Механическое устройство из состава такелажной оснастки. Такелажные средства, механизмы и приспособления

Такелажной оснасткой, или такелажем, называются всевозможные приспособления, устройства, механизмы и материалы, которые служат для производства работ по подъему, опусканию, перемещению и переворачиванию грузов.

Такелажные работы при изготовлении и монтаже технологических трубопроводов являются весьма ответственными и включают в себя, главным образом, выполнение следующих операций: погрузку и разгрузку труб, деталей, элементов, узлов и секций трубопроводов, а также арматуры; их перемещение в пределах монтажной площадки, подъем и установку в проектное положение, их поддерживание при сборке.

Производство такелажных работ связано с применением пеньковых и стальных канатов.

Пеньковые канаты применяют для подъема небольших грузов, обычно до 200 кг и для оттяжек при их подъеме. Допускаемые для пеньковых канатов нагрузки определяются по справочникам в зависимости от диаметра каната и угла наклона к вертикали. Для канатов, бывших в употреблении, допускаемую нагрузку уменьшают на 20-40%- Канаты с порванными прядями к работе не допускаются.

Стальные канаты (тросы) используют в качестве грузовых (чалочных) и оттяжных (расчалочных). Канат выбирают в зависимости от его назначения: для оттяжек, которые мало подвергаются изгибу, применяют жесткий канат по ГОСТ 2688-55; для грузовых, подвергаемых изгибу при огибании роликов блоков и барабанов лебедки, - мягкий канат по ГОСТ 3071-55; для грузовых, подвергаемых резким изгибам, например, при изготовлении петель, применяют особо мягкие канаты по ГОСТ 3072-55.

Канаты, концы которых свернуты в петли, называются стропами (рис. 121). У отдельных стропов в петли заделывают стальные желоба, называемые коушами. На трубопроводных работах целесообразно применять инвентарные универсальные стропы; предварительно они должны быть проверены на прочность и иметь соответствующий документ.

Для закрепления концов каната после завязки узла применяют сжимы. Сжимов должно быть не менее трех при тросе диаметром до 21,5 мм, не менее четырех - при тросе диаметром до 28 мм и пяти - при тросе диаметром более 28 мм. При установке сжимов между ними, а также от последнего сжима до короткого конца троса, следует выдерживать расстояние не менее семи диаметров троса. Сращивать два куска троса только сжимами запрещается.


Рис. 121. Типы стропов:

а - стропа с одной петлей, б - с двумя петлями, в - кольцевой строи,
г -
стропы специальные; 1 -трос, 2 - коуш, 3 - крюк (гак)


Величину допускаемой нагрузки на трос определяют, исходя из условий работы и значений разрывных усилий на трос, указанных в соответствующих ГОСТ. Предельную нагрузку для троса данного диаметра определяют путем деления значения разрывного усилия на коэффициент запаса прочности. Коэффициент запаса прочности, установленный Госгортехнадзором, для разных условий работы каната следующий:

Грузовые и стреловые канаты при ручном при воде....................................................................4,5

То же при механическом приводе с легким режи мом................................................................5,0

То же при механическом приводе с тяжелым режи мом и непрерывном действии............6,0

Канаты чалочные, работающие с обхватом и обвяз кой груза, и стропы..................................8,0

Канаты для расчалок (вант)................................................................................................................... 3,5

Износ канатов определяют по внешнему виду: наличию обрывов отдельных проволок, коррозии на поверхности проволок, наличию смятых или скрученных участков или участков со следами прожогов (пораженных электрическим током). В зависимости от величины того или иного дефекта, согласно нормам отбраковки, канаты бракуют полностью или снижают их грузоподъемность.


Рис. 122. Блоки и полиспасты для стальных канатов:

а - однорольный блок: 1 - крюк (гак), 2 - траверса, 3 - ролик, 4 - ось ролика, 5 - обойма,
6
- ось ушка, 7 - ушко, 8 - серьга, 9 - стяжные болты обоймы; б - двухрольный блок,
в
- трехрольный блок, г - полиспаст.


Хранить канаты следует, хорошо смазав их канатной мазью, в бухтах. Все чалочные канаты испытывают не реже одного раза в 6 месяцев.

