Грамматическое значение имени существительного. Имя

Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение

Основной семантический признак имени существительного предметность. Но предметность не всегда сводится к кон­кретности: стол, дерево, человек - эти имена существительные имеют ясный для детского понимания денотат, тогда как бег, тер­пение, свойство, выражая предметность, все же ребенком не вос­принимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первона­чальное знакомство с именами существительными происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем су­ществительным как частью речи.

В механизме этого осознания велика роль вопросов кто? что?. Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам - кого? чего? и т.д. Позже механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным.

Однако А.М. Пешковский обратил внимание на то, что, ставя вопрос к слову или словоформе, человек уже каким-то внутрен­ним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того слова, к которому относится вопрос. По-видимому, вопрос опирается на способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья, или языковой интуиции.

Умение ставить вопросы к словам - это переход от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. Это умение требует, как минимум, знакомства с главными его членами. А это уже вторая ступень осознания отличительных признаков час­ти речи. Такая логика предполагает знакомство с подлежащим и сказуемым на ранних этапах формирования понятий о частях речи. Второй этап - функциональный; он изучает функцию имени суще­ствительного в речевой конструкции, передающей мысль говоря­щего.

Третья ступень связана с постоянными свойствами существи­тельного: это, в частности, грамматический род существительных -признак, который в русском языке не всегда обоснован денотатив­но. Дочь и сын - род этих существительных не вызывает у детей ни­каких сомнений, но им трудно понять, почему потолок мужского рода, стена - женского, эти признаки носят грамматический харак­тер, выражаются окончаниями: нулевым и -а. А вот случай еще бо­лее сложный: слово мышь обозначает и самку, и самца. Не случайно появляются попытки ввести слово мыш: Однажды кот поймал мы­та (С. Михалков).

Четвертая ступень - изменение формы слова, т.е. образование формы множественного числа, не вызывает затруднений. Измене­ние по падежам, т.е. склонение, осознается детьми намного труднее: большие затруднения вызывают значения падежей, правописание безударных окончаний, отчасти -- предлоги с падежными формами.

Усвоению склонения способствуют падежные вопросы и осо­бенно включение падежной формы в предложение, хотя бы не­большое: Чего у нас нет? У нас нет воды.

Все эти четыре ступени - лишь подготовительные, ибо форми­рование понятия «имя существительное как часть речи» продол­жается, понятие обогащается новыми признаками. И все же к концу начального этапа обучения многие типы имен существи­тельных еще не включаются в систему грамматической работы: существительные общего рода, несклоняемые, существительные на -мя, на -ия, -ий, субстантивированные прилагательные типа столовая, учащийся, отглагольные существительные типа ускоре­ние, зависимость и пр. Склонение существительных во множест­венном числе вводится лишь в усложненных программах.

Тема «Род имен существительных»

К этой теме учащиеся начальных классов обращаются дважды: при введении общего понятия о роде, как о грамматической категории, и при разграничении типов склонения - 1-го, 2-го и 3-го. А также позднее, при изучении имен прилагательных, так как ро­довая форма прилагательных зависит от рода существительного, к которому прилагательное относится, с которым согласуется.

Как уже отмечалось, род существительных слабо связан с по­нятиями «мужской/женский». Следовательно, и здесь приходится опираться на языковое чутье, на интуицию. По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: тот, та, то (мой, моя, мое). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с темп детьми, для которых рус­ский язык-родной, или с ранними билингвами.

Следовательно, семантическая основа для работы над родом имен существительных малоэффективна; работать следует над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими призна­ками: имена существительные мужского рода, как правило, имеют нулевое окончание в именительном падеже единственного числа, среднего рода - окончания -о, -е, -ё, женского - окончания -а, -я или нулевое, причем основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь.

Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род су­ществительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).

В работе над родовыми признаками существительных, помимо языкового анализа и определения рода существительных в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):

а) образование пар имен существительных мужского и женско­го рода по типу хозяин - хозяйка, ткач - ткачиха, англичанин -англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, ко­гда пары не получаются: шофер, космонавт;

б)составление словосочетаний типа согласования «существи­тельное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;

в) составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;

г) составление предложений и небольших текстов на антони­мической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;

д) исследовательское задание: доказать, какого рода имена су­ществительные: степь, Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;

е) исследовательское задание: проследить, для каких частей ре­чи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как?

На примере рода имен существительных формируется понятие языковой (лексико-грамматической) категории, так как признак рода имеет место во всех знаменательных частях речи, кроме на­речия.

Тема «Число имен существительных»

Вотличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых из них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные значения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи раз­ных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи. Эти семантические тонкости могут стать предметом исследований.



Впрочем, в традиционных учебниках принято сдержанное, ос­торожное отношение к таким лексико-семантическим группам существительных, как абстрактные. Но дети легко понимают не­возможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п. Особенности подобных имен существительных могут стать предметом исследовательской работы учащихся.

Практические упражнения в образовании форм множественно­го числа начинаются в I классе, в системе грамматической пропе­девтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного.

