Размеры креста на дороге. Крест у дороги: что такое поклонный крест

Геометрическая конфигурация креста скрывает в себе древнюю тайну. Символ тесно взаимосвязан с жизнью всего человечества, её возникновением и смертью. Отголоски поклонения кресту в многообразии своих форм находят по всей планете мира. Чем же так притягивал к себе интерес людей этот загадочный многофункциональный символ?

Несомненно, поклонный крест изначально не являлся христианским или античным изобретением. Его возникновение нельзя сопоставить ни с одним историческим этапом или народностью. Среди многих версий существует предположение, объясняющее космическое происхождение креста. Ещё в доисторические времена в Солнечной системе произошла колоссальная катастрофа, после чего сместились планетарные полюса, исказился наклон земной оси.

Сама же планета перешла на новую орбиту. Иными словами, люди обнаружили, что светило на небе стало передвигаться по более широкому радиусу. До катастрофы круг, описываемый Солнцем, соответствовал экваториальной плоскости. Впоследствии разделившийся круг стал её пересекать в точках осеннего и весеннего равноденствия, сформировывая крест. Позднее этот процесс астрономы назвали эклиптикой.

Знамение небесного креста

Согласно многовековому мифу, катастрофа погубила таинственную «третью расу», которая освободила пространство планеты Земля для человека. Знамением этого грандиозного явления стал образовавшийся на небе крест, увиденный людьми. Американские исследователи утверждают, что подобное столкновение вполне могло повлечь такое явление, как небесный крест! Уже давно подтвердили, что почти 250 млн лет назад действительно произошёл «конец света» из-за столкновения нашей планеты с кометой или крупным астероидом. В то время погибло приблизительно две трети живых существ, пребывавших не только на суше, но и в океане.

В соответствии с доисторическим пониманием, человечество пребывает в общей информационной матрице, имеющей свой источник во Вселенной. Она словно живой организм сотворила множество личных проекций по своему подобию. Поскольку человек тоже является прообразом Вселенной, то совместно с ней он имеет нераздельную энергоинформационную конструкцию.

Энергетическая матрица креста

Универсальный символ креста представлен следующим образом. Центральная прямая, расположенная вертикально, является Укорочённая верхняя прямая в горизонтальном положении представляет созидательную энергию. Ниже расположена ещё одна более длинная горизонтальная прямая — электромагнитное поле. Находящаяся под ней косая линия — угловые торсионные поля.

Все энергии независимы. Во время взаимодействия они образуют энергоинформационную конструкцию человека. Стабильность системы обусловлена устойчивостью помещённых в неё сведений. Решающий момент — торсионные поля в качестве информационных носителей. В них помещена программа «Человек», а сознательная энергия — это контролирующая сущность.

Появление первых поклонных крестов

Что такое поклонный крест? Это духовная защита даже от невидимых врагов. Это символ признательности, надежды. Существует мнение, что изначальное появление крестов около поселений тесно связано с татаро-монгольским игом. Будто бы самые отважные жители, прятавшиеся от нападений в лесах, возвращались на разорённые территории, устанавливая кресты на возвышенностях в знак благоговения перед Богом. В то же время такие символы служили своеобразным ориентиром для других спасшихся, сообщая, что лихо миновало.

Первые основательные кресты возникли в апостольские времена. К примеру, ещё в «Повести временных лет» описывает установление крестов святым апостолом Андреем Первозванным. Прямым прообразом миссионерского символа можно считать тот, который установила Ольга на берегу реки Великой рядом с Псковом около 1000 лет назад. Святая княгиня и её спутники заметили три небесных луча, встречающихся на земле. Воздвижение креста было ознаменовано увиденным.

Разнообразие форм

В основном православные поклонные кресты изготовлены из дерева, реже встречаются четырёхконечные каменные, литые. Причём могут быть разные окончания креста - как округлые, так и заострённые (треугольные). Подобная древнерусская форма креста является обозначением Троицы Живоначальной.

Также излюбленной формой была утренняя Звезда. Кузнецы декорировали лучевое сияние, струящееся из центральной части креста, звёздами. Между прочим, задача визуализации жизненного духовного света была решена благодаря именно этим линиям. Кроме перечисленного выше на кресты наносились и другие изображения. Голубь и виноградная лоза с гроздями отражали Святой Дух. Изображение цветов символизирует прославление силы животворящей.

Восьмиконечный крест

Самые распространённые православные поклонные кресты в России — восьмиконечные. Над главной вертикальной перекладиной расположены две укороченные, и одна из них косая. Верхний край направлен к северу, нижний — к югу. Небольшая верхняя перекладина содержит надпись INRI. Она сделана на трёх языках по приказу Понтия Пилата: «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Нижняя перекладина являет подножие Христа, показанное в обратной перспективе. В основании креста принято размещать камни таким образом, чтобы вышла небольшая возвышенность, символизирующая гору Голгофу, где распяли Иисуса. Конфигурация такого изделия как нельзя лучше соответствует реальному, на котором распяли Иисуса. Вот почему оно является не только знамением, но и образом Христова Креста.

Поклонный крест — символ Небесного Царства

Восемь окончаний на кресте знаменуют равное количество главных исторических этапов в развитии всего человечества. Восьмое является жизнью будущего столетия, Царством Небесным. Конец, указывающий вверх, символизирует путь в это Царство, открытый Иисусом Христом. Скошенная перекладина говорит о нарушенном равновесии после прихода Сына Божия для всех тех, кто погряз в грехе. Начался новый этап духовного возобновления человечества, выход из тьмы в свет. Косая перекладина отражает именно это передвижение.

Семиконечный крест

Семь окончаний на кресте с одной верхней перекладиной и скошенным подножием имеют довольно глубокое мистическое значение. Ещё до появления Иисуса Христа священнослужители приносили жертву на золотом пьедестале, присоединённом к освящённому престолу. К примеру, как это сегодня происходит у христиан, через миропомазание.

Следовательно, подножие под крестом символизирует жертвенник Нового Завета. Подобное сходство мистическим образом указывает на священнодействие Спасителя, сознательно заплатившего своими муками, смертью за человеческие грехи. Поклонный крест, состоящий из семи концов, встречается обычно на иконах северного написания, схожие символы в России часто устанавливались на куполах.

Шестиконечный крест

Шесть окончаний со скошенной перекладиной внизу — это одна из старинных версий поклонного креста. Для каждого мирянина он является мерилом совести, души. Так происходило и во время распятия Иисуса между двумя злодеями. В период проведения казни один из преступников бранил Христа. Другой разбойник утверждал, что сам он справедливо наказан, а Иисус казнён без вины.

