Сергей есенин расследование смерти. Как на самом деле погиб Сергей Есенин

Многие убеждены: Сергей Есенин не мог добровольно уйти из жизни. Повеситься - для легендарного поэта слишком тривиально и… непоэтично.

Так был или не был убит Есенин?

Версии убийства

Есть немало версий, утверждающих, будто Есенин был убит. Одни считают, что в 5-м номере гостиницы «Интернационал» (бывшая «Англетер»), где поселился поэт, его вначале жестоко избили, а уже потом в бессознательном состоянии подвесили в петлю.

Другая версия. Есенина положили на диван, ударили рукояткой пистолета по лбу, где образовалась вмятина, затем завернули в ковер, пытались вытащить на балкон, чтобы спустить вниз и вывезти. Но дверь заклинило, тогда убийцы сели пить, набезобразничали в номере, втащили тело обратно и, разрезав сухожилие, чтобы разогнуть уже застывшую правую руку, повесили в петлю (на снимке правая рука действительно согнута в локтевом суставе, на ней имеется рана).

Все эти противоречивые версии основываются на одних и тех же документах: акте осмотра места происшествия, составленном участковым надзирателем 2-го отдела милиции г. Ленинграда Н. Горбовым и акте судебно-медицин-ского исследования трупа профессором Г. Гиляревским, посмертных фотографиях и масках лица поэта. Стоит заметить, что среди энтузиастов, пытавшихся разгадать тайну гибели Есенина, были поэты, журналисты, врачи, философы, педагоги, художники, даже патофизиолог и бывший следователь, но не было ни одного профессионала - судебного медика или криминалиста.

Все это побудило Всероссийский писательский Есенинский комитет обратиться за помощью в Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения г. Москвы с просьбой создать комиссию по выяснению обстоятельств смерти поэта. Позже к делу были привлечены профессионалы из Минздрава РФ и ведущие специалисты в области судебной медицины.

Следственный эксперимент

Акт осмотра места происшествия был составлен Н. Горбовым поверхностно, непрофессионально: не описаны обстановка в номере, состояние дверных и оконных запоров, трупные изменения и прочее.

По протоколу, тело Есенина висело под самым потолком - это дало повод сомневаться в самоубийстве, поскольку высота потолка в номере предположительно составляла 4-5 м, а размер опрокинутой тумбы - 1,5 м и рост поэта - 168 см.

Надо было выяснить реальную высоту потолка. Дело осложнялось тем, что в 1986 г. гостиницу «Англетер» реконструировали. Но сохранилась фотография 5-го номера с надписью на обороте: «18 мая 1926 г. 5 номер гост. «Ленинградская», ранее «Англетер», где жил и умер Есенин». Снимок сделан через открытую дверь, видна вертикальная труба парового отопления, пол, покрытый ковром, фрагмент потолка, письменный стол, лампа, стул, платяной шкаф.

Криминалисты по известным формулам и ориентирам (в частности, по задней части стола, находящейся наиболее близко к плоскости стены) рассчитали высоту потолка, составившую… не более 352 см!

Но оставался еще один «веский» аргумент сторонников убийства поэта. Так, бывший следователь Э. Хлысталов пишет, что привязать веревку на вертикально стоящую трубу невозможно: под весом тела она обязательно соскользнет вниз. В подтверждение своих слов он вспоминает эксперимент, проведенный студентами Литературного института в «Англетере», когда гостиница была еще цела: привязанная к вертикальной трубе веревка рывком руки сдергивалась вниз.

И хотя судебная практика показывает, что повеситься можно не только на подобной трубе, но и на ручке двери, спинке стула, пришлось провести специальные опыты: статист ростом 169 см привязывал поочередно к окрашенным масляной краской трубам разного диаметра витые веревки из пеньки, х/б, шелка толщиной от 0,6 до 1,0 см. Делая от 1 до 6 витков и завязывая всевозможными узлами, он безуспешно пытался сдернуть с вертикали веревку. Ее свободно свисающий конец выдерживал весовую нагрузку более 100 кг.

Можно ли выпрыгнуть из петли?

Сторонников убийства смущало, что петля не захватывала всю поверхность шеи - борозда была направлена косо вверх и незамкнута. При повешении борозда всегда так и направлена, поскольку один конец веревки укрепляется за предмет, в данном случае - трубу, а другой - тяжестью тела увлекается вниз, и на это место шеи приходится наибольшее давление.

Мог ли Есенин выпрыгнуть из незамкнутой петли? Возможна ли в петле самопомощь? Нет. Профессора судебной медицины Минович из Румынии и Флейхман из Германии независимо друг от друга, желая изучить явления асфиксии (удушья, вызванного недостатком кислорода в крови), провели на себе эксперименты: ассистенты подвешивали их на мягкой веревке, причем Миновичу удалось пробыть в петле до 26 секунд! Ученые отмечали страшную боль в шее, непомерную тяжесть в голове, свист в ушах, переходящий в колокольный звон, и смертельную тоску. Но, главное, с первых же секунд появляется желание сбросить петлю и… невозможность пошевелить даже пальцем! При наступлении асфиксии происходит мышечная адинамия. Даже если человек вешается на ручке двери, он не может разогнуть колени.

О чем рассказали маски

Больше всего версий породила запись в акте: «На середине лба… вдавленная борозда длиной 4 см и шириной 1,5 см». Сам Гиляревский объяснял ее перепадом давления в черепе во время удушения. Сторонники же теории убийства трактовали вдавление как удар рукояткой пистолета, утюгом, тупым тяжелым предметом «со страшной силой».

