Историческая справка о курильских островах. Вопрос суши

Проблема Курильских островов

Сегорских А.

группа 03 История

К так называемым «спорным территориям» относятся острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Малая Курильская гряда состоит из 8 островов).

Обычно при обсуждении проблемы спорных территорий рассматривают три группы проблем: исторический паритет в открытии и в освоении островов, роль и значение русско-японских договоров XIX века, установивших границу между двумя странами, а также юридическую силу всех документов, регулирующих послевоенное устройство мира. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны, ибо международное право гласит: состояние войны между государств ами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Уже по одному этому весь “исторический” пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства. Поэтому первые две проблемы мы рассматривать не будем, а остановимся на третьей.

Сам факт нападения Японии на Россию в русско-японской войне гг. являлся грубым нарушением Симодского трактата, в котором провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». После поражения России, в 1905 году был заключен Портсмутский мирный договор. Японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин . В Портсмутском договоре прекратило действие обменное соглашение 1875г., а также говорилось о том, что все торговые договоры Японии с Россией аннулируются в результате войны. Это аннулировало Симодский трактат 1855г. Таким образом, к моменту заключения 20 января 1925г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между Россией и Японией фактически не существовало какого-либо действующего двустороннего соглашения о принадлежности Курильских островов.

Вопрос о восстановлении прав СССР на южную часть Сахалина и Курильские острова обсуждался в ноябре 1943г. на Тегеранской конференции глав союзных держав. На Ялтинской конференции в феврале 1945г. лидеры СССР, США и Великобритании окончательно договорились о том, что после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова перейдут Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

2 февраля 1946г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, который установил, что вся земля с ее недрами и водами на территории Южного Сахалина и Курильских островов является государственной собственность ю СССР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. Тем не менее статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом, Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

Но позже США стали утверждать, что в Сан-францисском мирном договоре не указано в чью пользу Япония отказалась от этих территорий. Это заложило основы для предъявления территориальных претензий.

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную декларацию. Декларация предполагала сначала заключение мирного договора и только потом «передачу» двух островов. Передача – это акт доброй воли, готовность распорядиться собственной территорией «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства». Япония же настаивает на том, чтобы «возвращение» предшествовало мирному договору, ибо само понятие «возвращение» - это признание незаконности их принадлежности к СССР, что и является ревизией не только самих итогов Второй мировой войны, но и принципа незыблемости этих итогов. Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

27 января 1960 года СССР заявил, что, поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, то советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче указанных островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «Они не включают, и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время: «Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны».

В 90-е при встрече с Японской делегацией также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные". Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (в японской интерпретации - вопрос о «северных территориях») оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия - продолжатель СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны Россией и Японией.

14 ноября 2004 года глава МИДа в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры». Премьер-министр Японии Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.

14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу Южных Курил. Некоторые наблюдатели видят в этом отказ США от нейтралитета в японско-российском территориальном споре. Да и способ отвлечь внимание от своих действий конца войны, а также сохранять равенство сил в данном регионе.

В годы холодной войны США поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах и делали всё, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон нашли себе общего врага, США перестали делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора.

16 августа 2006 японская рыболовецкая шхуна была задержана российскими пограничниками. Шхуна отказывалась подчиняться командам пограничников, по ней был открыт предупредительный огонь. В ходе инцидента один член экипажа шхуны получил смертельное ранение в голову. Это вызвало резкий протест японской стороны. Обе стороны заявляют, что инцидент произошёл в их собственных территориальных водах. За 50 лет спора вокруг островов это первый зафиксированный смертельный случай.

13 декабря 2006 Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы.

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы.

