Конспект занятия - экскурсии в старшей группе детского сада на тему: Весна. Конспект экскурсии в старшей группе весной

Тягун Наталья Николаевна, воспитатель МБУ №81 детский сад «Медвежонок», г. Тольятти
Описание материала: данный конспект предназначен для детей 5-6 лет (старшая группа). Конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию. Экскурсия является особой формой организации познавательно - практической деятельности детей в природе.Обогатить и систематизировать знания детей об осени.

Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
Формировать представления об экологических взаимосвязях в природе.
Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.
Обогащать словарный запас.
Оборудование: лупы, ведерки (корзинки), грабельки (лопатки), перчатки для сбора мусора.

Предварительная работа:

Ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы.
Чтение рассказов на природоведческую тему об осени.
Заучивание стихов об осени русских поэтов.
Заучивание пословиц и поговорок об осени.
Рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень». И.И.Бродский «Опавшие листья»,С.Ю.Жуковский «Осень. Веранда».

1. Вводная беседа.


Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» воспитатель читает стихотворение Ю.Капустина «Осень»

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко - желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.

Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.Фронтальное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»
1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы - шершавая, у клена - гладкая и т.д.).
3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)
4. Любование детьми красотой деревьев.


Ребенок читает стихотворение М.Лесовой «Золотой дождь»

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов,дыма)
Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?
4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т.д.
Речевые упражнения.
1. Игра «Скажи красивые слова об осени» (Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову) .
2. Игра «Три листа» (Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом) .
3. Игра «Поймай и раздели» (Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов, деление на слоги слов-названий деревьев).
Загадки.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)
Одна нога - много рук. (Дерево)


Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1. Игра «Угадай» (угадать на ощупь, какой плод от дерева положили в ладошки) .
2. Игра «Составь узор» (составление узора из осенних листьев, чередуя их по цвету) .
Подвижные игры.
1. Игра «Поймай листок» (Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше) .
2. Игра «Я - кленовый листочек» (Цель: уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомиме образ осеннего листочка; включать воображение, память).
Природоохранный труд.
1. Убрать территорию от мусора.
2. Собрать и разложить по корзинкам природный материал.
3. Собрать для гербария красивые листья.Разучивание стихотворений об осени:
«Осенний клад» И.Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

«Наступила осень...»А.Ерикеев
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Изготовление коллажа «Декоративное панно из осенних листьев»

Цель: расширять у детей представления о школе: здесь дети учатся читать, писать, узнают много интересного, воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе, вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

Дети идут парами по поселку, наблюдают за дорогой, которая ведет к школе, знаками дорожного движения. Все подходят к зданию школы.

Воспитатель:

Вот и наступил сентябрь. Все дети, которым исполнилось 6 лет, идут в школу. И мы с вами сегодня тоже идем в школу, но только на экскурсию. Сегодня в школе первый звонок. Мы будем наблюдать за выступлением директора, учителей, слушать стихи о школе.

Дети внимательно слушают выступление директора школы, стихи детей, театрализованную постановку «Бабы Яги». Затем отправляются осматривать здание школы.

Воспитатель : Итак, вы сегодня узнали, кто руководит школой. Кто это?

(ответы)

Воспитатель: Чему учат в школе?

(ответы)

Воспитатель: Посмотрите на здание школы, сколько в нем этажей? Здание высокое?

(ответы)

Воспитатель: Да, оно двухэтажное. Ребята, обратите внимание на крыльцо. Какое оно широкое, большое. Здесь вход в школу.

Воспитатель: А как называется территория вокруг школы?

(ответы)

Воспитатель: Правильно. Это школьный двор. Что можно увидеть на школьном дворе?

(ответы)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто ухаживает за цветами?

(ответы)

Воспитатель: А кто убирает школьный двор?

(ответы)

Молодцы! А кто ему помогает?

(ответы)

Воспитатель: А еще ему помогают ученики во время проведения субботников.

Воспитатель: А теперь мы пришли в беседку, которая находится на территории школы. Она построена для вас и скоро вы здесь будет часто играть и заниматься. Давайте поиграем в игру.