По акту исследования трупа явствует, что кости черепа не повреждены и перелома нет. Но «следопыты» усомнились в непредвзятости Гиляревского. Тогда судмедэксперты провели исследование пяти посмертных масок поэта, установив, что вдавление «слегка дуго-образной формы» имеет глубину 0,4-0,5 мм (а это толщина кожи) без механических повреждений костей черепа. Итак, очевидно, что это след от трубы: поскольку узел петли находился слева, голова отклонилась вправо и в момент смерти была прислонена к трубе.

Чтобы подтвердить вывод, с гипсовых масок были сделаны пластилиновые слепки, по которым в лобной части наносили удары предметами цилиндрической формы. Как показал эксперимент, предмет должен был иметь диаметр 3,7 см, что как раз соответствует параметрам водопроводной трубы.

«И, истекая кровью…»

Версия о том, что Есенину сначала перерезали вены, а затем поэта подвесили в петлю, встречается у многих. Известно, что при осмотре участковый обнаружил порез «на правой руке выше локтя с ладонной стороны» и «на левой руке на кисти царапины». Возможно ли двигать разрезанной рукой, привязывать веревку к трубе, передвигать мебель при потере крови? Судмедэксперты не раз сталкивались с тем, что и с порезанными венами, артериями люди проделывали не такое. Но о какой «потере крови» идет речь? В номере не было обнаружено ее следов, а из акта следует, что все раны поверхностные и не проникают в толщу кожи. Значит, вены у Есенина не были перерезаны. Из разных источников известно, что с 26 на 27 декабря Есенин сочинял, но, не найдя в номере чернил, решил записать стихи кровью и сделал себе надрез. Уже в наши дни эксперты установили подлинность почерка Есенина и то, что стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» написано кровью в количестве… не более 0,02 мл.

И все-таки асфиксия

Итак, смерть Есенина наступила от асфиксии - сдавливания органов шеи петлей, затягивающейся под весом тела. Он мог повеситься на такой высоте. Не было глубоких порезов на руках. На лбу след от трубы. Можно с уверенностью сказать, что на теле Есенина не имеется следов, характерных для борьбы или самообороны.

Стоит отметить, что все эксперименты проводились в присутствии прокурора-криминалиста Генеральной прокуратуры РФ.

«Убить» любой ценой?

Казалось бы, в деле Есенина поставлена точка. Но версии о заказном убийстве продолжают множиться и внедряться в сознание обывателей: недавний телесериал отца и сына Безруковых - красноречивое тому подтверждение.

Зачем так настойчиво продолжают «убивать» Есенина? Потому что он истинно русский поэт, а церковью самоубийство, мягко говоря, не приветствуется? А может, как точно выразилась, правда, по поводу другого человека, Т. Флор-Есенина: «Чужая слава всегда привлекательна тем, что дает возможность… «прорвать блокаду» собственной безвестности»?



Один из ведущих судмедэкспертов страны Евгений Мишин опроверг версию Безруковых об убийстве Есенина


Татьяна Ромашенкова, Санкт-Петербург


28 декабря 1925 года умер Сергей Есенин. Спустя 80 лет его племянница Светлана Петровна Есенина и актер Сергей Безруков, сыгравший в телесериале «Есенин» главную роль, написали письмо президенту Путину с просьбой возобновить дело о гибели поэта с целью получить согласие на эксгумацию останков Есенина. Ведущие судмедэксперты страны только развели руками, назвав эту идею глумлением над останками поэта.

Если все же удастся добиться возобновления расследования по факту гибели Есенина и будет принято решение об эксгумации его тела на Ваганьковском кладбище, скорее всего проводить повторную судмедэкспертизу придется Евгению Степановичу Мишину, профессору, доктору медицинских наук, заведующему кафедрой судебной медицины Медицинской академии им. И И. Мечникова. Он считается лучшим экспертом в нашей стране по повешениям и удушениям, и расследование ни одного запутанного дела не обходится без его участия.

Евгений Степанович, эксгумация останков Есенина поможет установить точную причину его гибели?

Люди, которые настаивают на эксгумации, думают найти в могиле череп с дыркой или остатки кожи, на которых видно несколько борозд от удушения. Но в могиле давно кроме останков костей ничего нет. Дело в том, что Ваганьковское кладбище расположено на возвышенности, в сухом месте. Вот если бы Есенина хоронили в низине, в заболоченном месте, труп поэта мог бы «законсервироваться» и по результатам его исследования можно было бы дать заключение по некоторым вопросам.

Выходит, убили Есенина или нет, навсегда останется тайной?

Почему тайной? Причиной смерти Есенина было самоубийство через повешение.

Многие говорят об убийстве.

Это полный бред! Когда в конце 80- х годов появились первые статьи, утверждающие, что Есенин был убит ГПУ, я разобрал все три версии убийства поэта, которые обсуждались в печати: смерть от перелома черепа, полученного в результате удара рукояткой револьвера или утюга, смерть от удушения подушкой или рукавом и смерть от огнестрельного ранения в голову. Многие даже на посмертных фотографиях умудрились увидеть пробоину от пули и 20 граммов мозгового вещества на его лице.

Версий может быть сколько угодно, но правда одна. В начале 90- х годов было выполнено несколько судебно-медицинских экспертиз экспертами высокой квалификации и доказано, что имело место самоубийство. Поэтому дознание было прекращено.

Может быть, медики не захотели афишировать ошибку коллеги, эксперта Гиляревского, проводившего вскрытие?

