Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с ДЦП (начальная школа) Логопедические занятия с детьми с ДЦП

Жёсткий мех

Кожа - твёрдая,синтапон - мягкий
Деревянная ребристая поверхность,гофрированный картон

Кожа
Ленточки

Ракушки

Чертёж кубика 4 см




По началу у ребёнка ничего не получалось доставать из коробки т.к. ладони были сильно сжаты в кулачки, поэтому я сама раскрывала ему ладошку и помогала доставать предметы из коробки.Сначала занималась с правой рукой ((левая в этот момент держится за коробку с моей помощью)),затем тоже самое с левой рукой.Со временем сына начал сам выгребать содержимое коробки кулачками,а спустя некоторое время ладошками.Правая рука справлялась лучше левой и хоть специалисты рекомендовали развивать только правую руку, я делала упор на обе руки.Спустя 1,5 года с начала первых занятий обе ладошки хорошо раскрываются и получается удерживать предметы,даже крупные одновременно двумя руками.Один день мы всё вынимали из коробки, другой день всё складывали.При складывании заостряла внимание на крае коробки,чтобы не промахивался.Как делала - открытой ладошкой проводила по краю коробки и говорила, что это край. Ещё в эту коробку я ложила шуршащие кульки









Поезд для закрепления понятий о цвете и учимся откручивать и закручивать пробки.Для изготовления взяла коробку от компьютерной клавиатуры,8 пластиковых бутылок.Отрезала горлышки бутылок по ширине коробки, отступив 1 см со стороны отрезанного края разогретой над огнём иглой сделала по 4 отверстия. Наклеила на коробку поезд,вырезанный из картона и рельсы. В местах где будут колёса вырезала отверстия по объёму горлышка.Вставила горлышки от бутылок и пришила очень толстой нитью с низу коробки.
Башня из картонных кубиков.Размеры от 2,5 см + 1,5 см на каждый кубик.
Открываем коробки






Когда ребёнок всё это научится делать с помощью мамы/папы/,тогда начинаем делать сортировку предметов. На поднос выкладываем шишки 4шт. и одинакового цвета мячики 4шт.Перемешать.Говорить: ,Дай только мячики, или,Дай только шишки, Если подает не то, говорить,Не хочу, и мотать головой. Если не получается,тогда помочь: ,Вот мячик, взяв его рукой мячик. Каждый раз я меняла предметы, чтобы не приедалось.Это самое сложное из выбора игрушек.Со временем выбирать и давать кукле или другой игрушке.Это называется работа через третий персонаж.


Катаем по столу каталочку.Складываем и выкладываем содержимое.Показываем,что мячики круглые катятся,а из кубиков можно построить башню.Каталочку сделали сами.Основа от набора деревянного конструктора, а колёса от игрушечного грузовика.
.



Обеспечить общение с детьми для нас живущих в селе проблематично.Поэтому лучшими друзьями сына стали две куклы и плюшевый медведь.Они его успокаивают,когда плохое настроение,с ними сына занимается и играет,заботится о них.На куклах рассматривали лица и части тела,а потом искали тоже самое у сына. Вынимали из коробки предметы.Мишке - животных,кукле - предметы.Всё озвучиваю и веду диалог от имени куклы и мишки.

Настоящий электронный синтезатор.Улучшает мелкую моторику пальцев рук.


Папина электрогитара.Сына с удовольствием на ней брынчит.

Самодельные маракасы.В одну пластиковую бутылку насыпала бисер в другую бусы.

Молоточек-пищалка и дудочка.

