Предусмотрительный левинсон еще до приезда разведки. Пунктуационные нормы

Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того ,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с______________________________ _ .

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка. )

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич , другому (или в других условиях) – Сашенька , а третьему (или в иных условиях) – Санек . И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тест по теме "Обращение"

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение - это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - все ваша музыка плоха.

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - подлежащее.

Б. Князь - подлежащее.

В. Гости - обращение.

Г. Князь - обращение.

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко."

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

Найдите и подчеркните в тексте обращения. Расставьте знаки препинания.

Друзья здесь светит нам луна, здесь кров небес над нами. Цвети Отечество святое. Как я люблю товарищ мой весны роскошной появленье. Скажи – ка дядя ведь недаром Москва, спаленная пожаром французу отдана? Березы белоствольные растите веселей. Шумит земля привольная ветвями тополей. Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. Здравствуй солнце здравствуй лес.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поезжайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того ,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено ____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой (_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с______________________________ _ .

Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин) 3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? 2. Эй, вратарь готовься к бою. 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой.

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. 6. Роза для чего тебе шипы?

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тест по теме "Обращение"

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение - это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, - все ваша музыка плоха.

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? - Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - подлежащее.

Б. Князь - подлежащее.

В. Гости - обращение.

Г. Князь - обращение.

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко."

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

Найдите в тексте вводные слова.

1.К счастью, никто меня не заметил (Т.).2.Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). 3.Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л. Т.).4. В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел (Т.).5. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (Т.).6.По окончании игры спорили, как водится, довольно громко (Г.).7. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей (Дост.).8. Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор (Г.).9.Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову (П.).10.Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища (Т.). 11. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка (Сим.).12. Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Л.);13.Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины... (М. Г.).14. Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.).15. Она была красивая и, что еще важнее, умная женщина.

Петр Ильич Чайковский

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.

Задание: расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения.

Запишите предложения, объясните правописание слов и постановку знаков препинания, укажите значение вводных слов.


1.Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.
2.Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
3.Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
4.Кажется, ваша история там наделала много шуму.
5.Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к коменданту.
6.Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
7.Навстречу нам шла шхуна, должно быть, Тамань.


Упражнение 5.


Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, укажите вводные конструкции.


Пушкин в совершенстве владел француз...ким. читал (по)английски (по)итальянски самостоятельн... выучился читать (по)испански. Поэтому естестве(н, нн)о в библиотек... были произведения античных авторов в переводах и оригиналах всех выдающихся писателей Западной Европы. Здесь же (на)конец прочное место занимали произведения восточных литератур на француз...ком языке арабской индийской китайской.


Упражнение 6.


Выпишите предложения с вводными словами, расставьте запятые.


1. Поезд мчит меня к счастью.
2. К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину.
3. Всё казалось ему родным и близким.
4. Должно быть в самом деле он ничем не мог помочь.
5. Задание. Введите в предложение синонимичные вводные слова.
6. Дождь прошёл стороной. Погода изменилась.


Упражнение 7.


Вставьте в текст вводные слова, поставьте знаки препинания.


Однажды... Аполлон, бог света и искусств дал задание философу Зоилу написать отзыв на произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Зоил... поручение выполнил. Аполлон прочитал придирчивую критику философа. Тот не увидел красоты. А ведь он... стоял перед морем красоты. Аполлон в награду дал ему мешок непросеянной пшеницы и приказал выбрать за свой труд всю мякину, то есть мусор. Зоил стал... символом пустой и злобной критики.
(По В. Келеру)

Тест по теме «Вводные конструкции»

1. Какие утверждения являются неправильными?


1) Вводные конструкции - это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
2) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т.п.
3) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
4) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.


2. Одно из утверждений неверно. Найдите его.


1) Вводные конструкции не являются членами предложения.
2) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
4) Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).


3. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).


1) Поезд мчит меня к счастью.
2) Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал.
3) Мы не надеялись более никогда встретиться однако встретились.
4) У нас весна. Солнышко греет. Одним словом жизнь расцветает.


4. Найдите предложения, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).


1) Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществлялась так ОЧЕВИДНО.
2) Графиня весьма КСТАТИ воротилась в гостиную.
3) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО XIII век - это кризис феодализма во всем мире.
4) ОЧЕВИДНО сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.
5) На бледном лице ее ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потухала редкостная красота.
6) КСТАТИ слой глины в этом месте был гораздо тоньше, чем над всей крышей.


5. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.


