Складной якорь для надувной лодки своими руками. Якорь для надувной лодки ПВХ своими руками: пошаговая инструкция

Каждый рыболов мечтает обладать плавсредством. Самое доступное из них – лодка ПВХ. Многие изготавливают якорь для лодки ПВХ своими руками. Якоря служат для удерживания судна на определенном месте в заданном положении. Основной (носовой) груз отвечает за сопротивление лодки ветру, волнам и течению, а кормовой (верп) – за осевое расположение лодки относительно сектора облова и за безопасное поднятие со дна. Якоря для надувных лодок являются еще и средством безопасности при ловле в условиях нахождения берега с подветренной стороны. Рыбалка – занятие азартное и увлекательное, очень легко упустить момент, когда ветер или течение отнесет плавсредство дальше, чем нужно. Выгребать после этого против подводного течения обратно к суше может оказаться трудной задачей.

Многие изготавливают якорь для лодки ПВХ своими руками

Российские рыбаки – люди экономные и умелые, поэтому чаще всего они предпочитают изготовить тормозное приспособление для лодки своими руками. Использование подручных средств (кирпичей, камней, кусков железа) несет неудобство в транспортировке, потерю времени на крепление и опасность повреждения самого средства. Кроме того, их использование возможно лишь на водоемах с каменистым дном, в остальных случаях они малоэффективны. Именно поэтому настоящие рыбаки предпочитают изготавливать самодельные якоря для лодок ПВХ.

Среди множества конструкций наиболее распространены следующие виды самоделок:

  • система Курбатова;
  • “кошка”;
  • система Дэнфорта.

Система Курбатова – устройство, отлично работающее на двухместных лодках при небольшом течении и силе ветра до 6 м/с. Конструкция представляет собой раздвоенный хомут из крепкой проволоки и одной лапы с наклоном в 45º. Удлиненный шток гарантирует проникновение лапы в грунтовое дно независимо от угла падения. Такое изделие обладает компактностью и небольшим весом. Для изготовления понадобятся следующие материалы:

  • стальная проволока диаметром 7-8 мм;
  • лист стали толщиной 3 мм;
  • прут из стали диаметром 13-15 мм.

Имея чертежи и сварной аппарат, сделать подобную конструкцию своими руками несложно:

  • проволоку изгибают в форме веретена, к верхней части которого приваривают планку;
  • шайбы и планку для фиксации лапы в раскрытом положении приваривают к штоку;
  • полосу металла приваривают к концам веретена, соединяя их между собой.

Система Курбатова отлично подходит для лодок ПВХ длиной до 5 м. Вес ее составляет 2-3 кг, поэтому при рыбалке на водоемах с заметным течением следует предусмотреть возможность крепления дополнительного груза массой 4-5 кг. Желательно изготовить брезентовые чехлы для утяжелителя и самого якоря, чтобы не повредить материал резиновой лодки.


Система Курбатова – устройство, отлично работающее на двухместных лодках при небольшом течении и силе ветра до 6 м/с

Пирамидальный якорь для относится к классу гравитационных. Его изготовление возможно в двух вариантах:

  1. Заливной. Понадобится около 5 кг свинца, добываемого обычно из выработавших свой ресурс автомобильных аккумуляторов, кусок стальной проволоки и листы железа. Из листов составляется форма, образующая вид пирамиды, которую заполняют расплавленным свинцом. Проволоку скручивают в кольцо и вставляют в неостывший до конца свинец.
  2. Составной. Понадобятся листы металла разного размера и шпилька с нарезанной резьбой. Куски металла просверливаются по центру и набираются на шпильку, начиная с меньшего по размеру. Набрав необходимое количество грузов, всю конструкцию фиксируют с помощью гайки. Весомым плюсом является простота устройства и возможность регулировать его массу, при необходимости добавляя или убирая листы металла.

Какой вариант будет удобнее в использовании, выбирает сам рыболов.

Якорь для лодки ПВХ (видео)

Якорь-кошка

Рыбаки предпочитают легкие якорьки для надувных лодок, которые при наличии сильного ветра можно просто оборудовать дополнительным весом. Немалую роль играет компактность конструкции и отсутствие острых выступающих элементов или граней. Этим требованиям полностью отвечает конструкция “кошка”, имеющая несколько модификаций:

Изготовление якоря в разборном варианте потребует следующих материалов:

  • 2 полосы из стали толщиной 4 мм, длиной 260-270 мм и шириной 40 мм;
  • стальная трубка диаметром 250 мм и длиной 270-300 мм;
  • гайка и втулка, подходящие по диаметру для стальной трубки 25 мм;
  • 2 кольца для крепления веревок.

