Философское учение шопенгауэра и ницше. «Интертекст»: Злобный воспитатель

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 - 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:

закон бытия - для пространства и времени; закон причинности - для материального мира; закон логического основания - для познания; закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

Непосредственного познания; отвлеченного (рефлективного) познания; интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля:

Лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля; мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли; точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли; окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные"насущные" философские проблемы - человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии жизни") и позитивизма.

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".

Основные труды: «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин». Работы у Ницше противоречивые, потому что очень сложно найти определенную мысль.

Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

"воля к жизни"; воля внутри самого человека ("внутренний стержень"); неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; "воля к власти".

Последней разновидности воли - "воле к власти" - философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. «Воля к власти» лежит в основе бытия у Ницше. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".

Философия Ницше связана с понятием «сверхчеловек». «Сверхчеловек» - существо, которое отрицает среднего человека. «Сверхчеловек» - особый аристократ, который отрицает христианскую мораль; зарождение такого человека злоба. Философия такого слабого человека – уничтожу, а падающего подтолку.

1 класс – Орлы, которые всех подчиняют.

2 класс – Ягнята, которые подчиняются.

Пророк и провидец Заратустра(персидский принц) излагает в известном смысле новую религию. Конечной целью стремления человека является жизнь. Жизнь космична и биологична: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возрождения».

Философское течение, именуемое философия жизни , представляет собой достаточно неоднородное культурное явление. Его представителей, которые нередко были далеки друг от друга по своему мировоззрению, объединял интерес к феномену жизни, понимаемому не столько в биологическом, сколько в философском или метафизическом смысле. Это А. Шопенгауэр (1788-1860), Ф. Ницше (1844-1890), А. Бергсон (1859-1941), а также В. Дильтей (1833-1911), Г. Зиммель (1858-1918), А. Швейцер (1875- 1965), О. Шпенглер (1880-1936) и др.

У истоков этого течения стоял известный немецкий философ Артур Шопенгауэр. Будучи современником Гегеля, он не воспринял его учение. Рационализм гегелевской системы вызывал у него антипатию, но идеи других рационалистов - Платона, Декарта, Беркли, Канта оказали на Шопенгауэра существенное влияние. Особенно он ценил Канта. С явным почтением относился и к восточной философии (философия индуизма, буддизм), которой предсказывал большое будущее.

Исходный тезис собственного миропонимания Шопенгауэр сформулировал в названии своей главной книги: «Мир как воля и представление» (1 ч. - 1818, 2 ч. - 1844). Мир является человеку через его представления (т.е. субъективное восприятие). Воля есть первоначало мира, извечная иррациональная сила, причина всякой активности и изменений. Воля бессознательна и не имеет разумных целей. Ее главное свойство - борьба или соперничество, проявляющееся как в неживой, так и в живой природе. В человеческом (феноменальном) мире все предопределено. Но воля исходит из другого, ноуменального мира. Она привносит в природу движение и делает ее вечным потоком изменения и становления. Миру приписываются человеческие свойства - тоска, страдание и противоборство.

Вообще, весь мир у Шопенгауэра окрашен в мрачные тона. Он постоянно говорит о его наполненности злом, бессмысленностью и несчастьем, об отсутствии человечности и забвении Бога. Мир земного человека - наихудший из возможных. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. pessimum - наихудший).

Низшая ступень проявления вселенской воли - силы природы и свойства материи (тяжесть, твердость, магнетизм и т.д.). Здесь еще нет индивидуальной воли. Она развивается на более высокой ступени в животном мире. Здесь абстрактная мировая воля становится волей к жизни. Наибольшее развитие она получает у человека, но в этом состоит и причина его несчастий. Воля к жизни (различные желания и потребности) заставляют человека страдать.

Преодоление «воли к жизни» составляет смысл жизни человека. Путь преодоления - искоренение иллюзии отделенное™ индивида от других людей и всего мира. Этому способствуют: праведная жизнь, избегание страстей, сострадание к другим, контроль своей воли, которая стоит выше разума и направляет разумные поступки и познание.

