Введение в синий час для начинающего фотографа. Что такое «золотой час»

Освещение является ключевым фактором в фотографии. Можно приметить очень красивый природный пейзаж, иметь в руках самую продвинутую зеркальную камеру, но без должного света получить качественные и интересные снимки будет практически невозможно. Причем готовые фотографии, вряд ли, можно будет спасти даже инструментами графического редактора, к которым так любят обращаться фотографы. Особенно проблема освещения актуальна для съемки на открытом воздухе, когда возможности использования искусственных источников света ограничены. Здесь фотограф очень сильно зависит от характеристик естественного освещения. Поэтому невероятно важным становится вопрос правильного выбора времени для съемки.

Профессиональные фотографы прекрасно знают об этой проблеме, поэтому они нашли решение в таких явлениях, как «золотой час» и «синий час». Это времена суток с наилучшим естественным освещением для фотосъемки. Более подробно о «золотом» и «синем часе» Вы узнаете из этой статьи.

«Золотой час» в фотографии

«Золотой час» — это промежуток времени в первый час после восхода солнца и в последний час перед его заходом. В это уникальное время суток солнечное светило располагается ближе к горизонту, вследствие чего все объекты окрашиваются в какой-то удивительный золотисто-красноватый оттенок. Благодаря этому любая фотография, будь то портрет или пейзаж, приобретает совершенно волшебный вид. Имитировать такое освещение искусственными источниками или фотошопом практически невозможно. Солнце, которое находится в низкой точке на небе, создает очень приятное, мягкое и рассеянное освещение, которое резко контрастирует с тем, что мы наблюдаем в остальное время суток, в частности, с жестким светом от полуденного солнца, когда на фотографиях появляются глубокие, грубые тени.

Этот «магический час» на самом деле длится не ровно шестьдесят минут, его продолжительность варьируется в зависимости от времени года и того географического места (широты), где проводится фотосъемка. Но даже если «золотой час» будет длиться всего пару – тройку десятков минут, ради этого промежутка времени стоит встать пораньше и отправиться на съемку интересных сюжетов. В это удивительное мгновенье интенсивность естественного света наименьшая, а освещение сцены обеспечивается, главным образом, от солнечного света, отраженного от небосвода. Синий цвет исчезает и появляется тот самый приятный, золотистый оттенок.

Можно выделить несколько основных причин, почему фотографу стоит снимать на открытом воздухе именно в это время:

  • теплое, золотистое освещение, заставляющее буквально сиять окружающие объекты и лица людей;
  • меньше резких контрастов;
  • на закате можно снимать потрясающие силуэты;
  • мягкий свет прекрасно ложится на лица людей;
  • длинные тени от солнца, находящегося низко над горизонтом, придают снимкам дополнительный объем и помогают передать текстуру;
  • меньшая вероятность переэкспонировать или недоэкспонировать фотоизображения, а также потерять в деталях;
  • очень выгодна съемка в контровом свете, возможность использования солнечных бликов;
  • можно снимать облака, которые в этот промежуток времени выглядят наиболее красиво и могут придать зрелищности или настроение фотографиям;
  • на фотографии можно передать золотистые, красивые солнечные лучи, если солнце будет располагаться позади снимаемого объекта.

Как мы видим, преимуществ у «золотого часа» немало. В это время наблюдается наилучшее естественное освещение с точки зрения цветовой температуры и тональности снимка. Когда стоит использовать «золотой час»? На самом деле такие условия естественного освещения подойдут для различных видов съемки на открытом воздухе. Можно фотографировать портреты, пейзажи, снимать крупным планом цветы и растения, создавать красивые фотоизображения городских улиц или движущихся автомобилей.


«Золотой» час еще не наступил
«Золотой» час. Прошло всего 50 минут и освещение разительно изменилось.

Особенно красивыми в «золотой час» получаются природные пейзажи. Золотистые лучи солнца прекрасно очерчивают окружающие ландшафты с деревьями или холмами, придают пейзажным фотоизображениям приятные, теплые оттенки. Городские сюжеты при таком освещении приобретают дополнительную выразительность и динамичность. В «золотой час» также рекомендуется фотографировать портреты, используя, в частности, контровый свет, который подсветит волосы модели и подчеркнет красоту ее кожи. Боковой или контровый свет отлично прорисовывает контуры и создает дополнительный объем на фотографии.