Вынимаем ведёрки



Сенсорное восприятие. Смотрим в темноте на зажжённую свечу,а потом вместе дуем.
Операцию по исправлению косоглазия сыну делать нельзя,потому что могут сделать расходящееся косоглазие, как только удастся уменьшить нашу неврологию - косоглазие может стать минимальным.Окулист порекомендовал бороться за сохранение зрения на обоих глазах путём не продолжительной акклюзии /не более 1 часа на один глаз один раз в день/ попеременно на каждом глазике и при этом подавать предметы справа, если закрыт левый глаз и слева если закрыт правый глаз. И ещё щадящую стимуляцию зрительного нерва.Для этого я взяла простой маленький светильник с маломощной лампочкой маленького размера, из картонной коробки сделала подставку/чтобы выглядывала только лампочка и 4 стаканчика основных цветов из пирамидки вкладыша /красный, синий, зелёный, жёлтый/. Заклеиваю один глаз,ставлю стаканчик,ребёнка усаживаю перед светильником и включаю его на 10 секунд, выключаю тоже на 10 секунд. Так проделываю с каждым цветом. По 1 минуте на каждый цвет. Повторяю 2 раза, но если ребёнок не хочет не заставляю. Процедуру проводим в течении 10 дней на одном глазике,потом месяц перерыва и повторяем на другом глазике. Улучшение видно не вооружённым взглядом. Беря предметы редко промахивается, хорошо отводит глазки в разные стороны /правый вообще не двигался/,начал замечать мелкие предметы.




Открываем и закрываем коробку





Чуть надутые шарики, также с разным содержимым. Есть среди шариков и пустой.



Учимся буцать одну машинку об другую
Недавно купили маленький набор для игры в доктора.Игра получилась долгая и даже мне интересная.Начали с того, что любимая кукла отказалась кушать. Я приложила руку сына на голову кукле и говорю, наверное ляля заболела, давай будем её лечить. Померяли температуру, проверили горло, ушки, помяли животик, фонендоскопом послушали дыхание и как кашляет. Ох у ляли всё болит.Закапали ей глаза, носик, дали микстуру от кашля,напоили водой, сделали укол и уложили спать. Через несколько часов говорю сыну давай разбудим лялю и проверим выздоровела она или нет. Разбудили, переодели, померяли температуру. Ляля здорова! Сына получил от игры удовольствие и теперь каждый день требует продолжения.

