Оборудование для смазки промывки и заправки автомобиля. Заправочное оборудование


К атегория:

Техническое обслуживание дорожных машин

Моечно-очистное и заправочно-смазочное оборудование


Моечно-очистное оборудование предназначено для очистки машин от загрязнений. Его разделяют на мониторное, струйное, погружное, комбинированное и специальное.

Мониторное оборудование предназначено для очист­ки поверхности машин и их сборочных единиц струей воды или раствора, нагретых до 80 °С, под давлением 5-10 МПа. Комплексное воздействие динамического напора струи, высокой тем­пературы и моющих средств обеспечивает эффективное удаление с поверхности различных загрязнений.



-

Рис. 4. Гидравлическая схема моечной машины ОМ-5359:
1 - поплавковая камера, 2 - подкачивающий насос, 3 - вентиль слива воды из теплообменника, 4 - бак моющего раствора, 5 - теплообменник, 6 - вентиль подачи моющего раствора, 7 - насос высокого давления, 8 - вентиль регулиро­вания рабочего давления, 9 манометр, 10- демпфер пульсации, 11 - вентиль барботажа моющего раствора, 12, 14 - вентили слива, 13 - гидромонитор, 15 - предохранительный клапан

Более эффективно очищаются поверхности машин при ис­пользовании мониторного оборудования со специальными насад­ками. Большая скорость струи, обусловленная высоким напором перед насадком малого диаметра, обеспечивает почти мгновен­ное удаление загрязнений в зоне действия струи. Мониторное оборудование изготовляют в трех исполнениях: передвижное, стационарное и камерное.

Одной из наиболее распространенных передвижных монитор- ных машин является ОМ-5359. Она представляет собой четырех­колесную тележку, на которой размещен насос высокого давле­ния, его привод, устройства для нагрева воды, подачи моющих средств, автоматики и защиты.

Схема действия машины ОМ-5369 показана на рис. 4. Вода из водопровода через поплавковую камеру подается подка­чивающим насосом в теплообменник, в котором она нагре­вается до температуры 30-80 °С. При необходимости воду смешивают с раствором моющих средств, поступающих из бака, и через гидромонитор подают на очищаемую поверх­ность.

Воду или раствор подают под давлением до 10 МПа. Оно контролируется по манометру. Производительность машины 40-60 м /ч, расход воды 1000 л/ч.

Машина ЦКБ-1112 может быть использована не только в стационарных условиях, но и как передвижная. Ее очищающая среда - холодная вода, которую можно забирать и из водоемов и работать с двумя нагнетательными шлангами. Насос создает давление 1,5 МПа. Производительность машины 15-30 м2/ч, расход воды 4000-5000 л/ч.

Машина ОМ-22616 предназначена для очистки и обезжирива­ния поверхности машин и их сборочных единиц перед окраской. Она работает в трех режимах: холодной и горячей воды и паро­водяной смеси. Давление в системе 10 МПа. Производитель­ность машины 30 м2/ч, расход воды 1000, а пароводяной сме­си - 450 л/ч.

Для очистки машин от бетоноцементных отложений и других загрязнений, по свойствам, близким к ним, применяют машину ОМ-22612. Ее очищающей средой является абразивная и водо- песчаная смесь. Машина может создавать давление в системе 10 МПа. Ее производительность 75 м2/ч, а расход очищающей среды - 4000 л/ч.

Камерные моечные машины, называемые струйными, применяют для очистки машин в сборе, их сборочных единиц и деталей моющими растворами и теплой водой. Они состоят из камеры, в которой размещены насосный агрегат, гидранты для подачи раствора или воды и транспортирующее устройство. Это­го вида машины изготовляют трех типов: тупиковые, проходные и проходные секционные.

К тупиковым относится машина ОМ-8ОЗ6М (рис. 5), пред­назначенная для очистки тракторов класса 1,4-6. Основными ее частями является моечная камера, платформа, установлен­ная в камере на поворотном круге, душевое устройство, гидро­монитор, баки очистки и нагрева моющей жидкости, рельсовый путь, лебедка с тросом и пульт управления. Машины в ней очи­щают следующим образом. С помощью лебедки очищаемую машину устанавливают на платформу, закрывают двери каме­ры, включают насос подачи моющего раствора и вращение кру­га. Жидкость, подаваемая насосом, через душевые устройства направляется на поверхность машин и смывает с них загрязне­ния. Наиболее загрязненные места очищают гидромонитором, управляемым мойщиком, находящимся снаружи камеры. На очистку одного трактора затрачивается 10-30 мин.

Тупикового же типа машина ОМ-22611 предназначается для очистки не только наружных, но и внутренних поверхностей в двигателе типа СМД-14. В ней имеется устройство для усиления воздействия очищающей среды сжатым воздухом. Через каждые 10 с на очищаемую поверхность подают воздух и раствор. Производительность машины 1 т/ч.

Рис. 5. Моечная машина ОМ-8036М: 1 - коллектор, 2 - центральная опора, 3 - распределитель, 4 - поворотный круг, 5 - опорная рама, 6- стойка, 7- натяжная звездочка, 8 - мотор- редуктор, 9 - камера, 10 - поддерживающий ролик, 11 - пневмоцилиндры, 12 -
направляющая, 13 - ролик, 14 - секция дверей

Проходную машину ОМ-9313 используют для очистки сбо­рочных единиц и деталей. Она состоит из моечной камеры с рас­пределительным устройством, подвесного конвейера, теплового узла, системы подачи и перекачки моющего раствора. Очищае­мые сборочные единицы и детали навешивают на подвесной конвейер и на нем транспортируют через моечную камеру. В пе­риод движения через камеру они очищаются раствором, пода­ваемым прерывисто (пульсирующе) через отверстия душевых секций. Пульсирующее воздействие струи усиливает ее очищаю­щее действие. Размер очищаемых сборочных единиц и деталей 1X1,4 м. За час машина может очистить от 4 до 8 т изделий.
Характерная особенность проходной секционной машины ОМ-4267М - наличие в камере двух зон: мойки и ополаскива­ния. В зоне мойки сборочные единицы и детали очищаются от загрязнений, в зоне ополаскивания с них смывается раствор.

Размер очищаемых деталей и сборочных единиц 1,1X1,2 м.

Производительность машины от 4 до 16 т/ч.

Погружные моечные машины предназначены для очистки деталей машин погружением их в раствор. Они состоят из ванн, в которых содержится раствор, и оборудования для интенсификации очистки. Такие машины удобны в эксплуатации и экономичны в работе.

Погружные машины выпускают тупикового и проходного типов. Первые состоят из одной ванны. Детали в корзине опус­кают в ванну и после очистки вынимают из нее. У машин проход­ного типа две ванны, одну из которых заполняют моющим, а вторую - ополаскивающим раствором. Кассета с деталями пе­ремещается по роликовому конвейеру в первую, а затем и во вторую ванну. Интенсификация очистки деталей осуществляется подачей сжатого воздуха и колебанием деталей в ванне.

Тупиковая погружная машина ОМ-14251 применяется для очистки или ополаскивания деталей. При использовании двух таких машин в одной из них может осуществляться очистка деталей, а во второй - их ополаскивание. Размеры очищаемых деталей 1,2X1X1 м, производительность машины 4 т/ч.

Специальные моечные машины предназначены для очистки отдельных систем, каналов деталей и их поверх­ностей. К ним относятся установки: ОМ-2871Б для промывки смазочной системы двигателей, ОМ-16361 -для промывки сма­зочной системы двигателей после их обкатки, ОР-9971А - для очистки картонных элементов воздухоочистителей двигате­лей. Кроме того, применяют специальные устройства для очистки каналов коленчатых палов, топливных баков, системы охлаж­дения двигателей, масляных каналов блоков цилиндров и др.

С помощью установки ОМ-2871Б (рис. 6) промывают под давлением при работающем двигателе масляные каналы блока цилиндров, коленчатый вал, масляный радиатор и другие внут­ренние полости смазочной системы дизельных двигателей. Осно­ванием установки служит бак 8, опирающийся на два колеса. Бак разделен на две секции, в одной из них содержится моющая жидкость, а в другой - свежее масло.