По центру стальных полосок высверливаются отверстия. Втулка вставляется в трубку, полоски монтируются на ее выступающую часть и крепятся с помощью гайки. Металлические кольца располагаются в верхней и нижней частях конструкции. Сама трубка может быть залита свинцом для увеличения массы. Нижнее кольцо и второй канат отвечают за подъем якоря и освобождение лап из грунта. В упрощенном варианте металлические полоски заменяют на толстую проволоку или арматуру диаметром 4 мм без нижнего крепления. В этом случае при вытягивании кошки лапы, освобождаясь, разгибаются – это настоящий якорь-“незацепляйка”.

Складная кошка выглядит похоже, но благодаря скользящей муфте и раздельному шарнирному креплению лап на штоке она имеет возможность складываться. При крайнем нижнем положении муфты лапы раздвигаются и фиксируются, а при крайнем верхнем – смыкаются. Часто лапы крепятся к штоку с помощью медных шплинтов, что при критическом зацепе позволяет сохранить самодельный якорь – мягкие вставки срезаются, освобождая всю конструкцию.

Якорь Данфорта

Якорь Данфорта – изобретение американца Р. Данфорта, обладающее отличной удерживающей силой. Основное отличие от других изделий состоит в удлиненной нижней поперечине, не дающей изделию опрокинуться при соприкосновении с дном. Плоские лапы устройства имеют треугольную форму и расположены близко друг к другу, что обеспечивает дополнительную устойчивость в рабочем положении. Главное преимущество якоря Денфорта является одновременно и его недостатком – в некоторых случаях он так глубоко зарывается в дно, что его крайне трудно или невозможно вытащить.

Самоделка потребует следующих материалов:

  • стальная трубка диаметром 30 мм и длиной 600 мм;
  • листовая сталь толщиной 3-4 мм;
  • 2 гайки М5;
  • 3 гайки М8;
  • болт 8 х 60;
  • 2 шайбы Д8;
  • 2 болта 5 х 35;
  • рым-гайка и болт к ней;
  • металлическое кольцо.

Из листовой стали по трафарету вырезаются две треугольные лапы со скошенными углами. Стальная трубка разрезается на две части – 400 мм и 200 мм. В более коротком отрезке делают 2 пропила, подходящие по размерам для лап. В центре вырезается секция длиной 34 мм и глубиной немного больше половины диаметра трубки. Высверливается 5 отверстий – 1 под рым-гайку по центру заготовки, 4 для монтажа лап (с каждой стороны по 2). В прорези вставляются лапы и просверливаются соосно с отверстиями в трубке.


Якорь Данфорта – изобретение американца Р. Данфорта, обладающее отличной удерживающей силой

На втором отрезке с одной стороны сверлятся отверстия под кольцо, а с другой – делаются косые спилы с таким расчетом, чтобы обеспечить вращение относительно короткого (200 мм) куска трубки. В оставшихся ушках сверлятся отверстия под болт М8.

Схема сборки выглядит следующим образом:

  1. К короткому отрезку прикручивается рым-гайка, к ней будет крепиться канат для извлечения приспособления из грунта.
  2. Соединяются болт, шайба и гайка – это заготовка для оси вращения.
  3. Более длинный отрезок трубки вставляется в короткий, а через отверстия на нем продевается ось вращения и фиксируется гайкой. Затем накладывается шайба и ось окончательно затягивается с помощью еще одной гайки.
  4. С помощью болтов монтируются лапы, а для исключения люфта в торцы трубки забиваются деревянные заглушки.
  5. В верхний конец длинной трубки вставляется кольцо для основной якорной веревки.

Если устройство требует утяжеления, то в полую трубку заливают свинец. Из минусов можно выделить одно свойство якоря – он плохо подходит для дна, усыпанного галькой.

Якорь своими руками (видео)

Другие известные системы

Якорь Холла – устройство, используемое с начала прошлого века. Его особенность – длинные и плоские качающиеся лапы, закрепленные на коробке. Сама коробка свободно ходит на нижней поперечине штока, а к ней крепятся приливы, отвечающие за поворот лап. При падении на дно изделие ложится плашмя, после чего приливы поворачивают лапы для углубления в грунт. К серьезным недостаткам устройства относятся неглубокое проникновение лап в дно и слишком широкое их расположение, из-за чего якорь часто выворачивает.


Якорь Холла – устройство, используемое с начала прошлого века

Якорь Матросова отличается от устройства Холла дополнительными щечками на штоке. Обладает хорошей удерживающей силой, но на песке работает хуже, чем на гальке. Недостаток, как и у Холла, заключается в заклинивании подвижной коробки.

Модель системы “Плуг” представляет собой лемех, закрепленный шарнирно на поперечине штока. Легко проникает сквозь придонную растительность, но на илистом дне работает не так хорошо, как на песке или мелких камнях.