Дети принимают участие в игре «Назови ласково».

А ещё в школе проводятся уроки физической культуры. На этих уроках дети играют, бегают, учатся выполнять различные спортивные упражнения.

Дети проходят на школьный стадион

Я предлагаю и нам с вами провести физкультминутку.

Вы, наверное, устали? ДА!

И поэтому все встали,

дружно все в кружочек встали.

Вверх ладошки хлоп-хлоп!

По коленкам шлеп-шлеп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Раз-два! Топ-топ-топ!

Три-четыре! Хлоп-хлоп-хлоп!

Воспитатель: Молодцы. Сегодня мы с вами побывали на школьной линейке, увидели здание школы и школьный двор, цветники, беседку. Ведь через год вы все пойдете в первый класс.

По дороге в детский сад дети делятся впечатлениями, что им запомнилось и понравилось.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Конспект экскурсии для детей старшей группы

«Пришла Весна с радостью»

подготовила воспитатель

Прокопенко Надежда Ивановна

станица Ленинградская

2015г

Конспект экскурсии для детей старшей группы

«Пришла Весна с радостью»

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Программное содержание:

Обучающие задачи: расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; научить устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, упражнения в обобщениях и доказательствах). Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания.

Развивающие задачи: развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Интеграция Образовательных Областей: познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Материал: лупы

Предварительная работа: наблюдения в природе; беседы; чтение художественных произведений о весне.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.

Добрый день! Я предлагаю вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.

«Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …»

Дети: Весна

Воспитатель: Правильно. Посмотрите вокруг. Какая сегодня погода?

Дети: Солнечная, ветреная, радостная.

Воспитатель: Как вы узнали, что сегодня хорошая погода? Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи? По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры - жди хорошую погоду. Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну - Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам прийти!»

Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся искать следы (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.

Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна?

Дети: Мы знаем 3 месяца весны и она начинается с марта.

Воспитатель: Кто может охарактеризовать месяц март?

Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим - синим.

Другое народное название марта - «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются.

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель - середина весны. Апрель называют «месяцем живой воды».

Воспитатель: А как называют май?

Дети: Травень.

Воспитатель: Вижу, вы действительно, готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь. Но Зима не пустит нас, пока мы не назовем весенние признаки.

Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.)

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Ребята, нас с вами встречает аллея из деревьев. Какие деревья растут вдоль дорожки?

Дети: Ива, береза, боярышник, орех.

Воспитатель: Давайте подойдем к иве и поздороваемся с ней. (Дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу). Что вы знаете об этом дереве? (Дети делятся знаниями)

Нежное, качающееся от ветра дерево. Главная характеристика ивы – это ее манера себя держать: тоненькие и длинные ее веточки всегда тянутся к земле. Свободные и нежные, они легко колышутся от малейшего прикосновения ветра, заставляя трепетать узкие листья. Ранним утром на тонких листьях ивы появляются мельчайшие капельки. И как только ветер слегка всколыхнет ветви дерева, капли начинают падать, словно слезы. В этот момент ива напоминает печальную плачущую девушку, распустившую свои длинные волосы - ветви. Вот потому-то и прозвали дерево в народе «плакучей ивой».

Воспитатель: Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

«Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь ты...» (березку)!

Что это за дерево? (Дети подходят к березе, рассматривают)

Что произошло с почками?

Что вы знаете о березе?

Дети: Давным - давно на бересте березы писали, когда не было бумаги. Из бересты делали посуду, самовары, лапти. Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрит.

Воспитатель: Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

(Игра «Сказать как можно больше красивых слов о березе»).

Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? А сами любите дарить подарки? Давайте и мы подарим березке свои подарки.

Дети:

1. Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко, согревает тебя.

2. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.

3. Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.

4. Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.

5. Я дарю тебе землю - почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя.

Воспитатель: Лучшим подарком для березки будет наша забота и внимание.

Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать?

Дети: Не ломать ветки, не портить кору дерева.

Воспитатель: Какое дерево встречает нас?

Дети: Орех.