На искреннее раскаяние преступника Христос поведал, что грехи ему отпущены, и уже сегодня он займёт место в раю совместно с Богом. Это символизирует верхний конец креста. Нижний конец скошенной перекладины говорит об ужасной тяжести греха нераскаявшегося разбойника, увлекающего во тьму.

Где устанавливают памятные кресты?

Традиция устанавливать поклонные кресты возникла ещё испокон веков. На Руси они сооружались на специальных памятных местах, перекрёстках, недалеко от деревень, сёл, а также на возвышениях, в месте соединения рек, источников. Существует несколько разновидностей размещения поклонных крестов. Это зависит от различных причин.

Памятные (обетные) кресты устанавливают в благодарность Богу о каком-нибудь знаменательном событии. Это может быть освобождение от врагов, всяческих бед, болезней, дарование наследника и т. п. Описываемый символ освящает не только жизнь человека, он способен благословлять православного верующего и после смерти. Соответственно, поклонный крест на кладбище — это символ надежды, а не страданий или скорби.

Придорожные кресты

Межевые, придорожные кресты ставят у дорог. Такие сооружения устанавливались, чтобы странствующие или входящие в селение люди могли вознести благодарственную молитву Богу, небесным покровителям. Сегодня стало традиционным освящение особо тревожных участков автодорог.

Ранее подобными крестами обозначали не только въезд в селение или город, но и межи (границы) земледельческих угодий. Русская традиция одарила придорожные кресты своеобразной «крышей», состоящей из двух планок. Иногда они оснащались киотом, содержащим икону и лампадку или свечу изнутри, называвшимися «голубцами».

Заместители

Кресты, замещающие храм, ставят на месте разрушенного, сгоревшего строения. Как вариант - помечают камнем то место, где находится основание будущей церкви. Множество подобных крестов возникло после торжества в честь тысячелетия русского христианства.

Где ставят поминальные кресты?

Поминальный крест не соответствует месту погребения человека. Он устанавливается на месте непредвиденной смерти. Довольно часто такие символы можно встретить вдоль дорог. На кресте размещают имя того человека, об упокоении души которого просят помолиться.

Несомненно, поклонный крест выступает в качестве ориентира, повышающего внимание как водителя, так и пешехода. Довольно часто на нем можно увидеть венки, рули. Совершенно некстати укреплять на таких крестах всевозможные непричастные к молитве вещи.

Подсказка путникам

Приметные кресты предназначались в качестве ориентира для мореплавателей, поэтому их высота доходила до 12 метров. В Древнем Новгороде установка таких поклонных символов положила начало поморскому обычаю. Скорее всего, нигде в России не ставили такого количества крестов, как в прибрежной зоне около Белого моря.

Потомки новгородцев, поселившиеся в этой местности в VIII-IX столетиях, сберегли многие пропорции поклонного креста, а также традиции, поверья домонгольской России. Обычно эти изделия изготавливались из дерева, потому что в северной стороне оно долго стоит. Крест возводился в качестве ориентира на видимых островках, мысах, в месте ловли рыбы.

Пропорция золотого сечения

Когда Творец всего сущего создавал, Он использовал общую пропорцию правило нашло своё применение во многих творениях людей, в том числе и в классической музыке. Пропорции человеческого тела также подчинены этой системе. Поклонный крест, размеры, пропорции которого определены телосложением нашего Спасителя, - удивительно гармоничный символ.

К примеру, соотношение человеческого роста и расстояния от пупка до пяток идентично последовательному соответствию параметров фаланг между каждым пальцем. Впервые Божественное сечение применил древнегреческий скульптор Фидий. Такое универсальное соответствие эквивалентно 1:0,618.

Принципы построения креста

Основываясь на золотом правиле, мы увидим, что соотношение габаритов размаха рук и человеческого роста фактически одинаково. Поэтому размер горизонтальной балки, расположенной в центре православного креста, приравнивается к вертикальной длине от средней до нижней перекладины. Основываясь на этих простых принципах построения, несложно найти прочие пропорции.

Рассмотрим, какие имеет поклонный крест размеры. Если взять за высоту восьмиконечного креста 1,0 м, то расстояние от самой крайней точки конструкции до перекладины, расположенной по центру, а также длина верхней балки составляет 0,382 м. Размер промежутка от средней до верхней перекладины равен 0,236 м. Расстояние от верхней части креста до ближайшей перекладины - 0,146 м. Расстояние от подножия конструкции до нижней перекошенной перекладины приравнивается к 0,5 м. Элементы, расположенные вертикально, вытягивались в связи с высотой сооружения или визуального созерцания креста с земли.

Изготовление деревянных крестов

Скорее всего, уже всем известно, что наш Господь Иисус Христос был распят на кресте из дерева. В связи с этим для изготовления поклонных крестов преимущественно используется именно этот материал. Осуществление самого процесса выполняется двумя, а то и тремя мастерами одновременно. В зависимости от габаритов креста длительность рабочего процесса порой может затягиваться до шести месяцев.

Основное правило — это правильный подбор древесины, а также пропорций в отношении высоты к окружности самого бруса. Чем выше поклонные кресты, изготовление которых выполняется опытными мастерами, тем тоньше должен быть брус. Это необходимо для регулярного воздушного круговращения, для быстрой просушки после выпадения разнообразных осадков.

Чем выше поклонный крест, тем крепче должен быть использованный материал. Применяются преимущественно уже испытанные породы и обычный дуб, осина, ироко, кипарис, сосна. Порой крест может состоять из нескольких пород одновременно. На фронтальной части конструкции воспроизводят имена господа: Царь Славы, Сын Бога, Иисус Христос и т. п. Тыльная часть поклонного креста предназначена погибшим за Слово Божие, а также преданным приверженцам Иисуса, потерявшим свою жизнь из-за верности Богу.

Чин освящения поклонного креста

Воздвижение поклонных крестов — общехристианский обычай, которому много сотен лет. Эксперты утверждают, что на территории Древней Руси их устанавливали на перекрёстках дорог, возле сёл, городов ещё до татаро-монгольских нападений. Что представляет собой поклонный крест? Основания для его установки могут быть многообразными, но суть одна — благодарственная молитва Господу. К примеру, нужно освятить какое-то знаменательное событие, но строительство храма или даже небольшой часовенки неосуществимо. Тогда устанавливают крест, чтобы всякий желающий мог здесь помолиться.