Якорь, выставленный в магазине, может иметь довольно высокую цену, при этом всегда существует опасность приобрести продукцию с заводским браком. В наше время рыболовы предпочитают изготовить такое приспособление для надувной лодки своими руками – это гарантирует получение именно того, что необходимо для успешной рыбалки.

Якорь по давности своего изобретения может, наверное, поспорить с колесом. Но разработка новых конструкций якорей не прекращается и по сей день. Интенсивные поиски нового ведутся особенно для маломерного флота. Выдержавшие испытания временем конструкции якорей для крупных судов по ряду причин не всегда оказываются пригодными для небольшого катера или мотолодки. Так, изобретатель одного из новых типов якорей Б. П. Митрохин из Горьковской области пишет: «В продаже имеется масса разнообразных якорей, ...магазины по сниженным ценам продают залежавшиеся якоря, а любители-судоводители, как правило, пользуются камнями, мешками с песком или якорями-самоделками. Причина - существующие якоря не способны удерживать надежно судно на одном месте...»

Добавим к сказанному, что этот основной недостаток обусловлен заниженной массой якорей или их неудачной конструкцией . Например, якоря, выпускавшиеся одесским заводом «Военохот», забирают далеко не во всяком грунте, легко выворачиваются из него.

Другая причина, побуждающая владельцев малых судов собственноручно взяться за разработку своей - это неудобства в хранении по-походному или в использовании стандартных якорей.

Рассматривая конструкции самодельных якорей, разработанных любителями , можно сделать вывод, что создатели их считают наиболее важными качествами своих изделий следующие:

Высокая надежность и держащая сила, измеряемая числом масс якоря;

Портативность и удобство хранения;

Способность легко освобождаться при зацепах за подводные препятствия.

В. А. Стерхов и А. А. Жданухин из г. Устинов разработали новую конструкцию якоря на основе . По их мнению, якорь В. А. Стрелецкого неудобен тем, что требует замены фиксирующей нити после каждого зацепа якоря на грунте. Авторы применили на своем якоре вместо разрушающейся чеки или разрывающейся нити пружинно-демпфирующее устройство. Оно, несмотря на кажущуюся сложность, действует надежно и безотказно.

Складной якорь-кошка конструкции В. А. Стерхова и А. А. Жданухина

увеличить, 1482х956, 153 КБ
а - якорь в рабочем состоянии; б - лапы сложены по-походному;
в - при освобождении от зацепа.
1 - нижняя втулка; 2 - веретено; 3 - пружина упора; 4 - толкатель; 5 - пружина толкателя;
6 - верхняя втулка; 7 - тяга якорного каната; 8 - подвижная втулка; 9 - стопорящий шарик;
10 - тяги лап; 11 - лапы; 12 - подвижный упор.

Якорь представляет собой четырехлапую кошку со складывающимися лапами. На трубчатом веретене 2 расположена подвижная втулка 8, шарнирно связанная через тяги 10 с лапами 11. Фиксация втулки 8 на веретене, а, следовательно, и лап происходит за счет шарика 9, расположенного в радиальном отверстии веретена. На внутренней поверхности втулки проточены две кольцевые канавки, верхняя из которых служит для фиксации втулки и лап в рабочем положении, а нижняя - в походном, сложенном.

Внутри веретена помещен толкатель 4, удерживаемый пружиной 5, и подвижный упор 12, подпружиненный пружиной 3. Якорный канат 7 закреплен за толкатель 4.

В походном положении, когда втулка 8 зафиксирована по нижней канавке шариком 9, лапы оказываются в сложенном положении - прижатыми к штоку. Для приведения лап в рабочее положение необходимо переместить вниз упор 12, сжимая пружину 3, и, повернув его в любую сторону вокруг своей оси на 90°, зафиксировать за счет профильного отверстия в нижней заглушке 1 и профильного выступа на упоре 12 (см. сечение А-А). При этом толкатель 4 под действием пружины 5 также переместится вниз и его верхняя кольцевая канавка установится против шарика 9. Затем необходимо потянуть за одну из лап в сторону раскрытия, тогда втулка 8 вытолкнет шарик в кольцевую канавку толкателя и тем самым втулка получит возможность при дальнейшем раздвижении лап перемещаться вниз по веретену. Затем упор 12 необходимо повернуть вокруг своей оси до исходного положения. Под действием пружины 5 толкатель 4 будет перемещаться вверх. Как только верхняя канавка втулки совместится с шариком, произойдет фиксация втулки и лап.

Для приведения якоря из рабочего положения в походное необходимо провести все операции в обратной последовательности, то есть зафиксировать упор 12 в нижнем положении, сложить лапы и возвратить упор в исходное состояние.