Блоки применяют для изменения направления троса (отводные блоки) и для изменения величины усилия при перемещениях груза (грузовые блоки). Блоки могут быть однорольные и многорольные (рис. 122, а, б, в). Систему подвижных и неподвижных блоков, оснащенных одним непрерывным тросом, называют полиспастом. Полиспасты служат для того, чтобы уменьшить тяговое усилие на ходовом конце троса за счет увеличения числа рабочих ниток полиспаста. С увеличение!» числа рабочих ниток полиспаста уменьшается скорость подъема груза.

На рис. 122, г показана схема полиспаста, состоящего из двух блоков, вращающихся в обойме. В данном случае вес груза Р распределяется на четыре ветви каната и поэтому, теоретически на каждую ветвь приходится нагрузка в четыре раза меньшая. В действительности усилие на ходовом конце каната Q полиспаста выше теоретического вследствие потерь на трение.

Для монтажа трубопроводов на технологических установках применяют те же грузоподъемные механизмы, что и для выполнения других видов монтажных работ: автомобильные, гусеничные и специальные монтажные краны. Выбор и рациональное использование подъемных механизмов зависят в первую очередь от веса грузов, характеристики монтажной площадки, объема выполненных строительных работ к моменту начала монтажа и других условий.

Предельный вес поднимаемых грузов должен быть определен до начала такелажных работ. Максимальный вес грузов при монтаже трубопроводов не превышает 10 г (в редких случаях до 15 г),поэтому необходимые такелажные механизмы и приспособления применяют грузоподъемностью не выше 10 тс (при максимальном, вылете стрелы).

Автомобильные краны получили наиболее широкое применение вследствие хорошей маневренности и возможности быстрого перебазирования. Гусеничные краны используют главным образом при монтаже межцеховых трубопроводов на эстакадах, а трубоукладчики - в каналах, лотках и траншеях. Во многих случаях помимо монтажных кранов применяют мостовые краны и кран-балки, устанавливаемые по проекту в монтируемых цехах.

Сборка монтажных стыков, установка арматуры при монтаже трубопроводов часто занимают значительное время и проводятся в стесненных и труднодоступных местах, поэтому применение для данных операций самоходных грузоподъемных механизмов не всегда возможно и экономически целесообразно. В этом случае рационально использование талей, лебедок, домкратов, портальных подъемников, треног.

Таль - грузоподъемный механизм, оснащенный цепным или тросовым полиспастом с ручным или электрическим приводом. Тали имеют различные передачи между приводом и блоком полиспаста: червячную, шестеренчатую и рычажную. При монтаже технологических трубопроводов для подъема грузов на небольшую высоту (до 3 м) наиболее часто применяют шестеренчатые тали грузоподъемностью до 2 тс, реже - червячные тали большей грузоподъемности.

Лебедки используют для подъема и перемещения деталей элементов и узлов трубопроводов. Лебедка барабанная за счет снижения числа оборотов барабана по сравнению с числом оборотов приводного вала позволяет получить значительную величину тягового усилия на барабане.

Ручные барабанные лебедки используют с тяговым усилием 0,5-5 тс. При монтаже внутрицеховых и межцеховых трубопроводов широкое применение получили рычажные лебедки (рис. 123). Они имеют небольшой вес и габариты, поэтому их можно легко и быстро закреплять в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.


Рис. 123. Ручная рычажная лебедка с тяговым усилием 1,5 тс: 1 - корпус, 2 - рычаг, 3 - трос


Домкраты применяют для перемещения и подъема труб, элементов и узлов трубопроводов на небольшие расстояния.

Все механизмы, используемые при такелажных работах, должны быть испытаны и иметь табличку или бирку с указанием грузоподъемности и даты испытания. При отсутствии этих данных или просрочке даты очередного испытания такелажем пользоваться запрещается. Перед началом работ- весь такелаж необходимо осмотреть и проверить, нет ли повреждений, механического износа и внешних дефектов. Нагрузка на такелаж выше указанной в таблице категорически запрещается.

При производстве такелажных работ используется всевозможное грузоподъемное оборудование, благодаря которому процесс перемещения грузов идет значительно легче и быстрее. Приспособления и оборудование для проведения такелажных работ обеспечивают выполнение трудоемких и ресурсоемких стадий перемещения грузов.Также спецоборудование позволяет оградить такелажника от получения различного рода травм.

Такелажное оборудование и приспособления применяются как основной элемент при проведении погрузо-разгрузочных работ. Наша компания владеет оборудованием и приспособлениями, которые могут работать в помещениях, с успехом эксплуатироваться вне помещений, в том числе и при особо низких или высоких температурах.

