Первый полет человека в космос интересные факты. Первый в космосе: неизвестные факты о полете Гагарина

Космонавт - одна из самых опасных профессий, доступных современному человеку. Но в абсолютных цифрах она таковой не выглядит: за 56 лет истории пилотируемой космонавтики и после более чем 500 полетов на низкую орбиту и к Луне известно всего 5 инцидентов, которые закончились жертвами. Такие цифры - результат того, что космонавтика также является одной из самых серьезных профессий, где свято чтут технику безопасности и понимают значение огромного количества предварительных проверок.

Космонавты учатся крайне долго, и совсем не факт, что вы когда-нибудь все же полетите в космос, а не останетесь на Земле в качестве инструктора или сотрудника ЦУП. Но то, что от работы космонавтов в некоторой степени зависит будущее человеческого вида и наша судьба в космосе, не значит, что и они не могут немного повеселиться. После небольшого исследования мы собрали забавные ситуации и истории о некоторых космических миссиях. В следующий раз, вглядываясь в звезды и удивляясь бесконечности возможностей космоса, разрешите себе немного посмеяться над этими интересными и иногда забавными моментами на пути к космическому просветлению человечества.

Непотопляемая Молли Браун и первая в истории космическая контрабанда

История мировой пилотируемой космонавтики официально началась с полета Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток». В 1961 году СССР совершенно заслуженно открыл «ачивку» «Доставить человека в космос». Первый американский астронавт побывает в космосе вскоре после Гагарина, а первые выходы в открытый космос Леонова и Уайта будут осуществлены с разницей всего в несколько месяцев.

Запуск «Джемини-3» стал большим шагом в космос для США: это был первый американский многоместный космический корабль с экипажем на борту. Для мировой космонавтики он стал первым пилотируемым аппаратом, совершившим орбитальный маневр. А еще - первым в истории средством доставки в космос контрабанды и первым (и пока единственным) кораблем для сэндвича с говядиной. Пилот капсулы Джон Янг втайне провез его на орбиту, потому что не мог терпеть дегидрированную еду. Факт вероломного преступления вскрылся уже в полете, когда Янг достал сэндвич из кармана и показал командиру Гриссому. Крошки после укуса летали по всей капсуле, идея оказалась неудачной, и Янгу пришлось спрятать его обратно в карман скафандра.

Пилот Джон Янг и командир Вирджил Гриссом в капсуле «Джемини-3». Фото: NASA



Что-то похожее должна была есть в полете команда корабля. Фото: NASA



Легендарный контрабандный сэндвич с говядиной, залитый в акриле. Сейчас хранится в Мемориальном музее Гриссома. Фото: Raymond K. Cunningham, Jr./Collectspace

Выходка Янга была встречена медиа и конгрессом крайне негативно. Политики посчитали, что 10 секунд, потраченные на бестолковое поедание сэндвича в орбитальном полете длиной всего 5 часов, - слишком дорогое развлечение для страны. Тем более тогда, когда в полете тестируется еда для будущих стартов к Луне. Но руководство NASA восприняло инцидент более спокойно, а Джон Янг в будущем даже стал участником экспедиции «Аполлона-10».

C полетом «Джемини-3» связана еще одна история. Командир экипажа Вирджил Гриссом настаивал на том, что его космический корабль должен иметь собственное имя. Так как первый корабль, на котором он летал, после посадки затонул в океане, Гриссом хотел официально назвать «Джемини-3» в честь хитового в то время мюзикла «Непотопляемая Молли Браун». Руководство NASA не поддержало идею по поводу названия, которое вообще подразумевает какое-либо затопление, и попросило придумать другое. В ответ Гриссом и Янг предложили «Титаник», на что, конечно, получили полный запрет называть капсулу хоть как-то. Официально ни один из кораблей программы «Джемини» так и не получил собственного имени, но при старте Гриссом сказал в эфир: «Ты в пути, Молли Браун!» - и кличка закрепилась в переговорах между диспетчерами. Американская космонавтика вернулась к практике придумывания имен для космических аппаратов только в программе «Аполлон», когда появилась необходимость различать между собой два пилотируемых элемента одного корабля: командный модуль и спускаемый лунный модуль.





Несмотря на то, что кличка «Молли Браун» не использовалась официально, после миссии были изготовлены вот такие патчи. Фото: NASA



И вот такие памятные медальоны. Фото: Heritage Auctions

Путающиеся стропы парашюта и корабль «Восток-2»

Космонавт - это человек, который садится в маленькую капсулу на бомбе размером с 15-этажный дом и полностью осознает драматизм этой ситуации. Любое неверное действие в полете вас убьет, а чтобы понимать, какое же действие будет неверным, космонавты и команда наземной поддержки днями проводят тренировки и испытания систем. А еще космонавты умеют с юмором относиться к своей работе и возможности возникновения такой ситуации, потому они чаще оказываются готовы к ней (конечно, благодаря тренировкам и испытаниям).

Герман Титов был одним из первых космонавтов, гордостью СССР и до сих пор остается самым молодым человеком, побывавшим в космосе (в 26 с небольшим лет). Его полет на корабле «Восток-2» был намного продолжительнее первого полёта в космос. В результате человечество узнало о негативном влиянии невесомости на вестибулярный аппарат. Или, если говорит простыми словами, о «космической болезни».

Корабли серии «Восток», в отличие от американских аналогов, имели одну существенную особенность: они не возвращались на поверхность вместе с космонавтами. Экипаж катапультировался из капсулы после торможения в плотных слоях атмосферы на 7-километровой высоте. Еще до полета, на предварительных тренировках у Титова были выявлены проблемы со стропами парашюта, которые путались после катапультирования. И это было немаленькой проблемой, которая абсолютно точно могла его убить.

Уже стоя возле капсулы на ракете Р-7, коллеги Титова в напутствие напомнили ему об инциденте на тренировках и в шутку отметили, что, если стропы запутаются в реальном полете, им «придется уволить его из космонавтов». Напутствие сработало: через 25 часов и 17 витков вокруг планеты Герман Степанович благополучно вернулся на Землю, а на месте его посадки сейчас установлена памятная стела.