В случае застревания якоря в грунте, усилие подъема на якорном канате перемещает толкатель 4 в верхнее положение, преодолевая сопротивление пружины 5. При этом нижняя кольцевая канавка толкателя совместится с шариком, а втулка за счет усилия, удерживающего лапы в грунте, вытолкнет шарик. Втулка 8 переместится вниз по веретену, раскрывая лапы, и якорь освободится от зацепа.

Усилие освобождения застрявшего якоря, иначе говоря, максимальное усилие сжатия пружины 5, подбирается такой величины, которая превышает усилие, возникающее в якорном канате под воздействием ветра и волны на судно. Кстати, рывки якорного каната, вызванные волнением поверхности водоема, воспринимаются и гасятся пружинным демпфером в составе толкателя 4 и пружины 5, что предотвращает самопроизвольный срыв якоря с грунта.

На наш взгляд, конструкция очень интересная. Она не сложна в изготовлении и заслуживает внимания любителей. Некоторым недостатком ее считается то, что держащая сила якоря не может быть больше усилия сжатия пружины, которая со временем уменьшится из-за усталости металла. Но для небольшой лодки это не существенно.

Удобный при хранении и надежный в работе складной якорь-«кошку» предлагает В. И. Врублевский.


1 - веретено, 2 - лапа; 3 - нажимное кольцо; 4 - гайка; 5 - крестовина тренда.

К нижней части веретена 1, изготовляемого из стального прутка, приваривается или крепится на резьбе крестовина 5, к ушкам которой на пальцах крепятся четыре лапы 2. Нижние концы лап имеют выступы, которые служат для их фиксации в рабочем или сложенном по-походному положении. Фиксация осуществляется при помощи нажимного кольца, 3 и стопорной гайки 4. Отвинтив гайку и опустив вниз кольцо, лапы устанавливают в нужное положение, затем вновь втугую завинчивают гайку. Гайку желательно изготовить из нержавеющей стали или латуни и снабдить накаткой и лысками для облегчения ее отвинчивания.

Лапы можно изготовить из стального прутка, диаметр которого выбирается в зависимости от диаметра веретена, соотношение диаметров 3:5. Высота якоря Н и длина лап L должны находиться в соотношении H/L = 1,1-1,25.

Оригинально решил задачу освобождения якоря при зацепе за грунт Б. П. Митрохин из г. Павлов-на-Оке.


1 - лапы; 2 - веретено-скоба; 3 - ось вращения лап; 4 - гнездо для шарика;
5 - шаровой стопор; 6 - якорный канат; 7 - узел для крепления шара.

Веретено обычного якоря с поворотными лапами сделано в виде пружинящей скобы, имеющей в верхней части отверстия-гнезда для стопорящего шара, закрепленного на якорном канате. Сам канат крепится к якорю за ось вращения лап. Если усилие на канате превысит определенную и критическую величину, шар разжимает пластины веретена и выскакивает из отверстий. При этом усилие каната переносится на ось лап и легко освобождает якорь от зацепа.

На этот способ крепления каната к якорю Б. П. Митрохиным получено авторское свидетельство № 781106 от 27.12.72.

Компактная, удобная для хранения форма, повышенная держащая сила якоря, сочетающиеся с возможностью легкого его освобождения при зацепах, достигнуты Ф. П. Коноплевым из Казани в разработанной им конструкции на основе фотографии якоря «Акула», помещенной в «КиЯ» № 50.


увеличить, 1206х1038, 137 КБ
1 - рама 5х35; 2 - ось Ø10; 3 - лапы δ=10; 4 - кронштейны лап, Ø3; 5 - упорные шайбы δ=5;
6 - срезающий штифт Ø3; 7 - ограничитель поворота лап, Ø8; 8 - ось Ø10.

Устройство и принцип работы якоря хорошо видны из рисунка. Срезающий штифт на шайбе, ограничивающей отклонение лап на угол не более чем на 45°, изготовлен автором из гвоздя диаметром 3 мм. При зацепе якоря за препятствие на грунте, под действием прилагаемого усилия к якорному канату штифт срезается, освобождая лапы. Опытная эксплуатация подтвердила работоспособность и надежность выбранной конструкции. Хранить такой якорь можно в плоском парусиновом чехле.

Вариант легкоосвобождаемого шлюпочного якоря предлагает Ю. И. Никифоров из г. Гороховец.


увеличить, 1066х867, 106 КБ
1 - веретено; 2 - лапа; 3 - отбойная планка, δ=5, δ=3; 4 - ребро; 5 - ось Ø16/Ø 18;
6 - втулка; 7 - кольцо; 8 - бракета.

В его конструкции кольцо, за которое крепится канат, имеет возможность перемещаться по веретену в его трендовую часть - к оси лап. В таком положении лапы легко освобождаются из грунта, так как они выходят, не выворачивая грунт.