Используемое нами оборудование

В своей работе профессионалы чаще всего пользуются ручными грузоподъемными механизмами, т.к. они более мобильны в работе и неприхотливы в обслуживании - это всевозможные тали, домкраты, лебедки, гидравлические тележки. Благодаря своей простоте ручные грузоподъемные механизмы просты в освоении, приобрести начальные навыки работы с ними может практически любой человек. Однако для того чтобы оборудование являлось действительно помощником, такелажник должен знать все нюансы работы со всем многообразием устройств. Наши мастера постоянно совершенствуют свои знания, проходят курсы повышения квалификации, тщательно изучая вновь появляющиеся на рынке образцы приспособлений и оборудования, используемого при проведении такелажных работ.

Сегодня производители представляют все новые и новые усовершенствованные модели, рассчитанные на применение в самых различных видах такелажных работ. Такелажники нашей компании отслеживают все новинки и, безусловно, лучшие экземпляры попадают в наш арсенал. Наша компания использует лучшие и самые надежные образцы импортного и отечественного грузоподъемного оборудования. Это позволяет нам профессионально выполнять поставленные задачи в четко означенные сроки.

Такелажные работы осуществляются для поднятия различных грузов с целью их дальнейшей погрузки, выгрузки, транспортировки, перемещения. От обычных погрузочно-разгрузочных работ такелажные отличаются тем, что при их выполнении используются специальные средства и приспособления.

Зачастую такие работы производятся в тех случаях, когда по каким-либо причинам затруднена или невозможна ручная погрузка или выгрузка предметов, товаров, оборудования. Например, при погрузке габаритных товаров, тяжелых грузов, предметов нестандартной конфигурации.

Основное применение такелажные работы находят в области перемещения строительных грузов и перевозки различных видов производственного оборудования. Использование такелажных средств и приспособлений при поднятии оборудования значительно облегчает труд людей. Но это не единственное преимущество, которое имеет такелаж. Благодаря особой оснастке процесс погрузки частей сложного оборудования становится четко организованным. Кроме того, занимает гораздо меньше времени и гарантирует сохранность перемещаемого в процессе погрузки, выгрузки оборудования.

К такелажным средствам, приспособлениям и механизмам относятся блоки, лебедки, полиспасты, тали, домкраты, тросы, карабины, канаты, цепи, крюки, веревки, стропы, траверсы, тара, футляры и другие.

  • Блоки используют с целью изменения направления каната и снижения прилагаемого при подъеме усилия.
  • Лебедка применяется для подъема груза вертикально и перемещения горизонтально. Лебедки бывают ручными и электрическими.
  • Полиспасты представляют собой систему блоков и позволяют поднимать грузы значительно большей массы, чем при использовании одного блока.
  • Тали также предназначены для подъема грузов, являются переносным устройством и объединяют в себе полиспасты и приводные механизмы (ручные тали) или электродвигатели (электрические тали).
  • Домкраты используют для подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния. Домкраты бывают реечные, винтовые и с гидравлическим приводом. Тросы, карабины, крюки, веревки используются для крепления грузов.
  • Траверса – это жесткий элемент между крюком и грузом. Груз крепится не к крюку, а к траверсе.

Некоторые грузы перевозятся, поднимаются и перемещаются в специальной таре, снабженной петлями для выполнения строповки.

Стропа для крепления груза используется с целью сохранения положения груза в пространстве при подъеме, перемещении, транспортировке. Подобные приспособления с успехом используются для транспортировки пиломатериалов на самодельную пилораму, подробнее . Стропа представляет собой часть каната или цепи, изготовленную в виде круга или имеющую на концах специальные приспособления для крепления, обвязки или навешивания груза. Стропа для крепления грузов может быть выполнена из различных материалов.

Для грузов с гладкой поверхностью и массой менее 1,5 т используют стропы из пеньковых или синтетических канатов. Данные стропы нельзя использовать с концевыми элементами из металла во избежание перетирания каната.

Очень прочными и долговечными являются стальные стропы для крепления груза, то есть стропы, изготовленные из стального каната. По ним легко можно определить степень износа. Но такие стропы не подходят для крепления грузов, если при этом стропу нужно перегнуть или согнуть под острым углом. При повторном использовании в таких условиях стропы из стали снова перегибаются, проволоки, из которых состоит канат, ломаются и стропа приходит в негодность.