Воздвижение креста осуществляется только после благословения епископом либо уполномоченным им лицом. Этой персоной может оказаться даже священник прихода. В мероприятии также могут участвовать и верующие. Впрочем, освящение поклонного креста обязательно должно осуществляться в присутствии священнослужителя. Имеется особый чин освящения. На крест изливается святая вода, читаются молитвы. Поклонные кресты не устанавливаются там, где их запросто могут осквернить. Они воздвигаются для православных верующих. Суть веры в Господа — спасение души, а не прислуживание дьяволу.

Сегодня крест устанавливается на пространствах, отведённых под будущий храм, а также на въезде в город или выезде из него. Обычно встречаются деревянные кресты, каменные или литые высотой до нескольких метров. Их могут украшать резьба и орнаменты.

Геометрическая конфигурация креста скрывает в себе древнюю тайну. Символ тесно взаимосвязан с жизнью всего человечества, её возникновением и смертью. Отголоски поклонения кресту в многообразии своих форм находят по всей планете мира. Чем же так притягивал к себе интерес людей этот загадочный многофункциональный символ?

Несомненно, поклонный крест изначально не являлся христианским или античным изобретением. Его возникновение нельзя сопоставить ни с одним историческим этапом или народностью. Среди многих версий существует предположение, объясняющее космическое происхождение креста. Ещё в доисторические времена в Солнечной системе произошла колоссальная катастрофа, после чего сместились планетарные полюса, исказился наклон земной оси.

Сама же планета перешла на новую орбиту. Иными словами, люди обнаружили, что светило на небе стало передвигаться по более широкому радиусу. До катастрофы круг, описываемый Солнцем, соответствовал экваториальной плоскости. Впоследствии…

Все стоящие отдельно кресты не совсем правильно называть поклонными. Исследователи — ставрографы считают их монументальными. Самые первые поклонные кресты стали ставить ещё в апостольские времена. Нестор в «Повести временных лет» пишет, что Андрей Первозванный устанавливал поклонный крест на Киевских горах. Отличаются кресты и по своим функциям. Поклонным крестом может стать миссионерский крест, памятный или могильный. Есть ещё обетные кресты, кресты, предупреждающие об опасных или гиблых местах. Если в каком — то месте негде молиться, не построен Храм или хотя бы часовня, то там могут поставить поклонный крест. Высота таких крестов обычно 4 — 5 метров, возле них служили молебны, вели службы. Ставили поклонные кресты на месте престола разрушенного Храма. Труворов крест в Изборске. Крест-кенотаф на месте гибели вел. кн. Сергея Александровича Романова бомбистом Каляевым в Кремле. Он был разрушен по указу Ленина на субблтнике в 1918 году, Теперь восстановлен в Новоспасском монастыре,…

Наверное, каждый из нас, хоть раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город (иногда в его черте), да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Вот как раз с этим моментом и будем разбираться в этой статье.

Поклонные кресты. Что это такое?

Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.

Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:

Миссионерские.

Вот как раз…

Однажды, много лет назад, путешествуя на дорогах по России, я начал фотографировать Поклонные Кресты, с целью их изучения.

Чтобы понять: какими должны быть Поклонные Кресты, каких размеров, куда устанавлывают, что на них пишут, итд.

Со временем, в архиве набралось пара десятков фото.

Возникла тогда идея, во время путешествия для «коллекции» их фотографировать. Но так получается, что ездить я стал все меньше и меньше. Задумка отложилась.

А задумка то интересная! Поклонных Крестов по Руси много. Сейчас их больше и больше установливают, их много встречается особенно в сибирской части России.

По их виду, по местам установки, по надписям, можно предположить отношение к ним.

И хоть Поклонные Кресты на дорогах отличаются размерами, цветами, изготавлеваемыми материалами, местами установки и прочее…

Их всех объединяет одно..

От их появления на пути, многие путники задумываются, о сегодняшнем, завтрашнем дне, и о вечном..

Популярное на канале:

Cache created: 20.03.2017 06:01
Древнегреческие богини
еще 9 фото В давние времена, по верованиям древних греков на Олимпе проживали 12 богов олимпийцев, 6 мужчин и 6 женщин. С них и начались родословные всех олимпийских богов, полубогов и и героев греческих мифов. Эти олимпийские боги проделали странное путешествие из еще более древних времен в будущее. Г…
больше Молитвенный щит для ребенка
На двенадцать лет от двенадцати бед. Молитвенный щит для младенца может изготовить мать ребенка, его бабушка или крестные родители. Желательно, чтобы в изготовлении молитвенною щита принимали участие отец и дед младенца. Ибо для сотворения щита нужны две энергии: мужская и женская. Так же как и при…
больше Символы и знаки. Христианские символы
Есть сайт, где собрана информация про символы и знаки в христианстве. http://uznaipravdu.ru/forum/viewtopic.php?t=1392 Авторы сайта пытаются представить христианство, как навязанную…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Покло нный крест - монументальное сооружение в виде креста.

Имеют восьмиконечную или четырехконечную форму. Иногда имеют «крышу» и содержат иконы. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север. Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофскую гору - место распятия Господа Иисуса Христа. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции. Возводятся на открытой часто возвышенной местности из камня или дерева и достигают высоты нескольких метров (4-12 м). Возле поклонных крестов обыкновенно совершаются молебны. Ставятся поклонные кресты по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан, для ориентировки на местности (в поморской культуре). Часто поклонные кресты ставятся на месте уничтоженного или…

Даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась. Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.

Как возникла традиция

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости - это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало…

Поклонные кресты в России

Под старой березой - крест. Большая дорога, белая…. Крестик совсем гнилой, в крапинках желтой плесени. Что тут было - никто не знает. Береза, может, видала, да не скажет. Федя говорит - давайте споем молитву, за упокой. И начинает, а мы за ним. На душе делается легче.

И.С. Шмелев. «Богомолье»

Из глубины веков

Поклонными крестами принято называть отдельно стоящие кресты на перекрестках дорог, примечательных местах, неподалеку от храмов и т.д. По сути, такой крест – это максимально сконцентрированное воплощение часовни – места молитвы и памяти. Эти малые архитектурные формы заимствованы нашими предками у христианской Европы, где кресты у дорог пришли на смену языческим идолам.

История поклонных крестов в России начинается со времен древнейших. В наших летописях есть упоминание, как проезжая русскими землями (а вернее – землями, которым предстояло в недалеком будущем стать русскими), святой Апостол Андрей Первозванный заночевал…

Что творится с нашими женщинами? В пятницу, 17 августа 2012 года, активистки женского (феминистского) движения FEMEN спилили бензопилой и повалили на землю поклонный крест, который стоял на холме в центре Киева недалеко от Международного центра культуры и искусств (Октябрьский дворец). «В день вынесения приговора, феминистское движение FEMEN высказывает поддержку и уважение своим российским коллегам из группы Pussy Riot. В знак солидарности с жертвами кремлевско-поповского режима участницы FEMEN свалили поклонный крест…», – говорится в пресс-релизе движения. (Фотографии: REUTERS)

Мнения обывателей Интернета:

Я сегодня была шокирована этой новостью. Похоже они решили переплюнуть пусек. Неужели этот бесовской беспредел останется безнаказанным?!

