Гармонические сочетания цветов. Крутая шпаргалка по сочетанию цветов Примеры гармоничных сочетаний цвета

Кто из вас, однажды выкрасив или оклеив обоями комнату, ужаснулся полученному результату? Почему цвет, такой красивый в банке, смотрелся на стене совершенно по-другому? Как исправить положение и не повторить ошибки снова?

Давайте разберёмся, что такое цвет. Каково его влияние на человека. Как при помощи цветов оживить скучный интерьер. Как правильно сочетать цвета в интерьере, ведь вокруг нас такое многообразие оттенков.

Удивительный, но неоспоримый факт : цвет влияет на любую область нашей жизни, проникает в наше тело и мозг. Причина столь важного его влияния в том, что из наших чувств наиболее сильным является зрение. От цвета и света во многом зависит наше настроение, здоровье, уровень гормонов. А вот наше отношение к тем или иным цветам индивидуально. Цветовые предпочтения определяются очень рано. Малыши тянут ручки к ярким оранжевым, жёлтым и красным игрушкам. Детям постарше начинают нравиться оттенки синего и зелёного цветового спектра. По достижению пубертатного периода человек определяется с цветовыми предпочтениями и сохраняет их на протяжении всей жизни.

Получается, что задолго до того, как мы взялись за переделку своего жилища, мы решили, какие цвета любить, а какие ненавидеть. Но прежде чем покрасить всю комнату в свой любимый розовый, стоит представить, как он будет смотреться. Выбирая палитру для своего интерьера, есть вещи, о которых стоит задуматься заранее.

Прежде всего нужно проанализировать комнату . Наибольшее влияние на цветовое восприятие оказывает свет, особенно солнечный. Именно количество отражённого и поглощённого света определяет то, как мы воспринимаем цвет. Оттенок будет выглядеть по-разному в зависимости от того, на какую сторону света выходят окна, и от времени суток. Если окна смотрят на север или восток, солнца в течение дня будет мало, и в помещении будет холодно и мрачно. Для такого помещения нужны яркие оживляющие цвета. В комнате, выходящей окнами на запад или юг, света достаточно, и можно использовать приглушённые прохладные оттенки.

Кроме того, цвет в комнате должен сочетаться с оттенком отражённого света из окна. Об этом часто забывают. Зелень листвы за окном будет придавать кислотный оттенок жёлтым тёплым стенам. А этого совсем не нужно.

Немаловажное значение имеет география проживания. Лёгкие прохладные оттенки будут уместны на южном побережье, а в промышленном северном районе будут смотреться ужасно скучно и депрессивно.

Ещё один практический совет: обращайте внимание на тип краски. Матовая поверхность будет поглощать свет, и выглядеть при этом темнее, а глянцевая, наоборот, отражать свет, делая оттенок светлее.

Вы определили, откуда в помещение попадает свет и куда он направлен. Время выбирать цветовую палитру ? Нет. Есть ещё одно правило: нужно определить, для чего предназначено помещение и как оно будет использоваться. Будет ли оно служить для сна, отдыха, семейного общения или работы.

Важно помнить, что для каждого помещения существуют определённые подходящие оттенки: насыщенные и яркие не подойдут для помещений, в которых мы проводим достаточно много времени, а вот холл они, безусловно, украсят, в ярко-красной или насыщенной оранжево-жёлтой спальне хорошо выспаться не удастся, когда как для кухни такие сочетания будут более чем удачны, благородный и спокойный серо-голубой будет неуместен в детской, но подойдёт для небольшого санузла.

Влияние цвета на человека

Цвет физически влияет на организм . Этот факт нужно учитывать, планируя дизайн интерьера.

Красный - кровь, война и огонь. Риск и жара. Отождествляется с властью, тревогой и опасностью. Вызывает возбуждение, волнение, беспокойство, сексуальное влечение. Физиологически увеличивает мускульное напряжение, повышает артериальное и глазное давление.