Принцип освобождения якоря Ю. Никифорова:
при зацепе (а), нормальное положение в грунте (б)

На приводимом чертеже указаны размеры двух типоразмеров якорей - массой 7,7 кг (в числителе) и 3,8 кг (в знаменателе). Веретено изготавливается из полосы 14х22 мм для большего и 12х16 мм для малого. Полосу можно заменить на пруток диаметром соответственно 14 и 12 мм. Концы полосы привариваются к втулке тренда. Важными деталями якоря являются отбойные планки 3, которые разворачивают лапы в нужное положение, когда он перемещается по грунту в начальный момент, и ограничитель поворота лап, приваренный к оси, диаметр которой 18 мм для большого и 16 мм для малого. Кольцо для крепления каната имеет несколько увеличенный диаметр я массу для лучшего его перемещения по веретену.

При пользовании легким якорем на сильном течении, на каменистом грунте полезно к кольцу присоединить отрезок цепи длиной 1,5-2 м, к концу которой крепить основной якорный канат.

Эскизы простого по конструкции якоря, представляющего собой модификацию судового якоря типа Данфорта, прислал в редакцию известный яхтенный капитан А. И. Суэцкий из Николаева.


увеличить, 1270х909, 115 КБ
1 - угольник 8х90х90; 2 - лапа; 3 - шток; 4 - дужка Ø10; 5 - стакан стальной Ø54/34, L=40;
6 - втулка бронзовая Ø34/20, L=34, запрессовать во втулку 5; 7 - штырь.

Как показала практика использования этого якоря на крейсерской яхте, он хорошо держит на большинстве грунтов. Особенностью является достаточно большой зазор между веретеном и внутренними кромками лап, благодаря чему исключается заклинивание лап отдельными камнями или галькой.

Подобные же модификации якоря Данфорта с успехом эксплуатируют и яхтсмены на Балтике. Достоинством их является большая держащая сила при малой массе.

Несмотря на то, что самодельных якорей с поворотными лапами сделано очень много, их обладатели часто жалуются на то, что они не всегда хорошо забирают, выворачиваются из грунта, плохо держат на мелкокаменистом грунте.

Чаще всего причиной этих недостатков являются неправильно выбранный угол отклонения лап, соотношения длины лап, их ширины и длины веретена. Подбор правильного соотношения всех элементов якоря - дело достаточно трудоемкое и кропотливое, требующее определенных знаний и опыта, а главное - проверки держащей силы на различных грунтах.

Как сделать плавучий якорь

Часто, в качестве якоря, рыбаки используют мешки с песком, кирпичи и другие подобные вещи. Но эти приспособления не могут правильно зацепиться за дно, и лодка постоянно меняет свое положение. Как сделать его знают все опытные рыбаки. Изготовить его можно самостоятельно, причем много знаний и инструментов не потребуется. А в качестве составляющего можно использовать подручные материалы.

Чтобы лодка не перемещалась, особенно если течение на реке быстрое, рекомендуется использовать сразу два. Опытные рыбаки рекомендуют использовать два якоря: основной и дополнительный. Дополнительный будет использоваться при необходимости, но он будет поддерживать на нужном месте.

Виды якорей

Якорь может иметь много разновидностей. Например, вильчатый, Холла, Портера, адмиралтейский, грибовидный, плуг и так далее. В зависимости от места рыбалки и выбирается якорь. Все они имеют свои недостатки и преимущества.
Но для успешного использования необходимо грамотно подобрать вид, его массу и конечно учитывать особенности рыбалки.

Для начала нужно рассчитать вес. Это не трудно сделать самостоятельно. Как правило, к лодке до 600 кг. можно брать якоря в 5-6 кг. Обычно, вес его должен быть не менее одного процента от массы лодки. Для лодки весом в 400 кг. Можно брать его для лодки ПВХ массой 4 кг.

Выбор каната для якоря

Канат должен быть прочным и долговечным, ведь он должен находиться в воде.
Канат может быть синтетическим и натуральным. Канат крученого типа будет более надежным. А его толщина должна быть не менее 1 сантиметра. Длина каната зависит от глубины водоема. Но важно, чтобы длина превышала глубину не менее, чем в 5 раз. Это особенно важно при ловле на водоеме с сильным течением.

Якорь разборного типа

Такой самодельный якорь удобно использовать и транспортировать на место ловли.
Необходимые материалы:

  • Стальная трубка, длина 27 сантиметров, диаметр 2,5 сантиметра;
  • Гайка и втулка диаметром 2,5 сантиметра;
  • Кусок свинца массой 2 килограмма;
  • Две стальные полоски 260(40(4 миллиметра;
  • Две стальные полоски меньшего размера;
  • Два кольца из металла.

