Главнейшие отряды насекомых. §29

Класс Насекомые - это самый высокоорганизованный, многочисленный, разнообразный класс членистоногих, распространены во всех средах жизни, в водной - вторично. Большинство представителей способны к полету. Насекомые относятся к типу Членистоногие .

Значение насекомых:

1. Участие в круговороте веществ

2. Важная роль в цепях питания

3. Опыление цветов и распространение семян

4. Получение продуктов питания, лекарственных препаратов, шелка

5. Вредители сельского хозяйства

6. Хищные насекомые истребляют вредителей сельского хозяйства

7. Повреждение тканей, древесины, книг, механизмов

Класс Насекомые

Отделы тела

Голова, грудь, брюшко

Особенности строения

Есть крылья

Среда оби-тания

Во всех средах

Количество ходильных ног

У разных видов -разная пища и раз-ные ротовые аппараты

Дыхательная система

Пучки трахей, от-крывающиеся на сегментах брюшка

Кровеносная система

НЕЗАМКНУТАЯ; кровеносные сосуды открываются в по-лость тела, на нижней стороне тела кровь собирается в другие сосуды; есть сердце (двухкамерное - одно предсердие и один желудочек)

Выдели-тельная сис-тема

Мальпигиевы сосу-ды и жировое тело

Нервная сис-тема

Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка

У насекомых головной мозг - результат слияния скоплений нервных клеток (поэтому более сложное поведение)

Органы чувств

Зрение (мозаич-ное), обоняние, осязание, слух

Представи-тели

Отряды Жестко-крылые, Чешуе-крылые, Двукры-лые, Перепонча-токрылые, Пря-мокрылые

Главнейшие отряды насекомых

Пред-стави-тели

Ротовой аппарат

Тип превращения

Жестко-крылые

Жуже-лица, майский хрущ, божья коров-ка

Верхние - жесткие (надкры-лья), ниж-ние - лета-тельные

Грызущего типа; есть хищные и раститель-ноядные

Личинка(червь с тремя парами но-жек - гусеница)

куколка (стадия покоя)

Взрослая особь

Чешуе-крылые

Махаон, голу-бянка, крапив-ница

Две пары, покрыты чешуйками

Сосущего типа (хобо-ток); питаются некта-ром растений; личин-ки (гусеницы) имеют грызущий ротовой аппарат

Дву-крылые

Мухи, комары, оводы, слепни

Одна пара; вторая пара крыльев видоизме-нена в жужжальца

Колюще-сосущего типа; питаются кро-вью человека и жи-вотных

Перепончатокрылые

Пчелы, осы, му-равьи

Две пары, с четко вы-раженными жилками

Грызущий или лижу-щий ротовой аппарат, питаются нектаром и пыльцой цветков

Прямо-крылые

Саран-ча, куз-нечики, медвед-ка

Передние - с продоль-ным жил-кованием, задние - веерооб-разные

Грызущий ротовой аппарат (питаются растительной пищей)

НЕПОЛНОЕ (личинка похожа на взрослую особь; рост во время линьки)

Клопы (полужесткокрылые)

Лесной клоп, ягодный клоп, постельный клоп

Две пары крыльев

Колюще-сосущий ротовой аппарат

Равнокрылые

Тля, медяница

Две пары прозрачных крыльев

ротовые органы - колюще-сосущий хоботок

Насекомые с неполным превращением

Вши, около 150

Человечья вошь (головная и платяная)

Клопы, более 30 000

2 пары крыльев (передние - полунадкры-лья, задние - перепончатые) сложены плоско в состоянии покоя на спине. Ротовой аппарат - колюще-сосущий

Постельный клоп, водомерки, вредная черепашка

Прямокрылые, более 20 000

2 пары крыльев (передние - надкрылья с прямым жилкованием, задние - веерные перепончатые крылья). Ротовой аппарат - грызущий. Задние ноги обычно прыгательные

Обыкновенный кузнечик, домовой сверчок, саранча

Стрекозы, около 4500

2 пары сетчатых крыльев. Тело обычно вытянутое. Голова подвижная, глаза очень крупные. Ротовой аппарат - грызущий

Коромысло, лютка, красотка

Тараканы, 2500

2 пары крыльев (передняя - кожистые надкрылья, задние - веерные перепончатые). Ротовой аппарат - грызущий. Яйца откладывают в оболочке

Черный таракан, рыжий таракан, или прусак

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование: таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (тест).