Я абсолютно согласен с заключением судебного медика Гиляревского, который проводил исследование трупа поэта в Обуховской больнице и причиной смерти назвал асфиксию - смерть в результате сдавления шеи петлей при повешении. Я сделал то же заключение исходя из изучения фотографий мертвого поэта, посмертной маски и акта исследования трупа. По борозде на шее поэта мне удалось реконструировать повешение. У поэта с большей силой производилось сдавление передней справа и правой боковой областей шеи. То есть натяжение петли шло спереди назад и справа налево и вверх. А теперь реконструируем. При таком натяжении петли голова отклоняется в противоположную сторону, то есть к паровой трубе отопления гостиницы «Англетер», от которой в переносье трупа образовалась «вмятина», которую многие приняли за проломленный череп. При таком положении головы эта «вмятина» приобретает вертикальное направление.

А почему «вмятина» не может быть следом от удара?

Если был бы нанесен прижизненный удар утюгом или рукояткой револьвера, то мог образоваться кровоподтек или рана с переломом. Вследствие этого возникли бы отек и припухлость, а не вдавление, как на фото.

Считается, что накануне смерти поэта сильно ударили в живот.

Это заключение было сделано некомпетентными людьми в результате чтения акта Гиляревского. В нем сказано, что петли кишечника поэта были красноватого цвета. На это могу ответить одно: изучайте судебную медицину. Если труп долгое время находится в вертикальном положении, вся кровь спускается в нижележащие части тела и органы. Отсюда их красноватый цвет.

Гиляревский в легких поэта нашел еще и кровоподтеки. Разве это не доказывает, что перед смертью Есенина били?

Гиляревский действительно зафиксировал точечные кровоподтеки не только на легочной оболочке, но и на наружной оболочке сердца. Это одни из признаков смерти от удушения, которые в медицине называют не кровоподтеками, а точечными кровоизлияниями. Проще говоря, в момент смерти у поэта повысилось давление, развилась одышка, вот сосуды и не выдержали.

Одним из доказательств насильственной смерти поэта считают отсутствие характерного для повешенных синюшного цвета лица и высунутого языка.

Этими «доказательствами» оперировал не специалист, а следователь Эдуард Хлысталов, которого вывел на страницах своего романа Виталий Безруков. Любой эксперт сказал бы, что, если труп долго находится в петле, кровь успевает спуститься вниз - отсюда и бледность. Что касается языка, то он выступает не во всех случаях, чаще при нахождении петли в верхней части шеи и натяжении ее спереди назад. В есенинском случае, когда было боковое положение петли, язык не высовывается никогда.

Есенин умирал долго?

До восьми минут, в течение которых его можно было спасти. Обычно смерть наступает в течение 5 - 6 минут, но в случае присутствия алкогольного опьянения может и чуть позже. Как следует из акта Гиляревского, от содержимого желудка Есенина пахло вином.

Можно точно установить, сколько времени поэт провел в петле, прежде чем его нашли?

К сожалению, нет. В то время было принято определять время смерти лишь по трупным пятнам, а этого недостаточно. Сегодня можно было бы определить время наступления смерти и по содержимому желудка. Доподлинно известно, что накануне гибели Есенин ел утку, к сожалению, не ясно, какую именно, жареную или тушеную. Если бы это уточнение присутствовало, можно было бы точно определить, через какое время после приема пищи наступила смерть.

Еще одно доказательство в пользу убийства - поднятая вверх рука поэта, словно он от кого-то пытался защититься.

С этим все ясно - рука зафиксировалась в таком положении в момент трупного окоченения. Поэт висел, прижавшись лицом к трубе и взявшись за нее рукой. В практике мы нередко находим повешенных с поднятой к петле рукой.

Говорят, на руке Есенина были глубокие порезы, словно накануне смерти его пытали.

Раны действительно присутствовали, но они были поверхностными. Скорее всего поэт их сделал, чтобы написать прощальный стих. На нижней трети левого предплечья имелась одна рана, идущая горизонтально, и три вертикальные. Эти раны длиной около 3 см не проникают в толщу кожи.

Если судмедэксперты уверены, что было самоубийство, почему каждый год появляются все новые статьи, утверждающие обратное?

Потому что оценки делают литераторы и режиссеры, которые не разбираются в судебной медицине. Они не понимают, что любить поэта и говорить о том, что его убили, - вовсе не одно и то же. n

Дословно

«Рука человека, покончившего жизнь самоубийством, не выглядит, как на посмертной фотографии Есенина».
Спикер СФ РФ Сергей Миронов

«Для меня неоспоримый факт, что Есенина убили…»
Из интервью сценариста Виталия Безрукова

«Да, мы бросаем перчатку. Для меня совершенно ясно: Есенин погиб, был умерщвлен насильственно. Направил ли руку убийц товарищ Троцкий? Без сомнения!.. Сергей Александрович - жертва, мученик».
Из интервью актера Сергея Безрукова

Уже почти век уход поэта не даёт покоя историкам, исследователям и поклонникам его творчества.

Протокол с нарушениями

Множество обвинений поступают в адрес участкового надзирателя 2-го отделения милиции Николая Горбова. Акт обнаружения тела Сергея Есенина, подписанный Горбовым, не внушает доверия ни с точки зрения грамматики, ни в профессиональном плане. Человеку, работавшему в активно-секретном отделении уголовного розыска, должно быть известно, что этот документ называется протоколом и составляется по образцу. Вынимать тело из петли, как и описывать место происшествия и улики, по всем правилам должно в присутствии понятых. Акт же Горбова (или только подписанный его фамилией?) не дает ясной картины произошедшего. Да и сложно представить, что этот участковый надзиратель был настолько безграмотен, ведь 19 лет до этого он работал наборщиком в типографии. Почерк и подпись этого человека можно восстановить по его сохранившимся документам: заявлению и автобиографии. Ни почерк, ни подпись не совпадают.