Изготовление: Сначала к концу трубки нужно приварить втулку. Большие полоски по краям необходимо обработать наждачной бумагой. Из них нужно сделать лапы. К одной из лап нужно приварить полоски поменьше. Это необходимо для предотвращения прокручивания якоря. К трубке прикрепить лапы и установить гайку. Рядом с гайкой нужно приварить кольца. Они необходимы для удобства доставания со дна и простоты сборки. Расплавленный свинец нужно залить в трубку.

Курбатовский способ изготовления якоря

Самодельные якоря для лодок, большинство любителей рыбалки, изготавливают именно таким способом. Они надежны и просты в изготовлении. Очень хорошо такой работает на водоемах, на дне которых много неровностей, камней, коряг и так далее. Необходимые материалы:

  1. Металлический прут.
  2. Полоски из стали толщиной 3 миллиметра.
  3. Проволока диаметром не больше 8 миллиметров.

Изготовление: Из проволоки необходимо соорудить веретено. На один конец конструкции необходимо приварить полоски. А к другому концу нужно прикрепить металлический прут. Вместо сварки можно использовать проволоку или прочную веревку. Помимо вышеперечисленных способов якорь для резиновой лодки может иметь конструкцию кошки и пирамиды.

Кошка используется при рыбалке с лодок длиной 3-4 метра. Он имеет складывающиеся лапы и их можно самостоятельно регулировать. Муфты могут передвигаться по всему стволу трубы. Можно утяжелить ее расплавленным свинцом. Но этот якорь, лучше всего, использовать на водоемах без течения и при штиле. Если водоем имеет течение или на улице сильный ветер, то грузило не будет держать лодку. Ее постоянно нужно будет передвигать и ставить на правильное место.

Пирамида может изготавливаться двумя способами, но окончательный вид походит на пирамиду. Самодельный якорь для лодки ПВХ применяется для различных лодок. А несомненным преимуществом этого вида конструкций является то, что его вес может изменяться в зависимости от условий рыбалки. Если нужно облегчить вес, то пластины просто снимаются с основной трубки.

Для изготовления якоря пирамиды понадобятся пластины из стали различного размера, металлический прут, кольца. На металлический прут поочередно нанизываются пластины. На основание прута нужно приварить кольцо. С другой стороны прута крепится гайка, чтобы ее можно было открутить и снять пластины. Эта простая конструкция хорошо работает на водоемах без течения или при небольшом течении.

Выбрать якорь для лодки можно и в магазине. Но они имеют существенные недостатки. Основным недостатком магазинных изделий является их высокая цена. Кроме того, готовый якорь нельзя будет подстроить под конкретную лодку. Если сделать его своими руками, то можно изменять его в соответствии с лодкой. Например, при использовании другой лодки можно изменить и якорь, просто приварить к нему утяжеление или воспользоваться расплавленным свинцом.

Метод изготовления якоря может быть весьма разнообразным, и каждый рыбак самостоятельно выбирает его, более подходящий для него. Подобрать его в магазине значительно проще, но при эксплуатации могут выявиться нежелательные проблемы, а якорь уже куплен. Выбор якоря может зависеть от массы лодки, скорости течения, глубины водоема и рельефа его дна. Только на практике можно правильно определиться с конструкцией и сделать его надежным.

В ожидании очередного парусного сезона, пораскинув мозгами в голове или тем, что там имеется, задействовав свои руки, далеко не самые прямые, сделал якорь для резиновой лодки, точнее для своего парусного катамарана, бороздящего северные Ладожские просторы гордым названием «Котя». Данный аксессуар мне необходим, прежде всего, потому, что в походе «паркую» катамаран на воде. Вытаскивать его на берег лень, а главное жалко ПВХ баллоны, все таки камни на Ладоге как хорошая терка. До сих пор пользовался складной «кошкой» в пару кило, но на камнях, да и на грунте, она держит плохо. Не зацепится за хороший камень – срывается, а хороших камней, как неудивительно, на дне шхер крайне мало.

Если кого интересует, как сделать своими руками якорь Денфорта без использования сварочного аппарата, обходясь лишь общедоступным инструментом – дрелью и болгаркой, то об этом . Ну а сейчас речь пойдет о гораздо более простом варианте якоря.

Но к делу. Самодельный якорь весом 9 кг изготовлен минут за двадцать (не считая 1,5 часов высыхания краски) из автомобильного хлама, оказавшегося под руками, без каких либо чертежей, а из инструментов использовалась только дрель. Идея родилась и сформировалась в общих чертах буквально за пару минут.

Что потребовалось

  • старый тормозной диск от какой-то легковушки;
  • ржавая крышка от тормозной камеры какого-то грузовика;
  • найденный стержень с резьбой;
  • крепежный хомут, тоже от тормозной камеры;
  • гайка корончатая от фиг знает чего;
  • шайба d30 или около того непонятно от чего;
  • гайка М16 = 2шт;
  • болт М8х40 = 3шт;
  • гайка М8 = 3шт;
  • шайба кузовная М8 = 3шт;
  • кусок резинового шланга.



ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЯКОРЯ СВОИМИ РУКАМИ

Прежде всего, слегка пройдясь кардщедкой, снял лишь толстый слой ржавчины и покрасил (использовалась краска с возможностью нанесения прямо на ржавчину). Далее соединяем крышку тормозной камеры к тормозному диску, просверлив в ней 3 отверстия (размечаем по отверстиям на диске). Берем болты М16, гайки, шайбы и скручиваем наши железки.

На резьбовой стержень накручиваем одну гайку. Что бы она нечаянно не открутилась, немного сбил резьбу в торце стержня.

Накидываем шайбу d30 и пропускаем стержень в отверстие крышки камеры. Сверху одеваем корончатую гайку (можно заменить просто шайбой) и стягиваем полученную конструкцию гайкой М16.

Надеваем резиновый шланг и прикручиваем крепежный хомут. Все. Вытираем свои руки. Самодельный якорь для лодки готов.

Чем он, на мой взгляд, хорош именно для лодки ПВХ и конкретно для моего катамарана, так это тем, что не имеет острых углов. Кроме того — легко разбирается для транспортировки. Ну и конечно, весьма приятно, что на изготовление не было потрачено ни копейки.

Якорь – один из важнейших атрибутов судоходства и рыбной ловли с использованием лодок и катеров. Известно более двух тысяч разновидностей этого устройства, имеющих патент. Конструкция и форма якорей постоянно совершенствуются.

На рынке снаряжения для лодок и катеров якоря представлены как товар с одним из наибольших ассортиментов. Но многообразие условий, в которых они используются, не позволяет создать одного универсального якоря для всех случаев жизни.

Многие собственники лодок и катеров делают якорные устройства самостоятельно, адаптируя их к реальным условиям использования и к особенностям своих судов. Некоторые рекомендации в отношении самостоятельного изготовления якорей приведены в этой статье.

Определение веса якоря и характеристик якорного каната

Важнейшая характеристика якоря, определяющая надежность фиксации лодки или катера на месте стоянки – его держащая сила, величина которой зависит от массы якоря.

Наиболее известная формула определения веса якоря: W= (8/10)∛ D^2кгс где D – водоизмещение судна.

Диаметр якорного каната можно определить, используя следующую формулу: d=4.7 ∛ D^мм.

Наиболее прочные среди материалов, применяемых для производства канатов – синтетические. Нейлоновые и капроновые тросы имеют большую по сравнению с веревками из натуральных материалов прочность, более устойчивы к разложению, в меньшей степени подвержены воздействию температуры и влажности.

Одно из общих правил выбора троса: разрывное усилие троса должно превышать вес якоря в семьдесят раз.
Некоторые сведения о характеристиках, используемых на практике синтетических канатов для катеров внутреннего плавания, приведены в таблице.

Вид судна Масса якоря, кгс Характеристики каната (капрон)

Длина, м Толщина, м

Открытые катера до 5 м 12 25 8

Открытые катера до от 5 до 7 м 12 – 14 25 8

Открытые катера до от 7 до 8 м 14 – 18 30 10

Открытые катера до от 8 до 10 м 20 30 12

Скобками обозначены значения для морских судов.

Наряду с расчетом массы якоря с использованием формул и таблиц используются и упрощенные алгоритмы определения этого параметра. Для надежного закрепления судна вес его якоря должен составлять около 10% веса плавучего средства. Или еще один принцип расчета, показавший свою эффективность: масса якоря должна составлять 1% длины судна.

Какое количество якорей необходимо на судне

Для крупных судов требованиями судоходства предусматривается наличие трех якорей: основного, станового с весом на 20-30% меньше основного и шлюпочного. Охотники и рыболовы, как правило, используют два якоря на судне, опуская их с кормы и носа и исключая вращение лодки.

Выбор якоря: разновидности и особенности

Якорь – устройство, используемое на воде и обеспечивающее безопасность людей, необходимо выбирать с особой тщательностью с учетом требований, предъявляемых к якорному устройству.

Назначение якоря – фиксировать положение судна при любой силе ветра, величине волн и стремительности течения. Самый тяжелый якорь, не означает – лучший. Квадратная гиря в 20 кг, не имея сцепления с донным грунтом, не удержит лодку на месте, а 8 – килограммовый якорь с этой задачей справится.

Влияют на выбор якоря и его удобство при эксплуатации и хранении. Выбор конструкции якоря зависит от условий судоходства и от характера донных поверхностей, с которыми контактирует якорь.