1. К общественным насекомым относят:

А) муравьев

В) бабочек

2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –

А) грызуще-лижущий ротовой аппарат

Б) пяточки и корзиночки

В) обтекаемая форма тела

Г) крылья

3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:

А) звуками

Б) пением

В) танцами

Г) жужжанием

4. Муравьев охраняют, так как они:

А) уничтожают вредителей лесов и их личинок

Б) поедают семена

В) являются хорошими опылителями растений

Г) поедают тлей

5. Грена тутового шелкопряда – это:

А) куколка

Б) гусеница

В) взрослая особь

Г) кокон с яйцами шелкопряда

(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)

III. Изучение новой темы.

Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.

Отрицательное значение насекомых для человека

Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

IV. Закрепление материала.

Установите соответствие:

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

В – Слепни.

Г – Оводы.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

  1. Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.
  2. Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.
  3. Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.
  4. Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.
  5. Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.
  6. Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.
  7. Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.
  8. Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

V. Домашнее задание.

§ 29, вопросы после параграфа.

Литература

  1. Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: Олимп, Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2001. – 336 с.
  2. Константинов В.М. , Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2005. – 304 с.
  3. Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу “Животные”. 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с.
  4. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс. – М: Новый учебник, 2001. – 96 с.

Калиева Бибигуль Сериковна учитель биологии, сертифицированный учитель II(основного) уровня, КГУ «Гимназия», Костанайская область, город Житикара

Урок № 35 Класс: 7 Дата проведения: ________________

ТЕМА : Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопряда. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

Цель методическая: Развитие познавательного интереса к предмету, естественно научной грамотности через призму семи модулей программы для повышения качества обучения.

Лаб.раб. № 5 «Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей».

Образовательные.

Выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.

Продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.

Развивающие.

Развивать интерес к энтомологии.

Развивать зрительную память.

Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

Развивать умения учебного труда, т.е. приемов наблюдения.

Воспитывающие.

Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

Воспитание экологической грамотности.

Тип урока : комбинированный

Педагогические технологии : критического мышления, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения

Приемы, методы: активные методы в обучении,приемы, стратегии критического мышления.

Оборудование : интерактивное оборудование, презентация , таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Орг. Момент

Стадия вызовая

1.Формирование групп- интерактивная игра «Стикеры».

2.Разработка правила работы в группах

3. раздаются листы оценивания- с этапами работы урока

4. выбрать наблюдателей в группе

5. выбрать оценщиков в группе

    Под музыку учащиеся выбирают стикера и рассаживаются по группам, согласно выбранного цвета

    Повторяем правила работы в группе

4.загадки

Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.
( муха)

Продолжаем изучать насекомых

Цель- повторение отрядов насекомых

5 прием Зиг-Заг

Прослушивание и коррекция ответов.

Прием Зигзаг (систематическое положение отрядов насекомых в империи клеточных)

Индивидуальная, парная работа

Понимание

6. Повторение материала

Заполнение таблицы

Работа в группе заполнить таблицу- шаблоны у каждой группе

ПРЯМОКРЫ-ЛЫЕ

ДВУКРЫЛЫЕ

ЖЕСТКОКРЫ-ЛЫЕ

ЧЕШУЕКРЫ-ЛЫЕ

ПЕРЕПОНЧА-ТОКРЫЛЫЕ

Работа в группах

7.прослушивание ответов спикеров .

Выступление спикеров

Выступление спикеров

Применение

8. создайте Схему по типам развития насекомых, впишите отряды, представителей.

Работа групп

Прослушивание спикеров

Работа в парах, группах

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

(Г. Виеру)

Учащиеся под музыку выполняют зарядку.

