Законы и правила в ландшафтном дизайне. Создаем нужные формы, чтобы получить правильную ландшафтную композицию

Ландшафтная композиция

Понятие о ландшафтной композиции. Слово «композиция » с греческого переводится как гармоничное соотношение частей. При этом архитектурная, в том числе ландшафтная, композиция, в отличие, например, от музыкальной или живописной, должна решать функциональные задачи на художественном уровне. Именно поэтому в основе ландшафтной композиции лежат рекреационно-демографические, санитарно-гигиенические, природоохранные и эстетические требования. Художественно осмысленный ландшафт должен создаваться на разных уровнях:

  • планирование, т.е. организация среды обширных территорий;
  • создание конкретных объектов - от системы озеленения города

до отдельных парков, скверов;

Разработка деталей ландшафтного объекта.

Особенности ландшафтной композиции. Отличительная особенность произведений ландшафтного, в том числе садово-паркового, искусства - это гармоничное сочетание природных и искусственных компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, водоемы и зеленые насаждения. Искусственные компоненты - дорожно-тро-пиночная сеть и различные сооружения, от крупных зданий до деталей покрытий и оборудования.

Все названные элементы можно разделить на две группы: неизменяемые (принимаемые за основу композиции) и направленно изменяемые (проектируемые). Природные условия - климат, гидрография местности, преобладающий тип ландшафта. Условия освещенности - основа ландшафтной композиции любого масштаба. Кроме того, определяющими являются крупные формы рельефа, обширные водоемы и лесные массивы. В городах и агломерациях градостроительные факторы - плотность и этажность застройки, взаимное размещение жилых, промышленных и озелененных территорий, численность населения - наравне с природными условиями являются основой ландшафтной композиции. Из искусственных компонентов как исходные часто принимаются крупные транспортные магистрали, сложившаяся система дорог и крупные общественные здания, проектирование которых выходит за рамки деятельности специалистов по озеленению.

Другая важная особенность ландшафтной композиции состоит в том, что она подвержена непрерывному изменению в зависимости от природных, биогенных и антропогенных факторов. Результат антропогенных преобразований меняет не только композицию, но и сами условия развития ландшафта. В зависимости от человеческой деятельности меняется использование территории, рекреационная и экологическая нагрузка на природную основу. Поэтому создание ландшафтной композиции должно стать целенаправленным изменением ландшафта для обеспечения комфортной и целесообразной среды жизни человека.

Принципы построения ландшафтной композиции и ее восприятие.

Выразительность ландшафтной композиции зависит не только от ее собственных качеств, но и от особенностей ориентации человека в ландшафте, возможностей его зрительного восприятия. Выделение главного элемента, подчиненных деталей и нейтрального фона - основное правило построения композиции. Центры, основные и второстепенные доминанты, локальные акценты и фон составляют архитектурно-пространственную структуру парка или сада. Сложность этой структуры зависит от назначения объекта, особенностей функционального зонирования территории, рельефа и размеров участка.

Доминанты сами по себе выражают некую идею - основу художественного образа парка или сада. Такой доминантой может быть искусственное сооружение в ландшафте (стадион, концертный зал в крупном парке), однако чаще всего она формируется на основе естественных форм местного ландшафта - крупных форм рельефа, лесного массива, обширного водоема. Доминанты чаще всего располагаются в центре парка, организуют главный маршрут движения, воспринимаются с нескольких видовых точек.

Локальными акцентами становятся малые архитектурные формы - беседки, мостики, лестницы, скульптура; они подчеркивают завершение аллей, центры отдельных площадок.

Фон позволяет создать нейтральные паузы в композиции, подготовить зрителя к восприятию доминанты или акцента и при этом сохранить эффект неожиданности, который делает осмотр парка или сада увлекательным.

Сочетание элементов композиции может быть построено по законам контраста или нюанса.

Контраст - это такое сопоставление элементов, при котором различия по определенному признаку доведены до противопоставления. Признак этот должен быть легко определим и понятен - например, форма или ажурность кроны растений, фактура поверхности, цвет, степень замкнутости пространства, характер освещенности участка.

Нюансное соотношение предполагает небольшие различия в том или ином качестве, когда сходство элементов по этому качеству выражено ярче, чем различие. При этом используются малозаметные переходы цвета, пластики, формы, фактуры, освещенности.

Обширное пространство парка или сада для создания упорядоченности требует введения оси. Пространственной осью часто становится основная трасса движения по парку, например центральная аллея в регулярных композициях. В пейзажных парках и крупных парковых зонах введение прямолинейной оси оказывается нецелесообразным, ось приобретает плавный изгиб, который повторяет основной прогулочный маршрут. Пространственная ось может и не совпадать с аллеей или дорогой, но являться своеобразным «зрительным коридором», связывающим самые выразительные участки ландшафта. В осевых композициях элементы должны быть так или иначе подчинены ей; существуют два принципиально различных метода организации пространства относительно оси: симметрия и асимметрия.

Симметрия предполагает одинаковое расположение равных элементов, частей или пространств относительно оси: размещение цветочных рабаток вдоль дорожки, деревьев и скульптур вдоль аллеи, расположение палисадников вдоль улицы поселка.