Чтобы как то разнообразить жизнь ребёнка я привлекаю его ко всему что делаю сама.Сам он не может передвигаться,поэтому большую часть времени проводит на моих руках.Перед сном мы помогаем папе расстилать постель.Взбиваем подушки,расстилая простынь и одеяло машем руками. Раздвигаем,задвигаем шторы. Когда мы занимаемся домашними делами: сына открывает и закрывает кастрюли,крышки на банках,помогает руками месить тесто,выгребает из миски муку,открывает двери в холодильнике и шкафчиках. Стучит ложкой по мискам.Даю попробовать соль и сахар. Вместе включаем стиральную машину,а потом развешиваем бельё.Даю пропылесосить, подержаться за включённый миксер,закрыть микроволновку.Вытираем пыль с мебели и крошки со стола.Когда чищу овощи - даю выгребать очистки из миски.Набираю в 3 чашки холодную,теплую и горячую воду.К каждой чашке даю дотронуться.Показываю полную и пустую чашку.Когда только начала ко всему привлекать - рассказывала о предмете и последова-тельность действий с ним.Помогает при создании развивающего материала:подаёт ножницы, ручку, бумагу, кладёт мусор в ведро. Чтобы убрать страх и протест перед всем новым садила на разные поверхности,часто меняла покрывала, шторы и свою одежду.Результат - больше не сжимается от страха и не вздрагивает. Как и каждому ребёнку моему сыну тоже быстро всё надоедает,поэтому приходится чередовать занятия и игры и иметь при этом их очень много и постоянно придумывать новые.Ежедневно психует,что не может сам что-то сделать.Тогда я ему объясняю что сможет когда немного подрастёт и что все были маленькими и тоже не умели. Раньше сына молчал,как рыба, Чтобы найти контакт с ребёнком и понять что он хочет начала вводить жесты головой,Да,Нет, Вначале начала вводить по отношению к еде.Спрашивала: ,Вкусно, за него отвечала,Да, и кивала своей головой. Как только сына начал отвечать жестами, перенесла их на другой вид деятельности:,Ты будешь играть?,Ты хочешь спать?, Потом вела диалог,Кто будет кушать?, показывала рукой сына на него самого и отвечала за него,Я Максим буду кушать, и кивала головой.Результат не заставил себя ждать. Когда гуляем на улице рассматриваем траву, деревья, кусты, нюхаем цветы.До всего даю дотронуться.Зимой обращала внимание на снег и дождь.Летом на шелест травы,дуновение ветра,на пение птиц,солнечно или пасмурно.Почти каждый день над нами пролетает вертолёт - тоже обращаю внимание и прошу посмотреть в верх.Обращаю внимание на разные звуки.Учимся играть в песочнике и играем с собакой в футбол.Учим понятие близко - далеко. Играем в пальчиковые игры,слушаем классическую музыку, музыку из мультфильмов, аудиосказки, смотрим на компьютере слайды. Показываю самого себя в зеркало,даю расчесаться и расчесать меня.Показываю как кривляться в своё отражение.В положении лёжа научила кидать носки,мячики. После таких занятий уменьшилась спастика в руках и научился делать размах руки. Надуваем воздушные шарики,мыльные пузыри.Дуем на одуванчики и пустые кульки.Когда чистим зубы показываю как плевать.Сидя на диване кидаем предметы на пол, а потом вместе собираем. Вкладываю в руку ручку и рисую рукой сына фигуры,а потом прошу их спрятать / зарисовать /. Помогаю раскрашивать раскраску. На горшок приучала с 1,1 годика.Получилось не сразу.Осознал,что штаны мокрые только ближе к 3 годам.Но сам на горшок садиться до сих пор не хочет.Удерживаю и сына и горшок на весу. Переодевая, полность не снимаю кофточку, а оставляю на голове и прошу самостоятельно снять. То же проделываю с рукавицами,носками и шапкой. По прошествии 2-х лет активных занятий по умственному развитию я пришла к выводу, что заниматься нужно в полной тишине, с выключенным телевизором и при отсутствии папы и бабушки. Ребёнок хорошо занимается до тех пор пока они не зашли в комнату. Их появление начинает отвлекать сына, он балуется, а потом капризничает и в итоге занятие пропало. Ни в коем случае я не потокаю ребёнку в его желаниях. Если он начал капризничать, а потом перешёл на дикий рёв, все знают подбегать и жалеть я не разрешаю. Я сажусь рядом с сыном и тихонько занимаюсь своими делами. Немного поплакав он успокаивается и просит поиграть с ним. Занятие с мягкой пирамидкой. Теперь когда я уже знаю, что мой сын полностью понимает обращённую к нему речь, усложняю диалог. Для того, чтобы ребёнок занимался с удовольствием должна быть мотивация с какой целью он будет делать то или иное действие. Привожу пример на мягкой пирамидке. Усаживаю сына в стул со столиком. Сажу на стол куклу / на случай слёз она его успокоит /. Ставлю цель для ребёнка разобрать пирамидку. , Смотри, Максим, какая у нас есть красивая пирамидка, она мягкая, Даю потрогать её. Снимаем верхнюю подушечку. ,Посмотри это маленькая подушечка, Снимаем следующую: ,А эта немного больше,А эта ещё больше,И эта ещё больше,А эта самая большая,Молодец, Максим, разобрал всю пирамидку. А теперь давай сложим пирамидку,Это большая подушечка, А эта немного меньше, И эта меньше,Эта подушечка ещё меньше,А вот эта самая маленькая, Молодец, Максим, сложил всю пирамидку, Во время этого занятия на цвет подушечек не обращаем внимания. Раньше давая ребёнку задание я использовала простые предложения: Возьми мячик. Положи мячик на стол. Покатай мячик. Теперь я усложнила предложения: Возьми мячик, положи на стол и покатай. Сделала это с целью, чтобы ребёнок начал запоминать полностью данное ему задание, а не только то что услышал последнее. Таким образом развиваю память. Занятие с кубиками: ,Посмотри,Максим, какие красивые кубики. Давай ты их достанешь из коробки и положишь на стол, Кубики лежат в коробке с небольшими бортиками и с небольшим расстоянием друг от друга. Достал правой рукой и положил с левой стороны. ,Молодец! Давай ещё возьмёшь кубик и положишь на стол, Продолжаем до тех пор пока ребёнок не достанет все кубики. , Молодец, Максим! Посмотри коробка пустая. А теперь давай ты сложишь все кубики назад в коробку, Сложил. Похвалили. ,Закрой коробку,