Жёлтый - солнечный свет. Создаёт ощущение радости, счастья, веселья. Стимулирует зрение, увеличивает его остроту и скорость зрительного восприятия. Повышает аппетит, улучшает пищеварение, стимулирует активную деятельность. В больших количествах утомляет.

Зелёный - природа. Воспринимается как свежий и влажный. Успокаивает. Нормализует артериальное давление, уменьшает частоту пульса, оказывает слабое болеутоляющее действие, не сильно, но надолго увеличивает работоспособность. Это цвет спокойных, самодостаточных и довольных жизнью людей.

Синий - цвет моря и неба. Ассоциируется с бездной, холодом, космосом, пространством. Уменьшает частоту дыхания, снижает напряжение, релаксирует мышцы. При избыточном применении может вызвать переутомление, головную боль, ощущение тоски, что не мешает ему быть самым популярным и любимым.

Фиолетовый - цвет-загадка. Сочетает в себе действия красного и синего цветов. Притягивает и одновременно пугает. Подавляет рациональное мышление и обостряет интуицию. Повышает трудоспособность, улучшает сон, стимулирует потребность в духовном развитии. При длительном и избыточном применении раздражает, угнетает вплоть до появления депрессии.

Итак: вы определили тип и назначение помещения, узнали влияние цветовых оттенков, определились с выбором, руководствуясь собственными предпочтениями. Вы знаете, куда выходят окна, откуда падает свет. Самое время определиться с цветовой палитрой интерьера. Давным-давно, когда человечеству были доступны лишь натуральные красители, выбор был весьма ограничен. Сегодня - это мультииндустрия с огромными доходами, предлагающая тысячи цветов и оттенков. Как не ошибиться с выбором? Как правильно выбрать цветовые сочетания и не разочароваться в результате?

Выбор цветовой палитры интерьера

Несмотря на многообразие оттенков, продумывая детали интерьера, люди традиционно выбирают спокойные оттенки для отделки стен. Бежевые, реже - бледно-жёлтые и голубые. Отчасти это происходит потому, что человек опасается ошибиться и получить не желаемый результат. Вдруг оттенок выбранной краски или обои не подойдут, и придётся переделывать. Однако, вооружившись теоретическими и практическими знаниями о цвете и гармоничных сочетаниях, можно безошибочно подобрать яркие и насыщенные палитры, преобразив скучный, невыразительный интерьер.

Можно дать три практических совета , которые помогут при выборе:

  1. Когда решаете, какой цвет будете использовать, никогда не смотрите в банку. То, что вы видите в банке или на образце, будет сильно отличаться от того, что вы получите на стене.
  2. Вместо того чтобы оставлять мелкие мазки краски, делайте выкрасы на больших площадях плотной бумаги или картона и прикладывайте в углу, где можно оценить и свет и тень.
  3. Убедитесь в том, что вы нанесли на образец как минимум два слоя краски, и фон не просвечивает и не изменяет цвет.

Безусловно, вы не ограничитесь только одним цветом, а будете использовать несколько. Как определить, какие цвета сочетаются друг с другом, а какие совершенно не подходят? Без знания основных правил сочетания цветов решить задачу довольно трудно. Обратимся к цветовому кругу.

Любой хроматический цвет по сходству можно отнести к тому или иному цвету спектра. Таких цветов шесть. Три из них - основные: синий, жёлтый и красный. Это цвета первого порядка. Три дополнительных цвета получены из каждой пары основных: зелёный, оранжевый и фиолетовый. Это цвета второго порядка. Если продолжить смешение, получаем ещё шесть промежуточных - цветов третьего порядка. Эти 12 цветов , составленные в определённой последовательности, образуют так называемый цветовой круг.

Цветовой круг

Рассмотрим его. Условно его можно разделить на две половины: тёплую, состоящую из жёлтых и красных цветов, и холодную сине-зелёную. Цвета, диаметрально удалённые друг от друга , составляют пары контрастных или противоположных цветов. Например: красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый. Цвета, находящиеся рядом на круге, называют родственными или односемейными, потому что у них схожие характеристики. Красный, фиолетовый и синий - это цвета одной семьи. То же для жёлтого, оранжевого и красного. Синий, жёлтый и зелёный - это тоже родственные цвета.