Внутри секции для масла смонтирован насос, а в секции для промывочной жидкости - теплонагреватели. Действует установка следующим образом. Промывочная жидкость, нагретая до температуры 60 °С, по­дается под давлением через напорный рукав и переходник в корпус центрифуги и далее в главную магистраль смазочной системы двигателя. Протекая по каналам смазочной системы, жидкость смывает загрязнения и через зазоры сливается в кар­тер, а из него по приемной трубе - в бак 8. По окончании промывки жидкостью систему промывают маслом, пока оно не польется из сливного отверстия картера. Давление насоса 6,3 МПа. Вместимость секции для моющей жидкости 36 л, а секции для масла - 11л.

Рис. 6. Установка ОМ-2871Б:
1 - рукоятка переключения крана режима работы, 2 - заливная горловина бака, 3 - электродвигатель, 4 - электрошкаф управления, 5 - приемная воронка, 6 - телескопическая труба, 7 - напорный рукав, 8 - бак

Заправочно-смазочное оборудование предназначается для за­правки и дозаправки машин топливом, рабочей жидкостью и маслами; смазывания их пластичными смазками.

К оборудованию для заправки машин топли­во м относят топливораздаточные колонки и установки. Колонки выпускают двух типов: для заправки машин дизельным топли­вом и для заправки бензином. Дизельным топливом заправ­ляют машины с помощью топливораздаточной колонки КЭР 40-1,0 (рис. 7). Основная ее часть - насос, приводимый в действие электродвигателем. На случай кратковременного отключения электроэнергии колонка снабжена ручным приво­дом насоса. При его использовании требуется переставить приводной ремень в другой ручей шкива.

Действует колонка следующим образом. При включении электродвигателя топливо под воздействием разрежения про­текает через фильтр предварительной очистки и поступает в насос, а из него под давлением подается в фильтр тонкой очистки, затем топливо протекает по нагнетательному трубо­проводу через счетчик, индикатор, раздаточный рукав, раздаточный кран и поступает в топливный бак машины. Пузырьки воздуха и пары топлива из фильтра поступают в поплавковую камеру, откуда они отводятся в атмосферу, а топливо, попавшее вместе с ними в камеру, перетекает к фильтру.

Рис. 7. Топлнвораздаточная колонка КЭР 40-1,0: а - общий вид, б -схема; / - электродвигатель, 2- насос, 3 - перепускной клапан, 4-фильтр предварительной очистки, 5 - ручной насос, 6-пусковое устройство, 7 - дифференциальный манометр, 8-фильтр тонкой очистки, 9- счетчик, 10 - поплавковая камера, 11 - индикатор, 12 - раздаточный кран, 13 -
раздаточный рукав

Подача насоса колонки 40 л/мин при приводе насоса электро­двигателем и 10 л/мин - при ручном приводе. Перепускной клапан отрегулирован на давление 0,2 МПа.

Бензином машины заправляют с помощью топливораздаточ- ной колонки КЭР 40-0,5. Отличается от колонки КЭР 40-1,0 от­сутствием фильтра тонкой очистки.Более совершенное средство заправки машин дизельным топливом - топливораздаточные установки. Они действуют по принципу самообслуживания. Учет выдаваемого топлива ведет­ся по счетчикам, имеющимся на установке для каждой машины отдельно. Топливораздаточная установка 03-9936 (рис. 8) со­стоит из резервуара вместимостью 10 м3, топливораздаточной колонки 2 КЭР 40-1,0 и электрического шкафа, в котором размещены кодовое устройство и блок индивидуальных счетчи­ков. Подъехав к установке, машинист вставляет перфоключ в свое гнездо электрошкафа и заправляет машину. По окончании заправки машинист вынимает перфоключ и снимает показания счетчика.

В электрошкафу имеется 24 счетчика, следовательно, уста­новка может обслуживать 24 машины. Одновременно можно за­правлять только одну машину. Подача насоса 6,6 л/с. Установ­ка 03-16386-01 может обслуживать до 99 машин.

Основным оборудованием для заправки машин моторными маслами и рабочими жидкостями является маслораздаточная колонка КМР 8Э-0,5 (рис. 9). Она состоит из насоса, приводимого в действие электродви­гателем, фильтра, счетчика и раздаточного рукава с кра­ном. Масло, забираемое насосом из бака, нагнетается через фильтр, счетчик, раздаточный рукав и кран в баки и картеры машин. Давление масла контролируют по мано­метру.

Подача насоса колонки 10 л/мин при температуре масла 20° С. Давление, создаваемое насосом, 0,8-1,5 МПа.

Трансмиссионными маслами машины заправляют с по­мощью маслораздаточной установки 3119А (рис. 10). Забирая масло из бака или цистерны, насос нагнетает его через фильтр, шланг и кран в картеры машин. Давление в системе контро­лируют по манометру.

Смазывание машин пластичным смазочным материалом через пресс-масленки осуществляют солидолонагнетателями. По типу привода они подразделяются на электромеханические и пневматические. Электромеханиче­ский солидолонагнетатель 03-9903 (рис. 11) состоит из насоса высокого давления, его привода и бункера для смазки.

Привод включает электродвигатель и червячный редуктор. От электродвигателя через редуктор приводится в действие вал с кривошипом, который через кулису преобразует враща­тельное движение червячного колеса в возвратно-поступатель­ное движение плунжера насоса. При движении плунжера влево смазка из бункера поступает в фильтр и заполняет через специальные отверстия внутреннюю полость гильзы. При обратном передвижении плунжер перекрывает отвер­стия в гильзе и нагнетает из нее порцию смазки в раздаточный рукав и к смазочному пистолету. За один оборот червячной шестерни плунжер совершает один рабочий ход. Одновременно с приводом в действие плунжера кулиса вращает храповое колесо, от которого приводится шнек, подающий смазку из бункера к гильзе.

При повышении давления в системе в момент закрытия клапана крана по окончании смазывания открывается перепускной клапан и смазка по трубе поступает в бункер. В момент перегрузки насоса автоматический выключатель прерывает электрическую цепь магнитного пускателя и отключает электро­двигатель. Перепускной клапан отрегулирован на давление 25-40 МПа.

Рис. 10. Установка 3119А:
1 - электродвигатель, 2 - шестеренный насос, 3 - тройник, 4 - раздаточный кран, 5 - обратный клапан, 6 - соединительная муфта, 7 - манометр, 8 - кран-пробка, 9 - фильтр, 10- пробка обратного клапана, 11 - автоматический выключатель, 12 - гидравлический аккумулятор

Пневматические солидолонагнетатели выпускают с пневмати­ческим двигателем и пистолетом-солидолонагнетателем. Первый из них имеет такое же устройство, как и солидолонагнетатель 03-9903. Отличается тем, что электропривод заменен пневмо­приводом. Солидолонагнетатель с пистолетом-солидолонагнета- телем имеет бункер для смазки, а пневмопривод совмещен с пистолетом. Вместе с ним соединен небольшой резервуар, который периодически пополняется из бункера.

Рис. 11. Электромеханический солидолонагнетатель 03-9903:
1 - электродвигатель, 2 - электрический кабель, 3 - четырехполюсная вилка, 4-розетка, 5 - бункер, 6 - рукоятка, 7 - перепускная труба, 8- смазочный пистолет, 9 - кнопочная станция, 10-магнитный пускатель, 11 - автоматиче­ский выключатель, 12 - перепускной клапан, 13 - обратный клапан, 14 - раз­даточный рукав, 15 - воздушный клапан, 16 - гильза, 17 - плунжер, 18 - фильтр, 19 - шнек, 20 - рыхлитель, 21 - корпус

Комбинированное оборудование применяют для заправки машин, их смазывания и выполнения других работ. Так, с помощью передвижной установки 03-9902А (рис. 12) кроме заправки и смазывания можно очищать машины от пыли путем их обдува воздухом, наносить антикоррозионные покрытия на поверхность машин, подкачивать воздухом шины и собирать отработанные масла. Установку применяют в мастерских эксп­луатационных баз.