Во II классе дети уже выделяют формальные признаки. Теоре­тического материала по этой теме немного: это понятие «множественное число», способ (форма) выражения множествен­ного числа, соотношение понятий «один» и «много». Частные случаи этой формы рассматриваются практически, в частности в письменных упражнениях.

Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации су­ществительных во множественном числе в ходе языкового анализа:

а) образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударяемы­ми и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары антонимов и пр.;

б) образование единственного числа от формы множественно­го числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисун­ки, падежи и пр.;

в) составление словосочетаний в единственном и во множест­венном числе: кирпичный дом - кирпичные дома; небольшие пред­ложения: Мальчики ловили рыбу в речке Мальчик ловил...;

г) построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания вы­званным изменением числа: Мальчик... принес двух окуньков; Мальчики... принесли целое ведро карасей;

д) исследовательские задания: подбор слов к именам существи­тельным, которые не имеют единственною числа - только множе­ственное (например, сани, качели), не имеют множественного (стужа, космос) с обоснованием.

Обобщение по теме «Множественное число» - в конце IV клас­са, в виде составления таблицы, отражающей особенности форм множественного числа во всех изученных частях речи.

Тема «Склонение имен существительных»

Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскры­ваются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.

Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоре­тическую основу для проверки правописания безударных падеж­ных окончаний.

Склонение имен существительных можно было бы дать уча­щимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделе­нием падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли, в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.

Уже в начальных классах склонение рассматривается как изме­нение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражаю­щих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.

В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого па­дежа).

Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежные формы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, чтобы дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и безударные».

К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, ОТ предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на ос­нове языковой интуиции - безошибочны.

На основе анализа текста строится таблица падежей:

Имена существительные склоняются и вне текста: таким обра­зом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам.

Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи.

Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети на­зывают окончания разных падежей. В записи окончания выделя­ются или обозначаются условным значком - .

На этом этапе начинается орфографическая работа: безудар­ные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонемати­ческий способ: слабая позиция фонем проверяется сильной пози­цией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть прове­рены безударные окончания существительных того же типа книга. груша, рубашка.

В теме «Склонение имен существительных» главная труд­ность еще впереди: это три типа склонения (остальные типы в начальных классах не даются). Эти типы различаются по двум признакам, вполне доступным: по родовому признаку и по окон­чаниям падежных форм в именительном падеже единственного числа.

Таблица родовых окончаний имен существительных школь­никам уже известна: мужской род - нулевое окончание, женский род - окончания -а, -я или нулевое окончание при мягкой основе, средний род окончания -о, -е, -ё (существительные на -ия, -мы, -мя в начальных классах традиционного уровня не даются).

Порядок изучения трех склонений выбирается по целям обуче­ния и по готовности учащихся: исследовательский или догматиче­ский.

В первом случае школьники подбирают по таблице родов примеры имен существительных, склоняют их письменно, окон­чания выделяют; чтобы не было ошибок, берут такие примеры, в которых нет безударных окончаний.

Затем сравнивают, исследуют окончания и убеждаются, что, судя по окончаниям, падежные формы выстраиваются достаточно четко в три группы:

Организующая роль учителя сводится в основном к тому, чтобы не было таких существительных, которые составляют отклонение от общего правила. Случаи с мягкими и твердыми ocновами можно сразу не давать, оставить на вторую очередь. Случай с одушевленными существительными тоже не обязательно давать сразу, можно перенести на этапы углубления темы.

Достоинство исследовательского варианта в том, что склоне­ние существительных сразу предстает перед учащимися как сис­тема.

Догматический метод тоже имеет свои преимущества, поскольку он позволяет постепенно вводить 1-е, 2-е, 3-е склонения; что касается самого процесса склонения, записи, выделения окончаний, то все это имеет место и во втором варианте. Здесь нетруд­но заметить также исследовательские моменты, наблюдения, выводы, обобщения.

После уточнений три склонения сводятся в единую таблицу:

Из экономии места здесь дана сжатая таблица. Но в работе с детьми целесообразно воспроизводить вопросы, падежные формы включать в словосочетания и предложения для понимания и объяс­нения значений падежей в доступных случаях. Попутно разъясня­ются функции предлогов, варианты о и об, обращается внимание на твердые и мягкие основы склоняемых существительных и на то, что, в сущности, окончания и - это одно окончание: [акно], . С целью углубления понимания значений падежных форм целесообразно вводить их (формы) в различные сочетания: роди­тельный падеж: чего или кого нет, чего мы не ви­дим, чего не знаем? - Нет стены: мы не видим коня, виден уголок окна; у нас нет соли; Коля вернулся из города Иркутска...

Роль предлогов в образовании падежных форм может быть ис­следована школьниками методом лингвистического эксперимен­та: в самом деле, без предлога форма родительного падежа может не получиться: вернулся - откуда? Из города. Мне скучно. По­чему?- Без книги. Без тебя...

Винительный падеж: что видим, кого позвали? Видим лec вдали. Позвали соседа в гости. Возникает еще одна проблема -сочетаемости слов: она не изучается теоретически, но практически сочетания - в каждом предложении.