Воспитатель: Правильно! Как только не величают орех – пищей богатырей, деревом жизни. И на это есть причины – ядрышки орехов не только полезны, но и великолепны на вкус. Да и другие части растения полезны: листья используют в медицине, а древесина считается ценной породой.

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели?

Дети : Сережки березы, зеленые листочки травку и т.д.

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите?

Дети: Пение птиц.

Воспитатель: Правильно. А какие птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Как люди готовятся к встрече перелётных птиц?

Дети: развешивают скворечники.

Воспитатель: Почему весной птицы такие оживлённые? Чем они заняты? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

Упражнение «Отгадай и присядь»

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками - ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Воспитатель: - Ребята, а какая птица прилетает в конце марта?

Почему грача называют «вестником весны»?

Дети: Потому что она прилетает первая.

Воспитатель:

« Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук?»

Дети: Дятел
Воспитатель: Где зимуют дятлы?

Дети: В дуплах, которые сами выдалбливают в старых деревьях.
Воспитатель: Чем любят лакомиться дятлы ранней весной?

Дети: Березовым соком.
Воспитатель: Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
деревьев?

Дети: Его крепкий острый нос и длинный липкий язык.
Воспитатель: Как выглядит дятел?

Дети: Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна

Воспитатель: Почему дятлов называют «санитарами леса»?

Дети: Они уничтожают вредителей леса.

Воспитатель: Часто можно еще увидеть трясогузку. Трясогузка - стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.

Воспитатель: Всю зиму мы видим рядом с нами серенькую птичку. Кто же это? Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?

Дети: Становится теплее, больше еды появляется, проще ее найти, начинают строить семьи .

Воспитатель: Где любят жить воробьи – в поле или рядом с человеком? Почему?

Дети: Рядом с человеком им легче прокормиться, больше мест для гнезд )

Воспитатель: Кого бояться воробьи?

Дети: Всех хищных птиц, кошек, людей

Воспитатель: Чем они питаются весной?

Дети: Семена, остатки пищи человека .

Воспитатель: Как люди должны заботиться о птицах?

Дети: Подкармливать, строить кормушки, скворечники.

Воспитатель: С приходом весны появляется много насекомых. Каких насекомых Вы знаете?

Дети: Божья коровка, комары, клопы – солдатики, пчелы.

Воспитатель: Как выглядит божья коровка?

Дети: У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко - красная спинка, украшенная черными точками. У нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные
Воспитатель: Как она передвигается?

Дети: Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния:
Воспитатель: Где они зимуют?

Дети: На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.
Воспитатель: Какую пользу приносят божьи коровки?
Дети: Божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Любят тлю.

Воспитатель: Сколько черных точек на спине жучка? За это называют семиточкой. С каким грибом можно сравнивать божью коровку?

Дети: С мухомором.

Воспитатель: Почему божью коровку называют доктором Айболитом?

Дети: Божья коровка поедает вредных насекомых.

Воспитатель: Вы назвали еще одно насекомое – комар. Как выглядит комар?

Дети: У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков
Воспитатель: Есть ли у комаров уши?

Дети: У комаров есть «уши», которые находятся в усах.
Воспитатель: Чем питаются комары?

Дети: Комары - самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.
Воспитатель: Почему комаров называют вредными насекомыми?

Дети: Комары - вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.

Воспитатель: Какие враги есть у комаров?

Дети: Лягушки, птицы, стрекозы.
Воспитатель: Ребята, давайте поищем наших старых знакомых, которых мы тоже часто видим. Это клопы - солдатики. Чем они отличаются от других насекомых?

Дети: Форма тела, окраска ярко - красная с черными пятнами на крыльях. (Рассмотреть в лупу хоботок и челюсти клопа и рассказать, что клоп челюстями прокалывает растения и высасывает из них хоботком сок.)

Воспитатель: Вспомните, у какого жука такая же яркая окраска?

Дети: У божьей коровки.

Воспитатель: А для чего она нужна?

Дети: Чтобы отпугивать птиц.

Воспитатель: Как вы считаете, заслуживает ли клоп - солдатик доброго отношения к себе?

Дети: Да, всех насекомых нужно беречь, это часть природы, как и мы.

