«Профессиональный кодекс учителя» расскажет о миссии педагога. Этический кодекс педагогов

В современных условиях при модернизации системы образования большое внимание уделяется личности в образовательном процессе.

Главными участниками в учебно-воспитательном процессе выступают учитель и ученик.
Одним из важных аспектов деятельности психологической службы в нашей гимназии является изучение личности учителя и его образа жизни.

Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления, т. е. по мере овладения профессией происходит «реконструкция деятельности учителя, уменьшается ее напряженность. Но с повышением уровня мастерства в учебной работе происходят большие перемещения в различных видах деятельности…» .

Профессионализм учителя в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Поэтому одной из важных характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.

В процессе овладения профессией формируются не только профессионально-важные качества, но и профессиональные деформации. В широком смысле профессиональная деформация – это некий след, который профессиональная деятельность накладывает на человека, занимающегося этой деятельностью.

Профессия педагога оказывает большое влияние на его личность и образ жизни. Изучение личности и образа жизни педагогов необходимо для более эффективной подготовки специалистов, помощи им в адаптации к профессии. Полученные данные можно использовать при консультировании учителей, а также для оптимизации деятельности педагогов.
Нами было проведено исследование с учителями, целью которого являлось изучение профессионального образа жизни педагогов (т.е. как педагогическая деятельность влияет на образ жизни учителей).

Образ жизни – понятие, введенное В.П. Серкиным , определяющее всю совокупность деятельностей (как интегративной характеристики активности), которые человек актуально реализует как субъект индивидуальной деятельности или в которые «включен» (субъектом которых являются общество, группа) в течение определенного жизненного периода, этапа или цикла .

В исследовании приняли участие учителя со стажем педагогической деятельности до 3-х лет («неопытные» учителя – 20 чел.) и учителя со стажем работы более 15 лет («опытные» учителя – 20 чел.). Мы предположили, что педагоги имеют специфически профессиональный образ жизни и с увеличением опыта педагогической деятельности эта профессиональная специфичность усиливается.

В результате можно представить следующие результаты.

1. Данные, полученные с помощью анкеты мы интерпретировали, исходя из выделенных критериев описания образа жизни: «доход», «проведение досуга», «семейное положение», «профессионально-значимые личностные качества», «профессиональные деформации», «взаимоотношения в семье и с друзьями».

По критериям «доход», «досуг» различий не обнаружено. Сходство по этим критериям обусловлено тем, что профессия педагога малооплачиваема, не зависимо от стажа работы. А на выбор форм и места проведения досуга педагогическая деятельность влияет у всех учителей, так как сама профессия предъявляет много требований к педагогу. Учитель должен быть примером для учеников. И во многом при выборе форм и места проведения досуга учителя ориентируются на такой отдых, чтобы не встретить учеников или их родителей. Также учитель планирует свой отпуск на лето, когда у учащихся каникулы.

Различия обнаружены по следующим критериям.

«Семейное положение» . Часто у учителей семейная (личная) жизнь не складывается из-за работы. Это ярко отражается на опытных учителях: 55% разведены или вообще не состояли в браке. Это обусловлено тем, что профессия стоит на первом месте и занимает очень много времени.

«Профессионально-значимые личностные качества» . Учителя выделяют такие профессионально-важные качества (встречающиеся не менее двух раз), как: терпимость, любовь к детям, ответственность, трудолюбие. При этом стоит отметить, что данные качества больше представлены у опытных учителей. Из чего можно сделать вывод, что профессионально – важные качества развиваются в процессе накопления опыта.

«Профессиональные деформации ». Развитие профессионально-важных качеств (профессионализм) тесно связан с профессиональными деформациями. У учителя также происходят и профессиональные деформации его личности (пятый критерии описания образа жизни). Здесь происходит перенос форм профессионального поведения в другие сферы жизни. Это подтверждают и данные наблюдения и бесед: учителя ведут себя на улице, дома так же, как обычно ведут себя на работе.

Сами «опытные» учителя отмечают, что профессия влияет на их взаимоотношения в семье и с друзьями (шестой критерий описания образа жизни): они не всегда могут переключиться и общаются с близкими, как на работе (переносят стиль общения на работе в семью), следят за своей речью и речью окружающих, общаются на учительских тонах, часто говорят о работе.
Именно перечисленные выше особенности: перенос форм профессионального поведения и стиля общения в семью, – могут повлиять на семейные разлады. Психологи здесь могут помочь педагогам научиться абстрагироваться от проблем школьной жизни, чтобы не переносить стиль общения с учащимися в семью.

На «неопытных» учителей профессия еще не наложила такой отпечаток. Они указывают позитивное влияние профессии на взаимоотношения с окружающими (например, более высокий статус в семье). «Неопытные» учителя не испытывают таких трудностей с переключением с педагогической деятельности на другие виды деятельностей, как «опытные» учителя.

Учителя указывают некоторые специфические особенности педагогической деятельности (встречающиеся не менее двух раз): авторитарность, правильность, эмоциональные и физические нагрузки, постоянное напряжение, стиль поведения и общения. Так же все «опытные» учителя отмечают, что профессия учителя «затягивает». Профессия учителя настолько изменяет структуру его личности, что меняется отношение и ко всему происходящему в мире. У большинства «опытных» учителей в процессе работы поменялось мировоззрение, отношение к людям.

Так же работа учителя забирает большие энергетические запасы, что приводит к тому, что учитель становится раздражительным, вспыльчивым. Возможно, это также является причиной неудач в семейной жизни учителя. Задачей психолога является помочь учителю справиться со стрессовыми ситуациями, эмоциональными перегрузками, научить управлять собственным эмоциональным состоянием.

Так же критерием описания образа жизни является «общение ». Влияние педагогической деятельности проявляется в темах общения со знакомыми и круге общения. Для большинства «опытных» учителей наиболее частыми темами общения являются работа и дети. А большинство друзей – учителя. Т.е. мы можем сказать, что коммуникативный уровень образа жизни опытных учителей подчинен уровню практической деятельности. Круг общения учителей, круг людей, с которыми он проводит досуг, обсуждает, планирует во многом определяется кругом его коллег, а темы общения – кругом профессиональных проблем. У «неопытных» учителей такой связи не выявлено. Таким образом, коммуникативный слой образа жизни «опытных» учителей сильно детерминирован проблемами профессиональной деятельности.