1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
2) Олег усмехнулся, однако, чело и взор омрачилися думой.
3) Впрочем, Софья Николаевна не очень постарела.
4) Тайная канцелярия полтергейстами, как известно, не занималась.
5) Правда, в огне не горит и в воде не тонет.
6) Упражнение, должно быть, выполнено чисто и аккуратно.


6. В каком предложении есть вводные слова?


1) День подходил к вечеру, однако ветер не утихал.
2) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье.
3) Мы, помимо судовых работ, занимались еще погрузкой угля.
4) Несмотря на все трудности работы, полученные результаты оказались удачными.


7. Укажите, в каком предложении слово КАЖЕТСЯ не является вводным.


1) Солнце и кажется само небо пряталось за скалами.
2) Пес мой мог бы кажется почуять птицу и под землей.
3) Парусное учение на всей эскадре прошло кажется хорошо.
4) Ей кажется что лес молчит укоризненно, сухо, сердито.


8. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.


1) Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.
2) Правда глаза колет.
3) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
4) Деньги смогут много, а правда все.


9. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Источник сообщения».


1) Расчет, по-моему, был математически точен.
2) Дальние озера, по слухам, настоящая лесная глухомань.
3) Пожар, по расчетам Леонтьева, шел стороной.
4) Вероятно, все это давно исчезло без следа.
5) Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.


10. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Оценка достоверности сообщения (ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ)».


1) Мы, возможно, немного опоздаем к ужину.
2) За эти три дня мы, кажется, сделали все необходимое: подготовили лодку, пересушили хлеб на сухари, пришили оторванные пуговицы.
3) Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.
4) Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.


11. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Оценка достоверности сообщения (УВЕРЕННОСТЬ)»


1) Предстоящие соревнования, несомненно, пройдут в острой спортивной борьбе.
2) Старые друзья - это, конечно, штука хорошая, но их уже ничем не удивишь.
3) Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собой.
4) Поп говорил отрывисто, делая большие паузы, повторяя слова и, видимо, с трудом находя их.


12. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Эмоциональная оценка сообщения».


1) К счастью, озеро оказалось богатым рыбой, больше всего окунем.
2) Человек, говорят, ко всему привыкает.
3) Дождь, к сожалению, не прекращался.
4) Дрова, как на грех, попались сырые и плохо горели.


13. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Призыв к собеседнику».


1) Те, кто привык к утренней гимнастике, не расстаются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.
2) После того разговора, веришь ли, я как будто вновь с ним познакомился.
3) Вот и дождик, посмотри-ка, хлынул словно из ведра.
4) Утро было пасмурное, и мы, признаться, встали поздно.


14. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Способ оформления мыслей».


1) Мне, вообще, это никогда не нравилось.
2) Одним словом, ты сам должен решить, как лучше поступить.
3) Как говорится, дело мастера боится.
4) Тебя, очевидно, не так информировали.


15. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Последовательность изложения».


1) Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой.
2) Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво.
3) Подобные путешествия, с одной стороны, весьма интересны, но очень утомительны - с другой.
4) Звуки постепенно становились сильнее и непрерывнее и, наконец, слились в один звонкий гул.


16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?


Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4


17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?


Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3


18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?


«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

Под пунктуацией принято понимать, с одной стороны, систему графических неалфавитных знаков (знаков препинания), а с другой стороны, систему правил, в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления пись­менного текста. В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, кавычки, скобки. Традиционное описание пунктуации как средства организации предложения сузило понятие пунктуационная норма, так как основной функцией пунктуации является смысловое членение речи, а это достаточно трудно описать в правилах и предписаниях. В авторском тексте иногда наблюда­ется несоответствие между действующими нормами, пунктуационными правилами и реальным употреблением знаков препинания (употребление точки с запятой, двоеточия, тире). Это связано со специфичностью пунктуационной нормы: она проходит долгий и сложный путь от индивидуализированной пунктуации (автор­ской) до общепринятой. Формирование пунктуационных норм обусловлено тесным взаимодействием субъективного и объективного в языке и речи. Спонтанное фор­мирование большинства пунктуационных норм обуславливает рекомендательный характер пунктуационной нормы (в отличие от орфографической). Те нормы, кото­рые выдержали испытание, т.е. регулярно встречаются в практике письменной речи и при этом получили признание в обществе, закрепляются в правилах пунк­туации.

Строго обязательными являются знаки, употребление которых обусловлено прежде всего организацией предложения. К разряду обязательных относятся знаки грамматические, или структурные:

Точки, фиксирующие конец предложения: Лесная глушь. Смеркается. В су­мерках запахи особенно сильны.

Знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их ограни­чительная роль): На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещённой сзади свечой.