Следующая на очереди ота колонна коринфского ордера с золоченой капителью. И откуда она в Киеве взялась? А крест непонятно зачем спилили. Шиза.

Самое интересное, что та анархия которую они культивируют, в…

Что такое поклонный крест?

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о символах Православия. В предыдущем номере мы рассказали, что такое часовня. Следующий вопрос, на который нам ответил Иерей Сергий Свирепов, настоятель Троицкого собора и клирик Богоявленского храма Серпухова:

Что такое поклонный крест?

Православие немыслимо вне поклонения Кресту Христову. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения. Нательный крестик носят на шее, крест венчает купол храма, покоится в алтаре на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный – возле храма, у дорог, в поле и других, самых неожиданных местах…

Вне храмов и кладбищ кресты ставили и ставят прежде всего с религиозными целями. Крест – знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом. Мне самому, к слову, не раз приходилось совершать восхождение на две кавказские горы, вершины которых также…

Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому часто именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.

Обетные (памятные благодарственные) кресты ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые кресты устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город…

Четыре храма по четырем сторонам Украины по благословению старцев (и поклонный крест при храме), несут в себе особую благодать…

Об этом знают многие, а где именно они установлены на территории Украины, знают не все.

Итак, первый такой храм и поклонный крест — Свято-Ильинский храм в закрытой Чернобыльской зоне;

второй — на подворье Свято-Никольского храма в небольшом селе Кулевча под Одессой, примерно в 120 км от города-героя Одессы,

третий — на подворье храма Покрова Пресвятой Богородицы в Старом Почаеве (на Тернопольщине), где и установлен один из четырех поклонных крестов. А о том, что в Почаеве есть еще Свято-Духов скит, знают не все…

и четвертый — под Харьковом, на месте крушения императорского поезда

http://www.vsesdelki.kiev.ua/content/visitor/images/201101/f20110105110639-pochaev.jpg храм Покрова Пресвятой Богородицы в Старом…

О поклонных крестах

Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
(тропарь Кресту Господню).

Отрадно видеть возрождение традиций русского Православия в современном мире. Многие верующие, прихожане больших и малых храмов, жители городов, сел, деревень начинают осознавать как это важно – сохранить православную веру,передать духовное начало своим детям и внукам.

Однако у многих людей возникает и ряд интересующих вопросов: откуда и с каких времен на Руси пошла традиция устанавливать Поклонные кресты, какие материалы используются в изготовлении, где они могут быть установлены и какое значение они имеют в духовной жизни населенного пункта?

Поклонный крест – укрепленный над входом или установленный при дороге крест, предназначенный для молитвенных поклонов перед ним. Поклонные кресты издревле устанавливались на Руси на въезде в города, станицы, и другие населенные пункты с…

Статьи — Церковь и Общество

Осатанелые FEMEN спилили поклонный крест в центре Киева

Вслед за своими коллегами из Pussy Riot невменяемые бесовки из движения FEMEN решили атаковать Православие в своей стране.

17 августа 2012 года активистки из украинского движения «FEMEN» провели очередную кощунственную акцию, оправдывая ее поддержкой панк-группы Pussy Riot.

Кощунницы из FEMEN в порыве очередного своего безумия спилили бензопилой и повалили поклонный крест, который находился возле Октябрьского дворца в центре Киева, прямо над Майданом Незалежности. Одна из участниц движения, раскинув руки, сама встала на место креста. «Данным актом FEMEN призывает все здравые силы общества нещадно выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин», – заявили феменистки.

«FEMEN предупреждает Путина-Гундяева, что если активистки будут приговорены к тюремным срокам, то…

Вера у наших предков проявлялась во всем - в ремеслах, в народном песенном творчестве, в орнаменте одежды. Не везде возводились храмы, а вот обычай ставить поклонные кресты из дерева даже в самой маленькой деревушке хранится с древних времен. Сегодня крест - место молитвы и памяти. Один раз в году - перед Пасхой - кресты принято обновлять. Одевать, как говорят сельчане. Что за чудо такое - поклонный крест, мне рассказали сельские жители Каменецкого и Березовского районов.

В деревне Угляны Каменецкого района на перекрестке восемь крестов! Заглянула в ближайший дом. Анна Ивановна Кузько встречает на пороге, по–деревенски простодушно приглашает меня - незнакомку - зайти:

Кресты? Расскажу. Им много–много лет.

Анне Ивановне самой 95–й пошел. А кресты в деревне поставили, говорит, еще до ее рождения:

Мать рассказывала, что «при Литве» появились эти кресты. В безбожные годы их сняли и увезли в болото. Потом люди забрали их оттуда и поставили на месте…

Поклонные кресты изготовляются из дерева, реже из камня или металла, обычно двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток . В подножье Креста часто укладывают камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу , на которой был распят Господь Иисус Христос .

Традиция установления поклонных крестов имеет древние корни. Такие кресты вероятно были предшественниками часовен , особенно сродны они открытым часовням-столбам . Начало распространение Христианства на Руси часто связывают с установкой первого поклонного креста на Киевских горах - равноапостольной княгиней Ольгой или даже святым апостолом Андреем Первозванным .

Поклонные кресты ставятся в разных - чаще возвышенных - местах. Например, в случае переселения деревни - на старом месте и на том, которое хотят заселить; на границах; на перекрестках и вдоль дорог; на курганах. Поклонные кресты различают по причинам установки.

Обетные, памятные, благодарственные

Ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный .

Придорожные, межевые

Ставятся у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий и даже государств. Придорожные кресты в русской традиции часто имели "крышу" из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались голубцами . В начале XXI века стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог.

Поминальные

Ставятся на месте внезапной гибели христианина, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Один из наиболее известных поминальных крестов установленных в России последних лет был воздвигнут на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в году.

Приметные

Служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Они были распространены у поморов северной

Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому часто именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.


Обетные (памятные благодарственные) кресты ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые кресты устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйствен-ных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».

Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.

Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Приметный крест недавно был установлен на вершине г. Афон.

Кресты - заместители храма ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен т. н. Святославов крест, установленный при закладке Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском. Это Распятие с предстоящими, которое является подлинным шедевром древнерусского искусства.
Много таких крестов - заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси.