Установка состоит из трех баков, бункера для пла­стичной смазки, компрессора, рукавов, раздаточных кранов. Ее основанием является рама, опирающаяся на четыре колеса. В баке 8 находится моторное масло, в баке - трансмиссионное масло, а третий бак предназначен для отрабо­танного моторного масла. Из баков масло выдается под давлени­ем сжатого воздуха, подаваемого от компрессора, а заполнение их осуществляется под воздействием разрежения.

Рис. 12. Передвижная смазочно-заправочная установка 03-9902А:
а - вид сбоку, б - вид сверху; 1 - рама, 2 - полноповоротное колесо, 3 - ящик для инструмента и запасных частей, 4 - кожух установки, 5 - бункер для смазки, 6 - бак для отработанного мас­ла, 7 - электрический шкаф, 8, 9 - баки для свежего масла, 10 - компрессор, 11 - заслонка, 12 - прицепное устройство, 13 - реси­вер, 14 - электродвигатель, 15 - зажимы для подключения ап­парата для нанесения антикоррозионных покрытий, 16 - тумблер включения электрошкафа, 17 - маслораздаточный кран, 18 - раз­даточный рукав для свежего масла, 19 - рукав для отработанного масла, 20 - дверка, 21 - кран с наконечником для заправки пистолета-солидолонагнетателя, 22 - щит управления, 23 - воздухораздаточный рукав, 24 - пистолет-солидолонагнетательВместимость каждого бака для масел 80 л, а бака для смаз­ки - 20 л. Рабочее давление в баках при выдаче масел 0,25 МПа, а в баке для смазки - не более 0,7 МПа. Произво­дительность заполнения баков дизельным маслом 15-28 л/мин, а его выдачи - 2-6 л/мин.

Оборудование для смазки агрегатов и узлов автомобилей

Передвижные нагнетатели смазки с пневматическим приводом

В комплект нагнетателя входит также рукав с раздаточным пи­столетом.

Стационарные нагнетатели смазки с электроприводом и перека­чивающим насосом обеспечивают работу одновременно несколь­ких постов смазки с подачей ее непосредственно из стандартной тары к раздаточным пистолетам.

16. Оборудование для заправки тормозной жидкостью

Оборудование для заправки тормозной жидкостью предназначе­но для заливки тормозной жидкости в тормозную систему авто­мобилей с гидроприводом, приведения ее в рабочее состояние и выполнения, в зависимости от требований, отдельных контрольных операций. Оборудование для заправки тормозной жидкостью мо­жет быть переносным, передвижным и стационарным.

Переносный бак для заправки тормозной жидкостью представля­ет собой закрытый стальной резервуар, давление в котором кон­тролируется с помощью манометра. Заправка бака тормозной жид­костью осуществляется через горловину.

Передвижные установки для заливки и прокачки гидравлических тормозов автомобилей предназначены для проведения комплекса работ по обслуживанию гидравлического привода тормозов.

Современные авторемонтные хозяйства и специализированные станции для централизованного управления системой раздачи, сбора и утилизации всех видов масел, смазок и технических жид­костей применяют средства компьютерного контроля.

Централизованная компьютерная система раздачи технических жидкостей позволяет одновременно отслеживать раздачу несколь­ких видов технических жидкостей на всех постах, контролировать наличие всех видов жидкостей и автоматически оповещать о не­обходимости дозаказа определенного вида жидкости. Эта система обеспечивает автоматическое запрещение выдачи жидкости, уро­вень которой в резервуаре сравнялся с минимально допустимым для безопасной работы насоса.

17. Оборудование для подачи пластичных смазок

Оборудование для смазки агрегатов и узлов автомобилей пред­назначено для подачи пластичной смазки через пресс-масленки в трущиеся узлы транспортных средств. К нему относятся различ­ные нагнетатели смазки.

Передвижные нагнетатели смазки с пневматическим приводом (рис. 4.2) состоят из специального бака (баллона), размещенного на тележке, и насосной установки с насосами высокого и низко­го давления.

Рис. 4.2. Передвижной на­гнетатель смазки с пневма­тическим приводом

В комплект нагнетателя входит также рукав с раздаточным пи­столетом.

Стационарные нагнетатели смазки с электроприводом и перека­чивающим насосом обеспечивают работу одновременно несколь­ких постов смазки с подачей ее непосредственно из стандартной тары к раздаточным пистолетам.

1. Смазочно-заправочные работы

2. Классификация оборудования

3. Образцы оборудования

Список используемой литературы

Смазочно-заправочные работы

Смазочно-заправочные работы предназначены для уменьшения интенсивности изнашивания и сопротивления в узлах трения, а также для обеспечения нормального функционирования систем, содержащих технические жидкости, смазки. Операции по замене моторного и трансмиссионного масел, нагнетанию консистентных смазок, замене охлаждающей жидкости можно отнести к наиболее часто выполняемым работам на станциях технического обслуживания и ремонта легковых и грузовых автомобилей. Эти работы составляют значительный объем ТО-1 (16-26%) и ТО-2 (9-18%). Смазочно-заправочные работы состоят в замене или пополнении агрегатов (узлов) маслами, топливом, техническими жидкостями, замене фильтров.

Качество этих работ относится к числу значимых факторов, влияющих на ресурс узлов. Так, например, у большинства конструкций шаровых опор легковых автомобилей запаса «заводской» смазки хватает на весь период эксплуатации. Однако в тех опорах, где есть отверстия для масленки и смазка производится в режиме ТО-2, ресурс повышается на 20-30%. Объясняется это тем, что не смотря на защитный резиновый чехол внутрь опоры может проникать вода с грязью (абразивом) вновь поступающая смазка очищает трущиеся поверхности. Эксплуатация двигателя с уровнем масла ниже допустимого приводит к полному падению давления в системе смазки и выходу из строя вкладышей коленчатого вала. Снижение уровня тормозной жидкости приводит к попаданию воздуха в систему и ее отказу.

Основным технологическим документом, определяющим содержание смазочных работ, является химмотологическая карта, в которой указывают места точек смазки, периодичность смазки, марку масел, их заправочные объемы.

Составной часть заправочных работ являются промывочные. При промывке вымываются продукты износа, что обеспечивает лучшие условия работы деталей и вновь заливаемых жидкостей. Замена, например, всего объема тормозной жидкости в системе (1раз в год), что приравнивается к промывочным работам, увеличивает долговечность резиновых уплотнительных манжет в 1,5-2,5 раза.

Косвенно к заправочным работам относится и подкачка шин. Накачивание шины грузового автомобиля должно проводиться в специальном металлическом ограждении, способном защитить обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода в случае их самопроизвольного демонтажа. В дорожных условиях при накачивании шина должна лежать замковым устройством к земле.

Норму давления для конкретной модели правильнее всего определить по надписи на боковине шины; на ней может быть указано давление в различных единицах и дано несколько разных его значений в зависимости от нагрузки на шину. При незнании фактической нагрузки лучше ориентироваться на максимальные значения. Если на шине нет обозначения давления, надо руководствоваться каталогами, проспектами завода-изготовителя шины (но не автомобиля), в которых приводятся рекомендуемые нормы по каждой конкретной модели.

2 .Классификация оборудования

В целях минимизации времени проведения смазочно-заправочных работ, удобства их выполнения, контроля за расходом смазочных и других жидких заправочных материалов, соблюдения норм пожарной, санитарной и экологической безопасностей, на рынке представлена широкая гамма оборудования соответствующего функционального назначения, способного удовлетворить запросы владельцев и специалистов СТО.

Оборудование для смазочно-заправочных работ подразделяется на стационарное и передвижное. Подачу масла (жидкостей) обеспечивают нагнетательные устройства, приводимые в действие электроэнергией или сжатым воздухом. Некоторые модели имеют ручной привод.