Кубики на вертеле, для развития тактильных ощущений

Основу сделал мой муж, а остальное я. Это точная копия американского оборудования для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, логического мышления и изучение цвета .Для изготовления вертела были сделаны из дерева кубики 4х4 см 6 штук (можно использовать готовые покупные). По центру кубиков просверлены отверстия для палки-основания(у нас нашлась металлическая труба с маленьким диаметром). Основа отполированная доска.Клеем момент наклеила попарно тактильные поверхности.
Как играем: сына находит одинаковые поверхности, гладит их пальчиками, потом делает всё вразнобой и опять находит. Интересной для сына оказалась коробка с пакетиками чая. Сами пакетики немного шуршат(а он это любит) и пахнут. Может 20 минут вынимать пакетики из коробки, при этом каждый нюхает, и складывать назад. Сейчас сезон заготовок и сына мне помогает, ему интересно и заодно разрабатывает мелкую моторику. Я высушиваю сухофрукты в электросушке.Для этого нарезаю яблоки на дольки, а Максим их кладёт на поддоны (всего 5 поддонов). Готовую сушку помогает складывать в 3-х литровую банку. (балуется и вынимает её назад, а я делаю вид что ругаюсь) Этим занятием он может заниматься очень долго.

Продолжаю изготавливать пособия для развития пальчиковой моторики.
Терапевтический эффект- состоит в продевании и протаскивании предмета в узкие отверстия пальчиками рук. Идею взяла с пособия изготовленного в США. В оригинале берётся игрушка неправильной формы, но для Максима это пока сложно, поэтому я взяла пуговицу на ножке.Для изготовления пособия нам понадобится:

1.Основа из плотной ткани размером 42см х 32 см


2.Кусок фанеры 40 см х30 см,на которую наклеивается пособие после изготовления и клей,Момент,
3.Кусочки цветной плотной ткани, края которой не сатаются, для изготовления ленточек.
4 .Игрушка круглая или неправильной формы и толстая нитка белого цвета, на которую одевается игрушка.
Маленьких ленточек 20 штук по 10 на каждый цвет, размер 2х3 см и 4 больших ленточки размер 2х13,14,15,16 см Пришивала детали на швейной машинке.

Воспитание ребенка — процесс сам по себе достаточно трудоемкий, а уж когда речь заходит о детях с явными отклонениями психофизического характера, нужно приготовиться к тому, что будет нелегко. Однако если вы старательно подойдете к этой проблеме, то сможете преодолеть все трудности и промахи природы.

На сегодняшний день практикуется много способов исправить помехи в развитии, включая логопедические и физические занятия.

Детский церебральный паралич – это нарушение моторных функций и развития организма в целом, которые без соответствующих исправлений оказывают деструктивное влияние на психо-неврологические функции ребенка.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Повреждение моторно-двигательной системы может иметь разный характер. В особо тяжелых случаях ребенок лишается возможности свободно передвигаться. В случае нерезкого нарушения мышечного тонуса дети с трудом осваивают навыки самостоятельных действий.

Это связано, в первую очередь, с плохо развитым осязанием, слабого ощущения перемещения и взаимодействия с предметами вокруг. Поэтому занятия с такими детьми должны быть комплексными.

Когда начинать

Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком – тем лучше. Начинать лучше с младенчества, буквально с самых первых дней жизни. Во время купания давайте ему самостоятельно полежать в воде, подвигать ножками и ручками. В возрасте примерно от двух-трех месяцев, делайте следующее: младенца положите на животик, привлекайте его внимание игрушкой так, чтобы он поворачивал голову вслед за ней.