Гармоничные цветовые сочетания

Цвета образуют следующие гармоничные сочетания:

  1. сочетание родственных цветов;
  2. сочетание родственно-контрастных цветов;
  3. сочетание контрастных цветов;
  4. сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов.

Группы гармонических сочетаний родственных цветов можно получить, сочетая основной цвет, рядом находящийся дополнительный и цвет третьего порядка между ними. Таких групп шесть :

  • жёлто-оранжевый;
  • оранжево-красный;
  • красно-фиолетовый;
  • сине-фиолетовый;
  • сине-зелёный;
  • жёлто-зелёный.

При использовании цветов, расположенные в одной половине круга, разделённого диаметром, получается родственно-контрастное сочетание цветов. Таблица ниже:

  • жёлтый - фиолетовый - красный - оранжевый;
  • жёлтый - фиолетовый - синий - зелёный;
  • синий - оранжевый - красный - фиолетовый;
  • синий - оранжевый - жёлтый - зелёный;
  • красный- - зелёный - жёлтый - оранжевый;
  • красный - зелёный - синий - фиолетовый.

К сочетаниям родственно-контрастных цветов можно отнести сочетание трёх цветов : одного основного и двух промежуточных, расположенных по обе стороны от основного. По отношению к основному промежуточные цвета являются родственными, а между собой - контрастными. Таблица сочетания цветов ниже:

  • жёлтый - зелёный - оранжевый;
  • красный - оранжевый - фиолетовый;
  • синий - зелёный - фиолетовый.

Группы гармонических сочетаний образуют контрастные цвета , находящиеся на одном диаметре:

  • жёлтый - фиолетовый;
  • красный - зелёный;
  • синий - оранжевый.

Группы гармонических сочетаний нейтральных в отношении и родства и контраста цветов в следующей таблице:

  • жёлтый - красный;
  • жёлтый - синий;
  • красный - синий;
  • жёлтый - красный - синий.

Тон

Количество света в цвете определяет его тон . Если вы хотите совместить несколько цветов одного семейства, убедитесь, что они одного тона, т. е. одинаково тёмные или одинаково светлые, и тогда они наверняка будут хорошо смотреться в интерьере.

Используя разную тональность одного цвета, от бледно-голубого до насыщенного синего, например, можно создавать потрясающие монохромные интерьеры.

Текстура

Но что делать, если вам трудно использовать разные контрастные цвета или экспериментировать со световой насыщенностью? Что будет, если всё упростить и остановиться на выборе оттенков одного цвета ? Есть опасность получить скучный блёклый интерьер с минимальными различиями по цвету. Спасением становится текстура. Сочетание матовых и глянцевых поверхностей, структура льняного плетения рядом с бархатом, рельеф оштукатуренной поверхности создадут необходимые различия в восприятии цвета. Иначе, как можно будет узнать, где заканчивается диван и начинается стена?

«Где же в этих схемах белый и чёрный цвета?» - спросите вы. Их нет. Дел о в том, что чёрный и белый это ахроматические цвета. По сути это наличие или отсутствие света . Белый, чёрный, оттенки серого, нейтральный бежевый служат в интерьере фоном, оттеняя и подчёркивая выразительность и красоту хроматических цветов.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Важным условием для обучения грамотного художника является закрепление базовых правил и основ, на которых держится все изобразительное искусство. Основой такого предмета как живопись является понятие гармоничные сочетания цветов . Что это такое, как получается и используется, мы разберем в этой статье.

Ключевым для понятия гармония является определение, которое в сжатой форме полностью передает весь смысл. Существует много описаний, версий, известных еще из древнегреческих источников, начиная с V века до н.э., где Гармония описывалась как — согласование противоположных элементов, нечто цельное, образующиеся от сочетания разнородных сущностей . Не даром это понятие (до закрепления за ним слова «гармония») описывалось как concordia discors , что переводится с латинского как «разногласное согласие ».