Процесс изготовления поклонного креста 6 метров


Изготовление поклонного креста в честь 400 летия дома Романовых(царский крест)

Установка Поклонного Креста возле храма мученика Уара в Химках.

Проезжая по юго-западному краю, весьма часто можно увидеть кресты на дорогах. Иногда вы встретите такие кресты в местах удаленных от поселений, диких и глухих, например, в лесах, на полях, горах, но все-таки при дороге или вблизи ее. Но обыкновенно кресты эти стоят при въезде в село, местечко, город, а часто и среди них, на площади. Нередко также они стоят при речках, ставах или прудах, особенно при мостах или на самих мостах. Везде эти кресты почти всегда деревянные и высокие. Форма их большей частью самая простая, образуемая коротким поперечником к верху прямого высокого столба.

Но случается, что на средокрестии бывает ободок или кружок, охватывающий углы его, вверху косо положенная дощечка, а три верхние конца оканчиваются шариками, конусами, или же бывают расширены и вогнуты. Бывает, что на кресте есть живописное, а чаще резное изображение распятия с обыкновенными прибавками, как-то: головою или черепом внизу, а по бокам копьем, губкой на шесте, лесенкой и проч. Изредка встречаются по поперечным концам изображения святых, особенно Богоматери, Иоанна Крестителя, ангела. Также редко, но все же встречается на средокрестии икона, иногда углубленная в него и застекленная. А рядом с крестами при реках, станах, мостах можно иногда видеть изображения св. Иоанна Крестителя на особом столбе или пьедестале, или же стоит одно такое изображение без креста, который находится в руке Крестителя. Встречаются статуйные подобия изображения и других святых, но это в особенности там, где гуще расположено население католическое. Простые кресты почти всегда непокрыты; если встречаются на них покрышки из треугольников, обнимающих три верхние конца креста, - так это редко. Но такие покрышки всегда есть на крестах с изображением распятия или образом в средокрестии; часто такие кресты имеют полную четырехсторонную, продолговатую крышу.

И простые кресты, и тем более кресты с распятием бывают иногда огорожены круглыми или квадратными решеткой, перилами или просто плетнем. Изредка встречается, что кресты с распятием вставлены на высокий каменный киот или под навес, имеющий позади стенку, а спереди опирающийся на деревянные или каменные колонки. Такие навесы имеют и вид балдахинов, встречаясь в этом виде особенно над колодезями, где они прикрывают и крест, и колодезь. Иногда такие балдахины переходят, наконец, в род беседки, даже каплечки или нашей часов­ни - со стенками и окошками. На самих распятиях с половины из них есть привески вроде передничков, или, как говорят в Белоруссии, фартушков, как и называются там обыкновенно такие привески. Иногда распятие опоя­сывается лентой, даже полотенцем (ручником). Но часто встречается, что такие привески, опоясывания есть и на крестах простых, без распятий, прицепленные к средокрестию, нередко случается, что таких привесок бывает много, причем еще у подножия креста можно видеть кло­чья прогнивших и сползших привесок или же нарочно сорванных за гнило­стью, растрепанностью. Иногда кроме этих полотняных, ситцевых, белых и цветных привесок можно видеть шнурки ожерельев и другие вещи. Весной, летом на таких крестах и распятиях можно увидеть венки из цветов или же просто цветы, засаженные за пояса на кре­сте или на распятии.

Значительная, если даже не большая часть описывае­мых крестов, особенно тех, которые стоят в селах или вблизи их, - без над­писей. Но другие имеют такие надписи, в одних местах на русском или сла­вянском, в других - на польском, изредка и латинском. Славянские или русские надписи видны на крестах новейших, но славянские попадаются и на старых. Надписи эти делались или на особых дощечках, прикрепленных к кресту, или на самом кресте под распятием, или сзади креста, если он с распятием, или вообще вдоль и поперек лицевой стороны, если крест без распятия. Эти надписи часто приглашали к молитвам за умерших. Часто они состояли из слов: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас! или: Помилуй нас, Господи, помилуй! или из польского: od powietrzu, gtodu, ognia i woyny zachoway nas, Panie! Или еще - из других молитвенных слов. Часто также в них говорилось, когда, по какому поводу или кем был поставлен крест. Очень часто поводом служили эпидемии - общие, как холеры 1830-1831 и 1847-1848 и 1852 гг., или местные. Часто также особенного повода не указывалось, а обозначался только строитель или строители, которые, поставив крест во славу Божию, просят у прохожих молитвы о себе. Как одна из самых общих черт этих крестов та, что они ставятся при дорогах, то есть придорожные, хотя подобные придорожные кресты ставятся, на­пример, на площадях, горах, при реках и прочее.

Формы крестов

По исследованиям археологов изображение креста имело следующие формы:

  • Крест в форме буквы X (decussata), называемый крестом св. апостола Андрея, который, по преданию, был распят на таком кресте.
  • Крест в форме буквы Т (commissa, patibulata) - такой крест у язычников был символом жизни, счастья. Было мнение, что на таком именно кресте был распят Спаситель наш, почему буква таи у древних писателей часто означала крест (см. Послание Варнавы). На древних могилах христианских открывают иногда изображение креста в этой форме. Думают, впрочем, что христиане, особенно в Египте, могли изображать на гробах букву Т как иероглифический символ жизни будущей, каким был этот знак у здешних язычников.
  • Крест (immissa) в привычной для нас форме. Эта форма общеупотреби­тельна. Св. Ириней говорит о кресте, что он имеет составов, концов и верхов пять: два в длину, два в ширину, один в средине (Lib. II. с. 24).

Блаженный Августин (354-430 гг.) говорил: «Была (в кресте) широта, на которой простерты руки; была долгота, подни­мающаяся из земли, на которой пригвождено тело; была высота, выступаю­щая вверх от того поперечного древа ». Вообще святые отцы любили применять к кресту выражение святого апостола Павла: «да возможете разумете со всеми свя­тыми, что широта и долгота и глубина и высота, и в образе четырехстороннего креста указывали символ всеобъемлющей любви Божией, все­сильного Промысла, простирающегося на все четыре стороны мира, иначе - весь мир ». Можно думать, однако же, что изображение креста в указанном виде окончательно сделалось всеобщим со времени Константина Великого и его знаменитого видения креста. После этого видения, повторившегося во сне, Константин приказал сделать знамя в виде креста, которое, по описанию Евсевия , видевшего это знамя, было устроено так: «на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Вверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показыва­ли имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из средины которых вы­ходило Р. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат - царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на рее, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение боголюбезного царя и детей его. Это-то спасительное знамя служило для него оборонительным оружием на врагов, и он приказал во всех войсках носить подобные ему ».