Асимметрия противоположна симметрии и предполагает неодинаковое размещение разнохарактерных элементов относительно оси. Красота асимметричных композиций - в зрительном равновесии и соподчиненности частей. Асимметричный план парка подчеркивает особенности ландшафта и сооружений в нем, обеспечивает наилучший обзор узлов композиции и малых форм с различных точек, позволяет создать разнообразный прогулочный маршрут.

Все многообразие пространств парка или сада может быть описано с помощью различной степени замкнутости, от полностью открытых до абсолютно замкнутых участков. Степень замкнутости пространства зависит от геометрической конфигурации границ, их высоты и расстояния зрителя до них. В замкнутых пространствах преобладают объемные крупномерные элементы - высокоствольные зеленые массивы, здания и сооружения, перекрывающие линию горизонта. В парке или саду замкнутые пространства образуют ареалы тени. Открытые пространства образованы обширными плоскостями: лугом или газоном, гладью водоема, замощенной площадью или цветочным партером. В открытом пейзаже зрителю раскрываются широкие перспективы до самого горизонта, обширные освещенные солнцем участки. Особую группу составляют разреженные пространства, в которых отдельные объемные элементы не препятствуют сквозному просмотру. Примером такого пространства является березовая роща.

В зависимости от условий осмотра различают плоскостные, объемные и пространственные композиции.

Плоскостная композиция полностью оценивается с одной стационарной точки зрения или с оси движения, направленной прямо на нее. Фронтальная композиция - разновидность плоскостной, она также развивается в одной плоскости - вертикальной; таковы, например, приемы вертикального озеленения, цветочное оформление фасадов зданий, памятников и мемориальных досок, многоярусные миксбордеры вдоль стен сооружений.

Объемная композиция рассчитывается на круговой обход, восприятие ее с нескольких точек должно быть разнообразным.

Пространственная композиция предполагает обязательное движение вглубь. При этом движении возникают разнообразные зрительные впечатления, сменяющие друг друга, просматривается система последовательных контрастов по степени замкнутости, освещенности, цветовой среде пространств. Детали ландшафтной композиции - парка, сада, бульвара, сквера, зоны отдыха - могут быть расценены как плоскостные или объемные. Весь ансамбль при этом является композицией пространственной.

Построение ландшафтной композиции и ее восприятие во многом зависит от особенностей человеческого зрения. Вблизи мы видим фактуру и текстуру поверхностей, мелкие детали, особенности строения листа и ветвей растения; по мере удаления от объекта определяющими становятся крупные членения формы, силуэт, выраженные цветовые пятна.

Важнейшую роль в ландшафтной композиции играют особенности восприятия человеком цвета и света, которые неотделимы друг от друга. Связь явлений цвета и освещенности отражается в понятии цвето-световой среды ландшафта: это совокупность климатических и погодных условий, рельефа местности, цвета и светоотражающих свойств покрытий и строений, цвета листвы деревьев, кустарников и травянистых растений. Цветовое оформление строится на основе чистых - спектральных - цветов. Для ландшафтной композиции в целом важна не только окраска цветов, плодов и листвы растений, но и цвет сооружений, малых форм, покрытий, садового декора. С помощью цвета в ландшафтной композиции можно создать цветовые акценты в самых значимых участках, ввести определенную психологическую взаимосвязь пространств, задать ритм в восприятии пространства.

Цельность восприятия ландшафтной композиции обеспечивается выдержанным стилем. Стиль связывает воедино разнообразные приемы преобразования рельефа, водоемов и водных устройств, насаждений, принципы трассировки дорожно-тропиночной сети, характер сооружений и малых форм.

Для современных объектов ландшафтной архитектуры, особенно объектов большой площади, трудно ввести однозначную стилистическую классификацию. В основу одной из современных классификаций положена цель, для достижения которой производится изменение существующего ландшафта.

Первый принцип - требования утилитарного использования: выращивания урожая, строительства, организации отдыха населения. Такой подход лежит в основе древнейших известных исторических садов, их решение определялось логикой системы орошения или стабилизации рельефа. Утилитарные требования лежат в основе современных зон отдыха, разнообразных сельскохозяйственных ландшафтов, индивидуальных садово-огородных участков.

Вторым принципом решения территории может быть соответствие конкретному существующему ландшафту и логике его развития, сохранение его своеобразия. В этом случае архитектурно-планировочная структура и ландшафтная организация объекта основываются на особенностях исходного ландшафта и четком зонировании территории по характеру использования. По этому принципу построены пейзажно-реалистические парки XIX в., современные национальные парки, заповедники и заказники.

Третий принцип - соответствие определенной мировоззренческой или эстетической «программе», философским представлениям о взаимоотношениях человека и природы. По этому принципу построены многие французские и итальянские регулярные сады Возрождения и барокко, английские пейзажные сады классицизма, пейзажно-романтические парки русских усадеб, современные мемориальные парки и абстрактные сады. С этим принципом чаще всего и связывают понятие стиля.

Стили ландшафтных композиций. В компоновке пространств всегда параллельно существовали два направления: регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное, которые никогда полностью не исключали друг друга. Не являются они и полярно противоположными, поскольку отражают представление о красоте природы - преобразованной или не преобразованной человеком. Несколько условно выделяют регулярный, нерегулярный и смешанный стиль.