Старт ракеты Р-7 и корабля «Восток». Кадр из советского документального фильма о полете Германа Титова «700 000 километров в космосе»



Космический корабль «Восток». Фото: РСЦ «Энергия»/ESA/Space.com



Одна из фотографий Земли из космоса с автографом Германа Титова

Космический туалет «Джемини-7» и немного туалетного юмора по пути к Луне

Вам может показаться, что самый жуткий кошмар, который заставляет просыпаться астронавтов и космонавтов по ночам, - это нечто вроде того, что вы могли видеть в фильме «Гравитация». Однако есть ситуации и намного более банальные, но не менее жуткие, чем столкновение вашего корабля с космическим мусором или станцией. Американским астронавтам Фрэнку Борману и Джеймсу Ловеллу пришлось пройти через такой бытовой кошмар.

В рамках полета «Джемини-7» экипаж должен был собирать свою мочу для последующего анализа. Но устройство для сбора несколько раз давало протечки. Несмотря на все усилия, команда так и не смогла собрать все парящие по капсуле шарики урины. Чтобы понимать драматизм момента, нужно знать, что обитаемый объем капсулы «Джемини» - 2,55 кубического метра. Астронавты застряли там на 13 суток и 19 часов при нулевой гравитации с летающими вокруг частичками собственной мочи. Позже, когда у них спрашивали об ощущениях от полета, экипаж сравнил его с двумя неделями, проведенными в мужском туалете. Очень маленьком туалете размером с субкомпактный легковой автомобиль, без уборщицы и освежителей воздуха.



Встреча «Джемини-7» и «Джемини-6А» на орбите. Фото: NASA



Земля и Луна с борта «Джемини-7». Фото: NASA



Приводнение «Джемини-7». Долгожданный свежий воздух уже близко. Фото: NASA

Транскрипция переговоров экипажей кораблей «Аполлон» и наземных служб были рассекречены еще в начале семидесятых, после окончания «космической гонки». С появлением и распространением интернета в них, конечно, традиционно нашли «доказательства» того, что экипажи слышали по радио сигналы НЛО, а NASA снова что-то скрывает. Но в них было и кое-что поинтересней - одна из величайших неразгаданных тайн человечества: кто же неудачно сходил в туалет в модуле «Аполлона-10» на шестой день полета?

Миссия «Аполлона-10» была последней экспедицией к Луне перед высадкой. В рамках полета команда корабля должна была повторить и еще раз проверить все операции, которые предстояло провести команде «Аполлона-11», кроме последнего этапа - непосредственно самой высадки на поверхность. На шестые сутки полета, за пять часов до включения двигателя для осуществления маневра возврата к Земле в командном модуле произошел пикантный разговор.





Транскрипция переговоров команды «Аполлон-10». Изображение: NASA



А кто это сделал?!

5:13:29:44 Командир: Оу, кто это сделал?

5:13:29:46 Пилот командного модуля: Кто сделал что?

5:13:29:47 Пилот лунного модуля: Что?

5:13:29:49 Командир: Кто это сделал? [Смеется.]

5:13:29:51 Пилот лунного модуля: Откуда это взялось?

5:13:29:52 Командир: Скорее, дайте мне салфетку. Тут в воздухе плавает д****о.

5:13:29:55 Пилот командного модуля: Я этого не делал. Это не мое.

5:13:29:57 Пилот лунного модуля: Я не думаю, что это мое.

5:13:29:59 Командир: Мое было более липкое. Выбросите это.

5:13:30:06 Пилот командного модуля: О, господи.

5:13:30:08 [Смех.]

Разобравшись с проблемой, команда вернулась к выполнению обычных обязанностей. Впоследствии, уже при полете к Земле экипаж несколько раз вспоминал инцидент с юмором, но больше такие ситуации не повторялись. Здесь стоит еще раз вспомнить о том, что космические исследования не только крайне опасны, но и очень сложны. И совершенно обыденные на Земле ситуации в космосе проявляются с другой стороны. Если сегодня у экипажа МКС есть сравнительно комфортный вакуумный туалет и конструкции, которые позволяют воспользоваться им без опасности загадить всю станцию, то у экипажей космических кораблей «Аполлон» и «Союз» такой роскоши не было.



Юджин Сернан, Джон Янг и Томас Стаффорд на фоне ракеты «Сатурн V». Фото: NASA



Командир экипажа Томас Стаффорд гладит нос игрушечного пса Снупи перед посадкой на корабль. Имя Снупи было кличкой лунного модуля «Аполлона-10». Фото: NASA



Земля с борта «Аполлона-10». Фото: NASA



Устройство для сбора «твердых» отходов человеческой жизнедеятельности. Фактически представляло собой пакет, закреплявшийся на нижней части тела. Специальная таблетка внутри предотвращала образование в пакете бактерий и газов. Фото: NASA

Вульгарный «Аполлон-10» и пьяный «Аполлон-8»

Полет «Аполлона-10» отметился в истории космонавтики не только туалетным инцидентом, но и рядом вскрывшихся проблем с космическим аппаратом, которые учли на Земле при подготовке следующего полета. После отделения лунного модуля на орбите у Луны и отработки совместного орбитального полета в программе модуля возник сбой, который на короткий срок сделал капсулу неуправляемой. К счастью, сбой не привел к бо́льшим поломкам, экстренной отмене миссии или жертвам. Частота пульса пилота Сернана поднялась до 129 ударов в минуту. А на те несколько минут, пока модуль бесконтрольно вращался, астронавты превратились в настоящих моряков и вспомнили каждое грязное слово, описывая лунную поверхность, появлявшуюся и исчезавшую в иллюминаторе. Когда команда благополучно вернулась на Землю, их ждал приветствующий баннер от коллег «Полет „Аполлона-10“ - только для взрослой аудитории».

«Аполлон-8» стартовал за пять месяцев до миссии «Аполлона-10» и был первым космическим кораблем, в рамках полета которого люди достигли другого небесного тела. А еще его полет пришелся на рождественскую ночь, которую команда провела на лунной орбите. Чтобы отблагодарить их за такую жертву на благо человечества, управление полетами включило в паек три миниатюрные бутылочки бренди на праздничный ужин. Это привело к неловким ситуациям в космосе. Сын одного из диспетчеров управления спросил, кто управляет кораблем, если они все выпившие. На что астронавт Уильям Андерс ответил: «Я думаю, в основном сейчас рулит Исаак Ньютон».