Знаки, выделяющие разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения, но грамматически с ним не связанные, т.е. не являющиеся его чле­нами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки; обращения; меж­дометия): Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! Предусмотрительный Левинсон ещё до приезда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное охранение.

Знаки при однородных членах предложения: Всё это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом сказки .

Знаки, выделяющие приложения, определения – причастные обороты и опре­деления-прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке у моря.

Степень вариантности использования разнообразных пунктуационных знаков и их комбинаций ограничивается в конечном счете самой системой текста, а также действием пунктуационных норм.

Задание 1. Какой пунктуационный знак вы поставите вместо косых линеек между двумя частями бессоюзного сложного предложения? Объясните вари­анты постановки знака определенной зависимостью смысловых отношений, которые вы установили между частями.

1. Молодежь ушла // в клубе стало скучно. 2. Наступит лето // поедем в де­ревню. 3. Одно было несомненно// назад он не вернется (И. Тургенев ). 4. Жилин видит // дело плохо (Л. Толстой ). 5. Пашню пашут // руками не машут. 6. Посмотрит // рублем подарит (Н. Некрасов ). 7. Чин следовал ему // он службу вдруг оставил (А. Грибоедов ). 8. Выйти невозможно // на улице проливной дождь. 9. На улице проливной дождь // выйти невозможно. 10. Экскурсия не состоится // плохая по­года.

Задание 2. Поставьте запятую в нужном месте.

1. Поставить статую золотую пику держащую. 2. Помиловать нельзя казнить. 3. Эдуарда убить не смейте бояться бесполезно. 4. За столом сидели хозяйка дома ее сестра подруга моей матери двое незнакомых мне лиц моя сестренка и я. 5. Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать восхождение. 6. Предоставленные сами себе дети могут оказаться в трудном положении. 7. Обычно спокойный оратор на этот раз сильно волновался.

Задание 3. Свободный диктант. Разбейте многочисленные синтаксические конструкции на менее сложные.

Я вынырнул из подвала на свежий воздух, чистый, светлый день и как-то ра­зом отчётливо заметил, что на дворе всё наполнено предчувствием весны. Оно и в небе, которое сделалось просторней, выше, голубей в разводах, оно и на отпо­тевших досках крыши с того края, где солнце, оно в чириканье воробьёв, схватив­шихся врукопашную середь двора, и в той ещё негустой дымке, что возникла над дальними перевалами и начала спускаться по склонам к селу, окутывая синей дрёмой леса, распадки, устья речек. Скоро, совсем скоро вспыхнут горные речки зеленовато-жёлтой наледью, которая знойными утренниками настывает рыхлой и сладкой на вид коркой, будто сахарная та корка, и куличи скоро печь начнут, крас­нотал по речкам побагровеет, заблестит, вербы шишечкой покроются, ребятишки будут ломать вербы к родительскому дню, иные упадут в речку, наплюхаются, а потом лёд разъест на речках, останется он лишь на Енисее, меж широких заберег, и кинутый всеми зимник, печально роняя вытаивающие вехи, будет покорно ждать, когда его сломает на куски и унесёт. Но ещё до ледохода появятся под­снежники на увалах, прыснет травка по тёплым косогорам и наступит Первый май. У нас часто бывают вместе и ледоход и Первый май (В. Астафьев ).

Задание 4. Напишите диктант, проверяя свои знания по пунктуации.

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нём написаны стихи, и со всех четырёх сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на буль­вар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памят­ника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полез­ней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому он добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увле­кавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки выни­мали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.

Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился ред­ким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку (По А. Платонову ).

