ТГТУ
Кафедра истории и политологии
Реферат на тему:
“ Административные и экономические реформы Петра I”
Выполнил: Поляков В.А.
Группа : АТПП-15
Принял :
Тверь, 1997
Список использованной литературы.
1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.
3. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк.
Документ. - М.:МИРОС,1994.
4. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.
Введение
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, наверное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».
Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.
Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.
Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.
Административные преобразования
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы.
Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг - коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс - коллегия - расходами, а Ревизион - коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.
Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые учрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.
Экономические реформы
В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).
Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)
Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.
Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой,
бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли.
К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
11. Петр I – царь-реформатор. Экономические и государственные реформы Петра I.
Отец Петра I – второй из династии Романовых – Алексей Михайлович – был женат дважды. Первая жена была Милославская и 14 детей было, но в основном больные, а вторая жена – Нарышкина, которая родила Петра I и еще несколько детей.
Годы жизни Петра I (1672-1725). 4 года было Петру I, когда умер его отец – царь Алексей Михайлович Романов. После смерти царя 6 лет правил его сын от первого брака, больной Федор Алексеевич (1676 - 1682), умерший в 20-летнем возрасте. После смерти царя Федора Алексеевича разгорелась борьба за трон. На трон претендовали: Иван – родной брат умершего Федора Алексеевича и Петр I - сводный брат. В дело вмешалась их сестра Софья - родная сестра Ивану и сводная Петру I. Итак, в 1682 году Ивану - было 15 лет; Петру I - было 10 лет; Софье - было 25 лет.
Иван был болезненный и неспособный к правлению. Сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра I. Но Софья, очень властная и энергичная подняла на Нарышкиных московских стрельцов. По требованию стрельцов Иван был провозглашен «первым», а Петр «вторым» царем. Фактически главой государства стала Софья (1682-1689) – их опекунша. Политикой Софьи были недовольны. Когда Петру I было 17 лет, он сумел отправить Софью в Новодевичий монастырь. Править стали два брата Иван и Петр I. Когда Петру I было 24 года, умирает брат Иван, и Петр I становится единодержавным правителем. Петр I был 15-м ребенком у Алексея Михайловича. Рост Петра I во взрослом возрасте был 2 метра 04 см, размер 44, а размер обуви 37-38. Был образованным, очень умным, талантливым человеком. Любил медицину, умел строить корабли. Петр I был женат дважды. Первая жена у него была Лопухина, а вторая – немка Марта Скавронская, получившая при крещении имя Екатерины I. От второго брака у него было 12 детей. Его дочь Елизавета Петровна впоследствии была императрицей. Российским императором был и его внук Петр III – сын Анны Петровны. Петр I принял титул императора, и считается первым императором в России. Петр I похоронен в Петропавловском соборе в г.С.-Петербурге. Там же, похоронены все российские императоры и члены их семей.
В 25-ти летнем возрасте Петр I ездил в Европу в составе большой делегации. Эта поездка получила название «Великое посольство». Ездил царь инкогнито, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Но его инкогнито было раскрыто. Царь посетил Голландию, Англию, Австрию. Европа предстала перед ним в виде шумной и дымной мастерской с машинами, кораблями, верфями, фабриками. За границей Петр I был чуть больше года. Пришлось срочно вернуться, когда в России начался очередной стрелецкий бунт. Петр I думал, что это Софья сбежала из монастыря и подняла на бунт стрельцов. На самом деле, как оказалось, стрельцы были недовольны своим положением и жалованием. Вернувшись в Россию, Петр I жестоко подавил бунт.
Причины реформ: В ХVII веке Россия сильно отставала от Западноевропейских стран. В стране было всего несколько железоделательных заводов в Туле, Кашире, близ Москвы и Воронежа; 20-30 мануфактур (бумажные, стекольные, соляные и др.). Не было регулярной армии. Армию между войнами распускали по домам, чтобы не тратить на нее государственные средства. Школы были при церквях. Светского образования не существовало. Не было национальной медицины (врачи-иностранцы). Была одна аптека на всю страну, и та - царская. Типография печатала в основном церковные книги. Для Европы того времени Россия была варварской страной.
Итак, было экономическое отставание от стран Западной Европы. Россия могла потерять национальную независимость , так как в ряде западных стран уже развивалось капиталистическое производство, и проводилась колониальная захватническая политика.