Все новые и новые наблюдения. Оказывается, предложный па­деж потому и называется предложным, что форма этого падежа употребляется с предлогами (о, в, на).

Составляется таблица предлогов, употребляемых с падежными формами существительных.

Углубление темы «Склонение имен существительных» возмож­но через введение осложняющих систему вариантов: несклоняе­мых имен существительных типа кофе, пальто; склонения сущест­вительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся; типа чудо - чудеса и мн. др.

Теоретическая работа:

обобщение всех грамматических изменений имен существи­тельных;

Соотнесение формального и семантического в системе формо­изменений существительных;

связи форм склонения и синтаксических связей в словосочета­нии и предложении.

Важнейшие виды упражнений учащихся


значение предмета. В зависимости от конкретного значения выделяют несколько групп существительных: к о и к р е г и ы е (журнал, сосна, ворона)", в е щ с с т в е и н ы е (масло, сахар, вода); отвлеченные (чтение, храбрость, доброта, синева); собирательные (детвора, молодежь, студенчество).
Морфологические (или грамматические) признаки существительного: род, число, падеж, склонение.
Синтаксические признаки: может быть любым членом предложения.
Укажите1, к какой группе (конкретные, іичцест венные, отвлеченные. собирательные) относятся данные1 существительные по п х.те кс и ко-грам мати чес кому значению.
Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря. повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, духи, крокодил. береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба.
Прочитайте отрывок из позмы Л. Пушкина. Назовите ее. Определите синтаксическую роль имел существительных в этом стихотворном отрывке.
Зима! Крестьянин", торжествуя, 11а дровнях обновляет путь: Гдо.лошадка, снег ночуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды"" пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке3 В тулупе, в красном кушаке.4 Вот бегает дворовый мальчик, В салазки-" Жучку® посадив, Себя в копя преобразив.
Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...
Распределитe существительные по лексико-грамматпческим группам.
2. Определите слова по способу их происхождения.
137. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой. Произведите полный морфологический анализ имен существительных. Я спросила у кукушки. Сколько лет я проживу... Сосен дрогнули верхушки, Желтый луч упал в траву.
11о пи звука в чаще свежей... Я иду домой,
И прохладный ветер нежит Лоб горячий мой. Подберите из изучаемых произведений литературы примеры на употребление имен существительных в роли различных членов предложения: подлежащего, сказуемого, второстепенных членов.
Прочитайте и запишите текст, вставьте недостающие знаки препинания. Укажите автора и назовите произведение.
На какие художественные детали, использованные в тексте, вы обратили внимание? Как они характеризуют героев этого текста?
Посмотрим к какому разряду млек. .питающ. .х при надлеж..т сия особа г..в..рил на следующей день Аркад..ю Базаров, поднимаясь вместе с ним но,тес?ииц.. гостиниц... в которой остановилась Одинцова.1 Чу(?)ствует мой нос что тут что(го) (не. пи)лндно.
Я тебе удивляюсь! - в.хкликнул Аркадий,- Как? Ты, ты, Базаров, придерж.,ваеш(?)ся- той узкой морал... которую...
Экой ты чудак! - (не, нн)брежно перебил Базаров.- Разве ты (не, ни)знасшь, что на нашем наречи., и для паше го брата «не ладно» значит «ладно»? Пож..ва есть, значит. (Не, пи) сам (ли) ты с..годня говорил что она стра(н, нн)о вышла замуж(?). Хотя по мнению моему1 выйти за богатого стар..ка - дело (ни, не)чуть (не, ни)стран?ое, а, напротив благ..разумное. Я городским толкам (не, ни)верю; по люблю думат ь как говорит нам образова(н, ни)ый губернатор, что они справедливы.
Аркадий (ни, не)чего (ни, не)отвечал и п..стучался в дверь номера. Молодой слуга в ливре..1 ввел обоих прият..лей в большую комнату меблирова(н, нн)ую дурно как все комнаты русских г..стиниц но уставле(н, нн)ую цветами. Скоро п..явилась сама Одинцова в простом утре(и. !-ш)ем" платы,. Она казалась еще молож.. при свет.. весе(и, ннкто ео?нца. Аркадий пр..дставил ей Базарова и с тайным удивлением заметил что он как(будто) сконфузился, между тем как Одинцова оставалась совершс(н, нп)о спокойною, (но)вче-рашнему.
Г, 1 1- Выберите из данного текста по 2-3 слова знаменательных Ifc^J частей речи и произведи І с их морфологи чески й разбор.
2. К.типам какого рода можно отнести выделенное ЇЇ тексте выражение? Приведите свои примеры.
Выпишите существительные по группам в зависимости от их лек-сико-грам магического значення: вещественные, конкретные, отвле-ченные, собирательные.
Подготовьтесь к письму под диктовку этого текста.
Г|Деление па одушевленные и неодушевленные еущест- L_*_J вительные не всегда совпадает с делением всего суще-ствующего в природе на живое и неживое. Так. слова кукла, мертвей, туя, валет, козырь, леший, идол относят к одушевленным. А слова народ, толпа, детвора, стая, груп-па, молодежь, крестьянство, рота - к неодушевленным.
Названия небесных светил существительные неодушевленные, но те же слова как названия богов - одушевленные: изучать Юпитер, по почитать Юпитера.
140. Определите род имен существительных. Назовите слова общего рода, составьте с ними словосочетания или предложения в двух вариантах: имея в виду лиц женского и мужского пола.
Радость, тюль, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, рантье, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотро-га, профессор, ледп, Баку, Капрп, растяпа, жюри, эскимо, Сочи, лично, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз..