Цепные стропы, напротив, подходят для острых углов. Кроме того, в отличие от двух предыдущих видов выдерживают высокие температуры. Однако имеют большой вес, часто не выдерживают динамических нагрузок, в них трудно обнаружить дефекты.

Канаты и грузозахватные приспособления

Канаты в зависимости от материала подразделяются па стальные (тросы), пеньковые и хлопчатобумажные. Стальные канаты изготовляются одинарной свивки, когда канат свивается непосредственно из проволок, и двойной свивки, когда проволоки свиваются в пряди, а пряди в канат. По виду свивки проволок и прядей стальные канаты бывают крестовой свивки, при которой направления свивания проволок в пряди и прядей в канат противоположны друг другу, и односторонней, при которой эти направления совпадают. Тросы крестовой свивки менее подвержены раскручиванию, чем тросы односторонней свивки.

Стальные канаты обладают по сравнению с пеньковыми и хлопчатобумажными большей надежностью и долговечностью и поэтому находят преимущественное применение в грузоподъемных и грузозахватных устройствах. Пеньковые и хлопчатобумажные канаты используются только для оттяжек или для подъема небольших грузов (подача инструментов и приспособлений, подъем гирлянд при монтаже ошиновки ОРУ и др.).

К недостаткам стальных тросов относится их сравнительно малая эластичность (гибкость). Гибкость канатов зависит от диаметра проволок: чем меньше диаметр проволок в прядях каната, тем больше гибкость каната. Канат, изготовленный из более тонких проволок, изнашивается быстрее и стоит дороже. Поэтому выбор канатов должен производиться в зависимости от их назначения.

Стальные канаты хранятся в бухтах или на барабанах в закрытых сухих помещениях на деревянных подкладках. Каждый канат должен быть снабжен биркой, на которой указываются тип, диаметр, длина и масса каната. Канаты, находящиеся в эксплуатации, должны смазываться канатной мазью в следующие сроки: грузовые (полиспастные) - 1 раз в 2 мес, чалочные и стропы - 1 раз в 1,5 мес, расчалки - 1 раз в 3 мес. Канаты, хранящиеся на складе, смазываются 1 раз в 6 мес.

Выбор канатов для грузоподъемных механизмов и грузозахватных устройств производится по значению действительного разрывного усилия каната в Н (та нагрузка, при которой образец каната рвется при испытании на разрывной машине). Это усилие обычно приводится в паспорте (акте-сертификате) каната. Если в паспорте указано не действительное разрывное усилие, а суммарное разрывное усилие всех отдельных проволок (Рсум), то следует действительное разрывное усилие принять равным 0,83 Рсум.

При эксплуатации канатов необходимо следить за степенью износа и выбраковывать канаты, имеющие опасный износ. Опасный износ каната определяется по количеству оборванных проволок на шаге свивки (длина каната, на протяжении которой прядь делает полный оборот вокруг его оси). На участке каната, на котором обнаружено наибольшее число оборванных проволок, отмечают шаг свивки и подсчитывают на нем число обрывов.

При уменьшении диаметра проволок каната в результате поверхностного износа или коррозии более чем на 40% первоначальной величины канат бракуется.

Канаты стальные, пеньковые и хлопчатобумажные, стропы всех типов и грузозахватные приспособления должны подвергаться в процессе эксплуатации периодическим осмотрам лицом, на которое возложено их обслуживание, а также проходить испытания статической нагрузкой.

Стропы служат для крепления груза к крюку подъемного механизма. Стропы изготовляются из стальных канатов. В зависимости от назначения стропов и от подлежащих подъему и монтажу элементов электрооборудования применяются стропы различных конструкций. Соединение свободного конца троса с основной ветвью для образования петли стропа производится заплеткой. Заплетка тросов является сложной операцией, требующей высокой квалификации исполнителей, и должна выполняться специальными заплетчиками.

Выбор типоразмера стропа производится в зависимости от массы, конфигурации и мест строповки оборудования и грузов. Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, определяется по формуле S = Q/(n х cosα) ,

где S - нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, кг, Q - масса поднимаемого груза, кг, n - число ветвей стропа, α - угол между вертикально опущенной осью и ветвью стропа (рис. 1).

Рис. 1. Схемы строповки грузов: а - одноветвевым стропом, б - двухветвевым стропом.