Воспитатель: Почему клопы-солдатики так называются?

Дети: Бегают стайками в колонну друг за другом.

Воспитатель: А вот, если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям?

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений. Огромную пользу еще приносят пчелы, мы их тоже видим, они кружатся над цветами – первоцветами, собирают нектар.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля?

Дети: Она покрыта свежей травой и цветами.

Воспитатель: Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей)

(Предлагаю подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать).

Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки - зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный - многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений. Из одуванчиков варят варенье, делают настой, он повышает аппетит, улучшает работоспособность .

Воспитатель: Помните, мы делали салат из листьев одуванчика, он не только полезен, но и вкусен.

Воспитатель: Можем ли мы собирать эти цветы в букет? Срывая цветы, первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все - и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То останутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы».

Воспитатель: А сейчас, давайте пройдем на наш огород. Какие растения Вы видите здесь?

Дети: Щавель, петрушку, лук.

Воспитатель: Правильно. Это многолетние растения. А что сажают Ваши родители на огородах?

Дети: Картофель, свеклу, лук, чеснок, перец, помидоры, огурцы, баклажаны и др.

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Природа - это целый мир. Вам понравилась наша встреча с природой сегодня? Что вам понравилось? Что вы узнали для себя нового? Чему вы научились, чему удивились? Много тайн природы мы еще не раскрыли. И много сюрпризов нас ждет впереди .

Воспитатель: Я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться .


Конспект НОД по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Москве»

ЦЕЛИ :

дать представление о плане и карте местности;

закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы , истории создания Московского Кремля ;

развивать речь, мышление, кругозор;

воспитывать интерес к истории Отечества.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Мультимедийный проектор, экран, компьютер;

Презентация "Достопримечательности Москвы . Московский Кремль ";

Музыкальное сопровождение - подбор песен о Москве ;

Репродукции картин русских художников

Карта Москвы и метрополитена .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Чтение и заучивание стихов и пословиц о Москве ;

Рассматривание иллюстраций;

Беседы о городе Москва ;

Пополнение мини-музея Москвы в группе ;

Настольно-печатные игры по теме

Ход ЗАНЯТИЯ:

Мы с вами сегодня поговорим о Родине.

А кто вспомнит и расскажет стихотворение о Родине.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою.

Глубже морей, оно выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и я!

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окном

И на щечке родинка -

Это тоже Родина.

Воспитатель: А что мы называем словом «Родина»?

Дети: это страна, где мы родились или наши родные и т.д.

Воспитатель:

А как называется наша страна?

А какая наша страна Россия?

Как называется мы с вами граждане России?

А какой главный город в России?

А почему он главный город?

Кто-нибудь из вас был в Москве?

А хотите там побывать?

Тогда отправляемся в столицу. А на чём мы можем добраться туда очень быстро?

Да в Москву поедем на автобусе. Получите свои билеты. Проходите на свои места.

Воспитатель

Добрый день уважаемые пассажиры. Просьба всем пристегнуться. Звучит песня «А я иду, шагаю по Москве»

Воспитатель-стюардесса:

Прослушайте информацию о Москве. В старину люди говорили: «Град Москва - всей Руси глава». Это значит - много на Руси древних и прекрасных городов, а столица одна. А как всё начиналось? Князь Юрий Долгорукий основал небольшое поселение, в него вошло несколько деревень, расположенных по берегам реки Москвы. Поэтому и называлось поселение Москва. Жители занимались ремеслами, выгодно торговали. Ведь находилась Москва на пересечении больших дорог. Товары везли и по воде и по суше. Москва быстро росла и развивалась. Сегодня Москва - один из самых больших и красивых городов нашей страны. И со всех стран мира едут туристы в Москву, любуются архитектурой города. О Москве слагали былины, сказки, пословицы, поговорки, песни. Её называют: «Матушка- Москва», «Москва белокаменная», «Москва златоглавая», «Золотая Москва», «Дорогая столица», «сердце нашей Родины». А какие поговорки вы знаете о Москве?

Дети:

Москва - столицей народ гордится.