Очевидно, что в философском учении Шопенгауэра присутствуют вполне узнаваемые буддийские идеи: жизнь есть страдание, а причина страданий - это жажда жизни. Однако основной тон философии Шопенгауэра (упаднический пессимизм) довольно далек от уравновешенного оптимистического реализма буддистов. Современная эпоха и предчувствие близких глобальных кризисов наложили на мировоззрение Артура Шопенгауэра определенный отпечаток.

«Я могу быть для других людей учителем!» - однажды заявляет немецкий философ и филолог Фридрих Ницше. Действительно, спустя около 50 лет после смерти, он стал одним из любимых философских учителей Адольфа Гитлера. Студенты часто спрашивают: почему идеологи немецкого фашизма уважали именно Ницше, а не других выдающихся немецких мыслителей, например Лейбница, Канта или Гегеля?

Некоторые цитаты из произведений Ницше

«Что хорошо? - Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, саму власть... Что есть счастье? - Чувство растущей власти...»

«Кто должен быть творцом в добре и зле, поистине, тот должен быть сначала разрушителем, разбивающим ценности».

«Бог умер!»

«Падающего - толкни!»

«Человек погиб, раз он сделался альтруистом...»

«Что вреднее всякого порока? - Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым».

«Когда идешь к женщине - бери с собой плетку».

«Когда-то вы были обезьянами, и даже теперь человек больше обезьяна, чем иная из обезьян».

Наверное, после этах цитат ответ на поставленный вопрос вполне понятен. Мировоззренческие акценты Ницше оказались очень созвучны антигуманной идеологии нацизма. Тем не менее однозначно назвать Ницше нацистом или человеконенавистником нельзя. Он представлял собой все же более сложное явление в философии XIX в. Его учение - это клубок всевозможных противоречий, и вырванные из контекста известные утверждения философа порой имели совсем другой смысл.

Три периода в творчестве Фридриха Ницше

Первый (1871 - 1876): время увлечения идеями А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Здесь его волнуют преимущественно философско-эстетические проблемы.

Второй период (1878-1882): переоценка ценностей и отказ от прежних предпочтений.

Третий период (1883-1889): время создания основных оригинальных произведений - «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Антихристианин».

Ницше в конечном счете развивает всего три основные идеи: воля к власти (онтология), сверхчеловек (антропология) и нигилизм (общество и культура). Рассмотрим их немного подробнее.

Центральное понятие Шопенгауэра «воля к жизни» Ницше трансформирует в свою базовую философскую категорию «воля к власти». Она у него понимается как универсальная сила, присущая всему бытию, в том числе и человеку. Вся жизнь, по его мнению, стремится к власти, т.е. доминированию и самоутверждению. Заметно, что определенное влияние на ницшеанское учение о воле оказали идеи британского натуралиста Чарльза Дарвина - борьба за существование и естественный отбор, хотя немецкий философ не во всем соглашался с Дарвином и отрицал прогрессивную эволюцию видов.

Мир - это вечное изменение, становление и круговорот вещей (возвращение). Не осознав диалектической идеи развития, Ницше вынужден реанимировать древнюю греческую идею природного круговорота. Многие понятия, в том числе «жизнь» и «волю к власти», немецкий философ воспринимает как многозначные символы, противопоставляя их однозначно определенным понятиям рациональной философии.

Важное место в творчестве Ницше занимает идея сверхчеловека, которую он развивает устами древнего иранского пророка Заратустры («Так говорил Заратустра»), Ницше интуитивно улови."! древнюю эзотерическую идею о развитии земного тщедушного человека в высшее духовное существо, но в его сознании она исказилась, как в кривом зеркале. Совершенный богочеловек ему представлялся в образе сильной, властной, но аморальной или даже бесчеловечной белокурой бестии. Что принципиально отличает ее от других? Развитая воля к власти, способность покорять и повелевать, индивидуализм и свобода от всех моральных предписаний, делающих человека, как полагал Ницше, слабым.

Сверхчеловек должен освободить в себе задавленные инстинкты. Но к чему это однажды приведет? К тому, что моральный человек деградирует в человека-зверя, весьма далекого от образа богочеловека. Действительно, сверхчеловек в понимании Ницше - это тот, кто «падающего - толкнет». Он признает только одно право - право сильного. Среди себе подобных он благороден, уважителен и уважаем, но к тем, кто ниже, т.е. слабее его, относится совершенно иначе. Такие недостойны его любви и сострадания.