В возрасте от пяти месяцев подтягивайте ребенка за ручки, тем самым стимулируя его ползать на животике. Развлекайте младенца игрушками, например, давайте ему в руки погремушку или соску, чтоб развивался хватательный рефлекс и моторику пальцев.

В разговоре с ним желательно часто менять свое местоположение, ребенок должен следить за вами, совершая повороты головой. К семи месяцам малыши уже обычно пытаются садиться самостоятельно, пытаются сами учиться стоять.

Врачи не рекомендуют заставлять своего ребенка совершать эти действия преждевременно, все должно произойти достаточно естественно. Однако нужно способствовать желанию малыша сидеть, стоять с помощью упражнений все-таки нужно обязательно.

В период, когда малышу уже исполнился год, здоровые детки уже могут сами стоять и ходить с помощью взрослых, пытаются удерживать себя в пространстве, опираясь на предметы мебели. В это время нужно совершать всякого рода ритмические упражнения с ребенком, тем более что детям это очень нравится.

Раз в день играйте с ребенком. Включайте веселую музыку и прыгайте с ним под песенку, давайте ему маршировать под стишок, песни, так, чтобы он притоптывал и похлопывал в ритм.

Можно организовать некое занятие спортом, используя простые средства, например, мячик или воздушный шарик. Эти занятия станут первой ступенькой к дальнейшим физическим нагрузкам малыша.

Задача родителей – до школы привить ребенку навыки ловкости, а также элементарные действия в виде ходьбы, лазанья, прыжков. В этом могут помочь игры с имитацией поз различных животных, которые детям очень приходятся по духу.

Важно следить, чтобы ребенок не сутулился, привить ему красивую, правильную осанку, легкую походку. Если ребенок охотно развивается, можно попробовать научить его стоять на лыжах.

В процессе игры ребенка с взрослыми формируется его предметное мышление, мышление в действии. Физическая активность малыша, работа мелкой моторики рук развивают не только утонченные движения кистей и пальцев рук, но и стимулирует функцию речи у ребенка, оказывает влияние на развитие сенсорики.

Давно было подмечено, что двигательная активность рук положительно воздействует на развитие речи, так как она способствуют созреванию ЦНС, чем ускоряют развитие малыша.

Если ребенок в дошкольном возрасте получит все эти простые навыки, то к тому моменту, когда он начнет обучение, у него уже будет способность к нагрузкам физического характера, дисциплине в школе, сосредоточенной работе.

Спорт

Как известно, движение – это жизнь. На сегодняшний день ситуация такова, что естественное движение находит все меньше стимула. Поэтому обязательно нужно приучать ребенка к постоянной физической активности. Однако детям с ДЦП подходят далеко не все виды спорта.

Физическая нагрузка должна быть направлена на релаксацию мышц и понижению их тонуса. Такие виды спорта как футбол, занятия на тренажерах категорически не подходят людям с подобной проблемой, так как такие упражнения приводят мышцы в тонус, вызывают скованность и нарушение координации, а также требуют огромного физического и психического напряжения.

В общем и целом, ДЦП и спорт вполне совместимы, и даже создают неплохой дуэт.

При ДЦП хорошо подойдут:

Гидрокинезотерапия (плаванье) Вода успокаивающе действует на мышцы, при этом поддерживая их в рабочем состоянии.
  • Хорошая методика, которая помогает независимо от того, насколько сложна клиническая картина ребенка. Лошадь, которая идет спокойным ходом, передает телу наездника более сотни разнообразных колебаний и движений, тем самым, тренируя его и помогая устранить патологический стереотип движения ребенка.
  • Ритмические колебательные движения – волнообразные, сжимающие — не надоедают всаднику.
  • С помощью лошади наездник пытается самостоятельно удерживать равновесие, координировать работу рук и ног. Мышцы конечностей, которые в будничной жизни могут недополучать адекватной нагрузки, теперь начинают работать. Кроме того, это хороший массаж и разогрев мышц ребенка.
  • Очень хорошо разрабатывается психологическая составляющая. Наблюдение за лошадью успокаивает, а взаимодействие с ней приносит доверие к окружающему миру. Кроме того, в иппотерапии можно сочетать как езду верхом, так и обычные упражнения с мячом.