Чтобы преодолеть хозяйственную, военную, культурную отсталость страны необходимо было провести следующие реформы: 1)создать регулярную армию и военно-морской флот 2) создать торговый флот; 3)добиться выхода к Балтийскому и Черному морям; 4) развить мануфактурное производство 5)обеспечить подготовку необходимых специалистов; 6) вовлечь страну в систему мирового рынка; 7) укрепить государственную власть
Петровские реформы проводились при господстве феодального строя и были направлены на его укрепление.Петр I начинает реформы после прибытия из «Великого посольства».
Основные экономические реформы Петра I
1)Развитие мануфактур . Рынка свободной рабочей силы не было. Мануфактуры были основаны на труде крепостных. Перечислим мануфактуры: металлургические заводы, суконные, кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, верфи, винокуренные, текстильные, бумажные, сахарные, шпалерные и др. Всего при Петре I появилось 200 мануфактур. Сократилась зависимость России от импорта. Стали вывозить железо, полотно.
2)Денежная реформа. На внешнем рынке стал цениться наш серебряный рубль, а на внутреннем рынке - копейка. Чеканились также: полкопейки – денежка; четвертая часть копейки называлась полушка; восьмая часть копейки - полуполушка. Какие были цены? Например, курица – 3 копейки, гусь – 9 копеек, 100 раков – 3 копейки, 1 пуд говядины (16 кг) – 28 копеек, мешок муки – 1 рубль, бочка пива (50 литров) – 2 рубля. А какое было жалованье? Например, в тайной канцелярии получали 585 рублей в месяц.
3) Развитие налоговой системы. Было более 30 видов налогов: банный, с переправ, с лавок, на совершение обрядов и др. Налог на бороду составлял 100 рублей.
4)монополия государства на торговлю рядом товаров внутри страны (соль, табак, водка и др.)- доход в казну.
Государственные реформы Петра I
1)Была распущена Боярская Дума, как орган, ограничивающий власть царя. Вместо нее верховным органом управления стал Сенат. Он полностью подчинялся царю, и члены его назначались царем.
3)Создано новое административное деление. Вся страна была разделена на 8 губерний.
4)Был введен Петром I «Табель о рангах». Всего было 14 рангов. Самый низший ранг – 14-й. Кто дослуживался до 8-го ранга – получал пожизненно титул дворянина.
5)Были созданы специальные контрольные органы: прокуратура – гласный орган во главе с генерал-прокурором и фискалитет – негласный надзор, доносы. Была учреждена Тайная канцелярия. Она ведала сыском по наиболее важным государственным преступлениям.
6) Для укрепления дворянства вышел указ о единонаследии. Теперь поместье и вотчина передавались по наследству старшему сыну, а остальные дети должны были служить на государственной службе.
7)Сам Петр I принял титул императора (1721 год).
9)В 1700 году введено новое летоисчисление. Стали жить во втором тысячелетии от рождества христова, а не от сотворения мира. Россия стала ощущать себя во временном смысле частью Европы.
10) Столицу Петр I позднее перенес в Петербург.
Темп преобразований при Петре I поражает. При Петре I произошли колоссальные изменения: За 25 лет было издано около 3 тысяч законодательных актов, которые в корне меняли жизнь страны,увеличилось количество мануфактур, созданы: армия, артиллерия и флот,построена новая столица и города,пробито «окно в Европу» Реформы невозможно оценить однозначно. Наблюдалось также обнищание населения, бегство крестьян с принудительных работ, от помещиков, антифеодальные выступления.
Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма . Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода.
Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.
Церковная реформа Петра I – кратко
В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский .
Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича . По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом . Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.
В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.
Подробнее – см. в статьях Церковная реформа Петра I , Петр I и церковь .
Реформы Петра I в области культуры, науки и просвещения – кратко
Сразу по возвращении из заграничного путешествия (1698) Петр I стал резать бороды боярам и дворянам и вводить для них западную одежду, чтобы придать высшему сословию России европейский облик.
Петр I стремился распространить в России полезные познания – преимущественно технические и практические, а не гуманитарные. Его культурные реформы выразились в основании ряда школ для преподавания иностранных языков, математики, морского и инженерного дела. На русский язык переводилась западная научная литература.