Таким образом, существуют специфические особенности образа жизни учителя. А так же влияние профессии на различные характеристики образа жизни «опытных» и «неопытных учителей» различно, т.е. можно сказать, что с увеличением педагогического опыта усиливается профессиональная специфичность образа жизни.

2. Также в нашем исследовании использовалась методика Семантический дифференциал . Полученные данные обрабатывались методом семантических универсалий (Е.Ю. Артемьева). Полученные результаты были сведены в таблицы.

Таблица 1

Результаты, полученные с помощью метода семантических универсалий опытных и неопытных учителей

«Опытные» учителя

«Неопытные» учителя

Характеристика

Характеристика

напряженный

открытый

ответственный

понимающий

уважительный

рациональный

дружеский

нравственный

нравственный

положительный

демократичный

истинный

уважительный

достойный

достойный

дружеский

положительный

осмысленный

миролюбивый

понимающий

насыщенный

ответственный

бодрый

счастливый

компромиссный

истинный

миролюбивый

альтруистичный

подвижный

настоящий

интересный

Жирным шрифтом выделены различия.

Из таблицы видно много совпадений в оценке своего образа жизни «опытными» и «неопытными» учителями. Сходство обусловлено самой методикой . А также тем, что уже в первые годы работы учителем, профессиональная деятельность значительно влияет на жизнь педагога. Так же сама профессия обязывает учителя к особому стилю поведения: учитель должен быть примером для всех, поэтому старается вести положительный образ жизни, понять детей, проявляет доброту. Это необходимые для педагогической деятельности личностные качества. Уже в первые годы работы в школе у учителей проявляются такие качества как нравственность, правильность. Также можно отметить специфический стиль общения учителей: профессиональная деятельность требует проявлять уважительность, понимание, доброжелательность, заботу об учащихся.

Так как мы сравниваем образ жизни «опытных» и «неопытных» учителей, то для нас более информативным является наличие различий. В универсалию первой группы («опытные» учителя) входят качества, описывающие их образ жизни как наполненный (1,12,19,20), активный (13,18), открытый людям (14,16), правильный (осмысленный) (4,10). В универсалию второй группы («неопытные» учителя) входят качества, характеризующие их образ жизни как беззаботный (11,13) и невластный (1,6). Можно сказать, что образ жизни опытных учителей более осмыслен, а «неопытные» учителя оценивают свой образ жизни как более легкий, беззаботный. Складывается впечатление, что у «неопытных» учителей более легкий взгляд на жизнь. Их образ жизни отличается некоторой поверхностью (легкостью поведения). Образ жизни «опытных» учителей более насыщен, активен, осмыслен.

Различия между характеристиками двух групп обусловлены тем, что в процессе выполнения деятельности, у человека постепенно формируются особые качества и черты, присущие представлениям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления. Эти качества больше представлены у «опытных» учителей. Говоря словами А.Н. Леонтьева, деятельность конституирует, т.е. выстраивает психическую структуру человека. Это подтверждают и данные анкеты.

Также стоит отметить, что количество характеристик в универсалии и их вес у опытных учителей больше. В связи с этим можно говорить, о том, что «опытные» учителя более сплоченно оценивают свой образ жизни, чем «неопытные» учителя. Сплоченность обусловлена опытом одинаковой деятельности.

3. Так же для данного исследования был использован ассоциативный эксперимент .

Полученные результаты сведены в таблицы.

Таблица 2

Данные по ассоциативному эксперименту группы опытных учителей

«Опытные» учителя

Моя
работа

Отдых

Семья

Сын, дочь

Трудности

Телевизор

Путешествия

Усталость

Сын(дочь)

Взаимопонимание

Лес (сопка)

Родители

Творчество

Таблица 3

Данные ассоциативного эксперимента группы неопытных учителей

«Неопытные» учителя

Моя работа

Отдых

Моя семья

Родители

Телевизор

У «опытных» учителей большая сплоченность в ассоциациях на стимул «Моя работа». На первом месте у «опытных» учителей на данный стимул стоят чувства, а у «неопытных» работа ассоциируется с предметом профессии. Для «опытных» учителей работа эмоционально-значимее, чем для «неопытных».

Таким образом, для «неопытных» учителей работа больше ассоциируется с детьми, коллегами, т.е. участниками учебного процесса. А у «опытных» учителей работа больше ассоциируется с чувствами, вызываемыми работой, а потом уже предметом педагогической деятельности.

На стимул «отдых» в обеих группах присутствуют достаточно схожие ассоциации. Такое сходство ассоциаций, обусловлено тем, что отдых для нас всегда связан с чем-то приятным. И многие люди отдыхают одинаково: проводят время с друзьями, семьей или смотрят телевизор. Для всех учителей отдых ассоциируется с летом, вероятно, потому что отпуск учителя практически всегда приходится на летние каникулы. Но существуют и различия в ассоциациях «опытных» и «неопытных» учителей на данный стимул. Для «неопытных» учителей отдых ассоциируется с весельем. У «опытных» учителей ассоциации на данный стимул связаны со спокойным проведением досуга. У «опытных» учителей отдых меньше связан с общением, чем у «неопытных».

На стимул «Моя семья» в группе «неопытных» учителей выявлены ассоциации, характеризующие состав семьи и одна ассоциация, характеризующая отношения. У «опытных» учителей семья больше ассоциируется с чувствами, чем у «неопытных». Это может быть связано с возрастными особенностями.

В целом стоит отметить, что в ассоциативные семантические универсалии на все стимулы у «опытных» учителей больше ассоциаций, чем у «неопытных», что говорит о большем сходстве (единстве) ассоциаций у «опытных» учителей

Таким образом, «опытные» учителя более сплоченно оценивают свой образ жизни, чем «неопытные» учителя. Сплоченность обусловлена опытом одинаковой деятельности, т.е. идет одинаковый процесс конституирования.