Отсутствие гостиничной регистрации

Не найдено ни одного документа, подтверждающего, что Есенин жил в гостинице "Англетер" в декабре 1925 года. Да и неясно, зачем поэту было останавливаться в ней, если он мог остановиться у своих близких друзей. Вероятно, Есенин никогда и не жил в "Англетере". Тогда версия, что его убили в другом месте, а уже после разыграли историю с самоубийством в гостиничном номере, выглядит более убедительной.

Неполная медэкспертиза

Сомнительной кажется и акт медицинской экспертизы, составленный судебным экспертом Гиляревским. Его заключение гласит: "На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение. Вдавление на лбу могло произойти от давления при повешении. Темнофиолетовый цвет нижних конечностей, точечные на них кровоподтеки указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время". Однако почему-то в этом акте указаны не все повреждения, имевшиеся на лице поэта. Это подтверждает и фото Есенина, сохранившееся в Национальной публичной библиотеке в Петербурге в особом отделе. На этой фотографии отчетливо различимо пулевое отверстие во лбу поэта и след от удара под правым глазом. Удар этот мог быть нанесен рукояткой пистолета, который, к слову, имелся и у самого поэта.

Затруднительное положение

Тогда возникает вопрос: зачем было вешать Есенина? Не проще ли было его застрелить, чтобы представить дело как самоубийство? Многие историки склоняются к версии, что убийство поэта одобрил лично Троцкий. А черная работа была доверена известному революционеру Якову Блюмкину, который попал в затруднительное положение во время убийства, и поэтому ему пришлось разыгрывать вариант с повешением.

Почему повешение?

Спрашивается, зачем тогда надо было «вешать» поэта, если всё можно было списать на смерть от выстрела из револьвера, который у самого Есенина имелся? Хотя, с другой стороны, зачем сам поэт, если верить официальной версии, повесился, а не застрелился?

Ценный свидетель

В журнале "Чудеса и приключения" было опубликовано письмо отставного военного Виктора Титаренко из Хабаровского края, в котором он рассказал о своей беседе в середине 70-х годов с бывшим заключенным Николаем Леонтьевым . По его словам, в 1925 году он служил в ОГПУ вместе с Блюмкиным. Однажды Блюмкин получил приказ от Троцкого достойно наказать физически Есенина. Чекисты планировали лишить поэта мужественности и вроде бы шутя стали стягивать с него брюки. Поэт схватил медный подсвечник и ударил им по голове Блюмкина. Тот упал без сознания, а перепуганный Леонтьев выхватил наган и выстрелил в Есенина. Титаренко рассказывает, что Блюмкин, очнувшись, ударил рукояткой нагана в лоб Есенина, а затем связался с Троцким и договорился с ним об инсценировке самоубийства и о мерах по устранению кровавых следов. А Николая Леонтьева через несколько дней отправили на Дальний Восток на подпольную работу в ставке атамана Семенова. Там после войны за измену чекистскому делу он получил 25-летний срок. Сложно опираться в рассуждениях на одно письмо. Но на рисунке В. Сварога, сделанном утром 28 декабря 1925 года, брюки поэта расстегнуты и приспущены. Художник сообщает также, что заметил следы борьбы в номере и множество ворсинок от ковра на сорочке и в волосах поэта. В. Сварог еще тогда предположил, что Есенина после убийства заворачивали в ковер.

Травля

Жить в 1923-1925 годах в СССР было непросто. Троцкий считал убийство оправданным средством утверждения коммунистической идеи. "Мы должны, - писал он, - превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми, которой мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда даже жителям Востока. Путем кровавых бань мы доведем русскую интеллигенцию до полного отупления, до идиотизма, до животного состояния…" Есенин, кажется, знал, что мешает плану:

И первого Меня повесить нужно, Скрестив мне руки за спиной, За то, что песней Хриплой и недужой Мешал я спать Стране родной.

Известно также, что в последние годы жизни поэта власти подвергали его массированной психологической травле. Правда о смерти последнего поэта деревни раскроется только вместе с архивами НКВД (

Сергей Есенин не жил в "Англетере". И не был самоубийцей

К такому выводу пришел петербургский литературовед Виктор Кузнецов после нескольких лет работы в секретных архивах. Предметом научных интересов историка русской литературы Виктора Кузнецова в прежние годы было творчество Алексея Кольцова и Ивана Никитина, поэтов-народовольцев и поэтов "серебряного века"... Одним он посвятил диссертацию, другим - журнальные публикации и книги.

В случае с Сергеем Есениным внимание исследователя сосредоточилось не только на особенностях творчества поэта, но и на обстоятельствах его трагической судьбы. Более того, характер новой работы потребовал от литературоведа качеств дотошного и терпеливого детектива.

Результатом поиска Кузнецова в архивах ФСБ, МВД и других фондах явилась совершенно отличная от официальной версия трагедии, разыгравшейся 75 лет назад в гостинице "Англетер": Сергей Есенин не сводил счеты с жизнью, а стал жертвой заказного политического убийства. Со своей гипотезой, которая опирается на неизвестные прежде архивные документы и факты, осмысленные в контексте того времени, ученый знакомит сегодня читателей "Тайного советника".