Сама возможность определять, является ли то или иное сочетание цветов гармоничным, появилась только после того, как система цветового круга прочно закрепилась в художественном образовании (о том, как это было, подробно написано в статье ). Художники стали уверенно оперировать такими фразами как: контрастные сочетания, противоположные сочетания, триады цветов и т.д. Для того, чтобы разобраться с каждым понятием по отдельности, на помощь придет все тот же цветовой круг, на котором легко продемонстрировать и объяснить любое действие.

Существует несколько основных видов гармоничных сочетаний:

  • Монохромная (одноцветная) схема
  • Комплиментарная (контрастная) схема
  • Аналоговая (аналогичная) схема
  • Расщепленная-аналоговая схема
  • Расщепленная-контрастная схема
  • Триадическая (триады) схема

Каждая из этих схем представляет гармоничное сочетание, основанное, в первую очередь, на физическом и эмоциональном восприятии цвета нашими глазами. Разберем подробно каждую схему.

Эта схема также называется одноцветной , образуется на основе одного цвета с добавлением в него черного и белого цвета. На цветовом круге такое сочетание помещается в пределах одного сектора.
Монохромное сочетание самое простое и понятное для визуального анализа. Используется только один базовый цвет, и на его основе создается множество других оттенков. Такая схема используется в живописи и композиции, когда необходимо выделить один объект на фоне других, но при этом сохранить цельное впечатление от работы, просто выполнив его чистым цветом (без добавления белил или черного). Чистый цвет, расположенный среди производных от него оттенков, сразу привлекает внимание, но, в целом, композиция смотрится собранной, а сочетание выглядит изысканно.

Комплиментарная схема.

Данную схему еще называют контрастной или дополняющей , так как в ней сочетаются полностью противоположные цвета. Основой для создания гармоничного сочетания является положение цветов в круге. Одно то, что в конструкции круга они расположены друг напротив друга, показывает, насколько они взаимосвязаны и уравновешены. Любое контрастное сочетание, взятое из круга, поражает тем, что цвета, в которых нет ничего общего, дополняют и подчеркивают друг друга. Рекомендуется оставить один цвет чистым, а другой немного пригасить, так как два сильных контрастных цвета вместе смотрятся резко. Если убавить интенсивность одного цвета, то в таком виде сочетание выглядит более естественным и приятным для глаз.

У этой схемы есть еще несколько названий – аналогичная и родственная . Такие названия она получила потому, что в ней используются соседние по положению в круге цвета. За основу берется любой цвет, и, к нему добавляются окружающие его цвета, таких цветов может быть несколько. Например, красный – основной, дополнительные: оранжевый, светло-оранжевый, желтый и розовый, с другой стороны.
Для создания гармоничного сочетания подбираются не просто соседние цвета, а цвета, которые плавно перетекают один в другой, то есть в каждом цвете присутствует частичка соседнего цвета. Такое сочетание работает, потому что оно хорошо нам знакомо и привычно: в цветах радуги, в раскладке цветных карандашей в упаковке. В аналоговой схеме можно создавать яркие доминанты используя один чистый цвет, например, синий, а в окружение к нему взять светло-синий, голубой, сине-фиолетовый – это будет гармоничная схема цветов с выраженным центром.

Усложненный вариант аналоговой схемы, здесь также используются близкие по положению в круге цвета, только для подбора гармоничного сочетания выбирается подходящая зона цветового круга, и из нее берутся цвета через один. Получаются более динамичные и интересные комбинации, за счет того, что нет промежуточного цвета, создаются оригинальные, нестандартные подборки.

Данная схема является более сложным вариантом контрастной схемы. В отличии от контрастной схемы здесь подбираются цвета не прямым противопоставлением в круге. За основу берется один цвет, находится противоположный к нему, и берутся соседние с ним цвета. Получается не красный – зеленый как в контрастной схеме, а более живописное красный – сине-зеленый и желто-зеленый.
Это не является полной противоположностью, но по художественному восприятию очень близко к ней. Расщеплено-контрастная схема подходит для работы в декоративной технике, для создания тонких живописных рефлексов и эффекта глубины цвета. Одна из самых востребованных схем в живописи.