От кадров, снятых в «золотой час», буквально захватывает дух. Недаром, например, журнал National Geographic нередко проводит конкурсы, главной темой которых являются как раз фотоизображения, полученные во время этого «магического часа». Важный вопрос – как определить, когда наступает «золотой час» в Вашем регионе в конкретное время года? Для этого существуют специальные on-line-сервисы, которые производят соответствующие расчеты. В частности, любителям фотографии можно рекомендовать сайт golden-hour.com . В настоящее время также выпускаются специальные приложения для смартфонов, рассчитывающие, когда утром или вечером наступает «золотой час».

Чтобы съемка в «золотой час» прошла гладко, воспользуйтесь следующими практическими советами:

  • Планируйте съемку заранее, ведь в действительности в Вашем распоряжении будет не час, а всего пару десятков минут, и это «магическое время» пройдет очень быстро и незаметно. Заранее определить с тем, что Вы будете снимать, оцените композицию, обратите внимание на те элементы, которые могут приобрести красивый вид под рассветными или закатными лучами.
  • Определитесь с настройками фотоаппарата до начала съемок. Используйте длинные выдержки и низкие значения чувствительности. Предварительно настройте баланс белого (ББ) вручную, поскольку «золотой час» — не оптимальное время для использования автоматических настроек ББ. Причем здесь Вам нужна не максимальная точность, а скорее художественный подход к настройке данного параметра. Чтобы сделать фотоизображения более теплыми и запечатлеть в кадре красивое золотистое свечение, можно использовать режим ББ «Облачно».
  • Используйте штатив, поскольку в предрассветные или закатные часы света может быть недостаточно.
  • Попробуйте поиграть с открытой диафрагмой. Она позволит Вам получить эффектные фото с красивым боке. Также на открытой диафрагме снимки получатся более мягкими.
  • Теплые, золотистые лучи света могут преобразить красный цвет в темно-оранжевый или даже не самый приятный, коричневый. Учитывайте этот факт при подборе одежды для модели, если собираетесь снимать портрет.
  • Делайте как можно больше снимков. Освещение сцены меняется быстро, поэтому важно успеть снять как можно больше кадров с различной цветовой температурой, тональностью и интенсивностью света.

«Синий час» в фотографии

Еще одно отличное время для проведения фотосъемки на открытом воздухе – так называемый «синий час». Это промежуток времени между сумерками и ночью с особенным освещением, а также когда солнце вот-вот собирается появиться из-за горизонта. В эти моменты освещение приобретает уникальный ультрамариновый оттенок, который невозможно повторить средствами компьютерной обработки. В действительности «синий час» длится в среднем примерно полчаса, когда небо окрашивается в красивые синие или фиолетовые цвета, оно приобретает насыщенность. За тридцать минут до восхода солнца и за тридцать минут после его заката не так темно, чтобы камера не смогла различить отдельные детали. В «синий час» освещенность неба и панорамы под ним выравнивается, что позволяет получать действительно уникальные кадры.

Конечно, снимать в «синий час» немного сложнее, чем в «золотой время». Ведь синий цвет, в отличие от золотого, не так щедр и доброжелателен. Лучше отказаться от съемок портрета. В этот период стоит фотографировать объекты с каким-либо собственным освещением, то есть здания, сооружения, достопримечательности и городские улицы. Получается отличный контраст между искусственным освещением и сине-фиолетовым фоном. Вообще, оптимально снимать в «синий час» городские улицы с проезжающими мимо автомобилями с включенными фарами. Хотя можно попробовать и поснимать портрет, но лишь используя дополнительный источник освещения (например, свет от костра).

Как и в случае с «золотым часом», тут важно правильно спланировать время съемки. Ведь синий свет будет доступен в еще более короткий промежуток времени. Чтобы узнать, когда начнется «синий» или «золотой» час в Вашем регионе, можно воспользоваться сайтом jekophoto.eu .