Сказка об «Англетере»

Режимный объект

Виктор Иванович, начнем с события общеизвестного: в конце декабря 1925 года Есенин приезжает из Москвы в Ленинград, останавливается в гостинице «Англетер»...

Увы, именно с этого утверждения и начинается тот самый миф о последних днях жизни поэта, в плену которого все мы находимся столько лет. Как ни правдоподобен факт остановки Есенина в «Англетере», но я решил его все же проверить, а заодно попытаться выяснить подробности его пребывания в гостинице. Кто в те дни там жил, работал, обслуживал номера, был комендантом? Смущало, что ни один из постояльцев и сотрудников гостиницы впоследствии не оставил после себя воспоминаний хотя бы о мимолетной встрече с популярным и многими любимым поэтом, который, согласно официальной версии, проживал там с 24 декабря.

Нет свидетельств и о том, кому звонил Есенин в те декабрьские дни, с кем встречался до вечера 27 декабря, - ведь в Питере у него была масса знакомых, а сам он считался очень общительным человеком. Неужели долгими зимними вечерами сидел в номере в одиночестве?

Я выяснил, что гостиницы города в те годы контролировал экономический отдел ГПУ. Списки проживающих, рабочие журналы гостиницы надеялся найти в архиве ФСБ. Однако получил из этого ведомства ответ, что архив экономического отдела той поры неизвестно когда таинственно исчез. Дверь, так сказать, захлопнулась, а ключ куда-то выбросили...

Но 1925 год - это, как известно, время эпохи нэпа с ее относительной свободой предпринимательства. Значит, должны существовать какие-то документы, отражающие доходы и налогообложение граждан. И они были. Каждого жителя страны тогда сопровождала так называемая «форма № 1», где фиксировались жалованье людей, доплаты, различные приработки... Среди прочих документов эта форма требовала составления два раза в год контрольно-финансовых ревизорских списков жильцов гостиниц с довольно обширными сведениями о людях.

Трудным и сложным путем я нашел списки постояльцев «Англетера» середины 20-х годов и могу сегодня перечислить около ста пятидесяти человек, которые проживали в гостинице в конце декабря 1925 года, и около пятидесяти сотрудников «Англетера» вплоть до уборщиц. Так вот, фамилии Есенина в этих списках нет. Иначе говоря, он никогда не жил в «Англетере»! Я был в шоке, когда это обнаружил.

- Но Есенин был человеком известным, его могли поселить в гостиницу без обычных формальностей, по блату...

Исключено. «Англетер» в ту пору был сугубо режимным объектом, где проживали чекисты, партийно-советские чиновники районного и губернского масштабов. Не случайно на каждом этаже располагались так называемые «дежурки» с сотрудниками ГПУ, которые проверяли документы у всех постояльцев.

Лжесвидетели


Номер гостиницы где, был убит Сергей Есенин

Однако существует немало воспоминаний... Одни 27-го вечером гостили у Есенина в номере, другие наутро вынимали его тело из петли, подписывали акт о самоубийстве поэта...

Столкнувшись с одной неправдой, я стал осторожен в оценке каждого документа, каждого человека, так или иначе причастного к этой трагедии. Ну, скажем, любой на моем месте поинтересовался бы актом вскрытия тела Есенина. Но оказалось, что кто-то предусмотрительно уничтожил все акты вскрытия тела, составленные доктором Г. Гиляревским до 1926 года.

Однако сохранились акты того же Гиляревского последующих лет. Я держал их в руках. Сравнил их с актом о смерти поэта, заверенным якобы тем же Гиляревским. Совершенно другая подпись! Больше того, стиль, стандарт, нумерация этого документа абсолютно не соответствуют принятым тогда нормам. Такое впечатление, что человек просто понятия не имел, как это делается. Сомнительным является и акт об обнаружении тела Есенина в пятом номере гостиницы, который составил участковый надзиратель Николай Горбов.

Среди свидетелей этой истории были известные люди - Вольф Эрлих, Георгий Устинов с женой, Николай Клюев, Павел Медведев, Ушаков... Остались их воспоминания...

Давайте разбираться. Николай Клюев - наставник Есенина на раннем этапе его творчества, в дальнейшем - его «ласковый» противник. Причины их расхождения в первые годы советской власти не случайны: Клюев в 1918-1919 годах - секретарь парторганизации, пропагандист беспощадного красного террора, в 1924 году первым выпустил книжку о Ленине. Это далеко не тот Клюев, какого мы знаем по 30-м годам.

Есенин же в 1923 году пережил серьезную мировоззренческую ломку, после чего полностью отошел от своего социального романтизма и приблизился к неприятию Февральской и Октябрьской революций, советской власти. В 1925 году они были совершенно разными людьми. В декабря этого года Клюев пребывал в страшной бедности (сохранилась его слезная просьба к губернскому начальству освободить от платы за квартиру) и в полной зависимости от благосклонности властей. Отчасти этим можно объяснить, что он не возражал, когда оказался в списках лжегостей Есенина. Смалодушничал под давлением тяжелых жизненных обстоятельств? Примечательно, что в дальнейшем он никогда сам не упоминал, что был в тот вечер у Есенина. Случайно?