Наибольшее практическое применение получили следующие конструкции якорей:

Адмиралтейский якорь – устойчив на всех донных грунтах. Однако уступает якорям, которые погружаются в дно двумя лапами (якорь Холла). Недостатки: сложность подъема и неудобство при хранении из-за значительных размеров лап и штока. Кроме того, стандартная конструкция этого якоря предусматривает его неудобное закрепление с помощью разводной чеки. Вместо этой конструкции часто используют стопорную шайбу с пазом.

К штоку приваривают шип и в той его части, которая проходит через веретено, надевают шайбу. Шип и паз имеют размеры, позволяющие шипу свободно проходить через паз. Шток фиксируется при повороте шайбы и ее перемещении к веретену. Проворачиванию штока препятствует еще один шип, установленный на нем и заходящий паз отверстия веретена.

Якорь Матросова с повышенной силой удерживания используется для крупных яхт и катеров.

Получил широкое применение на небольших судах. Удобно складывается для хранения и может применяться для поиска затонувших предметов, тросов или цепей.

Наряду с серийно выпускаемыми якорями многие собственники судов используют для якорения подручные средства или изготавливают якорные устройства самостоятельно, применяя самодельные разработки.

Простейшие якоря из подручных средств – спортивная гантель весом 5-10 кг., пластиковая бутылка с песком внутри, наполненный гравием мешок, связанные веревкой кирпичи, свинцовые слитки в форме блинов и т.д.

Самодельный сварной якорь Курбатова – пример одной из удачных самодельных разработок якоря. Отличается конструкция якоря Курбатова от якорей Матросова и Данфорта количеством лап (у Курбатова она одна) и веретеном, имеющим раздвоение. Принцип работы: планка, соединенная с лапой, при движении якоря задевает дно и разворачивает лапу, направляя ее в грунт.

Якорь успешно работает в условиях большинства донных грунтов и имеет возможность увеличения веса. При использовании якоря в условиях каменистого дна на его конце может быть закреплен дополнительный груз – болванка из металла весом в несколько килограмм.

Изготавливается якорь этой конструкции из восьмимиллиметровой проволоки, двенадцатимиллиметрового прута и трёхмиллиметрового стального листа.

Якорь «Трайдент» – зарубежный аналог якоря Курбатова. Конструкция «Трайдента» незначительно отличается от устройства якоря Курбатова. Лапа этого якоря шире и имеет форму гребня с тремя зубцами, которая легко удерживает якорь на песчаном дне, илистых отложениях или камнях.

Планка, установленная по ширине лапы, при перемещении по дну разворачивает ее и заставляет заглубляться в дно. Вместе с этим гребень упирается в нижнюю часть обоймы якоря, ограничивая разворот лапы до угла не более 40 градусов.


Конструкции складной кошки

Среди опытных рыбаков получили распространение несколько вариантов якоря-кошки, упрощающее его хранение:

Вариант 1. Верхняя пара лап в этой конструкции подвижная. При использовании якоря пары лап зафиксированы и располагаются под углом в 90 градусов друг к другу. После вытравливания якоря на борт верхняя пара поднимается и поворачивается, располагаясь параллельно с нижней, уменьшая габариты якоря. Фиксация подвижной пары лап производится с помощью втулок и отверстий.

Вариант 2. Отличается от первого тем, что во время нахождения якоря на дне подвижную пару фиксирует на ее рабочем месте пружина. Эта же пружина прижимает свободную пару, но расположенную аналогично неподвижной, когда якорь сложен.

Вариант 3. В кошке этой конструкции все лапы соединены с основанием якоря шарнирами и в походном положении прижаты к веретену. Разворачивает лапы в рабочее положение, прижимая их к нижней части якоря, муфта, двигающаяся по веретену. Эта же муфта, находясь в верхнем положении, фиксирует лапы, прижатые к веретену.


Иногда в якорях-кошках перечисленных вариантов модернизируют лапы. Усовершенствование состоит в том, что лапы якоря, изготовленные из трех- или четырёхмиллиметровой проволоки или арматуры, при вытравливании с большим усилием изгибаются, освобождая якорь из грунта.

Как сохранить якорь


Избежать потери при вытравливании из воды прочно закрепившегося на донном грунте или зацепившегося за толстые корни якоря можно используя следующий способ: использование при эксплуатации якоря дополнительного троса-буйрепа.

Трос закрепляют в нижней части якоря, вместе пересечения лап и оснащают поплавком из плавучего материала-пенопласта или дерева. Поплавок указывает на месторасположения якоря.

При возникновении проблем с поднятием якоря, он поднимается со дна с помощью буйрепа.

Подводя итог

Успех выбора типа якоря для самостоятельного изготовления, а значит, в значительной степени и ваша безопасность на воде, зависит от внимательного изучения необходимых характеристик якоря и их тщательного их сопоставления с фактическими условиями его использования и реалиями конструкции вашего судна.