Справедливости ради надо отметить, что иногда Ницше приписывает сверхчеловеку и более привлекательные качества. Например, он говорит, что сверхчеловек стремится к духовному обновлению, развитию своей индивидуальности, свободной воли, а не рабского послушания. Его отличает величие духа, высота устремлений и даже совесть. Но таких людей еще нет. Более того, «озверевшие германцы», полагал Ницше, с их неизменной тягой к войне и убийствам, вовсе не тс «белокурые бестии», о которых он мечтает. Идея «сверхчеловека» у Ницше никак не связана с германской нацией, она интернациональна. И здесь его убеждения сильно отличаются от идеалов «озверевших германцев» со свастикой на рукавах. Тем более, что он полагал необходимым сотрудничество и даже сближение немецкой и русской наций.

Ницше постоянно стремится к радикальной переоценке ценностей. Общество и культура, убежден он, поражены декадансом (упадком). Здесь он порой доходит до полного нигилизма , в котором отвергаются: христианство, мораль и сострадание, гуманизм, демократия и наука. Что же тогда провозглашается взамен? «Бог умер», морали и истины не существует, человеку все дозволено. Такие убеждения, если они однажды овладеют массовым сознанием в лучшем случае приведут общество в состояние хаоса, в худшем - подтолкнут его к гибели.

Однако и в этом радикальном нигилизме у Ницше есть рациональные зерна. Например, критика западного церковного христианства имела под собой реальные основания. «Уже слово “христианство” есть недоразумение, - писал философ, - в сущности, был только один христианин [Иисус Христос. - С. А], и тот умер на кресте». Ницше справедливо указывает на лицемерие псевдохристиан, вдохновивших крестовые походы, возжигавших костры инквизиции и продававших «спасение души» (индульгенции) за деньги.

Понятие «жизнь» становится центральным в творчестве выдающегося французского философа и писателя, лауреата Нобелевской премии в области литературы (1928) Анри Бергсона . Его учение может быть названо эволюционным спиритуализмом. Опираясь на достижения естественных наук, идеи европейских спиритуалистов и католицизм, он развивает теорию динамического, творчески развивающегося мира. Главные произведения Бергсона: «Введение в метафизику» (1903) и «Творческая эволюция» (1907).

В философии Бергсона мир предстает как непрерывный творческий процесс эволюции новых форм и состояний. К такому выводу философ приходит, анализируя понятие время. Физическое или пространственное время всегда обратимо. Опыт в механике можно повторить бесчисленное количество раз с одним и тем же результатом. Но для человеческого сознания характерно совершенно другое время, которое Бергсон обозначает как длительность.

Мир физических вещей и мир сознания кардинально отличаются. В реальной жизни, воспринимаемой сознанием, каждый последующий момент времени несет нечто новое. Он несводим к предыдущему моменту. Точно так же и в эволюции. Ее время необратимо, так как появляются новые формы, а от них невозможно вернуться к старым.

Следовательно, реальное время (длительность) - это жизненный поток, континуум (непрерывность), постоянное творческое становление. Ожерелье из бусин - образ физического (механического) времени. Клубок есть образ длительности.

Бергсон не принимает декартово разделение мира на две субстанции: дух и материю. Они лишь полюса единой реальности (жизни ), проявляющей протяженность и мышление. Не соглашается Бергсон и с двумя традиционными представлениями эволюционизма: механистическим (эволюция целиком выводится из прошлого, т.е. свершившихся причин) и финалисти- ческим (эволюция выводится из будущего, т.е. из цели, к которой устремлено развитие). Ограниченность этих воззрений, по его мнению, преодолевает концепция творческой эволюции, которой подвержена «жизнь». Материя в данной концепции - это продукт остановки и распада жизненного порыва. Через эволюцию жизнь стремится освободиться от оков инертной материи.

Траектория эволюции представляет собой не полег мяча, а взрыв гранаты, осколки и осколки осколков которой продолжают постоянно взрываться. Энергия взрыва - это и есть творческий порыв жизни. Металл гранаты, препятствующий энергии взрыва, - это физическая материя.

