Старинные легенды и предания о растениях. Классный час на тему: "Растения в легендах и преданиях"

Греческие мифы это повествование о богах и героях, о жизни и смерти, о животных и цветах , пришедшие к нам из глубины веков. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

Мифы древней Греции представляют собой куда более широкую область применения, чем мы привыкли считать. Они являются не только уникальным феноменом древней литературы, имеют близкую связь с историей и искусством, а так же показывают процесс развития человека. Внимательно исследовав мифологию, не сложно отследить эволюцию сознания человека, совершенствование его культуры, философии и даже прикладной ежедневной деятельности.

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Деметры в окружении цветов , о которых сложено множество мифов , Афины Паллады воительницы, относятся к древнейшему хтоническому периоду. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы гомеровской мифологии. В дальнейшем приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать ее географическое распространение (так называемая географическая мифология) и исторические особенности тех или иных местностей, к которым приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Например, Эдипа нельзя оторвать от Фив, мифы о Тесее относят к Афинам, о Менелае и Елене к Спарте и др. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора греческой мифологии получает то или иное оформление и использование.

Философы древности, понимая под богами те или иные философские категории, строили на них целую систему философии. Платон и Аристотель рассматривали греческую мифологию в качестве художественной формы или одной из форм наивного народного мышления. Для стоиков греческая мифология имела также аллегорический смысл. Для эпикурейцев боги особого рода существа, возникшие из атомов, не имеющие ни силы, ни желания воздействовать на мир и являющиеся идеалами спокойной, безоблачной жизни. Скептики, отрицая познаваемость всего существующего, доказывали непознаваемость и немыслимость мифологических существ.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов.

Будучи в течение тысячелетий формой осознания бытия и природы, мифология Древней Греции рассматривается современной наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, ее страданиях и радостях.

Растения в легендах и сказаниях Руси


Воронкина Людмила Артемьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти

Данный материал будет интересен учащимся среднего и старшего школьного возраста.
Цель: расширение кругозора детей.
Задачи: познакомить учащихся с красивыми историями, связанными с растениями.

По древним преданиям растениями землю одарил восточнославянский бог Ярило (по мнению ученых, слово это восходит корнями к двум словам яра-весна, и яр-год, не секрет, что раньше, в языческое время, год вел свой отсчет от весны). "Ох ты, гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми..." И так каждую весну, расцветает земля от зимнего сна.

ЛЕГЕНДА О ЛАНДЫШЕ

В древнеславянских сказаниях цветы ландыша называли слезами Волховы (хозяйка подводного царства), которая любила гусляра Садко, сердце которого принадлежало земной девушке - Любаве. Узнав, что сердце возлюбленного занято, Волхова не стала открывать своей любви Садко, но иногда по ночам, при свете луны на берегу озера, она горько рыдала. А крупные слезы-жемчужины, коснувшись земли, прорастали ландышами. С тех времен ландыш на Руси стал символом скрытой любви.

ЛЕГЕНДА О РОМАШКЕ

На свете жила девушка и был у нее любимый - Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать - и приснился ему простой цветок - желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветуечка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого - Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке - "Лю-бит-не любит!"

ЛЕГЕНДА О ВАСИЛЬКЕ

Старинный народный миф повествует о том, как в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Любовь их была взаимной, но влюблённые никак не могли решить, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием и превратила его в полевой цветок цвета прохладной синевы воды. С тех пор, каждое лето, когда зацветают синие васильки в полях, русалки плетут из них венки и надевают на головы.

ЛЕГЕНДА ОБ ОДУВАНЧИКЕ.

Однажды цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился тюльпан. Богиня решила поговорить с ним:
- О чём ты мечтаешь, Тюльпан? - спросила она.
Тюльпан, не задумываясь, ответил:
- Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой.
От самонадеянности тюльпана богиня погрустнела. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза.
- Могла бы ты стать моим любимым цветком, Роза? - поинтересовалась богиня.
- Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти, где попало. Мне нужны опоры и очень хороший уход.
Ответ розы не понравился Богине и она отправилась дальше. Вскоре она вышла на опушку леса, которая была покрыта фиолетовым ковром фиалок.
- Ты бы стала моим любимым цветком, Фиалка? - спросила Богиня, глядя с надеждой на маленькие изящные цветы.
- Нет, я не люблю внимания. Мне хорошо здесь, на опушке, где я спрятана от любопытных глаз. Ручей поливает меня, могучие деревья заслоняют от жаркого солнца, которое может повредить моему глубокому насыщенному цвету.
В отчаянии Богиня побежала, куда глаза глядят и чуть не наступила на ярко-желтый одуванчик.
- Тебе нравится жить здесь, Одуванчик? - спросила она.
- Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно: по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям.
Богиня улыбнулась:
- Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей.
С тех пор одуванчики цветут долго и практически в любых условиях.

ЛЕГЕНДА ОБ АНЮТИНЫХ ГЛАЗКАХ

На Руси существовало поверье, что жила-была красавица Анюта добрая и доверчивая, да всей душой полюбила она красавца-соблазнителя, но он испугался ее любви и уехал, пообещав скоро вернуться. Долго ждала его Анюта глядя на дорогу, угасая от тоски и умерла. На могиле у нее выросли трехцветные «фиалки», и каждый из цветов олицетворял собой Анютины чувства: надежду, обиду и печаль от неразделенной любви.

ЛЕГЕНДА О РЯБИНЕ

Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался, пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

ЛЕГЕНДА О КАЛИНЕ

Когда-то давно, когда ягоды калины были слаще малины, жила-была девушка, влюбленная в гордого кузнеца. Кузнец не замечал ее и часто гулял по лесу. Решила она тогда поджечь лес. Пришел кузнец к своему любимому месту, а там лишь куст калины растет политый слезами, а под ним сидит заплаканная девушка. Пролитые ей слезы не дали сгореть последнему кусту в лесу. И тогда прикипело сердце кузнеца к этой девушке, да было поздно, как и лес, сгорела молодость и красота девушки. Она быстро состарилась, но к парню вернулась способность отвечать на любовь. И вплоть до старости он видел образ юной красавицы в своей сгорбленной старухе. С тех пор, ягоды калины стали горькими, как слезы от неразделенной любви.

ЛЕГЕНДА О ШИПОВНИКЕ

Существует легенда, которая рассказывает, откуда же появился сам шиповник и как были обнаружены его целебные свойства. Когда-то полюбили друг друга молодая казачка и юноша, но старый атаман тоже положил глаз на красавицу. Он решил разлучить влюбленных и отправил молодого парня на военную службу. На прощание тот подарил своей возлюбленной кинжал. Старый атаман хотел заставить казачку выйти за него замуж, но она сбежала и убила себя подаренным оружием. На месте, где пролилась ее алая кровь и вырос куст, который укрылся красивыми цветками с обворожительным ароматом. Когда атаман хотел сорвать удивительный цветок, куст покрылся колючими шипами и как не старался казак, у него ничего не получилось, только руки все изранил. Осенью на смену цветкам появились яркие плоды, но никто не рисковал их даже попробовать, однажды бабушка старая села отдохнуть с дороги под кустом и услышала, как он к ней девичьим голосом промолвив, чтобы не боялась она, а приготовила чай из ягод. Послушалась старушка и выпив чай, почувствовала себя на 10 лет моложе. Хорошая слава быстро разошлась и шиповник стали знать и использовать в лечебных целях.