Москва - всем городам мать.

Кто в Москве не бывал - красоты не видал.

Москва, что гранит - никто не победит.

За Москву - мать не страшно умирать.

На чем можно путешествовать по городу ? (Дети перечисляют виды городского транспорта) . Итак, мы отправляемся в путешествие по Москве на автобусе , занимайте места! Вы узнаете много интересного о нашем городе, познакомитесь с его достопримечательностями. Знают ли вы, что такое "достопримечательность"?

Слайд №3. "Памятник Юрию Долгорукому".

Воспитатель : Посмотрите : мы проезжаем памятник Юрию Долгорукому. Чем известен этот человек? (Этот князь основал Москву ) . Город Москва был основан более восьмисот пятидесяти лет назад на берегах двух рек. Кто скажет, каких? (Москвы-реки и Неглинной ) .

Слайд №4 «Большой театр» (звучит музыка Чайковского из балета «Щелкунчик» )

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что за здание мы проезжаем? (Большой Театр) . Чем знаменит этот театр? (Он прославился на весь мир своими оперными и балетными постановками : «Щелкунчик» , «Лебединое озеро» и другими). Я вам советую обязательно побывать на спектакле.

Слайд№5 «МГУ» Слайд №6 «Воробьевы горы»

Воспитатель : Мы проезжаем красивое высотное здание со шпилем. Кто знает, что это за здание? (Университет, поступить в который мечтают почти все выпускники школ) . Находится университет на Воробьевых горах, где есть смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама Москвы .

Слайд №7 «Лужники» (спортивный марш)

Воспитатель : Недалеко от университета расположен самый главный стадион Москвы . Для чего построили стадион? Здесь проходят спортивные соревнования, матчи, тренируются спортсмены. Я приглашаю юных спортсменов на физминутку.

(Физминутка)

Воспитатель : Поторопитесь : наш автобус отправляется, экскурсия продолжается.

Слайд №8"Поклонная гора" (звучит музыка «Священная война» )

Воспитатель : В Москве есть такие места , которые мы посещаем с особым волнением. Одно из таких мест - это Мемориальный комплекс "Поклонная гора", возведённый в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь находится музей Великой отечественной войны, храм, знаменитая статуя Победы, а также фонтаны слез.

Слайд №10 "Храм Христа Спасителя" (колокольный звон)

Воспитатель : Наш автобус движется дальше. Посмотрите, какое красивое и величественное сооружение. Это храм Христа Спасителя, знаменитый тем, что возведен в наши дни вместо снесенного когда-то собора. Долгие годы на этом месте находился бассейн под открытым небом.

Слайд №11. "Третьяковская галерея"

Воспитатель : Москва - культурный центр России. Ни в каком другом городе нет столько музеев, театров, художественных галерей. Мы проезжаем Третьяковскую галерею. Названа в честь коллекционера картин Третьякова. В ней собраны картины самых знаменитых русских художников. Я предлагаю здесь сделать остановку и посетить некоторые залы музея.

(на стендах представлены репродукции картин русских художников Васнецова «Аленушка» , «Три богатыря» , Шишкина «Утро в сосновом лесу» , Левитана «Золотая осень» ). Воспитатель предлагает вспомнить автора картины и название.

Воспитатель : Садимся в автобус и отправляемся в самое сердце Москвы . Вы уже, наверное, догадались, куда?

Слайд № 12 Памятник Пушкину

Мы проезжаем мимо памятника великому русскому поэту, который родился в Москве , любил ее всем сердцем и посвятил ей немало поэтических строк :

«"Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва , я думал о тебе!

Москва . как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! ".

Слайд №13. Красная площадь «Московский Кремль »(Гимн Москвы )

Воспитатель : Наконец мы подъезжаем к главной достопримечательности Москвы - Московскому Кремлю . Именно Кремль является символом России. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится наша страна, работает наше правительство во главе с президентом. А в Большом Кремлёвском дворце проходят концерты и новогодние елки для ребят.