Транскрипция переговоров экипажа. Изображение: NASA


Одна из нераспечатанных бутылок бренди, летавших на «Аполлоне-8». Сейчас находится в личной коллекции Джеймса Ловелла - пилота командного модуля корабля. Фото: Heritage Auctions



Последняя ступень ракеты «Сатурн V» с борта «Аполлона-8». Фото: NASA

Достоверно известно, что NASA готовилось к рождественскому эфиру заранее, а среди личных вещей астронавтов также была Библия. После полета, уже на Земле экипаж в интервью рассказывал, что конкретных инструкций на этот счет для них не было и их просто попросили отметить вечер как-то «достойно». В результате астронавты начали зачитывать в эфир отрывки из Библии. Некоторые источники пересказывают историю о японском корреспонденте, который освещал из США полет «Аполлона-8». Тогда администрация NASA предупредила прессу, что в ящиках их столов будет по экземпляру Библии. Согласно легенде, корреспондент отблагодарил агентство «за оперативное предоставление расшифровки переговоров». Но документальных подтверждений этому, к сожалению, нет.

Космическая лодка «Союз ТМА-11»

Реальная посадка космического корабля - это не шутка, и она не похожа на посадку в фантастических фильмах. Эта часть космического полета, возможно, самая опасная и напряженная для команды. Спускаемый аппарат буквально врезается в плотные слои атмосферы, его поверхность нагревается до нескольких тысяч градусов, а экипаж может испытывать перегрузку до 9g. Во время посадки многое может пойти не так, как планировалось, и, даже если экипаж доберется до Земли целым и невредимым, существенное отклонение от расчетного места посадки чревато, например, встречей с дикой живностью или падением капсулы с высокого обрыва. Но иногда проблемы или комичные ситуации создают совсем не дикие животные.

Штатная посадка корабля «Союз ТМА-20М». Взрыв под капсулой - это работа шести двигателей мягкой посадки, срабатывающих на высоте 70 сантиметров от поверхности. Фото: Роскосмос

В такой ситуации во время возвращения с МКС в 2008 году оказался экипаж корабля «Союз ТМА-11»: Юрий Маленченко (Россия), Пегги Уитсон (США) и Ли Со Ен (Южная Корея). Один из пироболтов, перед посадкой разделяющих корабль на три части, не сработал, и «Союз» вошел в атмосферу с одним из модулей, болтающимся где-то на корпусе. К счастью, болт со временем сдался, но такого полета с раскаленным шаром по соседству было достаточно, чтобы ситуация целиком вышла из-под контроля. Корабль совершил крайне жесткую посадку, отклонившись от расчетной точки на 420 километров и существенно осложнив его поиски для наземных служб. А после посадки на местности начался пожар. Юрий Маленченко, крайне ослабленный полугодом в невесомости, смог выбраться наружу и повстречал двух местных жителей - казахов, привлеченных к месту посадки парашютом и дымом от горящей травы. Американский астронавт Крис Хэдфилд в своей книге «Руководство астронавта по жизни на Земле. чему научили меня 4000 часов на орбите» описывает эту встречу со слов Юрия.

«Вы откуда взялись?» - спросил один из них.

Юрий пытался объяснить, что они упали прямо из космоса, но их это, видимо, не сильно интересовало.

«Ладно, а что у вас за лодка? Откуда взялась лодка?» - спросил житель, не понимающий, как эта «плоскодонка» («Союз») может плавать в космосе.

Мужчины помогли космонавткам выбраться из капсулы, а Юрий Маленченко попросил их достать из корабля оборудование для радиосвязи, так как возвращаться в капсулу самому уже не было сил. «Нет проблем!» - вызвались помочь мужчины, забрались в «лодку» и… начали набивать карманы всем, что попадалось под руку. Юрий был слишком обессилен, чтобы вмешаться, но вскоре в небе показался первый спасательный вертолет и новые знакомые прекратили безобразничать.



Пожар вокруг места посадки корабля «Союз ТМА-11». Фото: novosti-kosmonavtiki.ru/А. Пантюхин


12-04-2016, 09:16

55 лет назад первый человек полетел в космос – Юрий Алексеевич Гагарин обессмертил не только свое имя и принес славу родной стране, но и открыл эру освоения космоса человеком. В начале 60-х прошлого века именем Юрий, в честь Гагарина, назвали едва ли не четверть всех мальчиков, родившихся в Советском Союзе – в роддомах после 12 апреля 1961 года проходили стихийные митинги: младенцев называли Юрами.

В честь Гагарина названы город (бывший Гжатск) и район в Смоленской области. Его имя носят предприятия и организации, улицы и проспекты, площади, бульвары, парки. Нынешний хоккейный кубок КХЛ тоже носит имя Гагарина. Впрочем, как и многие другие спортивные турниры и школьные олимпиады.

Кажется, что о Юрии Алексеевиче Гагарине мы знаем абсолютно все – из книг, учебников, фильмов. Ведь Гагарин – это визитная карточка нашей страны, ее гордость и предмет уважения. Его биография расписана едва ли не по минутам – от рождения (9 марта 1934 года) до полета в космос (12 апреля 1961 года) и смерти во время авиакатастрофы (27 марта 1968 года). И вспоминая сегодня Первого космонавта, не будем повторяться, по возможности, об известных фактах его биографии, а акцентируемся на может незначительных, но интересных деталях, которые тоже в немалой степени характеризуют Юрия Гагарина. И где-то даже развеивают мифы и легенды о главном космонавте планеты.

Сам факт полета Юрия Гагарина в космос и его первенство в освоении околоземной орбиты долгое время оспаривался американскими специалистами НАСА, которые упустили шанс стать первыми. Доводы строились на нескольких позициях. Первая – до Гагарина в космосе уже побывал другой советский космонавт, судьба которого неизвестна.

