Изложение солнце с белыми лучами. Солнце с белыми лучами

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

Мама, мы нашли странный цветок!

Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

Значит, не ты посадила его? - сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок - инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

Это ромашка, - тихо сказала бабушка,

Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми
лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:

Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

(По Ю. Яковлеву.)

когда дети прибежали домой, начали рассказывать маме о странном цветке в саду. действительно, странный. он был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.
оказалось, что мама не сажала его и не знала ничего о нем. тогда дети стали ждать папу. но и он ничем не мог помочь. потом приходили соседи, давали гипотезы о происхождении этого странного цветка. но они были немыслимы. потом все вспомнили о старушке-бабушке, которой было сто лет. она жила во времени, о котором знают только по книгам.когда дети пришли к ей, бабушка молча смотрела на него. и со слезами на глазах сказала, что это ромашка, она были из ее детства. оказалось, ромашек было раньше очень много. но потом их безжалостно срывали. и детей мучал только один вопрос: "зачем?" а бабушка, уже успокоившись, лишь попросила прощения за то, что не уберегли для будущего поколения самый родной цветок нашей земли.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Подъём к горному озеру, окружённому столетними соснами, оказался сравнительно нетяжёлым. Измученные долгим блужданием по пустынным местам, путники с

наслаждением погрузились в прозрачные воды озера. Смыв пот и грязь с разгорячённых тел, они расположились на берегу и стали смотреть на неподвижную водную гладь. «Как хорошо, как спокойно,» - думал каждый их этих людей. Глядеть на воду, когда кругом тишь и безлюдье, - особое наслаждение. О берег тихонько бьётся неугомонная волна, не спеша плывут облака, беззаботно распевают птицы, не испытавшие бессмысленной жестокости людей. Не тронутый разрушительной деятельностью человека уголок земли… Здесь быстро восстанавливаются силы, лучше чувствуешь целительную силу природы. Было решено заночевать под открытым небом у подножия огромной сосны. Все были очень утомлены и, перекусив, быстро стали располагаться на ночь.

=* Заранее спасибо)

Составь и запиши предложения с вводными словами. Выполни синтаксический разбор одного простого предложения.
1. Конечно, ....
2..., может быть,...
3.К несчастью,....
4. По моему, ...
5.Во-первых, ... , во вторых,... и наконец, в третьих...
6... , к сожалению.
7. ..., наверное, ....
разбор я и сама могу, а вот предложения трудновато....

Перед вами сочинение на тему: солнце с белыми лучами.
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рас­сказывать о своем открытии:
- Мама, мы нашли странный цветок!
- Он растет за домом, около клена с красными листьями.
- Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сере­динкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустив­шийся в саду. Цветок действительно был похож на белое коле­сико с желтой сердцевинной, но и на солнце с белыми лучами тоже.
- Значит, не ты посадила этот цветок? - сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца. Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цве­тов он не сажал. Но долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно запи­сал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих де­тей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец. Он сказал:
- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появляется новый вид. Другие не исключали, что цветок - инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное расте­ние, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.
- Это ромашка, - тихо сказала бабушка.
- Ро-маш-ка, - по складам повторили дети. - Мы никог­да не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?
- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на бере­гах рек. Людям казалось, что выпал снег. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки.
Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ро­машки. Белое колесико с желтой сердцевинной встречало чело­века весной и катилась рядом с ним до осени. От детства до ста­рости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно сры­вал каждый, кто проходил мимо.
- Зачем? - четыре непонимающих глаза смотрели на ба­бушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой: «Срывали просто так».
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромаш­ке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими:
- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. Бабушка замолчала, а дети долго смотрели на цветок, боясь пошевелиться.