Стропы должны выбираться такой длины, чтобы угол между ветвями стропа и вертикалью не превысил 45°. При подъеме элементы электрооборудования должны подвешиваться за специально предназначенные для этой цели детали (рамы, скобы, монтажные петли). В случае, когда техническими условиями или заводскими инструкциями запрещается подвергать грузозахватные устройства (рымы) тяжению стропом под углом, подъем должен производиться с применением траверс (рис. 2).

Рис. 2. Траверса для подъема электротехнического оборудования грузоподъемностью до 10 т. 1 - труба, 2 - муфта, 3 - строп с двумя петлями, 4 - подвеска разъемная (паук), 5 - штырь, 6 - скоба прямая.

Каждый строп должен быть снабжен жетоном, на который наносятся марка стропа и дата его испытания. Жетоны крепятся вплеткой в прядь троса при изготовлении стропа.

К работам по строповке и подъему оборудования и других грузов могут допускаться только такелажники и электромонтеры, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на допуск к производству стропальных работ. Подъем ответственных тяжелых грузов должен производиться под непосредственным руководством мастера или производителя работ.

Блоки и полиспасты

Блоки применяются при выполнении такелажных работ для изменения направления тяговых канатов (отводные блоки) или в составе полиспастов. Отводные блоки изготовляются преимущественно с откидной щекой, так как в этом случае отпадает необходимость протаскивания каната через блок.

Выбор отводного блока производится по формуле Q = PK,

где Q - грузоподъемность ного блока, Н, Р - усилие, действующее на канат, Н, К - коэффициент, зависящий от угла между направлениями каната (рис. 3).

Рис. 3. Усилия, действующие на отводной блок

Величина коэффициента К принимается в зависимости от угла α: 0 о - 2, 30 о - 1,94, 45 о - 1,84, 60 о - 1,73, 90 о - 1,41

Рис. 4. Блоки

Полиспаст служит для подъема или горизонтального перемещения грузов, когда необходимое для подъема или перемещения тяговое усилие превышает грузоподъемность тягового механизма. Полиспаст состоит из двух блоков, подвижного и неподвижного, соединенных между собой канатом, который крепится к ушку одного из блоков, последовательно огибает ролики обоих блоков и другим - сбегающим концом крепится к тяговому механизму.

Величина усилия в сбегающем конце каната полиспаста определяется по формуле S = 9,8Q/(ηn)

где S - величина усилия, Н, Q - масса поднимаемого груза, кг, η - к. п. д. полиспаста, n - число ниток полиспаста. Величина тягового усилия S не должна превышать грузоподъемность тягового механизма. Выбор схемы полиспаста в зависимости от массы поднимаемого груза и грузоподъемности тягового механизма (трактора, лебедки) может производиться по таблице 1.


Лебедки и тали

При эксплуатации лебедок и талей должны быть обеспечены постоянный надзор за их состоянием и исправностью всех деталей, периодические профилактические осмотры с устранением замеченных неисправностей и отметкой ответственного за состояние лебедок или талей лица в специальном журнале, а также периодическое их испытание не реже 1 раза в год на специальном испытательном стенде или на монтажной площадке статической нагрузкой, превышающей номинальную на 25%. Данные испытаний должны быть зафиксированы протоколом, хранящимся в паспорте механизма.

К лебедке или тали должна быть прикреплена табличка с указанием даты проведенного испытания и срока последующего испытания. Лебедки и тали, не прошедшие своевременного очередного испытания, должны быть изъяты из эксплуатации впредь до проведения испытаний.

Лебедки находят широкое применение при погрузо-разгрузочных работах, такелаже трансформаторов, выключателей и другого оборудования ЗРУ, панелей щитов и ошиновки ОРУ. В зависимости от рода привода применяемые на электромонтаже лебедки подразделяются на ручные, электрические и унифицированные. Ручные лебедки применяются при производстве электромонтажных работ в основном двух видов - барабанные и рычажные.

Преимущественное применение находят лебедки барабанные облегченные и лебедки с рычажным приводом в связи с их малыми габаритами и сравнительно небольшой их массой. Лебедки с ручным приводом рекомендуются к применению грузоподъемностью не выше 3 т в связи с громоздкостью, большой массой и значительными усилиями на рукоятке ручных лебедок грузоподъемностью более 3 т.