На специализированных постах по смазке и заправке (дозаправке) автомобилей целесообразно применение стационарных универсальных механизированных установок. В большинстве случаев они имеют панель, содержащую несколько барабанов с самонаматывающимися шлангами и раздаточными наконечниками (кранами) для моторного и трансмиссионного масел, пластической смазки, воды, сжатого воздуха. Масла и смазки поступают в раздаточные шланги с помощью пневматических насосов, установленных в резервуарах – стандартных бочках, в которых масла и смазки доставляют на АТП. При подаче жидких масел обеспечивается давление до 0,8 МПа, при подаче пластической смазки – 25-40 МПа. Необходимость столь высокого давления вызвана тем, что при несистематической смазке узлов трения, например шкворневого соединения, продукты износа забивают подводящие каналы. В некоторых случаях приходится применять ручные «пробойники» - приспособления, давление в которых создается парой: цилиндр с резьбовым каналом, заполняемым смазкой, и вворачивая в него резьбовой шток. Кроме настенного варианта, установка может быть напольного или потолочного расположения. Некоторые модели имеют счетчики расхода масел. Есть отдельные установки для одного конкретного вида смазки. Для моторного масла бывают модели, позволяющие его разогреть. Для пластических смазок выпускают нагнетатели, имеющие индивидуальный привод. Основные отличия разных моделей установок одного назначения состоят в конструкции подающих насосов и резервуаров для масла (смазки).

Для заправки, прокачки или замены рабочей жидкости привода гидравлических тормозов выпускаются приспособления, представляющие собой бак на несколько литров, из которого тормозная жидкость под действием сжатого воздуха (0,3 МПа) через раздаточный шланг и резьбовой штуцер подается в главный тормозной цилиндр. С таким приспособлением замену тормозной жидкости или прокачку системы может проводить один исполнитель. Некоторые приспособления этого типа позволяют проверять качество тормозной жидкости.

Для нанесения жидких противокоррозионных покрытий на нижние поверхности и оперение автомобиля, в полости коробчатого типа выпускаются установки, распыляющие (с давлением 0,5-1,0 МПа) противокоррозионные эмульсии (с воздухом). Вязкость покрытия 70-150 мм 2 /с.

Широкий спектр оборудования создает для потребителя некоторую проблему оптимального выбора. Проведем классификацию оборудования одного и того же функционального назначения по принципу работы.

Установки для удаления (извлечения) моторных и трансмиссионных масел из агрегатов классифицируются по принципу их действия:

1. Сливные – масло удаляется методом самотека под действием силы тяжести через сливное отверстие в агрегате автомобиля;

2. Декомпрессионные – масло удаляется методом откачки из агрегата автомобиля в емкость, установки, давление в которой ниже атмосферного;

3. Установки, в которых удаление масла происходит путем его откачки встроенной вакуумной электрической помпой через отверстие масляного щупа либо самотеком (наличие предкамеры с индикацией объема и смотрового окна позволяет контролировать объем откаченной жидкости);

4. Пневматические – комплектуются пневмонасосом, подключаемым к пневмолинии;

5. Комбинированные – масло может удаляться как методом откачки (декомпрессии), так и самотеком (методом слива) в зависимости от ситуации.

Выше перечисленные установки бывают переносными, подкатными (передвижными) или стационарными. Следует обратить внимание на способ удаления масел из резервуара установки после его максимального заполнения в емкость для хранения и дальнейшей утилизации. Разгрузка масел из резервуара при объемах меньше 25 литров ведется вручную, при больших объемах – пневматически.

Маслозаправочные установки по принципу действия классифицируются следующим образом:

1. Ручные – насос подачи масла приводится в действие в ручную;

2. Компрессионные – подача масла осуществляется за счет сжатого воздуха в резервуаре установки (важно, что такие установки функционируют независимо от источника сжатого воздуха, например, пневмолинии);

3. Пневматические – подача масла осуществляется дозировано пневматическим насосом двойного действия, подключаемым к пневмолинии (предполагаются различные модели насосов и способы их установки на емкостях любого размера, включая стандартные бочки, возможно настенное закрепление, размещение на подкатных тележках с установленными на них емкостями).

Также применяются пневматические системы (в том числе с электронным управлением) централизованной подачи масел, смазок и жидкостей по трубопроводам со склада расходных материалов к рабочим местам.

3.Образцы оборудования

Установка предназначена для быстрой замены масла двигателей автомобилей и других машин через отверстие для щупа, оборудована сливной воронкой. Это новейшая экологичная технология, принятая во всем мире, не требует ямы и откручивания сливной пробки. Экспресс-замена масла производится на установке следующим образом. В отверстие установки щупа контроля уровня масла в двигателе, прогретом до рабочей температуры, вставляется специальная трубка установки, соединенная шлангом с баком. Открытый конец трубки упирается в самую нижнюю точку поддона картера двигателя, то есть, практически в сливное отверстие. Специальное приспособление не позволяет открытому концу трубки плотно прижаться к поверхности поддона и обеспечивет необходимый зазор для эффективного удаления отработанного масла. В баке создается разряжение, и старое отработанное масло, подчиняясь известным физическим законам "отсасывается" из самой нижней точки поддона в бак установки. Одновременно удаляются и механические примеси, содержащиеся в старом масле. Учитывая, что процесс происходит на разогретом двигателе, все остатки на боковых поверхностях успевают стечь в поддон. Происходит полное удаление старого масла из двигателя автомобиля. Сигналом о полном завершении удаления масла является повышение давления в баке до нормального, т.е. открытый конец трубки больше не погружен в масло. По сравнению с обычным способом установка для экспресс замены масла позволяет менять отработанное масло быстрее при минимальных усилиях.

Оборудование для смазочно-заправочных работ

Трудоемкость смазочных работ может составлять до 30% общей трудоемкости работ ТО-1 и ТО-2. Поэтому для снижения простоя автомобилей в технических обслуживаниях, обеспечения возможности выполнения смазочных работ, уменьшения расхода масел и смазок, необходимо использовать специализированное смазочно-заправочное оборудование. В настоящее время оно выпускается достаточно широкой номенклатуры и классифицируется по степени подвижности, раздаваемым маслам и смазкам, производительности, развиваемому давлению и приводу (рис.4.21).

Рисунок 4.21 – Схема классификации смазочно-заправочного оборудования

Для раздачи моторных и трансмиссионных масел используется высокопроизводительное оборудование (до 10…15 л/мин), подающее масло под низким давлением – до 2 МПа. При раздаче пластичных смазок необходимо развивать среднее (5…10 МПа) или высокое (15…45 МПа) давление. Поэтому производительность этого оборудования низкая, не превышающая 250 г/мин. Подачу масла или смазки осуществляют нагнетающие устройства, приводимые в действие сжатым воздухом или электродвигателем. Некоторое оборудование имеет ручной привод.

Смазочно-заправочное оборудование устанавливается на специализированном посту смазки, где и проводится весь комплекс смазочных работ по автомобилю согласно карте смазки.

Для заправки двигателей моторными маслами применяются маслораздаточные колонки с электроподогревом (типа 3155М) и маслораздаточное колонки с насосной установкой (типа 367 М3). При использовании раздаточной колонки с насосной установкой, масло из резервуара 1 масляным насосом 3 подается в напорную магистраль (рис.4.22). При превышении давления масла в напорной магистрали свыше нормативного открывается предохранительный клапан 4. Чтобы система была заполнена маслом, установлен обратный клапан 5. При заправке маслом двигателя, необходимо открывать кран 10. Насосная установка погружного типа монтируется на горловине резервуаре с маслом. Фланцевый электродвигатель соединяется с насосом валом, проходящим в подвесной трубе. Пуск и остановка электродвигателя осуществляется с помощью реле давления, настроенного на предельные значения давления в системе. В интервалах между включениями установки, подача масла осуществляется за счет запаса масла под давлением воздуха в аккумуляторе. Этим обеспечивается стабильность давления в системе и равномерность работы раздаточной колонки. Для улучшения прокачиваемости масла используют электроподогрев. Масло подогревается в резервуаре трубчатым электронагревателем (ТЭН) в виде змеевика. Для интенсификации теплообмена там же может быть установлена мешалка, имеющая отдельный привод. Внутри самой колонки устанавливают воздухонагревательное устройство, имеющее также ТЭНы и вентилятор. Общий вид маслораздаточной колонки представлен на рис.4.23.