Такую схему иногда называют просто цветовая триада , так как в ее состав входят три равноудаленных друг от друга цвета. Цветовой круг позволяет подобрать триады на любой вкус и под любую задачу. Сильной стороной такой схемы является ее устойчивость и гармония, так как соблюдается баланс удаления и в то же время относительного родства цветов. Для нашего глаза - это очень удобное и хорошее сочетание. Часто используется в ДПИ и монументальной живописи.

Мы кратко рассмотрели основные гармоничные сочетания цветов, которые напрямую используют художники. Информация о правильном подборе цветов накапливалась поколениями, в начале XX техника позволила научно доказать правильность выводов, построенных только на визуальной оценке. Каждое сочетание соответствует естественному положению цветов в природе. Уверенное владение художником навыками составления цветов значительно облегчает работу и творческую деятельность.

В нашей студии проходят по такому же принципу, теория имеет свое воплощение на практике, ученики сразу могут закрепить полученную информацию на деле.

О гармонии можно сказать как о закономерном сочетании цветов, но не каждая закономерность может привести к гармонии.

Кроме того нельзя анализировать гармонические сочетания измеримо от человеческих вкусов и взглядов, сложившихся в ту или иную историческую эпоху.

Нет и не может быть цветов красивых или не красивых, гармонических и дисгармонических, всё зависит от окружения другого цвета и других факторов. Например:

1. Один и тот же цвет в зависимости от окружения может вызвать как приятные так и не приятные ощущения.

2. Цвета не сочетающие между собой можно сделать гармоническими изменив фактуру материала, характер поверхности.

3. Часто цвета, не сочетаемые на плоскости совсем по другому начинают взаимодействовать в процессе формирования изделия (костюм, украшение, обувь и т. д.).

4. Иногда цвета при равных количествах образуют неубедительность сочетаний, а при изменениях одного из цветов прекрасно уживаются друг с другом.

цветовое равновесие

Иными словами под цветовой гармонией подразумевается цветовое равновесие . Такое соотношение, такие качества обоих цветов, при которых они, не кажутся чуждыми друг другу.

Переходя к гармоническому сочетанию цветов выделяют четыре (4) основных их группы:

1. Однотонные гармонические сочетания цветов.

2. Гармонические сочетания родственных цветов.

3. Гармонические сочетания родственно - контрастных цветов.


4. Гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов.

Однотоновые гармонические сочетания.

Основу однотонных гармонических сочетаний составляет один (1) какой нибудь цветовой тон, который в тех или иных количествах присутствует в композициях, отличаются эти цвета только по световой насыщенности.

Общий световой тон придаёт однотоновой композиции, спокойный уравновешенный характер.

Когда цвета стоят друг от друга на одинаковом интервал, композиция вызывает ощущение особенного покоя, стабильности.

Для однотонных композиций очень важно соотношение занимаемых каждым тоном площадей. В любой однотоновой композиции модели одежды, или украшения, или сувенира на первое место будет выходить подбор цвета под индивидуальную внешность и очень чётко будет читается конструктивно - декоративной лини изделия.

Гармонические сочетания родственных цветов.

К родственным цветам в цветовом круге относятся все промежуточные цвета между соседними главными, включая один из них.

Главные цвета расположенные рядом не являются между собой родственными.

В системе цветовых кругов имеется четыре (4) группы родственных цветов:

1. Желто - зелёный;

2. Желто - красный;

3. Сине - зелёный;

4. Сине - красный.

При этом в каждой группе может быть два (2) варианта, когда в роли лидера выступает один (1) из главных цветов.

Комплект из родственный цветов более динамичен, чем однотонные. Их гармония основана на похожести цветовых тонов (принцип Нюанса).

Для них важно найти величину площади занимаемым главным цветом: недостаточность или излишек, может сделать композицию не убедительной.

Так же как и в однотонных композициях, в родственных очень важна гармония линии, характеристика цветового пятна, ритмическая организация рисунка, линии и пятен.