Все учащиеся одновременно

9. демонстрация картинок насекомых

Цель: выйти на тему урока

10. прием Думай в паре –делись

Составить таблицу о насекомых вредителях и возбудителях заболеваний

Записывают тему урока. Оформление Л.Р.№5

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Работа в группе

11.Прослушивание спикеров

12. Выполнение заданий ПИЗа

13. из предложенного текста выберите способы борьбы с насекомыми.

14. Выполнение тестирования

Защита спикеров

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

В – Слепни.

Г – Оводы.

Д – Вши.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

    Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.

    Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.

    Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.

    Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.

    Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.

    Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.

    Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.

    Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

Рефлексия

Заполнение рефлективных карт

Заслушивание наблюдателей,

Оценщиков.

– Что нового узнал на уроке?
– Где испытывал трудности?
– Что понравилось на уроке?
– Что не понравилось на уроке?
– Где пригодятся эти знания?

Итог урока

Сдача листов оценивания.

5 4 3

Само, взаимооценивание.

Анализ наблюдателей

Заполнение рефлективных карт

Источники, оснащение и оборудование:

Бумага, ручки и т.д. интерактивное оборудование, маркеры, готовые микропрепараты, рабочие тетради, учебники, по возможности интернет ресурсы.

Последующие задания и чтение

А. Учебник 7кл,§ 43,с168,конспект Составить таблицу о способах защиты насекомых вредителей

В. Повторите материал по изученной теме составьте задания из 10 вопросов;

Творческая работа - найти интересные факты о насекомых ;

Составить сравнительную таблицу по типу членистоногие

Задания опережающего характера: составьте 5 вопросов в порядке усложнения.

Составить логико- смысловую схему ОТРЯДЫ НАСЕКОМЫХ? В ТЕТРАДИ И НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

Мини сочинение «Любил бы я лето, когда б... не комары да мухи...»

Анализ и оценивание урока

На каждом этапе проводить оценивание, вносить в общую таблицу.

Самоценивание,

суммативное взаимооценивание, формативное -жестами пальцев(учащимися), стикерами, критериально,формативно оценивание учителем в течении урока, и суммативное после проведения тестирования.

Изменения к уроку

Провести наблюдение за учениками А,В.С.

Приложения Приложение 1

Определительная таблица отрядов насекомых

1) Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые

Крыльев две пары…………………………………………………………………………….2

2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3

Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7

3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………...4

Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)

4)Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5

Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6

5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками; грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит

ширину в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы

Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены

между глазами ……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые

6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые

Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами; ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков, часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии живет от нескольких часов до нескольких дней…………………………………………………………………………….. отряд Поденки

7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые (жуки)

Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8

8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско………………………………………………….. отряд Полужесткокрылые (клопы)

Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую, веерообразно складывающуюся заднюю пару ………………………. отряд Прямокрылые

Карточка №1

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №2

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №3

Насекомые отряда ________________________________?


Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №4

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство :

Тип :

Класс :

Отряд:

Приложение №2

Отряды

Тип развития

Кол-во пар крыльев

Ротовой аппарат

Особенность развития крыльев

Некоторые представители

Равнокрылые

С неполным превращением

2 пары

Колюще-сосущий

Сетчатые

Цикады, тля

Бабочки, или чешуекрылые

С полным превращением

2 пары

Сосущий

Сетчатые с чешуйками

Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд

Двукрылые

С полным превращением

1 пара

Колюче-сосущий

Сетчатые

Комары, мухи, оводы, мошки

Блохи

С полным превращением

Нет

Колюче-сосущий

Бескрылые

Блоха человеческая, блоха крысиная

Приложение 3

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Ответ: Бабочка

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ: Комар

На большой цветной ковёр
Села эскадрилья -
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Ответ: Бабочки

Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать…
Ответ: Сверчок

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: Пчела

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Ответ: Стрекоза

Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
Ответ: Паук

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
Ответ: Осы

Без прядева прядёт нитку,
Без иглы вяжет сетку;
Целое лето пташек душит,
Мясо ест, а перья сушит.
Ответ: Паук

Кто на себе свой дом носит?
Ответ: Улитка

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно меленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Ответ: Муравьи

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
Ответ: Муха

Восемь ног.
Как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Ответ: Паук

Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нос садится.
Ответ: Муха

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Ответ: Оса

Приложение 4

    Проверка знаний.