В приводимых ниже предложениях найдите вводные слова и словосочетания, выражающие: а) чувства говорящего; б) степень уверенности в реальности сообщаемого; в) источник сообщения; г) связь мыслей, последовательность изложения; д) приемы и способы оформления высказывания; е) обращение к собеседнику или читателю. При чтении соблюдайте интонацию ввод- ности.
I. 1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? (Л.). 2. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути (Гонч.). 3. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явле- ниям или, вернее сказать, чудесам природы (Акс).
Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку (Г.). 5. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.). 6. В письме Петрухиной матери было послано, во-первых, благословение, во-вторых, поклоны всех и, наконец, известие о том, что Аксинья пошла в люди (Л. Т.). 7. Платок был отличный и, наверное, стоил копеек сорок (М.-С). 8. Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском (Фад.). 9. Вот, например, ящики на чердаке {Домбр.).
П. 1. Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурова (П.). 2. Ведь я, как вам известно, из рядовых (Г.). 3. Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Л.). 4. Нрава Татьяна была весьма смирного или, лучше сказать, запуганного (Т.). 5. Как бы, неровен час, чего не спалило? (Ч.). 6. Отец, по-видимому, находился в самом благодушном настроении (Кор.). 7. Действительно, в третьей комнате, окруженная толпой, Лабунская танцевала (Зайц.). 8. К своему полному разочарованию, мальчик не видел ни плакучих ив, ни серого неба (Кат.). 9. После этого, по сути, и спрашивать об ее отношениях к Григорию было незачем (Шол.). 10. Впрочем, о тишине-то я, конечно, зря. Никогда здесь не было тихо (Домбр.).
III. 1. Ты, сказывают, петь великий мастерище (Кр.). 2. Словом, они были то, что говорится счастливы (Г.). 3. Я вам расскажу всю истину, только, пожалуйста, не выдавайте меня (Л.). 4. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло (Т.).
Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Т.). 6. Да и, наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо (М. Г.). 7. Щенок, видать, из породистых (Н.-Пр.). 8. Таким образом, игра в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной профессии (Кат.). 9. А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим (Те.). 10. С точки зрения артиллериста, Елютин говорил немыслимые вещи (Бакл.).
Для справок. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых можно назвать следующие основные группы:
вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к сожалению, к прискорбию, к изумлению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на радость, на беду, странное дело, удивительное дело, неровен час и др.;
вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, неуверенность, возможность, предположение и др.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, бесспорно, разумеется, безусловно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по- видимому, пожалуй, в самом деле, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, полагаю, надо полагать, надеюсь и др.;
вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам..., по сообщению... , по сведениям, по мнению, по-моему, по- твоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.;
вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, впрочем, далее, наконец, между прочим, в общем, кроме того, в частности, стало быть, например, к примеру, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во- первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.;
вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказывания: словом, одним словом, иными словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, вернее сказать, точнее сказать, собственно говоря, вообще говоря и др.;
вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли),
понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми (те), поверь (те), послушай (те), извини (те), прости (те), веришь (ли), скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.
Найдите в каждой паре предложений одни и те же слова. Выясните их синтаксическую роль. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
1. Было должно быть, уже поздно. - Письмо должно быть срочно доставлено адресату. 2. Захватите с собой кстати и ноты. - Ваш приход сегодня как нельзя более кстати. 3. Лицо путника казалось очень утомленным. - Шахматную позицию казалось.нельзя было уже спасти. 4„Вероятно,погода переменится. - Полученное сообщение вполне вероятно. 5. Эти слова были сказаны между прочим. - Фраза эта между прочим -напомнила мне одну старую шутку. 6. С одной стороны дороги приближались наши войска, с другой навстречу им шли жители освобожденной деревни. - С одной стороны предложение поехать на юг весьма заманчиво, с другой стороны, вызывает опасение из-за обычной в это время года жары. 7. Я само собой разумеется не отказал товарищу в его просьбе. - При этих условиях все сказанное само собой разумеется. 8. Мой спутник после продол-жительной прогулки чувствовал себя превосходно, я напротив устал. - В купе я сидел напротив пожилого человека. 9. Это теоретическое положение совершенно очевидно. - Очевидно придется серьезно готовиться к экзаменам. 10. К удивлению мальчиков дорога оказалась не столь утомительной. - К удивлению мальчиков примешивались испуг и растерянность.
Вставьте в предложения подходящие по значению вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи с сообщением (радость, сожаление, удивление и т. п.), или дающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность и т. п.), или указывающие на источник сообщаемого, способ оформления высказываемой мысли, последовательность изложения, или содержащие обращение к собеседнику и т. д.