Лебедки ручные рычажные работают на принципе протягивания рабочего тягового каната чего каната имеется обойма. Рукоятка переднего хода насажена на конец вала поводка, представляющего собой двуплечий рычаг с осью вращения посередине. Для заправки каната в тяговый механизм отодвигают оттяжку в сторону рукоятки. При этом обе пары сжимов разойдутся и дадут возможность протолкнуть конец тягового каната через отверстие штуцера до выхода его через отверстие крепежа.

Рис. 5. Рычажная ручная лебедка

Ручные лебедки рекомендуются к применению при выполнении небольших объемов работ, при отсутствии источника электроэнергии и при отсутствии на площадке механизированных подъемных устройств (автопогрузчики, краны, электролебедки).

Лебедка электрическая состоит из следующих основных узлов: рамы, барабана, редуктора, тормозного устройства и электродвигателя. Напряжение двигателя 380/220 В. Рама служит для размещения на ней всех узлов лебедки. Тормозное устройство с электромагнитным приводом сблокировано с электродвигателем лебедки и действует автоматически при отключении последнего. Крутящий момент передается от двигателя к барабану лебедки через редуктор. Сцепление барабана с валом редуктора осуществляется зубчатой или кулачковой муфтой.

Кинематическая схема электрической лебедки приведена на рис. 6.

Рис. 6. Кинематическая схема электрической лебедки: 1 - барабан, 2 - 7 - шестерни редуктора, 8 - 10 - валы редуктора, 11 - тормозное устройство, 12 - электродвигатель.

Талью называется подъемник подвесного типа с ручным или электрическим приводом. Тали ручные изготовляются с червячной и шестеренчатой передачей, используются при монтаже реакторов в ячейках ЗРУ, при ревизии и разборке электродвигателей и др. Таль ручная червячная состоит из верхнего и нижнего узлов, соединенных между собой грузовой цепью. Верхний узел содержит корпус, червячную пару, включающую колесо с грузовой звездочкой и червяк с тормозным устройством, тяговое колесо с бесконечной цепью и верхний подвесной крюк. Нижний узел состоит из обоймы, грузового ролика и нижнего крюка.

Таль подвешивается к неподвижной опоре за верхний крюк. При вращении тягового колеса при помощи цепи вращается червяк, вал которого жестко связан с тяговым колесом. Червяк приводит в движение червячное колесо с грузовой звездочкой, выбирая при этом грузовую цепь и вызывая подъем или опускание нижнего крюка и подвешенного к нему груза. Тали ручные с шестеренчатой передачей изготовляются грузоподъемностью до 5 т.

Таль электрическая предназначена для вертикального подъема и опускания, а также для горизонтального перемещения грузов вдоль однорельсового пути, по которому передвигается таль. Электроталь типа ТЭ состоит из двух основных узлов: грузоподъемного механизма и ходовой тележки, к которой подвешивается грузоподъемный механизм.

Грузоподъмный механизм состоит из корпуса с барабаном и встроенным в него электродвигателем, редуктора, электромагнитного тормоза и подвесного устройства (блока с крюком). Тормоз включается автоматически при отключении электродвигателя и отключается при включении двигателя.

Рис. 7. Электрическая таль типа ТЭ

Ходовая тележка состоит из двух щек, к одной из которых крепятся две оси со свободно вращающимися колесами, а к другой - два ведущих колеса, на ребордах которых нарезаны зубчатые венцы. Пуск двигателей талей осуществляется реверсивными магнитными пускателями. Управление подъемом, спуском и горизонтальным передвижением вправо или влево прои Наибольшее применение электрические тали находят в помещениях укрупнительной сборки деталей оборудования в блоки и узлы, а также для ревизии частей выключателей (камер отделителей, гасительных камер) и другого оборудования в передвижных инвентарных помещениях и устройствах. Электрические тали типа ТЭ изготовляются для высоты подъема груза 6, 12 и 18 м.

Домкраты

Домкраты применяются в основном при такелаже и монтаже силовых трансформаторов, синхронных компенсаторов и другого тяжеловесного оборудования, когда эти работы не могут быть выполнены кранами.

Домкраты по конструкции разделяются на реечные, винтовые и гидравлические. Реечный домкрат состоит из неподвижного основания 1 с приваренной вертикальной зубчатой рейкой 4, подъемного корпуса 3 с редуктором и рукоятки 2. Подъем груза производится на верхней центральной головке или на нижней лапе.