Регулярный стиль предполагает прямолинейную или лучеобразную трассировку дорожно-тропиночной сети с пересечениями, которые отмечены площадками, малыми формами или насаждениями. Рельеф регулярного сада - плоскостной или оформлен в виде террас с подпорными стенами различной высоты. Большую роль играют открытые поверхности газонов и цветников строгой геометрической формы. Водоемы регулярного сада имеют круглую, квадратную, прямоугольную или многоугольную форму, часто зеркальные водоемы дополнены фонтанами или каскадами. Насаждения предполагают искусственное формирование крон, представлены зелеными стенами или геометрическими формами, зелеными кабинетами-боскетами, линейными посадками деревьев и кустарников вдоль аллей. Доминантой регулярного парка часто является крупное здание - дворцовое, административное, зрелищное.

Нерегулярный стиль основан на имитации природного ландшафта с выявлением его живописности. Дорожки и тропы нерегулярного парка имеют живописные очертания, прокладываются в соответствии с рельефом и по самым композиционно выигрышным маршрутам. Рельеф сохраняется в первоначальном виде или усиливается путем создания насыпей или выемок естественных очертаний. Водоемы пейзажного парка - естественные (озера) или искусственные, но имитирующие природный прототип (пруд, ручей, каскад). В основе насаждений - группы и массивы, подобранные по цвету и форме кроны, динамике роста; большое внимание уделяется одиночным посадкам декоративных пород. Фоном для них является поверхность газона или луга с массивами цветов, имитирующими естественные. Архитектурные сооружения и малые формы активно включаются в ландшафт, но не главенствуют в нем.

Возможно и сочетание в пределах одной композиции регулярных и нерегулярных приемов - смешанный стиль. Например, прямая основная аллея парка контрастирует по начертанию с живописными прогулочными тропами. Нерегулярно решенные зеленые массивы могут смягчить жесткость геометрической планировки дорожек и водоемов. В пределах одного объекта могут соседствовать участки геометрические и живописные, например регулярная входная зона с живописными полянами для прогулок в парке.

Отправить заявку

Представить, как будет выглядеть участок после его оформления, сложно. У многих есть опасения, что итоговый результат не оправдает ожиданий. Свести риски к минимуму можно с помощью компании «Гринмич». Мы выполняем разработку эскизов для ландшафтного дизайна по доступным ценам и можем начать подготовку вашего объекта к озеленению уже сегодня! В чем же особенности этого этапа и чем он так важен?

чтобы модель загрузилась нужно немного подождать и Вы все поймете!

Без чего невозможно эскизное проектирование

Перед тем как приступить к практичной части усовершенствования участка, специалисты готовят рабочую документацию, в числе которой – эскизы для ландшафтного проектирования. Однако их оформлению предшествует несколько этапов. Прежде всего, это выезд дизайнера на объект, обсуждение вкусов и предпочтений заказчика, фиксация объема работ и их ориентировочной стоимости.

Определяются функциональные зоны – сад, огород, детская площадка, хозпостройки и т. д. Заказчик озвучивает, какие растения он хотел бы видеть в саду, на клумбах. Затем специалист подробно изучает особенности участка, а при наличии рельефа с большими перепадами высот – проводит геодезическую съемку. При необходимости или по запросу клиента может быть организован комплексный лабораторный анализ почвы. И только потом на основе этих данных выполняется составление эскизов для ландшафтного дизайна территории.

Особенности и преимущества нашего эскизного проектирования

  • Мы предоставляем заказчику первоначальный эскиз сразу в 3д обьеме.
  • Документы представляют собой цветные схематические планы участка – вид сверху. Каждый объект подписан – это удобно и наглядно!
  • Наши эскизы дают понять стиль будущего участка, представить воочию расположение элементов ландшафта, оценить удобство подходов к зданиям и различным локациям.
  • В нашей компании подготовка и разработка эскизов для ландшафтного проектирования проходит оперативно – от трех до семи дней.
  • Заказчик выбирает лучший, по его мнению моменты в эскизе, вносит коррективы и отправляет документ на доработку.
  • После окончательного утверждения можно приступать к составлению генплана, дендроплана и визуализации, а только потом – к практичным работам.

Вы можете уже сейчас заказать в Москве эскизы для ландшафтного проектирования – стоимость их разработки в компании «Гринмич» не высокая. Посмотрите на нашем сайте готовые планировки – наглядные примеры. Убедитесь, что такая документация крайне необходима для получения идеально красивого участка.



  • План участка, разделённого на функциональные зоны, именуется форэскиз .
  • Зонирование сада – это основа для будущих проектных работ, именно зонирование позволяет представить авторский замысел по организации садово-паркового пространства. На форэскизе отображаются парадная зона, зоны отдыха, дорожно-тропиночная сеть, водоемы, детская и спортивная площадки, расположение малых архитектурных форм и зеленых зон сада или парка.
  • Прекрасным способом визуализации являются входящие в эскизный проект перспективные изображения ключевых видовых точек сада или парка. Эскизы видовых точек развивают идеи эскизного проекта ландшафтного дизайна - обеспечивают наглядность и максимально подробное отображение дизайнерских замыслов.
  • Отдельные элементы ландшафтного дизайна содержатся в композиционных эскизах , раскрывающих детали наиболее значимых элементов. Композиционные эскизы представляют из себя художественное отображение МАФ, декоративных композиций, построек, садовой мебели и т.д. Композиционный эскиз - это архитектурный прием, используемый для дополнительной детализации наиболее значимых элементов садового дизайна.
  • 3d проектирование позволяет отобразить будущий ландшафтный дизайн участка в объемном, трехмерном исполнении. Изготовленные с использованием профессиональных компьютерных программ, трехмерные модели эскиза могут быть выполнены достаточно подробно, и охватывать неограниченное количество видовых точек. 3d проектирование позволяет наглядно представить заказчику все замыслы ландшафтного архитектора.
  • Генеральный план - это финал эскизного проектирования сада или парка. Генеральный план ландшафтного дизайна участка составляется когда заказчик ознакомился со всеми вариантами эскизного проекта, сделал выбор стиля сада, и утвердил свое окончательное решение по организации садово-паркового пространства. Только после утверждения Генерального плана становится возможным уточнить ассортимент растений.
  • Генплан позволяет завершить основной этап согласований, и приступить к рабочему проектированию.