1 – резервуар; 2 – фильтр грубой очистки; 3 – насос; 4 – предохранительный клапан; 5 – обратный клапан; 6 – воздушно-гидравлический аккумулятор; 7 – манометр; 8 – фильтр тонкой очистки; 9 – расходометр; 10 – кран; 11 – раздаточный пистолет

Рисунок 4.22 – Гидравлическая схема маслораздаточной колонки

Рисунок 4.23 – Общий вид маслораздаточной колонки

Установки для раздачи трансмиссионных масел имеют примерно такую же гидравлическую и электрическую схемы. Они монтируются на стационарной емкости (150…200 литров) и включают электропривод погружного шестеренчатого насоса 5, который подает масло к двум раздаточным рукавам 14 (рис.4.24).

1 – электродвигатель; 2 и 4 – муфты; 3 – приводной вал; 5 – насос; 6 – фильтр; 7 – блок клапанов; 8 – воздушно-гидравлический аккумулятор; 9 – реле давления; 10 – манометр; 11 – раздаточный ствол; 12 – отсечной клапан; 13 – запорный клапан; 14 – раздаточный рукав; 15 - маслопровод

Рисунок 4.24 – Установка для заправки трансмиссионным маслом

Для выравнивания давления масла в системе имеется воздушно-гидравлический аккумулятор 8. Реле давления настроено на минимальное и максимальное давление. При выходе за его пределы происходит соответственно включение или отключение элекропривода насоса. В период между включениями электродвигателя масло подается из аккумулятора за счет давления воздушной подушки на масло, поступившее в него при включенном приводе насоса. Для очистки масла установка имеет фильтр 6.

В небольших и средних АТП для раздачи пластичных смазок используют передвижные солидолонагнетатели. В их привод входят электродвигатель 7 и двухступенчатый редуктор 9, смонтированный в поддоне 10 (рис.4.25). При включении электродвигателя вторая ступень редуктора приводит во вращение шнек 3, который обеспечивает подачу пластичной смазки под небольшим давлением из бункера 2 к плунжерному насосу 5, приводимому в работу первой ступенью редуктора. Плунжерный насос увеличивает давление смазки, подаваемой к раздаточному пистолету до 15…20 МПа. Реле давления 6 отключает электропривод установки при превышении давления свыше 40 МПа.

1 – плита; 2 – бункер; 3 – шнек; 4 – фильтр; 5 – плунжерный насос; 6 – реле давления; 7 – электродвигатель; 8 – напорный трубопровод; 9 – редуктор; 10 – поддон редуктора

Рисунок 4.25 – Схема передвижного солидолонагнетателя

Раздаточный пистолет подводит смазку непосредственно к пресс-масленкам узлов трения автомобиля (рис.4.26). При отпущенном рычаге 13 клапан 6 прижат пружиной 4 к седлу гильзы 8. В этом случае подачи смазки нет. При нажатии на рычаг клапан 6 смещается плунжером 12, и смазка от плунжерного подается через ствол 10 и смазывающую головку 11 к узлу трения через пресс-масленку. Для удобства работы, чтобы можно было свободно поворачивать раздаточный пистолет относительно напорного шланга, в месте их соединения установлен шарнир 1.

1- шарнир; 2 – корпус; 3 – тыльник; 4 – пружина; 5 – гнездо клапана; 6 – клапан; 7 – распределительное кольцо; 8 – гильза; 9 – винт сброса давления; 10 – ствол; 11 – смазочная головка; 12 – плунжер; 13 – рычаг

Рисунок 4.26 – Схема раздаточного пистолета солидолонагнетателя

Для заправки гидравлического привода тормозов и удаления из него воздуха также могут использоваться специализированные установки. Они включают в себя бак емкостью до 10 литров, из которого тормозная жидкость под давлением воздуха 0,3…0,6 МПа через раздаточный шланг и резьбовой штуцер подается в главный тормозной цилиндр. Применение такой установки позволяет осуществлять замену тормозной жидкости и прокачку гидроцилиндра привода одним исполнителем.

Своевременное и качественное выполнение работ по замене масла и смазке через пресс-масленки в значительной мере определяет надежность и срок службы агрегатов и механизмов автомобиля. Эти работы трудоемки, так как на автомобилях имеется большое количество точек смазки (например, на автомобиле ЗИЛ-130 - 60, на ГАЗ-66 - 59 точек).

Смазочные и очистительные работы одни из основных видов работ, проводимых при техническом обслуживании автомобилей. На долю их планируется в зависимости от типа автомобилей при ТО-1 от 22,5 до 29%,при ТО-2 от 12,5 до 17% общих затрат труда на техническое обслуживание автомобилей. Смазочные работы с применением консистентных смазок требуют значительных усилий, так как эти смазки нагнетаются под высоким давлением. Поэтому для облегчения труда смазчиков и повышения производительности применяют выпускаемое трестом ГАРО специальное оборудование, которое также исключает возможность загрязнения смазочных материалов.

Для смазки и заправки автомобилей маслами выпускается стационарное и передвижное оборудование. По назначению его подразделяют на оборудование для заправки жидким маслом и консистентными смазками, а по типу привода - на оборудование с ручным приводом и механическое (с электрическим или пневматическим приводом).

Оборудование для заправки жидким маслом . Для заправки автомобильных двигателей моторным маслом применяют маслораздаточные колонки с ручным или электрическим приводом. В небольших автохозяйствах, а также для заправки небольшого количества автомобилей, работающих в отрыве от базы, например в полевых условиях и т. п., применяют маслораздаточные колонки с ручным приводом (модель 301). Они предназначены одновременно для хранения и выдачи масла.

Колонка представляет собой цилиндрическую вертикальную емкость объемом 300 л, на верхнем днище которой смонтирован порш- невой маслораздаточный насос с ручным приводом. Производительность насоса зависит от интенсивности поворотов рукоятки привода; в среднем она составляет около 8 л/мин . Отпускаемое масло учитывают путем взвешивания или применения мерной заправочной посуды.

Для предохранения от загрязнения и механических повреждений насос и маслозаливное отверстие, снабженное съемным сетчатым фильтром, закрыты цилиндрическим кожухом, имеющим раздвижные дверки. Наличие этого кожуха позволяет использовать верхнее отделение колонки для хранения мерной посуды, а колонку устанавливать на открытых площадках. Вес колонки - 83 кг.

Для механизированной заправки двигателей маслом в автохозяйствах и на станциях обслуживания автомобилей применяют стационарные маслораздаточные колонки в комплекте с насосной установкой. Эти колонки дают возможность осуществлять разовый и суммарный учет количества масла, выданного за определенный промежуток времени. Они пригодны для работы на любых сортах моторного масла.

На рис. 30 показана схема работы стационарной маслораздаточной колонки (модель 367М). Масло из емкости, пройдя через впускной клапан 11, по заборной трубе 9 поступает к шестеренчатому насосу 8, который нагнетает его в трубопровод 20 и в резервуар гидравлического аккумулятора 3. При открытом запорном клапане 21, пройдя через объемомер 22, масло поступает к раздаточному пистолету 1. Очищается масло в фильтрах 10 и 15, Воздушная подушка 4 в резервуаре аккумулятора поддерживает стабильность давления в гидравлической системе и равномерность работы маслораздаточной колонки. К аккумулятору подключен манометр 7. показывающий давление масла в раздаточной магистрали.

Электродвигатель насосной станции включают пакетным выключателем, а управление колонкой производится с помощью автоматического выключателя диафрагменного типа. При перекрытом клапане раздаточного пистолета и работающем насосе давление в раздаточной магистрали повышается и, когда достигает 1 372 930 - 1 471 000 н/м 2 (14 - 15 кГ/см 2 ), диафрагма 18, перемещая шток 6, поворачивает коромысло 5 и размыкает контакты микровыключателя 19, включенного в цепь магнитного пускателя электродвигателя насоса.

