Будьте мудры как змеи. Мудры, как змии и просты, как голуби

Старый ответ рождается мыслящим. А разве мыслящий не стар всегда? Ведь поскольку ваша мысль основана на прошлом опыте, то когда вы встречаете…

  • Подлинная простота – может появиться только изнутри - Джидду Кришнамурти

    Простота - не приспособление к образцу. Требуется недюжинный ум, для того чтобы быть простым, а не приспосабливаться к какому-нибудь особому…


  • Так кто ты, человече???

    Little Buddha / Маленький Будда - Я маленький человек. - Мы ничего не можем изменить. - Я - ничтожество. - Кто мы такие, чтобы что-то менять? И…


  • Эта реальность не покупается, не продаётся, не повторяется, её нет в книгах - Джидду Кришнамурти

    ASURA - 360 - Virgin Delight ВОПРОС: Что вы подразумеваете под изменением? КРИШНАМУРТИ: Вполне очевидно, что должна быть радикальная…


  • Если вы подчиняетесь высшей воле – эта высшая воля является проекцией вас самих - Д. Кришнамурти

    E-MANTRA - Starlights ВОПРОС: В чём разница между подчинением Божьей воле и тем, о чём вы говорите как о принятии того, что есть? КРИШНАМУРТИ:…


  • Функция ума – быть разделяющим; иным ваш ум не существует - Джидду Кришнамурти

    Пока мы не поймём, как уйти за пределы этого вносящего разделения мышления, этого процесса, придающего особое значение «я» и…


  • Тот, кто сентиментален, кто полон слёз из-за своей религии, определённо не имеет любви - Кришнамурти

    Astronaut Ape - Awaredance ВОПРОС: Что вы подразумеваете под любовью? КРИШНАМУРТИ: Мы намереваемся раскрыть это через понимание того, чем…

    Что - что ищет большинство из нас? Что - что каждый из нас хочет? Особенно в нашем неспокойном мире, в котором все мы пытаемся обрести…

  • Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст. 16 - 22

    16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

    17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

    18. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

    19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

    20. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

    21. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

    22. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

    (Мф. X, 16-22)

    Мы слышим продолжение назидания, которое Господь дает ученикам перед началом служения, на которое поставляет их.

    Всем нам хорошо известна фраза «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» . Многие толкователи подробно рассуждают о том, в чем же заключаются мудрость змеи и простота голубя, как это понять и как применить к самому себе. В данном контексте мы не будем подробно разбирать этот вопрос; с ним можно обратиться к толкованиям святителя Иоанна Златоуста, Блаженного Августина и многих других. Процитирую святителя Григория Богослова, для того чтобы понять, как происходит это сочетание: «Надо заметить, что Господь не желает представить Своим ученикам ни голубя без змея, ни змея без голубя. Чтобы простота голубя была изощрена хитростью змея, и хитрость змея была умерена простотой голубя». Христианин должен сочетать в себе эти качества. В Священном Писании, когда бы Господь ни говорил о качествах человеческой жизни, Он всегда говорит о «золотой середине», не должно быть крайностей. Об этом говорится и в данном случае: христианин не может быть простецом, как это может кому-то показаться. Недаром есть поговорка «Простота хуже воровства». Так же и крайние степени хитрости, как например коварство, всегда будут с отрицательным оттенком. Змея избрана потому, что в Древнем мире всегда была символом мудрости.

    Все эти образы мы должны соотнести с первой половиной фразы: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» . Христос предупреждает, что апостолы идут на служение не только трудное, но и опасное для жизни. Можно представить, чем может закончиться ситуация, когда овцы находятся среди волков. Потому в 17-ом стихе Господь говорит ученикам: «Остерегайтесь же людей» - хотя посылает их проповедовать людям. Сочетайте в себе качества змеи и голубя, говорит Христос, чтобы не погибнуть сразу, не ищите специально мученичества, но идите золотым срединным путем, тогда достигнете максимального результата.