Как правило, специалисты Садового Лабиринта готовят два варианта эскизного проекта, и предоставляют заказчику сделать выбор между ними. В результате одно из решений ложится в основу эскизного проекта.

У наших клиентов всегда есть выбор – утвердить один из вариантов, утвердить смешанный вариант или предложить новое видение дизайна сада. Именно грамотная визуализация авторских идей дает возможность поставить точку в вопросе выбора. Без эскизной визуализации проекта довольно трудно добиться гармонии между первоначальными замыслами заказчика и реальными возможностями по их реализации.

Как выглядит ландшафтный дизайн участка на эскизе?

Эскизный проект ландшафтного дизайна представляет из себя профессионально выполненный план участка с видом сверху. На лист формата А3 нанесены все элементы ландшафтного дизайна с достаточной степенью детализации. Для элементов, требующих более подробного представления, создаются отдельные наброски и чертежи, входящие в общий комплект эскизного проекта. Все требующие пояснения элементы имеют описание в самом проекте или в прилагаемой экспликации. Крупные узлы и прочие элементы, требующие детализации, могут быть представлены в дополнительных эскизах. Прилагаемые к проекту 3D-модели улучшают восприятие функциональных зон сада и отдельных видовых точек.

Какие еще могут быть эскизы в проекте сада?

После утверждения эскиза ландшафтного проекта, становится возможным приступить к подготовке важнейшего документа из комплекта рабочей документации - дендрологического плана .

Но в некоторых случаях первоначально может быть составлен эскиз дендроплана, который содержит данные о видах, количестве и расположении растений на участке. Эскиз дендроплана позволяет визуализировать расположение и размеры растений в саду, понять, как будут выглядеть растения в сочетании с окружающей обстановкой. Эскиз дендроплана содержит бо льшую детализацию посадочного материала, чем эскизный проект сада, однако он не включает ассортиментную ведомость растений и не так детализирован, как сам дендрологический план. Цель эскиза дендроплана ← визуализировать заказчику проект озеленения еще до момента создания рабочих чертежей. Последние являются более сложной и детальной проработкой ландшафтного проекта, потому корректировки в части видов и расположения растений, проще выполнить на эскизе дендроплана.

Также в начале рабочего проектирования могут быть созданы дополнительные эскизы, уточняющие и раскрывающие дизайнерские идеи еще до того, как они детально спроектированы. Это могут быть эскизы малых архитектурных форм, эскизный проект зимнего сада или эскиз ночного сада с визуализацией садового освещения в темное время суток.

Больше примеров эскизных проектов садов и парков вы можете посмотреть в нашем Портфолио.

Заметно преобразило загородные дома, коттеджи, дачи. Территории, еще недавно отведенные под овощные огороды, сегодня заменены цветниками, газонами, лужайками. Ландшафтная композиция придает неповторимое очарование домовладению и создает уют. Особое место в современном экстерьере стали занимать хвойные деревья, большинство из которых совершенно недавно появились в нашей стране.

Основные правила дизайна

Создание оригинального и неповторимого экстерьера - это не только украшение участка. Ландшафтная композиция - это целое искусство. Чтобы ваш участок выглядел гармонично, необходимо учесть два главных аспекта:

  • биологический;
  • инженерный.

Другими словами, все грядки, насаждения, клумбы должны умело сочетаться с остальными постройками. Придерживайтесь единого стиля.

Создать композиции в ландшафтном дизайне несложно, если соблюдать некоторые рекомендации:

  1. Подготовьте местность. Продумайте и составьте план, расположив на нем все элементы: дом, деревья, баню, кустарники, клумбы.
  2. Выгоднее смотрятся сгруппированные растения, чем высаженные в одиночном варианте. Но сочетайте лишь те, которые не мешают росту друг друга.
  3. Старайтесь избегать прямых строгих линий в ландшафтном дизайне. Упорядоченность - это замечательно. Но строгое соблюдение симметрии лишит участок естественности.
  4. Изначально продумайте дополнительные компоненты вашего ландшафтного дизайна. Это могут быть декоративные элементы (фонтан, пруд), оригинальные художественные детали (дорожки, светильники).

Определите баланс, выбранный вами за основу, для построения ландшафтной композиции. Если вы решили придерживаться симметричности, то необходимо основные элементы повторять в зеркальном отражении. Это могут быть вазоны с цветами по обе стороны от дорожки.

При выборе асимметричного баланса предполагается единство композиции в отношении одного предмета.

Создание красивого дизайна

Значительно помогут создать прекрасные ландшафтные композиции схемы. Можно воспользоваться готовыми предложениями дизайнеров. Но некоторые владельцы предпочитают разрабатывать такие схемы самостоятельно.