ЛЕГЕНДА О БОЯРЫШНИКЕ

По русским преданиям, жила в деревне зеленоглазая девушка с красивым лицом, выше всех добродетелей она ценила верность и чистоту. Но приглянулась она внуку Чингисхана, Бату-хану. Несколько дней он безуспешно пыталась поговорить с ней, но девушка была помолвлена и не отвечала Бату-Хану. Тогда Бату-Хан выследил ее, однако не испугалась русиянка, выхватила из-под шушпана кинжал и ударила себя в грудь. Упала замертво к подножию боярышника, и с тех пор молодых девушек на Руси стали называть боярышнями, барышнями, а молодых женщин - боярынями.

Легенда о растении кукушкины слезы

Говорит о том, что кукушка на праздник вознесенья плакала над этим растением и на его цветках остались пятнышки от ее слез. Присмотритесь внимательно и вы действительно увидите пятнышки - вот почему растение назвали кукушкины слезы! Другое название кукушкиных слез - ятрышник пятнистый.

ЛЕГЕНДА О ПАПОРОТНИКЕ

Всем известна эта легенда, повествующая об Иванове дне (Языческий праздник Ивана Купалы, ранее, до крещения Руси отмечавшийся в день летнего солнцестояния (т.е. самого длинного светового дня года), сейчас его отмечают 7 июля в день Рождества Иоанна Крестителя т.е. астрономическое соответствие языческому празднику теперь утеряно). Так вот, по легенде, именно в полночь на Ивана Купалу зацветал ярко-огненный цветок папоротника, да такой яркий, что смотреть на него невозможно и раскрывалась земля, выставляя напоказ все сокровища и клады. Невидимая рука срывает его, а руке человека почти никогда не удавалось это сделать. Кто сумеет сорвать этот цветок, тот приобретет власть повелевать всем. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали «в чем мать родила» по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

ЛЕГЕНДА ОБ ИВАН-ЧАЕ

Связана она с русским старинным словом «чай» (не напиток!), которое обозначало: скорее всего, пожалуй, по всей видимости и пр. В одной русской деревне жил парень Иван. Очень любил он красные рубахи, бывало наденет рубаху, выйдет на околицу и ходит вдоль опушки леса, гуляет. Жители села увидев яркий красный цвет среди зелени говорили: «Да это Иван, чай, ходит». Так привыкли к этому, что даже не заметили как Ивана в селе не стало и стали говорить на появившиеся внезапно у околицы алые цветы «Да это Иван, чай!»

ЛЕГЕНДА О КУПАЛЬНИЦЕ

Старинная легенда о купальнице пришедшая к нам из Западной Сибири: "Стройный молодой пастух Алексей пригонял часто табуны коней на водопой к Байкалу. С разгону влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был Алексей. Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея, но ни одна из них не удостоилась его внимания. Уныло вздыхая, русалки погрузились на дно озера, но одна так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она стала выбираться из воды и незаметно преследовать пастуха. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Однако Алексей ничего не замечал. Иногда он обращал внимание на необыкновенные очертания тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Но и тогда только смеялся и так разгонял коня, что русалка в страхе отскакивала в сторону. Последний раз она сидела недалеко от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шёпотом, грустной песней и бледной улыбкой, но когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок Купальницы, который сибиряки ласково называют Жарками."
Как видите, множество сказаний повествуют нам о событиях связанных с растениями. В основном все связаны с высшими человеческими чувствами: любовью, гордостью, верой, надеждой, верностью, смелостью. Также существует ряд преданий о целительной силе растений.

ЛЕГЕНДА О САБЕЛЬНИКЕ.

Есть растения, что будут хорошо цвести в тяжелых условиях - хоть дома хоть на дворе. Понимая к какой разновидности относится цветок, надежно организовать надлежащий климат. Все известные цветы разделяются на классы. Иные возможно выращивать только на улице. Иные цветы получится развести исключительно в домашних условиях без улицы. Критичные условия выращивания складываются из контроля влажности атмосферы, интенсивности поступления воды в грунт и контроля безопасной температуры. Освещение есть одним из критичных составляющих.

Про то, как пришли на Землю цветы

“Сказка - ложь, да в ней намек”, - говорит народ.Во мраке и стуже будто-бы лежала когда-то Мать Сыра Земля - нигде не было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило (бог солнца, весны и плодородия у древних славян): "Взглянем сквозь тьму кромешную, хорошо ль, пригожа ль она, придётся ль по мысли нам?" Он пронзил пламенем взора своего слои мрака, что лежали над спавшей Землёй. Сразу воссияло красное Солнце, полились жаркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля и нежилась в юной своей красе, будто невеста на брачном ложе. Жадно пила щедрые солнечные лучи, набираясь до полных краёв живоносной силой. Молвил тогда Ярило, посветлев мудрыми очами: "Ох ты, гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми..." Вот так будто бы и появились на нашей Земле цветы.

По древнеславянскому поверью, каждую весну пробуждается Ярило от долгого зимнего сна, садится на коней своих - на сизые тучи, хлещет золотой вожжой, палючей молнией Мать Сыру Землю. Мать-Земля от того просыпается, молодеет, красит лицо своё цветами и злаками, пышет силой, здоровьем. Всё оживает - и поля, и луга, и рощи, и дремучие леса. Ликует всё живое на Земле!

Про то, как пришли на Землю цветы, в народе вот еще что сказывают... Возвращался будто бы Иван-Царевич от Бабы Яги. Доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону - повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону - радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки-цветочки. Одни цветы были добрые - от следов Ивана-царевича, а другие, злые и ядовитые, - это там, где Баба Яга ступала...

"Знаете ли вы, как растет трава? Много раз слышала я от стариков, рассказывающих бывальщины, что стоит припасть ухом к земле - и услышишь, как поднимается и шелестит, и скрипит, и стонет, набирает сил крохотный росток. Если крепко спишь на зорьке – этого не увидишь, не услышишь. Человеку трудно дается привычка вставать с солнцем. Но коль уж воспитал он в себе эту привычку, то будет вместе с зеленью, вместе с цветами радоваться утреннему пробуждению природы, и любой цветок – даже самый крохотный и самый неказистый, что поднялся у него на глазах, станет ему близок и дорог, он не сорвет его бездумно, чтобы тут же затоптать в пыли…Потому что сам будет причастен к великому таинству волшебницы Флоры."

По материалам книги В.С.Моложавенко "Тайна красоты" Легенды о цветах

Нарцисс.

О происхождении нарцисса существует миф. У речного бога Кефисса был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нём остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая ещё раз полюбоваться собою в воде.

Издали ирисы кажутся маленькими маячками, указывающими путь морякам. Проросли они, согласно поморской легенде, из слёз рыбачки, которая часто оплакивала разлуку с мужем.

В японских семьях в традиционный праздник мальчиков из цветов ириса готовят магический талисман, который должен вселить в душу юноши отвагу.

Там было много ярких роз

Редчайшей красоты.

Я удержать не в силах слёз,

Как вспоминаю те цветы.