Основные факторы, которые необходимо учитывать при решении проблемы Курильских островов

· наличие богатейших запасов морских биологических ресурсов в акваториях , прилегающих к островам;

· неразвитость инфраструктуры на территории Курильских островов, практическое отсутствие собственной энергетической базы при значительных запасах возобновляемых геотермальных ресурсов, отсутствие собственных транспортных средств для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;

· близость и практически неограниченная емкость рынков сбыта морепродуктов в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона; необходимость сбережения уникального природного комплекса Курильских островов, поддержания локального энергетического равновесия с сохранением чистоты воздушного и водного бассейнов, защиты уникального растительного и животного мира. При разработке механизма передачи островов должно учитываться мнение местного гражданского населения. Тем, кто останется, должны быть гарантированны все права (включая имущественные), а тем, кто уедет, необходима полная компенсация. Нужно учесть готовность местного населения воспринять изменение статуса этих территорий.

Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, влияют на национальную безопасность России. Утрата Курильских островов повредит системе обороны российского Приморья и ослабит обороноспособность нашей страны в целом. С потерей островов Кунашир и Итуруп Охотское море перестает быть нашим внутренним морем. Курильские острова и прилегающая к ним акватория единственная в своем роде экосистема, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

Примечания:

1. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

3. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/

4. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

7. Современные японские историки об освоении Южно-Курильских островов (начало XVII - начало XIX века) http://proceedings. /

8. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/

Спор между Россией и Японией по поводу принадлежности Южных Курил ведется уже несколько десятилетий. Из-за нерешенности этого вопроса между двумя странами до сих пор не подписан мирный договор. Почему переговоры ведутся так сложно и есть ли шанс найти приемлемое решение, которое устраивало бы обе стороны, - выяснял портал сайт.

Политический маневр

«Семьдесят лет мы ведем переговоры. Синдзо сказал: «Давайте поменяем подходы». Давайте. Так вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор - не сейчас, но до конца года - без всяких предварительных условий».

Эта реплика Владимира Путина на Владивостокском экономическом форуме вызвала в СМИ ажиотаж. Ответ Японии, впрочем, был предсказуем: заключать мир без решения территориального вопроса в Токио не готовы в силу массы обстоятельств. Любой политик, который зафиксирует в международном договоре хотя бы намек на отказ от претензий на так называемые северные территории, рискует проиграть выборы и закончить политическую карьеру.

Президент РФ Владимир Путин принимает участие в пленарном заседании «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» IV Восточного экономического форума (ВЭФ-2018). Слева направо - телеведущий, заместитель директора ГТК «Телеканал «Россия», президент Института Беринга–Беллинсгаузена по изучению обеих Америк Сергей Брилев, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, справа налево - премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга

Десятилетиями японские журналисты, политики и ученые объясняли нации, что вопрос возвращения Южных Курил для Страны Восходящего Солнца является принципиальным, и в конце концов объяснили. Теперь при любом политическом маневре на российском фронте японские элиты должны учитывать пресловутую территориальную проблему.

Почему Япония хочет получить четыре южных острова Курильской гряды - понятно. Но почему Россия не хочет их отдавать?

От купцов до военных баз

О существовании Курильских островов большой мир не подозревал примерно до середины XVII века. Народ айнов, живший на них, когда-то населял все Японские острова, но под напором захватчиков, прибывших с материка, - предков будущих японцев - постепенно был уничтожен или вытеснен на север - на Хоккайдо, Курилы и Сахалин.

В 1635–1637 годах японская экспедиция обследовала самые южные острова Курильской гряды, в 1643 году голландский исследователь Мартин де Фриз обследовал Итуруп и Уруп и объявил последний собственностью Голландской Ост-Индской компании. Пятью годами позже северные острова были открыты русскими купцами. В XVIII веке русское правительство взялось за исследование Курил уже всерьез.

Русские экспедиции дошли до самого юга, нанесли на карту Шикотан и Хабомаи, а вскоре Екатерина II издала указ о том, что все Курилы до самой Японии являются российской территорией. Европейские державы приняли это к сведению. Мнение японцев на тот момент никого, кроме них самих, не волновало.

Три острова - так называемая Южная группа: Уруп, Итуруп и Кунашир, - а также Малая Курильская гряда - Шикотан и многочисленные необитаемые островки рядом с ним, которые японцы именуют Хабомаи, - оказались в серой зоне. Русские не строили там укреплений и не размещали гарнизонов, а японцы были заняты главным образом колонизацией Хоккайдо. Лишь 7 февраля 1855 года между Россией и Японией был подписан первый договор о границе - Симодский трактат.