«У Юрия Алексеевича действительно был предшественник, который дважды побывал в космосе, – рассказывает историк Дома авиации и космонавтики Антонина Евгеньевна Дементьева. – «Иван» или «Иван Иванович» – макет человека, облаченный в скафандр, оснащенный датчиками и приборами, совершил несколько витков вокруг земли и передал немало ценной информации о воздействии невесомости на человека, перегрузках во время старта и полета.

При втором запуске «Ивана», 25 марта 1961 года, оснастили радиопередатчиком с магнитофонными записями. Чтобы сбить с толку американских конкурентов, которые старались отследить любые детали советских экспериментальных запусков ракет в космос, он передавал на землю не шифрованные донесения, а… кулинарные рецепты. Американцы долго ломали голову над расшифровкой, а потом пришли к выводу, что советский космонавт… сошел с ума, ведь помимо рассказа о том, как приготовить щи или харчо, он еще и исполнял хоровые песни!»

Кто действительно побывал до Гагарина в космосе, так это известные всему миру собаки Белка и Стрелка, которые после трех суток полета на орбите удачно вернулись на Землю. Еще одна легендарная собака, побывавшая на орбите – дворняжка Лайка, погибшая во время экспериментального полета. В ее честь были названы сигареты – короткие, как ее жизнь.

Памятник Лайке находится неподалеку от метро «Динамо» в Москве, возле КПП Института космической медицины Министерства обороны. Всего во время космических испытаний погибло 20 собак – Дезик, Цыган, Лиса… Для длительных полетов отбирали только девочек – в узком контейнере при справлении малой нужды им не нужно было поднимать лапу.

Подвиг собак-космонавтов предопределил и судьбу Юрия Гагарина – опыты с животными позволили спасти жизнь человеку. Члены государственной комиссии, которые выбирали первого космонавта, были в большинстве своем уверены, что выбирают «смертника». Ракета, на которой предстояло лететь Гагарину, была спроектирована для отправки ядерной боеголовки до США. На первый полёт в космос претендовало двадцать человек. Отбор проводил сам Генеральный конструктор Сергей Королёв.

Важен был рост, вес и здоровье. Отбор прошли шестеро, в том числе Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов. Считается, что тогдашний Генсек Никита Хрущев больше симпатизировал открытому и дружелюбному Юрию, что и предопределило окончательный выбор, кому быть первым. Считалось, что Титову помешало не русское имя – Герман. Но, будем объективны, Титов был подготовлен лучше и его оставили не просто как дублера, а для более сложного и длительного полета, что вскоре и случилось. Хотя сам Герман Степанович всегда переживал, что не ему выпала честь побывать в космосе первым.

Известный факт – в космос Юрий Гагарин улетел в звании старшего лейтенанта, а приземлился уже майором, минуя капитанское звание. Майора ему присвоил министр обороны маршал Родион Малиновский буквально через два часа после приземления возле деревни Смеловка Саратовской области. И когда Гагарина 12 апреля доставили на самолете в Куйбышев (г. Самара), на закрытой даче обкома КПСС он докладывал о завершении задания председателю госкомиссии Константину Рудневу в… спортивном костюме.

Только на следующий день ему пошили парадную форму с майорскими погонами, а работники военторга привезли обувь по размеру и набор форменных носков.

К слову, первое знакомство с кабиной космического корабля Юрий Гагарин осуществил… босиком. За девять месяцев до старта Сергей Королев привез шестерых кандидатов в космонавты в ОКБ-1 на закрытом заводе в подмосковном Калининграде (г. Королев) и предложил ознакомиться с кабиной. Гагарин вызвался первым и прежде, чем сесть в кресло пилота, снял ботинки. Королев это запомнил – как в дом входит.

Полет первого космического корабля «Восток-1» проходил в полностью автоматическом режиме. Никто не мог дать гарантии, что в условиях невесомости космонавт сохранит работоспособность. На самый крайний случай Юрию Гагарину перед самым стартом был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Но на самом деле это был чисто психологический ход – управление кораблем осуществлялось исключительно с земли.

Была опасность за психическое состояние космонавта, потерю им сознания и, как вероятность, приземление на территории другого государства. На это случай капсула спускаемого аппарата была заминирована – подрыв должен был осуществиться дистанционно, а при потере связи – сработать автоматически через 62 часа после вхождения в плотные слои атмосферы.

Пистолет, который был у Гагарина, не предназначался для самоубийства, а служил средством обороны от диких животных в случае приземления в безлюдной местности. Впоследствии все космонавты были вооружены личным стрелковым оружием. Применять его пришлось Алексею Леонову и Павлу Беляеву, которые приземлились в тайге Северного Урала и отбивались из «Макарова» от медведей.

Перед запуском космического корабля с человеком на борту было подготовлено три сообщения для информационного агентства ТАСС – на случай возникновения нештатной ситуации на борту или, что не исключалось, приземления вне пределов СССР. Конверт номер один – на случай полного успеха. Номер два – на случай вынужденной посадки на зарубежной территории.

Номер три – на случай катастрофы. И когда Гагарин достиг орбиты, и были получены данные о высоте, склонении, периоде орбитального движения, Кремль дал команду в ТАСС: «Вскрыть конверт номер один!» Был и четвертый конверт – на борту спускаемого аппарата, в котором содержался тот самый секретный код, для включения автоматического управления капсулой, но о нем Гагарину сообщили еще перед стартом.

На землю Юрий Гагарин приземлился не в капсуле спускаемого аппарата (его оригинал хранится в музее Дома авиации космонавтики), а на парашюте, катапультировавшись на высоте 6-7 километров. Изначально так и планировалось – Королев сомневался, что человек способен без травм перенести резкое приземление спускаемого аппарата. При этом согласно регламенту, утвержденному особым международным соглашением, чтобы претендовать на высотный рекорд пилоты должны оставаться внутри своего летательного аппарата. Решение оставили на последние минуты приземления и Гагарин был готов оставаться в капсуле до соприкосновения с землей.