Из всего выше сказанного, можно судить о различиях образа жизни «опытных» и «неопытных» учителей.

У учителя существуют специфические циклы его профессиональной деятельности. Он планирует свою деятельность на неделю, четверть, учебный год. От профессиональной деятельности учителя зависят другие формы его деятельности. Учитель, как правило, планирует отпуск на лето, когда у детей каникулы. Стоит отметить, что учителям из-за работы не хватает времени для общения с друзьями (данные анкеты). «Опытные» учителя менее ориентированы на общение во время отдыха. Это обусловлено тем, что у них более устоявшаяся группа общения и форма проведения досуга (для них более важен отдых возле телевизора или сон, чем веселье). Также «опытные» учителя хронически больше устают от общения, чем «неопытные».

Профессиональная занятость влияет на все сферы жизни профессионала и его близких. У учителей мало времени для воспитания своих собственных детей и для общения с друзьями. Особенно сильно это проявляется у «опытных» учителей. Что подтверждают данные анкеты и беседы. У «опытных» учителей общение больше подчинено их профессиональной деятельности.

Каждый учитель не просто ведет уроки, но также готовится к ним, при этом каждый класс требует своей подготовки. Все это влияет на семейную жизнь учителя, так как уходит много сил и времени на школу, на свою семью времени остается мало. Особенно сильно это влияние проявляется у опытных учителей (что показывают данные анкеты и беседы). Из наблюдений, анкеты и бесед мы можем судить о трудностях с переключением с профессиональной деятельности на другие виды деятельности у опытных учителей. Также стоит отметить, что «опытные» учителя относятся к своей работе более напряженно, чем «неопытные» (об этом свидетельствуют результаты, полученные с помощью ассоциативного эксперимента, семантического дифференциала, наблюдения). Они более «озабочены» проблемами школьной жизни, как показывают данные наблюдения и бесед.

Подводя итог, можно сказать, что «опытные» учителя более профессионально деформированы. Но также у них более развиты профессионально-важные качества (данные анкеты).

Некоторые различия в образе жизни опытных и неопытных учителей обусловлены возрастными различиями, но мы не можем проконтролировать данную переменную (возраст), т.к., как правило, опыт и возраст разделить очень трудно: обычно «опытные» учителя более старшего возраста, чем «неопытные».

Таким образом, полученные данные подтверждают наше предположение о том, что существуют различия в образе жизни «опытных» и «неопытных» учителей и что с увеличением опыта педагогической деятельности профессия оказывает все большее влияние на жизнь учителя.

Проведенное исследование показывает, что чем больше стаж педагогической деятельности, тем более профессионально специфичным становится образ жизни учителей, тем более профессионально-деформированными становятся педагоги, профессия все больше начинает влиять на непрофессиональную жизнь учителей. Данные, полученные в исследовании ярко свидетельствуют о том, что с учителями необходимо проводить индивидуальную и групповую работу.

Психологической службой нашей гимназии проводится работа с педагогами в различных направлениях:

  1. Диагностическая. На данном этапе мы проводим исследования в различных направлениях, диагностируем степень профессионального сгорания педагогов, их личностные особенности и т.д.
  2. Просветительская. Выступая на педагогических советах, психологи нашей службы дают рекомендации педагогам, как лучше справляться со стрессовыми ситуациями, эмоциональными перегрузками, по управлению собственным эмоциональным состоянием.
  3. Коррекционно-развивающая. По результатам диагностики проводятся тренинги различной направленности, коррекционные занятия, на которых мы учим педагогов «оставлять работу на работе» (не переносить работу в личную жизнь), работаем в рамках профилактики профессионального выгорания учителей, учим педагогов пользоваться релаксационными техниками и т.д.

Данная работа необходима, так как только здоровый учитель может обучить и воспитать здорового учащегося. От эмоционального состояния учителя зависит и сам образовательный процесс. Если учитель раздражен, плохо себя чувствует, устал, то и качественной передачи знаний не получится. Соответственно, чтобы повысить качество образования необходимо, чтобы в образовательном процессе участвовали здоровые участники.
Таким образом, изучение личности педагога, педагогического коллектива является необходимым условием для дальнейшей работы с учителями, которая повысит эффективность педагогической деятельности специалиста.

По результатам проведенного исследования нашей службой были разработаны некоторые рекомендации и созданы брошюры. Пример одной из них мы представляем в данной статье.

Учителю на заметку

Дорогие учителя! Помните, что…

  1. Ваши близкие и друзья не являются Вашими учениками.
  2. Вы являетесь не только учителем, но и матерью (отцом), женой (мужем), подругой (другом) и т.д.
  3. При отдыхе в общественном месте Вы не учитель, Вы такой отдыхающий, как и все остальные.
  4. Невозможно сделать всех дел. Выделите …
  5. Необходимо посвящать некоторое время Вашему любимому увлечению. Это может быть совместное увлечение для всей семьи – тогда Вы не только получите удовольствие от любимого занятия, но и проведете время с семьей.

Список используемых источников

1. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Изд-во Ленинградского Ун-та, 1967.-176с.; 71.
2. Серкин, В.П. Образ мира и образ жизни. – Магадан, 2005. – 331 с.

«Воспитание — дело трудное,

и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека,

ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».

Сократ.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Этический Кодекс Педагога (далее - ЭКП) - документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в школе, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри нашей школы, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.


2. Кодекс - это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя которым мы укрепляем высокую репутацию школы, поддерживая ее авторитет и продолжаем традиции предшествующих поколений учителей и учеников.

3. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности учеников, учителей и сотрудников школы, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование школы.

4. Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.

5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических педагогов, так и иных служб (Совета школы, Администрации) образовательного учреждения; изменения и дополнения утверждаются Комиссией по этике.

6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогов на педсовете, родителей - на родительских собраниях, детей - на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.

7. Нормами Этического Кодекса Педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники МОУ СОШ №27, работающие с детьми.