По древней легенде роза родилась из пены,покрывшей тело Афродиты, выходившей из моря после купания. Боги обрызгали прекрасный цветок нектаром, придавший ему чудесный запах. Роза была белой, пока Афродита не узнала о своём раненом возлюбленном Адонисе.По пути в рощу Пифона, где умирал её любимый, Афродита поранила ноги о шипы розы. Капли крови окрасили белые розы в ярко-красные.

В другой легенде говорится о розе, созданной богиней Флорой.Флора,поражённая стрелой Амура, воспылала к нему любовью.Но Амур-Эрос избегал Флору. Тогда она решила сотворить цветок, сочетавший бы в себе смех и слёзы, грусть и радость.Увидев сотворённый прекрасный цветок , Флора пыталась выкрикнуть имя Эроса, но успела произнести только: "рос". Цветы, ростущие кругом, подхватили это слово. С тех пор цветок безответной любви называется РОЗОЙ.

Следующая легенда гласит о том, что роза появилась благодаря богине охоты Диане. Диана, приревновавшая Эроса к нимфе Розалии,лишила её жизни в колючем терновнике. Найдя нимфу, эрос безутешно оплакивал возлюбленную, и слёзы капали на терновник, растущий рядом. Куст расцвел белыми цветами.

Есть легенды, связанные с Амуром.Во время танца Амур опрокинул вино на белые розы и те окрасились в красный цвет.Когда Амур нюхал розу, его ужалила пчела. В гневе бог любви выстрелил в цветок, и у розы появились шипы из стрелы Амура.

Другая легенда гласит о том, что шипы появились на розе в тот момент, когда Вакх пытался овладеть нимфой.

Людям, которые увлекаются выращиванием цветов, будет интересно узнать, какие свойства приписываются тому или иному растению, какие легенды окружают тот или иной цветок.

Цветы с древних времен радовали человека, использовались лекарями, служили для украшения алтарей и для многих других целей. Не удивительно, что каждый цветок получал свою историю и наделялся сверхъестественными свойствами.

Так, легенда о розе гласит, что этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой и поначалу был белым, но от капельки крови богини любви и красоты, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах, а лепестками усыпали путь победителей.

О лилиях также сложено много историй, мифов и легенд . Ее называют повелительницей цветов и всегда связывали с чистотой и невиностью. Свое имя она получила от древних слов, означающих «белый-белый». В средние века в Европе считали, что этот цветок способствует превращению металлов в золото.

Кувшинка — не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.

Легенда рассказывает, что в бутоне тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться. Только детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

На Востоке хризантему называют цветком белого дракона. Есть такая легенда: хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само Солнце, но не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал дракон Солнце, а горячие искры превращались в цветы и падали на Землю.

«Когда я радостен — пишу орхидеи. когда сердит — пишу бамбук», — говорил один буддистский монах. Тонкость и чувствительность человека поэтически сравнивалась с тонкими листьями орхидеи , реагирующими на малейшее дуновение ветра.

Существует легенда, что папоротник цветет только раз в году в ночь на Ивана Купала, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. Согласно народному преданию, тот, кто найдет волшебный цветок папоротника , станет мудрым и счастливым в жизни.

Есть легенды и о происхождении цветов в целом. Согласно одной из них, цветы жили в Раю, но однажды заметили, что горе и печаль одолевают людей. Спустившись на Землю, они усеяли ее таким разнообразием, что эти чудесные краски и упоительное благоухание стало приносить утешение людям.

Конечно, все это плод человеческой фантазии, но, согласитесь, приятно знать, что у цветка, который растет на вашем садовом участке , такое богатое, уходящее корнями в глубину веков, прошлое.

Бальзамин (лат. Impatiens) – вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства Бальзаминовых (Balsaminaceae).Вечноцвет».

Подобное происхождение имени вполне объяснимо. Бальзамин получил его благодаря своей потрясающей возможности цвести практически без перерыва круглый год. {14}

Но подобной радости удостаивается отнюдь не каждый владелец растения. Лишь те, кто всем сердцем полюбит его, могут рассчитывать на красоту вблизи себя.

Бальзамин в мире имеет множество названий, с которыми связаны как легенды, так и простые наблюдения. Например, есть легенда, которая обьясняет, почему бальзамин называют «Огонек». «Случилось это давным-давно. Проводила девушка своего жениха на битву с врагами. Обещал парень вернуться и попросил девушку засветить в окошке красный огонёк, чтобы звал и манил он домой усталого воина. Но не помог ему огонёк в девичьем окошке - не вернулся воин домой, пал в кровавой битве. Не хотела верить в это девушка, всё ждала своего любимого, а в её окошке всё горел красный огонёк. Прошло время, девушка состарилась и умерла, а огонёк превратился в красивое растение со светящимися цветочками, которые будто зовут и манят кого-то домой…» {4}

«Недотрога». Такое название связано с тем, что коробочка бальзамина с созревшими семенами при малейшем прикосновении резко раскрывается и выстреливает семена. Растение как бы предупреждает, что не стоит лишний раз трогать нежный стебель и созревшую коробочку.

«Ванька Встанька». Такое название бальзамин получил за способность стебля поворачиваться кверху, какое бы положение не занимал цветочный горшок.

«Ванька мокрый». Русское название, возможно, произошло по одной из дух причин. К самой простой следует отнести выступающие на прожилках или краешках листьев капельки жидкости. Вторая же появилась из легенды. В ней говорилось о прогулке двух влюбленных. Парень настолько спешил нарвать букет любимой на берегу речки, что сорвался в воду. Несмотря на весьма жалкий вид ухажера, девушка бережно приняла уцелевшие цветочки из его рук. Но вскоре не удержала все в тайне, разболтав подружкам о явлении «Ваньки мокрого». С тех пор красивые цветочки служили напоминанием того, что природа обязательно укажет на место человеку, который излишне спешит.{15}

«Прекрасная венка». Так говорят о бальзамине в Австрии. Для местных жителей растение очень сильно напоминает красивую девушку. Русские же отлично знают, как на самом деле должны выглядеть красавица,поэтому подобное название вызывает лишь усмешку по поводу вкусов австрийцев.

В Англии бальзамин называют «болтушкой Люси», «хлопотуньей Лиззи» (Busy Lizzie), в Германии – «усердная Лиза». Это имя возможно растение бальзамин получил из-за постоянного цветения без устали.

Существует еще одна красивая легенда об этом цветке, которая перекликается по смыслу с той, которая была описана выше. Провожала девица Лада жениха на сечу. Уходил он с княжеской дружиной далеко, в степи дикие, половецкие. Горели костры, гремел звон набатный, а Лада никак не могла от суженого оторваться: будто сердце её беду чуяло.

– Я вернусь к тебе, зорька моя ясная, – говорил жених, – на самом краю света отыщу тебя. А чтоб легче искать мне было, засвети огонёк в своём оконце, он мне дорогу укажет.

Ушёл в поход храбрый русич и домой не воротился. Сложил буйну голову у Каялы-реки, на краю степи половецкой. А Лада всё ждала его, и светился огонёк в её окошке. Год ждала, и другой, и третий. Так и прошла вся жизнь в тоске и печали по суженому. Думала: вот-вот постучит в дверь, огонёк завидев. Состарилась Лада, умерла, а огонёк заветный так и остался светить – он в красивый цветок превратился.{16}

Базили́ к (лат. Ócimum) - род однолетних и многолетних трав и кустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae).