При съемке в «синий час» руководствуйтесь полезными практическими советами:

  • Выбирайте подходящую точку съемки заранее, закрепляйте камеру на штатив (света во время съемки будет не хватать). Желательно иметь спусковой тросик или пульт ДУ, чтобы полностью исключить получение смазанных фото.
  • По мере наступления сумерек или рассвета оценивайте насыщенность неба по дисплею камеры. Как только небо окрасится в нужные Вам оттенки, начинайте съемку.
  • Настройки экспозиции можно предварительно доверить автоматике камеры, а потом при необходимости внести соответствующие коррективы, ориентируясь по гистограмме. Но лучше используйте режим приоритета диафрагмы или ручной режим. Значение диафрагмы подбирается такое, чтобы обеспечить резкость всех планов. В «синий час» выдержки требуются длинные, чувствительность сенсора желательно установить на минимуме.
  • Воспользуйтесь широкоугольной оптикой – она позволит захватить в кадре больше красивого, насыщенного неба.
  • Снимайте в RAW, чтобы получить больше интересных деталей.
  • Наиболее красивые снимки получаются, когда наблюдается частичная облачность – можно запечатлеть на камеру как цветовую насыщенность неба, так и фактуру облаков.
  • Экспериментируйте с режимом HDR для получения необычных, эффектных фотографий.

Итак, «синий час» – это короткий промежуток времени до восхода и после заката солнца, а «золотой» — время в первый час после выхода солнца и за час до его захода. В эти удивительные мгновения создается невероятно красивое естественное освещение сцены, который каждый любитель фотографии просто обязан попробовать использовать для получения выразительных, насыщенных цветом снимков. Попробуйте в один из дней встать пораньше, отправиться на съемку, и Вы убедитесь, как могут преобразиться обыкновенные пейзажные или городские фотографии под воздействием волшебного солнечного света.

В экстремальной ситуации спасает не только профессионализм, но и время. Десятки лет известно о существовании "золотого часа" - времени, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти, и когда пострадавшему можно оказать наиболее действенную помощь.
Организм человека устроен природой так, что максимальные компенсаторные функции при внезапных и серьезных повреждениях, эффективно поддерживают стабильное состояние примерно в течение 1 часа.
Затем наступает период постепенного истощения запасов прочности и организм "выключает" менее нужные участки тела, стремясь обеспечить остатками жизненных сил самую главную свою часть - мозг.
Именно в течение первого часа после несчастного случая - оказание медицинской помощи наиболее эффективно и позволяет минимизировать развитие опасных осложнений. Через час, усилий для стабилизации состояния придется прилагать намного больше.

Для тяжело пострадавших фактор времени имеет несомненное значение. Если пострадавший доставляется в больницу в течение первого часа после получения травмы, то обеспечивается самый высокий уровень выживаемости и значительное снижение риска осложнений. Это время и называется "золотым часом", который начинается с момента получения травмы, а не когда Вы начинаете оказывать помощь.

Почему бы ни научиться экономить время в процессе оказания первой помощи?
Любые действия на месте происшествия в чрезвычайных ситуациях должны носить характер спасения жизни, поскольку теряются драгоценные секунды и минуты "золотого часа" пострадавшего из-за несогласованности действий окружающих. Жизнь и судьба конкретного человека во многом могут зависеть от грамотности и мастерства Ваших действий, поскольку Вы первый, кто оказывает ему медицинскую помощь до прибытия служб спасения.

Быстрое оказание помощи не означает просто остановить свою машину рядом с разбившимся автобусом, усадить пострадавшего в салон и также быстро доставить его в ближайшую больницу. Вы сможете обеспечить максимальные шансы человека на выживание, если будете оказывать первую медицинскую помощь согласно заранее продуманной тактике и последовательности действий.

ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ОСМОТР

Первичный осмотр пострадавшего производится для поиска причины, представляющей непосредственную угрозу жизни на момент осмотра:

Нарушение проходимости дыхательных путей,
- наружное кровотечение,
- признаки клинической смерти.

Вторичный осмотр (не более 2-3 минут).
Оценить состояние пострадавшего (в сознании, без сознания, пульс, частота дыхания), перед началом оказания помощи и транспортировкой в больницу.

Оценить величину зрачков и реакцию их на свет.
- Выяснить механизм травмы.
- Определить время, прошедшее с момента травмы или начала заболевания.

Спросить: что беспокоит в настоящий момент; что привело к травме или заболеванию.
Осмотреть, прослушать, потрогать "От головы - до пят".
Установить предварительный диагноз или ведущий признак повреждения.
Действовать в соответствии с навыками или по обстоятельствам.

КОНСТАТАЦИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ

Для установления факта клинической смерти достаточно трёх признаков:
1. Потеря сознания.
2. Отсутствие дыхания.
3. Отсутствие пульса на сонных артериях.
Расширение зрачка является дополнительным признаком и не всегда быстро проявляется.
Первичный осмотр.
Подтвердить три основных признака клинической смерти.
Начать базовую сердечно легочную реанимацию (СЛР).
Фактор времени имеет решающее значение в достижении положительного результата СЛР.
От момента остановки сердца до начала базовой СЛР должно пройти не более 2 минут.

ПРИЗНАКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕРТИ

Факт наступления биологической смерти может устанавливаться по наличию достоверных признаков, а до их появления - по совокупности признаков.
Достоверные признаки биологической смерти:
1. Трупные пятна - начинают формироваться через 2-4 часа после остановки сердца.
2. Трупное окоченение - проявляется через 2-4 часа после остановки кровообращения, достигает максимума к концу первых суток и самопроизвольно проходит на 3-4 сутки.

Совокупность признаков, позволяющая констатировать биологическую смерть до появления достоверных признаков:
1. Отсутствие сердечной деятельности (нет пульса на сонных артериях, тоны сердца не выслушиваются).
2. Время отсутствия сердечной деятельности достоверно установлено более 30 минут в условиях нормальной (комнатной) температуры окружающей среды.
3. Отсутствие дыхания.
4. Максимальное расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет.
5. Отсутствие роговичного рефлекса.
6. Наличие посмертного гипостаза (темно-синих пятен) в отлогих частях тела.
Указанные признаки не являются основанием для констатации биологической смерти при их возникновении в условиях глубокого охлаждения (t°тела + 32°С) или на фоне действия угнетающих центральную нервную систему лекарственных средств.

ПРОСТЕЙШИЕ МЕТОДЫ РЕАНИМАЦИИ

От правильности проведения начальных приемов нередко зависят исход реанимации и дальнейшая судьба пострадавшего.
Три основных правила проведения базовой СЛР обозначаются английскими заглавными буквами АВС, что означает:
A - airways (воздушные пути) - обеспечить проходимость верхних дыхательных путей;
B - breathing (дыхание) - начать искусственную вентиляцию легких (ИВЛ);
С - circulation (кровообращение) - начать закрытый массаж сердца.

Пострадавшим без сознания проводится тройной приём Сафара:

Предотвращает закупорку верхних дыхательных путей корнем языка.
- Обеспечивает свободное дыхание.

Методика предусматривает:
1. Разгибание головы в шейном отделе позвоночника.
2. Выдвижение нижней челюсти вперёд и вверх.
3. Открытие рта.

При подозрении на травму шейного отдела позвоночника разгибание головы не производится.
Ротоглоточный воздуховод (S-образная трубка):

1. Используется у пострадавших с угнетением сознания для предотвращения западения корня языка.
2. Размер воздуховода определяется расстоянием от мочки уха пострадавшего до угла рта.
3. Перед введением воздуховода проверьте ротовую полость пострадавшего на предмет наличия инородных тел, вставной челюсти.
4. Возьмите воздуховод в руки так, чтобы изгиб смотрел кривизной вниз, к языку, отверстие воздуховода - вверх, к нёбу.
5. Введя воздуховод приблизительно на половину длины, поверните его на 180° и продвиньте вперёд (фланцевый конец прижимается к губам пострадавшего).

Если нет воздуховода:
Взрослым производится искусственное дыхание "Рот в рот"- зажмите нос пострадавшему и вдувайте воздух. Или "Рот в нос"- при этом закройте пострадавшему рот.
Детям до года воздух вдувается одновременно и в рот и в нос.

ЗАКРЫТЫЙ МАССАЖ СЕРДЦА

Пострадавший должен лежать на жестком основании.
Приподнять ноги пострадавшему (обеспечивается приток крови к головному мозгу).
Если человек находится на земле или на полу, переносить его не надо.