Человек приспособился к материальному миру с помощью интеллекта, который действует через искусственные органы. Он дробит мир на отдельные элементы, а из них строит искусственное восприятие действительности. Инстинкт действует через естественные органы. Он ближе к действительности. Но все же ни тот, ни другой не дают ее полного восприятия. Только интуиция способна на это. Интуиция - это разум, стремящийся стать бескорыстным инстинктом. Это проникновение внутрь жизни и ее всевозможных изменяющихся объектов. Это «видение духа со стороны самого духа». Не случайно учение Бергсона еще называют интуитивизмом.

Оригинальны были также социальные и религиозные аспекты философии Анри Бергсона. Он выделяет два типа обществ, а соответственно и два типа морали: закрытое и открытое общество. Первое характеризуется полным подчинением индивида социальному целому и его инстинктам (главный из них - продолжение рода). Человек здесь как муравей в муравейнике. Второе предполагает ставку на свободу и индивидуальное начало, творческую личность, которая не противопоставляется коллективу. Идеалы такого общества - человечность и универсальные моральные ценности. Носителями таких идеалов выступали пророки и мудрецы древности. Истинная религия - это религия динамическая (открытая), она пронизана мистицизмом, защищающим человека от угрозы мертвого интеллекта и осуществляющим интуитивное слияние с творческим жизненным порывом, т.е. сверхсознанием , высшим существом, или Богом.

Идеи выдающегося французского интуитивиста Анри Бергсона повлияли на развитие новых философских течений (прагматизм, персонализм, экзистенциализм) и творчество известных ученых-эволюционистов: Эдуарда Леруа, Пьера Тейяра де Шардена, Владимира Вернадского.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) – «Мир как воля и представление». Опирается на индийскую философию, учения Платона и Канта. Универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой является воля. Реальна лишь одна Мировая воля, управляющая Вселенной. Весь мир – зеркало, проявление этой воли, выступающее как ее представление. Волю он понимает как «абсолютно свободное хотение, неконтролируемое разумом, не имеющее ни причин, ни оснований». Воля – это неисповедимые силы, это космическая первооснова бытия.

Позиция Шопенгауэра по отношению к жизни – пессимизм, во многом опирающийся на буддизм. «Жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание», «Всякая жизнь – страдание». То, что называют счастьем, всегда имеет отрицательный характер, сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно последовать либо новое страдание, либо томительная скука. Самое большое несчастье человека – жить в обществе, где эгоизм становится злобой. Человек должен изжить волю к жизни, ибо нет желания – нет воли, нет представлений – нет мира. «Жизнь на земле – это плесень». Пессимизм философа предполагает в качестве выхода – самоубийство.

Шопенгауэр считается одним из предшественников «философия жизни» и экзистенциализма.

Родоначальник «философии жизни» Фридрих Ницше (1844–1900). Важной в творчестве Нише является его идея о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, свои движущие силы, свое поведение.

Основные элементы его мировоззрения: идея «воли к власти», «вечного возвращения», «переоценки ценностей», «сверхчеловека». Вслед за Шопенгауэром Ницше стал в оппозицию к классическому рационализму. Для него основа мира – не бытие, а жизнь. Жизнь – это первичная реальность, целостный органический процесс. Сущность жизни – это «воля к власти», т.е. некая сила, стремящаяся к господству – как внутри человека, так и в обществе.

У Ницше жизнь – это социально-нравственное стремление к чувству власти. «Воля к власти – это основа права сильного, это выше всех нормативных установлений, только таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах жизнедеятельности», «Жизнь – единственная реальность для конкретного человека».

Он выступает против демократии, т.к. всякое стремление уравнивания прав – упадок власти. Масса составляет оппозицию права сильного. Представления о равенстве и справедливости, гуманистическая мораль только разлагают человеческую природу. Помогая слабым, общество зря растрачивает силы, которые нужны ему для движения вперед: «Падающего – подтолкни». Много в его творчестве занимает исследование христианства: «Быть христианином – значит ненавидеть ум, гордость, мужество, свободу, ненавидеть радость». Христианская мораль против человека, т.к. ее основу составляет самоуничижение. Сильный человек должен осуществлять свою деятельность противоположно этим нормам.