Рис. 8. Реечный домкрат

Наличие нижней лапы выгодно отличает реечный домкрат от других конструкций, так как позволяет производить подъем грузов с низким расположением опорных поверхностей. Для подъема груза вращают рукоятку домкрата по часовой стрелке. При этом вращение передается шестерне, которая, накатываясь по рейке 4, поднимает вместе с собой редуктор и корпус домкрата с грузом.

При ослаблении вращающего усилия на рукоятке специальная собачка удерживает через храповой диск рукоятку от обратного вращения под давлением груза и, таким образом, предотвращает падение груза. Однако в целях безопасности запрещается снимать руку с рукоятки во время подъема или опускания груза, а также пока груз остается в поднятом положении.

Винтовой домкрат (рис. 9) состоит из корпуса 1, грузового винта 2 и рукоятки 3 с храповиком, собачкой и фиксирующим стержнем с пружиной. Подъем груза осуществляется вращением рукоятки в направлении против часовой стрелки. При этом происходит вращение грузового винта 2 в неподвижном внутреннем винте и подъем подвижного винта с головкой домкрата и опирающимся на головку грузом. При опускании груза следует переключить фиксатор собачки и вращать рукоятку в обратную сторону.

Рис. 9. Винтовой домкрат

Гидравлический домкрат (рис. 10) состоит из корпуса 1, резервуара 2 и насоса 3. В герметически закрытом резервуаре 2 смонтированы насос 3 и кулачковый вал 6. Кулачок 10 приводит в движение плунжер 9. При этом происходит всасывание жидкости через клапан 7 или нагнетание через клапан 8 в корпус под поршень 4. Поршень, поднимаясь, производит подъем груза. Для опускания груза перепускают жидкость обратно в резервуар. Заполнение жидкости производится через пробку 11, а слив - через пробку 5. Для заполнения резервуара 2 используется масло индустриальное.

Рис. 10. Гидравлический домкрат

Телескопические вышки и гидравлические подъемники

Телескопические вышки используются в основном при выполнении работ по ошиновке ОРУ. Телескопические вышки обеспечивают безопасные условия работ при подъеме рабочих с инструментами, приспособлениями и грузами для производства работ на высоте, а также обеспечивают благоприятные условия для высокопроизводительной работы при монтаже гирлянд, проводов и арматуры.

Гидравлические подъемники с шарнирной стрелой обладают по сравнению с телескопическими вышками тем большим преимуществом, что их конструкция позволяет благодаря наличию шарнирной стрелы перемещать люльку с грузом в поднятом состоянии в любую сторону без перемещения подъемника.

Такелажная оснастка и монтажное оборудование

Такелажные работы при монтаже оборудования являются наиболее сложными и трудоемкими и нередко достигают 50% от всего объёма работ. Для выполнения монтажных и такелажных работ широко используются стреловые самоходные грузоподъёмные краны, авто- и электропогрузчики. Также применяются вспомогательные механизмы такие как: монтажные блоки и монтажные полиспасты, лебёдки ручные и электрические, тали ручные и электрические, кошки.

Блоки предназначены для подъема груза, изменения направления тягового конца каната и устройства полиспастных систем (рис. 1.3).

Полиспаст – грузоподъёмное устройство, состоящее из нескольких групп блоков, собранных в обоймы, последовательно огибаемых канатом. Полиспаст предназначен для снижения силы S , прилагаемой для подъёма груза весом G . Полиспасты имеют две обоймы блоков: верхняя А и нижняя В . Обоймы блоков оснащаются такелажной скобой или крюком, а также кольцом для крепления конца каната С . Кратность выигрыша в силе полиспаста примерно равна числу рабочих ниток полиспаста умноженному на коэффициент полезного действия полиспаста (КПД). Число рабочих ниток может быть равно 2, 3, 4, 5, 6 и т.д. При четном числе ниток конец каната крепится к верхней обойме блоков, а при нечетном к нижней обойме блоков.

Натяжение тягового каната S в зависимости от числа рабочих ниток полиспастов при подъёме груза весом G с учетом КПД полиспаста:

Внешний вид обоймы блоков полиспастов показан на рис.1.4.

Верхние и нижние обоймы блоков могут быть как с крюком, так и со скобой. Число блоков в обойме зависит от числа рабочих ниток полиспаста.