Представители рода - уроженцы тропических и тёплых умеренных областей Старого Света.

Видовое название базилика происходит от древнегреческого слова «basilikohn», которое переводится как «королевский», намекая на отношение древних греков к этому растению как к благородной пряности. Древние римляне называли базилик «королем пряных трав».{9}

Во многих христианских странах существует обычай в пасхальную неделю украшать базиликом кресты, находящиеся в доме. Появление этой традиции объясняет древнегреческая легенда о том, что на могиле Христа вырос базилик, который указал его ученикам на место погребения Учителя.

Однако на острове Крит существует другая легенда, объясняющая этот обычай. В ней говорится о том, что запах базилика, указал святой Елене путь к кресту, на котором был распят Христос. Теперь на этом месте расположен один из самых древних и знаменитых христианских православных монастырей — Ставровуни . Индусы считают, что если в гроб с усопшим положить лист базилика, то он поможет ему попасть в рай.

В христианской религии с базиликом связан необычный способ испытания веры. В праздник Воздвижения Креста прихожанам в церкви раздают по веточке базилика, которую они приносят домой, и ставят в воду. У прилежных прихожан базилик стоит долго, даже новые листики прорастают, а у тех, кто много грешил, растение завянет. {10}

Народные названия базилика – пахучка, душк, душистый василек. Здесь у некоторых авторов происходит путаница. Однако, если обратиться к словарю Даля, то все становится на свои места:» Василек в Малороссии волошка, а василек или душистые васильки, зовут там растение из семейства мят, Ocimum Basilicum, базилик, душки».

По преданиям и легендам базилик-символ любви, бессмертия, семейного благополучия. На Украине его вместе с другими растениями вплетают как оберег в свадебный венок. По народным поверьям он обладает способностью усиливать любовь, привораживать и потому девушки кладут его за пазуху, зашивают в подол платья, добавляют в пищу своему избраннику. {11}

Между прочим, в старину на Руси и в Украине в крестьянских домах, кроме традиционной герани, выращивали и базилик в горшках на окнах из-за его красивого вида и приятного запаха. В разных странах с базиликом связано много поверий. В Древнем Египте базилик использовали при мумифицировании, венки из базилика найдены в пирамидах. В древних трактатах описаны лечебные свойства базилика. Издавна известно: базилик обладает дезинфицирующим свойством, его эфирное масло обладает бактерицидным действием. Базилик оказывает благоприятное действие на желудочно-кишечный тракт, на систему кровообращения, на центральную нервную систему. Отвар листьев базилика применяют при простудных заболеваниях верхних дыхательных путей, при лечении мочевыводящих путей. Помогает базилик при стоматите и аллергическом дерматите, при плохом аппетите.{12}

В античности базилик считался священным растением, применялся в ритуальных обрядах и имел божественную силу. В сегоднешней Греции, базилик охотно выращивают как декоративное растение и используют в религиозных ритуалах как символ изобилия. Древние римляне считали базилик символом плодородия, любви и семейного благополучия.

Существует легенда, что базилик получил свое название от ужасающего василиска, полуящерицы, полудракона, мифического существа со смертельным взглядом, согласно греческой мифологии. Базилик считался противоядием от взгляда, дыхания или даже укуса василиска. Хотя эти сведения перешли в область преданий, позднее, в средневековье, базиликвсе еще считался лекарственным средством от ядовитых укусов.{4}

А вот в Индии базилик до сих пор признается самым священным после Лотоса растением. Это чистая Саттва. Базилик раскрывает ум и сердце, наделяет энергией любви и божественной преданности. Силу этого растения связывают с богом Вишну. Оно усиливает веру, сострадание и ясность ума. Из его стеблей делают четки, а употребленный внутрь он дает божественную защиту, очищает ауру и укрепляет иммунную систему. По легенде, базилик содержит семя Шивы, которое наделяет силой чистого сознания. Живой базилик в виде комнатного растения рекомендуют, иметь в каждом доме для очищения жизненного пространства.

В Индии существует легенда, что Прекрасная Тулси когда-то была возлюбленной Вишну…

В разных странах с базиликом связано много поверий. В Индии верили, что листик базилика предоставляет для умершего «паспорт» в рай. Индусы считают, что если в гроб с усопшим положить лист базилика, то он поможет ему попасть в рай. Также в Индии базилик считается растением-воплощением богини Туласи — богини верности. По легенде когда-то жила на свете женщина по имени Вринда. Была она замужем за мужчиной, который принадлежал к низшей касте, звали его Джаландхар. Вринда настолько сильно любила своего мужа, что ее любовь сделала ее мужа сильным и непобедимым воином.

Однажды бог Вишну заметил Вринду. Красивая, целомудренная женщина, она сразу понравилась богу. Тогда решил он обманным путем соблазнить ее. Так, приняв облик ее мужа, он овладел ею во сне. Но после этого муж ее, Джаландхар, потерял свою силу и был убит в бою. По индийским обычаям Вринда вместе с телом своего мужа была сожжена живьем на погребальном костре. Сожалея о содеянном, Вишну превратил погибшую женщину в богиню Туласи, имя ее значит «несравненная». Земным ее воплощением стало растение тульси – один из видов базилика. Поэтому тульси считается в Индии священным растением. И, срывая его листья, необходимо совершить особый ритуал.{13}

Распространение базилика в Европе связано с христианскими легендами, превращая тем самым базилик в священное христианское растение. Согласно одной из них, Елену, мать первого христианского императора Константина, божественное откровение привело к зарослям базилика, среди которых она обрела остатки креста Христова.{10}

А в средневековой Италии базилик стал символом любви. Итальянские девушки прикрепляли веточку базилика к платью, чтобы показать целомудрие. В позднем средневековье отношение к базилику изменилось на противоположное. В 16 веке знаменитые ботаники не рекомендовали базилик для внутреннего употребления – считалось, что его запах привлекает мух и червей, а помещенный под камень базилик превращается в скорпиона. Эта легенда без сомненья отражает остатки древнегреческих мифов. К 17 веку базилик, как и многие местные пряные травы, получил переоценку и в период расцвета садов и парков стал использоваться в букетиках цветов, которые нюхали для освежения.

Монасты́рь Ставрову́ни - православный монастырь на острове Кипр. Основан в 327 году императрицей Еленой. Считается, что монастырь был заложен императрицей Еленой, которая во время бури приказала остановиться на острове Кипр.

так в Индии называют и базилик

Асфодель (лат. Asphodelus) - типовой род растений подсемейства Асфоделовые (Asphodelaceae), включаемого в семейство Ксанторреевые (Xanthorrhoeaceae).

С древности асфодель считался символом смерти, траура, скорби и загробной жизни. Согласно античным представлениям он служил пищей, умершим в царстве Аида и был посвящен владычице подземного царства Персефоне. Согласно мифам она была дочерью богини плодородия Деметры. Заполучить Персефону в жены Аиду помогла богиня земли Гея. Она вырастила в долине, где любила гулять Персефона, волшебный цветок. Как только девушка сорвала его, перед ней разверзлась земля, и оттуда вылетела колесница, запряженная черными конями мрака. Правящий ею Аид схватил Персефону и скрылся под землей. Понимая, что силой он не вырвет у нее согласие стать его женой, Аид заставил ее выпить глоток воды из подземной реки Леты, которая давала забвение о всех земных радостях и горестях.