Согласно его условиям рубеж между японскими и российскими владениями проходил по проливу Фриза - по иронии судьбы названному по имени того самого голландского мореплавателя, который пытался объявить острова нидерландскими. Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отошли Японии, Уруп и острова дальше на север - России. В 1875 году японцам передали уже всю гряду до самой Камчатки в обмен на южную часть Сахалина; 30 лет спустя Япония вернула ее себе по результатам Русско-японской войны, которую Россия проиграла.

Во время Второй мировой войны Япония входила в число государств Оси, но военные действия между Советским Союзом и Японской империей на протяжении большей части конфликта не велись, так как стороны в 1941 году подписали пакт о ненападении. Однако 6 апреля 1945 года СССР, выполняя союзнические обязательства, предупредил Японию о денонсации пакта, а в августе объявил ей войну. Советские войска заняли все Курильские острова, на территории которых была создана Южно-Сахалинская область.

Но в итоге до мирного договора между Японией и СССР дело не дошло. Началась холодная война, отношения между бывшими союзниками накалились. Япония, оккупированная американскими войсками, в новом конфликте автоматически оказалась на стороне западного блока. По условиям Сан-Францисского мирного договора 1951 года, который Союз подписывать отказался по целому ряду причин, Япония подтвердила возврат СССР всех Курил - кроме Итурупа, Шикотана, Кунашира и Хабомаи.

Пять лет спустя, казалось, появилась перспектива прочного мира: СССР и Япония приняли Московскую декларацию, по которой прекращалось состояние войны. Советское руководство тогда выразило готовность отдать Японии Шикотан и Хабомаи при условии, что она снимет претензии на Итуруп и Кунашир.

Но в итоге всё сорвалось. Штаты пригрозили Японии, что в случае подписания договора с Советским Союзом они не вернут ей архипелаг Рюкю. В 1960 году Токио и Вашингтон заключили соглашение о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, в котором содержалось положение о том, что США имеют право размещать в Японии войска любой численности и создавать военные базы, - и после этого Москва категорически отказалась от идеи мирного договора.

Если раньше у СССР сохранялась иллюзия того, что путем уступки Японии можно нормализовать с ней отношения, переведя ее в разряд хотя бы относительно нейтральных стран, то теперь передача островов означала, что на них вскоре появятся американские военные базы. В результате мирный договор так и не был заключен - и не заключен до сих пор.

Лихие 1990-е

Советские лидеры вплоть до Горбачева не признавали наличие территориальной проблемы в принципе. В 1993 году, уже при Ельцине, была подписана Токийская декларация, в которой Москва и Токио обозначили намерение решить вопрос о принадлежности Южных Курил. В России это было воспринято с немалым беспокойством, в Японии, наоборот, с энтузиазмом.

Северный сосед переживал трудные времена, и в японской прессе того времени можно встретить самые безумные проекты - вплоть до покупки островов за крупную сумму, благо тогдашнее российское руководство было готово идти на бесконечные уступки западным партнерам. Но в итоге и российские страхи, и японские надежды оказались беспочвенными: уже через несколько лет внешнеполитический курс России был скорректирован в пользу большего реализма, и речи о передаче Курил больше не шло.

В 2004 году вопрос неожиданно всплыл снова. Глава МИДа Сергей Лавров объявил, что Москва как государство - продолжатель СССР готова возобновить переговоры на базе Московской декларации - то есть подписать мирный договор и затем в качестве жеста доброй воли отдать Японии Шикотан и Хабомаи. Японцы на компромисс не пошли, и уже в 2014-м Россия полностью вернулась к советской риторике, заявив, что никакого территориального спора у нее с Японией нет.