Воспитатель : Ребята, вы наверняка слышали такую поговорку : "Москва не сразу строилась "? Московский кремль не всегда имел такой вид, он многократно перестраивался. Кто знает историю Кремля? Я вам ее сейчас напомню. Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Понравился князю удобный для обороны холм - место слияния двух рек : лесной речки Неглинной и большой Москвы-реки . Пусть, думал Юрий Долгорукий, небольшая крепость в лесу сторожит дальние земли Суздаля. Обнесли воины холм земляным валом - забором, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Шли годы. Все чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву "белокаменной. Иван III решил перестроить Кремль, и был построен новый Кремль. Постепенно Кремль становился таким, каким мы привыкли его видеть .

Слайд №14 - 17.

Слайд №18. "Соборная площадь. Колокольня Ивана Великого"

Воспитатель : На территории Кремля расположена самая древняя площадь Москвы - Соборная . Над ней возвышается колокольня Ивана Великого. А рядом - еще два исторических памятника, прославивших Москву . Слайд №19. "Царь-колокол", Слайд №20 "Царь-пушка"

Воспитатель : Знаете ли вы, сколько всего кремлевских башен? (20)

Слайд №21 №22 "Тайницкая и Царская башни"

(Тайницкая башня самая старая , в ней было два тайника : тайник-колодец и тайник - подземный ход к речному берегу, самая молодая Царская башня).

Слайд № 23 " Башни Троицкая и Кутафья"

(Самая высокая Троицкая башня - восемьдесят метров. Самая маленькая Кутафья).

Слайд №24"Спасская башня" (бой курантов)

Воспитатель : А эту башню узнаёте? Конечно, это Спасская башня с огромными часами, по которым вся страна сверяет время. Как называются эти часы? (Куранты)

Воспитатель : Как вы думаете, почему площадь, на которой находится Кремль, назвали Красной? (Ответы детей) Слайд №25 «Красная площадь» . Красная площадь - главная площадь Москвы. Красная площадь - значит красивая. Давным-давно русские люди все красивое называли словом «красное», например, красное солнышко, красна девица. Вот и самую красивую площадь в Москве называют «Красной», но сначала ее называли торговой. Сейчас на этой площади проходят военные парады, праздники

Наше путешествие подошло к концу . Сегодня мы познакомились только с малой частью достопримечательностей Москвы . Что вам понравилось больше всего? Куда бы вы хотели поехать с родителями в ближайший выходной?

Физминутка: «Самолет»

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет!

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

Руки ставим все вразлет.

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда

Раз и два, раз и два

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два

Опустите руки вниз

Самолет остановись!

Вот мы и вернулись в свой город.

Воспитатель: Ребята, а в каком городе мы побывали? Кто основал Москву? А что означает слово Москва?

Воспитатель: Во все времена граждане нашей страны восхищались Москвой, любили ее. И неважно, что мы с вами не живем в Москве, а любим ее, как все россияне. Потому что Москва - это наша столица.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя Детский сад «№124»

НОД в старшей группе

Подготовила:

Воспитатель:

Крючкина И.Ю.

Севастополь

201 6

НОД в старшей группе

Конспект занятия «Экскурсия в музей Русской народной игрушки»

Цель:

    формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции;

    уточнить и расширить представления детей о русских народных игрушках, формировать знания о народном творчестве;

    закрепить знания дошкольников о русской народной деревянной игрушке – Матрёшке (Семёновская, Полхов-Майданская);

    познакомить с историей Богородского промысла;

    расширить знания детей о Дымковских, Филимоновских игрушках;

    развивать речь, умение отвечать на поставленные вопросы, внимание, память;

    прививать духовно-нравственные ценности подрастающего поколения;

    воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия:

Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских, матрёшек Семёновских, Пасхов-Майданских.

Предварительная работа: беседа, рассматривание русских народных игрушек.

Словарная работа: активизировать речь детей словами экскурсовод, матрёшка, народный промысел, дымковская, филимоновская, богородская игрушки.

Ход занятия

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло на занятие, давайте поздороваемся с гостями (здороваются)

А теперь поприветствуем друг друга

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей «Русской народной игрушки»

Кто знает, что такое МУЗЕЙ (ответы детей)

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением предметов.