«Произошла еще одна нештатная ситуация, которых за весь полет было зафиксировано одиннадцать, – рассказывает Антонина Дементьева. – Уже при вхождении в плотные слои атмосферы не удалось отсоединить от шара спускаемой кабины цилиндр приборно-агрегатного отсека, пиропатроны не смогли отстрелить соединяющие два блока провода. Возникла невероятная болтанка, раскачивание всей конструкции, возросла и скорость. Лишь спустя десять минут провода, скрученные в жгут перегорели, но колебания не прекратились. И тогда из ЦУП была дана команда на катапультирование Гагарина, что спасло ему жизнь. Очевидцы приземления капсулы свидетельствовали, что шар при соприкосновении с землей три или четыре раза подпрыгнул в воздух. Если бы внутри него находился человек, то шансов уцелеть у него не было практически никаких».

Из-за этого факта американцы пытались оспорить сам факт покорения советским пилотом космоса, но впоследствии все же признали первенство СССР в полете человека на околоземную орбиту.

Популярность Юрия Гагарина во всем мире общеизвестна – везде его встречали как бога, а английская королева Елизавета даже пренебрегла ради советского космонавта правилами этикета за столом и стала использовать из множества столовых приборов лишь ложку – как Гагарин. И однажды, когда Юрий Алексеевич на кинофестивале в Москве удостоился поцелуя популярной киноактрисы Джины Лоллобриджиды.

Заметив недоуменно поднятые брови своей супруги, Гагарин ей улыбнулся: «Не она, Валюша, мыкалась со мной по Заполярью. Мы уж вместе с тобой до самой последней березоньки на могилке…» И в этой фразе – весь Юрий Гагарин, который не смотря на мировую славу, так и остался простым и искренним человеком. Таким мы его и запомнили.


Новости партнеров:

Наверняка на всем постсоветском пространстве сегодня нет такого человека, который не знает, кто такой Юрий Гагарин. Первый полет в космос, совершенный человеком в 1961 году, стал знаменательным событием не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Но как же все это происходило - подготовка, процесс полета, и что было после того, как человек наконец-таки впервые смог попасть в космос? И конечно же, немного о том, каким человеком был сам Юрий Гагарин.

Короткая биография

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 г. в деревне Клушино (ныне Смоленская область), находящейся неподалеку от города Гжатск, который после полета в космос назвали в его честь. Родители Юрия были простыми крестьянами, трудившимися на благо страны, а отец к тому же слыл хорошим мастером плотницкого дела. Раннее детство первого космонавта прошло в родной деревне.

В 1945 г. Гагарины переселились в Гжатск, где Юрий, начиная с 1949 г., учебу в школе совмещал с занятиями в ремесленном училище. В 1951 г. Гагарин поступил в индустриальный техникум, а в 1954 г. отправился в аэроклуб, в котором впервые совершил самостоятельный полет на самолете.

В 1955 г. началась служба Юрия Гагарина в армии, где ему довелось попасть в военно-авиационное училище. Затем он служил в истребительном авиационном полку, где к 1959 г. налетал 265 часов и получил звание старшего лейтенанта. Женился Гагарин в 1957 г. и в браке вырастил двух дочерей.

Подготовка

До того как был совершен первый полет Гагарина в космос, Юрию пришлось записаться в список претендентов в космонавты. Впоследствии ему довелось пройти несколько медкомиссий, прежде чем его признали годным для космических полетов и зачислили в группу кандидатов. В марте 1960 г. Гагарин вместе с семьей выехал на новое место жительства в Москву, где началась его интенсивная подготовка к космическим полетам. Это была не только физическая подготовка, ему также пришлось изучать множество наук из самых различных областей.

Параллельно обучению космонавтов готовился и корабль-спутник «Восток-1», спроектированный Сергеем Королёвым, основоположником практической космонавтики. На нем спустя год Гагарин совершил полет в космос. Юрий увидел его уже летом 1960 г., тогда будущим космонавтам продемонстрировали летательный аппарат. На то время это было довольно сложное устройство, ведь помимо того что корабль должен был совершить полет в космос, его задачей также являлось обеспечить пилоту необходимые условия как в процессе полета, так и по его завершении.

Космический корабль-спутник «Восток-1»

Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоит из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами.

В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому для этого предусмотрена специальная тепловая защита, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла. Можно сказать, что полет Гагарина в космос был подготовлен основательно.

Подбор кандидатуры

Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек - они не являлись лучшими асами авиации и отбирались по конкретным характеристикам. Королеву был нужен мужчина возрастом до 30 лет, весом 72 кг и ростом 170 см, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем. Космические полеты - штука довольно серьезная, да и кабина корабля «Восток-1» была сконструирована таким образом, что в ней мог поместиться человек с определенными физическими данными.

Помимо этого, требовалось, чтобы кандидат в первые космонавты был коммунистом, а Гагарин как раз недавно вступил в КПСС. Сергей Королёв очень спешил отправить в космос первого человека, ведь ходили слухи, что американцы намерены сделать то же самое уже 20 апреля 1961 г. Сначала из двадцати кандидатов отобрали шестерых, а окончательное решение было принято на заседании ГК уже практически в последний момент. Итак, полет Юрия Гагарина в космос назначили на 12 апреля, а Герман Титов должен был стать его дублером.

Полет

12 апреля 1961 г. в начале десятого часа утра была дана команда «На старт!», и впервые космический корабль с человеком на борту, движимый ракетой-носителем, отправился с космодрома Байконур в свое относительно короткое путешествие. Во время полета Юрий Гагарин немного поэкспериментировал: он пробовал есть и пить, делать записки карандашом, находясь в состоянии невесомости.

Когда «Восток-1» миновал плотные слои атмосферы, первый космонавт смог увидеть Землю. По его словам, больше всего его впечатлил вид горизонта, только на этот раз его линия отделяла планету от невообразимо черного неба. В целом полет проходил нормально, и во время него не произошло никаких сбоев и непредвиденных обстоятельств. Полет Гагарина в космос длился всего 108 минут, за которые он успел сделать один оборот вокруг нашей планеты.

Возвращение на Землю

В самом конце пути, во время посадки, в тормозной системе что-то пошло не так, поэтому корабль несколько отклонился от запланированного курса. Несмотря на это космонавт совершил успешное приземление. Управляя стропами парашюта, он избежал падения в холодные воды Волги. Вот так закончился полет Юрия Гагарина в космос.