Давление в системе при выключенном электродвигателе поддерживается за счет воздушной подушки в резервуаре аккумулятора, при этом обратный клапан 14 закрыт. При открытии клапана пистолета масло вначале подается под давлением воздушной подушки за счет запаса в гидравлическом аккумуляторе, а когда давление в магистрали снижается до 784 532 - 980 665 н/м 2 (8 - 10 кГ/см 2 ), микровыключатель автоматически включает электродвигатель. Перепускной клапан 13, регулируемый винтом 12, открывается, когда давление достигает 1 596060 - 1 667 130 н/м 2 (16-17 кГ/см 2 ), при этом насос работает вхолостую ("на себя"). Для выпуска воздуха из фильтра и проверки работы насоса служит отверстие 16, перекрываемое пробкой 17. Количество выданного масла указывается на циферблате 2 счетчика. Привод шестеренчатого насоса типа Г11-22А осуществляется электродвигателем мощностью 1 квт при

(2850 об/мин π рад/сек
30

Производительность насоса зависит от вязкости масла: при работе на масле АК-10, имеющем температуру+20° С, она не менее 8 л/мин , при +8° С - 3,5 л/мин . Рабочее давление подачи масла 1 176 800 н/м 2 (12 кГ/см 2 ).

Счетчик жидкости (рис. 31) состоит из объемомера поршневого типа и счетного механизма, объединенных в одном узле.

Объемомер представляет собой четырехцилиндровый крестообразный гидравлический двигатель. К эксцентрику 6 вала пружинами 7 прижаты поршни 1. В торец вала эксцентрика ввернута шестерня 10 привода счетного механизма, а на другом конце вала установлен золотник 4, закрытый крышкой 3.

Масло нагнетается насосом в объемомер через впускной патрубок 5 и далее через окно золотника 4 - под поршень нижнего цилиндра. При этом поршень под действием давления масла перемещается к центру, поворачивая эксцентрик 6 и вал, а противоположный поршень, перемещаясь под действием эксцентрика от центра, вытесняет масло из своего цилиндра через окно золотника 4 в выпускной патрубок 2 и маслопровод. Размеры двух окон золотника таковы, что масло подается в смежный цилиндр до того, как поршень предыдущего доходит до н. м. т. Этим обеспечивается перекрытие периодов воздействия поршней на эксцентрик и равномерное вращение вала.

Объем жидкости, выдаваемой объемомером за один оборот вала, может быть изменен ограничением хода поршней в сторону эксцентрика с помощью регулировочных винтов 12, установленных в крышках 11 двух цилиндров.

Счетный механизм имеет указатели разового и суммарного отпуска масла. Указатель разового отпуска - двухстрелочный с пределами показаний от 1 до 10 л и от 0,1 до 1 л с ручным возвратом стрелок рукояткой 9 в нулевое положение. Указатель суммарного отпуска роликовый с пределом показаний 999,9 л. Передача вращения счетному механизму от вала эксцентрика осуществляется с помощью шестерен 10 и 8.

Погрешность показания при измерении доз масла не менее 1 л составляет ± 0,5%.

Раздаточный пистолет для жидкого масла показан на рис. 32. В корпусе 5 пистолета установлен клапан 4, на который воздействует рукоятка 3. В наконечнике пистолета расположен отсечный клапан У, который прижимается к своему седлу пружиной 2.

При нажатии на рукоятку клапан 4 открывается, давление масла, нагнетаемого насосной установкой, преодолевает усилие пружины 2 и открывает отсечный клапан 1. При закрытии клапана 4 отсечный клапан под действием пружины быстро закрывается, не допуская подтекания масла из пистолета.

Насосную установку (модель 3106-Б) следует монтировать вблизи от маслохранилища в помещении, обеспечивающем температуру масла не менее +8° С. Максимально допустимая высота всасывания - 3 м, длина всасывающего трубопровода должна быть не более 5 м. Длина раздаточного рукава - 3,2 м. Вес колонки - 45 кг, насосной установки - 60 кг.

Заправка агрегатов автомобиля трансмиссионным маслом производится посредством механизированных установок или с помощью маслораздаточных баков с ручным приводом.

Стационарная установка для заправки автомобиля трансмиссионным маслом (модель 3119-Б) показана на рис. 33. Устройство и работа насосной станции аналогичны насосной станции маслораздаточной колонки. Выдача масла осуществляется через два пистолета 8 без замера объема заправляемого масла. Производительность насосу равна 10 л/мин при работе на трансмиссионном автотракторном летнем масле, имеющем температуру +20° С. Длина раздаточного рукава - 4 м, вес установки - 68 кг.

Установка должна быть размещена в непосредственной близости от маслохранилища в помещении, обеспечивающем температуру не ниже +17° С.

Эта установка предназначена для использования в средних и крупных автохозяйствах и на станциях технического обслуживания автомобилей.

Для ручной заправки агрегатов автомобиля жидким маслом небольшие автохозяйства в полевых условиях применяют передвижной масло раздаточный бак (модель 133 - 1) . Он состоит из резервуара 8 (рис. 34), закрытого съемной крышкой 6, на которой смонтирован ручной поршневой насос. Насос приводится в действие рычагом 1. В резервуаре находится цилиндр 7 насоса. Маслораздаточный шланг 2, присоединенный к корпусу 5 насоса, заканчивается наконечником 3, в который масло поступает через запорный клапан 4 при работе насоса. Бак можно перекатывать на колесах за ручку 9 или переносить.

В нижней части цилиндра 1 насоса (рис. 35) установлен всасывающий клапан 5, а на штоке 2 свободно сидит поршень 3. Перемещая рукоятку насоса вверх, шток опускают и создают давление на масло, находящееся под поршнем. При этом всасывающий клапан садится на седло 6 и закрывается, а поршень поднимается вверх до упора в заплечико поршня, и масло перетекает из пространства под поршнем в надпоршневое пространство.

При ходе штока вверх поршень садится на свое седло 4, и масло, вытесняемое поршнем из цилиндра, поступает к раздаточному шлангу. Одновременно открывается всасывающий клапан, и пространство над поршнем заполняется маслом из резервуара.

Производительность насоса составляет 3 - 4,5 л/мин , емкость бака - 22 л, длина раздаточного шланга - 2 м, вес бака без масла 14,2 кг.

Оборудование для заправки консистентными смазками . Нагнетание консистентной смазки через пресс-масленки в узлы трения автомобиля должно производиться под давлением, обеспечивающим прокачиваемость смазки. Это давление для большинства точек смазки автомобилей составляет 4 903 320 - 9 806 650 н/м 2 (50 - 100 кГ/см 2 ), ко почти 20% точек требуют давления смазки от 9 806 650 (100) до 29 420 000 н/м 2 (300 кГ/см 2 ). Такое давление создают солидолонагнетатели, которые подразделяются на ручные и механические.

Ручные солидолонагнетатели, малопроизводительные и требующие большой затраты физического труда смазчика, применяются для индивидуального использования и входят в комплект шоферского инструмента. В автохозяйствах и на станциях технического обслуживания автомобилей широкое распространение получили передвижные механические солидолонагнетатели с электрическим или пневматическим приводом. В крупных автохозяйствах находят применение стационарные многопостовые солидолонагнетатели.

Рычажный солидолонагнетатель показан на рис. 36. Смазка внутри цилиндрического корпуса 5 находится под давлением поршня 22, свободно установленного на штоке 20 и перемещающегося под действием пружины 4. Поршень подает смазку в насос высокого давления, плунжер 17 которого перемещается при движении рычага 6.

При ходе рычага вверх плунжер поднимается, в цилиндре создается разрежение, и смазка заполняет цилиндр через отверстие 18. При ходе вниз плунжер перекрывает отверстие 18 и смазка вытесняется под высоким давлением через обратный клапан 16, трубку 12 и смазочную головку 13 в пресс-масленку 27 смазываемого узла.

Солидолонагнетатель выдает за один ход плунжера 1 см 3 смазки. Рычажный механизм позволяет в 20 раз увеличивать усилие, прикладываемое к рычагу. При усилии на рычаге 117,68 - 147,1 н (12 - 15 кГ) смазка нагнетается под давлением 24 516 600 - 29 420 000 н/м 2 (250-300 кГ/см 2 ).

Солидолонагнетатель заправляют вручную, закладывая в корпус 5 смазку при помощи деревянной лопатки, сняв предварительно крышку 3, или через специальную масленку 28 с обратным клапаном, используя для этого бак для раздачи консистентных смазок.