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:
– Мама, мы нашли странный цветок!
– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Цветочек похож на маленькое солнце с белыми лучами.. . Ты не знаешь, что это за цветок? И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся на их приусадебном участке. Пришелец, в самом деле, был так пригож и, действительно, похож на солнышко с белыми лучиками.
– Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они приутихли, стали ждать отца.
Через два дня прибыл отец из командировки, и оказалось, что никаких цветов он тоже весной не са¬жал. Отец долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Всё тщательно записал в книжечку, потом сфотогра¬фировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
И он сказал чуть взволнованным голосом:
– Трудно, конечно, определить сразу, но я подозреваю, что семечко этого диковинного цветка занесло ветром из жарких стран, где растёт много экзотических цветов.
Приходили соседи и, разглядывая таинственного новосёла, только разводили руками. Одни предполагали, что в природе появился новый вид. Другие не исключали: этот цветок – инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда пошли к бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила ещё в то далёкое время, о котором люди знали только по книгам и сведениям, почерпнутым из Интернета.
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла оч¬ки, словно они мешали рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
– Это ромашка, – тихо сказала бабушка.
– Ро-маш-ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или из Австралии?
– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они, вообразите, росли в лесах и на берегах рек, покрывали поля, пригорки, делая их белыми, словно покрытыми снегом. Людям и казалось, что выпал снег. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Рассказывали: когда моя бабушка встретила деда с войны, она подарила ему ромашки/Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывал каждый, кто проходил мимо.
– Зачем? – Четыре непонимающих глаза, наполненных слезами, смотрели на бабушку, а она молчала, не зная, что ответить. Потом покачала головой:
– Срывали просто так.
Бабушка низко поклонилась ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими.
– Мы виноваты перед вами, дети! Вместо того, чтобы сберечь ромашку, мы извели её, родимую. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, словно это цветок-инопланетянин.

Часть 1

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

Лес - очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими.
Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. Металлическая консервная банка должна пролежать 15–20 лет.

А ведь сколько людей не задумывается об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама. Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях.

Происходят и другие, не менее печальные события. Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. Небрежность? Халатность? Точнее, преступность поведения - и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий.

Порой слышишь рассказы, как змея или еще кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека. Большинство таких рассказов беспочвенно. Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. Если же ты увидел греющуюся на солнце змею и начинаешь тыкать в нее палкой (заметь, она тебя не трогала!) или ворошить той же палкой муравейник, гнездо ос, пчел, неудивительно, что они нападут на тебя. Это - мера самозащиты.

Лес - это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нем, уважения к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.(М.Канн) (323 слова)


Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1–А7; В1–В9; С2.

(1) Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

(2) - Мама, мы нашли странный цветок!

(3) - Он растет за домом, около клена с красными листьями.

(4) - Мы не знаем его названия.(5)Белое колесико с желтой сердцевинкой, он похож на маленькое солнце с белыми лучами. (6) Ты не знаешь, что это за цветок?

(7) И они зашагали к клену с красными листьями. (8) Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. (9) Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

(10) - Значит, не ты посадила этот цветок? - сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. (11) И они стали ждать отца.

(12) Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. (13) Он долго рассматривал незнакомое растение. (14)Измерил рост стебля и диаметр колесика. (15) Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей, а дети терпеливо ждали, что скажет отец.

(16) - Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

(17) Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. (18) Одни говорили, что в природе появился новый вид. (19) Другие не исключали, что цветок - инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. (20) Третьи глубокомысленно молчали. (21) Но никого цветок не оставил равнодушным.

(22) И тогда вспомнили о бабушке. (23) Бабушке было сто лет, она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.

(23) Бабушка долго смотрела на цветок и молчала, потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.

(24) - Это ромашка, - тихо сказала бабушка.
(25) - Ромашка, - по складам повторили дети.- Мы никогда не слышали про ромашку. (26) Она из Африки или из Австралии?

(27) - Она из моего детства. (28) Когда-то давно ромашек было очень много, они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. (29) Людям казалось, что выпал снег. (30) Теплый летний снег. (31) Мы плели венки из ромашек. (32) Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. (33) Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом ним до осени. (34) От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. (35) А потом ромашек становилось все меньше: их безжалостно срывали, каждый, кто проходил здесь.

(36) - Зачем? - четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. (37) Потом покачала головой:

Срывали просто так,

(38) Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. (39) Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими:

(40) - Мы виноваты перед вами, дети! (41)Не уберегли ромашку. (42) Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для чужим, как инопланетянин. (По Ю. Яковлеву.)


Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, которых только один правильный.

А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему бабушка с такой любовью вспоминает о ромашке?»

1) Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой, он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
2) Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.
1. Другие не исключали, что цветок - инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
2. Мы плели венки из ромашек. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «новый» (предложение 18).