По описанию Евсевия должно судить, что новое знамя Константина имело именно третью форму креста +. Это знамя или хоругвь (labarum у римлян), которое обыкновенно носилось в войске Константина и у которого оно молилось торжественно, послужило, заметим, кстати, первообразом хоругвей, носимых доныне в крестных ходах у христиан западных и восточных. Что касается крестов с распятием, то если не с первых веков, то по крайней мере с довольно далекого време­ни распятие окружалось орудиями страданий Господа и другими предмета­ми, упоминаемыми в евангельском повествовании и распятии, также неко­торыми особенно символическими изображениями. Таковые: копье, трость, губа, титло вверху, голова или череп внизу, солнце, луна и др. Значение последних прибавок, т. е. солнца и луны, может быть известно менее дру­гих. Итак, скажем, что изображение солнца при распятии напоминало, по мнению одних, затмение солнца, последовавшее за последним вздохом Христа, по мнению других, солнце было здесь символом Божества, сияющего собственным светом, а луна, как тело темное, заимствующее свой свет от другого и подверженное переменам возраста и ущерба, была симво­лом немощной человеческой природы, соединенной с Божеством во Хри­сте. По обеим сторонам распятия часто ставились в древности изображе­ния Божией Матери и св. Иоанна Богослова, стоявших, по Евангелию, у креста Господня. Обыкновеннее всего они помещались на оконечностях по­перечной части креста с выражением глубочайшей скорби и с надписью: се сын твой, - се мати твоя . Впоследствии вместо Иоанна Богослова при кресте или на кресте вместе с Божией Матерью изображался и Иоанн Кре­ститель, что объясняется, конечно, изображениями в древних крещальнях, где при образе креста или Господа был, как мы видели, образ Крестителя. Такое изображение издавна получило у нас название Деисус.

Поклонные кресты на Руси

Теперь, если несомненно, что обычай водружать кресты при дороге, на полях, при входах в села и т. п. есть древний, христианский, православ­ный обычай, то естественно ожидать, что он явится и в земле русской! В самых первых христианских преданиях Руси мы уже встречаемся с обычаем ставить кресты на открытых местах. Кресты эти и у нас ставились почти при тех же случаях, поводах, какие видим в древней христианской церкви, хотя такие поводы могли проявляться у нас своеобразно, и самый обычай ставить их мог иметь своеобразное выражение.

По древним преданиям Руси водружение креста соединялось с началом христианской проповеди и служило знаком будущего или на­чинающегося торжества христианства над неверием.

Так, св. Нестор летопи­сец сообщает, что св. апостол Андрей, бывший на горах киевских, на одной из них водрузил крест, причем сказал ученикам своим: «видите ли горы сия? Яко на сих горах воссияет благодать Божия, и град будет велик, и церкви многи созиждет Бог ». Другие преда­ния прибавляют, что, поднявшись далее Днепром и достигши Новгорода, он невдали от него водрузил крест на месте, называемом теперь Грузино, в ста­рину Друзино. Еще далее, переправившись по Ладожскому озеру на остров Валаам, он ниспровергнул здесь идолы Перуна и Велеса и на месте их ста­вил каменные кресты. Каково бы ни было общее значение этих преданий в церковной истории, но упоминаемое в них водружение крестов имеет для нас смысл исторический: христианское предание народа помнило, привыкло представлять, что при начале христианской проповеди водружалось знаме­ние креста как знамение будущего или начинающегося торжества христиан­ства над неверием.

По свидетельству императора Константина Багрянородного, в земле печенегов (на юге Руси) еще в X веке в числе дру­гих памятников христианских, среди развалин древних городов находимы были каменные кресты, вырезанные из тофуса (гротный камень, мягкий, ноздреватый). Конечно, кресты эти делались не для поднятий на верхи хра­мов или домов. Они ставились отдельно, может быть, впрочем, на кладби­щах и могилах. Но касательно десятого века мы имеем более близкие пре­дания. Св. равноапостольная Ольга, которой крестивший ее патриарх Полиевкт дал крест, предрекши ей славу просветительницы и благословение от сынов русских от последнего рода, хотела водружением крестов заранее приготовлять землю русскую к освещению этим спасительным знаменем веры. Будучи в местности нынешнего Пскова и стоя на бе­регу реки Великой, в том месте, где в нее впадает другая река Пскова и где тогда был густой лес и многие дубравы, она увидела три светоносные луча, как бы падающие с неба на крутое возвышение противоположного берега. Видели этот свет и окружающие ее. Возрадовалась Ольга такому видению и возблагодарила Бога, веруя, что оно предзнаменовало просвещение страны благодатью Божьей. «Разумейте, - сказала она окружающим, - что на этом месте, освещенном тремя солнечными лучами, будет храм пресвятой Трои­цы, будет также великий и богатый город». Затем, помолившись, равноапо­стольная княгиня водрузила на том месте крест. Этот крест был взят впо­следствии в Троицкий кафедральный собор и там сгорел в 1509 году, а в 1623 году заменен другим, похожим на него. Св. Ольга поставила также кресты в Никольском погосте на реке Нарове и в других местах псковской стороны. Некоторые из них были еще видны в XVI веке. На месте, где стояла и имела видение св. Ольга, напротив псковского кремля и Троицкого собора, находится теперь часовня блаженной княгини при источнике, из которого летом и зимою струится чистая вода, имеющая целебное свойство. Но заметим в особенности связь водружения крестов с насаждением веры Христовой. «Нача, - говорит об Ольге жизнеописатель ее, - требища и кумиры со­крушать и в тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же те Хри­стовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Заметим также, что часовня, заменившая Ольгин крест, стоит при источни­ке, освященном цельбоносную благодатию.