Г]"! Большинство несклоняемых сущеетвителЫ1 ых - слова L-LJ среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню). К мужскому роду относятся сло-ва, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферан-сье), к женскому женского пола (мисс, леди). Род иноязыч-ных географических наименований определяется но родово-му понятию или по опорному слову словосокращеиий: Онтарио - озеро, Перу - государство, авеню ¦- улица, коль-раби - сорт капусты.
Род сложносокращенных слов определяется но роду ведущего слова: И ТА - информационно-телевизионное агент-ство.
74
Из данных слов выпишите существительные, которые име-ют- форму: а) только множественного числа: б) только единственно-го числа.
Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительст-во. влажность, смех, белье, мечта, счастье.
Учитесь различать окончания -с, -и v существительных разных склонений.
Окончание -и пишется:
в I склонении род. надежа: из песни;
в III склонении род., дат. и предл. падежей: от зави-сти, в жизни;
в существительных предл. падежа ед. ч., если окончанию предшествует буква и: в санатории, об армии;
в существительных на -мя в дат. и предл. падежах: к пламени, о пламени.
Окончание -е пишется:
j 1) в I склонении дат. и предл. надежей (кроме сущ. на j лля): к избушке, о галерее:
j 2) во II склонении предл. падежа (кроме сущ. на -ий, -we): j в доме, о море.
Спишите, объясните правописание падежных окончаний -е, -и у существительных.
На песчаной отмел.., от березовой рощ.., в моей тетрад.., название интересной книг.., в большом здани.. консервато-ри.., назовите по имен.., был в библиотек.., служил в арми.., ходил в шинел.., ра..сказ..вал о ра..ведк... новое здани.., подошел к главной площ..д.. столиц.., нодош..л к площадк.., на обложк.. тетрад.., на первой страниц., книг.., на нижи., ветк.. зеленой ел.., на нижней вегв,., унала с ветк.., участвовал в соревн..вани.., в чемпионат... был в школ... в театр.., на улиц.., гулял на вол.., в город.., был в планетари.., летал в неб.., плавал в мор.., нуждался в хлеб.., в сол.., в купишь.., в питан и.., думал об интересном мест.., забыл о груст.., о не- нри..зн.., о грустном извести.., от недел.. к недел.., сила в объединены.., весь в поз..лот.., па родной сторон к... находился на дерев.., стоял у знамен.., поведал о капитан... о сво-ей гореч.., лежал на палуб.., рисовал с картинк.., вне себя от радост... был в Румыни.., любовь к Родин.. .
75
f 11 Для проверки написания окончаний существительных L^J подбирайте слова такого же склонения, но с ударением на окончании и подставляйте их па место проверяемого слова. Например: к вышн.. - вишня - земля - к земле - к вишне; в тетрад.. - тетрадь - степь - в степи - в тетради. Существительные мужского и среднего рода имеют одни и те же падежные окончания.
Определите тему пословиц. Какая из них для вас наиболее значима? Пользуясь указанным правилом, проверьте написание окончаний.
1. Слово ист..кающ.. от сер?ца прон..кает в сер?ц.. .
В умной б..сед., ума набрат..ся в глуп.лг свой раст..рять.
Доброе молчанье лучше худого ворчань.А 4. На словах хоть высп.хь а на дел., и головы не пр..клон..шь. 5. Где много сорных трав там мало хлеба где много слов там мало мудрост.А 6. Брань не смола а саж.. (с)родни: не льнет так м..рает. 7. Рана от сабл.. заж..вает а рапа от языка крово-точит.
Поставьте имена существительные в родительном падеже м и о жес т в с и и о г о числа.
Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь, муж, полено.
145*. Поставьте данные имена существительные в творительном падеже. Найдите разницу в окончаниях. Сформулируйте правило.
Поэт А. С. Пушкин, город Пушкин, композитор А. П. Бородин, ноле Бородино, писатель А. П. Чехов, город Чехов, А. И. Герцен, Чарльз Дарвин, стремя, мать, путь, сосед, время.
Назовем некоторые суффиксы имен существительных: значение человека по роду деятельности; орудия действия, приспособления
от вл е ч ен н ое з н ач е 11 не 3) -ишк(а), -ищ(е),
-ожж(П).
уменьшительно-ласкательное значение
-внок(?), -ушк(а), -чик(а), -еньк(а)
Наиболее употребительные приставки перечислены в разделе «Словообразование».
146. Запишите по 2-3 существительных с суффиксами со значением: а) профессии, лица; б) уменьшительно-ласкательным: в) предмета; г) отвлеченным. Выделите основу и все морфемы слова. Определите склонение записанных существительных.
147. Прочитайте стихотворные отрывки из произведений русских поэтов. Назовите их авторов. Выделите суффиксы существительных. Какое значение они придают словам? Что объединяет эти тексты? В текстах ТТ и III найдите сравнения, раскройте их изобразится ьно-вы разительный смысл. I. Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки2, Разыграйтесь, девицы; Разгуляйтесь, милые! Затяните песенку, Песен ку заветну ю, Замани ге м од од і ш К хороводу2 нашему. Как заманим молодца,
Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем, Вишеньем, малиною, Красною смородиной, lie ходи подслушивать Песенки заветные, Не ходи подсматривать" Игры наши девичьи. П. На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря па небе Божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. III. В это утро вместе с солнышком Уж из тех ли темных зарослей Выплывала, словно зоренька, Белоснежная лебедуш ка.
У побережья зеленого, Наклонив головки нежные, Перешептывались лилии С ручейками тихозвонными.
Позади ватагой стройною Подвигались лебежатушки,
II дробилась гладь зеркальная На колечки изумрудные.
^ ""Ч 1. Произведите фонетический. словообразовательный и мор-