Позиция Москвы совершенно прозрачна, понятна и объяснима. Это позиция сильного: не Россия требует чего-то от Японии - совсем наоборот, японцы выдвигают претензии, которые не могут подкрепить ни военным, ни политическим образом. Соответственно со стороны России речь может идти лишь о жесте доброй воли - и не более. Экономические отношения с Японией развиваются своим чередом, острова на них никак не влияют, а передача островов никак их не ускорит и не замедлит.

При этом передача островов может повлечь за собой ряд последствий, и их величина зависит от того, какие именно острова будут переданы.

Море закрытое, море открытое

«Это успех, к которому Россия шла долгие годы… По объему запасов эти территории - настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики… Включение анклава в российский шельф устанавливает исключительные права России на ресурсы недр и морского дна анклава, включая промысел сидячих видов, то есть краба, моллюсков и так далее, а также распространяет российскую юрисдикцию на территорию анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды».

Так министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в 2013 году прокомментировал новость о том, что подкомиссия ООН приняла решение о признании Охотского моря внутренним морем России.

До того момента в самом центре Охотского моря существовал вытянутый с севера на юг анклав площадью 52 тыс. кв. км, за свою характерную форму получивший название «Арахисовая дыра» (Peanut Hole). Дело в том, что 200-мильная особая экономическая зона России не дотягивалась до самого центра моря - таким образом, воды там считались международными и в них могли вести промысел морских животных и добычу полезных ископаемых суда любых государств. После того как подкомиссия ООН одобрила российскую заявку, море стало полностью российским.

У этой истории было много героев: ученые, которые доказали, что морское дно в районе «Арахисовой дыры» - континентальный шельф, дипломаты, сумевшие защитить российские притязания, и другие. Япония преподнесла во время голосования в ООН сюрприз: Токио одним из первых поддержал российскую заявку. Это породило массу слухов о том, что Россия готова в обмен пойти на уступки по Курилам, но они так и остались слухами.

Что же произойдет со статусом Охотского моря, если Россия отдаст Японии два острова - Шикотан и Хабомаи? Ровным счетом ничего. Ни один из них не омывается его водами, следовательно, никаких изменений не предвидится. Но если Москва отдаст Токио также Кунашир и Итуруп, то ситуация будет уже не столь однозначной.

Дистанция между Кунаширом и Сахалином - менее 400 морских миль, то есть особая экономическая зона России полностью перекрывает юг Охотского моря. Но от Сахалина до Урупа уже 500 морских миль: между двумя частями экономической зоны образуется коридор, ведущий к «Арахисовой дыре». Какие последствия это повлечет за собой, предсказать трудно.

На границе сейнер ходит хмуро

Похожая ситуация складывается и в военной сфере. Кунашир отделяется от японского Хоккайдо проливами Измены и Кунаширским; между Кунаширом и Итурупом лежит пролив Екатерины, между Итурупом и Урупом - пролив Фриза. Сейчас проливы Екатерины и Фриза находятся под полным российским контролем, Измены и Кунаширский - под наблюдением. Ни одна неприятельская подводная лодка или корабль не смогут пройти в акваторию Охотского моря через острова Курильской гряды незамеченными, при этом российские подводные лодки и корабли могут спокойно выходить через глубоководные проливы Екатерины и Фриза.

В случае передачи Японии двух островов российским кораблям сложнее будет пользоваться проливом Екатерины; в случае передачи четырех - Россия полностью потеряет контроль над проливами Измены, Кунаширским и Екатерины и сможет лишь вести наблюдение за проливом Фриза. Таким образом, в системе охраны Охотского моря образуется дыра, которую невозможно будет заделать.

Экономика Курильских островов завязана в первую очередь на добычу и переработку рыбы. На Хабомаи экономики нет в связи с отсутствием населения, на Шикотане, где проживает около 3 тыс. человек, - рыбоконсервный завод. Разумеется, в случае передачи этих островов Японии придется решать и судьбу живущих на них людей, и предприятий, и решение это не будет легким.