Скорбь Деметры вызвала на земле неурожаи и голод. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с приказом освободить Персефону. Аид не ослушался громовержца. Он разбудил Персефону, но перед тем как расстаться дал ей зернышко граната — символ плодородия и брака. Не сказал Персефоне Аид, что, вкусив этих волшебных зерен она никогда не забудет о царстве смерти. «На асфодельных лугах блуждают тени умерших», — говорили древние греки. Они верили и в то, что асфоделъ способен изгонять из жилищ злых духов.{17}

Как и сказано раннее, клубни асфоделя служили пищей умершим в подземном царстве, но при необходимости их ели и живые: считалось, что они спасают при отравлениях. Бледные веточки цветов с латинским названием «hastula regia» служили для украшения изображений богов. В средиземноморских странах асфодил по старой традиции еще и сегодня является символом траура, а согласно античным представлениям, он мог изгонять злых духов, его связывали с планетой Сатурн.

Семейство однодольных цветковых растений, включённое в порядок Спаржецветные (Asparagales).

А́стра (лат. Aster) - род травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae), включающий более 230 видов, широко распространенных в культуре как декоративные растения с красивыми цветами.

Астра очень древнее растение. Так при вскрытии царской гробницы 2000 летней давности около Симферополя увидели изображение астры.Древние греки считали астру амулетом. {69}

Тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название «астра» (лат. aster – «звезда»). Древнее поверье гласит – если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание.

Это цветы общаются со звёздами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь.{9}

Китайская легенда появления астры также напрямую связана со звездным происхождением цветков. Однажды два монаха отправились в далекий путь, чтобы увидеть вблизи звезды. Они бродили по дремучим лесам, карабкались по горным высотам, пробирались через ледники и наконец достигли гору Алтай. На самой вершине монахи поняли, что звезды все также далеки от них, как и в самом начале пути. Разочарованные они отправились в обратный путь. Долго спускались они по горам без воды и пищи и внезапно увидели перед собой восхитительный луг. На лугу тек ручей с прозрачной и чистой водой, и повсюду виднелись прекрасные цветы. Премудрый монах сказал своему спутнику:

– Мы столько путешествовали, чтобы постичь красоту и загадку звезд на небе, а достигли ее на земле.

Монахи взяли несколько цветков в монастырь для разведения, назвав их астрами.

Индейцы из племени онеида рассказывают такое предание об этом цветке. Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушна.

– Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы.

Никто еще из племени не мог осчастливить невесту таким подарком, и девушка, подумав, что охотник просто хвастун, согласилась. Когда узнали об этом индейцы из соседних вигвамов, они стали смеяться над юношей. Но охотник стоял на своем.

– Приходите вечером на большой луг, – сказал он.

Когда вечером на небе вспыхнули яркие звезды, все мужчины из племени онеида собрались посмотреть, сумеет ли молодой охотник выполнить свое обещание. Юноша поднял лук, натянул тетиву и послал стрелу ввысь. А еще через мгновение высоко в небе разлетелась на мелкие искры серебристая звезда – ее поразила меткая стрела охотника.

Только обошло стороной юношу желанное счастье. Рассердился бог на простого смертного, который осмелился сбивать с неба звезды. Ведь если и другие влюбленные последуют его примеру, то на небе совсем не останется звезд, да и луна вряд ли уцелеет. Наслал он на землю страшную бурю. Три дня и три ночи свирепствовал жестокий ураган. Все на земле окуталось густым мраком. Море вышло из берегов, а там, где прежде был океан, образовалась суша. Когда буря утихла, никто не мог найти смельчака, сбившего с неба звезду. Превратился он в маленький цветок, которому индейцы дали имя «падающая звезда».{70}

Для венгров этот цветок ассоциируется с осенью, поэтому в Венгрии астру называют «осенней розой». В древние времена люди верили, что если в костер бросить несколько листьев астры, то дым от этого костра способен изгнать змей.

Астра – символ грусти. Этот цветок считался подарком человеку от богов, его оберег, амулет, частица его далекой звезды. Поэтому символизируемая им грусть – это грусть по утраченному раю.

В начале XVII века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам очень понравился этот цветок, и они назвали его «королевой маргариток». Ботаники и садовники стали выводить всё новые и новые сорта «королевы маргариток» всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок.

Астильба (лат . Astilbe) - род многолетних растений семейства Камнеломковые (Saxifragaceae), объединяет 18 видов.

Некоторые виды известны как «ложная спирея» или «ложный козлобородник».Название этого декоративного растения произошло от греческого слова «блестящий» («а» – «очень» и «stilbe» – «блеск»). {66}

В эпоху романтизма считалось, что веточка астильбы – это тонкий намек на зарождающееся чувство любви. Существует легенда о том, что на самом краю земли, в маленькой деревне, затерянной в лесах, жил юноша по имени Пюш-Пак. Много лет его семья занималась заготовкой целебных растений, в том числе корня женьшеня. Постепенно их запасы в окрестных лесах оскудели. Задумал Пюш-Пак разведать новые места, а перед уходом зашел попрощаться к своей невесте Ю-Ли. Узнав, что он уходит в дальние леса, девушка вынесла из дома мешочек с мелкими семенами и попросила, чтобы в пути Пюш-Пак время от времени бросал семена на землю. Удивился юноша, но обещал так и сделать. Долго бродил он по лесам, а когда пришло время возвращаться домой, обнаружил, что заблудился. Пюш-Пак повернул назад и вдруг увидел незнакомое растение с белыми метелками цветков, которое светлым пятном выделялось в темноте леса. Юноша подошел к нему и невдалеке увидел другой такой же цветок, а подальше — еще один. Так, переходя от одного растения к другому, Пюш-Пак нашел дорогу домой, и помогла ему в этом астильба, выросшая из семян Ю-Ли.{67}

Распространенная в заболоченных местностях Дальнего Востока, Китая, Японии и Кореи астильба долго оставалась неизвестной для широкой публики. История становления культурного рода астильб началась, когда шотландский естествоиспытатель лорд Гамильтон, путешествуя по миру в 1825 году в поисках новых сортов растений, посетил Китай.

Надо сказать, что дикорастущий цветок слабо впечатлил ученого. Недаром Гамильтон дал растению латинское название астильба, что в переводе означает «без блеска». Тем не менее, Гамильтон захватил с собой образцы неприметного цветка. Так астильба попала в Европу, где ее начали выращивать в качестве декоративного растения на срезку. И долгое время астильба имела статус цветка, не предназначенного для посадки в саду.{68}

Первым человеком, который смог по достоинству оценить оригинальное многолетнее растение астильбу, стал французский ботаник Виктор Лемуан, знаменитый селекционер декоративных растений. Именно Виктор в начале ХХ века обратил внимание ученых на этот цветок и добился первых успехов в разведении садовых сортов астильбы.

Эстафету перехватил немецкий ученый Георг Арендс, посвятивший селекции астильбы всю свою жизнь. Под руководством Арендса было выведено 84 культурных разновидности растения. Так последователь Лемуана стал, своего рода, создателем астильбы.

Вот только все усилия талантливого ученого едва не пропали втуне. После его смерти в середине ХХ века астильбу фактически вычеркнули из списка популярных садовых цветов. И если бы не исследования, развернувшиеся в Латвии и Голландии в 60-х годах, уникальное в своем роде растение вполне могло затеряться среди тысяч других безызвестных цветов. Так и получилось, что, несмотря на почти столетнюю историю своей селекции, астильба сейчас переживает свое второе рождение.