1) вновь открытый
2) относящийся к ближайшему прошлому или настоящему времени
3) недостаточно знакомый
4) малоизученный

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Мама, мы нашли странный цветок!
2) И они зашагали к клену с красными листьями.
3) Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.
4) От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЕРДЦЕВИНКОЙ согласный [д] не произносится.
2) В слове МЕНЬШЕ звуков больше, чем букв.
3) В слове НИЗКО происходит оглушение согласного перед [к].
4) В слове СЕМЕЧКО количество звуков и букв совпадает.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) прибежали
2) подарила
3) распустившийся
4) растет

А6. В каком слове правописание приставки определяется ее значением - «неполнота действия».

1) присели
2) прибежали
3) приходили
4) пригорки

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о(-е) пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано»?

1) таинственного (предложение 17)
2) странный (предложение 2)
3) неожиданно (предложение 8)
4) действительно (предложение 9)

Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените слово ПРИБЕЖАЛИ из предложения 1 эмоционально окрашенным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание ВЕНКИ ИЗ РОМАШЕК (предложение 31), построенное на основе связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

В4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Когда-то давно ромашек было очень много,(1) они покрывали поля,(2) пригорки,(3) росли в лесах и на берегах рек.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 16.

В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединенными сочинительной связью.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала,(1) потом она сняла очки,(2) словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение,(3) и дети заметили па глазах у бабушки слезы.

В8. Среди предложений 28–32 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 12–19 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.


Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните одно из заданий.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Аргументируйте свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Г.Степанова. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего абзаца текста (предложения 40–42): «Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Урок 175 (06.05.)

Тема. Р. р. План текста. Подготовка к изложению с элементами сочинения

Цели:

    повторить алгоритм написания сжатого изложения;

    продолжить работу по формированию навыков анализа текста художественного стиля, выделения в тексте главной и второстепенной информации;

    подготовить учащихся к написанию сжатого изложения с элементами сочинения художественного стиля;

    раскрыть важную нравственную проблему ответственности людей за сохранение природы;

    продолжить воспитание у учащихся чувства ответственности за окружающий мир.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

1. Вступительная беседа с классом.

2. Постановка целей урока (совместно с детьми)

3. Слово учителя.

На уроке мы будем готовиться к написанию изложения с элементами сочинения. Изложения сжатого.

- Как вы понимаете этот термин?

Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, другие - подробно.

Какие же кратко, а какие - подробно?

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

Заключительная часть работы - написание сочинения-миниатюры, в котором каждый из вас выскажет собственную точку зрения, сделает выводы.

II. Объяснение нового материала.

    Чтение учителем текста Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”

Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

Мама, мы нашли странный цветок!

Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

Значит, не ты посадила его? - сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок - инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

Это ромашка, – тихо сказала бабушка,

Ро – маш – ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой: “Срывали просто так”.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. (399 слова)

Вариант сжатого изложения

Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.

Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег. Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.

Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим. (151 слово)

2. Аналитическая беседа по тексту.

О чём идёт речь в тексте?

Какова тема?

Какова же идея? С какой целью автор написал этот рассказ?

(Предупреждает нас о том, к чему приведёт неразумное обращение с природой)

Какое название этому тексту дали бы вы?

Запишите название.

Какого стиля текст? Докажите.

(Художественного. Действие разворачивается в будущем. Образ ромашки писатель создаёт с помощью изобразительных средств).

Какие художественные средства использует автор? Чего этим достигает?

(Эпитеты: странный цветок; самый родной цветок нашей земли; удивительное растение , незнакомое растение ;

Метафоры: белое колесико с жёлтой сердцевинкой;, маленькое солнце с белыми лучами; рост стебля;, цветок-инопланетянин; от детства до старости светило маленькое солнце с белыми лучами; глаза стали сухими; он (цветок) стал чужим; в их голосе прозвучало разочарование ;

Сравнения : они покрывали поля. . . казалось, что выпал снег; он стал чужим, как инопланетянин;

Гипербола: их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо;

Олицетворения: таинственный новосёл, никого цветок не оставил равнодушным, белое колесико встречало человека; они покрывали поля. . .)

Как вы понимаете выражение “тёплый летний снег”?

Это оксюморон. Означает совмещение несовместимого. Более точное определение прочитайте в словаре лингвистических терминов.

Запишите термин и примеры в словарь (“живой труп”, “жутко смешно”, “страшно весело”).

В каком стиле получился текст? (В научном).

Что отличает художественный стиль от научного? (Наличие изобразительных средств).

Можно ли в научном стиле передать эмоции, авторское отношение к изображаемому предмету? А в художественном?

Вы в своих творческих работах должны использовать как можно больше изобразительно-выразительных средств, так как этого требует художественный стиль речи.