Образец: Сестра волновалась меньше всех. - К счастью, сестра волновалась меньше всех. Сестра, кажется (конечно, по-видимому), волновалась меньше всех. По словам брата, сестра волновалась меньше всех. Словом, сестра волновалась меньше всех. Сестра, напротив, волновалась меньше всех. Сестра, по правде говоря, волновалась меньше всех. Сестра, поверишь ли, волновалась меньше всех.
1. Произошло все по-другому. 2. Задача несложная. 3. Погода меняется. 4. Старостой группы избран Иванов. 5. Лето в этом году будет жаркое.
407. Найдите вводные предложения. Проанализируйте постановку знаков препинания при них. Обратите внимание на способы выделения на письме вводных предложений, содержащих дополнительные замечания, пояснения, уточнения.
1. Печорин, я уже кажется говорил, страстно любил охоту (Л.). 2. Вот у меня, я думаю, получше глаза (Г.). 3. В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (Акс). 4. Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала (Л.). 5. Он меня, вы знаете, очень уважает (Т.). 6. Я не успел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо), но мне показалось, что он был глубоко тронут (Т.). 7. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера (Л. Т.). 8. Проснувшиеся овцы - их было около трех тысяч - неохотно, от нечего делать принялись за невысокую, наполовину утоптанную траву (Ч.). 9. Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок (Купр.). 10. И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.). 11. Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное охранение (Фад.). 12. Заподозрить Якова Лукича во вредительстве - теперь уже казалось ему - было нелепо (Шол.).
Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Укажите значение вводных слов и предложений.
1. У Саввы пастуха он барских пас овец вдруг убывать овечки стали (Кр.). 2. По его словам я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом (П.). 3. Однажды вечером это было в начале 1773 года сидел я дома один слушая вой осеннего ветра и смотрел в окно на тучи бегущие мимо луны (П.). 4. Бурая свинья вбежала в комнату и схватила к удивлению присутствующих не пирог или хлебную корку а прошение Ивана Никифоровича (Г.). 5. Червяки жили долго и превращались иногда к великой нашей радости в куколки (Акс). 6. Погода была ветреная ветер однако не совсем был попутный (Гонч.). 7. Про вас я не слышал к несчастью ничего но многое от вас конечно узнаю (Л.). 8. Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека (Т.). 9. А вы я вижу шелковый (Т.). 10. Вронский к ужасу своему почувствовал что сделал скверное непростительное движение (Л. Т.). 11. И этот учитель греческого языка этот человек в футляре можете себе представить едва не женился (Ч.). 12. Однажды это было в ясный осенний день перед вечером старик Цыбукин сидел около ворот (?.). 13. Отец по-видимому находился в самом благодушном настроении (Кор.).
Расставьте знаки препинания. Выделите в одну группу вводные слова, в другую - вводные предложения.
1. Булочники их было четверо держались в стороне от нас (М. Г.). 2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает (Купр.). 3. Только меньшенький Артамон ему шел двадцать первый годок находился при отце для писания писем ведения счетов чтения разных книг (А. Н. Т.). 4. Выяснилось таким образом что во-первых полное окружение трудно достижимо из-за природного препятствия с запада и во- вторых что противник готовится либо принять бой в местных условиях либо рассеяться в глубине бора (Фед.). 5. Как видно и здесь Гаврик был свой человек (Кат.).6. Словом стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно (Шол.). 7. Честно говоря устал после лекции (Сим.). 8. Правда утром он сделал ошибку (Солж.). 9. Где-то впереди очевидно за лесом и на оставленной нами дороге началась бомбежка (Паст.). 10. Об этой магии как кажется вы ничего не знали (Брюс). 11. Из-за его статной фигуры он торжественно остановился на пороге выглядывали с любопытством тоже праздничные тоже припомаженные служащие тюрьмы (Наб.).
410 (повторение). Найдите в тексте вводные слова и
предложения. Объясните их функцию.
«Багратион - лучший генерал русской армии» - так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце Наполеон, который, кстати сказать, не раз безуспешно посылал против него лучших своих маршалов.
И действительно, любимец и правая рука Суворова, друг Кутузова, Багратион был «орлом» русской армии; так, по крайней мере, называли его солдаты. Для этого он обладал всеми необходимыми качествами: во-первых, тактическим глазомером, во-вторых, железным упорством и, наконец, легендарной храбростью. Он всегда находился в самых опасных местах. «На него находили минуты вдохновения, - говорит о нем очевидец. - Огонь сражения зажигал что- то в душе его. Глаза его сияли; он командовал и в бурке, с нагайкой в руке, на простом донце несся, опережая колонны, чтобы из начальствующего генерала стать простым передовым воином». Это видели и ценили солдаты (а их был целый легион) и любили его так, как они любили Суворова и Кутузова.
Известно, между прочим, что лишь очень немногие из полководцев пользовались искренним расположением солдатской массы. Но служить под началом Багратиона хотя и было почетно, однако, по отзывам современников, весьма опасно; Багратионовы адъютанты считались, как говорится, обреченными людьми.
Военная служба Багратиона началась с 1782 года, когда ему было 17 лет. Она была невероятно тяжелой с самого начала (после первой же стычки он был найден среди убитых) и до конца. Он участвовал, по точным подсчетам, в 20 походах и 150 сражениях. Славу свою храбреца он пронес от стен Очакова через горы Италии и вершины Альп до Бородинского поля, где, к всеобщему прискорбию, французская граната поставила кровавую точку в его блистательной биографии.
(По С. Борисову)
Озаглавьте текст.