Встаньте сбоку от пострадавшего, положите основание ладони на нижнюю треть грудины, вторая кисть кладется поверх первой, так, чтобы прямые руки и плечи массирующего находились над грудью пострадавшего.
Резкое нажатие на грудину прямыми руками с использованием массы тела, приводит к сжатию грудной клетки на 4-5 см и сдавлению сердца между грудиной и позвоночником.
Закрытый массаж сердца необходимо проводить с достаточной, но не избыточной силой (не сломайте пострадавшему ребра).
Частота толчков должна быть 100 в минуту.

Эффективность базовой СЛР возрастает при соблюдении следующих правил:
1. Частота компрессий - декомпрессий примерно 100 в минуту.
2. Глубина продавливания грудной клетки 4-5 см.
3. Усилие компрессии 40 - 50 кг.
4. Соотношение времени компрессии - декомпрессии 1:1.
5. Проводящие СЛР должны чаще меняться (метод требует больших физических затрат).

Смена проводится быстро, без прекращения ритмичного массажа сердца.

При проведении наружного массажа сердца следует учитывать, что у лиц пожилого возраста эластичность грудной клетки снижена вследствие возрастного окостенения реберных хрящей, поэтому при энергичном массаже и слишком сильном сдавлении грудины может произойти перелом ребер. Это осложнение не является противопоказанием для продолжения массажа сердца, особенно при наличии признаков его эффективности.
Не следует при массаже располагать кисть руки над мечевидным отростком грудины, так как, резко надавливая на него, можно поранить левую долю печени и другие органы, расположенные в верхнем отделе брюшной полости.
Это является серьезным осложнением реанимационных мероприятий.

ИСКУССТВЕННАЯ ВЕНТИЛЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ (ИВЛ)

Искусственная вентиляция эффективна только в случаях отсутствия механических препятствий в верхних дыхательных путях и герметизма в поступлении воздуха.
Восстановите проходимость дыхательных путей.
При наличии инородных тел, рвотных масс в глотке, гортани, удалите их.
Голова пострадавшего запрокидывается максимально назад, чем обеспечивается свободный доступ воздуха в трахею.
Встаньте сбоку от пострадавшего, одной рукой зажмите нос, а другой откройте рот, слегка надавливая на подбородок пострадавшего. Рот прикрыть марлей, бинтом, (носовым платком).
Сделайте обычный вдох, плотно прижмитесь губами ко рту пострадавшего и равномерно выдохните в течении 1 секунды, затем осуществляющий помощь отнимает губы ото рта пострадавшего и отводит свою голову в сторону, следя за тем как опускается грудная клетка пострадавшего при выдохе.

ИВЛ проводят в режиме, обеспечивающем медленное и глубокое наполнение легких. Объем вдуваемого воздуха (на один вдох) около 500-600 милилитров.
Искусственный вдох хорошо контролируется. Вначале вдувание воздуха проходит легко, однако по мере наполнения и растяжения легких, сопротивление возрастает. При эффективном искусственном дыхании хорошо видно, как во время "вдоха" расширяется грудная клетка.

Эффективное искусственное дыхание, осуществляемое в сочетании с непрямым массажем сердца, требует ритмичного повторения равномерных вдуваний с частотой 8-10 в 1 мин, т. е. два "вдоха" на 30 сжатий грудной клетки.
Следует чередовать эти манипуляции, чтобы вдувание не совпадало с моментом сжатия грудной клетки при массаже сердца. В случаях сохраненной самостоятельной работы сердца частоту искусственных вдохов следует увеличить до 20-25 в 1 мин.
Применение S-образного воздуховода, отводящего язык и надгортанник кпереди, значительно облегчает проведение искусственной вентиляции методом "рот в рот".
Аналогично методу "рот в рот" проводится дыхание "рот в нос", при этом рот больного закрывают ладонью либо прижимают нижнюю губу к верхней пальцем.