Полезная емкость цилиндрического корпуса - 250 см 3 , вес солидолонагнетателя - 2 кг.

Бак для раздачи консистентных смазок в основном аналогичен описанному выше - для раздачи жидких масел (см. рис. 34). Однако насос бака имеет другое устройство (см. рис. 35, б). При ходе штока 2 вверх дисковый клапан 7 насоса открыт и дополнительный поршень 9 выдавливает смазку из наконечника 8 в цилиндр 1 насоса. При ходе штока вниз дисковый клапан закрывается и поршень 10 (опорная кольцевая поверхность штока) нагнетает смазку из цилиндра в корпус насоса. Одновременно смазка засасывается в наконечник цилиндра.

В корпусе насоса установлен распределитель смазки -трехходовой кран, который направляет смазку к шлангу раздаточного наконечника через штуцер или к трубке для заправки ручных солидолонагнетателей.

Емкость бака - 22 л. Давление, развиваемое насосом, равно 9 806 650 н/м 2 (100 кГ/см 2 ) при усилии на рычаге 156,906 н (16 кГ). Производительность при заправке сол идо лонагнетател ей составляет 15 - 16 см 3 за один двойной ход штока и 6 - 12 см 3 при смазке узлов автомобиля.

Использование бака позволяет быстро без потерь и загрязнения смазки заправлять рычажные солидолонагнетатели.

Солидолонагнетатель с электроприводом (модель 390) представляет собой низкую тележку, на плите 10 которой (рис. 37) смонтированы: электродвигатель 1, насос 2 высокого давления, шестеренчатый редуктор в поддоне 11, бункер 5, фильтр 3, шланг с раздаточным пистолетом, реле давления с электромикровыключателем 25 и магнитный пускатель 9.

На валу электродвигателя укреплена ведущая шестерня 18 первой ступени редуктора, приводящая во вращение через шестерню 17 валик 14 насоса. Эксцентрик 13 обеспечивает поступательный ход плунжера насоса, создающий давление смазки. При каждом обороте валика насоса эксцентрик перемещает через толкатель 7 плунжер 16, выдавливающий из гильзы 24 порцию солидола, который од действием высокого давления открывает нагнетательный клапан 22, проходит к штуцеру и поступает по шлангу в раздаточный пистолет, а затем - в пресс-масленку смазываемого узла автомобиля. В исходное положение плунжер возвращается под действием возвратной пружины 8 толкателя, при этом смазка из фильтра 3 поступает в гильзу 24 насоса.

Колпачковый толкатель 7 разгружает плунжер 16 от боковых усилий, повышая тем самым его долговечность.

Насос создает давление солидола на выходе из пистолета, равное 12 748 600-14 710 000 н/м 2 (J30-150 кГ/см 2 ), производительность насоса - 1 см 3 за ход плунжера, число рабочих ходов - 225 в мин. Для контроля давления нагнетаемой смазки установлен манометр 20.

Смазка загружается в бункер 5 вместимостью 14 кг и при помощи винтового шнека 6 подается к насосу. Шнек приводится во вращение от валика насоса шестернями 15 и 12 второй ступени редуктора и при подаче солидола перемешивает его с помощью рыхлителя 4. Применение рыхлителя предупреждает зависание смазки на стенках бункера. Фильтрация смазки осуществляется легкосъемным патронным фильтром 3, установленным между бункером и приемником насоса.

Реле давления и клапан 19 предохраняют раздаточные шланги от чрезмерного давления солидола. При повышении противодавления в шланге свыше 14 710 000 н/м 2 , (150 кПсм 2 ) толкатель 23 поворачивает коромысло 26 реле давления, при этом электро-микровыключатель 25 размыкает цепь электродвигателя 1 и двигатель выключается. При спаде давления ниже 11768 000 н/м 2 (120 кГ/см 2 ) реле давления включает электродвигатель.

При засорении клапана или попадании воздуха в нагнетательную полость насоса во время работы солидолонагнетателя отворачивают на 2 - 3 оборота иглу 21 и выпускают через продувочное отверстие небольшое количество солидола.

Шестерни обеих ступеней редуктора взаимозаменяемы, они работают в масляной ванне. Масло заливают в корпус насоса до поверхности эксцентрика и в поддон редуктора до верхней метки контрольного щупа. Уровень масла в редукторе следует проверять не реже одного раза в месяц и периодически очищать сердечник фильтра солидолонагнетателя, следить за герметичностью всех соединений, а также проверять состояние контактов магнитного пускателя и реле давления. При износе плунжерную пару следует заменять только комплектно. Во время работы солидолонагнетатель должен быть заземлен.

Мощность электродвигателя - 0,6 квт при

(1410 об/мин ) × π об/мин
30

длина шланга - 4 м, вес солидолонагнетателя 67 кг.

Пневматический солидолонагнетатель (модель 170) состоит из пневматического двигателя, насоса высокого давления, бункера, тележки, на которой они смонтированы, и шланга с раздаточным пистолетом.

Пневматический двигатель поршневой одноцилиндровый двухстороннего действия с плоским золотником. Двигатель приводится в действие сжатым воздухом, поступающим по шлангу от компрессорной установки под давлением 588 399 - 980 665 н/м 2 (6 - 10 кГ/см 2 ) через фильтр-масленку 8 (рис. 38) к золотнику 6.

Одновременно осуществляется смазка двигателя путем распыления в струе воздуха машинного масла, находящегося в масленке.

Воздух от компрессора в зависимости от положения золотника поступает в цилиндр 29 слева или справа поршня 1, заставляя его совершать возвратно-поступательное движение. Для уплотнения с цилиндром на поршне имеется резиновое кольцо 3 и для смазки цилиндра - два войлочных кольца 2. Шток 26 поршня соединен с плунжером 22 насоса высокого давления. При движении поршня влево плунжер засасывает смазку через отверстие в гильзе 20 насоса. При обратном движении плунжер перекрывает отверстие в гильзе и нагнетает смазку через клапаны нагнетательный 19 и обратный 18 в шланг раздаточного пистолета.

Производительность насоса 220 - 250 см 3 /мин при давлении воздуха 784 532 н/м 2 (8 кГ/см 2 ) и противодавлении подаче 9 806 650 н/м 2 (100 кГ/см 2 ). Насос создает давление смазки на выходе из пистолета в пределах 20 594 000 - 34 323 300 н/м 2 (210 - 350 кГ/см 2 ).

Смазка из бункера 14 в гильзу насоса подается принудительно с помощью шнека 16, имеющего привод через храповой механизм от пневматического двигателя. Вместе со штоком совершает возвратно-поступательное движение рычаг 25, палец 24 которого во время хода всасывания плунжера поворачивает на один зуб храповое колесо 23, соединенное со шнеком. При обратном движении поршня (вправо) палец рычага переходит в следующую впадину храпового колеса и при дальнейшем ходе поршня влево вновь передвигает храповое колесо на один зуб. Шнек с рыхлителем 15 интенсивно перемешивают в бункере консистентную смазку, что увеличивает ее текучесть. Полезная емкость бункера - 19 кг смазки.

Смазка, поступающая из шнека в насос, проходит через сетчатый фильтр 21, что обеспечивает хорошую очистку смазки.

Золотниковое устройство солодилонагнетателя работает следующим образом. При крайнем правом положении золотника 6 относительно его корпуса 9 сжатый воздух поступает по каналам в правую полость цилиндра и перемещает поршень влево. Одновременно воздух из левой полости цилиндра поступает по каналам к глушителю шума 11 и выходит в атмосферу. Связанное со штоком водило 28 также перемещается влево и сжимает левую пружину 13 тяги 10, на которой закреплен золотник.

Тяга с золотником з крайних положениях удерживается фиксатором 4, в кольцевые выточки которого входят ролики 5, стягиваемые пружиной 7. После полного сжатия пружины 13 при дальнейшем движении поршня водило передвигает тягу влево и выводит фиксатор из зацепления с роликами. В этот момент под действием сжатой пружины 13 тяга 10 с золотником быстро переместится в свое крайнее левое положение (ролики войдут в правую выточку фиксатора), сжатый воздух будет подведен в левую полость цилиндра, и поршень начнет перемещаться вправо, а из правой полости цилиндра воздух будет выталкиваться по каналам в глушитель и далее в атмосферу.