Багу́ льник (лат. Lédum) - род или подрод растений из семейства Вересковые (Ericaceae). В западной литературе все виды этого рода с 1990-х годов включены в род Рододендрон, в русскоязычной непереводной литературе такой взгляд на классификацию этого рода до настоящего времени (2015 год) не поддерживается.

Произрастает в субарктическом и умеренном поясах Северного полушария.{1}

Название произошло по одной версии от латинского «laedere» — «вредить, мучить», из-за сильного удушающего запаха, вызывающего головокружение. По другой — от греческого «ledon», которое означало «ладан»: и багульник, и ладан имеют сходный смолистый запах. По третьей — он назван в честь Леды, жены спартанского царя, в которую влюбился Зевс — за красоту и дурманящий запах цветов. Русское название происходит от старославянского «багулить», то есть «отравлять», за ядовитость всех частей растения. Народные названия: болиголов, головолом, розмарин лесной, клоповая трава, болотная одурь, багно , багунник. Цветы багульника символизируют мужество и презрение к смерти. {2}

Прежде, чем говорить об этом растении, необходимо важное уточнение. Зимой на рынках часто продают веточки, по словам продавцов, багульника, расцветающие дома красивыми розово-лиловыми цветками. Так в Восточной Сибири неправильно зовут дикорастущий рододендрон, преимущественно рододендрон даурский. Однако он к настоящему багульнику, о котором сейчас пойдет речь, прямого отношения не имеет, хотя и относится тоже к семейству вересковых.

Но название «багульник» так прочно вошло в обиход, что зачастую можно встретить вот такие словосочетания: «Рододендрон даурский, или багульник розовый…сибирский… дальневосточный и т.п.». В толковом словаре Ожегова дается точное и верное определение: «Багульник. 1) Вечнозеленый кустарник семейства вересковых с дурманящим запахом, растущий на торфяных болотах. 2) Народное название кустарникового растения с нежными сиренево-розовыми цветками — одного из видов рододендрона».

Не вдаваясь в профессиональные тонкости, можно выделить несколько очевидных различий между ними.

  1. Багульник предпочитает влажную, болотистую землю, о чем красноречиво говорит само его название, а рододендрон даурский засухоустойчив.
  2. У багульника сильный одурманивающий запах. При длительном пребывании в его зарослях он пьянит и вызывает сильную головную боль. У рододендрона даурского приятный, похожий на земляничный, аромат.
  3. И, наконец, у багульника цветы белые, а у рододендрона даурского они лилово-розовые. {3}

Различные свойства и особенности этих растений, естественно, нашли свое отражение и в сфере их использования, и в народных легендах и поверьях о них. Жили в далекие времена на болотах два брата: старшего звали Багул, а младшего – Верес. Как-то Багул сказал: — Скоро я приведу в наш дом красивую девушку, которая станет мне женой, а тебе – сестрой. Верес очень обрадовался: теперь он сможет больше времени проводить в лесу и на болотах, заниматься любимым делом – изучать природу.

И вот в их доме появилась Голубушка. Рядом с мощным, сильным и властным Багулом она выглядела хрупкой тростинкой. Багул её не обижал, он безумно любил свою юную жену, но был по натуре грубоватым, немногословным и замкнутым. Голубушка старалась встать пораньше, переделать все дела и убежать к Вересу – на болота. Они стремились друг к другу, не сознавая, что это была любовь. Багул начал замечать, что жена реже обнимает и целует его. А Верес стал сторониться брата, чувствуя себя виноватым. Братья начали ссориться, а когда однажды Багул замахнулся на Вереса, Голубушка не выдержала и убежала на болота.

Она бежала по трясине, не замечая, что приближается к опасным местам. Из её глаз сыпались крупные слёзы, которые, падая на болотный мох, превращались в синие ягоды, покрытые сизым налётом, словно омытые слезами. Ягодные кустики шептали девушке вслед: – Остановись, остановись – там опасно… Но Голубушка продолжала идти по топям, став почти невесомой от выплаканных слёз и говорила: – Я останусь с вами, милые сестрицы… Так она и осталась на болотах, превратившись в замечательную ягоду – голубику…

Обнаружив исчезновение Голубушки, братья отправились на поиски. До позднего вечера ходили они по болотам и, наконец, увидели на кочке, среди самого топкого места, багряный свет. Подойдя ближе, они поняли, что это любимый шарфик Голубушки освещает гиблое место. Впервые в жизни мужественный Багул заплакал. Он остался на болотах охранять свою любимую жену и со временем он превратился в болотное растение, которое назвали багульником. Потеряв брата и любимую девушку, Верес решил посвятить свою жизнь людям. Он превратился в красивое вечнозелёное растение – вереск. {4}

А вот еще одна старинная легенда. В большом болоте жил Болотный владыка. Влюбился он в прекрасную лесную нимфу, но она со смехом отвергала его ухаживания. Однажды, получив очередной отказ красавицы нимфы, разгневался владыка, разбушевался и давай громить все вокруг. От случайной искры вспыхнуло болото, и дым от сгоревшего багульника ветром отнесло к лесу, где жила нимфа и одурманил ей голову. На запах дыма она пришла к самому болоту, где Болотный владыка и заманил её. С тех пор считается, что если на болоте туман, значит нимфа, отрезвев, пытается убежать от владыки, а он напускает туман, что бы она заблудилась. А если горят болота, значит, нимфа убежала от владыки и он в отчаянии пытается её заманить обратно к себе. {5}

На Дальнем Востоке есть древнее поверье, отдаленно похожее на легенду о папоротнике, что багульник — это волшебный куст. Он умеет разговаривать, знает все тайны, в том числе и о том, где зарыты клады. В полнолунье он может открыть свой секрет и отвести к кладу. Но клад он показывал не каждому, а лишь девственнице, которая, распустит волосы и принесет ему немного молока или меда.

Жила когда-то юная девушка, мать которой умерла еще при родах. Была она красива, умна и до поры беспечально жила во дворце своего отца. У нее было много друзей и поклонников, однако были и завистники, вот они то и распустили слух о том, что она лишилась невинности. Чтобы вернуть себе свое честное имя бедняжка решила пойти в полнолуние в лес и отыскать клад багульника. Когда луна взошла над замком, она незаметно выскользнула за ворота, держа в руках кувшин с молоком. Волосы ее спадали кудрявыми прядями на плечи, шелковое платье не спасало от холодного ветра, однако она твердо шла вперед, не обращая внимания ни на что. Достигнув цели, девушка обильно полила кустик багульника молоком и стала ждать. Тот словно ожил, засветился приветливым белым светом и заговорил с девушкой:

— Здравствуй, странница, я вижу, что ты вполне заслужила получить клад, однако слушай внимательно: иди домой, не оборачиваясь. Мои слуги будут нести сундуки с сокровищами вслед за тобой. Однако стоит тебе оглянуться, как вмиг все исчезнет, а ты расстанешься с жизнью.

Девушка согласно кивнула и пошла домой. Она слышала за своей спиной лязг и небывалый для ночного леса шум, но помнила слова багульника. Лишь перед самой опушкой она оглянулась. Может, хотела убедиться, что все в порядке, а может, любопытство взяло верх. Однако тут же бедняга опустилась на траву и больше не встала.