    Далее Господь говорит ученикам: «... будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» . Он предупреждает, что судьба их будет непростой. Всякий раз, обращаясь к ученикам, Христос предельно открыт перед ними. Почему до самого конца своего служения апостолы ожидали, что достигнут материального достатка или «социальных гарантий»? Как только были избраны двенадцать ближайший учеников, Господь сразу сообщает, что служение их будет очень трудным и закончится смертью. И это естественно, потому что как относились ко Мне, говорит Христос, так же будут относиться и к вам.

    Господь называет три сферы, в которых будут уничтожать Его учеников: общество, синагога и семья. Наше внимание приковано к словам «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое...» Ненависть возникает к тем, кто проповедует о любви. Если посмотреть на первые века существования Церкви, когда на нее обрушиваются невероятные гонения, они происходили как раз по всем трем позициями. Римская империя в лице ее правителей совершала гонения на христиан по разным причинам, гонения были и от иудеев - все это известно из истории Церкви. Но преследования происходят даже со стороны семьи: близкие люди думают, что христиане не в себе. Наверное, и мы отчасти являемся свидетелями таких ситуаций в наше время. Самый простой пример: когда человек становится религиозным и начинает ходить в церковь, родные говорят ему: «Все ли с тобой нормально? Не помешался ли ты? Зачем так “ударяться” в религию»? Могут начаться даже какие-то прещения и гонения со стороны семьи. И человек порой оказывается в ситуации, когда он должен сделать выбор между тем, повиноваться ли ему Христу или повиноваться близким и друзьям. Это очень страшный выбор.

    Слова «восстанут дети на родителей, и умертвят их» связаны и с представлениями о последнем веке и пришествии Мессии. Разделение это реально происходит уже сейчас. Но не Господь приносит его в мир, напротив, Он хочет объединить людей, а все это совершается от того, что в человеческом сердце живет грех. Почему люди так не хотят принимать истину? Потому что тем самым обличается неправда человеческая и возникает естественный процесс: мы хотим уничтожить, забыть, чтобы жить так, как хочется нам.

    Священник Даниил Рябинин

    Расшифровка: Юлия Подзолова

    Как эту фразу понимают наши современники?

    Сергей Сухарев , 32 года, регент:

    Используйте свою мудрость, живите просто, не заморачиваясь и не накручивая себя.

    Александр Вознесенский , 36 лет, фотограф:

    Змий в древности был символом мудрости. Но знания надмевают человека. Люди, считающие себя учеными, часто ставят себя выше простых трудяг, забывая, что Господь, будучи всеведущим, жил на Земле жизнью простого человека, чем и нам указал пример. Мудрость и знания в человеке должны сочетаться с простотой и скромностью - тогда от них действительно будет польза для души.
    Если будут знания, но не будет простоты - будет гордыня и тщеславие, а это плохо. Будет простота, но человек будет отворачиваться от познания мира и от познания Бога - это тоже не очень хорошо. И только соединяя одно и другое человек познает Бога (к чему призван каждый христианин), не надмеваясь, но помня, что нет у него ничего такого, чего бы ему не дал Бог.
    Таким образом, восходим от мудрости к мудрости и растем духовно.
    Стараемся, во всяком случае.

    Григорий Сухарев , 26 лет, археолог:

    Не показывая свою мудрость, быть простым.

    Алла Тихонова , 49 лет, продавец книг:

    Будьте мудры, но пусть Ваша мудрость не несет никому беды, а будет на радость и на пользу.

    Юлия Пошедина-Сухарева , 28 лет, мама:

    Будь требовательным к себе, к другим снисходительным. Больше слушай, меньше говори.

    Толкование Церкви

    Блаж. Феофилакт Болгарский :
    Итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть не злобив, прост.

    Прп. Максим Исповедник :
    Ведующий ум становится мудрым, как змий, и простым, как голубь, всегда сохраняя веру, словно голову, несокрушаемой и мудро отстраняя от себя, наподобие голубя, раздражение ярости, а поэтому он не помнит зла [своим] обидчикам и притеснителям.