фологический анализ выделенных слов.
2. Найдите слова, в которых присутствует орфограмма: правописание гласных после шипящих и ц. Объясните их написание.
Общее грамматическое значение прилагательного - LLJ признак предмета.
Морфологические признаки -- изменение по родам, числам, падежам. Согласуется с именем существительным.
Синтаксические признаки - в предложении может быть определением или сказуемым.
По значению выделяются три разряда прилагательных: к а ч е с т в е н н ы е, о т и о с и т е л ь н ы е. п р и т я ж а т е л ь н ы е.
Качественные называют" признак по величине (большой), возрасту (старый), цвету (белый), весу (легкий), внешнему виду (красивый), внутренним качествам (добрый) и т. д.
Относительные обозначают материал, из которого сделан предмет (стеклянная стена), указывают на признак предмета по отношен ню к месту (московские улицы), ко времени (зимнее у тро), к назначению предмета (спортивная одежда), к действии) (моечная машина).
Притяжательные обозначают признак предмета по его принадлежности к любому человеку или животному (отцова шапка, лисий хвост).
Их суффиксы: -ии (-ын), -ов (-ев), -иг/ (-и).
Прилагательное может изменять свое значение. Так, относительное прилагательное медвежья в словосочетании медвежья шуба может статі, качественным медвежья походка, притяжательным - медвежья берлога.
149*. I. Образуйте ирилагательные от указанных слов, составьте с ними словосочетания, употребив их в значении качественных, относительных, притяжательных (где это возможно).
Образец: белка - беличий; беличье дупло, беличья шуба.
Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото, моряк.
II. Распределите словосочетания в зависимости от разряда при-лагательных.
Глиняный кувшин, бархатный занавес, бархатный голос, сердечная встреча, сердечная боль, зимний вечер, крутая гора, крутой характер, серое платье, серый спектакль, спортивная обувь, спортивная походка, дремучий лес, дремучий че-ловек, лебединый пух, лебединая песня, медвежья услуга, медвежья лана, медвежья шуба, зеленая шляпа, голубое небо, голубые мечты, голубые глаза.
fy ! Качссгвенныс прилагательные имеют- дне формы - полну к» н краткую (старый - стар, красивый - красив).
Относительные прилагательные имеют только полную форму (зимний, вчерашний).
Цритяжательные прилагательные в именительном надеже имеют только краткую форму, в остальных падежах обе формы.
У кратких прилагательных после шипящих на конце слова не пишется ь: хорош, пахуч, горяч.
Краткие прилагательные не изменяются гю падежам.
150. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко «Лес шумит». Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное*, укажите род, число, палеж прилагательных. Назовите прилагательные по их грамматическим разрядам. Напишите сочинение- миниатюру «Здравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега» (11. Тургенев), используйте все разряды прилагательных.
Лес шумел...
В этом лесу всегда стоял шум - ровіт.лі. протяжной, как отг. досок далыг. звона, спокойней и смути..й, как тих..я песня без слов, как (ни, пе)ясп.. воспоминание о прошедшем."4
В нем всегда стоял шум, потому что это был стар... дремуч.. бор, которого (не, нп)к..садись еще пила и т..пор лес- пика?барышнпка. Высок., столетн,. сосны с краен., могуч., о волам и стояли хмур;., ратью, плотно сомкнувшись вверху зелен., вершпнамт!. (В)низу было тихо, пахло смолой; сквозь полог сосной., пго.т, которыми была усыпана почва, пробились ярк.. пап..р..тннки, пышно ра..кинувш..еся"" пр..чудли- B..IO бахромой и стоявшие (не, пи)движимо, (ни, не)шелохну в листом. В сыр., уголках тянулись высок., стеблями зелен., трапы; бел., кашка склонялась отяжелевш..ми головками. как(будто) в тих., истоме. А (в)верху, (без)коица и перерыва, тянул леей., шум, точно смути., вздохи стар., бора.
Перед суффиксом -к- после согласного (кроме й и ши- LU пящего) появляется беглый гласный о (низкий - низок), в остальных случаях - е (ясный. - ясен). Прилагательные остёр, хитёр, силён, умён надо запомнить, как и прилагательные без беглых гласных: храбр, добр, бодр, щедр, мудр, быстр, смугл и др.
Форму па -снен образуют- прилагательные с ударным суффиксом -енн(ый) (кроме своевременный - своевременен и блаженный блапсен).
151. Образуйте от указанных прилагательных их краткую форму. Сгруппируйте прилагательные но способу образования краткой степени. Сделайте вывод. От всех ли прилагательных можно образовать их краткую форму?
Хороший, светлый, горячий, умный, дружный, ясный, мудрый, рыжий, летучий, хитрый, звонкий, тр..скучий, злой, интересный, дружественный, острый, могучий, крепкий, бл..женный. красный, нарядный, маленький, обыкновенный, робкий, лиловый, таинственный, величественный, буланый, вор..пой, мгновенный, бодрый, мягкий, полезный, неизменный, старинный, родной.
152". Прочитайте текст из повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Какие слова и словосочетания вы здесь считаете ключевыми?
Изложите коротко ту часть из истории города Гдунова, которая связана с Аленой Осиновой. Дайте свое толкование финала главы «Голодный город», откуда взят этот отрывок. Вставьте недостающие знаки препинания.