Но если Россия отдаст Итуруп и Кунашир, последствия будут куда больше. Сейчас на этих островах живет около 15 тыс. человек, идет активное строительство инфраструктуры, в 2014 году на Итурупе заработал международный аэропорт. Но самое главное - Итуруп богат полезными ископаемыми. Там, в частности, находится единственное экономически выгодное месторождение рения - одного из самых редких металлов. До распада СССР российская промышленность получала его из казахского Джезказгана, и месторождение на вулкане Кудрявый - шанс полностью покончить с зависимостью от импорта рения.

Таким образом, если Россия отдаст Японии Хабомаи и Шикотан - она лишится части территории и понесет сравнительно небольшие экономические потери; если вдобавок отдаст Итуруп и Кунашир - пострадает куда больше как в экономическом, так и в стратегическом плане. Но в любом случае отдавать можно только тогда, когда другой стороне есть что предложить взамен. Токио пока предлагать нечего.

Россия хочет мира - но с сильной, миролюбивой и дружественной Японией, проводящей независимую внешнюю политику. В нынешних условиях, когда эксперты и политики всё громче говорят о новой холодной войне, в дело вновь вступает безжалостная логика противостояния: отдав Японии, поддерживающей антироссийские санкции и сохраняющей на своей территории американские базы, Хабомаи и Шикотан, не говоря уже о Кунашире и Итурупе, Россия рискует просто потерять острова, не получив ничего взамен. Вряд ли Москва готова на это пойти.

Курильские острова - цепь островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо, отделяющая Охотское море от Тихого океана. Протяжённость - около 1200 км. Общая площадь - 15,6 тыс. км. К югу от них проходит государственная граница Российской Федерации с Японией. Острова образуют две параллельные гряды: Большую Курильскую и Малую Курильскую. Включают 56 островов. Имеют важное военно-стратегическое и экономическое значение .

Территориально Курильские острова входят в Сахалинскую область России. Южные острова архипелага - Итуруп, Кунашир, Шикотан, а также острова Малой Курильской гряды.

На островах и в прибрежной зоне разведаны промышленные запасы руд цветных металлов, ртути, природного газа, нефти. На острове Итуруп, в районе вулкана Кудрявый, находится самое богатое из известных в мире минеральное месторождение рения (редкий металл, стоимость 1 кг составляет 5000 долл. США). Благодаря этому Россия занимает третье место в мире по природным запасам рения (после Чили и США). Общие ресурсы золота на Курильских островах оцениваются в 1867 тонн, серебра - 9284 тонн, титана - 39,7 млн тонн, железа - 273 млн тонн.

Территориальный конфликт между РФ и Японией имеет долгую историю:

После поражения в 1905 г. в русско-японской войне Россия передала Японии южную часть Сахалина;

В феврале 1945 г. Советский Союз пообещал США и Великобритании начать войну с Японией при условии возвращения ему Сахалина и Курильских островов;

2 февраля 1946 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинской области в составе Хабаровского края РСФСР;

В 1956 г. Советский Союз и Япония приняли Совместный договор, официально заканчивающий войну между двумя государствами и передающий Японии острова Малой Курильской гряды. Подписать договор, однако, не получилось, потому что по нему выходило, что Япония отказывается от прав на Итуруп и Кунашир, из-за чего США пригрозили не отдать Японии остров Окинава.

Позиция России

Официальную позицию российского военно-политического руководствав 2005 году выразил Президент РФ Владимир Путин, заявив, что принадлежность островов определена итогами Второй мировой войны и что в этом смысле Россия ни с кем не собирается этот вопрос обсуждать. Но в 2012 году он сделал для японцев очень обнадеживающее заявление, сказав, что спор должен быть решен на основе устраивающего обе стороны компромисса. "Что-то вроде хикиваке. Хикиваке - термин из дзюдо, когда ни одной из сторон не удалось добиться победы", - пояснил Президент.

В то же время Правительство РФ неоднократно заявляло, что суверенитет над южными Курилами обсуждению не подлежит, и Россия будет укреплять на них свое присутствие, предпринимая все необходимые для этого усилия. В частности, осуществляется Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов", благодаря которой на бывших японских "северных территориях" идет активное строительство инфраструктурных объектов, планируется построить аквакультурные сооружения, детские сады и больницы.