Старое усложнённое церковнославянское письмо было заменено (1708) более простой «гражданской азбукой». При Петре I стала издаваться первая общедоступная русская газета – «Московские ведомости» (с 1703). В конце своего правления Петр I сделал попытку (1724) учредить в России Академию наук, которая, однако, вскоре закрылась.
Петр I внедрял в России и бытовые европейские обычаи. В среде дворян распространились «ассамблеи » (светские приёмы) чисто светского характера. Проводились шумные публичные празднества на западный манер. Пропагандировалось более свободное, чем в Московской Руси, положение женщины.
Реформы Петра 1
Юридическое оформление неокрепшей власти монарха. Создание политических институтов, на которые он опирался: регулярная армия, флот, бюрократический аппарат управления, полиция, фискальная система.
предпосылки: (1682) отмена местничества; слияние поместных и вотчинных городов →1714 указ о единонаследии, 1722 – табель о рангах. 30-е годы 17в.- реорганизация вооруженных сил: солдат, драгунские полки, которые предшествовали постоянной армии. Промышленное строительство→один из способов борьбы с отсталостью. 43% промышленных предприятий-казенные. Уральский металлургический р-он – 1725 800тыс. пудов чугуна. 1750 – 2 мил.пуд. – 1 место по производству чугуна.
1719г – подушное уложение (было подворным) крепостные – 73 коп.; государственные – 1,20 коп. Однодворцы, служилые люди, засечные сторожа, казаки стали платить налоги. Дворяне должны были учиться грамоте (с 10-15 лет) в специальных школах.
Табель о рангах 1722г – 14 классов(рангов). 6 – обер-прокуроров(от прапорщиков до капитанов в армии, от калежского регистра до титулярного советника); 4 – штаб-офицеров (от майора до калежкого). первый офицеркий чин на военной и моркой лужбе потом дворяне. На гражданкой службе с 8 ранга(калежский асессор) потом дворяне.
1714г.- указ о единонаследии. поместье = вотчина.
Реформы центрального управления: с 1708г.ломка старых учрежд.; 1711г. – Боярская Дума → Сенат(верховный орган управления, издавал законы, коттролировал другие органы). Во главе - генерал-прокурор; фискалы – доносили. 1717-18гг. – приказы (44)→коллегии (13 – камерс-коллегия(торговля), мануфактурная, бер-коллегия(металлургическая), камер-коллегия(финанс.), штатс(расходная), коллегия юстиций(гражданское делопроизвод.), вотчинная коллегия, главный магистр(город.), синод, иностранная, военная, адмиралтейская,ревизионная). С 1708-09гг. делилось(:) м/у уездами и приказами: губернии и провинции. 8 губерний во главе с губернаторами(исполнительная и судебная власть).губернии: провинции(50) : на уезды.
1699г. – посадское население передано выбрным ратушам и магистрам. административные реформы – абсолютизировали монархию.
Военные реформы: создается регулярная армия→новая форма комплектации. 1705г. – соз. новая форма созыва в армию:проводились принудительные наборы по дворам – 22 двора - рекрут. 1724г. – число душ, положено в оклад. Рекрутская повинность – система комплектации русской армии, введенная Петром1 и заключалась в обязательной поставке сословиями определенного числа рекрутов(пожизненный срок→с1793-25 лет→1834-20лет→1874-упразднилось). Рядовые – это крестьяне, посадские люди. Коман.сост.- из дворов, офицеры из дворянских сословий. К 1725г. – 130тыс.чел.гарнизонов -80тыс. староеружье заменено более совершенным со штыком и ударным кремниевым замком. Гранаты имелись у пехоты, артиллерия пехотных полков. 23-ех фунтовые пушки и 4 легковых мортиры.
Создание ВМФ . 1702-1715гг. – 25 линейных кораблей, 19 фрегат, 298 судов других классов. к 1725г. – Балтийский флот состаял из 32 лин. кораблей, 16 фрег. 8 шнек, 85 галер, более 300 греббных судов. Устав 1720г.