При заполнении бункера смазкой надо следить, чтобы не образовывались воздушные мешки, которые служат причиной прекращения подачи смазки насосом. Для выпуска воздуха следует отвернуть иглу 17 на 2 - 3 оборота при работающем двигателе и завернуть ее после того, как насос начнет подавать смазку без пузырьков воздуха.

Пневматический двигатель работает при открытом клапане раздаточного пистолета. Отказ в работе двигателя может произойти вследствие низкого давления подводимого воздуха или нарушения регулировки золотникового механизма. Регулировка последнего производится гайками 12 с таким расчетом, чтобы между поршнем и ограничивающими его ход деталями оставался зазор в 3 - 4 мм . При нормальной регулировке крайние положения торцов водила 28 должны совпадать с метками на направляющем валике 27.

Двигатель не останавливается при закрытом клапане пистолета в случае отсутствия смазки в бункере или прекращения подачи ее. Прекращение подачи смазки возникает вследствие нарушения регулировки золотникового механизма, при котором ход поршня уменьшается настолько, что палец 24 не попадает во впадину следующего зуба храпового колеса и оно вместе со шнеком остается неподвижным при работающем двигателе.

Подача смазки в насос может прекратиться при засорении фильтра. Его следует периодически промывать, вынимая вместе с гильзой насоса. Вес солидолонагнетателя 90 кг.

В настоящее время выпускается передвижной пневматический солидолонагнетатель (модель 3154) более совершенной конструкции (рис. 39). Пневматический двигатель золотникового типа прикреплен с помощью кронштейна к крышке бункера. В нижней части кронштейна закреплен вертикальный плунжерный насос высокого давления одностороннего действия. Для большей надежности работы солидолонагнетателя при пониженной температуре имеется устройство для размешивания смазки в бункере, состоящее из раздвижных отвалов и лопасти, закрепленных на валу механизма привода.

Производительность насоса 200 г/мин при давлении подводимого к двигателю воздуха 784 532 н/м 2 (8 кГ/см 2 ) и противодавлении 9 806 650 н/м 2 (100 кГ/см 2 ), максимальное давление смазки на выходе из насоса 29 420 000 н/м 2 (300 кГ/см 2 ). Полезная емкость бункера 30 л, вес солидолонагнетателя 30 кг.

Для оснащения постов смазки автомобилей в крупных автохозяйствах применяют стационарный многопостовой солидолонагне татель (модель 1127) . Применение такого солидолонагнетателя с четырьмя раздаточными пистолетами позволяет уменьшить простои автомобиля на посту смазки благодаря возможностям обслуживания одного автомобиля одновременно двумя пистолетами и обеспечения подачи консистентной смазки на несколько постов одним стационарным солидолонагнетателем вместо нескольких передвижных. При этом отпадают затраты рабочего времени на заправку бункеров солидолонагнетателей, так как заправка бункера стационарного солидолонагнетателя, объем которого составляет 200 л, механизирована".

Схема стационарного солидолонагнетателя показана на рис. 40. Бункер заполняется смазкой с помощью перекачивающего насоса, устанавливаемого в складе масел. Перекачивающий насос забирает солидол из бочки. Его производительность 6 л/мин при рабочем давлении 2 942 000 н/м 2 (30 кГ/см 2 ).

Управление работой солидолона гнетателя осуществляется выключателями, установленными на раздаточных пистолетах 1, контакты которых подключены параллельно к цепи низкого напряжения электросхемы. Электродвигатель 4 включается при открытии любого раздаточного пистолета и выключается при закрытии всех раздаточных пистолетов.

Электродвигатель приводит во вращение эксцентриковый вал 17 двухплунжерного насоса 9 высокого давления и одновременно вал шнека 13, который подает смазку к насосу через фильтр 8. Из насоса смазка под максимальным давлением до 34 813 632 н/м 2 (355 кГ/см 2 ) поступает по трубопроводу к четырем шлангам с раздаточными пистолетами, размещенными на постах смазки автомобилей. Заданное рабочее давление в магистрали поддерживается с помощью перепускного клапана 7, который сбрасывает избыток смазки обратно во всасывающую полость насоса, когда открыты не все раздаточные пистолеты.

Датчики 11 и 14 контролируют заполение бункера смазкой и расходование ее при работе солидолонагнетателя. Выключение и включение перекачивающего насоса производится автоматически. Производительность солидолонагнетателя - 1000 см 3 /мин , общий вес установки 455 кг.

Давление подачи смазки, развиваемое солидолонагнетателями, в отдельных случаях бывает недостаточным для удаления загрязненной загустевшей смазки из смазываемых узлов автомобиля. В то же время дальнейшее повышение давления путем усовершенствования конструкции солидолонагнетателей может привести к разрыву шлангов, по которым смазка подается к пистолету. Поэтому для увеличения давления подачи смазки без повышения давления в шланге разработан специальный пистолет.

Пистолет, повышающий давление смазки, (модель 2135) (рис. 41) присоединяется к шлангу солидолонагнетателя. Давлением смазки, поступающей через фильтр 2 в канал гильзы 23, преодолевается сопротивление пружины 4 и открывается обратный клапан 3. При нажатии на рычаг 14 плунжер 6 открывает впускной клапан 5; смазка заполняет канал 21, открывает клапан 20 и по каналу 15 идет к трубке 16 и к смазочной головке 17. Если не отпускать, рычаг 14, смазка будет поступать непрерывно под давлением, создаваемым солидолонагнетателем. Для прекращения подачи смазки рычаг следует отпустить, при этом под действием пружины 4 и давления смазки клапан 5 закроется.

Для повышения давления смазки нужно, не разъединяя смазочной головки с пресс-масленкой, сообщить рычагу 14 возвратно-поступательное движение.

С прекращением нажатия на рычаг 14 плунжер 6 перемещается вверх, при этом снизится давление в канале 21 и в полости клапанов 3 и 5. Благодаря этому клапан 20 перекроет канал 15 и снижения давления в канале смазочной головки не произойдет. Одновременно в полость клапанов 3 и 5, в канал 21 и в полость под плунжер 6 будет поступать смазка из шланга солидолонагнетателя до полного закрытия клапана 5.

При последующем нажатии на рычаг пистолета плунжер, опускаясь, будет вытеснять смазку и создавать повышенное давление в полости клапанов 3 и 5 и в канале 21, вследствие чего клапан 3 закроется, а клапан- 20 откроется и давление в канале смазочной головки увеличится. Подкачивая смазку, можно повысить давление на выходе из пистолета до 49 033 200 - 58 839 900 н/м 2 (500 - 600 кГ/см 2 ) при усилии на его рычаге 1 47,1 н (15 кГ).

Для сохранения пистолета в работоспособном состоянии требуется не реже одного раза в неделю промывать и прочищать фильтр. Вентиль 18 служит для выпуска воздуха из каналов пистолета. Величина хода плунжера регулируется положением упора 10, которое фиксируется гайкой и колпачковой контргайкой 12.

Если узлы смазываются нерегулярно, оставшаяся старая смазка затвердевает и теряет свои смазочные качества. Для ее удаления приходится вводить свежую смазку под давлением 98 066 500 н/м 2 (1000 кГ/см 2 ) и более или разбирать узлы.

Для прочистки смазочных каналов деталей от засохшей и загустевшей консистентной смазки применяют гидравлический пробойник.

Гидравлический пробойник , развивающий давление свыше 147 100 000 н/м 2 (1500 кГ/см 2 ) состоит из стального цилиндрического корпуса 1 (рис. 42), в который с одной стороны ввернут нагнетательный винт 3 с рукояткой, а с другой - штуцер 2. Пробойник заполняют смазкой через боковую масленку 4 при вывернутом нагнетальном винте. Затем, ввертывают наконечник штуцера в отверстие для пресс-масленки смазываемого узла и, вращая нагнетательный винт, вводят свежую смазку в канал детали. Имеются также угловые наконечники 5, позволяющие устанавливать пробойник под углом 15° и 30°.