Нашли ее только утром. Придворный врач, осмотрев девушку, сообщил, что та умерла от отравления ядовитым растением. Отец долго оплакивал любимую дочь, а потом, не вынеся горя, и думая, что дочь из-за наветов покончила с собой, выбросился из окна. {6}

В народных поверьях багульнику приписывается немало волшебных свойств. В одних местах считали, что с его помощью можно наслать безумие, вызвать злого духа, а в других багульник почитался одним из самых действенных любовных снадобий. Так, в карпатских легендах он рисуется сильным приворотным средством. Жил когда-то красивый парень, руки у него были золотые. Делал он затейливые сундучки для приданого, с музыкой, украшенные деревянными цветами и разноцветными речными камешками. Ходил он от села к селу, немало, девичьих сердец присушил, немало голов закружил, только это ему ни к чему — выполнит заказ, да и дальше пойдет. {4}

Однажды, отправившись в очередной раз к горному ручью за камешками, увидел он дивную красавицу, которая из горных трав и цветов плела себе венок. Парень так и обомлел, пальцы его выпустили собранные камешки, ноги подкосились. Собравшись с силами, подошёл он к красавице. Но слова путались, руки не знали куда деться, голос охрип, и парень попросил у девушки попить. Ей он тоже понравился, и она омыла лицо его водой душистой, и дала напиток из трав, в котором был и багульник. Выпив его, остался мастеровой красавец с ней на всю жизнь.

Знали люди и о целебных свойствах багульника, верили, что он гонит прочь болезни телесные, и мысли недобрые. В Уссурийском крае до сих пор жива легенда о таинственном Змее – Целителе, который живет в тайге. Его можно вызвать, если поджечь веточку багульника. Он придет на дурманящий запах, обовьется вокруг человека и выгонит из него любую болезнь.{5}

В прошлом при эпидемиях лесные ненцы окуривали стойбища и жилища его дымом. Свежие или сухие ветки и сейчас используют охотники и рыболовы, чтобы отпугивать мошек, комаров и других насекомых, нередко с этой же целью их применяют и в домах. В отваре из багульника буряты и другие народы Сибири купают новорожденных.

По многим древним северным поверьям сильный и яркий запах багульника отгоняет «злых духов», прогоняет нечисть из дома. На этих представлениях основано широкое использование багульника шаманами удэгейцев, ульчей, нанайцев, нивхов и орочей, облегчая им переход в транс. Они пили настойку из багульника до и во время обрядов, вдыхали дым его горящих веток. Специальный дымокур для этого был обязательным атрибутом шамана наряду с поясом, костюмом и бубном. Дым воздействовал на психику самого шамана и присутствующих, создавал в закрытом помещении благоприятную среду для сеанса общения с духами.{7}

Надо помнить, что багульник болотный - довольно ядовитое растение, правда, не настолько как, например, красавка или белена, но длительное вдыхание его запаха может вызвать сильную головную боль, головокружение и серьезное отравление. В старые времена сельские кабатчики нередко настаивали багульник в самогоне, чтобы одурманить клиента и выудить у него побольше денег.

Название Ledun произошло от древнегреческого имени Леда. Имя дано растению за красоту и дурманящий запах цветков. Леда своей дурманящей красотой покорила Зевса. Влюбившись в красавицу, он в образе лебедя явился к Леде. После чего Леда снесла яйцо, из которого вышла на свет Елена, ставшая впоследствии причиной Троянской войны. {8}

В уссурийской тайге Приморья живет таинственный змей. Стоит поджечь багульник, явится змей на его одуряющий запах и впитает в себя все ароматы дыма. Затем обмотается кольцами вокруг больного человека и изгонит из него болезнь.

На Дальнем Востоке раньше существовало поверье, что багульник в полнолуние способен открыть смертному свой секрет и отвести его к кладу.

«багно» по древнерусски – болото, топь

Артишо́ к (лат. Cȳnara) - род растений семейства Астровые (Asteraceae). Многолетние травянистые растения с прямым стеблем.

Артишок имеет два названия. Собственно- « артишок», от арабского «ardi shauki» (أرضي شوكي) .И «цинара», по латыни Cynara scolymus. «Scolymus» -означает колючий, точнее: похожий на обычный чертополох. Внешне он очень напоминает это растение, как по размерам, так и по виду листьев и красивых цветков. {65}

Согласно эгейской легенде и поэту Квинту Горацию Флакку, артишоком стала молодая девушка по имени Кинара (Цинара) , жившая на острове Зинари.

Легенда гласит: однажды Зевс, будучи в гостях у своего брата Посейдона, увидел гулявшую по берегу прекрасную девушку Кинару. Зевс долго за ней наблюдал, боясь спугнуть смертную женщину. Но Цинара не испугалась присутствия бога, и Зевс соблазнил её. Он был настолько очарован Цинарой, что предложил ей стать богиней и жить рядом с ним на Олимпе. Цинара согласилась.Всякий раз, когда жены Геры не было рядом, Зевс, словно влюблённый мальчишка, спешил на свидание с прекрасной Цинарой.

Но однажды молодая богиня, затосковавшая по матери и своему дому, тайком от Зевса ушла навестить своих родных в мир смертных. Когда Цинара вернулась, разгневанный Зевс решил наказать её. В гневе он толкнул женщину; упавшая на землю Цинара превратилась в невиданное растение — артишок. Такэто растение получило мелодичное женское имя – Цинара. {9}

Говорят, эта легенда была переложена на стихи известным римским поэтом Горацием (65–8 до н. э.) . Миф упоминается как хорошо известный д-ром Ф. Рабле (1494-1553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Многие римские писатели были неравнодушны к необычному овощу артишоку. Так, Плиний называл его «пищей богачей» – артишок помогал бороться со многими болезнями тогдашних нуворишей. Такие люди не знали меры в употреблении пищи, в результате чего страдали заболеваниями желудка, нарушением работы кишечника и печени.

В древних Греции и Риме люди считали артишок деликатесом и сильным афродизиаком. Ему приписывали волшебное свойство – способствовать рождению мальчика. Чтобы наслаждаться тонким вкусом артишоков круглый год, римские богачи делали заготовки из этого овоща с добавлением уксуса, тмина и меда. {24}

Однако артишок был запрещен во Франции. Его нельзя было употреблять женщинам, так как он славился своими «эротическими» свойствами. Но такой запрет обходил стороной Марию Медичи. Королева была уверена: артишок добавляет пикантность любовным играм. Катерина Медичи, сочетавшаяся в возрасте 14 лет браком с французским королем Генрихом II, говоривала: «Той девице, что поела артишоков, мы хотим указать дверь на улицу. Сегодня девицы стали более продвинутыми, чем пажи при дворе». Сама же она французские артишоки очень любила.

В пору, когда артишоки цветут и, на дереве сидя,

Быстро, размеренно льет из-под крыльев трескучих цикада

Звонкую песню свою средь томящего летнего зноя, –

Козы бывают жирнее всего, а вино всего лучше,

Жены всего похотливей, всего слабосильней мужчины:

Сириус сушит колени и головы им беспощадно,

Зноем тела опаляя.