Сочетание родственно - контрастных

составляют собой самый обширный вид цветовых гармоний.

В систему цветовых кругов, родственно - контрастных цвета располагаются в смежных четвертях:

Желто - красные;

Желто - зеленные;

Сине - зеленый;

Сине - красный;

Желто - зелёный;

Сине - зеленый;

Желто - красный;

Сине - красный.

Особенной гармоничностью обладают следующие сочетания родственно - контрастных цветов:

В цветовую композицию хорошо объединить в цвета, лежащие на противоположных концах спектра (Хорды ), с разной степенью затемнённости или разбелености. Максимально интересные композиции даёт объединение двух (2) хорд, при этом одни концы их располагаются рядом (см. рис.), а сами хорды перпендикулярны друг другу (см. рис.).

Эта статья продолжает серию материалов "Полное руководство по теории цвета для вязальщиц". Если Вы не читали предыдущие статьи, то рекомендую ознакомиться с ними прежде чем продолжить чтение этой статьи.

Часть 3. Гармоничные сочетания

В первой и второй частях мы рассмотрели цветовой круг, узнали что он состоит из первичных, вторичных и третичных цветов, разобрались с характеристиками цвета. В этой статье мы рассмотрим основные цветовые схемы, которые наилучшим образом сочетают цвета и примеры использования этих схем в работах дизайнеров с популярного сайта вязальщиц ravelry.com.

Традиционные цветовые схемы

Существует шесть основных цветовых схем гармоничных сочетаний. Рассмотрим, как могут они помочь в подборе пряжи для вязания наших изделий.

О комплементарных цветах мы уже говорили в первой части руководства. Напомню, комплементарными, или дополнительными, цветами называются те цвета, которые находятся в противоположных лучиках цветового круга. Например, это фиолетовый и желтый, красный и зеленый, зеленый лайм и красно-фиолетовый и так далее. Эти цвета прекрасно дополняют друг друга, подчеркивая и усиливая цвет. Наибольший контраст этих цветов проявляется в чистых спектральных оттенках цвета. Чаще всего такие цвета используют не в равном соотношении, а только в качестве акцента в виде отделки или небольших вкраплений. Используя размытые или более темные оттенки из дополнительных цветов можно сочетать эти цвета, не боясь вырвать глаз, и в большей или почти равной пропорции.

Taiga by Svetlana Volkova

В этом примере мы можем видеть, как дизайнер использовала в равной пропорции комплементарные цвета, но в их размытом виде, цвета на цветовом круге находятся близко к центру. Помните, что Вы можете использовать любой оттенок из лучей комплементарных цветов.

Разделенные комплементарные цвета - это использование цвета из лучика, примыкающего к дополняющему, как с одной стороны от него, так и с другой. Использование такой цветовой схемы имеет также очень сильный цветовой контраст, но уже с меньшим напряжением для глаз. Выбор таких цветов можно использовать и в паре в любой комбинации, и в тройке цветов, выбирая один цвет как основной, а два других для раставления акцентов в узоре. Эта цветовая схема особенно хороша для начинающих, так как всегда выглядит великолепно!

The Life Aquaticby Serena Murphy

В этом примере дизайнер использовал один из разделенных комплементарных цветов как основной, а второй из его пары и противоположный в качестве акцента для составления узора для кокетки. Свитер выглядит свежо и не перегружен цветом.

Аналогичными называются цвета, находящиеся в тройке рядом расположенных лучиков. Так аналогичными цветами будут красно-фиолетовый, красный и красно-оранжевый или красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый. Отсчет тройки аналогичных цветов можно начинать с любого цвета. Подытоживая, схемой аналогичных цветов будут любой цвет из лучика цветового круга и два рядом стоящих цвета. И здесь можно выбирать любые оттенки из этих лучиков.