8. Данный Этический Кодекс Педагогов определяет основные нормы профессиональной этики, которые:

Регулируют отношения между педагогами и их учащимися, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

Защищают их человеческую ценность и достоинство;

Поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.


Предмет регулирования.

1.1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагога, которых он придерживается в школе в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных мероприятий.

1.2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагог сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.

1.3. МОУ СОШ №27 обязана ознакомить с Кодексом всех учителей, учащихся и родителей.

Цель Этического Кодекса Педагога

2.1. Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения.

2.2. Кодекс способствует тому, чтобы педагог сам управлял своим поведением, способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установлению в школе благоприятной и безопасной обстановки.

Сфера регулирования

3.2. Руководитель Комплекса, Совет школы, Администрация школы, Комиссия по этике, учителя и другие сотрудники школы, родители способствуют соблюдению этого Кодекса.

1. Источники и принципы педагогической этики

1.1 Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций советско-российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка.

1.2 Основу норм ЭКП составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

2. Механизмы внедрения

Цель всех мероприятий по внедрению - сделать Кодекс понятным.

Так как Кодекс - управленческий инструмент, хотя и сравнительно новый, то нужно научить сотрудников с ним обращаться. Научиться использовать его для разрешения сложных этических ситуаций. Объяснение целесообразности введения Этического Кодекса в организации, значимость этих норм как для организации, так и для сотрудника проходит в форме предварительной и сопровождающей внутренней PR-компании (задача Пресс-центра).

Это способ «разморозить» тему, привлечь к ней внимание.

Обсуждение содержания Кодекса лучше проводить в форме полилога.

Оптимальными формами внедрения являются:

1) интерактивные семинары, информирующие о Кодексе и его исполнении;

2) информационное обеспечение, призванное разъяснить назначение Кодекса и механизм его реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций;

3) трансляция через менеджмент -особенно первых лиц -демонстрирующая, что руководство не только говорит о важности исполнения Кодекса, но и само образцово его исполняет;

4) стимулирование сотрудников, организация внутришкольных конкурсов с выдачей грамот, похвальных листов; рекомендации об участии сотрудников в районных и городских, региональных мероприятиях; учет соблюдения Этического кодекса при распределении премиального фонда учреждения.

Можно еще раз отметить необходимость «публичности» процесса создания Кодекса. На фазе внедрения это позволит избежать сопротивления сотрудников включению в их систему ценностей «чуждых» этических норм.

Ключевым элементом для обеспечения исполнения этических норм является возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений.

Для этого создается «Комиссия по этике» в функциональные обязанности которой входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации.

Глава 2. Основные нормы


1. Личность педагога

1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

1.2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

1.3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

2. Ответственность

2.1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - образования подрастающего поколения.

2.2. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.

2.3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3.3. В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.

3.5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

3.6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с учениками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

3.7. Педагог дорожит своей репутацией.


Глава 3. Взаимоотношения с другими лицами.

1. Общение педагога с учениками.

1.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

1.2. В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к ученику позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя и основой его саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания

1.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

1.4. При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

1.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

1.6. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных работ и контрольных проверок.

1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.

1.8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих учеников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

1.10. Педагог не имеет права требовать от своего ученика вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.

1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды, иначе как путем дискуссии.


2. Общение между педагогами

2.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.

2.2. Педагог как образец культурного человека всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.

2.3. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если же педагоги не могут придти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет права направить в Комиссию по этике просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.

2.4. Педагоги Комплекса стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

2.5. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в Комплексе между педагогам и высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В Комплексе не должно быть места сплетням.

Сотрудники МОУ СОШ №27 при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь Комплекса за пределами школы, в том числе и в социальных сетях Интернет (доп. документ о неразглашении конфиденциальной информации ).

Если оное будет выявлено членами Комиссии по этике или же другими сотрудниками Комплекса, а также учениками, то Комиссия имеет право вызвать на Особый педсовет «нарушителя» (педагога, ученика, сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном действии и привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности (выговор).

2.6. Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы, комментарии и местами даже реклама педагогов о Комплексе за пределами учебного заведении, а именно выступая на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер-классах, который педагог вправе проводить, участвовать за пределами Комплекса.

2.7. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Решение об обнародовании критики принимается большинством голосов членов Комиссии по этике, без согласования с руководителем.
2.8. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же подобное станет известно Комиссии по этике, то она имеет право начать расследование по выявлению прикрытых ошибок, проступков и т.д.


3. Взаимоотношения с администрацией.

3.1. МОУ СОШ №27 базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

Администрация ОУ делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.

3.2. В Комплексе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель структурного подразделения школы и Комиссия по этике.

3.3. Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

3.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

3.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.6. Оценки и решения руководителя структурного подразделения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

3.7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы Комплекса. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.


3.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

Если затянувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то Комиссия по этике имеет право созыва «экстренного педсовета», на котором разбирается данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об отстранении данного учителя, классного руководителя, воспитателя, сотрудника от занимаемой должности.

За руководителем подразделения остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта, но Комиссия по этике может рекомендовать (аргументировано, на основании полученных доказательств) Педсовету и руководителю о принятии какого-либо решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, также руководитель, вне зависимости от решения Педсовета и рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето.

3.9. Педагоги Комплекса уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается Комиссией по этике.

3.10. В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель структурного подразделения школы должен принять решение единолично или при необходимости привлечь Комиссию по этике для принятия кардинального решения (действий) по отношению к нарушителям.

4. Работа в «КОД»е.

4.1. Педагоги, сотрудники, ученики и родители МОУ СОШ №27, используют в своей трудовой педагогической деятельности Программный Комплекс (ПК) контрольно-оценочной деятельности (КОД) как условие для эффективного управления образовательным процессом в современной школе.

4.2. Педагоги используют «КОД» как необходимую информационную площадку для реализации учебно-воспитательного процесса. Деятельность в данном направлении подразумевает элементарные нормы поведения (информационную культуру), а именно прямую и обратную связь между участниками (учителями, учениками и их родителями). Иметь культурную привычку отвечать своевременно на вопросы участников, не игнорировать и не высказывать высокомерие дистанционно.