Дело в том, что в это самое время на выезд., из города, в сл..бод.. Навозной, цв..ла красотой носа?ская(> жена Алена Оси нова." (По) видимому эта жен?щина представляла собой тин той сла?кой русс к., красавиц., при взгляд.. на которую человек (не, пи)загорает?ся страстью, но чу?ству..т что все его существо (по)тихоньку та..т. При средн..м росте, она бы-ла полна, бела и румяна; имела больш.. сер.. глаза навыкате. (не, ни)то бе?тыж... (не, пи)то застенчив.., пухл., вишнев., губы, густ.., хорошо очерче(и, и и) ые брови, (темно)русую косу до пят и ходила по улиц., «серой утиц..й». Муж ее, Дмитрии Прокофьев, занимался ямщиной6 и был тоже под стать жен..: молод крепок красив. Ходил он в и лисов..6 поддев к..г> и в поярков.." грешневике6, расцвече(н, нн)ом па- вьими перьями. И Дмитрий (не, ни)чаял душ., в Алеик.., и Аленка (не, ни)чаяла душ., в Дмитр.. . Частенько и..хаж..вали оии в соседи., кабак и, счас?ливые, расп..вали там вместе песни. Глуновцы(же) просто (не, ни)могли нарадоват?ся на их согласи., жизнь.
153. Укажите?, откуда взяты эти отрывки. Выпишите из текстов словосочетания «прилагательное + существительное». Определите род, число, падеж прилагательных.
Дайте характеристику кратких прилагательных, укажите их стилистическую и синтаксическую роль в предложении.
I. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
П. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива. Своенравна и ревнива.
III. Как і ом но был он молчалив. Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен!
Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок...
Написание окончаний прилагательных проверяется с по-
МОЩЬЮ вопроса: надо найти существительное, от которого оно зависит, и от.этого существительного задать вопрос к прилагательному. Окончание вопроса подскажет окон-чание у прилагательного:
каким? ым (-им)
(в, о) каком? ом (-ем)
к а к о г о? -ого (-его)
У прилагательных в мужском роде в им. и вин. падежах в безударном окончании пишется -ый (-ий).
154. Проверьте вопросами окончания прилагательных: если вопрос какой? - определяйте род.
Не тщедушн.. сверч..к за печкой, Не ппчу..ка в ттромокш.лі мгле -
Я хотел бы прозрачн.. речкой Пробежать по родной земле. Буд..т утро зв.леть осокой. Распрямится земная стать. Я хотел бы горой высок.. В пограничн.. районе встать. Окружен..й цветным раздольем, Бл..годарн..й любви людской, Я хотел бы пшеничн.. полем К горизонту пр..пасть щекой...
(С. Остр о в о й.)
Образуйте по 5 прилагательных следующими способами: 1) только прибавлением приставки: 2) с помощью суффиксов; 3) приставочно-суффиксальпым способом: 4) сложением основ. Выделите все морфемы в словах.
гуч При прибавлении приставок не-, без-, де-, анти- к нри- Li-J лагательным у них появляется значение, противополож-ное значению исходного слова, в результате возникают антонимы.
Прибавлением приставки пре- образуется слово со значением, близким к «очень».
Выпишите из любого фразеологического словаря не менее 10 фразеологических выражений, содержащих прилагательные. Дайте им полную морфологическую характеристику.
157*. Выпишите из толкового словаря русского языка (любое издание) словосочетания с прилагательными: золотой, волчий, лебединый, медный, свинцовый, в которых эти прилагательные были бы сначала относительными, потом качественными. К качественным прилагательным подберите синонимы.
Нн пишется в прилагательных:
LA^ 1) образованных от существительных с помощью суффиксов -енн-, -они-, клюквенный, искусственный, пенсионный:
образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-: высоченный, здоровенный;
образованных от существительных с основой на н + суффмкс -к-: длина + н - длинный, истина +н - истинный;
образованных от существительных на -мя: время - временной, пламя - пламенный (от косвенного падежа - »/.);
5) образованных от приставочных глаголов: наношенное пальто, ускоренный темп.
Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (патриот, космонавт, дежурный, олимпиада, молодёжь, спорт, знамя, планетарий, Москва, Владивосток, белизна, ходьба, радость).
Примечание. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить кто зто? что это?, например: кто это? - ученик, что зто? - книга.
По значению имена существительные делятся на собственные (Лев, Толстой, Ленинград, Болгария, Каштанка, «Аврора») и нарицательные (учебник, комбайн, комсомолец, колхоз), одушевлённые (ученик, Петя, Таня, Наташа, агроном, лось, щука) и неодушевлённые (дом, город, деревня, газета, журнал, Волга, Байкал).
Имена существительные относятся к мужскому (инженер, юннат), женскому (окрестность, публицистика) или среднему роду (поколение, отечество).
Примечание. Имена существительные по родам не изменяются.
. Имена существительные изменяются по падежам (хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе; дисциплина, дисциплины, дисциплине, дисциплиной, о дисциплине) и по числам (единственное число: отряд, земля; множественное число: отряды, земли).
Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а также несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого, например:
  1. Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - подлежащее книга выражено существительным; 2) Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - дополнение в книге выражено существительным с предлогом; 3) Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого хранилище выражена существительным;
  1. Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) -
несогласованное определение от земли выражено существительным с предлогом; 5) Над седой равниной моря ветер ту- чи собирает (М. Горький) - обстоятельство места над равниной выражено существительным с предлогом; б) Не забудет народ- победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) -
приложение победитель выражено именем существительным.
Существительные в именительном падеже могут выступать в роли обращения: Спасибо; Родина, за счастье с тобою быть в пути твоём! (А. Твардовский) - обращение Родина выражено именем существительным.