Позиция Японии

Каждый премьер-министр, каждая победившая на выборах партия настроена на возвращение Курил. При этом в Японии существуют партии, которые претендуют не только на южные Курилы, но и на все Курильские острова вплоть до Камчатки, а также южную часть острова Сахалин. Также в Японии организовано политическое движение за возвращение "северных территорий", ведущее регулярную пропагандистскую деятельность.

При этом японцы делают вид, что никакой границы с Россией в районе Курил не существует. Принадлежащие России южные Курильские острова на всех картах и открытках показаны как территория Японии. На указанные острова назначаются японские мэры и начальники полиции. Дети в японских школах учат русский язык – на тот случай, если острова вернут Японии. Более того, учат показывать на карте "северные территории" и малолетних воспитанников детских садов. Таким образом, поддерживается мысль о том, что здесь Япония не заканчивается.

По решению правительства Японии, начиная с 7 февраля 1982 г., в стране ежегодно отмечается "День северных территорий". Именно в этот день в 1855 г. был заключен Симодский трактат, первый русско-японский договор, согласно которому острова Малой Курильской гряды отходили к Японии. В этот день традиционно проводится "общенациональный митинг за возвращение северных территорий", в котором принимают участие премьер и министры правительства, депутаты парламента от правящей и оппозиционных политических партий, бывшие жители южной части Курил. При этом на улицы японской столицы выезжают десятки разрисованных лозунгами и под милитаристскими флагами агитационных автобусов ультраправых группировок с мощными динамиками, курсирующих между парламентом и посольством России.

Вопрос суши.
Почему Россия никогда не отдаст Японии Южные Курилы

И для Японии, и для России «курильский вопрос» за прошедшие десятилетия стал делом принципа. И российским, и японским политикам малейшие уступки грозят если не крахом карьеры, то серьёзнейшими электоральными потерями.

Заявление премьер-министра Японии Синдзо Абэ о намерении разрешить территориальный спор по поводу Курильских островов и подписать с Россией мирный договор вновь привлекло внимание широкой общественности к так называемой «проблеме Южных Курил» или «северных территорий».

Громкое заявление Синдзо Абэ, однако, не содержит главного - оригинального решения, которое могло бы устроить обе стороны.

Земля айнов

Спор вокруг Южных Курил своими корнями уходит в XVII век, когда ни русских, ни японцев на Курильских островах ещё не было.

Коренным населением островов можно считать айнов - народность, о происхождении которой учёные спорят и по сей день. Айны, некогда населявшие не только Курилы, но и все Японские острова, а также низовья Амура, Сахалин и юг Камчатки, сегодня превратились в малую народность. В Японии, по официальным данным, насчитывается около 25 тысяч айнов, а в России их осталось чуть более ста человек.

Первые упоминания об островах в японских источниках датируются 1635 годом, в российских - 1644 годом.

В 1711 году отряд камчатских казаков под руководством Данилы Анциферова и Ивана Козыревского впервые высадился на самом северном острове Шумшу, разбив здесь отряд местных айнов.

Всё больше активности на Курилах проявляли и японцы, однако никакой лини разграничения и никаких договорённостей между странами не существовало.

Курилы - вам, Сахалин - нам

В 1855 году был подписан Симодский трактат о торговле и границах между Россией и Японией. Этот документ впервые определил границу владений двух стран на Курилах - она прошла между островами Итуруп и Уруп.

Таким образом, под властью японского императора оказались острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, то есть те самые территории, вокруг которых идёт сегодня спор.

Именно день заключения Симодского трактата, 7 февраля, объявлен в Японии так называемым «Днём северных территорий».

Отношения между двумя странами были достаточно хорошими, однако их портил «сахалинский вопрос». Дело в том, что на южную часть этого острова претендовали японцы.

В 1875 году в Санкт-Петербурге был подписан новый договор, согласно которому Япония отказывалась от всех притязаний на Сахалин в обмен на Курильские острова - и Южные, и Северные.