Выделите корни в словах блистательный и зажигать. Объясните их написание (ср.: блестеть - блистать, зажег - зажигать).
Выделите суффикс в глаголе командовать. Объясните его написание (ср.: командовать - опаздывать).
Объясните постановку знаков препинания в приво-димых ниже предложениях.
1. Да, были люди в наше время! (Л.). 2. Нет, шутки мне нейдут на ум сегодня (П.). 3. Нет! Никогда я зависти не знал (П.). 4. Да, в самом деле, радостный день (Наб.).
Для справок. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются запятой (или восклицательным знаком), например: Да! Злые языки страшнее пистолета (Гр.); Нет, я не больна, Афанасий Иванович (Г.).
Перепишите, ставя нужные знаки препинания.
I. 1. Да домишко очень недурен! (Г.). 2. Да в нашей реке и рыбы-то нету (Т.). 3. В лице Анатолия было выражение душевной силы да именно силы (Фад.). 4. Да здравствует пена - веселая пена - высокая пена морская! (Цв.). 5. Нет Шуйский не клянись но отвечай: то был царевич? (П.). 6. Нет братьев у меня (Кр.).
Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении.
413. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.
Всех офицеров скакало семнадцать человек. Скачки должны были происходить на большом четырехверстном эл..иптической формы кругу перед беседкой. На этом кругу были устроены девять пр..пятст- вий река большой в два аршина глухой барьер перед самой беседкой канава сухая канава с водой косогор ирландская банкетка состоящая из вала утыканного хворостом за которым (не) видная для лошади еще канава так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться потом еще две канавы с водой (не) глубокие но широкие и одна сухая и конец скачки был против беседки. Но начинались скачки не с круга а за сто сажен в стороне от него около некошеного луга покрытого (ярко) зеленой травой и на этом расстоянии было первое препятствие запруженная река в три аршина шириной которую ездоки по произволу могли перепрыгивать или переезжать (в) брод.
Раза три ездоки выравнивались но каждый раз высовывалась чья-нибудь лошадь и нужно было заезжать опять (с начала). Знаток пускания полковник Сестрин не (в) меру нетерпеливый начинал уже сердиться когда наконец в четвертый раз крикнул: «Пошел!» - и ездоки тронулись. Все глаза все бинокли были обращены на пеструю кучку всадников в то время как они выравнивались. И кучки и одинокие пешеходы стали перебегать с места на место чтобы лучше видеть. В первую же минуту собранная кучка всадников устремившихся (с) разбегу к первому пр..пятствию растянулась и видно было как они по два по три и один за другим близятся к реке. Для зрителей казалось что они все поскакали вместе но для седоков (на) совесть гнавших лошадей чтобы пор..вняться а вслед (за) тем вырваться вперед были (быстро) текущие секунды разницы имевшие для них большое значение.
(По Л. Н. Толстому)
Укажите предложение с прямой речью.
Выделите сказуемое во втором предложении первого
абзаца, укажите его тип.
Найдите в тексте сложные слова, укажите способ их
образования.
414. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания.
В ВЕСЕННЕЙ ДЫМКЕ.
Теплым солнечным днем ранней весны ходили они вместе по усадьбе. Он уже старенький зябкий в темном плюшевом картузе в беличьем полушубке. Она молодая в одном платье с легким шарфом накинутым на белокурую голову.
- Смотри. Знаешь ты что это растет? - спрашивал он и тыкал концом своей палки.
Она присматривалась нагибалась и ничего не узна-вала.
Из земли на каждом шагу высовывались и лезли всякие диковинки. Высовывались и лезли то были- ночки то трубочки и набалдашнички зеленые белые красные наивные слабые и нежные.
Старик смеялся и называл растения.
Здесь на солнышке было очень тепло почти жарко. Низко над травой порхала ярко-желтая бабочка в саду кричали грачи и где-то дальше в поле мычала корова. Солнце припекало плечи и затылок. Живое тепло пробегало разливаясь по всему телу.
Никогда прошлое с будущим так близко не сходятся так тесно не сплетаются как ранней весной. Сухие бурые листья в прошлогодней траве желтое жнивье. Кажется что будто еще вчера здесь махали косы ло- жились снопы скрипели нагруженные телеги. А деревья? Голы как зимой а цвет уже не тот: и в стволах и в ветвях серая или зеленоватая краска. Почек не видно. Зато чувствуется какая-то пышность гибкость. И стоят они уже не в осенней прозрачности а в какой- то дымке...
Вечером все небо заволоклось облаками. Деревья зашумели. Стало темно и холодно. Дедушка велел затопить камин. Старый Егор дедушкин камердинер растапливал его соломой стоя на коленях и долго кряхтел и шептал. Потом пришла Ефимовна экономка и долго говорила с дедушкой насчет каких-то телят.
Наконец и Егор и Ефимовна ушли. Дрова в камине ярко горели и трещали. Перед огнем в кресле молча закрыв глаза сидел дедушка, а за окном все еще тараторили галки.
(По Л. А. Авиловой)
Укажите тип сказуемого в первом предложении текста.
Разберите по составу слова полушубок, присматривалась, зеленоватая.
Объясните употребление приставки при- в слове припекало.
Найдите в тексте односоставные предложения. Укажите их тип.
415. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку. Озаглавьте текст.
Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода. Родился он и вырос в поместье Кончанском бывшая Новгородская губерния. По воспоминаниям родственников мальчик не отличался ни здоровьем ни хорошим сложением. Казалось бы какие тут могли быть мечты о военной службе! Но к досаде родителей ребенок рано пристрастился к военным наукам. Разумеется этому отчасти способствовали увлекательные рассказы о Петре I отца и его гостей и просто случайных посетителей.
Мальчик с жадностью накинулся на жизнеописания великих полководцев прошлого Александра Македонского Ганнибала Юлия Цезаря и в мечтах неоднократно видел себя на бранном поле. В его детской появляются военные предметы и все относящееся к военному делу планы сражений географические карты глобусы. С целью тренировки он приучает себя вставать на рассвете купается в реке до заморозков часами кто из знавших его мог этому поверить остается на морозе в легкой одежде.