Георгий Устинов - журналист, критик, якобы проживавший в те дни в «Англетере» и опекавший Есенина. Однако его фамилии тоже нет в списках постояльцев гостиницы. Не числится в них и его супруга Елизавета Алексеевна. Я сравнил его подлинный автограф с подписью на милицейском акте о смерти Есенина - ничего общего! Самое удивительное, что этого «близкого приятеля Есенина», как он именуется во многих источниках, никто не видел ни во время прощания с поэтом в Доме писателей, ни на проводах тела на вокзале.

Вообще официальная биография Устинова мало соответствует фактической. Подчеркивается, что он работал в солидных газетах «Правда» и «Известия», но умалчивается его работа в бундовской газете «Звезда» в Минске. Оказывается, он был исключен из ВКП(б) за несусветную пьянку и потерю связей с партией и всю жизнь пытался в ней восстановиться. Его звездные годы были связаны с периодом Гражданской войны, по фронтам которой он сопровождал в поезде Председателя Реввоенсовета Льва Троцкого, а затем первым написал о нем пламенную брошюру «Трибун революции», выполнял весьма важные его личные поручения.

Все эти сведения о ключевом свидетеле последних дней жизни Есенина от нас тщательно скрывались много десятилетий - я собирал их по крупицам из малоизвестных публикаций, писем, фондов. «Безупречность» этой персоны охраняет и гриф секретности, который и сегодня продолжает сопровождать в одном из архивов «личное дело» Георгия Устинова.
Мне удалось познакомиться с ним, после чего у меня не осталось сомнений в лживости и заказном характере его мемуаров, призванных сфальсифицировать подлинную историю гибели Есенина. Думаю, что не случаен и бесславный конец этого человека, так и не нашедшего себе места в жизни, - в 1932 году его тело вынули из петли в его собственной квартире.

Чекист в России больше чем поэт

- «Поэт, приятель Есенина в последние два года его жизни». Так справочные разделы есенинских собраний сочинений рекомендуют Вольфа Эрлиха, одну из заглавных фигур трагедии. Это ему Есенин адресовал известную телеграмму от 7 декабря 1925 года: «Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить Ленинград. Телеграфируй». Насколько важна была роль Эрлиха в судьбе поэта?

Мне не вполне ясна была личность этого молодого человека, пока я не обнаружил, что с 1920 года (с восемнадцати лет!) он являлся секретным сотрудником ЧК-ГПУ-НКВД и по этому роду своей деятельности находился в непосредственном подчинении известного чекиста Ивана Леонова, в 1925 году - заместителя начальника Ленинградского ГПУ.

Лично мне кажется подозрительным то обстоятельство, что практически вся компания свидетелей и понятых, поставивших свои подписи под документами о смерти Есенина, состоит из знакомых и друзей Вольфа Эрлиха. Больше того, литературный критик Павел Медведев, поэты Илья Садофьев, Иван Приблудный, журналист Лазарь Берман и некоторые другие также являлись сексотами ГПУ. Литература служила очень удобной ширмой для осведомительской деятельности людей этого сорта. Где граница между их дружескими, творческими отношениями и стукачеством? И какова цена оставленным ими воспоминаниям?

Вызывает вопросы и вояж Эрлиха из Москвы в Ленинград 16 января 1926 года, когда в течение одного дня он сварганил сомнительное свидетельство о смерти Есенина. Причем берет он его в загсе не Центрального района, на территории которого расположен «Англетер», а Московско-Нарвского района. Мелочь? Но не случайная: именно в этом районе все ключевые административные посты тогда находились в руках троцкистов, с помощью которых было проще оформить нужный документ. Эрлих тут же возвращается в Москву на вечер памяти Есенина...

С именем Эрлиха связано и обнародование якобы последнего стихотворения Сергея Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...». По его словам, вечером 27 декабря, прощаясь, поэт засунул листок со стихами в карман пиджака Эрлиха с просьбой прочесть их как-нибудь потом, когда он останется один. А Эрлих «забыл» об этих стихах. Вспомнил лишь на следующий день, когда Есенина уже не было в живых.

29 декабря стихотворение публикуется в ленинградской «Красной газете». Датируется 27 декабря. Но в оригинале нет даты его написания.

И еще вопрос: почему оригинал этого стихотворения впервые появился на свет только в феврале 1930 года? Его принес в Пушкинский Дом крупный политвоенчин, впоследствии - литературный критик Георгий Горбачев. В журнале осталась запись: «От Эрлиха». Но Эрлих в 1930 году - мелкая сошка, сотрудник пограничной охраны ГПУ Закавказья. А «курьер» Горбачев - видный политкомиссар, хороший знакомый Троцкого. Не странно ли? Что-то тут не сходится...

После знакомства с воспоминаниями Вольфа Эрлиха, с его стихами у меня сложилось впечатление, что по характеру своего творчества и по своей натуре он был очень далек от Есенина, если не сказать - враждебен ему. Резкий, злобный, мстительный человек - полная противоположность открытому, доверчивому, сентиментальному Есенину.

Меня буквально обескуражило стихотворение Эрлиха «Свинья», написанное в 1929 году, где есть такие строки: «Пойми, мой друг, святые именины твои отвык справлять наш бедный век. Запомни, друг, не только для свинины, - и для расстрела создан человек». Они тут же вызвали из моей памяти силуэт головы свиньи, нарисованный над бурыми строками оригинала есенинского «До свиданья...». Поначалу это изображение принимали за кляксу. Но нет, свиное рыло с ушами на том листке трудно с чем-то перепутать. Что стоит за этой неожиданной аллегорией, получившей столь зловещее стихотворное продолжение? Нет, очень непрост был в своих взаимоотношениях с поэтом сексот ГПУ Вольф Эрлих.