Или лучше физкультура?

Для начала нужно понять, в чем отличие спорта от физкультуры как такового. Физическая культура – это ежедневная культура, которая помогает сформировать здоровый повседневный образ жизни. С помощью определенных знаний и навыков она формирует здоровое физическое состояние организма.

Физкультура – это не только упражнения, сюда также входят и закаливание, гигиена, двигательная активность на протяжении дня, утренняя зарядка. В спорте присутствует элемент состязания, чего нет в физкультуре.

У детей, регулярно занимающихся физкультурой, отмечают более волевой характер и уверенность в достижении целей.

Для школьников

Главное в занятиях физкультурой – разумно организованные движения, которые следует выполнять регулярно и, желательно, в одно и то же время дня. Упражнения не должны быть однообразными.

Прыжки каждый день или наклоны, если они выполняются одинаковым способом продолжительное время, не дадут никакого результата и пользы ребенку.

Школьникам на первой смене обучения самое комфортное время для упражнений – вторая половина дня. Однако происходить это должно как минимум за 2-3 часа до приема пищи.

Для учащихся на второй смене принцип тот же, с той лишь разницей, что заниматься стоит за несколько часов до обеда, а не ужина.

Игры

Одна из самых главных составляющих для ребенка с ДЦП – это звуки
  • В дальнейшем малыш будет пытаться им подражать в силу своих возможностей.
  • Необходимо постоянно разговаривать, можно также пытаться повторять звуки, произносимые ребенком так, чтобы он потом повторял их за вами.
Детям очень нравится заниматься на мяче-фитболе
  • Уложите его на мяч животом вниз, и совершайте покатывающие движения.
  • Затем опустите на пол нижние конечности малыша, дайте ему их задействовать, напрячь.
  • Легко подталкивайте мяч, стимулируя таким образом их работу.
  • Можно придумать массу упражнений для игр на фитболе самостоятельно, а если своей фантазии не хватит, то их может подсказать специалист в реабилитационном центре.
Простые игры вроде «ладушки-ладушки», «сорока-белобока» Оказывают хорошее влияние на развитие чувствительности пальцев рук, поэтому забывать о них тоже не стоит.
Чтобы развить слуховой и речевой аппарат, можно с ребенком поиграть в игру «Кто это сказал?»
  • Для этого нужно поставить перед ребенком фигурки животных, объяснив ему при этом, какая зверушка издает какой звук.
  • Затем спросить его, кто говорит, например, «мяу» и предложить ребенку показать.

Логопедические занятия с детьми с ДЦП

Прежде всего, нужно выяснить, в чем на самом деле причина нарушения речи у болеющего малыша. Одно дело, когда виной поражение мозговых структур, которые несут ответственность за правильное функционирование речевого аппарата или нарушение слуховых органов, и совсем другое, когда причиной нарушения речи становится проблема социализации, недостаток общения.

Чем ранее будет найдена основная причина, тем скорее врач-логопед сможет приступить к корректировке. Большое значение в такой коррекции имеет связь родителей и ребенка-инвалида.

Ошибки воспитания могут еще более усугубить положение вещей, заставив ребенка закрыться от мира. Причиной этому могут быть гиперопека, отрицательный психоэмоциональный фон в семье.

Логопедические занятия с детьми с ДЦП включают в себя не только постановку правильного произношения слов и звукосочетаний, но и учат ребенка правильно дышать, развивать мелкую моторику пальцев, уметь обнаруживать звуковой источник и реагировать на него.

Чаще берите детей на руки, помогайте делать ему под музыку движения ногами и руками в определенном ритме.