ОСОБЕННОСТИ РЕАНИМАЦИИ У ДЕТЕЙ

Контроль пульса у детей до года лучше проводить не на сонной артерии, а на плечевой, прижимая её по внутренней поверхности плеча в средней его части к плечевой кости.
При проведении ИВЛ детям грудного возраста воздух вдувают через нос и рот одновременно, ограничиваясь тем объёмом, который необходим для поднятия грудной клетки ребенка. Проведите 5 искусственных вдохов подряд (продолжительностью 1 сек. каждый), после чего проводите закрытый массаж сердца.
Более целесообразно, при возможности, использовать специальные детские "Мешки AMBU".
Сердце у маленьких детей расположено несколько выше, чем у взрослых. Точка компрессии находится под линией, соединяющей соски ребенка.
Закрытый массаж сердца детям до года проводят двумя пальцами, продавливая грудину примерно на одну треть высоты грудной клетки.
Частота компрессий 100 в 1 мин.
Детям дошкольного возраста закрытый массаж сердца проводят основанием одной ладони.
Школьникам - так же, как и взрослым.
Соотношение: 2 вдоха на 30 компрессий.
Прекардиальные удары детям не производят!

ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛР

Признаками эффективности проводимого массажа являются
- изменение ранее расширенных зрачков,
- уменьшение цианоза (синюшности кожи),
- пульсация крупных артерий (прежде всего сонной) соответственно частоте массажа,
- появление самостоятельных дыхательных движений.
Продолжать массаж следует до момента восстановления самостоятельных сердечных сокращений, обеспечивающих достаточное кровообращение. Показателем будут определяемый на лучевых артериях пульс и повышение систолического артериального давления до 80- 90 мм рт. ст. Отсутствие самостоятельной деятельности сердца при несомненных признаках эффективности проводимого массажа, является показанием к продолжению непрямого массажа сердца.

КРИТЕРИИ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ

Реанимация может быть прекращена только в следующих случаях:
- если по ходу СЛР выяснилось, что она больному не показана;
- если при использовании всех доступных методов СЛР не отмечено признаков эффективности в течение 30 минут;
- при наличии (возникновении) опасности для здоровья проводящих реанимацию;
- при возникновении ситуации, представляющей угрозу для жизни окружающих.

Каждый, кто занимается фотографией, должен знать, что такое «Золотой час». Для тех, кто не знаком с этим понятием, начнем с краткой формулировки: золотой час — это самое подходящее для съемки время, когда естественное освещение благоприятно сказывается на качестве снимков.

Искусственное освещение при съемке пейзажей, зданий и прочих обширных территорий практически бесполезно. Тут стоит рассчитывать только на небесное светило. Каждый день, в определенное время солнечный свет создает наклонные мягкие лучи, которые аккуратно, без пересветов и жестких теней заполняют всё вокруг. Такое время и называется «Золотой час».

Когда ждать «золотой час»?

Золотой час - это время за час до заката и за час после рассвета. В это время солнце находится низко и освещает всё под углом. Свет получается мягкий и рассеянный.

Контраст снимка получается не слишком большой. Благодаря этому детали не теряются в светлых тонах или в тени. Длинные тени помогают подчеркнуть глубину снимка.

Как поймать золотой час

Самый простой способ - это использование калькулятора золотого часа. В каждом регионе в различное время года время золотого часа отличается, поэтому калькулятор будет полезен. Найти его можно через поисковые системы.

Время рассвета и заката также можно узнать на сайтах с прогнозом погоды.

  1. Используйте штатив. Это позволит делать более четкие фотографии. При слабом освещении для правильной экспозиции нужна будет длинная выдержка и без штатива тут никак.
  2. На место съемки нужно приезжать заранее. Это позволит приготовиться и не упустить лучшее время для съемки.
  3. Во время золотого часа освещение меняется очень быстро, поэтому нельзя мешкать. Всё нужно делать быстро, но не в ущерб качеству.
  4. Берите с собой фонарик. Пробираясь к месту съемки по темноте и раскладывая оборудование, вы непременно ощутите необходимость в фонарике.

Если съемку планируется вести в холодное время года, то термос с горячим напитком будет как нельзя кстати.

Профессиональные фотографы говорят, что «Золотой час» - самое лучшее время для съемки. Поэтому в этой статье вы узнаете, что это и как его использовать.

Фото Sidious Sid.

Если на свете есть вещь, которая может испортить фотографию больше других, то это только освещение. Вы можете найти самый красивый пейзаж, купить самую дорогую камеру и вспышку, потратить больше недели на создание , но без нужного освещения все ваши усилия пойдут прахом, результатом которого станут лишь унылые фотографии, спасти которые не сможет даже знаменитый фотошоп.