Ни уговоры ни убеждения ни даже угрозы родителей ничто не могло отклонить Александра от намеченной цели. Настойчиво и упорно он продолжал готовить себя к суровой походной жизни но вначале ни от кого не получал поддержки для осуществления своей мечты. Наоборот все казалось готовы были отговорить его от бессмысленных мечтаний так некото - рые из родных называли его планы.
Но мальчик был непоколебим и с исключительным упорством добивался своего. Родители наконец уступили. Александр был приписан в рядовые Семеновского полка. С этого момента начинается новая полная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.
Укажите предложения с обобщающими словами и однородными членами.
Объясните употребление частиц не и ни в тексте.
Разберите по составу слова бессмысленный, жизнеописание, родственник.
416. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные знаки препинания. Вместо точек вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
В последний раз я видел его [И. С. Тургенева] в Москве в июне 1880 года на открыти.. памятника Пушкину. Это открытие одно из (не) забвен..ых событий рус..кой обществен..ой жизни.
С утра Москва пр..няла праз..ничный вид и у памятника закутан..ого пеленой собрались (много) чис- лен..ые депутации с венками. Колокольный звон Страс.ного монастыря слился с звуками оркестров исполнявших коронацио..ный марш Мендельсона. Городской голова махнул свитком пелена развернулась и упала и под восторжен..ые крики «ура» и пение хоров запевших «Слав..ся» Глинки пр..дстала фигура Пушкина с задумчиво скл..нен..ой головой.
Через час в обширной актовой зале университета наполненной (до) отказа состоялось торжествен..ое собрание. Ректор объявил что по случаю великого праздника рус.кого про..в..щения университет избрал в свои почетные члены знамени... но ему (не) дали договорить. Един..душные рукоплескания потрясли залу возбудив во всех одно и (то) же пр..дставле- ние и заставив в сер..це каждого прозвучать одно и (то) же имя. (Не) описуемый восторг охватил всех. Тургенев встал рас..терян..о улыбаясь и низко накл..няя свою седую голову.
В лице своих лучших пр..дставителей рус..кое мыслящее общество как (бы) венчало в нем достойнейшего преемника Пушкина. Лишь появившийся на кафедре Ключевский начавший свою речь о героях произведений Пушкина заставил утихнуть востор- жен..ое волнение.
Вечером в зале Дворянского собрания был концерт. Островский Полонский Плещеев (в) переме..ку с артистами прошли перед горячо настроен..ой публикой. Появился и Писемский грузный всклокочен..ый с большими глазами (на) выкате. Вышел наконец и Тургенев.
Пр..ветствуемый особен.. о шумно он подошел к рампе и стал читать (на) память «Последнюю тучу рас.еян..ой бури» но на третьем стихе запнулся очевидно его позабыв и бе..помощно разведя руками остановился. Тогда из публики с разных концов ему стали подсказ..вать. Он улыбнулся и сказал конец стихотворения вместе со всею залой. Этот милый эпизод еще более подогрел общее чу..ство к нему.
Три дня продолжались празднества и растроганное настроение так или иначе пр..час.ных к ним пр..чем главным живым героем этих торжеств являлся по общему признанию Тургенев.
(По А. Ф. Кони)
Укажите имена собственные. Объясните постановку в тексте прописных букв.
Найдите слова с непроизносимыми согласными.
Выпишите слова с приставками при- и пре-.
Дайте общую характеристику приводимых простых предложений. Объясните постановку знаков препинания.
Образец: Солнце блистало и на только что распустившейся листве, и на молодой девственной траве, и на всходах хлеба, и на ряби быстрой реки, видневшейся влево от дороги (Л. Т.). Предложение простое, повествовательное, личное, полное, распространенное, с однородными обстоятельствами, с обособленным опреде-лением.
1. Солнце сияло (П.). 2. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями (Л.). 3. Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение (Т.). 4. Говорил один из казаков, запыленный и на плотной лошади (Л. Т.). 5. Видите на том берегу дом и сад? (Ч.). 6. О, как это ужасно! (Ч.). 7. На дворе, отражаясь в лужицах между камней, блестит радостно весеннее солнце (М. Г.). 8. Не в смерть, а в жизнь введи меня, тропа дремучая лесная! (Кл.). 9. Как тихо стало в природе!(Гум.). 10. Теркин - дальше. Автор - вслед (Те.).
Озаглавьте текст. Объясните постановку в нем знаков препинания.
Данилов монастырь. Старинные крепостные стены гармонируют с увядающей листвой деревьев, осеняющей бронзу и гранит намогильных памятников. Мы, постояв у могилы А. Рубинштейна, пошли к месту погребения Н. В. Гоголя. Над простой чугунной решеткой и плитой с выпуклыми буквами «Николай Васильевич Гоголь», над зеленоватым огоньком лампа- ды, мерцающим в фонарике у чугунного креста, словно охраняя вечный покой великого писателя, деревья раскинули свои ветви, роняющие золотые листья.
Обнажив головы, стоим потрясенные простотой этого уголка кладбища с тремя словами на бронзовой плите. Есенин, сжав побелевшими пальцами решетку, не отрываясь, смотрит на живой огонек лампады, на бронзовую плиту, усеянную оранжевыми листьями.
- Да, вот она, несущаяся тройка - символ Руси... «Гремит и становится ветром разорванный в куски воздух... и дают ей дорогу другие народы и государства...» Так писать - это значит верить в лучшее будущее России, - говорит он...
Каждый из нас уносит надолго в своей душе память о «встрече» с гениальным автором поэмы о Руси.
(Б. А Сорокин)
Найдите причастия, укажите их форму.
Разберите по членам два предложения, образующих
второй абзац. Составьте их схему.
Охарактеризуйте первое предложение текста.