4.3. Не рассылать всем участникам информацию, не имеющую отношения ко всем, если она принадлежит одному или нескольким участникам. Поэтому необходимо выработать культуру отправки информации конкретным адресатам.

4.4. «КОД» - это не место выяснения отношений между участниками.

4.5. Комиссия по этике имеет права «этического контроля» за информационной сферой «КОД»а.

5. Отношения с родителями и опекунами учеников.

5.1.Консультация родителей по проблемам воспитания детей - важнейшая часть деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в ОУ.

5.2.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

5.3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников; не имеют права побуждать родительские комитеты организовывать для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

5.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

5.5. На отношения педагогов с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами школе.


6. Взаимоотношения с обществом

6.1. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
6.2.Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

6.3 Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.


7. Академическая свобода и свобода слова

7.1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

7.2. При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

7.3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

7.4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

7.5. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.

8. Использование информационных ресурсов.

8.1. Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество Комплекса (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.


9. Личные интересы и самоотвод.

9.1. Педагог и руководитель подразделения школы объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

9.2 .Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

9.3. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.


10. Благотворительность и меценатство.

10.1. Школа имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических, юридических лиц.

10. 2. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

10.3. Руководитель структурного подразделения школы или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную воспитательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.


11. Прием на работу и перевод на более высокую должность.

11.1. Руководитель структурного подразделения школы должен сохранять беспристрастность при подборе на работу нового сотрудника или повышении сотрудника в должности.

Педагогическая этика изучает особенности, содержание, принципы и функции педагогической морали, характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогической среде, разрабатывает основы педагогического этикета. Педагогический этикет - свод выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Моральный аспект педагогической профессии предполагает личную ответственность каждого педагогического работника за свои действия и их последствия. Педагог обязан действовать так, чтобы его ученикам было хорошо, и не допускать никаких действий, которые причиняют им вред или зло. Он свободен в выполнении или нарушении этого морального долга. Как и для чего он использует свои профессиональные знания, умения и навыки, зависит от его профессиональной этики.

В большинстве стран мира учителям до сих пор не удалось создать для самих себя с помощью своих профессиональных организаций кодекс профессиональной морали. И в нашей стране вместо четко сформулированных норм педагогической морали действуют многочисленные ведомственные инструкции и правовые предписания.

Моральные нормы, фиксируя правила или модели профессионального поведения, представляют собой некий желательный стандарт , в поддержании которого заинтересована соответствующая социально-профессиональная группа. Нормы профессионально-педагогической морали, минимум которых приводится ниже, входят в структуру нравственного сознания каждого эффективно работающего учителя. Для тех, кто серьезно относится к своей профессии, стремится достичь высот педагогического мастерства, эти нормы перестают быть требованиями извне, а превращаются в собственные убеждения.

Знание и добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей . Очевидно, каждый учитель согласится с тем, что необходимо знать и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, о которых говорилось выше. Но не каждый придерживается этой нормы. Между тем их незнание, забвение или недобросовестное исполнение приводит к большим человеческим потерям, моральным и интеллектуальным. Особое значение приобретает знание этой нормы для будущих учителей. Сознательный выбор педагогической профессии предполагает знание связанных с ней обязанностей и норм, чтобы проверить, насколько кандидат в педагоги соответствует предъявляемым педагогической профессией требованиям. К сожалению, такая самопроверка происходит во многих случаях поверхностно и слишком поздно.

Профессиональная увлеченность . Эта норма предполагает полную самоотдачу учителя при выполнении профессиональных обязанностей. Чтобы хорошо делать свое дело, надо его любить, отдавая ему все силы и способности. Это, по свидетельству психологов, дает возможность самовыражения, приносит чувство удовлетворенности и счастья.

Профессиональное мастерство и самосовершенствование . Профессиональное дилетанство всегда безнравственно. Оно наносит не меньше вреда обществу, нежели открытое безделье. Оно снижает уровень образованности детей, препятствует ускоренному внедрению высокоэффективных методов и технологий, передового педагогического опыта в практику массовой школы. Профессиональное мастерство учителя, напротив, повышает эффективность всей педагогической системы, порождает чувство гордости за человеческое умение, уверенность в своих силах.

Недостаток профессионального мастерства особенно остро ощущают начинающие учителя в трудные для них годы профессиональной адаптации. Чтобы выйти из этого состояния профессиональной незрелости, необходимо заниматься самосовершенствованием своей личности: пополнять и расширять специальные и психолого-педагогические знания, совершенствовать методические умения, развивать профессионально значимые качества. И делать это нужно на протяжении всей профессиональной жизни педагога, следуя мудрости древних: меньше учить, больше учиться.

В качестве минимальной нормы здесь следует назвать свободное владение теми знаниями и умениями, которые учитель должен передать ученикам. Для нравственной ориентации, вынесения правильных моральных оценок учителю необходимо свободно распоряжаться разнообразными знаниями, легко их увязывать и соотносить друг с другом. Это особенно важно в условиях возросшей информированности учащихся.

Конечно, можно быть хорошим учителем, обладая различными чертами характера. Однако, следующие качества , как свидетельствует практика, имеют существенное значение для успешной профессиональной деятельности и прогрессивного развития личности учителя. Это любовь (доброжелательность ) к детям, самодисциплина , терпеливость , оптимизм , отзывчивость , бодрость и живость . Эти ценные черты характера не появляются сами собой, а вырабатываются и совершенствуются в течение всей профессиональной деятельности педагога. Причем наряду с их развитием следует преодолевать негативные черты, такие, как раздражительность, мелочность, придирчивость, мстительность, властность, обидчивость, болтливость. Достижение высокого уровня профессионального мастерства невозможно без непрерывной работы над своим педагогическим характером.

