместить их на потолке. Стоить они будут дороже, чем гипсовые, но работать с ними проще и удобнее.

Перед помещением в форму модель нужно обработать смазкой.

Для этого смешайте силикон с силиконовым маслом и тщательно нанесите смесь на вашу модель, не оставляя пропусков и воздушных пузырьков.

Первый слой укрепите марлей, которую нужно слегка вдавить в слой силикона. После высыхания предыдущего слоя каждые два-три часа наносите еще один.

В результате у вас должен получиться слой не меньше 3 мм. Если нужно сделать большие элементы, то для этого можно вылить формы из гипса.

Для такой формы делают опалубку, на которую силиконом приклеивают модель, после чего заливают туда гипс. Можно также упростить себе задачу и использовать покупную силиконовую форму.

Смесь сразу же заливают в форму, промазанную жидкостью для разделения.

Гипсовая лепнина. Особенности монтажа

В декоре фасадов и интерьере дома гипсовая лепнина – наиболее распространенный материал, который с годами не теряет своей популярности.

Это и не удивительно, ведь гипс имеет множество преимуществ – он натуральный, экологически чистый, устойчивый к грибку, негорючий.

Его можно использовать не только на фасаде здания, но и внутри – в детских комнатах и спальнях, даже на потолке. Есть у него и недостатки – изделия из гипса имеют большой вес и повышенную хрупкость.

Поэтому монтаж его возможен только на тех домах, которые имеют повышенную прочность и построены на хорошем фундаменте.

Монтаж в интерьере нужно осуществлять очень аккуратно, так как гипсовая лепнина может поломаться в процессе.

Вначале сделайте на месте крепления разметку, зачистите поверхность, места крепления вымойте водой и хорошо просушите.

С обратной стороны детали нужно сделать надсечки и покрыть грунтовкой, чтобы обеспечить хорошее сцепление с поверхностью.

После высыхания детали следует сделать смесь из гипсовой смеси и столярного клея.

Место крепления на фасаде и деталь смочите водой, нанесите на эти места клеящую смесь и, слегка нажав, приложите элемент к фасаду.

Лепнина из полиуретана – одна из самых легких. Ее можно использовать в интерьере дома, для декора мебели и на фасаде здания.

Это не самый дешевый материал, но в результате отделка таким материалом обойдется дешевле, чем любым другим. Декор на стены или фасад можно приклеить самостоятельно.

Нужно только приобрести специальный клей и подготовить поверхность, чтобы она была сухая и ровная.

Совершенно не имеет значения, насколько прочны и устойчивы ваши стены, так как лепнина из полиуретана не несет никакой нагрузки на них.

Монтаж лепнины могут осуществить два человека, и этот процесс займет совсем немного времени.

Современные лепнины из полиуретана имеют огромный ассортимент, поэтому вы без труда сможете подобрать для себя подходящий вариант.

Лепнину из полиуретана можно покрывать красками для внутренних работ или фасадными, в зависимости от месторасположения.

Начать монтаж следует с подготовки поверхности. На стене или потолке начертите линии, куда будете крепить декоративные элементы. Места креплений наметьте гвоздями и вставьте туда дюбеля.

С обратной стороны лепнину из полиуретана обработайте абразивом. В каждой детали проделайте отверстия, которые соответствуют расположению дюбелей.

Изнаночную сторону детали нужно покрыть грунтовкой и оставить высыхать на открытом воздухе на сутки.

Теперь нанесите на лепнину клей, прикрепите к поверхности и вбейте в подготовленные отверстия гвозди.

Неровности нужно скрыть шпаклевкой или силиконовым герметиком. Монтаж лепнины закончен, теперь можно покрасить ее в выбранный цвет.

Лепнина из пенопласта

Такое изделие – на сегодняшний день наиболее доступный способ украсить свой дом. В последние годы этот материал часто используют в интерьере.

Весят элементы из пенопласта очень мало, благодаря чему их можно прикрепить на стену практически любой постройки.

Этот материал, несмотря на свое искусственное происхождение, экологически чистый, не выделяет вредных веществ, пожароустойчивый, влагоотталкивающий. Крепить его можно практически на любую поверхность.

Нужно учитывать, что, для продления срока службы, лепнину из пенопласта сверху следует покрывать защитным слоем. Кроме того, лепнина из пенопласта обычно имеет простые формы, без сложных узоров.

Монтаж лепнины потребует: дюбеля, специальный клей для пенопласта, грунтовку, строительные шпильки, пену для заделки швов, краски нужных цветов.

Для начала поверхность следует очистить от пыли и грязи и загрунтовать.

Теперь сделайте на поверхности разметку, разведите сухую клеящую смесь, нанесите на элементы, приложите деталь на место и немного надавите.

Зазоры нужно обработать пеной, удалить остатки клея и пены шпателем. Когда монтаж окончен — покрыть грунтовкой и краской.

Лепнина из стеклофибробетона и полимербетона

Лепнина из бетона имеет очень большой вес, но технологии не стоят на месте и сейчас в продаже есть изделия из легких, но в то же время очень прочных материалов.

Данные материалы состоят из сухой цементной смеси и других составляющих, которые придают изделию прочность и делают его легким.

Материал легко выдерживает перепады температур, вибрацию и другие агрессивные воздействия.

Во время изготовления лепнины в состав добавляют красители, благодаря чему она будет иметь нужный вам цвет.