Чтобы ваш дачный дизайн был великолепен и радовал глаз, придерживаетесь следующих советов:

  1. Дачный участок должен составлять единство пространства. Этот эффект легко достигается повторением в различных частях сада основных элементов. Желаемого результата можно достичь единой цветовой палитрой.
  2. Гармонично и естественно выглядит простая ландшафтная композиция. Прекрасный дизайн создадут плавные переходы от одного элемента к другому.
  3. Высаживают деревья, учитывая их высоту. Начинайте с низкорослых, плавно переходя к высоким. Это создаст на вашем участке эффект глубины. Кроме того, визуально ваше домовладение будет казаться значительно больше.
  4. Соблюдайте пропорциональность. Не следует размещать слишком громоздкие объекты на маленьком пространстве. И на большой территории мелкие детали будут выглядеть несколько не гармонично.

Лиственные растения

Красивые ландшафтные композиции обязательно должны включать в себя различные элементы.

Лиственные растения летом подарят множество зеленых красок. Кроме того, они подчеркнут в вашем саду движение времени. В зимнюю пору, когда листья облетят с деревьев, темный ствол будет прекрасно контрастировать с белоснежным снегом. Осенью ваш сад обогатиться алыми и золотыми красками.

Хвойные деревья

Они сохраняют свою зелень круглый год. Этим обязательно следует воспользоваться. Именно ландшафтные композиции из хвойных деревьев создают широкий простор для творчества. Такие растения отлично смотрятся зимой. Кроме того, они весьма неприхотливы.

Вечнозеленые растения

Это оригинальный способ создать эксклюзивный вариант дизайна. Большой полярностью пользуется лиственные вечнозеленые растения - падуб, самшит. Они позволяют выстроить самые разнообразные изгороди. Из них можно сформировать топиары - определенные скульптуры, которые формируются благодаря фигурной стрижке.

Сочетание хвойных и лиственных растений в одной композиции

Такие готовые ландшафтные композиции всегда выглядят наиболее выигрышно. Но, к сожалению, между собой не все растения благополучно уживаются. Поэтому совмещая разнообразных представителей растительного мира, следует учитывать их биологические особенности.

Некоторые способны болеть «ржавчиной». Такая напасть может распространиться и на другие растения. Часто болеющие кустарники размещать возле лиственных деревьев также не следует. Поскольку высок риск их заражения.

Размещение кустарников

Ландшафтная композиция подразумевает не только наличие цветущих растений. Очень важны в дизайне сада кустарники и деревья. Но необходимо их правильно расположить. Это позволит придать смысловую законченность композиции.

Кустарники часто размещаются по периметру, обозначая границы рокариев, альпинариев. Иногда создают ландшафтные композиции из кустарников. В этом случае именно они являются акцентами участка. Растения и цветы высаживаются вокруг них.

Виды ландшафтных композиций

Итак, если вы стремитесь создать красивый, ухоженный сад, обратите внимание на хвойные растения. Они обладают очаровательным видом, изысканными формами и позволяют воплотить самые смелые дизайнерские решения практически на любых площадях.

Готовые ландшафтные композиции, в которых гармонично сочетаются лиственные и хвойные растения, всегда выглядят безупречно.

А теперь рассмотрим, как составлять такой дизайн:

  1. Сосны, кипарисы, ели, можжевельники, туи, пихты - это вечнозеленые растения, которые выгодно смотрятся в самом центре вашего приусадебного участка. В этом случае они формируют хвойные скульптуры. Их можно размещать на границе участка.
  2. Хвойные растения живописно сочетаются с розами, вереском, рододендронами, лиственными растениями. Такие детали внесут в дизайн некий контраст и яркость. Они отлично видоизменяют посезонно дизайн сада. Старайтесь избегать берез и черемух. Данные деревья достаточно негативно влияют на хвою.
  3. Великолепно выглядят готовые ландшафтные пирамидальной формы. Если вы обладаете хоть небольшими творческими способностями, вы сможете создать из них отличные геометрические фигуры, ярусы, колонны, спирали, замысловатые аллеи. Фигурными подстриженными деревьями можно разбить пространство на определенные участки. Такие детали прекрасно украшают небольшие водоемы, каменные горки. Они великолепно смотрятся на перепадах рельефа, красочно дополняют альпинарии.
  4. Не забывайте, что ваш ландшафтный дизайн из хвойной растительности должен радовать объемными структурами и своими колористическими картинками в любое время. Поэтому при создании композиции сочетайте различные формы, фактуры и окраски хвойных деревьев.
  5. В ландшафтном дизайне обязательно должны присутствовать акцентные деревья и кустарники. Специалисты советуют выбирать зимостойкие разновидности. Они будут радовать своей стабильностью круглый год. Для второго плана более подходит растительность, обладающая раскидистой кроной. Завершить композицию должны плетущиеся низкорослые растения.
  6. Размещая кустарники и деревья, старайтесь подчеркнуть линии участка. Высаживайте их в тех зонах, где внешний вид, оригинальная форма лишь добавит утонченности рельефу. Они должны прекрасно подчеркивать контуры сооружений и конструкций на ландшафте, соответствовать конфигурации дорожек и других объектов. Деревья и кустарники прекрасно выглядят, если располагать их возле входа в дом.
  7. Гармонично сочетается высокорослая растительность, размещенная возле садовых лестниц и подпорных стенок. В этом и деревья становятся отличным дополнением ландшафтного дизайна.
  8. Прекрасным местом для высадки растительности являются изгибы дорожек и развилки. Зачастую деревья размещают возле площадок отдыха и беседок. В этом случае преследуется не только эстетическая цель, но и создается необходимая тень в жаркую пору.
  9. Замечательным вариантом, по мнению дизайнеров, является размещение кустарников и деревьев в цветниках. Можно высаживать их рядом с клумбами.