Забота учителей о благе своих учеников . Школы и учителя существуют для учеников. Об этом часто забывают потому, что ученики приходят и уходят, а учителя остаются. Прежде всего упускается из виду, что школа существует не для учеников вообще, а для каждого ученика в отдельности. Для учителя отдельный ученик легко растворяется в массе соучеников. От отношения ученика к учителю мало что зависит, а от отношения учителя к ученику - многое. Для учителя это отношение является чем-то второстепенным среди многих других, для ученика, напротив, оно может оказать большое - положительное или негативное - влияние на его судьбу. Поэтому настоятельное требование профессиональной морали педагогов - заботиться о благе каждого отдельного ученика. В чем состоит это благо в каждом конкретном случае учитель должен научиться решать сам, исходя из анализа личности конкретного ученика, его положения в классе, семье и взаимоотношений с окружающими детьми и взрослыми. Мораль требует от педагога постоянного творческого напряжения. Важнейшим критерием моральности педагогических поступков является мера заботы об ученике.

Следование норме "Не навреди!" предполагает самокритичный анализ учителем своего профессионального поведения.

Социальная функция педагогического образования и самообразования состоит в том, чтобы сформировать профессионально значимые качества личности педагога, максимально совпадающие с нормативными требованиями его профессиональной роли.

Правила обучения, касающиеся учителя, оставили после себя многие выдающиеся учителя в истории мировой педагогики. Эти правила, как правило, были руководством в жизни и самих этих учителей. Они именно примером собственной жизни учили последующие поколения нравственным канонам человечности. Таким выдающимся гражданином своей страны и всего мира был и Адольф Дистервег (1790–1866) – немецкий педагог, либеральный политик, преподававший математику и физику, служил директором учительской семинарии. Стремился объединить немецкое учительство: открыл в Берлине 4 учительских общества в 1831-41 гг., его избрали председателем «Всеобщего немецкого учительского союза» в 1848 г. Он выпускал педагогический журнал,боролся с реакционными законами по образованию, до конца жизни активно участвовал впрогрессивной общественной и педагогической деятельности. Написал в 1835 году свою главную книгу «Руководство к образованию немецких учителей» - произведение, не потерявшее своей актуальности и значимости для педагогов и по сей день. В этой работе педагог оставил свод правил для учителей, который гласит:

«I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту

1.1.Обучай природосообразно!

1.2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

1.3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

1.4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

1.5. Обучай наглядно!

1.6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному!

1.7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

1.8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную

1.9. Никогда не учи тому, чего ученик ещё не в состоянии усвоить!

1.10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

1.11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

1.12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

1.13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта

2.1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика!

2.2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

2.3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!


2.4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

2.5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!

2.6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

2.7. Связывай родственные по содержанию предметы!

2.8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

2.9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

2.10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

2.11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

3.1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!

3.2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!

3.3. Обучай культуросообразно!

IV. Правила обучения, касающиеся учителя

4.1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас увлекает, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил. Поэтому, если мы желаем завладеть нераздельно вниманием собравшейся толпы, приковать его к себе, мы должны внушить ей живой интерес, заинтересовать её своей личностью или своим способом изложения предмета, что опять-таки проистекает из стремления личности вызывать интерес или быть интересной.

4.2. Обучай энергично!

Мне много раз случалось задумываться над тем, в чём собственно может заключаться дисциплинирующая дидактическая сила некоторых учителей, обладающих этими свойствами, и почему во многих школах её недостаёт. Я нашёл источник этой силы в энергии и решительности воли, одним словом, в силе характера учителя. При нерешительности, нечёткости, отсутствии мужественности нельзя создать в какой бы то ни было области что-либо достойное внимания современников. Следовательно, было бы величайшим заблуждением полагать, что при шаткости убеждений, неясности чувств и отсутствии воли можно превратить глупость юношества в рассудительность, неловкость в искусство, рассеянность во внимание, невежество в образование.

4.3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчётливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

Говорить самому (т.е. учить) гораздо легче, чем заставлять говорить другого: приучать его к правильной, беглой речи. Это требует неистощимого терпения, постоянного внимания к ученику: не только к содержанию его речи, но также к форме и способу изложения. Вредная привычка – заставлять ученика больше слушать, чем говорить. Мы требуем от учителя добровольного участия в трудном деле, неизбежного при этом самоотречения и самопожертвования. Это не пустяки; это нелегко – мы хорошо это знаем. В особенности это трудно для подвижных, живых, темпераментных учителей. Последние обосновывают свой неправильный образ действий тем, что иначе дело подвигалось бы вперёд слишком медленно; они ссылаются на то, что ученики слышат хорошую речь, когда говорит учитель. Но действительно ли ученики подвигаются вперёд только слушая? И учатся ли ученики для школы или для жизни? Впрочем, подобные оговорки не заслуживают даже опровержения.

Как лучшие воспитатели лаконичны там, где речь идёт о правильной деятельности самого ученика, так и лучшие учителя если не лаконичны, то, во всяком случае, неразговорчивы и несловоохотливы. Страдающие словоохотливостью – самые худшие из всех.

У ученика должно войти в привычку всё, что он слышит и учит, выражать мысленно про себя в правильных предложениях, хотя бы от него и не требовалось передачи их вслух. Я знал одного учителя, который за несколько часов преподавания не говорил и десяти предложений, ученики же наоборот – сотни их. То был настоящий учитель. Вредная привычка – заговаривать учеников до одури, обрекать их на вечное слушание. Они должны, конечно, научиться внимательно слушать, и они учатся этому во многих наших школах при живом увлекательном преподавании. Но правильная речь самих учеников важнее этого; она также бесконечно важнее, чем правильное писание.

Ученика обязательно следует заставить изложить ход мыслей в связном и последовательном порядке, и ни в каком другом. С обратным ни в коем случае нельзя мириться! Иначе никогда не появятся ясность и прочность знаний, отчётливость суждений и последовательность вывода. Итак, как птицу по пению, так ученика можно узнать по речи.

4.4. Никогда не останавливайся!

Недостаточно только помнить пословицу: «Остановка - шаг назад». К этому надо добавить, что лишь до тех пор являешься способным начать образование другим, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство.

Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершённым. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их вдохновении, а это вдохновение зависит от самодеятельности вдохновляющего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова. Так как учитель большую часть дня занимается обучением, то его дальнейшее собственное образование должно ему даваться легче, чем остальным людям, при условии, если его обучение действительно является вдохновением других и вместе с тем самовдохновением».