Уравнение ценностей Ницше: хороший = знатный = могучий = прекрасный = счастливый. Логика Христа: бедные = блаженные = хорошие.

Необходимо осуществить переоценку ценностей, где жизнь – единственная безусловная ценность. Необходимо формировать волю к власти. 3) Сильный человек свободен от моральных обязательств, не связан ни с какими моральными нормами. Высшим субъектом морали является сверхчеловек аристократического типа, у которого наличествуют два типа отношений: 1) в узком аристократическом кругу, где относятся как к друзьям и 2) отношение к массе как к «необузданному зверю».

История человечества не есть движение вперед – она является только «вечным возвращением» к идеалам прошлого, прежде всего античной культуре. В истории культуры борются два начала: дионисийское (женское, обеспечивающее гармонию человека и природы) и аполлоновское (мужское, рациональное, разрушающее связь природы и человека). В античной культуре эти два начала находились в единстве, но в Европе XIX в. произошло подавление дионисийского начала аполлоновским, чему способствовало и христианство. Для восстановления единства нужен сверхчеловек, стоящий выше религии и морали.

Основные понятия и категории: Абсолютный дух, априорное знание, «вещь-в-себе», «вещь-для-нас», диалектический метод, закон, трансцендентный, трансцендентальный, категорический императив, категория, качество, количество, мера, противоположность, противоречие, скачок, диалектический материализм, исторический материализм, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, общественно-экономические формации, средства производства, отчуждение, прибавочная стоимость, философия жизни.

Творческие задания

    Составить таблицу сходств и различий принципов философии Маркса и Гегеля

    Эссе «Социокультурная ситуация в Германии конца XVIII–нач. XIX вв. и ее выражение в философии».

Список литературы:

    Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. М., 1971.

    Кант И. Критика практического разума. М., 1994.

    Фейербах Л. Избранные произведения: В 2-х тт. М., 1965. – Т. 1.

    Фихте И. Г. Сочинения. М., 1995.

    Ойзерман Т. И. Теория познания Канта. М., 1991.

    Соловьев, Э. Ю. И. Кант: Знание, вера и нравственность // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

    Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: в 9 т. М., 1984.

    Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2005.

Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860) . Его основная работа « Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.

Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее («Нет объекта без субъекта»). Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир феноменов – иллюзия, покрывало Майи. Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только в аспекте мира как представления. Тело – не просто тело среди других предметов, но и проявление воли. («Волевой акт и телесные движения есть одно и то же»). Тело – это видимая воля, сущность практических поступков – в воле. Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе. Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона. Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле.

Воля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен. Этика Шопенгауэра – этика пессимизма. Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа.

Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма , воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание - средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.

Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека . Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе - связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, - новая интерпретация мира. Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Важнейшими философскими направлениями XIX - XX вв. на Западе были “философия жизни” и экзистенциализм. Подобно тому, как в русской философии этого времени развивались проблемы смысла жизни и свободы, религии и нравственности, в этих философских направлениях центральными проблемами были проблема человека, его сущности и существования.

Родоначальником “философии жизни” можно считать немецкого философа А. Шопенгауэра (1788 - 1860), основное произведение которого “Мир как воля и представление” (1819 - 1844). Это произведение оказало большое влияние на всю последующую философскую мысль. Сущность мира представлена у Щопенгауэра как неразумная воля, слепая сила. Ее смысл можно передать в том, что будущее строит человек, освобождаясь от иллюзии и “идолов” (выражаясь термином Ф. Бэкона), в числе которых и наивный, недальновидный оптимизм.