Заключение

Ни один красивый приусадебный участок не может обойтись без украшений, созданных заботливыми руками владельцев в виде ландшафтных композиций. Декоративный дизайн может быть составлен из хвойных и лиственных растений, кустарников. Но самым привлекательным и гармоничным вариантом считается их правильное сочетание.

Все объекты ландшафтного дизайна характеризуются определен­ной территорией, имеющей разнообразную конфигурацию в плане и разные физические размеры. Все эти территории обычно пред­ставляют собой совокупность растительности, водных устройств, малых архитектурных форм, площадок различного функциональ­ного назначения. Главная задача в их формировании - это выявле­ние художественного образа данной среды, что достигается с ис­пользованием приемов архитектурной композиции.

Композиция (от латинского compositio - сочинение, построение, структура) - это средство раскрытия идейно-художественного содер­жания произведения. Без знания и правильного использования прин­ципов композиции невозможно выявление творческого замысла.

Архитектурная композиция - это закономерное и оптималь­ное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную систе­му, отвечающую функциональным и эстетическим требованиям. К основным задачам архитектурной композиции относятся:

Организация объемов и пространств в соответствии с функци­ональным процессом;

Гармоничное объединение и соподчинение объемов и простран­ства в целостную систему, обладающую положительным эмоциональ­ным воздействием на человека.

Ландшафтная композиция - это искусство располагать на дан­ной территории различные элементы для создания комфортной сре­ды по функциональным, экологическим и эстетическим требовани­ям. Она выражается в размещении сооружений, малых архитектур­ных форм, растительности, водных устройств, площадок, в органи­зации движения, членении территории на части, в пропорциях от­дельных частей, размерах всех элементов, входящих в состав дан­ной территории и их взаимосвязи. Ландшафтная компози­ция предопределяет использование всех средств ландшафтного ди­зайна (Рис. 11).

К средствам ландшафтного дизайна относятся естественные природные элементы среды - растительность, рель­еф, водные устройства и искусственные элементы среды - малые архитектурные формы, декоративное покрытие, визуальные комму­никации, декоративная скульптура. Создание любого ландшафтного объекта осуществляется, в основном, с использованием перечисленных выше средств ландшафт­ного дизайна в определенной взаимосвязи и взаимозависимости для достижения единства композиции и ее яркого образного воздействия. Пространственная среда ландшафтных объектов включает плоско­сти - поверхность земли (с газоном, цветником, покрытием), а также элементы рельефа, водные устройства и объемы - растительные группировки, малые архитектурные формы, скульптуру, визуаль­ные коммуникации.

Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией. При решении композиционных задач в формировании архитектурно-ландшафтных объектов учитывается геометрический вид формы, величина, мас­са, фактура, цвет, освещенность, положение в пространстве. Лан­дшафтный архитектор должен понимать основные свойства про­странства: характеристику глубины, протяженность, прерывис­тость и непрерывистость, конечность и бесконечность, расчленен­ность пространства.


Создавая пространство с использованием средств ландшафтного дизайна, необходимо понимать его эмоционально-психологическое воздействие на человека. Различают четыре аспекта отношения че­ловека к пространству:

Объективный - зависящий от таких характеристик простран­ства, как площадь, основные габариты, ширина, длина, геометри­ческие очертания;

Психо-физиологический - связанный со способностью про­странства возбуждать, утомлять, успокаивать, угнетать;

Ассоциативный - обуславливающий способность человека к различным ассоциациям при восприятии;

Семантический - связан с функциональным назначением объекта.

Одни пространства могут быть выразительными, другие - невыразительными. При формировании любого пространства, фронтального или глубинного, необходимо решать следующие ком­позиционные задачи:

Определение стиля планировки и масштабных характеристик формирующих элементов (малых архитектурных форм, декоратив­ной скульптуры, растительности и др.);

Пропорционирование территории;

Выявление центра композиции и главных и второстепен­ных осей;

Определение ландшафтных акцентов и точек их обзора;

Использование контраста, нюанса и тождества, ряда (метри­ческого и ритмического);

Неожиданное раскрытие акцентов;

Выявление фона и использование особенностей линейной пер­спективы (рис. 12).

Масштаб - важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительно­сти ландшафтных объектов. К сожалению, в ландшафтной архитектуре воздействие масшта­ба на человека недостаточно разработано. По мнению многих специ­алистов, масштаб способствует выявлению композиционной целост­ности и художественной выразительности любого ландшафтного объекта. Архитектурный масштаб характеризует три формы масштабных связей:

Отношение элементов к целому и друг к другу;

Отношение объекта к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения;

Отношение величины объекта и его элементов к человеку.