Другим выдающимся педагогом, оставившим для учителей правила для руководства в жизни, был великий педагог Януш Корчак, который говорил: «Детей нет, есть люди». Пример его собственной жизни является образцом для подражания для всех педагогов настоящего и будущего.

Генрик Гольдшмидт (Януш Корчак) родился 22 июля 1878 года. Его отца, известного варшавского адвоката, звали Юзеф Гольдшмидт, мать - ЦецилияГембицкая. Они оба были из давно ассимилированных в польское общество еврейских семейств, поэтому никогда не говорили о своем происхождении, и Генрик не знал ни идиша, ни иврита. Он получил хорошее воспитание и рос преданным патриотом своей страны. Генрик учился на медицинском факультете Варшавского университета с 1898 по 1903 годы.

Как Януш Корчак он становится известным, благодаря своим замечательным произведениям: «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Король Матиуш I» (1923), «Как любить ребёнка» (1914), «Право ребёнка на уважение» (1929) и другим.

Корчак начал работать врачом в 1903 году в маленькой варшавской детской больнице, где проявилась его тяга к детскому воспитанию. С начала 10-х годов XX столетия он начинает работать в приюте для еврейских сирот, с которым он был связан до конца своей жизни.

В детском доме существовала система самоуправления, служившая самовоспитанию, воспитанию самостоятельности, справедливости. Воспитатель же по этой системе был помощником для детей. Действовали стенгазета, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, доска для контактов с детьми, совместные заседания, товарищеский суд (для него Корчак составил кодекс воспитания). Дети могли подавать в суд не только друг на друга, но и на взрослых. В предисловии к «Кодексу товарищеского суда» Корчак написал:

«Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.

Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.

Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого.

Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается.

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится».

В суде соблюдалась свобода высказывания, судьями были дети, которых сами же и выбирали в обстановке полной гласности. Воспитатель при этом выполнял роль секретаря с правом совещательного голоса. Судебный совет составлял основу для Совета самоуправления, который исполнял функции и законодательного, и исполнительного органа суда. Он разрабатывал принципы для регулирования жизни Дома сирот. Совет включал в себя десять детей и воспитателя в роли секретаря и председателя.

Совет принимал решения, которые касались и всего коллектива, и отдельных групп воспитанников. Решения носили временный или бессрочный характер. Совет выполнял свои воспитательные функции через комиссии по проблемам (например, комиссия по проверке чистоты учебников и тетрадей), контролю и указаниям которых подчинялись все дети.

Затем Совет превратился в исполнительный орган, когда стали избирать детский сейм, который находился на вершине системы детского самоуправления и состоял из 20 депутатов. Сейм избирался путем всеобщего голосования один раз в год. В его задачи входило принятие или отклонение решений Совета самоуправления, а также установление знаменательных дат и праздников в жизни Дома, присвоение наград и т.д. Позже Сейм даже принимал участие в принятии решений о приёме и отчислении воспитанников.

Органы самоуправления занимались решением и конкретных задач (поддержание чистоты и порядка, организация концертов, спектаклей и т.д.), и постоянных задач (организация работы, охрана собственности и т.д.).

Однако, самоуправление, несмотря на большие полномочия, не могло отменить деятельность самих воспитателей, которые входили в состав Педагогического совета, несшего ответственность за цели и результаты обучения, опеку над детьми, программу воспитательной работы, организацию жизни в Доме и развитие каждого воспитанника.

Кроме этого, реформы Януша Корчака включали в себя и введение широкой системы мелкой стимуляции и мотивов к самовоспитанию. К примеру, шкаф находок, почтовые ящики, списки благодарностей и извинений, нотариальная контора, «списки драк», «списки раннего вставания» и «плебисциты доброты и антипатии», через которые воспитанники давали оценку друг другу, тем самым, учреждая категории «гражданства».

Януша Корчака можно характеризовать как великого экспериментатора, отрицавшего любую догматичность и замкнутость любойсистемы.

Когда началась Вторая Мировая война, немцы создали гетто в Варшаве, в которое в 1940 году переселили и Дом сирот. На территории Польши началось планомерное истребление еврейского населения.

С зелёным флагом, символом надежды, расцвета, роста, в знак немого протеста против ужасов фашизма 5 августа 1942 года дети заходили в вагон очередного состава, отправлявшегося от Гданьского вокзала в лагерь смерти Треблинка. С ними находился и Януш Корчак, который мог спастись, поскольку ему предлагал спасение немецкий офицер на вокзале, который в детстве читал его книгу «Банкротство юного Джека» и узнал писателя. Великий Януш Корчак сказал ему: «Вы ошибаетесь. Дети прежде всего!». И дверь захлопнули, а доктор Януш Корчак и его воспитанники погибли в лагере смерти Треблинка.

Жизнь Корчака является примером жертвенности, с которой связывали профессию учителя все выдающиеся классики педагогики от Сократа до Сухомлинского. Это планка, которую установили настоящие Учителя, и каждый учитель может задать себе вопрос: «А готов ли я к этому?» Тот Учитель, которого ждут ученики, так или иначе всегда жертвует, в той или иной степени отдавая частичку себя детям.

Педагогическое наследие Я. Корчака содержит также 10 заповедей воспитания:

«1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот -третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека-это его встречи с детьми.

Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок-это праздник, который пока с тобой».

Полезными для учителей могут быть определенные правила жизни, оставленные Корчаком:

«1. Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно.

2. Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и, прежде всего, кончай с ним.

3. Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение.

4. Не ставь слишком легких условий, но такие, чтоб ты мог выиграть.

5. Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавляться от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно.

6. Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. А это самое главное. Стать хозяином своих рук, ног, языка, мыслей...»