Первыми героя встретили жена местного лесника и ее шестилетняя внучка, которые случайно оказались неподалеку от места его приземления. Затем туда прибыли военные - они доставили первого космонавта в расположение близлежащей части, где он смог связаться с руководством и доложить об успешном выполнении задачи. Вертолет, разыскивавший Гагарина, подобрал его по дороге в город Энгельс и доставил на базу, где ему вручили телеграмму с поздравлением от Советского правительства.

Почести

Изначально не планировалось грандиозных торжеств по случаю прибытия Гагарина в Москву, однако в последний момент планы изменились, и первого космонавта встречали весьма достойно. В столицу Юрий прилетел на самолете Ил-18 в сопровождении эскорта истребителей. Покружив над центром города, над Красной площадью, самолет доставил Гагарина в аэропорт Внуково, где его ожидало множество ликующих людей, журналисты и руководство страны. Затем Юрия провезли по улицам Москвы в открытом ЗИЛ-111В, а люди поздравляли его и дарили цветы. На Красной площади было объявлено о присвоении Гагарину званий «Летчик-космонавт СССР» и «Герой Советского Союза». В дальнейшем он совершил много поездок за границу, и везде его принимали с большой радостью и уважением.

Гагарин в истории

Год полета Гагарина в космос стал началом эпохи освоения человечеством новых, ранее неизведанных просторов. Отныне 12 апреля стало Днем космонавтики, и отмечают этот праздник во всем мире. А наш герой навсегда останется первым человеком, побывавшим в космосе.

Как говорил Юрий Гагарин, первый полет в космос - это не только его личная ответственность, это ответственность перед всеми людьми мира. Впрочем, много добрых слов было сказано этим замечательным человеком. Рассказывая о своих впечатлениях об увиденном во время полета, он призывал хранить нашу планету и приумножать ее красоту.

На пыльных тропинках

Далёких планет

Останутся наши следы

«Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!..»,- так начал своё сообщение 12 апреля 1961 года диктор Всесоюзного радио - Юрий Левитан. Это сообщение о первом полете человека в космос ознаменовало начало новый эры в истории человечества – начало пилотируемой космонавтики.

Издревле человека волновала и манила бездонная высь неба, усыпанная мириадами звезд. Они (звезды) указывали путь мореходам и путешественникам, давали вдохновение поэтам. Их движение и влияние на жизнь на Земле изучали ученые. Но это было на земле…а так хотелось ввысь, поближе к звездам! Складывались легенды о полетах в космос (легенда об Икарусе и Дедале), писались многочисленные художественные произведения о межпланетных путешествиях («Полет на Луну» Ж. Верна), о контактах с инопланетянами («Аэлита» А.Толстой) и др.

Однако, лететь к иным мирам легко и просто было только в фантастических произведениях. В жизни путь человечества к первому полету в космос занял многие столетия.

Как известно, преодолеть силу притяжения Земли возможно, только развив скорость летательного аппарата да первой космической скорости (7,910 км/с), позволяющей телу стать её искусственным спутником. Чтобы улететь к другим планетам, необходимо развить вторую космическую скорость (11,190 км/с).

Достижение таких скоростей возможно только при движении с использованием силы тяги, создаваемой при истечении продуктов сгорания топлива из полузамкнутого сосуда (камеры). Этот принцип использовался человечеством уже около трёх тысяч лет тому назад, в древнем Китае. В древних рукописях этой страны упоминаются «огненные стрелы», представлявшие собой обычные стрелы, оснащенные пороховым ракетным двигателем, изготовленного из бамбука.

Первое использование боевых зажигательных ракет в Европе относится к 1421 году при осаде города Саанце. В России применение пороха и пороховых ракет началось с ХV века, но только с середины ХIX века начались теоретические исследования по проектированию и использованию боевых ракет. Одним из самых выдающихся специалистов в ракетном деле тех времен были А.Д.Засядко, К.И.Константинов и др.Особенно следует упомянуть о русском революционере Н.И.Кибальчиче, который в 1881году, находясь в заключении в Петропавловской крепости, накануне казни предложил «Проект воздухоплавательного прибора», движущегося с помощью порохового ракетного двигателя.

Но основные работы по развитию ракетной техники и воздухоплавания в целом начались в начале ХХ века.

Неоценимый вклад в развитие ракетной и космической техники внёс выдающийся русский (простой житель г. Калуга) Константин Эдуардович Циолковский. Целый ряд идей К.Э.Циолковского и до сих пор находят применение при создании современных ракетных двигателей и космических аппаратов.

Советская власть всегда поддерживала работы ученых в создании ракетной техники, и после окончания Великой Отечественной Войны в эту отрасль науки и промышленности были привлечены огромные средства и миллионы людей, трудящихся под руководством коллектива выдающихся ученых: А.И.Тихомиров, В.П.Глушко, Ю.А.Победоносцев и др. Возглавлял все работы такого типа в стране выдающийся ученый и организатор – академик Сергей Павлович Королев, которого страна после первого полета человека в космос знала под титулом «Главный конструктор».

С.П.Королёв(1906-1966) – крупный советский ученый в области ракетной техники, основоположник практической космонавтики. Он внёс, в свою очередь, неоценимый вклад в развитие мировой науки и техники. В 1929г. С.П.Королёв познакомился с трудами К.Э.Циолковского и под их влиянием решил посвятить сою жизнь делу ракетной и космической техники. Оценивая роль Королева в зарождении и становлении советской ракетной техники, президент Академии наук СССР М.В.Келдыш сказал, что с именем Королева связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времен – открытие эры освоения

человечеством космического пространства. До того

трагичного года - 1966 - смерти академика - все работы по созданию мощных ракетных систем и по освоению космоса, в том числе и первый полет человека в космос, проводились в стране под непосредственным руководством С.П.Королева.

Советское правительство высоко оценило заслуги С.П.Королева, сделав его академиком АН СССР, лауреатом Ленинской премии. Он был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Когда в 1966 году С.П.Королев скоропостижно скончался, весь мир увидел всенародную любовь к выдающемуся ученому и благодарность за его труды. Попрощаться с ним пришли тысячи и тысячи москвичей и множество делегаций из других городов. Многокилометровая очередь из желающих проститься с ним протянулась к Колонному залу, где лежало тело Королева. Тем самым народ стремился выразить благодарность за все то, что академик сделал для нашей Родины.