И это на самом деле так, ведь часто невозможно осветить объект съемки с помощью искусственного освещения, поэтому мы, фотографы, очень сильно зависим от естественного освещения.

Поэтому очень важно найти нужное время с нужным количеством света. К счастью, фотографы искали решение этой проблемы еще с изобретения самого первого фотоаппарата, и нашли идеальное решение – «Золотой час».

Так что же такое «золотой час»?

Золотой час или, как его еще называют, магический - это время, а именно час после рассвета либо час до заката, хотя точное время зависит от вашего местоположения и времени года. Во время золотого часа солнце находится низко в небе, испуская мягкий и рассеянный свет, который намного лучше подходит для съемки, нежели резкий и жесткий свет полудня, которые многие из нас чаще всего и фотографируют.


Освещение во время золотого часа мягкое, рассеянное и теплое. Фотография сделана Мартином Соика.

При съемке с таким освещением фотографии получаются с меньшим контрастом, что понижает шансы потерять объект из-за слишком сильной тени или, наоборот, отражения. Кроме того, теплое свечение придает фотографиям сказочный вид, а длинные тени помогают подчеркнуть детали, добавляя снимку глубину.

Еще одним преимуществом съемки в золотой час является то, что в это время на улицах очень мало людей, благодаря чему вы сможете не только пофотографировать в спокойствии, но и сделать хорошие снимки, не переполненные людьми.

Правило

Правило золотого часа подходит для любой уличной съемки, причем как природных , так и больших городов. Также во время золотого часа хорошо получаются , цветов и даже такие объекты, как машины. В общем, что угодно.

Большинство профессиональных фотографов так зациклены на этом правиле, и следует ему так четко, что просто отказываются снимать в любое другое время. Но вы, само собой, не должны быть настолько пунктуальными. Но все же к этим парням стоит прислушиваться, ведь не просто так их зовут экспертами и следуют их советам.

Рассчитывание золотого часа

Самый быстрый и удобный путь узнать, когда золотой час обычно проходит в вашем регионе - это использовать калькулятор золотого часа. Просто вбейте в гугл: «золотой час калькулятор». И вы непременно найдете , то, что вам нужно.


Рассчитав свой золотой час, вы сможете заранее запланировать время вашей съемки. Фотография Бетани.

Если же вы не доверяете всяким калькуляторам и любите узнавать все сами, то просто узнайте, когда у вас обычно проходят рассветы и закаты. Далее, основываясь на этих данных, вы найдете свой собственный золотой час. Главное помните, час после рассвета и час до заката.

Подсказки

Как только вы приняли решение выехать куда-нибудь во время золотого часа, чтобы сделать несколько фотографий, вам надо прокрутить в голове несколько подсказок по этому поводу:

Во-первых, используйте штатив . Думаю, объяснять зачем он нужен и как его использовать не надо. Главное настройте вашу камеру на долгую .

Во-вторых, приготовьтесь заранее . Приезжайте на место вашей съемки хотя бы за полчаса до золотого часа, так как он наступает резко и чаще всего незаметно. Ведь было бы обидно приехать и пропустить его, не так ли?

В-третьих, придерживайтесь правила: чем больше, тем лучше . Во время золотого часа освещение меняется настолько быстро, что две фотографии с разницей в 2 минуты будут сильно отличаться друг от друга. Поэтому снимайте как можно больше, а дома уже отбирайте лучшие снимки.

В-четвертых, возьмите с собой фонарик и термос с теплым напитком . Звучит очевидно. Но многие забывают именно это. Для чего нужен фонарик итак ясно, а вот термос это просто дар богов, особенно если вы проживаете в стране с холодным климатом.


Снимок, сделанный во время золотого часа получается красочным, насыщенным и глубоким в плане цвета. Фотография сделана человеком под ником sibbiblue.

Термином "золотые часы" профессиональные фотографы называют время дня с наилучшим освещением. Познакомимся с этим понятием поближе.

Если попытаться назвать одну самую важную составляющую фотографии, то это, безусловно, будет освещение. Можно отыскать великолепный пейзаж или невероятно красивую модель, но без правильного освещения вы получите плоскую и неинтересную картинку.

Это особенно актуально для уличной фотографии, поскольку чрезвычайно сложно, либо практически невозможно подсветить объект искусственным освещением и приходится полностью полагаться на естественный свет.

Следовательно, необходимо определить наилучшее с точки зрения освещения время суток. К счастью, профессионалы и фотографы-любители начали задаваться этим вопросом еще со времен появления фотокамеры, и решение было найдено. Время суток с наилучшим освещением назвали "золотыми часами".

Что такое "Золотой час"

Золотой час, который также иногда называют "волшебным часом" – это ориентировочно первый час после восхода солнца и последний час перед его заходом. Продолжительность этого времени варьируется в зависимости от времени года. В это время солнце висит низко над горизонтом, излучая мягкий, рассеянный свет, - гораздо более подходящий для съемки, нежели чем резкий полуденный свет, который, тем не менее, многие из нас предпочитают использовать для своих фотографий.

В течение "золотого часа" освещение является мягким, рассеянным и теплым.

При использовании освещения золотого часа, вы получите меньше контрастов на фотографии, уменьшите вероятность "потерять" некоторые объекты, находящиеся в глубокой тени, и "пересветить" ярко освещенные части. Теплые тона золотого часа привносят в композицию приятные ощущения, а длинные тени обнаруживают мельчайшие детали, добавляя текстуру и объем в изображение.

Следствием фотографирования во время рассвета и при закате будет относительно небольшое количество людей вокруг, что позволит вам спокойно работать.

Когда пользоваться золотым часом

Концепция золотого часа применима к любому типу уличной съемки – от таких очевидных вещей, как пейзажи и городские сюжеты, до портретов, снимков цветов и растений, и даже натюрмортов с участием автомобилей.

Профессиональные фотографы просто боготворят это время суток, и некоторые из них отказываются снимать в любое другое. Вам, конечно, не стоит воспринимать это как догму, но, как минимум, прислушаться стоит, ведь не зря же эти люди зовутся профессионалами.

Определение золотого часа

Самый быстрый и простой способ вычисления времени золотого часа – это воспользоваться калькулятором золотого часа. В основе этого калькулятора лежит более сложный, чем мы описали выше, алгоритм подсчета золотого часа. Тем не менее, вы с легкостью получите точный результат.

Определение золотого часа в том месте, где вы собираетесь снимать, позволит спланировать вашу работу.

Альтернативный способ определения золотого часа – это определить время восхода и заката. Наиболее простой способ – это использование онлайн-калькулятора восходов и закатов .

Итак, вы определились с объектом съемки и подготовили для этого соответствующее оборудование. Перед тем как нажать спусковую кнопку, ознакомьтесь с некоторыми советами.

Используйте штатив. Как правило, освещение непосредственно после восхода и перед закатом нельзя назвать ярким. Тем не менее, не вздумайте ждать более яркого света, поскольку вы тем самым упустите фантастические цвета и текстуру объектов. Просто установите камеру на штатив, снизьте светочувствительность ISO и снимайте на длинных выдержках.

Уделяйте достаточно времени подготовительным настройкам. Обычно золотые часы начинаются весьма неожиданно, поэтому очень важно быть полностью готовым. Пребудьте на место съемки заблаговременно (даже в середине ночи, если это потребуется) и произведите все необходимые настройки.

Не переставайте снимать. Во время золотых часов освещение меняется стремительно, и ваша композицию уже через несколько минут будет смотреться совершенно по-другому. Поэтому используйте этот час по полной – снимайте непрерывно, чтобы иметь возможность получить полный спектр эффектов.

Запаситесь горячими напитками и фонариком. Рассветы и закаты бывают очень холодными. Звучит достаточно очевидно, но, поверьте, иногда это забывается. Фонарик поможет вам увидеть, что вы собственно делаете и куда идете, а горячие напитки согреют во время ожидания подходящего кадра.

Съемка во время золотого часа привносит в изображение дополнительный цвет, текстуру и ощущение глубины.

Вне всякого сомнения, съемка во время золотых часов сделала прорыв в моей уличной фотографии. Конечно, это означает, что вы будете пользоваться фотоаппаратом в то время, которое раньше обычно проводили в постели, но результат стоит таких жертв. Попробуйте сами и вы увидите, как изменятся ваши фотографии.

Хотите научиться профессионально снимать в золотой час, а так же в темное время суток? Тогда кликните по картинке ниже и воспользуйтесь нашим акционным предложением!