В ландшафтном дизайне существует некоторое разнообразие пространственных масштабных характеристик:

Первый масштаб (основной) - масштаб элементов, соразмер­ный антропометрическим данным взрослого человека;

Второй масштаб (индивидуальный) - соразмерный антропо­метрическим данным той или иной возрастной группы детей (в за­висимости от функционального назначения объекта);

Третий масштаб (миниатюрный) - масштаб элементов неболь­ших ландшафтных пространств в интерьерах с включением бонсай;

Четвертый масштаб (монументальный) - масштаб элементов, подчеркивающий символику в ландшафтном пространстве, наибо­лее ярко выявляющий его художественный образ.

Ландшафтные объекты, в зависимости от своего функциональ­ного назначения, могут иметь все изложенные масштабные харак­теристики построения пространств. Эмоциональное воздействие про­странств с названными масштабными характеристиками достаточ­но велико. Основными параметрами, характеризую­щими композиционное построение пространства, являются: стиль композиции, асимметрия или симметрия, физические размеры, длина и ширина, площадь, определяющие фронтальное или глу­бинное пространство.

Для решения характера размещения и выявления взаимосвязи природных и искусственных элементов сре­ды следует определить прием планировки. Он может быть регу­лярным, ландшафтным и смешанным. Регулярный прием плани­ровки характеризует геометрическая сетка, включающая прямо­линейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиций оси, подчеркнутое доминирование здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев. В отличие от регулярного, пейзажный прием планировки отображает и подчеркивает красоту естественной при­роды. Характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водо­емов, свободнорастущими деревьями. Смешанный прием харак­теризует сочетание элементов регулярного и пейзажного приемов планировки. Регулярный прием планировки, как правило, ха­рактеризует симметричный план, а пейзажный - асимметричный. Формы симметричного плана, если они мастерски выполне­ны и размещены, могут выражать идею и возбуждать в человеке ощущение дисциплины высшего порядка, великолепия, силы, монументальности и высокого совершенства. Геометрический план, ясный и явный, быстро постигается. В этом его преимущество. Но он имеет также недостаток - монотонность. Асимметричный план более выразителен, но пространственная ориентация в нем сложна.

В формировании любого ландшафтного объекта большое внима­ние уделяется выявлению композиционных осей. Различают глав­ные и второстепенные оси композиции. Осью композиции является направленное развитие ландшафтного построения пространства. Главная ось обычно совпадает с основным потоком движения по территории и приводит к композиционному центру. Второстепен­ные оси могут пересекать главную ось под различными углами или проходить параллельно ей. Главная ось - аллея - может отличаться от второстепенных аллей большей шириной, оригинальной аллей­ной посадкой деревьев и более богатым цветочным оформлением. На территории любого ландшафтного объекта не должно быть мно­го дорожек и основные дорожки должны обязательно вести к ка­кой-нибудь цели - павильону, беседке, площадке отдыха, фонта­ну, цветнику и др. Дорожки должны иметь плавные изгибы, обус­ловленные рельефом, размещением растительности или водных устройств. Следует избегать пересечения дорожек под прямым уг­лом.

В формировании любых объектов ландшафтного дизайна не­обходимо выявить центр композиции, т. е. определить главное и второстепенное. Центр композиции - главное в каждом ландшафтном объек­те. Он может иметь различное конкретное выражение. В одних случаях композиционным центром территории будет площадь с фонтаном или цветником, в других - декоративный водоем или малая архитектурная форма. Все прочие элементы композиции подчиняются композиционному центру и поэтому считаются второ­степенными. Они бывают меньших размеров и более скромно оформлены. Композиционный центр, в зависимости от принятой планиро­вочной структуры и творческого замысла, может быть размещен у входа, в геометрическом центре территории или в глубине. Компо­зиционный центр, по сути, является основным ландшафтным ак­центом любого пространства. На больших территориях сложной кон­фигурации должно быть несколько второстепенных ландшафтных акцентов. Все они должны иметь продуманные точки обзора. Точка обзора - это место, откуда наилучшим образом воспринимается вид. Любой ландшафтный объект должен включать несколько точек об­зора.

В объектах ландшафтного дизайна на основе гармоничной связи природных и искусственных (антропогенных) элементов использу­ются такие закономерности построения пространственных форм, как нюанс, контраст и тождество. В ланд­шафтных объектах они воспринимаются как степень сходства и разли­чия отношений между однородными качествами и свойствами вхо­дящих в них элементов и пространств. Наиболее широко в построении ландшафтных композиций используется принцип контраста. Напри­мер, малое противопоставляется большому, низкое - высокому, гладкое - шероховатому, темное - светлому.

Особенно эффектны контрасты, возникающие от сопоставления деревьев с противоположными свойствами крон. Например, плаку­чая форма кроны березы выгодно оттеняется от пирамидальной фор­мы кроны пихты или ели. Наиболее часто используемым видом контраста является внезап­ное изменение характера планировки. Например, темные коридоры аллей и солнечные поляны, светлая окраска листьев с темной ли­ствой и т. д., а также внезапное восприятие предмета.

Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие предмета, заставляет зрителя сконцентрировать внимание в определенном направлении, но этот предмет обязательно должен быть интересен в эстетическом отношении.