Пожалуй, именно после заключения договора 1875 года отношения между двумя странами развивались наиболее гармонично.

Непомерные аппетиты Страны восходящего солнца

Гармония в международных делах, однако, штука хрупкая. Япония, вышедшая из многовековой самоизоляции, стремительно развивалась, а вместе с тем росли и амбиции. Территориальные претензии у Страны восходящего солнца возникли едва ли не ко всем соседям, в том числе и к России.

Это вылилось в Русско-японскую войну 1904- 1905 годов, завершившуюся для России унизительным поражением. И хотя русской дипломатии удалось смягчить последствия военной неудачи, но, тем не менее, в соответствии с Портсмутским договором, Россия утратила контроль не только над Курилами, но и над Южным Сахалином.

Такое положение вещей не устраивало не только царскую Россию, но и Советский Союз. Однако изменить ситуацию в середине 1920-х было невозможно, следствием чего стало подписание в 1925 году Пекинского договора между СССР и Японией, по которому Советский Союз признавал сложившееся положение вещей, но отказывался признать «политическую ответственность» за Портсмутский договор.

В последующие годы отношения между Советским Союзом и Японией колебались на грани войны. Аппетиты Японии росли и стали распространяться и на континентальные территории СССР. Правда, поражения японцев на озере Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939 году заставили официальный Токио несколько сбавить обороты.

Однако «японская угроза» так и провисела дамокловым мечом над СССР во время Великой Отечественной войны.

Месть за старые обиды

К 1945 году тон японских политиков в отношении СССР изменился. О новых территориальных приобретениях речи не шло - японскую сторону вполне устроило бы сохранение существующего порядка вещей.

Но СССР дал обязательство Великобритании и США, что вступит в войну с Японией не позднее, чем через три месяца после окончания войны в Европе.

Оснований жалеть Японию у советского руководства не было никаких - уж слишком агрессивно и вызывающе вёл себя Токио в отношении СССР в 1920- 1930-х годах. Да и обиды начала века вовсе не были забыты.

8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии. Это был самый настоящий блицкриг - миллионная японская Квантунская армия в Манчжурии была наголову разбита в считанные дни.

18 августа советские войска начали Курильскую десантную операцию, целью которой было овладение Курильскими островами. Ожесточённые бои развернулись за остров Шумшу - это было единственное сражение скоротечной войны, в котором потери советских войск оказались выше, чем у противника. Тем не менее, 23 августа командующий японскими войсками на Северных Курилах генерал-лейтенант Фусаки Цуцуми капитулировал.

Падение Шумшу стало ключевым событием Курильской операции - в дальнейшем занятие островов, на которых находились японские гарнизоны, превратилось в принятие их капитуляции.

Взяли Курилы, могли взять и Хоккайдо

22 августа главком Советских войск на Дальнем Востоке маршал Андрей Василевский , не дожидаясь падения Шумшу, отдаёт приказ войскам занять Южные Курилы. Советское командование действует по плану - война продолжается, противник не капитулировал полностью, значит, следует двигаться дальше.

Первоначальные военные планы СССР были куда шире - советские подразделения были готовы к высадке на остров Хоккайдо, который должен был стать советской зоной оккупации. Как бы развивалась в этом случае дальнейшая история Японии, остаётся только гадать. Но в итоге Василевский получил приказ из Москвы - десантную операцию на Хоккайдо отменить.

Непогода несколько задержала действия советских войск на Южных Курилах, однако к 1 сентября Итуруп, Кунашир и Шикотан перешли под их контроль. Группа островов Хабомаи была полностью взята под контроль 2- 4 сентября 1945 года, то есть уже после капитуляции Японии. Боёв в этот период не было - японские солдаты безропотно сдавались в плен.

Итак, по окончании Второй Мировой войны Япония была полностью оккупирована союзными державами, причём основные территории страны попали под контроль США.


Курильские острова. Фото: Shutterstock.com

29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав генералом Дугласом Макартуром из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

2 февраля 1946 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

Таким образом, де-факто Южный Сахалин и Курильские острова перешли к России.