Задание №1. Найдите лишнее насекомое. Почему именно оно не вписывается в эту компанию. Ответ аргументируйте.

А. Красотел пахучий, божья коровка, жук колорадский, вошь головная

Б. Гладыш, клоп постельный, водомерка, стрекоза большое коромысло.

Задание№2. Назовите насекомых

    Жуки, повреждающие зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы (хлебные жуки, или кузьки)

    Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков (божьи коровки)

    Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда вредителя леса (жуки - красотелы)

    Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде (стрекоза)

    Клопы, обитающие на поверхности воды (водомерки)

Задание№3 Дайте ответы на вопросы.

1. Глаза стрекоз размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение, которое многим представителям класса насекомые не свойственно. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы?

(Стрекозы ловят в полете мелких насекомых, глаза их – незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение – признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.)

2. Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почве был проделан следующий опыт. В почву шприцом впрыснули углекислоту. Личинки стали передвигаться к месту впрыскивания. Какая гипотеза легла в основу этого опыта?

(В основе опыта – предположение о том, что личинки майского жука определяют местонахождение корней растений, которыми они питаются, по углекислому газу, выделяемому при дыхании)

II .Изучение нового материала

Задание. Составить таблицу

Название отряда

Признаки отряда

Представители

Бабочки (Чешуекрылые)

Равнокрылые

Двукрылые

Задание . Размножение и развитие бабочек.

    Прочитайте текст на стр. 80, рассмотрите рисунок №67, дайте ответы на вопросы

    Почему бабочек относят к насекомым с полным превращением?

    Какой образ жизни ведут гусеницы?

    Каково внешнее строение гусеницы (форма тела, окраска тела, ротовой аппарат)

III . Закрепление изученного материала.

Задание №1

К каким отрядам относятся следующие насекомые.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

Задание№2. Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

в) одну пару перепончатых крыльев,

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(Выделение едкой жидкости – защитное приспособление гусениц капустной белянки)

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

(Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение вместе с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой)

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

(Неправильно. Комары занимают определенное место в сообществе организмов: взрослыми особями питаются, например птицы, личинками и куколками комаров – водные животные.)

Тестирование

    Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Белянка капустная (чешуекрылые)

    Цикада полосатая (равнокрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Тля обыкновенная (равнокрылые)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Тутовый шелкопряд (чешуекрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

    Белокрылка цитрусовая (равнокрылые)

    Пяденица крыжовниковая (чешуекрылые)

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

    За урок я: устал, не устал

Лист оценивания 7 класс 34урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые

Лист оценивания 7 класс 34 урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые

Задание 1. Заполните таблицу.

Особенности развития насекомых-вредителей .

Вид Группа Зимующая стадия развития Место зимовки Питание личинки
Капустная белянка чешуекрылые куколка деревья и почва наземные части растений
Свекловичный долгоносик жесткокрылые куколка почва корни растений
Колорадский жук жесткокрылые куколка почва корни растений
Яблонная плодожорка чешуекрылые гусеница в коконе плодохранилища растения, яблоки, айва
Яблонный цветоед жесткокрылые гусеница в коконе опавшие листья сок почек, бутоны яблони
Майский жук жесткокрылые куколка почва корни деревьев, растений
Непарный шелкопряд чешуекрылые яйцо углубления коры листья
Сосновый шелкопряд чешуекрылые яйцо стволы и пни сок растений

Задание 2. Десять колорадских жуков в течение 30 суток объедают 2000 кв.см листьев картофеля. За период своего развития личинка колорадского жука съедает примерно 50 кв.см листьев картофеля. Подсчитайте и запишите, какую площадь листьев картофеля съедят 1000 колорадских жуков. Сколько личинок этого жука могут уничтожить такую же площадь листьев? На основании приведенных подсчетов сделайте вывод о влиянии колорадского жука на урожайность картофеля.