Начало практического освоения космоса.

4.10.1957 г в 22ч 28мин по московскому времени был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ-1). Это событие считается началом новой космической эры человечества. Спутник представлял собой шар с торчащими антеннами общей массой 83,6 кг. Спутник находился на орбите до 4.01.1958 г, совершив 1440 оборотов вокруг Земли.

Запуск первого спутника и его полет произвел ошеломляющий мировой резонанс. Практически вся мировая пресса говорила об этом событии, а население страны, над которой пролетал спутник, ночами с восторгов вглядывалось в звездное небо, надеясь увидеть маленькую светящуюся движущуюся точку. По приемникам слушали сигналы спутника – «Пи-пи-пи».


Следующим этапом, предшествующим первому полету человека в космос, был запуск живых существ-собак по кличкам Белка и Стрелка. Они были уже настоящими космонавтами – они прошли специальную подготовку. Вот как о них писали: «Собаки прошли все виды испытаний.

Они были обязаны долго находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались, умели сидеть в своем экспериментальном снаряжении, позволяющим записывать биотоки сердца, мышц, артериального давления и т.д.» После приземления 20.08.1960 года простые русские дворняги Белка и Стрелка стали знаменитыми на весь Мир, стали всеобщими любимцами. В последствии Стрелка дважды приносила здоровых щенят приобрести которых мечтал, наверное, каждый житель Земли.

6.03.1960 года был сформирован первый отряд советских космонавтов, куда вошли 20 молодых летчиков. Они прошли специальный отбор. Их предупредили об опасности, которая их может подстерегать. Они были согласны лететь в космос. Среди этих летчиков был и будущий космонавт №1 – Ю.А.Гагарин.

Ю.А.Гагарин и С.П.Королёв

12.04.1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту – «Восток». Пилотом-космонавтом этого корабля являлся летчик Ю.А.Гагарин.

Гагарин первым из землян осуществил мечту человечества – увидел нашу родную Землю с космоса: «Внимание! Вижу горизонт Земли! Такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красиво..» Через 108 минут после старта, «Восток» благополучно опустился на поле колхоза “Ленинский путь”.

Человечеству очень повезло, что на крутом повороте к звездам из его рядов на самый краешек Земли вышел именно Гагарин – наш соотечественник Первым! Среди миллиардов землян!

Волненья бьет, как молоток по нервам;

Не каждому такое по плечу:

Встать и пойти в атаку самым первым!

Искать других сравнений не хочу.

(Константин Симонов).

Гигантское напряжение воли и мысли великих ученых прошлого – Архимеда и Коперника, Галилея и Бруно, Ломоносова и Ньютона, Аристотеля и Коперника, Кибальчича и Циолковского, осуществил Юрий Гагарин крылатой фразой: “Поехали”. Так начиналась космическая эра.

Юрий Гагарин не просто поднялся над планетой, не просто возвысился над Человечеством, а возвысил всех землян на уровень задачи, до него казавшейся невыполнимой. И дань признательности, которую отдавали ему все люди без исключения, была столь сердечной и искренней потому, что выражала их совсем необычное, новое к самим себе уважение, уверенность в человеческом достоинстве и могущества. Первый полет Юрия Гагарина не только стал первой звездной трассой во вселенную, это - полет в вечность, объединивший на основе величайших культурных ценностей лучших представителей прошлого, настоящего и будущего.

Детство Юры прошло в деревне Клушино Смоленской области, затем – в небольшом городке Гжатске. Отец и мать, так же как и деды и бабки, - крестьяне. Юрий Гагарин от души смеялся, когда узнал, что за границей кто-то распустил слух, будто я происхожу из знатного рода князей Гагариных, которые до революций владели дворцами и крепостными крестьянами…

Его родители, они родились еще до победы Советской власти. Поэтому образования получить не могли. Ведь до 1917 года даже четыре класса школы были доступны далеко не всем крестьянским детям. В деревне говорили: “Золотые руки у Алексея Гагарина!”

Мама удивительно много читала. Она могла ответить почти на любой его вопрос. Юре она казалась неиссякаемым источником мудрости.

К учению он относился серьезно. Не гнался за хорошими отметками в дневнике, а просто хотел знать как можно больше, научиться всему как можно быстрее. На самом деле, в клушинской школе, порог которой Юра переступил 1 сентября 1941 года, дневников не было и в помине. Шла война. В одной небольшой классной комнате одновременно занимались два класса – первый и третий. Потом, во вторую смену, - второй и четвертый. Даже тетради были редкостью. Часто приходилось писать на полях газеты, на кусках обоев…

С войной пришлось столкнуться рано.

“Сам погибай, а товарища выручай” – эту пословицу ему пришлось не раз слышать позже от бывших фронтовиков, от инструкторов в аэроклубе, от командиров в авиационных частях, в которых он служил.

В техникуме в Саратове пришлось изучать физику на высоком уровне. В физическом кружке он подготовил и сделал два доклада. Первый – о работе русского ученого Лебедева о световом давлении. Тема второго выступления называлась “К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях”. Чтобы подготовится к докладу, пришлось прочитать сборник научно-фантастических произведений Циолковского и много других книг.

Лет двенадцати он, как и все ребята, зачитывался произведениями Джека Лондона, Жюля Верна, Александра Беляева. На фантастические романы в гжатской библиотека была очередь. Ребята их пересказывали друг другу, завидовали тому, кто прочитал книгу первым.

Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и начались “космическая” биография Гагарина. Занятия в аэроклубе, полеты на планере, прыжки с парашюта, Оренбургское авиационное училище - так продолжалась жизнь и учеба будущего первого космонавта.

К величайшему сожалению Ю. Гагарин ушёл из жизни очень рано. 27 марта 1968 года он разбился во время тренировочного полёта вместе с полковником В. Серёгиным вблизи деревни Новоселово Владимирской области.

Но с его гибелью эпоха космических достижений не окончилась.