Тринадцать уголовных дел Есенина

Невольно возникает мысль о заговоре...
- Думаю, что это близко к истине. Но почему тогда возникла необходимость в заговоре? Чтобы исказить, скрыть подлинную картину происшедшего - насильственного устранения Есенина, а говоря проще - его убийства...

- ...И для этого были серьезные основания?

Были. Ведь популярность Есенина была огромной. Его лирическая поэзия резко отличалась от железобетонных словесных конструкций той эпохи, была им укором. На фоне есенинских откровений меркли стихи Кириллова, Полетаева, Казина, Уткина и других приверженцев алгебраической интернациональной поэзии. Они просто не воспринимались народом. Не вписывался Есенин в культурную политику своей эпохи и уже поэтому мешал большевикам, был им опасен.

Кроме того, Есенин как человек внутренне свободный и творчески независимый, не слишком-то придерживался различных условностей, утверждавшихся в обществе пролетарской диктатуры. Это проявлялось и в его поступках, нередко оборачивавшихся скандалами, и в довольно откровенных суждениях по тому или иному поводу.


Убийца Есенина Лейба Бронштейн-Троцкий

Обронил однажды Есенин за столиком в берлинском ресторане, что, мол, не поедет в Россию, пока там правит еврей Троцкий-Бронштейн, а рядом оказался сексот. Донес куда надо. Вернулся поэт домой с клеймом националиста. А еще - скандалист, пьяница, многоженец... Сколько беспокойства доставляла властям такая неуправляемая, но популярная личность!

- И был найден повод...

Он лежал на поверхности - с осени 1925 года Есенин находился под судом. В сентябре, когда он вместе с женой возвращался из Баку в Москву, в поезде у него случился конфликт с одним московским партийным чиновником и дипкурьером. Их стараниями в Москве на вокзале поэт был задержан, допрошен, а вскоре против Есенина было возбуждено судебное дело - уже тринадцатое по счету. В попытке избежать суда он ложится в психиатрическую клинику Московского университета («психов не судят») под опеку своего земляка профессора Ганнушкина. Именно там «психический больной» Есенин написал свой шедевр «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» и другие прекрасные лирические стихи.

За поэта тогда заступился нарком просвещения Луначарский, который не хотел шумихи по этому делу в зарубежной прессе. Однако кто-то более всемогущий отверг ходатайство наркома - наиболее очевидной фигурой здесь мог быть Троцкий.

Невозвращенец

- И тогда Есенин решает сбежать в Ленинград...

Но, конечно, не от суда - куда денешься от судебных исполнителей и «органов»? - и не на постоянное местожительство. Он хотел бежать из Советского Союза. Еще 7 февраля 1923 года по пути из Европы в Америку он пишет письмо в Берлин своему приятелю, поэту Александру Кусикову, в котором прямо заявляет о своем неприятии советской власти, Февраля и Октября, добавляя, что «сбежал бы хоть в Африку».

За месяц до смерти, 27 ноября, Есенин пишет из психиатрической клиники своему другу Петру Чагину: «...Избавлюсь (от скандалов.), улажу, пошлю всех... и, вероятно, махну за границу. Там и мертвые львы красивей, чем наши живые медицинские собаки».

Маршрутом бегства могла быть Великобритания, по другим предположениям - Прибалтика. О серьезности его намерений говорит и краткая поездка в Ленинград в начале ноября 1925 года - мосты наводил? Кто-то выдал его настроения, не исключено, что Устинов, - в тот приезд он вертелся рядом с поэтом, вместе пили.

Поэт и киллеры

Итак, еще раз вернемся к очевидному: 24 декабря 1925 года подсудимый Сергей Есенин приезжает из Москвы в Ленинград...

Тут же арестовывается, доставляется в следственный изолятор, допрашивается, до смерти избивается, его тело тайно переносят в пятый номер «Англетера», где и устраивается известное нам святотатство с «добровольным уходом поэта из жизни». Надо ли говорить, что на подобную акцию исполнители вряд ли решились, не имея санкции свыше? Сомнительным выглядел бы и вариант с обнаружением трупа якобы убитого в «кабацкой драке». В этом случае Сталин мог бы докопаться до истины и получить весомый компромат против ленинградской оппозиции, с которой в те дни выяснял отношения на ХIV съезде РКП(б).

Фактически вы выстроили схему заказного убийства. Говоря языком наших дней, напрашивается вопрос: кто мог выступить в роли заказчика этого убийства, кому были поручены функции киллера?

Думаю, что к ответу на первую часть вопроса я уже приблизился: приказ на арест поэта, скорее всего, мог дать Лев Троцкий. Для этого у него и причины были, и полномочия позволяли, и верные люди имелись. Прямых доказательств нет, да, вероятно, и быть не может: все указания отдавались преданным людям устно и неофициально.

Что же касается непосредственного исполнителя убийства, то наиболее подходящей фигурой здесь мог быть, конечно, известный еврейский террорист Яков Блюмкин, верный оруженосец Троцкого , его личный порученец в течение многих лет. По воспоминаниям тифлисского приятеля Есенина, писателя и журналиста Николая Вержбицкого, у Блюмкина могли быть и личные счеты с Есениным: тот однажды в Баку в 1924 году угрожал поэту и даже пистолет на него направлял. Некоторые видели в те декабрьские дни Блюмкина в «Англетере». Но со стопроцентной уверенностью указать именно на него, как на убийцу Есенина, я сегодня не могу - не хватает материала. Прояснить истину могли бы протоколы допросов Блюмкина перед его расстрелом в 1929 году. Но эти документы мне получить не удалось.