Его идеи противопоставлялись рационализму, историзму и диалектике Гегеля. А его “Мир как воля и представление” был близок миру идей Платона и “вещи в себе” Канта. В то же время в отличие от Kaнтa, Шопенгауэр утверждал познаваемость “вещи в себе”, или “волн”, действующих стихийно, бесцельно и слепо. “Воля” породила “представление” и Мировоззрение Шопенгауэра - субъективный идеализм; для него - без субъекта нет объекта. Человек, писал он, “не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; ...окружающий его мир существует лишь как представление”. Мышление Шопенгауэра во многом афористично. У него есть интереснейшее произведение “Афоризмы житейской мудрости”, в котором мировоззрение философа получило преломление через проблемы повседневной жизни. Впрочем, афористичны все его произведения. Так, в кн. “Мир как воля” он замечает мимоходом: “Как говорит Беркли, “мало людей мыслят, но все хотят иметь мнение”.

2. Для него мир, с одной стороны, был представлением познающего, а с другой - познающий был продуктом мира. Все явления в жизни виделись ему как ступени объективации воли. То есть все происходящие в жизни события и дела людей, история и законы природы - все это окрашено бессознательным и могучим стремлением к жизни, мир - это воплощенная воля. “Жизнь есть долгое сновидение”. Человек не знает и не может знать всех проявлений воли, на ней пелена Майи, человек живет в мире призраков и миражей (здесь очевидно влияние ведических книг о реальном и нереальном мире). Человек может познать только себя и от себя откидывать радиусы ко всему остальному.

Более всего человек должен оберегать себя, считал мыслитель, от “власти земли” (т. е. от “суеты сует”). Такова рефлексия Шопенгауэра - мыслителя, осознающего самого себя как особый мир и волю.

3. Позиция Шопенгауэра по отношению к жизни - пессимизм, со многим опирающийся на буддизм “Всякая жизнь - Страдание. “Жизнь нашего тела - это лишь хронически задерживаемое умирание”. В конце концов, смерть должна победить, ибо мы - ее достояние уже с самого рождения своего и она только временно играет со своей добычей, пока не проглотит ее. А до тех пор мы с большим рвением и опорной заботой продолжаем свою жизнь, насколько это возможно, подобно тому, как возможно дольше и возможно больше раздувают мыльный пузырь, хотя знают наверное, что он лопнет”. Каждый человек рождается, чтобы “повторить уже бесчисленное число раз сыгранную шарманочную пьесу. Каждый индивидуум, каждый человеческий облик и жизненный путь - только лишнее быстротечное сновидение бесконечного духа природы, вечной волны к жизни, лишь мимолетный образ, который набрасывает на своем бесконечном пути в пространстве и времени, сохраняя его нетронутым в течение сравнительно ничтожного срока, а затем, стирая, чтобы дать место новым образам”. Жизнь каждого отдельного лица, взятая в целом и общем, в самых ее существенных очертаниях, всегда представляет собою трагедию, но в своих подробностях она имеет характер комедии. Ибо заботы каждого дня, беспрестанное подразнивание минуты, желания каждой недели, невзгоды каждого часа - все это является сценами из комедии.

Неизбежность страданий, по Шопенгауэру, заключена в самом существе жизни. Но где же выход? “Быть или не быть?” - обращается философ к гамлетовскому вопросу. В сущности, считает Шопенгауэр, за этим вопросом можно усмотреть такое рассуждение: “наше положение так горестно, что решительно надо было бы ему предпочесть совершенное небытие, и если бы самоубийство действительно сулило нам его, то его следовало бы избрать безусловно, как в высшей степени желательное завершение, но какой-то голос говорил нам, что это не так, что в этом не конец, что смерть не абсолютное уничтожение”.

Может быть, тогда обратиться к иллюзии и стать оптимистом? Нет, отвечал Шопенгауэр. “Оптимизм... представляется мне не только нелепым, но и поверьте, бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества”.

Подобно буддистам, Шоненгауэр избрал путь отказа от желаний и иллюзий, путь аскетизма, а следовательно, избавления от страданий. Путь абсолютной безмятежности, убивающей “волю к жизни”.

В завершение, чтобы скрасить пессимистический финал философии Шопенгауэра, приведу несколько суждений из его “Афоризмов”, сколь метких, столь и оптимистических.

- “Человек с богатым внутренним миром, находясь в совершенном одиночестве, получает превосходное развлечение в своих собственных мыслях и фантазиях, тогда как тупицу не оградит от убийственной скуки даже постоянная смена компаний, зрелищ, прогулок и увеселений”.