Лебёдки ручные и электрические используют для создания тягового усилия при выполнении монтажных работ вне зоны действия кранов. Типовой внешний вид лебёдок показан на рис. 1.5 и 1.6.

Кошки (рис. 1.7) используют для горизонтального перемещения грузов в подвешенном состоянии по двутавру или натянутому канату.

Тали ручные (рис. 1.8) используют для подъёма груза на небольшую высоту. В зависимости от использованной передачи, тали бывают червячные и шестеренные. Человек, поднимающий груз, должен находиться внизу. Механизм подъема приводится в движение с помощью цепи.

Перед работой с талью следует тщательно проверить крюк, грузовую цепь, тормозное устройство и смазку тали. Для безопасной работы придерживаются следующих правил:

Запрещается поднимать груз, превышающий по величине номинальную грузоподъемность цепной тали;

Запрещается использовать цепь тали для обвязывания груза;

Запрещается работать талью с перекрученной цепью;

Строго запрещаются работа или передвижения под поднятым грузом;

В случае, если тяговая цепь не перемещается, не применяйте чрезмерного усилия, остановите работу и осмотрите таль;

Допускается использовать таль только для вертикального подъема груза. Запрещается волочение поднимаемого груза по земле.

Тали электрические (тельферы) с односкоростными механизмами подъёма и перемещения груза (рис. 1.9) предназначены для подъема, опускания груза и его горизонтального перемещения по однорельсовому подвесному пути. Часто ими оснащают кран-балки грузоподъёмностью до 5 тонн.

Подъем грузов в зависимости от конструктивного решения обеспечивается накруткой троса или цепи на барабан. Управление обычно осуществляется при помощи пульта, который находится внизу, а от него отходят управляющие кабели к двигателям механизма подъема и горизонтального перемещения. Вне зависимости от того, цепная или канатная конструкция тали, она бывает стационарная или передвижная. Кроме того, промышленность выпускает устройства радиоуправления, при использовании которых таль электрическая становится еще более удобным подъемным устройством.

Стропы, захваты и траверсы применяют для захвата и подъёма грузов при монтаже оборудования. Чаще применяют канатные и текстильные стропы, реже цепные. У текстильных стропов более высокое отношение разрывного усилия к массе по сравнению с канатными стропами и тем более с цепными. Текстильные и канатные стропы лучше сглаживают динамические нагрузки, более надёжны.

Текстильные стропы безопасны и удобны в работе, они не повреждают поверхность любого груза. Текстильные стропы имеют долгий срок службы и медленный износ, так как стропы из текстиля не поддаются коррозии и незаменимы, например, при работе в условиях влажной среды, где металлические стропы ржавеют.

Но есть и некоторые минусы текстильных строп:

Их нельзя держать долгое время под ультрафиолетовыми лучами и хранить рекомендуется вдали от солнечного света, чтобы стропы сохраняли свое качество;

На них отрицательно воздействуют горячий металл, огонь и некоторые другие факторы.

Стропы бывают петлевые, кольцевые, одно- и многоветвевые. Для навешивания грузов стропы могут иметь с одной стороны петлю (кольцо) и чалочный крюк на другом конце. На рис.1.8 показаны текстильные стропы, наиболее предпочтительные для выполнения монтажных работ.

Захваты (рис.1.9) являются наиболее совершенными и безопасными грузозах­ватными приспособлениями, предназначенными для со­кращения ручного труда. В связи с большим раз­нообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов.

Траверсы - это съемные грузозахватные средства, предназначенные для предотвращения повреждений груза при погрузо-разгрузочных работах. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.

По конструкции траверсы бывают плоскостные и простран­ственные.

Плоскостные траверсы (рис. 1.10, а) применяют для строповки длин­номерных грузов. Основной частью траверсы является балка, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подве­шиваются стропы.

Пространственные траверсы (рис. 1.10, б) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.

На каждом стропе, захвате, траверсе обязательно должна быть бирка с обозначением грузоподъёмности и даты испытания.

Выбор ветвей стропов производят по усилию

, (1.7)

где m г – масса груза, кг;

n – число ветвей стропа;

α – угол наклона ветвей стропа к вертикали (рис.1.10а ).

Грузоподъемность стропа должна быть больше рассчитанной по формуле (1.7)

При монтаже оборудования используются также домкраты винтовые, реечные и гидравлические.