Следующим космонавтом – космонавтом №2 был Герман Титов. Затем первый групповой полёт в космос (космонавты Андриан Николаев и Павел Попович, август 1962 года на корабле «Восток -3»), первый выход человека в космическое пространство А. Леонова 18 марта 1965 года. Затем полетела в космос первая женщина – Валентина Терешкова.

Первых космонавтов весь мир знал по именам. Затем полёты стали всё более обычными и заурядными явлениями. В настоящее время (даже 10 – 15 лет назад) только специалисты могут перечислить все имена космонавтов и даты их полётов.

Однако, следует отметить, что слова из песни, выписанные в эпиграфе, очень быстро осуществились: американцы произвели первый полёт человека на Луну. Этим человеком был Н. Армстронг, первым вступивший на поверхность Луны, оставивший на ней свои следы.

На сегодняшний день уже осуществлён первый полёт космического туриста. Недалеко то время, когда полёт в космос, по крайней мере в пределах Солнечной системы, станет таким заурядным событием, как полёт на самолёте через океан.

С окончанием века завершился первый этап космических свершений. Навсегда в историю ХХ века и мировой цивилизации вошли имена К. Циолковского и Р.Годдарда, Г.Оберта и Р.Эно-Пельтри, Ф.Цандера и Ю.Кондратюка, С.Королёва, В.фон Брауна, В.Глушко, ну и, конечно, Ю.Гагарина, В.Терешковой, А.Леонова, Н.Армстронга и др.

4 октября 1957 года - день начала космической эры, 12 апреля 1961 - день первого в мире пилотируемого полёта в космос, 18 марта 1965 года – день, когда впервые стало ясно, что люди могут работать и в открытом космосе, 20 июля 1969 года – день, когда первый в мире землянин ступил на Луну, а затем – запуск первой орбитальной станции, первый международный космический полёт, первый полёт многоразовой космической системы, эпопея станции «Мир» и, наконец, начало строительства международной космической станции. Эти вехи освоения космоса навсегда войдут в учебники истории земной цивилизации.


Список использованной литературы

1. Виницкий А.М. Ракетные двигатели на твердом топливе. Москва 1973год

2. История России ХХ век. Учебник. Москва 2001год

3. Космонавтика. Маленькая энциклопедия. Гл. ред. В.П.Глушко. Москва 1970год

4. The Yonge Street Review. Проф. Г.Хозин. Сверхвзгляд Юрия Гагарина

Творческая работа по физике

на тему:

«Первый полет человека в космос. (Вехи большого пути)»

Ученицы 9-а класса

МОУ «Лицей-4»

Назаровой Анастасии

Красногорск 2005г.

Ровно 56 лет назад человечество сделало первые шаги к освоению космоса. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин впервые облетел Землю на корабле "Восток" и успешно вернулся обратно.

Корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту провел в околоземном космическом пространстве 108 минут, выполнив за это время один оборот вокруг планеты. Затем спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР. На высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и приземлился на парашюте в 10 часов 55 минут по московскому времени на пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

Как готовили Гагарина

Претендентами на первый полет в космос были двадцать человек. Они не были лучшими пилотами страны. Их отбирал сам руководитель полета Сергей Королев, важен был рост, вес и здоровье.
В 1959 году в научном институте авиационной медицины был создан отдел по отбору и подготовке космонавтов.

Первого космонавта обследовали долго и множеством способов. В частности, проводились вестибулярные пробы на вращающемся кресле и специальных качелях.

Возможности организма Гагарина были отличные. На всех нагрузочных функциональных пробах у него были высокие результаты, свидетельствующие о хорошей приспосабливаемости к различным воздействиям - вибрация, перегрузки, гипоксия.

Также Гагарину пришлось пройти сложнейшую антиортостатическую пробу. Его плотно пристегнули к столу ремнями, и в течение 10 минут он спокойно лежал в горизонтальном положении. Лаборантка записывала физиологические показатели. Затем стол вместе с Гагариным перевернули в вертикальное положение и 20 минут регистрировали показатели организма. А потом перевернули его вниз головой (наклон 60°). Испытывали Гагарина на вибростенде, поднимали в барокамере, вращали на центрифуге, проверяли память и способность сосредоточиться. Также проверяли устойчивость к гипоксии - нехватке кислорода. И один из важнейших тестов - центрифуга. Первый этап испытания — воздействие перегрузок в направлении от головы к тазу в три, пять, семь единиц (в течение 30 с каждая). В последней серии обследований на центрифуге создавались поперечные перегрузки в направлении грудь — спина при угле наклона спинки от вертикали в 65°.

Проводилось и психологическое обследование. Гагарину пришлось работать с таблицами, аппаратурой, психологическими тестами, ответить на множество вопросов, подвергнуть проверке память, сообразительность, быстроту интеллектуальной и эмоциональной реакций, находчивость, предприимчивость. Гагарин проявил отличную способность оценивать имеющееся время и планировать свои действия, способность принимать решения при недостатке информации и времени. Также проводились испытания в камере тишины. Будущий космонавт 10 суток находился в изоляции. Он делал зарядку, вел дневник, читал, а врачи наблюдали за его состоянием.

12 апреля в 8:55 медики еще раз провели запись физиологических показателей. Гагарин доложил, что к старту готов. В 9:07 "Восток" вышел на легендарную гагаринскую орбиту. В 9:48 Гагарин передал: "Самочувствие хорошее, настроение бодрое". В эти минуты мир уже слышал голос Юрия Левитана: "12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник “Восток” с человеком на борту".

Интересные факты о полете

Известные кадры съемки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте - это имитация, сделанная в более поздний период. В реального старта было не до съемок. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королева повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.

Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: "Я горю, прощайте, товарищи!". Дело в том, что до Гагарина никто не имел четкого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблем плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, увидев в иллюминаторе огонь, предположил, что корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу - рабочий момент, который происходит при каждом полете.

За два дня до полета в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передали после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.

Земля - не круглая!

И один дополнительный факт. Все мы видели фото из космоса и знаем, что Земля выглядит как немного сплюснутый с полюсов шар. Но на самом деле наша планета выглядит вот так. А сглаживается ее форма благодаря атмосфере.

Прямая трансляция - вид Земли из космоса с МКС.