3. Работа над составлением плана.

С какой целью мы обычно составляем план текста?

Как же нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам, формулировать основную мысль)

Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).

Прочитайте 1-й абзац. О чём идёт речь? Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?

(На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).

1. Незнакомый цветок.

Странный цветок, белое колесико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами

Перескажите 1-ю часть.

Прочитайте 2-й абзац.

Эта часть очень важна для раскрытия темы? (Нет). Значит, сократим её.

Придумайте название и выпишите ключевые слова.

2. Отец изучает незнакомца .

Рост стебля, диаметр колесика, экзотические цветы.

Перескажите эту часть сжато. Обязательно ли использовать диалог?

Прочитайте 3-й абзац. Важен ли он для раскрытия темы?

Следовательно, основную мысль передадим кратко.

3. Для всех это растение загадочное.

Таинственный новосёл, цветок-инопланетянин, не оставил равнодушным.

Перескажите эту часть сжато.

Прочитайте 4-й и 5-й абзацы. Почему мы их объединили? Нужно ли их сокращать? (Нет. В них заключена информация, важная для раскрытия темы. Содержится разгадка тайны растения).

4. Ромашка из бабушкиного детства.

Удивительное растение, она из детства, ромашка, слёзы на глазах, безжалостно срывали, низко наклонилась к ромашке.

Перескажите фрагмент близко к тексту.

Прочитайте 6-й абзац. Какая мысль содержится в данной части? (Главная, здесь заключена
идея.

Какие слова повторяются дважды? Почему?

(не уберегли)

5. ”Мы виноваты перед вами, дети!”

Не уберегли ромашку, самый родной цветок нашей земли, стал чужим, инопланетянин.

Как вы считаете, может ли отдельный человек повлиять на состояние природы? Обоснуйте свою мысль.

Запишите последний пункт плана. Это вопрос, над которым вы должны поразмышлять и написать сочинение-миниатюру. Оно должно стать логическим завершением изложения, выводом.

6. В ответе ли каждый из нас за природу?

4. Словарная работа.

Как избежать повтора слов?

Найдите и зачитайте текстовые синонимы слова “ромашка”.

Странный цветок, неизвестный цветок, белое

колесико с жёлтой сердцевинкой, солнце с белыми лучами, таинственный новосёл, цветок-инопланетянин, удивительное растение, самый родной цветок нашей земли.

Найдите эти текстовые синонимы среди ключевых слов, уже выписанных вами в тетрадь, и подчеркните их.

5. Пунктуационная работа.

Какие знаки препинания вызывают трудность?

Посмотрите схемы, найдите предложения, которые соответствуют им.

Вспомните правила постановки данных знаков препинания (оформление диалога, обращения):

Схемы:

1) А:

-П!

2) – П? – а.

3) – П, - а.

4) [О! . . . ].

5) […, о]!

6. Работа над определением типа текста.

Определите тип данного текста.

(повествование с элементами описания)

Напротив всех пунктов плана, кроме заключительного (6-го), располагаю таблички “повествование”

Какие части - описание? Почему так решили?

(1, 4) На доске рядом с этими пунктами плана располагаю ещё и таблички “описание” .

Какого типа должен быть текст последнего абзаца, то есть ваше сочинение? Почему? (Рассуждение) Прикрепляю табличку “рассуждение”.

Каковы обязательные компоненты текста-рассуждения? (Тезис, аргументы, вывод).

7. Устный пересказ сжатого текста по плану.

Надо ли использовать изобразительные средства в изложении? Почему?

Выступление 2-х учащихся с пересказом текста. Комментарий учителя и одноклассников.

Выскажите своё мнение: ответственны ли люди за окружающую их природу?

Подберите примеры, доказательства.

8. Слово учителя о “Красной книге”, о растениях, занесённых в неё.

Почему появилась “Красная книга”?

Испытываете ли вы гордость за то, что существует “Красная книга”?

Обоснуйте свою точку зрения.

III. Заключительная беседа.

Что такое сжатое изложение с элементами сочинения?

Какие части текста можно “сжать”, а какие нет?

Как строится текст-рассуждение?

Что такое оксюморон? Примеры?

Получили ли вы помощь в подготовке к изложению? В чём испытываете сложность?

На следующем уроке вы будете писать изложение с элементами сочинения по тексту Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”.

На следующем уроке учащиеся пишут изложения с элементами сочинения

Итог урока