10 жуков = 2000 кв.см

1000 жов - х кв.см

х = 1000*2000/10 = 20 000 кв.см - площадь, которую съедят 20 000/50 = 400 личинок.

Задание 3. Дополните схему.

Методы сокращения численности насекомых-вредителей:

1. Химические : опрыскивание ядохимикатами, ядовитые приманки, обрабатывание хлорной известью, обрабатывание растений ядом .

2. Физические: сбор вредителей, ловля специальными приспособлениями, уничтожение личинок малярийного комара с помощью керосина .

3. Агротехнические: посев и посадку растений проводят с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть ко времени появления вредителей .

Задание 4. Заполните таблицу.

Насекомые - переносчики возбудителей заболеваний .

Задание 5. Комнатная муха размножается очень быстро. Например, одна муха откладывает за один раз примерно 120 яиц. В течение лета может появиться семь поколений мух, примерно половина которых - самки. Подсчитайте и запишите, почему этого не происходит в действительности.

За начало первой кладки примем 15 апреля и будем считать, что муха самка за 20 дней вырастет настолько, что сама сможет откладывать яйца. Тогда размножение будет происходить так: 15 апреля - самка откладывает 120 яиц; в начале мая выросло 120 мух, из них 60 самок; 5 мая - каждая самка кладет 120 яиц; в середине мая выходит 120*60=7200 мух, из них 3500 самок и т.д.

На самом деле этого не происходит, потому что многие особи погибают в результате естественного отбора.


Места обитания, строение, образ жизни

Насекомые - самый крупный класс животных. Он включает более 1 млн видов. Насекомые живут всюду: в лесах, садах, лугах, полях, огородах, на животноводческих фермах, в жилище человека. Их можно встретить в прудах и озерах, на теле животных.

Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются пара сложных глаз, пара усиков, на груди - три пары ног, и у большинства одна или две пары крыльев, на боках брюшка - дыхальца.

Насекомые различаются по форме отделов тела, величине глаз, длине и форме усиков и другим признакам. Особенно разнообразны у них усики, ротовые органы, ноги. Одни из насекомых имеют пластинчатые усики (многие жуки), другие - нитевидные (кузнечики), третьи - перистые или булавовидные (бабочки) и др. Ротовые органы могут быть грызущими, как у майских жуков, колюще-сосущими, как у комаров, сосущими, как у бабочек, и др. Задние ноги у кузнечиков прыгательные, у жуков-плавунцов плавательные; передние ноги у медведки копательные. Все эти и другие особенности строения развились у насекомых в связи с приспособлением к тем или иным условиям жизни.

Рис. Бомбардир (жук). Семейство - жужелицы

Особенности внутреннего строения насекомых связаны в основном с дыхательной, выделительной и нервной системами. Органы дыхания насекомых - трахеи - отличаются большой разветвленностью. У мелких насекомых газообмен происходит путем диффузии. Крупные насекомые вентилируют трахеи (при расслаблении стенок брюшка воздух засасывается в трахеи, а при сокращении - выходит во внешнюю среду). Органы выделения насекомых - многочисленные трубочки, свободные концы которых замкнуты. Поступающие в них продукты выделения стекают в задний отдел кишки. У насекомых имеются жировые клетки с запасом питательных веществ и воды. В них же откладываются некоторые ненужные для организма вещества.

Отличия нервной системы насекомых связаны с укрупнением надглоточного нервного узла (его нередко называют головным мозгом), уменьшением количества и укрупнением узлов брюшной нервной цепочки. Более сложное строение нервной системы проявляется в сложности поведения насекомых. Пчела, например, отыскав цветущие нектароносные растения, по возвращении в улей ползает на сотах, "танцует", описывая определенные фигуры, по которым другие пчелы устанавливают направление к месту медосбора. Муравьи на ночь закрывают входы в муравейник, выносят на поверхность влажные хвоинки, а после просушки перетаскивают их в глубь муравейника.