    «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф. 10:16)

    просты - в переводе еп. Кассиана и в Радостной Вести: бесхитростны

    Мессия Йешуа (Иисус) хочет, чтобы Его ученики были мудры, как змеи, но в то же время бесхитростны и просты, как голуби!
    В чем мудрость змеи? В осторожности, в догадливости, в расчетливости, в гибкости. Так и мы должны быть осторожными, догадливыми, расчетливыми, гибкими.
    Есть одна древняя еврейская притча: "Сказал р. Йеhуда во имя р. Шимона, святой благословенный Бог сказал об Израиле: будьте ко Мне "чисты, как лебеди", но среди народов мира будьте "проницательны, как змеи"." (Шир а-Ширим Рабба, цитата согл.: Gill"s Exposition of the Entire Bible и Clarke"s Commentary on the Bible)

    Церковные комментаторы обращают внимание на ряд важных моментов:

    "Таким образом (ut) с помощью благоразумия они должны избегать козней, а простотой своей не делать зла. Им ставится в пример предусмотрительность змеи, потому что она всем телом свои прикрывает голову и защищает то, в чем сосредоточена жизнь. Так и мы, невзирая на полную опасность для тела, должны охранять Главу нашу, Которая есть Христос. Простота голубей показывается из явления Святого Духа в виде голубя. Потому и апостол говорит: На злое будьте младенцы337." (Иероним)

    "Спаситель не говорит: будьте мудры, как лисицы, хитрость которых заключается в том, что они обманывают других; но как змеи, политика которых заключается в защите самих себя, а не в хитрости ради своей безопасности. В деле Христа мы должны быть мудры настолько, чтобы не навлекать без нужды бедствий на свои головы." (Толковая Библия Лопухина)

    "Слово (просты) akeraioV производят от a и kerannumi. Таким образом akeraioV значит «несмешанный», «чистый», и в таком значении это слово употребляется, например, о металлах для обозначения их чистоты и отсутствия в них каких-либо примесей. По значению в переносном смысле слово сходно с лат. sincerus, или с греч. «чистый сердцем» (V:8) и простой (aplouV - VI:22). В этом смысле оно, несомненно, употреблено и в посланиях к Рим XVI:19 и Флп II:15." (Там же)

    "Равным образом, как змий скидает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее: так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе вреден и лукав: то Христос повелевает нам быть целыми, то есть, простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби. Голуби обыкновенно тотчас возвращаются к своим хозяевам и тогда, когда отнимают у них детей и отгоняют их. Итак будь мудр как змия, чтоб не стали смеяться над тобою по твоему образу жизни, но и храни себя непорочным. Будь безвреден для других, будь незлобив, как голубь." (Феофилакт Болгарский)

    «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16)

    Просты - в переводе. бесхитростны

    Мессия Йешуа (Иисус) хочет, чтобы Его ученики были мудры, как змеи, но в то же время бесхитростны и просты, как голуби!

    В чем мудрость змеи?

    В осторожности, в догадливости, в расчетливости, в гибкости. Так и мы должны быть осторожными, догадливыми, расчетливыми, гибкими.

    Есть одна древняя еврейская притча: "Сказал р. Йеhуда во имя р. Шимона, святой благословенный Бог сказал об Израиле: будьте ко Мне "чисты, как лебеди", но среди народов мира будьте "проницательны, как змеи".

    Церковные комментаторы обращают внимание на ряд важных моментов:

    "Таким образом с помощью благоразумия они должны избегать козней, а простотой своей не делать зла. Им ставится в пример предусмотрительность змеи, потому что она всем телом свои прикрывает голову и защищает то, в чем сосредоточена жизнь. Так и мы, невзирая на полную опасность для тела, должны охранять Главу нашу, Которая есть Христос. Простота голубей показывается из явления Святого Духа в виде голубя.