Скажите, люди каких профессий работают в музее (ответы детей) и какую роль они выполняют?

1. Как называют профессию человека, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах? (экскурсовод)

Кто такой экскурсовод? – экскурсовод тот, кто проводит экскурсии.

2. Кто ещё работает в музее?

Научный сотрудник + собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, интернете, документах).

3. Кто такой смотритель? Смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.

4. Реставратор – человек, который ремонтирует изделия, которые находятся в музее.

5. Охранник – человек, который охраняет музей

6. Уборщик – тот, кто убирает музей (моет и т.д.)

Но прежде, чем мы начнём нашу экскурсию, надо решить, кто будет экскурсоводом.

Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом? Тогда начнём нашу экскурсию

Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее

    не кричать и не шуметь,

    не трогать экспонаты руками.

    Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой

    По залам музея следует передвигаться бесшумно

    Громко разговаривать недопустимо

    В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Правила мы повторили, теперь можно начинать экскурсию.

Вокруг себя повернись, и в музее очутись

Русская народная игрушка, почему она так называется?

(народная игрушка – игрушка, сделанная руками человека, она самобытна, интересна своей уникальностью, теплотой, сделана с любовью)

1 стол – подойдём к первому столу

(дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание на Дымковские игрушки)

Как называется эта игрушка? (Дымковская)

А вы знаете, почему она так называется?

Дым идёт из труб столбом

Точно в дымке всё кругом

Голубые дали и село большое 1 слайд

Дымково назвали.

Рассказ воспитателя

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к ярмарке. Зимой. Вся слобода в дыму, от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от печки лёгкой дымкой. Возможно от этого возникло название «Дымково», а игрушки стали называть «дымковские».

Миша, расскажи технологию изготовления Дымковской игрушки.

(лепили игрушки из красной глины, затем просушивали в течение 20-25 дней, а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведённым коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками. Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зелёный, оранжевый)

Что же это за игрушки. Давайте рассмотрим

Посмотри, как хороша

эта девица-душа

Щёчки алые горят,

удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво

А барышня – так красива!

Водоноска

За студёною водицей

Водоноска-молодица,

Как лебёдушка плывёт

Вёдра красные несёт

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите пышный хвост

У него совсем непрост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться

Если гриву упустил.

Уточка – Марфуточка

Бережком идёт.

Уточек – Марфуточек

Купаться ведёт.

Через горные отроги

Через крыши деревень

Красноногий желторогий

Мчится глиняный олень.

Воспитатель. - Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны как берёзки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Краски какого цвета использовали мастера при росписи Дымковской игрушки? (красный, желтый, голубой, зелёный, оранжевый)

Как одним словом можно сказать про эти цвета?

(яркие, нарядные, праздничные, весёлые, радужные, красивые)

2 стол – перейдём ко второму столу

А рядом поселились филимоновские игрушки

Такие яркие, весёлые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют

А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеют. А что за веселье без игрушки, без забав? (дети слушают свист свистушек)

Филимоновская игрушка – старейший народный художественный промысел России. Родина промысла – деревня Филимоново. Существует легенда о том, что жил дед Филимон и делал игрушки из глины:

    Людей : солдат, барынь, мальчика на петухе, всадника на коне, солдат с гусем

    Животных: оленя, коровы, коня, барана, козла, собаку, кота, барана

    Птиц: петуха, наседка с цыплятами, павлина, уток

    Многофигурные композиции : чаепитие, тройка, карусель и т.д.

Какие традиционные цвета?

(жёлтый, оранжевый, красный, белый, синий, бежевый)

Филимоновскую игрушку расписывают не кисточкой, а гусиным пером. В отличие от дымковской все филимоновские игрушки – свистульки, даже барышни и кавалеры. Все эти фигурки обладают короткими или длинными ногами, маленькими головами, вытянутыми шеями. За многоцветием радуги, любители называют филимоновские свистульки «солнышко», «маленькой радугой».

Русский народ богат любовью своей к родной земле, детям своим. Вот для них, для детишек и придумали народные мастера всякие игрушки да забавы, и делали их из разных материалов.