Дети в первую очередь реагируют на интонацию голоса, высоту тембра. Для развития правильного чувства ритма можно использовать специальные игрушки, которые могут издавать звуки и петь песенки, либо же просто постукивать «звучащими» предметами по ладошке.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика – это работа мышц кистей рук. При этом важно не забывать о связи движения рук со зрением, ведь вся их работа координируется при помощи зрительного контакта.

Очень важно развивать ребенку мелкую моторику пальцев, так как вся дальнейшая повседневная жизнь ребенка будет непрерывно с ней связана в самых элементарных действиях, например, при письме, одевании, приемах пищи и так далее.

Существует разная последовательность формирования моторики в зависимости от возраста:

До 2 лет
  • В этом возрасте дети только начинают исследовать мир вокруг себя.
  • Малыш учится сидеть, стоять, брать в ручки разные предметы. Например, в этот период дети часто рисуют каракули, перекладывают игрушки из коробки на пол.
От 2 до 4 лет
  • Ребенок совершенствует ранее приобретенные навыки. Например, если ранее предмет захватывался в основном при помощи ладони, то отныне в этом процессе все активнее участвуют пальчики.
  • В это время дети учатся рисовать более ровные линии, округлости.
От 4 до 8 лет
  • На данном этапе дети уже вовсю используют приобретенные ранее навыки мелкой моторики в повседневной жизни.
  • Они кушают, складывают игрушки, одеваются.
  • Наступает период обучения особым навыкам и действиям, которые требуют более четкой координации кистей рук, пальцев, суставов.
  • В этот возрастной период дети учатся активно крутить запястьями и работать с большими пальцами, они уже вполне уверенно открывают крышки, перекладывают вещи, пишут, рисуют.

Формируем захват и движения пальцев рук

Последовательность образования захвата:

Чтобы сформировать правильный захват, нужно координировать большой, указательный и средний пальцы для манипуляции предметом, а мизинец и безымянный – для его поддержания.

Возраст при формировании движений рук имеет только ориентировочное значение. Гораздо важнее, какие именно навыки ребенок уже успел приобрести.

Запястье

Запястья, прежде всего, регулируют положения рук в пространстве. Маленьким детям повороты запястий даются с большим трудом, поэтому они обычно используют для этого всю руку целиком. Для того чтобы овладеть правильной техникой поворота запястья, нужно делать специальные развивающие упражнения.

Важность мелкой моторики рук неоценима. Детям с детским церебральным параличом приходится постоянно использовать руки для подстраховки, в частности, они подтягиваются, когда встают с кресла или держат с помощью них себя в равновесии, когда сидят.

Для развития запястий рекомендуется с ребенком играть в ладушки, давать ему держать в ладонях сыпучие или жидкие предметы (например, крупы, шампунь и т.д.). Отлично развивает движение запястий и пальцев лепка из глины и пластилина, рисование мелками или карандашами разных фигур (предпочтение нужно отдавать округлым), повороты рук и ладоней при открывании двери с помощью дверной ручки.

После трех лет уже можно делать с малышом различные аппликации с использованием ножниц. Отличная идея для развития запястья – сделать тактильную книгу. Используйте для этого различные ткани и фактуры.

Посадите ребенка у себя межу ног и попросите переворачивать страницы этой книги, попутно объясняя, что он чувствует под пальчиками в данный момент. Таким образом, тренируется не только запястье, но и сенсорные ощущения.

Используйте неваляшки. Сначала сами раскачивайте ее рукой ребенка, потом попросите повторить уже самостоятельно. Давайте ему кидать монеты в копилку и собирать их обратно. Для дополнительного воздействия на запястье, дайте ребенку бутылку с крышкой и попросите его откручивать ее и закручивать.

И не забывать играть с ребенком в «пальчиковые» игры, примеров которых в сети – масса.

Какие можно сделать выводы?

  • Начинать занятия с детьми с ДЦП лучше как можно раньше, с первых недель жизни.
  • Коррекционная работа строится на внимательном изучении функций организма ребенка, которые были поражены или сохранились.
  • Занятия нужно организовывать в рамках окружающего быта, используя для этого предметы, которыми ребенок пользуется или будет использовать в повседневной жизни.
  • Одно из самых важных условий: работа должна быть комплексной и ежедневной!