Типы развития насекомых

Насекомые - раздельнополые животные. У одних насекомых (саранча, клопы) из отложенных самками оплодотворенных яиц развиваются личинки, внешне похожие на взрослых особей. Усиленно питаясь, они растут, несколько раз линяют и становятся взрослыми насекомыми. У других насекомых (бабочки, жуки, мухи) личинки внешне и по питанию не похожи на взрослых особей. Личинки бабочки-капустницы, например, червеобразные и питаются н.е нектаром, как бабочки, а листьями капусты. Ротовой аппарат у них не сосущий, а грызущий. Через несколько линек гусеницы превращаются в куколок, которые не питаются и не передвигаются, но под их хитиновым покровом происходят сложные изменения. Через некоторое время покров тела куколки лопается и из него выходит взрослое насекомое.

Развитие, которое происходит в три фазы, а личинки насекомых при этом похожи на взрослых особей, называют неполным превращением. Развитие насекомых, которое протекает в четыре фазы (включая фазу куколки), а личинки при этом не похожи на взрослых особей, называют полным превращением.

Развитие с превращением дает возможность насекомым сохраниться при неблагоприятных условиях жизни (низкая температура, отсутствие пищи) на той или иной менее уязвимой стадии развития. Наибольшими преимуществами обладают насекомые с полным превращением. Их личинки не конкурируют со взрослыми особями: обычно они используют другую пищу и развиваются в иных местообитаниях.

Главнейшие отряды насекомых

В классе насекомых выделяют от 30 до 40 отрядов. Наиболее крупные из них отряды прямокрылых, равнокрылых, полужесткокрылых, жесткокрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых, двукрылых.

Отряды насекомых с неполным превращением. К отряду прямокрылых относятся саранча, кузнечики, сверчки, медведки. Для них характерны грызущий ротовой аппарат, две пары крыльев с продольно расположенными жилками и (обычно) прыгательная задняя пара ног. Многие прямокрылые издают и воспринимают звуки (у кузнечиков звуковой аппарат находится на передних крыльях, а слуховой - на голенях передних ног). Усики у них нитевидные. Самки многих видов имеют яйцеклад. К отряду равнокрылых относятся тли, цикады и др., питающиеся соком растений, имеющие колюще-сосущий хоботок и 2 пары прозрачных крыльев.

К отряду полужесткокрылых, или клопов, относятся наземные и водные насекомые с колюще-сосущим ротовым аппаратом, двумя парами крыльев (полужесткими верхними и перепончатыми нижними), сильно развитыми пахучими железами. Из представителей этого отряда наиболее часто встречаются зеленые лесные клопы, длинноногие клопы-водомерки. К этому же отряду относится постельный клоп, питающийся кровью людей и животных, обитающих в жилье человека.

Отряды насекомых с полным превращением. Отряд жесткокрылых, или жуков, включает насекомых с жесткими передними и перепончатыми задними крыльями. У большинства жуков в состоянии покоя жесткие крылья полностью прикрывают перепончатые и защищают их от повреждений. Ротовые органы у жуков грызущие. К отряду жесткокрылых относятся майские жуки, жужелицы, божьи коровки, долгоносики.


Бабочка Papilio demoleus. Фото: Jeevan Jose

Для огромного большинства насекомых отряда чешуекрылых, или бабочек, характерны два признака: чешуйчатый покров на двух парах крыльев и сосущий ротовой аппарат, обычно свернутый спиралью. Усики дневных бабочек обычно булавовидные, ночных - перистые. Червеобразные личинки бабочек (гусеницы) кроме трех пар членистых ног имеют ложные ноги - выросты тела. У гусениц ротовой аппарат грызущий.

Двукрылые - мухи, комары, слепни и др. - имеют по одной паре перепончатых крыльев. Задние крылья преобразованы в колбовидные органы - жужжальца. Ротовые органы двукрылых колюще-сосущие или лижущие. Личинки не имеют ног. Они развиваются в воде, почве, в гниющих остатках растений, живых животных и трупах.