Для достижения художественной выразительности любой тер­ритории большое значение имеет применение метра и ритма. Ритмом в ландшафтном проектировании называется закономерное чередование декоративных элементов, ка­кой-либо законченной композиции. Чередоваться могут высоты, зеленые объемы, окраска и т. д. Ритм подчеркивает особенность и характер зонирования пространства, разнообразное положение в пространстве элементов, является средством организации движения. Наряду с ритмом в формировании ландшафтных объектов большое значение имеет правильное использование законов линейной перс­пективы, с помощью которых можно изменить (улучшить) некото­рые пространственные характеристики. Так, например, какой либо из ландшафтных акцентов можно «приблизить» или «удалить» если аллею, ведущую к нему, сделать короче изменением ее ширины на переднем или заднем плане. Можно также создать иллюзию усиле­ния рельефа. Так, например, холм с подсадкой пирамидальных то­полей на вершине будет казаться выше.

Для достижения художественной выразительности ландшафтных композиций необходимо использование фона. Фоном называется задний план пейзажа, на котором воспринимаются те или иные эле­менты ландшафта, расположенные на переднем плане. Для ланд­шафтных композиций фоном могут служить высокие древесные на­саждения, живые изгороди, трельяжи, здания и др.

Композиционное построение ландшафтных объектов невозмож­но без учета цвета. Создание ландшафтной среды осуществляется с активным включением цвета как важного средства художественной выразительности композиций и фактором, оказывающим эмоцио­нальное воздействие на состояние человека. Построение цветовой гаммы ландшафтных объектов осуществ­ляется по принципу контраста или нюанса. В восприятии цвета боль­шое значение оказывают условия освещенности ландшафтных объек­тов в зависимости от их ориентации по сторонам света, а также удаленности точек обзора. С большого расстояния лучше восприни­маются яркие цвета в контрастных сочетаниях, собранные в круп­ные цветовые пятна.

В ландшафтных композициях очень важно и освещение. Правильно подобранные и уста­новленные све­тильники позволяют и в темное вре­мя суток наслаждаться красотой при­роды. Мягкий ненавязчивый свет еще больше подчеркивает декоратив­ность композиций, выделяя наиболее выразительные акценты. Планируя установку осветитель­ных приборов, необходимо тщательно продумать, чего добьемся, устанавли­вая светильник именно в этом месте. Неплохой результат можно получить опытным путем, устанавливая све­тильники в различных местах и оце­нивая полученный эффект. При этом необходимо учитывать изменения, которые могут произойти через не­сколько лет в связи с ростом расте­ний. Этот путь наиболее простой, так как намного легче сделать времен­ную проводку, опробовав несколько, и выбрать лучший вариант.

К осве­щению предъявляется несколько требований. Светильники устанавли­ваются в таких местах, чтобы подчер­кнуть самые привлекательные эле­менты декоративного оформления. Свет не должен быть ярким, слепя­щим, раздражающим, он призван действовать успокаивающе, как вспомогательное сред­ство восприятия прекрасного. Коли­чество светильников обусловливает­ся понятием разумности, чрезмерное количество обесценит эффект применения. Выбирая све­тильники, надо учитывать их воз­можности и умело использовать раз­ные виды.

Подсветку водоемов мож­но осуществлять только специально предназначенными для этого све­тильниками. Как правило, все они рассчитаны на низкое напряжение и подключаются через понижающие трансформаторы. Нет смысла оста­навливаться на характеристиках светильников. Ассортимент их велик, и лучшую помощь в выборе окажут специалисты. Учитывая, что элект­рические приборы являются прибо­рами повышенной опасности, все ра­боты, связанные с ними, должны выполнять только специалисты-электрики.

Выбрав места установки светиль­ников, приступают к прокладке электрического кабеля. При этом учи­тывают места установки автоматов защиты, необходимых розеток и выклю­чателей. Они должны располагаться так, чтобы ими было удобно пользо­ваться и в то же время они были недоступны для детей. Электрический кабель прокладывается под землей, чаще вдоль дорожек, укрытый в тру­бы, чтобы исключить случайные повреждения при проведении земля­ных работ. На план участка наносятся все проложенные кабели, и оформляется схема подключения электрических приборов.

И, наконец, немаловажным композиционным фактором, особенно при проектировании частных усадеб, является зонирование территории. Исходя из месторасположения дома, участок, как правило, можно разделить на две части: парадную, которая находится от входа во двор и до фасада дома, и остальную, на которой планируются место для отдыха, детская площадка, сад и огород, хозяйственные пост­ройки. Наряду с ними могут быть выделены участки и под другие площадки. Например, для занятий спортом. Деление на такие зоны яв­ляется условным и не имеет четких границ. Удачей дизайнера, воплоще­нием его творческого подхода будет плавный переход одной зоны в дру­гую. Наличие между ними отдель­ных композиций как бы зрительно сглаживает контрасты, вызванные их предназначением.

Зону отдыха размещают в стороне от хозяйственных построек, как правило, ближе к дому. Хозяйственную располагают как можно дальше от жилого дома и обязательно с учетом господствующих ветров. Особое внимание уделяется выбору места для детской площадки. Лучшим для нее является светлое, но в то же время защищенное от прямых солнечных лучей место. Легкая тень, южная сторона - самый лучший вариант.

Вторым критерием является направление господствующих ветров. Место должно быть ровным не иметь застоя воды. Обязательным условием считается, при наличии маленьких детей, удаление от природных и искусственных водоемов. Как правило, площадка должна просматриваться из помещений, чтобы ребенок постоянно был на виду у мамы и членов семьи. Сад и oгород, если они создаются, лучше располагать вблизи хозяйственной зоны, за местом отдыха и детской площадкой.