Ставил ли кресты св. Владимир, подобно Ольге? Надобно ожидать, что он подражал бабке, память которой была для него одним из сильных побу­ждений к принятию христианства. Быть может, намек на это можно видеть в следующих словах митрополита блаженного Иллариона, в похвале его св. Владимиру: «Великий Константин с матерью своей Еленою утвердил веру, когда принес крест из Иерусалима и разослал части его по всему миру; а ты утвердил веру с бабкой твоею Ольгой, принесши крест из нового Иеруса­лима, града Константина, и поставив его на земле своей». В другом месте, изображая торжество в Руси христианства над язычеством, блаженный Ил­ларион говорит: «капища разрушены, и церкви воздвигаются; идолы низвер­гаются, и явились иконы святых; бесы убежали и крест освятил города». Можно в особенности ожидать, что равноапостольный князь поставил крест на месте общей, так сказать, крещальни русской, над Днепром, где крестил­ся по его призыву народ. По выражению памятников, место это со времени крещения киевлян считалось святым, но церковь на нем поставлена уже позже, а до того времени оно святилось стоявшим на нем крестом или ча­совней в виде крещальни. Говоря о крестах времени св. князя Владимира, мы не можем не остановиться на следующем важном указании из его цер­ковного устава. В этом уставе в ряду преступлений, предоставленных кня­зем церковному суду, исчисляются следующие: «церковная татьба, мертвецы сволочат, крест посекут, или на стенах трески емлють из креста». Выраже­ние «мертвецы сволочат, крест посекут» мы объясним ниже, заметив пока только, что под крестами, ограждаемыми законом от посечения, могли разу­меться и вообще кресты, поставленные на открытых местах, может быть, на местах прежних требищ и кумиров, где ставила кресты и Ольга. Обратим внимание на выражение «на стенах трески емлють» из крестов.

Кресты изображали на стенах храмов и домов

Обычай выставлять изображение креста не только на верху храмов, но и наружных стенах их, также на стенах домов был известен с глубокой древности. Владимир и современные ему христиане узнали о нем от своих учителей в вере. И вот, они вводят у себя этот обычай, выставляют кресты на стенах храмов, а более набожные, вероятно, и на стенах домов, хотя кресты эти еще следовало ограждать законом от христиан дурных или, по древнему выражению, двуеверных, а может быть и язычников.

Обычай выставлять крест на наружной стене храма удерживался некоторое время в Руси, но на западе, а по местам и в западной Руси, он удержался до последнего времени, - с тем, что он большею частью находится уже в притворе сейчас со входа в церковь; вместе с тем удержался обычай выставлять крест на наружной стене, особенно со входа дома, но уже не частного, а назначенного на какое-либо богоугодное дело, например, больницу, богадельню.

Кресты ставились в ознаменование утвержения веры

Долго еще после Владимира шла на Руси борьба христианства с язычеством и мусульманством, ознаменованная славными победами первого над последними: и когда неверующие обращались к вере, то не раз приходилось крестить их не в храмах, а в реках. Каждое подобное торжество христианства, как естественно и предположить, ознаменовалось построением священных памятников и если не церквей, то часовен и крестов. Укажем в особенности на землю псковскую, муромскую, суздальскую, где русскому христианству приходилось вести довольно упорную борьбу с язычеством и мусульманством после того, как на юге России оно уже прочно утвердилось.

Известны подвиги св. Авраамия Ростовского, который апостольским жезлом, имевшим наверху крест, сокрушил идол Велеса и обратил ко Христу многих язычников - жителей Ростова.

Известно также апостольство св. Леонтия, епископа Ростовского (ум. около 1077 г.), силою креста, с кото­рым он выступил против восставших на него язычников, и преклонившего сердца их к вере Христовой. В Муроме особенно славен апостольский под­виг св. Константина (Ярослава Муромского, ум. 1129 г.), который после му­жественной борьбы силою веры и слова покорил упорных язычников своей вере. Вообще же в суздальской земле торжество русского христианства окончательно утвердилось со времени Андрея Боголюбского, боровшегося, впрочем, не столько с язычеством, сколько с мусульманством, жившем в соседнем богатом племени волжских болгар, хотевших некогда обольстить и Владимира. В 1164 году Андрей одержал над болгарами славную победу, которая пришлась в одно время с победою, одержанною греческим импера­тором Маниулом над сарацинами мусульманами.

Оба государя приписали это дело победной силе креста и по взаимному соглашению установили или подтвердили новый праздник святому кресту 1-го августа, во время которо­го в Константинополе, а потом и Руси совершались крестные ходы. Эта, конечно, сила креста помогла Андрею обращать к вере болгар, даже евреев, что летопись относит к славе этого боголюбивого князя.

Намогильные и обетные кресты

Кроме крестов, ставившихся на местах разрушенных идолов, или вооб­ще в знамение будущего или начинающегося торжества христианства над неверием, ставились еще у нас кресты над могилами. Описывая похоронные обычаи славян русских племен в язычестве, препо­добный Нестор летописец говорит, между прочим, что они сожигали мертве­цов на кострах или колодах, потом кости или пепел их собирали в сосудину малу и ставили на столпе при путях. В житии св. благоверного князя Константина (Ярослава) Святославича, просветителя муромской земли, го­ворится еще, что такие сосуды ставились также на столпах при распутьях или перекрестках. Потому что у некоторых славянских племен (например, у чехов) во времена языческие происходили на перекрестках игрища с переряживаньями или в масках, чем и хотели представить страшные образы мертвецов. Народ наш и доселе питает суеверный страх к перекресткам, думая, что здесь собираются души умерших, также лешие и перешедшие в бесов.

Не лишним для нашей цели будет заметить также, что обычай ста­вить остатки умерших на столбах, при дорогах и перекрестках был не исключительный; хоронили умерших и в земле, причем над могилою насыпали холмы или курганы, а в могилу с мертвым клали ременные плетенки, либо привешивали такие плетенки из ремня, ветвей, к столбам, на которых были урны с прахом, к деревьям, близким к могиле, - для того, чтобы плетенки эти служили лесенками для умерших при выходе их из загробного мира; наконец, хоронили иногда на горах, также при источниках, реках, вообще при водах, так как водный путь считался у язычников путем в мир загроб­ный. Но повторяем, обычай хоронить или ставить урны на столбах, при до­рогах и распутьях или перекрестках был главным из похоронных обычаев наших предков в язычестве; без сомнения, он должен иметь свой нравствен­ный смысл, свое значение для их жизни. Очень возможно, что он имел для них тот же нравственный смысл, как и для древних образованных язычни­ков: т. е. придорожные могилы или придорожные столбы с урною должны были напоминать прохожему о тленности человека.

Но можно думать, что эти могилы и столпы имели еще особенное общественное значение. Извест­но, что при переходе первобытных людей от жизни кочевой, скитальческой к оседлой, первым пунктом оседлости их служат большею частью могилы отцов, кровных. Они служат первой поземельной собственностью, отчи­ною для поселенцев, обозначают межи или границы, поземельные владения семейств, родов, племен, границы, дающие направления и дорогам. Вот по­чему чур (дед, прадед умерший) и домовой (тоже возникший из почитания умерших родоначальников) представляются по старинным верованиям ох­ранителями границ, дома, двора, усадьбы, владения. Вот почему нарушение межевых знаков и уничтожение или передвижение межей чужих считалось исстари тяжким религиозным преступлением: здесь было не только посяга­тельство на чужую собственность, но и оскорбление памяти, чести, праха отцов. Вот почему, наконец, слово чур, утеряв первобытное значение свое, стало означать рубеж, межу (например в детских играх Великорос­сии), также условие, запрет, например чур молчать!, чур не трогать!, чур разделить поровну, чур не давать никому!