Система пари, как способ познать себя, демонстрирует мудрость воспитательного подхода Януша Корчака и также может быть добавлена в копилку любого учителя. В своей книге «Как любить ребёнка» Я. Корчак так описывает победу воспитанника по системе пари:

«Помню последнюю победу одного мальчика. Он стоял на лестнице. Другой мальчишка мчался по лестнице вниз, пихнул его, этот того. Но тот вспетушился и дал сдачи. А мой покраснел, насупил брови, закусил губы, сжал кулаки... Это длилось какое-то мгновение. И вдруг ринулся вниз прямо во двор. Там он долго стоял и ждал, когда успокоится.

Когда пришёл срок нашему пари, он сказал улыбаясь:

Чуть не проиграл, на волосок был от драки!

Мальчик этот уже взрослый и говорит, что благодаря пари, он отучился драться.

Таких записанных у меня в тетрадках пари, пожалуй, уже тысяч с пятьдесят. Я заключаю каждую неделю таких пари с разными мальчишками и девчушками по пятидесяти и более. Дело тут не в конфетках, а в победе.

Спорят о том, что будут вставать сразу, как проснутся, умываться как следует, не опаздывать к столу, читать по пятнадцать минут в день; что не будут выскакивать с ответами в школе, стоять в углу, забывать, терять, лезть, приставать, надоедать, давать прозвища, болтать; что будут переписывать старательно по пяти строчек в день и чистить зубы. Что будут или не будут что-либо делать.

От вранья трудно отвыкнуть. Тот, кто часто врёт, начинает с четырнадцати раз в неделю (по два раза в день).

Да, но кто проверяет, что без обмана? Никто, ведь чтобы выиграть, можно оговорить любое число.

На прошлой неделе ты оставлял за собой право соврать четырнадцать раз, а на этой семь. Не мало ли?

А трудно тебе не врать?

Сначала было очень трудно».

При этом необходимо отметить, что для того, чтобы эта система пари реально работала, важно доверие учеников к учителю и собственный правдивый образ жизни педагога…

Когда пришло время выбирать профессию , я сказал старшей сестре: «Хочу быть как ты». Она не отговаривала. В селе профессия учителя все еще ценится. По крайней мере, это стабильный заработок.

Семейные ужины в нашей семье – это всегда педсовет. Моя жена, четыре ее сестры и две моих — тоже учителя. За 20 лет работы в педколлективе пришлось привыкнуть к женскому доминированию.

Педагоги каждый год обязаны сдавать справку о несудимости. Меня это убивает.

«Какой ты учитель, если не читаешь «Акмолинскую правду» , — обычно упрекают заинтересованные люди, требуя подписаться на областное издание. — А что в ней читать-то?

Два педагогических диплома (историк и учитель начальных классов) удваивают шансы иметь достойную зарплату, но не гарантируют. Важно научиться конкурировать с коллегами в борьбе за преподавательские часы, особенно если работаешь в сельской школе.

В женском коллективе невольно становишься участником склок и интриг. К этому невозможно привыкнуть.

Женщины — большие прагматики. Они просчитывают стратегию поведения как минимум на 10 шагов вперед, а то и на несколько лет. С каждым годом часов у меня становилось все меньше. Я очень часто уступал.

Лучше не говорить напрямую о своих желаниях и сделать все по-своему.

Мне все время приходится доказывать , что я не хуже других.

Учитель обязан выполнять разные, далекие от его профессиональных обязанностей функции. Например, провести подворный обход и пересчитать пенсионеров, собрать какие-то подписи или узнать количество голов скота. Это издержки профессии. Нам приходится с ними мириться.

Создание учебников в Казахстане – это прежде всего бизнес.

Все-таки нужно было оставить все лучшее , что было в советских методиках преподавания, особенно в математике.

Когда меня представили в качестве классного руководителя в городской школе, многим родителям учеников это показалось странным, некоторым – забавным. Через пару недель родители детей из параллельных классов стали просить перевести их малышей в мой класс. А у меня и так 35 человек. Некоторые считают, что мужчина-педагог работает по-особенному.

Грань между сельскими и городскими детьми давно стерлась. Впрочем, сельские дети более доверчивые.

Учитель только учит, но помочь ребенку учиться должны родители. К сожалению, не все это понимают.

Чтобы нормально зарабатывать, учителю приходится работать не меньше 14 часов в сутки. Существенную прибавку к зарплате в городе обеспечивает репетиторство. В селе этого нет.

Когда я пришел на собеседование в один из репетиторских центров, меня приняли за педофила. Пришлось показывать дипломы. Практика в школе увеличивает шансы найти подработку с хорошей зарплатой.

Иногда в работе приходится проявлять мужской характер. Одна из заботливых родительниц хотела заставить меня преподавать по методике, которая казалась ей более эффективной. Попытки объяснить, что моя методика не хуже, не принесли результата. В итоге мне пришлось дать понять, что «я здесь хозяин» — стукнуть по столу, образно говоря. И тогда она быстро все поняла.

Дети копируют поведение взрослых, причем делают это с невероятной точностью.

Материальный достаток – самое меньшее, что могут дать родители своим детям. Большинство малышей испытывают недостаток внимания, особенно мужского.

Метод сюсюканья давно не работает. С современными детьми нужно разговаривать деловым языком. Они гораздо умнее, чем кажется нам, взрослым. Сейчас очень много умных детей.

Некоторые родители заменяют родительскую ласку материальными благами, и это сразу видно.

Когда родители учеников дарят подарки , это приводит меня в замешательство. Кто-то должен объяснить людям, что учитель должен хорошо выполнять свою работу не ради презентов.

Впервые мне преподнесли подарок , когда я решил индивидуально позаниматься с мальчиками из ингушской семьи, которых в школе третировали только потому, что они плохо знали русский язык. Родители этих детей очень обрадовались и подарили мне рубашку. Они сделали это абсолютно искренне. Я не посмел отказаться.

В педагогике остаются единицы. Из 30 моих сокашников только пятеро работают в школе.

Поднять имидж педагога можно только хорошей зарплатой и доступным соцпакетом. Я где-то читал, что в одном из американских штатов учителям дают годовой отпуск для путешествий через каждые 7 лет.

Я много раз хотел уйт и из профессии из-за низкой зарплаты, но так и не решился. Очень люблю учить детей. Может, это и есть призвание?

Записала Анар Бекбасова