Исполнитель убийства Блюмкин

В конце 1925 года комендантом «Англетера» был чекист Василий Назаров. Любитель выпить, он расслабился и днем в воскресенье 27 декабря, к вечеру сморился и улегся спать. Поздно вечером (а не утром, согласно официальной версии!) в квартиру позвонил дворник: мол, вызывают в гостиницу, в пятый номер. Назаров, еще не протрезвевший, ушел, а вернулся уже утром - усталый, мрачный и молчаливый. Это не моя реконструкция событий, а подлинный рассказ вдовы коменданта Антонины Львовны, который я записал лично. Я успел встретиться с ней незадолго до ее смерти в 1995 году. Несмотря на почтенный возраст, она сохранила ясную память - я проверял детали ее воспоминаний по документам. Муж не был с ней многословен: повесился, мол, поэт, оформляли... Но если бы и в самом деле повесился, то, наверное, было бы что рассказать?

Вместе с Василием Назаровым свои подписи в качестве понятых в ту ночь под документами поставили несколько литераторов, сотрудничавших с ГПУ, - Павел Медведев, Всеволод Рождественский, Михаил Фроман. Фальшивый акт об обнаружении тела Есенина в гостинице составлял участковый милиционер Николай Горбов, прошедший выучку в активно-секретном отделе уголовного розыска. Его высокими начальниками были глава губернской милиции Герасим Егоров и руководитель УГРО Леонид Петржак. Оба в 1929 году были арестованы как троцкисты и крупные финансовые аферисты. Впоследствии Николай Горбов, отсидев срок в тюрьме по сфабрикованному делу, написал заявление в парторганизацию (не из чувства ли обиды?), в котором указывал на «некрасивые поступки» этих людей, а также еще одного крупного чина - упоминавшегося здесь заместителя начальника Ленинградского ГПУ Ивана Леонова. Есть убеждение, что именно он в качестве исполнителя воли Троцкого и стал главным организатором этой акции, который распределял кровавые обязанности между своими проверенными подчиненными. А Горбов, облегчив душу в 1931 году своим заявлением в парторганизацию, через год бесследно исчез.

Архивные тайны

Виктор Иванович, вам часто приходится оговариваться: «фактов не хватает», «прямых доказательств нет». Неужели настолько все было скрупулезно продумано, что не осталось явных следов?

Какие-то ошибки исполнители этого черного дела, конечно, совершили, особенно на стадии заметания следов. Добавлю такую частность, как якобы наличие ванны в пятом, «есенинском» номере гостиницы, что отмечали некоторые из лжевоспоминателей. Я не поленился и отыскал инвентаризационную опись вещей и обстановки в «Англетере». Ванны в том номере не было. Мелочь, казалось бы... Но, как известно, именно детали обычно и подводят лжецов.


Убитый иудейскими чекистами Сергей Есенин

Как следствие поспешной небрежности примечательны и газетные публикации на смерть Есенина: еще не было готово заключение судмедэкспертизы, а газеты уже сообщили, что поэт повесился. Журналисты сами написали? При жесткой цензуре того времени, которая «вела» даже стенгазеты, без санкции свыше это было невозможно. А тем, кто наверху, результаты экспертизы и не были нужны.
А сколько я держал в руках сфабрикованных документов с фальшивыми подписями! И это при том, что в ГПУ существовал специальный графологический отдел, где на высоком уровне составлялись разного рода липовые документы. Нет, о безошибочной, тщательно продуманной работе этих «мастеров заплечных дел» я бы не стал говорить. Не сомневаюсь, что далеко не все из современников поэта поверили в скороспелый официальный миф о его самоубийстве. Написал же 30 декабря в «Красной газете» смелую и дерзкую статью под заголовком «Казненный дегенератами» Борис Лавренев. Известный писатель и сторонник революции, он успел сказать свое честное слово - возможно, что и по чьему-то недосмотру. Но в дальнейшем он уже никогда не возвращался к этой теме. Впрочем, молчали и все остальные. Людям было чего бояться в те времена.

Но приблизиться к истине в этой печальной истории мы, конечно, сможем. Особенно когда откроются за давностью времени наши архивы, в первую очередь - ФСБ. Какие государственные тайны могут сегодня составлять фонды документов, отражающих внутреннюю жизнь страны 20-х - 30-х годов?! Ведь есенинской трагедии уже 93 года, а мы до сих пор не можем подобраться к ее персонажам только потому, что все они служили в «органах». А ведь подобные события - тоже часть нашей истории. А без исторической правды не может быть и правды художественной.

Примечание: В 1990-е годы ряд документов советской эпохи, ранее находившихся под грифом «совершенно секретно», начали предавать огласке, однако, спохватившись, власти снова закрыли к ним доступ. Видимо, многие тайны СССР так и останутся недоступными.В 1938 году управление всеми архивными делами перешло в ведение НКВД СССР, которое засекретило огромный массив информации, насчитывающий десятки тысяч дел. С 1946 года полномочия этого ведомства получило МВД СССР, а с 1995 года - ФСБ России. С 2016 года все архивы были переподчинены непосредственно президенту России.

Некоторые исследователи уверены, что дела НКВД в полном объеме не будут рассекречены никогда. В марте 2014 года межведомственная Комиссия по защите государственной тайны продлила срок секретности для документов ВЧК-КГБ за 1917-1991 годы на следующие 30 лет