Люди хлопочут о богатстве, “но то, что такое человек есть, гораздо важнее для нашего счастья, нежели то, что человек имеет ”.

Аристотель говорил: “Счастье принадлежит тем, кому довольно самих себя”.

- “Моя философия не дала мне никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат”.

Ф. Ницше (1844 - 1900) в начале своего философского пути испытал необычайно сильное влияние Шопенгауэра. В “Сумерках кумиров” (1886) Ницше называл его своим первым и единственным учителем.

Ницше, как и Шопенгауэр, называл себя пессимистом, однако критиковал пессимистическую отрешенность Шопенгауэра от жизни. Ницше тоже апеллировал в своей философии к воле, но это не была воля как объект, а воля субъекта к жизни. Она называлась Ницше по-разному: “воля к власти”, “воля к мощи”, и символизировала энергию, силу человека и его устремления.

В чем состоит основное содержание философии жизни Ф. Ницше?

1. Переоценка всех прежних, и прежде всего христианских ценностей. Ницше считал религию (христианство) виновницей искажения в культуре подлинно человеческих ценностей. Почему?

Во-первых Христианство разрушило инстинкт жизни, оно отрицало земную жизнь во имя жизни загробной, прославляло потусторонний мир, чтобы “лучше оклеветать этот”. Воля христианства, писал Ницше, это “воля к гибели”, это болезнь, упадок, когда жизнь не во что не ставится.

Во-вторых: христианство (александрийская, или византийская культура, в отличие от эллинской) породило сознание раба, покорность, смирение, страх наказания за грехи.

В-третьих, христианство с его догматами основало доктринерскую мораль, навязывающую ответы на все вопросы, которые не имеют столь простых решений, поскольку жизнь невозможно уложить в простую схему.

В-четвертых, христианство способствует вырождению человечества, ибо это “скрытый инстинкт уничтожения”. Свою же философию Ницше назвал - “заступнический инстинкт жизни” и антихристианской. Наконец,

В-пятых, антихристианство Ницше было, по существу, протестом против всякой косности, обывательщины, порождающих сознание зависимости и несвободы.

2. Проблема жизни и смерти. В произведении “Так говорил Заратустра” Ницше, как известно, провозгласил смерть Бога. Зачем?

Надо сказать, что вообще проблема свободной смерти не нова для философии. Вы наверняка помните о том, как к ней относились античные мыслители (Сократ). В этом философы видели одно из проявлений свободы. Ницше назвал это свое учение так: “Умри вовремя!” Он иронизировал: “Конечно, как может вовремя умереть тот, кто жил не вовремя. Лучше бы ему не родиться! Так я советую всем лишним!”. Учение “Умри вовремя” не для всех. Люди, говорит Ницше, cлишком серьезно относятся к смерти.

Однако свободная жизнь и свободная смерть - не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть себя, “человеческое, слишком человеческое” т. е. для Сверхчеловека.

3. Учение о Сверхчеловеке. “Человек есть нечто, что должно преодолеть”. В притче “О трех превращениях” (“Так говорил Заратустра”) Ницше символически изобразил переход от сознания человека - “верблюда” к сознанию человека - “льва”, и только затем - к сознанию “свободного духа, свободного от всех привязанностей и обычаев, “человека - ребенка”, открытого для созидания нового.

Он не верил в счастье каждого. Считал, что такое “счастье” губительно для человека и что счастье состоит в постоянном процессе роста и самопреодоления. Он говорил: “Разве к счастью стремлюсь я? Я стремлюсь к делу своему!”

Ницшенская философия жизни была направлена на тo, чтобы разбудить человека oт сна обыденности и сказать ему “Ты должен стать тем, кто ты есть”. Она обращена именно к индивиду, ибо только индивидум способен на необычную силу духа (“волю к мощи”) и самопреодолению.

Философия жизни, таким образом, была направлена на критику рационализма, оторваного от жизни и критику бездуховности, аморализма жизни, лицемерия и ханжества. Она противопоставила свободу мыслителя “стадным” инстинктам и волю к жизни - христианским догматам. Проблемы морального выбора, свободы, жизни и смерти стали центральными в философии экзистенциализма.