Карточка 1

Карточка 2

В горах

(По В.Быкову).

Карточка 1
Задание: Выпишите сначала предложения, в которых вставные конструкции оформляются с помощью тире или скобок, затем предложения, в которых вставные конструкции оформляются запятыми. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Старик, дядя Михайло как называли его ребятишки был высок сутул худ. 2) Бабушка Вера, истомившаяся без слушателей не могла же она считать собеседником денщика сразу обрушила на них ворох городских новостей. 3) Человек шесть немцев им удалось сгруппироваться опасливо оглядываясь, двигались в нашу сторону веером. 4) Моя душа я помню с детских лет чудесного искала. 5) Этот грузный и немощный человек на второй же день со всеми перезнакомился и как выразился потом о нем Степан Иванович сумел при этом к каждому подобрать свой особый ключик. 6) Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки приехала она ночью выставил удаленное охранение. 7) Где-то на улице тоже горел костер, и на нем как сказали Алексею калился большой валун.

Карточка 2
Задание: Вставьте вместо точек вводные слова, данные в скобках в конце каждого предложения. Спишите получившийся текст.

В горах
Перевал … был близко, подъем постепенно выравнивался, тропинка уже не петляла по заснеженному скалистому взлобью, справа возвышалось что-то серое… громада другой горы … они добрались уже до седловины (пожалуй, наверно, значит). Ветер по-прежнему безумствовал в своей неуемной ярости, будто в невидимой гигантской трубе выло, стонало, даже звенело … звенело … в ушах (впрочем, возможно). Мороз … крепчал, от стужи больше всего доставалось рукам и коленям (очевидно).
(По В.Быкову).