Именно такой подход, при котором используется эмоциональная составляющая, стимулирует у детей развитие речи и двигательной активности, приносит результаты, помогает ребенку заговорить и раскрыться психологически.

Семьи, в которых есть дети с таким диагнозом как дцп ни в коем случае не должны опускать руки и отчаиваться. В нашей статье мы рассмотрим какие есть упражнения и занятия для детей с такими детьми.

Дети, которым ставится диагноз детский церебральный паралич имеют множество ограничений и двигательные расстройства. Но если правильно работать и заниматься с ребенком, то можно добиться хороших успехов, научить его сидеть, ходить и жить более менее полноценной жизнью.

Необходимо как можно раньше начинать работу с ребенком, которому поставили такой диагноз. В первые 3 года жизни у ребенка очень активно формируются все двигательные навыки, в первый год он учится сидеть, ползать и ходить.

Упражнения для детей с ДЦП направлены на улучшение и развитие различных нервных импульсов, которые были повреждены по какой-либо причине и теперь не дают возможность гармонично развиваться и двигаться ребенку. Чаще всего причинами постановки диагноза ДЦП являются тяжелые роды, гипоксия(кислородное голодание), травмы при родах, неправильный образ жизни матери во время беременности.

Чтобы коррекционная программа имела максимальное количество плюсов и давала хорошие результаты необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Проводить занятия ежедневно иногда и по несколько раз в день. Регулярность крайне важна;
  • Индивидуальный подход к ребенку. Важно учитывать все возможности и тяжесть заболевания;
  • Возраст ребенка и его психологическое и моральное состояние;
  • Постепенное увлечение физических нагрузок, которое зависит от возможностей ребенка и его состояния.

Проведение коррекционных занятий с детьми с ДЦП на ранних сроках постановки диагноза важно тем, что ребенок в раннем детстве способен лучше восстанавливать поврежденные участки и компенсировать нарушенные функции. Очень важно делать регулярный массаж тела ребенка, чтобы восстанавливать и увеличивать тонус мышц. В современном мире есть различные центры помощи для детей больных ДЦП. Там работают специалисты, которые помогают таким детям и составляют индивидуальное лечение. Оно включает в себя применение медикаментозных препаратов, иногда проведение различных операций и частые умеренные физические нагрузки. Также в таких центрах имеются тренажеры, которые особенно помогают восстанавливать все поврежденные нейронные связи и разрабатывают мышцы.

Дома также можно проводить самостоятельно с ребенком различные упражнения по разработанной программе. Существует специальная гимнастика с мячами, валиками и другими приспособлениями.

Правильно составленная коррекционная программа для детей с ДЦП включает упражнения как дома так и в центрах реабилитации. Дома родители самостоятельно делают с детьми следующие упражнения:

  1. Сгибают и разгибают руки, ноги, поглаживают и массажируют их пока они не расслабятся и не нагреются. Можно использовать специальные солевые грелки или мешочки с теплым песком, класть их на сгибательные и разгибательные суставы;
  2. Раскачивать ребенка положив его на мяч, можно проводить это упражнение на спине, животе и боках;
  3. В более старшем возрасте обучать ребенка самообслуживанию. Можно использовать рисование карандашами, красками, фломастерами для того, чтобы ребенок учился контролировать руки и пальцы;
  4. Можно использовать стул для проведения различных упражнений на развитие координации. Для этого надо посадить ребенка на него, на пол положить мяч или игрушку и просить ребенка нагибаться и поднимать предмет, затем держа его в руках поднимать высоко над головой;
  5. Если ребенок умеет ходить, то делать с ним упражнения ходя по лестнице в 5-8 ступенек, помогать ему подниматься и спускаться.

Очень полезным будет найти индивидуального инструктора или врача, который несколько раз в неделю сможет приходить и контролировать физическое состояние ребенка. Подскажет как лучше делать упражнения и будет постепенно увеличивать нагрузку.