При таком нравственно-общественном значении обычая погребать умерших при дорогах, на распутьях, на границах селений, городов, неудиви­тельно, что предки наши и ставши христианами не изменяли этого обычая. В самом деле, в древнейшей Руси мы почти не примечаем таких общих кладбищ, какие есть теперь. Некоторые историки, археологи наши оговари­ваются, что тогда хоронили внутри городов и селений, среди жилых мест. Бесспорно, было и так; но еще чаще, особенно в первые времена, следовали обычаю старины, хороня умерших при дорогах, на перекрестках и других проезжих местах. А где были могилы, там являлись и кресты. И, быть может, не на одном из придорожных столбов, где прежде стояли урны, теперь во­дружено знамя креста, ради новых могил христианских. Или же воздвигали нарочно такие столпы, но уже не с урною, а с крестом наверху. Быть может, новые христиане русские, скорбя об умерших в язычестве отцах и сродни­ках, находили в простоте веры своей некоторое утешение, ставя на могилах их или вблизи их освящающее знамя креста, подобно тому, как Ярослав утешал себя за умерших в язычестве дядей Ярополка и Олега тем, что пове­лел окрестить вырытые из земли кости их и похоронить в церкви. Как бы то ни было, появление вместе с христианством крестов на дорогах и пере­крестках, как самых обыкновенных мест погребения умерших, представляет­ся для нас делом естественным, фактом положительным.

Теперь же мог возникнуть обычай воздвигать кресты на пригорках, го­рах, холмах, где, как мы замечали, также любили хоронить умерших в язы­честве и где продолжали хоронить и в христианстве. Отсюда известный на­родный праздник Красной горки, в котором христианские обряды поминок по умершим соединялись с языческими. Столь же естественным представлять себе появление вместе с христианством крестов на реках, источниках, колодезях, вблизи которых в язычестве также хоронились иногда умершие; и которые вообще считались местами выхода душ из подземного мира. Впрочем, происхождение крестов в подобных местах может быть объяснено еще и другой причиной, о которой мы отчасти упоминали, а именно - памятью о крещении в первые века христианства, когда и в древней церк­ви, и у нас крестили новообращенных в реках, источниках, как крестят не­редко и теперь наши миссионеры. Указав на первоначальную связь придо­рожных и вообще стоящих на открытых местах крестов с надмогильными, ограничимся затем ссылкой на два-три примера из позднейшего времени, доказывающие эту связь.

Так, есть основание думать, что божница в виде ли часовни или креста построена была при реке Альте на месте убиения св. князя Бориса. Правда, в Лаврентьевской летописи говорится только о церкви во имя свв. Бориса и Глеба, но в Ипатьевской рядом с церковью упоминается и божница. Гово­ря под 1154 г. о разорениях от половцев, эта летопись выражается: «много зла сотвориша половцы около Переяславля, и пожгоша села вся и алътскую божницу и святою мученику Бориса и Глеба (т. е. храм, как и прибавлено в списке Хлебниковском) зажгоша ». На месте древнего храма в 1664 г. Григо­рий Бутович, протопоп Переяславского Успенского собора, поставил боль­шой каменный крест, быть может, по народной памяти о прежде бывшем здесь кресте. А в 70-х годах XVII столетия Феодосий, игумен межигорский, возобновил, было, и божницу; в последний раз она возобновлена была в 1832 г. Возобновляем был и древний храм Бориса и Глеба.

Вообще открытие костей человеческих при раскопке мест вблизи при­дорожных, полевых крестов дело, сколько мы слышали, частью и сами ви­дели, довольно нередкое. И это обстоятельство свидетельствует, что кресты суть памятники бывших здесь некогда кладбищ или хоть нескольких могил. Вероятно, что при нарочитых поисках около этих крестов открылись бы также следы фундаментальных строений, как это случилось при копании рва близ моста, где стоял гродненский крест, а это вероятное открытие ука­зало бы не в одном из придорожных, полевых, стоящих на площадях, кре­стов, памятник бывших тут некогда церквей. Нельзя при этом не вспомнить правило митрополита Иоанна (1080-59). «Если разрушится церковь, - го­ворит он, - то место алтаря, где находилась святая трапеза и приносилась бескровная жертва, следует оградить и хранить неприкосновенным, как свя­тое и честное» (правило 11). Не остается ли предположить, что для лучше­го запечатления памяти о таком месте, как месте священном, ставился крест с некоторою оградою вокруг него? Потому мы думаем, что если бы кто в за­падном крае пожелал отыскивать следы церквей на местах, где стоят теперь кресты, то ему надлежало бы обратить внимание прежде всего на кресты, огороженные перилками и т. д.

Предание, что придорожные и полевые кре­сты были иногда крестами намогильными, послужило источником народно­му мнению, что под этими крестами лежат или утопленники, или самоубий­цы, или же убитые на дороге разбойниками. Отдельные случаи такого рода были очень возможны. Утопленники, особенно вольные, и другие, лишив­шие себя жизни, издавна считались отверженными; народ страшился их, не хоронил их на общих кладбищах; но любовь родственная, участие друже­ское, наконец, христианское милосердие часто шли наперекор такому взгля­ду, поощряемые примером самой церкви, которая в известные дни молится об упокоении всех умерших, в том числе, например, утопленников. И вот, ставили люди кресты над могилами указанных людей, или в память их, в человеколюбивой мысли, что не будут ли помилованы и эти несчастные во всеобъемлющей искупительной силе креста и при молитвах христиан, про­ходящих и проезжающих мимо водруженных над ними крестов. Что касает­ся до поставления крестов на могилах или месте убиения людей, убитых где-либо на далекой от жилья человеческого дороге, то об этом в западном крае можно бы собрать живые свидетельства старожилов. Обычай этот, как известно, есть и в Великороссии.

Крест при дороге, пред селом, среди села, при реке, колодезе, на поле, на горе, в лесу служит действительным источником ободрения, утешения для всякого доброго христианина из посе­лян, проводящих половину, если не большую, своей тяжко-трудовой жизни под открытым небом. В нем чувствуется для него знамя любви Божией, по­всюду встречающей человека и спасающей его от бед и напастей, врагов ви­димых и невидимых. Это чувство высказывается темно, безотчетно, своеоб­разно, наивно: но оно живо и живительно.