Kiyomi by Barbara Gregory

В этом примере наглядно видно, как очень похожие цвета сочетаются между собой. Для того, чтобы вязать жаккард из таких цветов, обратите внимание, чтобы они были контрастными по степени светлоты (яркости). Если Вам не хватит этого контраста, то узор контраста просто потеряется. Если Вы сомневаетесь в правильности выбора цвета, то просто свяжите образец, сфотографируйте его и преобразуйте в любом редакторе в черно-белое изображение. Если узор будет ярко выражен, то Вы не ошиблись и можете смело вязать изделие выбранным узором в выбранной цветовой комбинации!


Схема триадной цветовой гармонии использует три цвета, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Если соединить равноудаленные от центра точки в лучиках этих цветов, то получится равносторонний треугольник. Комбинации этих цветов получаются довольно яркие, даже если Вы используете ненасыщенные или блеклые тона из этой цветовой схемы. Поэтому триадные цвета в узорах должны быть тщательно сбалансированы, пусть один цвет доминирует, а два других используется в качестве акцента.

Byzantine Pullover by Tanis Lavalee

В этом примере мы видим, что в триадной цветовой схеме орнамента сине-зеленый цвет был выбран в качестве доминирующего, а желтый и лиловый цвета были выбраны для акцента на орнаменте. Чтобы свитер не был перегружен цветом, дизайнер поместил орнамент на нейтральный серый цвет.

Тетраидная гармония использует четыре цвета и состоит из двух комплементарных пар. Если соединить линией точки на этих лучах, то получится прямоугольник. Это очень богатая цветовая схема. Но надо быть осторожным при выборе такой схемы в работе, чтобы не перегрузить работу. Цвета из этой цветовой схемы трудно согласовать между собой в равной пропорции, поэтому лучше выбирать один доминирующий цвет, а остальные для его смягчения. Кроме того, Вы должны обратить внимание на баланс теплых и холодных тонов.

Summer In Tokyo by Marianne Isager

В этом примере Вы видите, что доминирует оранжевый цвет, хотя его использовано совсем немного. Остальные цвета уравновешивают его своей пропорцией. Кроме того мы видим здесь баланс теплых и холодных тонов: прохладный бледно-голубой и фиолетовый сбивают интенсивность теплого оранжевого и желтого цветов.

Монохромная гармония сочетает в себе все цвета из одного лучика цветового круга, это оттенки одного чистого спектрального цвета разной степени яркости (светлоты и темноты). Это мягкая, сбалансированная цветовая схема, всегда дающая прекрасный результат, при использовании цветов любой степени контраста.

Teal Colorblock Sweater by Melissa Leapman

В этом примере использованы три монохромных оттенка. Самое примечательное в том, что эту цветовую схему можно с легкостью использовать и не ошибиться при использовании разных текстур и толщины пряжи, различной пряжи по составу: пушистые и гладкие виды пряжи, рыхлые и плотные вязки, использование люрекса для отделки.

Итак, обобщим все вышесказанное. Мы рассмотрели шесть основных цветовых схем, которые представляют гармоничные сочетания.

1. Дополнительные, или комплементарные цвета - два цвета, расположенных друг напротив друга в цветовом круге. Довольно смелый выбор для сочетаний, нужно использовать в неравной пропорции или разбавленные оттенки.

2. Разделенная комплементарная гармония - три цвета, два цвета из которых расположены рядом с противоположным цветом на цветовом круге. Более мягкое, чем комплементарная гармония, сочетание.

3. Цветовые схемы аналогичных цветов очень гармоничны и используют три рядом расположенных на цветовом круге тона.

4. Триадная цветовая схема образует треугольник равноудаленных цвета. Сочетания из этой цветовой схемы, как правило, яркие и драматичные.

5. Тетраидные цветовые схемы используют два набора дополнительных цветов. С этой цветовой схемой, может быть, трудно работать, но при правильном подходе получаются довольно богатые сочетания.

6. Наконец, монохромная гармония - мягкая и беспроигрышная, использует оттенки из одного луча цветового круга.

Мы рассмотрели основы цветовой теории характеристики цвета и цветовые схемы гармоничных сочетаний. В следующей статье поговорим о, так называемых, нейтральных тонах, которые используются в дизайне одежды, и о том, как использовать цвета и нейтральные оттенки вместе в нескольких классических комбинациях.