Гесиод (кон. VIII – нач. VII вв. до н. э.) «Р аботы и дни

Первое научное описание артишока принадлежит греческому философу и натуралисту Теофрасту (371–287 до н. э.) .

Древние греки и римляне, да и позднее, рассматривали артишок как деликатес и как средство, усиливающее половое чувство. Так, в 1576 г. д-р Бартоломео Больдо в «Книге природы» вновь напомнил, что «достоинство артишока заключается в провоцировании Венеры, как у мужчин, так и у женщин, делая женщин более желанными и помогая мужчинам, которые имеют в этом деле затруднения» {24} .

Цветы выращивают с древнейших времен, для каждого народа они играли особую роль. Прекрасные бутоны вдохновляли людей на создание увлекательных легенд и мифов. Благодаря им каждое растение имеет свою неповторимую историю. К счастью, великое множество легенд сохранилось до нашего времени и у нас есть возможность ознакомиться с ними.

ФИАЛКА

Фиалка окутана огромным количеством легенд и историй. Мифы Древней Греции связывают происхождение цветка с богами Олимпа. Однажды к Зевсу обратилась за помощью одна из дочерей Атласа. Её преследовал Аполлон. Девушка просила Зевса спрятать и защитить её. Великий громовержец превратил её в цветок – прекрасную фиалку, и укрыл в тени кустов. Фиалка стала зацветать каждую весну и наполнять небесные леса благоуханием. И с тех пор стала символом весны и оживающей природы. Так бы она там и осталась, если бы не случай.

Попали фиалки на землю, когда в лесу дочь Зевса Персефону, собирающую их, похитил владыка царства мертвых. Вот как это было. Персефона обнаружила фиалки, растущие на склоне, и, поддавшись их очарованию, решила сорвать себе несколько цветков. Бог подземного царства мёртвых, Аид, проходя мимо, залюбовался красавицей Персефоной и против воли унес её в своё мрачное царство. Деметра, мать Персефоны, долго ждала свою дочь, и, не дождавшись, бросилась на поиски. Фиалки, которые уронила Персефона, найденные несчастной матерью у входа в подземное царство Аида, открыли ей тайну похищения дочери. Взмолилась Деметра, прося Зевса освободить дочь из царства мертвых, но Зевс не хотел ссориться с суровым Аидом и решил, что две трети года Персефона станет жить с матерью, наслаждаясь солнцем и светом, а оставшуюся треть, как царица мира мертвых, проводить со своим мужем.

После греков фиалка пользовалась популярностью у древних галлов, для которых она была символом невинности и скромности. Любовь перешла к потомкам галлов – французам. У них высшей наградой в поэтических соревнованиях была золотая фиалка.

ГИАЦИНТ

По древнегреческой легенде, юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что своей красотой затмевал богов Олимпа. Однажды он со своим другом Аполлоном состязался в метании диска. Аполлон метнул диск и случайно попал им в Гиацинта. А, может, и не случайно. Ведь это бог южного ветра Зефир так сильно подул, что диск отлетел в юношу Гиацинта. Удар оказался смертельным, и Аполлон, опечаленный трагической смертью друга, превратил капли его крови в прекрасные цветы – гиацинты. Есть более поздняя легенда, повествующая о временах Троянской войны, когда Аякс и Одиссей одновременно заявили свои права на обладание оружием Ахилла после его смерти. Совет старейшин несправедливо присудил оружие Одиссею, и это настолько поразило Аякса, что он заколол себя мечом. Из капель его крови вырос гиацинт, лепестки которого по форме напоминают первые буквы имени Аякса - альфу и ипсилон.

ОРХИДЕЯ

Легенда об орхидеях берет свое начало из Новой Зеландии. Там жили племена маори, которые были уверены в божественном происхождении этих цветов. Еще до появления людей, повествует легенда, единственными видимыми частями Земли были заснеженные пики гор. Снег таял от солнца, и вода бурным потоком спускалась с гор, образуя водопады. Водопады неслись бурным потоком в моря и океаны, испаряясь, образуя облака. Эти облака совсем заслонили солнцу вид на землю. Солнце решило разрушить эту облачную стену. Пошел дождь, после которого образовалась радуга. Бессмертные духи – обитатели Земли, слетались к радуге, каждый нашел себе местечко на этом разноцветном мостике. Под их тяжестью радуга рассыпалась на огромное количество искорок. Искры, которые на лету были пойманы деревьями, превратились в орхидеи.

РОЗА

В древнегреческой культуре роза являлась символом богини красоты и любви Афродиты. Из мифов следует, что Афродита появилась на свет из морской пены. Именно из этой пены возник цветок – роза с белоснежными лепестками. Боги обрызгали цветок нектаром, который придал лепесткам чудесный аромат. А как же появилась красная роза? Афродита узнала, что ее любимый Адонис ранен смертельно. Богиня побежала к нему и не заметила, что бежала по острым шипам роз. Капли ее крови сделали цветок красным.

Есть еще индуистская история, которая рассказывает о том, как спорили боги Вишну и Брама. Причиной их разногласий были цветы, – какой цветок самый красивый? Брама, никогда не видевший розу, восхищался лотосом, а Вишну – нежной розой. Но когда Брама увидел розу, он согласился, что прекраснее этого цветка нет на свете.

ГЕРАНЬ

Восточная легенда о герани гласит, что давным-давно герань была ничем не примечательным цветком. Люди ее не любили, считали, что она не приносит никакой пользы, и даже радости от герани нет. Но однажды пророк Магомед повесил на этот цветок свою мокрую накидку, а герань подставила ее под теплые лучи солнца и быстро высушила. В знак своей благодарности Магомед покрыл растение благоухающими и хрупкими цветками.

АНТУРИУМ

По легенде, красный антуриум – это юная красавица, которая превратилась в цветок. А дело было так. Когда люди жили племенами, ими правил жестокий вождь. И захотел он взять в жены молоденькую девушку, однако избранница ему отказала. Но правитель, не привыкший к отказам, напал на деревню, где жила девушка и силой привел ее к себе. В день торжества в своем свадебном красном платье девушка бросилась в костер. Боги пожалели несчастную невесту и превратили ее в красный цветок антуриума. А ее деревню – в непроходимый тропический лес.

КАКТУС ЛОФОФОРА

Честно скажу, это название слышу впервые, хотя по виду этот кактус многим знаком. О нем рассказывает легенда индейского племени Тарахумары из Мексики: «…одинокий человек шел через пустыню и изнывал от жары, жажды и усталости. Вдруг он услышал голос, исходящий от земли. Человек увидел пейотль (кактус Лофофора – прим. автора) и услышал: «Я твой Бог, возьми меня и съешь». Человек взял этот кактус, съел и почувствовал, что силы вернулись к нему, и он благополучно дошел до своего племени». Вот такой цветок-спаситель.

ЦИКЛАМЕН

Легенда о цикламене связана с царем Соломоном. После того, как царь построил храм, он долго раздумывал над тем, как будет выглядеть его корона. Ему предлагали самые различные формы, но ни одна из них не нравилась. Однажды Соломон, отправившись на прогулку, обратил внимание на розовый цикламен, который притаился среди скал. Царь был восхищен красотой и скромностью этого растения и заказал корону, подобную форме цикламена. «Он будет напоминать мне о мудрости и простоте – качествах, необходимых для того, чтобы править государством», - решил Соломон.