Церковная реформа. (1701-1725гг.). цель: подчинить церкви гос-ву, ликвидация патриаршества→Синод. 4 этапа: 1) 1701-1705-секуляризация церковных богатств; 2) 1705-1720 – 2этап секуляризации; 3) 1720-1721-закрытие монастырских приказовликвидация патриаршества, синод. 4) 1722-1725- разработка, введение штатов для церкви, учреждения.1764г. –церковь подчинена гос-ву. 17.мая 1722 – приложение о духовных лицах (доносить царю о недовольных, т.е. нарушение тайны исповеди.)
Реформы Культуры. 1701г.- математических и навигатских наук.москва.Л.Магницкий. 3 отделения – элементарная, цифирная, морская(навигатская). Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, геодезию,астрономию.1715г.-школы навигат. были переведены в Питер.(Морская академия).1720г. – циферная школа в 42-х городах, 46 городах школы духовенства. Инженерная школа – техники и артиллерии, медицины, кораблестроения, штурманов, ремесленные, Русский алфавит упростили (приблизили к латинице), появился гражданский шрифт – печатались книги. Введение арабских цифр. 1703г. – арифметика Магницкого и грамматика Смотрицкого. 1703г.-Ведомости. 1725г –открытие Академии наук. 1755- МГУ
Изменения в быту – ассамблеи, короткая одежда(на современный лад), запрещение бороды.
Значение преобразований: 1) укрепление абсолютизма, 2) развитие промышленности, торговля; 3) большие успехи в области науки, 4) флот, армия
Социальные (сословные) реформы Петра I – кратко
В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.
Служилое сословие, дворяне , после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье. Выходцы из недворянских сословий наравне с дворянами могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества , а изданной в 1722 «Табелью о рангах ». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы.
Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Дворянин, не выдержавший установленного экзамена, лишался права жениться и получать офицерский чин.
Надо отметить, что помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными. Поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге.
Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать .
Эта чисто финансовая, на первый взгляд, реформа имела, однако, и важное социальное содержание. Новую подушную подать было велено одинаково взимать не только с крестьян, но и с прежде не плативших государственных налогов частновладельческих холопов . Это предписание Петра I сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов .
Города : реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров , которые должны были составлять ратушу . Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты , которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан. Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией .
Петр I. Портрет кисти П. Делароша, 1838
Военная реформа Петра I – кратко
Административные и государственные реформы Петра I – кратко
Финансовые реформы Петра I – кратко
Экономические реформы Петра I – кратко
Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма . Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода.
Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.
Церковная реформа Петра I – кратко
В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский .
Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича . По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом . Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.
В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.
ВВЕДЕНИЕ К РЕФЕРАТУ
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об-ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер-жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп-равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной во-енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по-давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри-дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В рос-сийской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос-сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, навер-ное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико-го, писал: «Различие взглядов… происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».
Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государствен-ного управления. Предпринимались также попытки более четко разгра-ничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили из-менения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.
Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого пред-шествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Мос-ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог-раниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из вели-чайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в евро-пейскую политику.
Деятельность Петра создала все условия для более широкого зна-комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток рос-сийских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
В настоящее время Россия, как и два века назад, находится в стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим.
Экономические реформы
В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промыш-ленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо-зяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыду-щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII веков существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс-тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив-ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распростра-нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра-щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел-копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс-тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло-дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рек-рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи-мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).
Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государс-тва (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз-дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо-лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен-ный устав 1724 г.)
Похожие работы:
- Реферат >>
И политология" Дисциплина "История России" Реферат Экономическая реформа Петра I Студент группы ФК 1-6 Громыко В.А. Научный... реформы Ход реформы Итоги Введение Конец XVII – первая четверть XVIII вв. ознаменовались крупномасштабными реформами Петра ...
- Реферат >>
... реформы Петра Первого : - административные преобразования ……………………………......стр. 5 - военные реформы …………………………………………………...стр. 8 - церковная реформа ……………………………………………….....стр. 11 - судебная реформа ... с политической и экономической изоляцией, укрепился...
- Реферат >>
Административные и экономические реформы Петра I Реферат выполнил: Поляков В.А. Министерство общего и... Тверь, 1997 Введение В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной...
- Реферат >>
Проверил: Дробжева Г.М. Тамбов 2002 Оценка реформ Петра Первого славянофилами и западниками етровская эпоха неизменно... , экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы («История» ...
-