Еще по теме ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:

  1. § 39. Взаимодействие грамматических и лексических значений в структуре имени существительного
  2. §39.Взаимодействие грамматических и лексических значений в структуре имени существительного
  3. ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
  4. ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
  5. 6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции
  6. 112. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции
  7. 9. Имя существительное как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции имени существительного.

Грамматическое значение имени существительного.

(Иванова и др.) Имя существительное - знаменательная часть речи, обладающая значением предметности. Предметность - грамматическое значение, в силу которого словесные единицы - названия как собственно предметов, так и не-предметов (абстрактных понятий, действий, свойств и т. д.) - функционируют в языке сходным образом с на­званиями собственно предметов. Словообразовательные средства отглагольных, отадъектнвных существительных создают возмож­ность для названий-состояний, свойств, качеств и т. п. функционировать синтаксически наряду с названиями предметов: movement, strangeness, activity. Эти образования называются синтаксическими дериватами. Морфологическое их функционирование во многих случаях ограничено: не все синтаксические дери­ваты способны участвовать в морфологических категориях имени. Это - одна из важнейших черт полевой структуры имени существительного.

Словообразование существительного. Словоизменительный аппарат существительных весьма беден. Что касается его морфемной структуры, то здесь следует отметить, что очень распространена однослоговая структура, в которой совпадают по звуковому оформ­лению (хотя функционально они различаются) корень, основа и слово. Вместе с тем, существительное имеет словообразовательный аппарат, значительно превосходящий по разнообразию аппарат словоизменения. В грамматическом плане это немаловажно потому, что суффиксы, помимо своей семантической функции, являются показателями принадлежности данного слова именно к существи­тельным.

Суффиксальная структура наблюдается, в основном, в двух больших группах: в существительных лица и в существительных отвлеченных.

Наиболее характерны следующие суффиксы лица: -er, -ist, -ess,-ее-singer, naturalist, authoress, legatee. Из суффиксов отвлеченных существительных самые характерные: -ness, -ion, (-ation, -ition),-ity, -ism, -ance, -ment- lateness, rotation, ignition, security, socialism, elegance, movement.

Подклассы существительного. Существительные подраз­деляются на имена нарицательные и имена собственные .

Нарицатель­ные имена представляют собой обобщающее название любого пред­мета, обозначаемого ими: river может относиться к любой реке, dog - к любой собаке, pleasure- к любому ощущению удовольствия.

Имена собственные , в противоположность этому, не имеют обобщаю­щего понятийного содержания; они являются названием, кличкой отдельных индивидуальных существ или предметов, они закреплены именно за данной особью, но не распространяются на остальные сходные явления. Так, John - скорее всего имя человека мужского пола, но, в сущности, может быть закреплено и за собакой, слоном и т. д.; Spot может быть именем собаки, кошки, лошади и т. п.; the Cutty Sark - название известного английского клипера (быстро­ходного океанского судна), но оно не содержит указания на эту отнесенность и могло бы быть названием кафе, кино, коттеджа. Имена собственные не лишены грамматических категорий, свой­ственных существительным нарицательным; однако грамматика в первую очередь занимается именами нарицательными, обладающими обобщающим значением.