Почему СССР не подписал мирный договор с Японией

Однако эти территориальные изменения не были официально закреплены договором между двумя странами. А политическая ситуация в мире изменилась, и вчерашний союзник СССР Соединённые Штаты превратился в ближайшего друга и союзника Японии, в связи с чем не был заинтересован ни в урегулировании советско-японских отношений, ни в решении территориального вопроса между двумя странами.

В 1951 году в Сан-Франциско был заключён мирный договор между Японией и странами антигитлеровской коалиции, который СССР не подписал.

Причиной тому явился пересмотр США прежних договорённостей с СССР, достигнутых в Ялтинском соглашении 1945 года, - теперь официальный Вашингтон полагал, что Советский Союз не имеет прав не только на Курилы, но и на Южный Сахалин. Во всяком случае, именно такая резолюция была принята Сенатом США во время обсуждения договора.

Тем не менее, в итоговом варианте Сан-Францисского договора Япония отказывается от прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Но и здесь закавыка - официальный Токио и тогда, и сейчас заявляет, что не считает, что Хабомаи, Кунашир, Итуруп и Шикотан являются частью Курил.

То есть, японцы уверены - от Южного Сахалина они действительно отреклись, а вот от «северных территорий» никогда не отказывались.

Советский Союз отказался подписывать мирный договор не только из-за неурегулированности своих территориальных споров с Японией, но и из-за того, что он никак не разрешал аналогичных споров между Японией и тогдашним союзником СССР - Китаем.

Компромисс погубил Вашингтон

Лишь спустя ещё пять лет, в 1956 году, была подписана советско-японская декларация о прекращении состояния войны, которая и должна была стать прологом к заключению мирного договора.

Был озвучено и компромиссное решение - Японии будут возвращены острова Хабомаи и Шикотан в обмен на безоговорочное признание суверенитета СССР над всеми остальными спорными территориями. Но случиться это могло только после заключения мирного договора.

На самом деле Японию эти условия устраивали вполне, однако тут в дело вмешалась «третья сила». Соединённые Штаты совершенно не радовала перспектива налаживания отношений между СССР и Японией. Территориальная проблема выступала отличным клином, вбитым между Москвой и Токио, и её разрешение Вашингтон считал делом крайне нежелательным.

Японским властям было объявлено - в случае достижения компромисса с СССР по «курильской проблеме» на условиях дележа островов США оставят под своим суверенитетом остров Окинава и весь архипелаг Рюкю.

Угроза была поистине страшной для японцев - речь шла о территории с более чем миллионным населением, имеющей важнейшее историческое значение для Японии.

В результате возможный компромисс по вопросу Южных Курил растаял, как дым, а вместе с ним и перспектива заключения полноценного мирного договора.

К слову, контроль над Окинавой окончательно перешёл к Японии лишь в 1972 году. При этом 18 процентов территории острова и по сей день занимают американские военные базы.

Полный тупик

По сути дела, никакого продвижения в территориальном споре с 1956 года не произошло. В советский период, не достигнув компромисса, СССР пришёл к тактике полного отрицания какого-либо спора в принципе.

В постсоветский период у Японии затеплилась надежда, что щедрый на подарки президент РФ Борис Ельцин отдаст-таки «северные территории». Тем более, что подобное решение считали справедливым весьма заметные фигуры в России - к примеру, нобелевский лауреат Александр Солженицын .

Возможно, в этот момент японская сторона допустила ошибку, вместо компромиссных вариантов вроде того, что обсуждался в 1956 году, став настаивать на передаче всех спорных островов.

Но в России маятник уже пошёл в другую сторону, и те, кто считает невозможной передачу даже одного острова, сегодня звучат значительно громче.

И для Японии, и для России «курильский вопрос» за прошедшие десятилетия стал делом принципа. И российским, и японским политикам малейшие уступки грозят если не крахом карьеры, то серьёзнейшими электоральными потерями.

Поэтому продекларированное стремление Синдзо Абэ решить проблему, несомненно, похвально, но совершенно нереалистично.

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников