Схема катера из дерева чертежи. Самодельная лодка из фанеры

Охота и рыбалка любимое занятие многих мужчин. Посидеть с удочкой, ранним утром в зарослях камыша, особая романтика рыболова.

Средства передвижения для рыбалки, да и просто для прогулок, используют разные — резиновые, алюминиевые, лодки из ПВХ и даже из фанеры.

Купить плавсредство можно совершенно любое, были бы деньги, а вот как смастерить лодку своими руками? Расскажем в нашей статье.

Плавсредство из фанеры

Самодельная фанерная лодочка очень легкая, удобная в использовании и значительно дешевле, нежели в магазине.

Самым важным подготовительным моментом в строительстве являются чертежи лодки. Имея точные расчеты, в дальнейшем не придется тратить время и силы на переделку и подгонку изделия.

Расчеты

Предлагаем вам один из вариантов расчетов. Перенеся чертежи на бумагу, мы получим шаблоны всех необходимых частей лодки в натуральную величину. Теперь можно «выкраивать» наше изделие, и вырезать электролобзиком заготовки. Получив все вырезанные части, можно начинать склейку.

В первую очередь соединяем несущие элементы конструкции, транец (срез кормовой части) и шпангоуты (поперечное ребро корпуса). Затем к транцу крепятся днище и борта, как на фото лодки.

Для соединения всех деталей используйте эпоксидную смолу и ленту из стекловолокна. Эти материалы не только соединят все части конструкции, но и создадут водостойкий шов.

Собираем лодку

Закрепив фанеру к боковым конструкциям можно переходить к усилению углов между бортами и дном. Делают это с помощью деревянных уголков, потом переходят к герметизации швов.

Для получения шовного материала смешивают в одинаковых пропорциях эпоксидную смолу и аэросил. Далее швы не просто смазывают, а заливают этим составом.

Как только вся конструкция высохла можно крепить сиденья. Если у лодки будет мотор, крепим транец и крышку носовой части.

Наружная часть лодки тоже нуждается в обработке, необходимо проклеить все наружные швы, тоже используя смолу и ленту из стекловолокна, после высыхания поверхность отшлифовать. Затем загрунтовать и окрасить.

Устранение повреждений в надувной лодке из ПВХ

Если у вас уже есть надувная лодка и вы активно ей пользуетесь, то наверняка часто случаются моменты течи из-за прокола или пореза материала средства передвижения. Производить реставрацию лодки из ПВХ совершенно не сложно, это легко сделать в спартанских условиях и даже на воде.

Конечно, чтобы получить более качественный результат, нужно располагать временем и ремонтировать лучше в мастерской. При устранении течи клей сохнет, в идеале, 3 дня, хотя нет ничего страшного, если лодкой вы воспользуетесь через сутки.

Если лодка была отремонтирована на воде, при возвращении необходимо все переделать, так как приклеенная наспех и без соблюдения технологии латка прослужит недолго.

Если прокол случился во время рыбалки или охоты, пользуются только входящим в набор с лодкой комплектом устранения дефектов.

Капитальный ремонт лодки

Для капитального ремонта лодки вам необходимо:

  • Набор для починки (входит в комплектацию плавсредства);
  • Ножницы;
  • Валик;
  • Карандаш;
  • Растворитель способствующий обезжириванию;
  • Кисть для клеящего вещества.

Вырезаем округлую по форме заплату из запасной ткани. Она должна быть больше пореза на 4-5 см.

Обратите внимание!

Расправьте ремонтируемое место на плоской поверхности, очистите от грязи и обезжирьте растворителем. Положите заплатку на дырку и обведите карандашом, смажьте обе поверхности клеем для ПВХ и дайте высохнуть.

По истечении 15-20 минут повторите процедуру и снова дайте время на подсыхание. Через 5 мин можно начинать непосредственно реставрацию. Потрогайте пальцем поверхность заплаты, он должен слегка прилипать.

Затем для активизации клейкой поверхности необходимо нагреть саму заплатку и место прокола, для этого идеально подойдет фен, только действуйте быстро, чтобы клей не высох.

Теперь можно прикладывать поверхности друг к другу клейкой стороной, и аккуратно выгоняя весь воздух проглаживать заплату валиком. После оставляем просыхать минимум на один день.

В заключение нашей статьи, можно сказать, что необязательно сильно тратиться на покупку или ремонт лодки. Приложив некоторые усилия, можно наслаждаться любимым делом.

Обратите внимание!

Фото лодки своими руками

Обратите внимание!

Лодка из фанеры своими руками, чертежи и этапы ее постройки.

Посмотрим на рисунок представленной модели в разрезе:

Брештук – деревянный брус 114х60 (мм)
шпангоут – фанера толщиной 16 (мм)
ахтерштевень – фанера толщиной 16 (мм)
кильсон – деревянный брус 30х80 (мм)
дно – фанера толщиной 6 (мм)
борт – фанера толщиной 6 (мм)
ручка – хромированная трубка диаметром 16…20 (мм)
пол – строганная доска 20х100 (мм)
палуба – фанера толщиной 6 (мм)

Немного об используемом материале:

Конструкционная фанера
два типа размеров: 6х1500х3000 (мм); 16х1525х1525 (мм)
продольное расположение волокон
степень качества «Е»
шлифованная с одной стороны «Ш1» (6х1500х3000)
нешлифованная «НШ» (16х1525х1525)
классификация к воздействию влаги «ФБ» или «БС»

Габаритные размеры лодки из фанеры

Начнем работу с изготовления: брештука; пяти шпангоутов; ахтерштевня; кильсона

Установим на штапеле и закрепим брештук; пять шпангоутов; ахтерштевень

Вставим в пазы кильсон, предварительно смазав плоскости касания клеем, и дадим конструкции высохнуть.

Возьмем картон и изогнем его вдоль плоскости бортов и нарисуем контур борта.

Возьмем картон и изогнем его вдоль плоскости дна и нарисуем контур дна.

Убедившись в точности обмеров контуров, перенесем их на фанеру и аккуратно вырежем. У нас должно получиться четыре детали – две левых и две правых, причем правые детали – это зеркальное отражение левых.

Крепление начинаем с днища.

Латунными или оцинкованными шурупами и эпоксидным клеем закрепим детали, вырезанные из фанеры, к каркасу конструкции. После отвердения клея, контур выровняем шлифовальной машинкой.

Аналогично крепим борта.

Стыки фанерных деталей крепим следующим образом:
1. Просверлим вдоль стыков, на одинаковом расстоянии, сквозные отверстия диаметром 3 (мм).
2. В отверстия вставляем капроновый шнур.
3. Стягиваем детали между собой.

После отвердения клея, контур и поверхности стыков выровняем шлифовальной машинкой.

Сверху по аналогии, закрепим палубу. Поверхности стыков выровняем.

Произведем оклейку всех стыков двумя слоями стеклоткани и дадим ей засохнуть.

Не повредит, если проведете обработку стеклотканью всего корпуса.

Окончательно обработаем корпус и окрасим в интересный цвет.
Для жесткости конструкции, снизу сиденья, укрепим деревянные бруски с обеих сторон.
На пол уложим доски. Сверху палубы установим металлические ручки.
Лодка из фанеры своими руками изготовлена:

Многие даже не догадывались, что можно плавать в самодельной лодке из фанеры. В статье будет представлено поэтапное описание всех процессов по ее изготовлению, даны чертежи и списки всего необходимого от материалов до инструментов. К инструкции также приложены иллюстрации работ и видео по изготовлению конструкции мастером.

Подготовка материала и инструментов

  • Фанера;
  • Полиуретановый клей;
  • Гвозди;
  • Краска на основе латекса;
  • Герметик силиконовый;
  • Строительный шприц (он понадобится для заделки швов конструкции);
  • Наждачная бумага;
  • Лобзик;
  • Шуруповерт;
  • Рулетка;
  • Кисть;
  • Зажим;
  • Дрель;
  • Паракорд (скобы).

Один из листов приобретенной фанеры нужно разделить на 3 части для дна конструкции: 46х61 см, 61х168 см и 31х61 см. Боковые стороны лодки будут представлять два куска размером 31 на 244 см. Для создания подпорок берем 3 куска с параметрами 25х50х2400 мм. На корму и носовую часть лодки необходим отрез размером 25х76х2400 мм. Корпус же самодельной лодки из фанеры для рыбалки изготавливается из кусков с параметрами 25х50х2400 мм.

Обратите внимание! Впоследствии куски на корпус будут соединяться паракордом.

Создание проекта с чертежами

Существует масса проектов самодельных лодок из фанеры, начиная с простой плоскодонки, что используют на рыбалке, до сложной туристической байдарки. Есть как сборные, так и складные конструкции. Для начала остановимся на простейшем чертеже судна, что представлен далее.

Если же самодельная лодка из фанеры по чертежам, что нашли, не устраивает, то можно спроектировать свой вариант, но такое мероприятие потребует более точных расчетов касательно грузоподъемности конструкции. Иначе при неверных параметрах можно изготовить огромный сувенир, не способный удержать вас на воде.

Итак, выбрав или создав собственный проект для построения фанерной лодки, переносим на бумагу наши параметры, создавая чертеж конструкции. По этим бумажным шаблонам рисуем контуры основных элементов лодки на фанерных листах, которые послужат ориентировкой для выпиливания листов и шпангоутов для обшивки.

Обратите внимание! В большинстве случаев размер заводской фанеры не позволяет вырезать цельный элемент борта лодки. Поэтому необходимо будет провести процедуру сращивания листов.

Сращивание кусков начинают со стесывания торцов листа под острым углом. В итоге стесанная часть должна иметь длину равную толщине листа, увеличенную в 7-10 раз. Соединенные части со стесанными торцами отлично показаны на схеме ниже.

Идеально скошенные друг под друга куски необходимо промазать клеем по скосу и крепко зажать струбцинами по методу «на ус». Пока наши куски склеиваются, можно заготовить брусья для каркаса лодки. Удобнее будет работать на специально созданных своими руками козлах из брусьев 5х5 см.

Можно изготовить и самодельную складную лодку из фанеры, чертеж которой представлен далее.

Сборка корпуса простой лодки

Первым делом изготовим шпангоуты (хотя можно сделать их и после сборки фанерного каркаса). Расчертив и выпилив нужные брусья, крепим их при помощи саморезов и эпоксидного клея.

Шпангоуты

Обратите внимание! На этапе выпиливания элементов, отклонения от чертежных параметров не должно быть более 1 мм, в противном случае бортики могут и не сшиться.

Подробно показана сборка самодельной лодки из фанеры на видео, что добавлено в статье.

Первым делом устанавливаем на наши козлы транец, к которому крепим днище и бортики, заводя их немного к середине, соединяя на носу скобами. При небольшой толщине фанерного листа обшивку можно соединить шовным материалом или клеящей смесью. При сборке внимательно следите за тем, чтобы все элементы сошлись по размеру.

Склейка шпангоутов и бортика необходима для обеспечения большей толщины, а соответственно, и повышения прочности конструкции. Также, чтобы увеличить надежность соединений, рекомендуется дополнительно транцы и шпангоуты скрепить луженными или оцинкованными саморезами длиной 18 или 25 мм и в диаметре 3 мм. Саморезы для кормы и бортиков берутся чуть больше: 60 на 4-5 мм.

Советы! В случае если при соединении элементов получился зазор, необходимо разбирать все и урезать до нужного размера шпангоуты. А для самодельной лодки из фанеры под мотор нужно не забыть проклеить транец стеклотканью, а также скрепить деревянными досками, изготовленными из твердой древесины.

На транец также можно вырезать специальные накладки для усиления конструкции в целом. Когда все элементы собраны и сошлись друг с другом, то можно приступать к проклейке конструкции. Чтобы швы вышли особо аккуратными, можно воспользоваться малярным скотчем, что клеится по обе стороны каждого шва.

Проклейку производим смесью из аэросила и эпоксидной смолы (1:1), аккуратно работаем со стеклотканью, чтобы в результате не получилось пузырей. Швы проклейки должны выйти ровными, а также нужно, чтобы через слои стеклоткани все еще была видна древесная структура.

Затем переворачиваем практически готовую лодку вверх дном и удаляем скобы в случае скрепления ими элементов, а также скругливаем шовные стыки. Получив нужную обтекаемость, можно проклеивать швы и снаружи.

Кроме проклеивания, конструкцию можно укрепить 3-мя слоями стеклоленты или полностью обшить стеклотканью. Также можно добавить в конструкцию скамейки, для чего изготавливаем планки, а также вырезаем форштевень и устанавливаем носовой рым болт. Для наружных стрингеров и киля понадобятся материалы высокого качества, чтобы не было сучков. Отшлифованные элементы упрочнят конструкцию, а также послужат защитой обшивки при швартовке.

Основы изготовления складной конструкции

Можно также изготовить самодельную разборную лодку из фанеры по указанному выше чертежу. Такая лодка будет состоять из нескольких самостоятельных секций, что в свою очередь представляют часть конструкции, длина которой равна расстоянию между шпангоутами, что расположены рядом. Иными словами лодку «режут» на части.

Сборка секций производится посредством болтов, а для плотного прилегания частей друг к другу между секциями прокладывается резиновый уплотнитель. В собранном виде в наибольшую среднюю секцию укладывают матрешкой все остальные. А затем все элементы можно упаковать в матерчатый чехол и без проблем транспортировать машиной или другим транспортом.

Для изготовления разборной конструкции понадобятся следующие материалы:

  • Фанера: 2,5 листа для обшивки – строительная 4х1500х1500 мм, часть 1 листа для форштевня и шпангоутов – 10х900х1300;
  • Доски для съемных сидений.

Фанеру необходимо приобретать 1 сорта, чтобы не было сучков, но была задоринка! Доски длиной 6 м – одну берем хвойную толщиной 2 см, а другую из любого дерева толщиной 4 см. Также нужны метровые буковые доски для отделки борта нашей лодки.

Первым делом также создаем проектный чертеж, после чего делаем бумажные шаблоны для транца, шпангоутов и форштевня. В вырезанных ножовкой по шаблонам шпангоутах нужно просверлить под болты соответствующие отверстия, после чего соединяем листы. Шпангоуты нужно обпилить напильником и обклеить снаружи резиновым уплотнителем толщиной 1 мм.

Также в шпангоутах нужно сделать отверстия для заклепок, что будут располагаться на каждый 1-5 см попарно, ввинчиваясь в 1 см от края. Их можно соорудить самостоятельно из провлоки с диаметром от 1,5 до 3 мм из алюминиевой проволоки. При помощи кондуктора производят сборку секций.

Когда все элементы изготовлены и собраны, всю конструкцию нужно пропитать олифой, рекомендуется даже в два слоя. Но обязательно поверх сухой фанеры. Когда и олифа подсохнет внутреннюю часть нужно вскрыть лаком, а наружную – масляной краской.

Тяжело представить рыбака без собственной лодки. Даже если у него есть все необходимые снасти для ловли рыбы, отсутствие водного транспорта практически связывает руки, ведь поиски добычи не могут выйти за пределы берега. Поэтому, чтобы увеличить улов, рыбак обязан приобрести или самостоятельно сделать лодку.

Рыбацкие магазины предлагают множество изделий различных видов, отличающиеся по техническим характеристикам и по цене. При этом даже самые простые лодки стоят довольно недешево. Сократить затраты можно, сделав лодку своими руками. В качестве материала для изготовления подойдет обычная фанера, которая наградит изделие отличными качествами.

Лодка из фанеры

Преимущества фанерных лодок

Достоинств, которыми обладают фанерные лодки, несколько. Благодаря им даже самые заядлые скептики начинают смотреть в сторону таких изделий и меняют свои мнения о фанере, как о неподходящем материале. К их плюсам можно отнести:

  • Минимальные денежные затраты. Приобретение фанеры и всех остальных материалов, требуемых для изготовления, требует минимальных денежных вложений.
  • Простота в изготовлении. Фанера легко поддается обработке. Процесс не потребует использования большой физической силы и значительных трудовых вложений, что позволяет выполнять все работы самостоятельно.
  • Вес. Готовое изделие получается довольно легким, что упрощает его транспортировку к месту спуска на воду и обратно домой. Если водоем находится недалеко, лодку без особых усилий можно перенести к нему вдвоем.
  • Прочность и долговечность. Если добросовестно и качественно выполнить все монтажные процессы, конструкция получится очень крепкой. Немалый взнос в это делает использование цельных листов фанеры. Количество стыков и мест креплений, которые могут дать течь, сводится к минимуму.
  • Вместительность. В зависимости от выбранного вида конструкции лодка может вмещать от 1 до 5 человек. Изделия среднего размера могут свободно перевозить двух пассажиров. При этом размеры лодки позволяют им без трудностей поменяться местами. В больших каркасных изделиях могут поместиться сразу 5 человек, но таким нагрузкам лодку лучше не подвергать.

Как сделать лодку из фанеры своими руками

Подготовка к работе

Чтобы процесс изготовления не прерывался по причине отсутствия необходимых инструментов или материалов, рекомендуется приготовить их в первую очередь.

Для работы потребуются такие инструменты:

  • рулетка;
  • карандаш;
  • электрический лобзик;
  • пилки для лобзика;
  • дрель или шуруповерт;
  • сверла;
  • молоток;
  • шпатель;
  • кисточка для нанесения клея, лака;
  • пульверизатор;
  • шлифовальная машинка или наждачная бумага.

К выбору материала необходимо отнестись очень ответственно, ведь от него и будут зависеть все основные характеристики изделия.

Главной ошибкой при подготовке основного сырья (фанеры) будет использование первого попавшегося его вида. Обычную мебельную фанеру марки ФК необходимо отбросить сразу. Лодка, сделанная из нее, будет пригодна только для выставки и никак не годится для плавания.

Наиболее подходящими видами фанеры для изготовления лодки являются марки БС, БК и ФСФ. Первые два типа более качественны, но имеют существенный недостаток – высокую стоимость.

Фанера марки ФСФ не обладает такими характеристиками, как первые две, но для строительства лодки вполне подойдет. Она выполнена на основе фенолформальдегидных смол и (чаще всего) березового шпона.

Материал должен иметь толщину 5-6 мм. Листы с меньшим показателем будут недостаточно прочными, а более толстые не получится согнуть до нужной формы.

Важно, чтобы материал был наивысшего сорта, без каких-либо повреждений, сучков, трещин и отверстий.

Если для изготовления лодки требуются деревянные бруски и доски, нужно брать только хорошо высушенные. Отсутствие повреждений и изъянов в них является обязательным условием.

Для оклеивания применяется стеклоткань марки Т11 или Т13. Покупать ее следует в рулоне. Затем, во время, работ можно будет порезать на куски необходимых размеров.

При покупке клея следует учитывать тот факт, что он в течение длительного времени будет подвергаться воздействию воды. Рекомендуется пользоваться клеем, включающим в себя два необходимых компонента: эпоксидную смолу и отвердитель.

Для окрашивания изделия подойдет водостойкая краска и яхтный лак.

Ход работы

На этом этапе нужно ознакомиться с чертежами, по которым изготавливаются самодельные лодки из фанеры для рыбалки. Существует множество различных проектов, отличающихся по сложности. Если опыта подобных работ нет, следует выбирать несложную конструкцию.

Распилка деталей

Рассмотрим на примере, как сделать двухместную лодку.

Перед началом распилки необходимо перенести чертежи на фанеру. В случае наличия у мастера творческих задатков это можно сделать без применения вспомогательных элементов. Если же они отсутствуют, можно заказать у специальной фирмы лекала и использовать их.

После перенесения чертежей на фанеру распиливаем детали по намеченным линиям при помощи электролобзика. Торцы полученных элементов шлифуем специальной машинкой или наждачной бумагой.

Чтобы зазоры между отдельными частями, которые необходимо состыковать, были минимальными, можно аккуратно спилить их края под углом.

Сборка лодки

После распилки фанеры на отдельные детали начинаем сборку конструкции. В первую очередь делаем дно. Его мы будем собирать из двух идентичных по форме и размерам деталей. Накладываем одну половину на другую и при помощи дрели и сверла 3 мм делаем отверстия с того края, который приходится на середину будущего дна. Для этого следует отступить от края 2-3 см и с шагом 30-35 см просверлить отверстия по всей длине деталей.

В проделанные отверстия запускаем медную проволоку или пластиковые хомуты и скрепляем две половины между собой. До конца не затягиваем, так как нам нужно будет «раскрыть» их.

Таким же способом скрепляем между собой борта лодки в носовой части.

Раскрываем дно, сопоставляем его с бортами. Делаем отверстия, скрепляем борта с деталями дна между собой хомутами или проволокой. Выполняем аналогичные манипуляции для крепления транца.

Скрепление деталей проволокой

На следующем этапе зашпаклевываем места стыков отдельных элементов с внутренней стороны лодки.

Нарезаем полоски из стеклоткани. Промазываем швы клеем, прикладываем стеклоткань, которую разравниваем и уплотняем при помощи шпателя. Сверху промазываем еще одним слоем клея. Таким способом обрабатываем всю конструкцию.

Проклеенный шов

Когда клей полностью высохнет, переворачиваем изделие, убираем крепежные элементы. Обрабатываем швы с внешней стороны так же, как и с внутренней. Делаем перерыв на высыхание клея.

На следующем этапе устанавливаем шпангоуты. Конструкция будет более прочной, если шпангоуты будут состоять из двух слоев фанеры. Поэтому рекомендуется сначала скрепить между собой по две заготовки для каждого шпангоута и только после этого устанавливать их в лодку.

Между центральными шпангоутами устанавливаем распорную доску.

Крепим к их верхним краям опорные планки, затем закрываем пустоты фанерой. Аналогичные манипуляции проделываем спереди и сзади лодки. Шпаклюем, обрабатываем стыки при помощи клея и стеклоткани. Таким образом, у нас получатся кормовая, гребная и носовая банки.

Для усиления прочности можно прикрепить привальный брус к верхним краям бортов. Для его изготовления также можно использовать фанеру.

Крепим продольные реданы и киль, после чего шлифуем все поверхности при помощи машинки или наждачной бумаги.

На последнем этапе окрашиваем изделие. Лодка готова.

Лодка готова

Как видим, самодельные лодки для рыбалки изготавливаются очень легко. На примере рассмотрен лишь один из многих видов выполнения, который является наиболее оптимальным.

Для работ необходимо определиться с размерами и конфигурацией лодки, найти подходящие чертежи, материалы, инструменты, запастись базовыми знаниями. Главнейшим фактором, без которого все остальное будет невозможным, несомненно, выступает желание.

Все фото из статьи

Моторная лодка из фанеры своими руками интересна многим нашим соотечественникам по двум причинам – творческой натуре и более низкой себестоимости. Несмотря на кажущуюся сложность проекта, в нём можно разобраться и воплотить в жизнь.

Но для этого крайне необходим такой фактор, как ваше желание это сделать. К тому же, то, что вы сделали самостоятельно, будет для вас дороже в моральном плане, так что оставайтесь с нами, и мы вам ещё покажем видео в этой статье.

Делаем плавсредство небольших размеров

Примечание. Мы не будем рассматривать конкретную конструкцию, например, чертежи складной лодки из фанеры своими руками.
Нашей целью является рассказать вам об общих принципах и способах изготовления небольших плавсредств.

Необходимые материалы и инструменты

Выбор фанеры:

  • чтобы изготовить лодку из фанеры своими руками, вам, естественно эта самая фанера и понадобится, только разной толщины ;
  • для корпуса понадобится толщина листа 5 мм, а вот для киля и шпангоута уже нужно будет 10-15 мм толщины (длину панели подбирайте в зависимости от длины корпуса);
  • как вы понимаете, здесь нужна качественная продукция, поэтому, вам придётся выбрать для работы либо элитный E, либо 1-ый сорт – цена, конечно, будет выше, зато вместе с ней поднимется и качество;
  • кроме того, важна , от которой зависит водонепроницаемость и прочность фанеры – наиболее лучшими марками здесь можно назвать ФСФ или ФСФ-ТВ (горючеустойчивая), ФБ и БС (авиационная – применялась также в кораблестроении).

Цельная древесина:

  • для оформления бортов, монтажа сидений и обустройства распорок внутри корпуса лодки, вам понадобится цельная древесина;
  • лучше всего для этой цели подойдёт обрезная доска из сосны – она легче лиственницы, но благодаря содержанию смолы, хорошо переносит намокание.

Шовный материал:

  • для стягивания корпуса и соединения других деталей в цельную конструкцию, здесь понадобится шовный материал;
  • для этого можно использовать тонкую вязальную стальную или медную проволоку, толстую капроновую леску или пластиковые хомуты.

Герметичность:

  • для того чтобы лодка не протекала, все швы нужно заделать водоотталкивающим клеем — на данный момент их продается очень много;
  • как показывает практика, для этой цели лучше всего подходят составы на основе полимерных смол;
  • для герметизации швов также используют стеклоткань – ленту из неё сажают на клей по стыку;
  • также можно для этой цели использовать стеклопластик, оклеивая ним борта и днище;
  • для защиты от набухания используют водоотталкивающие лаки и клеи, пропитывая ними корпус и перемычки – для этого можно, к примеру, использовать бакелитовый лак или клей;
  • кроме пропитки, вам также понадобится полимерная краска, которая будет служить дополнением к влагоустойчивости и украшать вашу лодку.

Инструменты:

  • чтобы сделать лодку своими руками из фанеры, вам, конечно, понадобятся инструменты и, в первую очередь, это дисковая пила и/или электрический лобзик (ножовка тоже пригодится);
  • набор ручных столярных инструментов в виде молотка, стамесок, пассатижей и тому подобное;
  • шлифовальная дисковая или ленточная машина;
  • ленточные или стальные струбцины;
  • малярные кисти для нанесения пропиток и лакокрасочных материалов.

Выбираем чертёж

Важно!
Прежде чем начать сборку, найдите подходящие именно в вашем случае чертежи — как сделать лодку из фанеры своими руками, это может быть плоскодонная лодка для рыбалки, которую вы будете использовать на выходные дни или байдарка для турпоходов во время отпуска.
Но если вы уже искушены в «кораблестроении», то можете попробовать начертить такой проект самостоятельно, но здесь очень важно рассчитать грузоподъёмность, чтобы плавсредство не опрокинулось при эксплуатации.

Итак, если вы конкретно знаете, для какой цели вам нужна лодка, то можно заняться поиском в специальной литературе, журналах, сети Интернет или составить самому чертеж для изготовления лодки из фанеры своими руками, который подойдёт вам более всего. Когда выбор сделан, не спешите сразу же наносить контуры детали на фанеру или доску – сначала сделайте бумажные шаблоны всех деталей в соответствии с размерами проекта, который вы выбрали.

Конечно, лучше всего, если вы будете использовать цельный материал для изготовления деталей, но, к сожалению, не всегда удаётся подобрать лист нужной длины. Тогда производится склеивание двух заготовок «на ус», как это показано на верхнем изображении. Основное требование для формирования соединения заключается в том, чтобы длина косого среза была примерно в 7-10 раз больше, нежели толщина заготовки.

Например, если это бортовая часть, и вы использует там фанеру толщиной 5 мм, то длина среза должна быть от 35 мм до 50 мм. Чтобы соединение получилось прочным, его намазывают клеем и зажимают струбцинами на период окончательного отвердевания состава, который вы используете (производителем всегда прилагается инструкция, где указано время отвердевания).

Пока соединенные заготовки будут сохнуть, вы можете заняться заготовкой деревянных брусков, из которых, согласно вашему чертежу, будет изготовлен каркас будущего плавсредства.

Рекомендация. Следует отметить, что собирать проекты лодок из фанеры своими руками на полу или на земле очень неудобно.
Поэтому, чтобы облегчить сборку, вы можете сделать козлы высотой 60-80 см (в зависимости от вашего роста).
Для такой конструкции подойдут бруски 50×50 мм.

Собираем корпус

Будем считать, что вы уже вырезали бумажные шаблоны и теперь переносите их на древесину – фанеру и доски. Для того чтобы шаблон не съехал при обводке контуров, можете зафиксировать его кнопками или даже канцелярским клеем, который потом смоете или очистите наждачной бумагой.

Учтите, что максимальный допуск на погрешность в размерах может быть не более миллиметра в одну или в другую сторону. В противном случае детали попросту не сойдутся.

Вырезаете детали ножовкой, циркуляркой или электролобзиком, после чего склеиваем транцевые части и шпангоуты, чтобы получить нужную толщину и прочность. Вы, скорее всего, обратите внимание на то, что склеенные детали имеют необычно большую массу, но это не имеет значения для проекта в целом.

Если вы предполагаете использовать для лодки мотор, то транцевую корму следует усилить стеклотканью, а на края доску из твёрдых пород древесины, например, из лиственницы.

Рекомендация. Для увеличения прочности стыковок транцев и шпангоутов места соединения можно усилить саморезами с антикоррозийным покрытием.
Но длина шурупа должна быть такой, чтобы он не мог прошить деталь насквозь, то есть, он должен быть немного короче.

Теперь устанавливаете транец на козлы и начинаете крепить к нему заготовленные детали для бортов и днища, которые сводятся в одно место на носу лодки. Крепёж деталей, как вы уже поняли, делается с помощью вашего шовного материала. Очень важно, чтобы все стыки сошлись, и если вы раскроили их правильно, то проблем возникнуть не должно.

В данном случае для проклеивания швов использована эпоксидная смола и двуокись кремния в соотношении 1/1, с консистенцией густой сметаны. Угловые стыки усиливаются галтелями в виде треугольного профиля.

После того как швы, заклеенные стеклотканью внутри и снаружи, просохнут, вкладываем и приклеиваем шпангоуты (клей остаётся тем же самым). Если ширина лодки будет большой, то присоединение шпангоутов можно усилить стеклотканевыми полосами внахлёст.

После этого на днище лодки укладываем настил из досок, а также монтируем уключины и сиденья. В тех случаях, когда на плавсредстве чертежи-выкройки лодки из фанеры своими руками предусматривают коклит или крышку для создания ниши в носовой части, то эту деталь фиксируют клеем или саморезами к бортам и шпангоутам.

На фото — коклит и сиденья установлены

Теперь вам нужно дождаться, пока все собранная конструкция окончательно высохнет. После чего лодку переворачивают вверх дном (на козлах или кладут на землю) и шлифуют снаружи всю поверхность, используя для этого дисковую или ленточную шлиф-машину.

Кстати, швы стеклотканью снаружи заклеиваются именно после . И, хотя об этом виде работы уже говорилось, заранее его выполняют только по шлифованной фанере типа Ш1 или Ш2.

Теперь можно приступать к пропитке и малярным работам. Для пропитки неплохо подходят целевые препараты для морских и речных конструкций от фирмы «Tikkurila». Вся плоскость шпаклюется специальной грунтовкой, причем так, чтобы не было видно швов. После этого вы можете покрасить лодку в понравившийся вам цвет.

Заключение

Если вы будете пунктуальны, то есть, станете строго придерживаться указанных в проекте размеров, то у вас всё должно получиться. При возникновении каких-либо тематических вопросов, вы можете написать нам об этом в комментариях.