    "Спаситель не говорит: будьте мудры, как лисицы, хитрость которых заключается в том, что они обманывают других; но как змеи, политика которых заключается в защите самих себя, а не в хитрости ради своей безопасности. В деле Христа мы должны быть мудры настолько, чтобы не навлекать без нужды бедствий на свои головы."

    "Слово (просты) akeraioV производят от a и kerannumi. Таким образом akeraioV значит «несмешанный», «чистый», и в таком значении это слово употребляется, например, о металлах для обозначения их чистоты и отсутствия в них каких-либо примесей.

    "Равным образом, как змий снимает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее: так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но, как змий вместе вреден и лукав: то Христос повелевает нам быть целыми, то есть, простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби. Голуби обыкновенно тотчас возвращаются к своим хозяевам и тогда, когда отнимают у них детей и когда отгоняют их. Ещё глаза у голубя имеют такое строение, что они видят только перед собой, т.е. узко, то есть смотри только на Христа.
    Итак, будь мудр, как змея, чтоб не стали смеяться над тобою по твоему образу жизни, но и храни себя непорочным. Будь безвреден для других, будь незлобив, как голубь"

    Ещё о змее из комментариев:

    Змея никогда не станет тратить свой яд попусту - она кусает лишь в крайних случаях, взвешивая свое решение.

    В поведении змеи нет поспешности и суетливости. Всё взвешенно и расчётливо, как у мудреца.

    Змее не присущи эмоции, она хладнокровное животное, которое не делает лишних движений, всегда поступает обдуманно, никогда не укусит без особой надобности. В нашем обществе ее можно сравнить с человеком, который умеет контролировать свои чувства и поступать по велению разума. Такой человек и считается мудрым, ведь он не делает ошибок под влиянием минутных порывов.

    Господь говорит: ПОСЫЛАЮ ВАС, КАК ОВЕЦ СРЕДИ ВОЛКОВ. "Вот, - (толкует святитель Златоуст) - как вам должно идти на проповедь: показывайте овчую кротость, хотя вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков, и не только кротость овчую, но и голубиное незлобие. Я покажу Мою крепость в особенности в том, что овцы преодолеют волков, и, находясь посреди них и подвергаясь бесчисленным от них угрызениям, не только не истребятся, но преобразят и их самих".

    Мудрость змииная!

    Как змий ничего не бережет, когда тело его рассекают на части, кроме головы, так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, кроме веры. Ибо вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой. "Равным образом, - (объясняет блаженный Феофилакт) - как змий сбрасывает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе с тем и вреден, и лукав, то Христос повелевает нам быть целыми, т.е. простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби". Нет никакой пользы и в мудрости, если она не соединена с незлобием.

    "Мудрость змииная заповедана нам, - (говорит преподобная Синклитикия) - чтобы не скрывалась от нас хитрость диавола, ибо подобное легко познается из подобного. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших".

    Христос Спаситель, конечно, внушал апостолам не то, чтобы они старались с искусством змия вредить своим врагам, а то, чтобы без особенной нужды не подвергали себя опасностям, потому что их жизнь нужна была для спасения других. Так и поступали апостолы. Святой Павел рад был умереть, чтобы со Христом быть, но видел, что его жизнь нужна для верующих и не раз с успехом защищал себя от опасностей. Нужна была эта мудрость и для того, чтобы отвечать мудрецам века сего: примером такого ответа может служить речь апостола Павла к Афинянам.

    "Итак, - (говорит святитель Златоуст) - не считай этих повелений неудобо-исполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, а кротостью. Прочитай книгу Деяния святых апостолов и увидишь, сколько раз, при восстании против них Иудеев, которые скрежетали зубами, они, подражая голубю, отвечали с кротостью, и тем угашали их ярость. Когда Иудеи говорили им: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? (Деян.5:28), то апостолы, имея власть творить бесчисленные чудеса, ничего грубого им не говорили и не делали, но со всей кротостью защищались, говоря: "судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?" (Деян.4:19). Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змииная: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян.4:20).

    Итак, смотри, какая потребна во всем твердость для того, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражаться во гневе.