Поскольку существительные называют предметно любые явления языковой действительности, они представлены самыми разнообраз­ными лексическими группами. Взаимодействуя с грамматическими категориями, эти группы создают разветвленную полевую структуру существительного.

Набор морфологических грамматических категорий существи­тельного весьма беден. Бесспорно существует категория числа. Чрезвычайно спорным представляется существование категории падежа. Грамматической категории рода в английском не существует.

Проблема категории рода. Категория рода в английском исчезла окончательно уже к концу среднеанглийского периода. Обозначение биологического пола существует в языке, но при этом используются средства чисто лексические или словообразователь­ные: boy - girl, cock - hen; bull - cow; waiter - waitress, lion - lioness; he-goat - she-goat. To же самое наблюдается в ряде индо­европейских языков при обозначении различия пола: учитель-ница, доктор-ша, тигр-ица; нем. Lowe - Lowin, Lehrer - Lehrerin.

Б. Стрэнг, автор книги «Modern English Structure», и некоторые другие авторы утверждают, что в английском имеется категория рода существительного на том основании, что возможна субституция имени местоимением, указывающим на биологический пол или не­одушевленность: he, she, it. Такая точка зрения представляется со­вершенно неприемлемой, так как речь идет о субституции имени другой частью речи и о перенесении признака этой другой части речи на существительное, не обладающее этим признаком. Да и для местоимений указанное значение является чисто лексическим и к грамматическому значению отношения не имеет.

Категория числа. Основное значение категории числа - противопоставление одиночности и множественности предметов. Под множественностью имеется в виду количество свыше одного. Единственное число передается базисной формой, т. е. формой, не имеющей окончаний и совпадающей сосновой. Множе­ственное число обозначается на письме формантом -s, который peaлизуется как ряд алломорфов - /z/, /s/, /iz/ в зависимости от характера финального звука основы (dogs /z/, potatoes /z/, books, bats /s/; classes, bushes /iz/). Такова продуктивная словоизменитель­ная модель формы множественного числа; её можно назвать «откры­той моделью», так как новые слова, появляющиеся в языке, оформ­ляются во множественном числе именно этим способом.

Авторы, стремящиеся максимально формализовать описание языка, в частности структуралисты, обычно рассматривают отсут­ствие окончания в единственном числе как наличие нулевого суф­фикса. Однако нулевой суффикс не является морфемой, т. е. линейно выделимым отрезком, имеющим звуковую форму. Представ­ляется, однако, возможным говорить о нулевом экспоненте без записи его как морфемы.

Наряду с открытой моделью, существует ряд закрытых групп; входящие в них существительные образуют формы множественного числа с помощью непродуктивных средств, закрепленных только за данными существительными. Это суффиксы, функционирующие только в пределах данных групп: а) суффикс -еп, закрепленный за двумя существительными - oxen, children; б) суффиксы латинских форм множественного числа, заимствованные вместе с теми существи­тельными, которые они оформляли в латыни: -i (nucleus - nuclei), -a (stratum -strata); -ae (antenna - antennae). Список этих суще­ствительных невелик, и, что очень важно, у существительных, имеющих широкое употребление, появляются собственно-англий­ские формы: наряду с termini - форма terminuses; наряду с antennae - antennas.



Дескриптивисты Хэррис, Хоккетт и другие рассмат­ривают суффикс -еп как алломорф (вариант) морфемы s/z, основыва­ясь на их одинаковой функции; очевидно, если принять эту точку зрения, сюда же следует причислить и приведенные выше оконча­ния латинских заимствований. Такая точка зрения возможна только в том случае, если морфема определяется как элемент чисто функ­циональный, безотносительно к ее звуковому оформлению. Между тем, алломорф устанавливается на основании звуковой и смысловой общности. С другой стороны, функциональную общность различных суффиксов множественного числа нельзя отрицать. Мы предлагаем термин «функциональные синонимы», которым будут обозначаться те или иные грамматические средства, сходные функ­ционально, но не являющиеся алломорфами.

Наряду с суффигированными формами, в языке существует не­большая, но очень стойкая группа существительных, использующих чередование гласных для образования множественного числа: /u:/ - /I:/ - tooth - teeth, foot - feet; /au/ - /ai/ - mouse - mice, louse - lice; /u/ - /I:/ - woman - women; / æ / - /е/ - man - men. Чере­дование /ai/ - /i/ существует также в основе child - children, на­ряду с суффиксацией. Это чередование отражает древний способ образования грамматических форм и сохранилось, как видно из пе­речня слов, у очень немногих существительных.

Наконец, у некоторых существительных отсутствует формальный признак множественного числа: sheep, deer, swine. Так, в предло­жении The sheep fell into the ditch определить форму числа sheep невозможно, если оно не подсказано более широким контекстом.