Игра «Из чего сделана игрушка?» (игра на словообразование)

Игрушка, сделанная из глины – какая она? (глиняная)

Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает:

Игрушка, сделанная из дерева – ребёнок бросает мяч назад и говорит «деревянная»

Из соломы – соломенная

Из камня – каменная

Из бумаги – бумажная

Из резины – резиновая

Из пластмассы – пластмассовая

Из металла – металлическая

Из стекла – стеклянная

Из тряпочек – тряпичная

3 стол. А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области. Эти игрушки сделаны из липы.

Берёт мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву.

Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка мёдом лакомится, вот дрова рубит. Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки и вот уже медведь барабанит, медведь с мужиком в кузнице работает – молоточками стучат.

А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют

Чудесные игрушки, правда? Много радости они людям приносят и те большое спасибо мастерам богородским говорят

4 стол. А что здесь под платком накрыто вы узнаете если отгадаете загадку

Словно репка она крутобока

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок – глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская… матрёшка

Загадка: Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка (матрёшка)

Воспитатель открывает платок – под платком стоят матрёшки.

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрёшки. Это настоящая русская красавица. Кукла с секретом. Что за секрет у матрёшки? (ответы детей)

Воспитатель: Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка

Улыбается, смеётся

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку

Русские красавицы

Вам ребятам нравятся.

Вон сколько много матрёшек

А давайте сначала отдохнём, прежде чем познакомимся с этими игрушками.

Физминутка «Матрёшечка-Матрёшка»

Воспитатель: Ну, ребята, не зевайте

А в кружочек все вставайте

Хотите поиграть немножко?

Нарядись тогда матрёшкой

(из детей выбирают трёх матрёшек, им на голову завязывают платочки, они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»)

Эх, Матрёшечка, Матрёшка,

Аленький платочек, сарафан в цветочек!

Мы тебя кормили, мы тебя поили

На ноги поставили, танцевать заставили!

Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь

После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрёшках, сопровождая показом матрёшек.

Фигурки матрёшки вырезана из деревянного бруска. Выбирают липу, ольху, берёзу. Вначале делается самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Какие виды матрёшек стоят на столе? (Семёновская, Полхов-Майданская)

Давайте в одну сторону мы поставим Семёновских матрёшек, а в другую сторону Полхов-Майданских.

В городе Семёнов изготавливают и расписывают Семёновскую матрёшку. Её отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка – цепь небольших бутонов, кайма с цветочными бутонами является отличительной чертой Семёновской матрёшки.

В манере росписи угадывается влияние традиционной росписи золотой хохломы. Основой композиции в росписи Семёновской матрёшки считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов – красный, синий и жёлтый цвет.

Полхов-Майданские матрёшки

По форме они удлинённые, с небольшой головой. На голове у них яркие платочки – полушалки с цветами, поверх сарафана – фартучек, да не простой

(показ матрёшки)

Посмотрите и расскажите, каким узором украшают фартучки художники Полхов-Майдана? (цветы, ягоды, листочки, бутоны)

Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров Полхов-Майдана секрет: сначала они рисуют чёрной тушью контуры цветов, листьев, ягод, красиво располагают их по всему фартучку матрёшки – в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками.

В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики

Кажется, что Матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок. Но, на самом деле ей чуть больше 100 лет – в 2000 году, 2016 г. –матрёшке исполнилось 116 лет. В любом случае ни Василий Петрович Звёздочкин – известный токарь, который выточил Матрёшку, ни Сергей Малютин – известный художник, и не подозревали, что создают шедевр – Русский сувенир – Матрёшку

Ласково, как можно сказать? Матрёна, Матрёшечка, Матрёнушка.

Дополнительно известно, что прообразом послужили ярко пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла Русская матрёшка, её форма напоминает яйцо.

Ну что, понравилась вам в нашем музее игрушки?

А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать

Спасибо за внимание!

Под музыку входит девочка, одетая в матрёшку с угощением:

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета

Так не много и не мало

Символом России стала!

Дети под музыку уходят из зала.