Пустые слова: краткая история термина «революция. Значение слова «революция

Что такое Революция? Значение и толкование слова revoljutsija, определение термина

1) Революция - (от лат. revolutio - поворот, изменение) - способ перехода от одного общественно-политического строя к другому, более прогрессивному, посредством активных действий самих граждан. Главный вопрос революции - вопрос о государственной власти, хотя чаще всего революция - это социальный сдвиг и качественный переворот во всей социально-экономичекой структуре общества. Вопреки утверждениям вульгарной политологии, пытающейся изобразить революцию как нечто всегда разрушительное и негативное в ходе истории, действительная революция - по своему существу позитивная, созидательная форма общественного развития, нацеленная не на разрушение, а на спасение и умножение главного общественного богатства - уже созданных обществом производительных сил. Разрушительная функция любой настоящей революции ограничивается устранением сил, препятствующих общественному прогрессу, ставящих свои эгоистические интересы выше интересов всего общества, большинства его граждан. Но случается и так, что революционный процесс, выйдя за свои естественно-исторические рамки, разрушает не только препятствующие прогрессу силы и структуры, но и сами общечеловеческие механизмы прогресса. Тогда речь идет уже не о революции, а о ее трансформации, перерождении в принципиально иной процесс. Экономической основой революции всегда являются противоречия экономического развития, но вовсе не всегда они сводятся к противоречию между ростом производительных сил и отжившими, ставшими тормозом производственными отношениями, как это считают марксистские догматики. Истории, особенно в XX в., известны революции (например, антитоталитарные, посткоммунистические), экономической основой которых является противоречие между возросшими экономическими потребностями общества и застоем, деградацией мобилизационной экономики казарменного псевдосоциализма, оказавшегося в социально-экономическом тупике. Поэтому историческое призвание революции может состоять как в том, чтобы разрушить отжившие производственные отношения, утратившие стимулы развития производительных сил, ставшие оковами их развития, так и в том, чтобы порвать с тупиковой линией эволюции и восстановить общечеловеческие механизмы прогресса. Но во всех случаях революция - это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста. Творцами или движителями революции являются общественные группы, слои, классы, граждане, объективно заинтересованные в назревших переменах, чье недовольство существующими порядками выпивается в активные выступления против них. Так как степень нужды и бедствий у разных таких групп различна, а уровень их сознания и организованности неодинаков, то не каждый класс, социальный слой и группа, составляющие народ, объективно заинтересованный в общественном прогрессе, активно действует, вершит революцию. Революцию творят только политически активные, передовые представители этих социальных групп и сил, составляющие революционный народ, т.е. активно действующий авангард народа. Общественнополитическая сила, класс, группа, действующая в революции наиболее последовательно, решительно и радикально, как правило, оказывается гегемоном революции, сплачивающим вокруг себя всех ее творцов. Главным вопросом любой революции является вопрос о власти, ибо, не свергнув прежнюю государственно-политическую власть, стоящую на страже устаревших порядков, и не утвердив власть передовых сил, заинтересованных в переменах нельзя решить социально-экономические задачи революции обеспечить замену одного строя другим, прежнего - новым. Эти два главных аспекта центрального вопроса - вопроса о власти свержение прежней и утверждение новой - чаще всего осуществляются одними и теми же революционными силами - революционным народом страны. Но обстоятельства могут сложиться и так, что эти задачи история возлагает на разные силы, как это было при освобождении от фашизма стран Центральной и Юго-Восточной Европы, где задачи по свержению и разрушению гитлеровского "нового порядка" выполняла советская армияосвободительница в союзе с внутренними силами этих стран (воссозданными армейскими формированиями и партизанами), которые, учитывая мощь гитлеровской военной машины, сами, в одиночку были не в состоянии решить эту задачу. Вторая же задача - утверждение новой политической власти в этих странах - решалась уже их народами в присутствии советских войск, что породило особый комплекс проблем. С точки зрения форм борьбы за власть, форм политического переворота, принципиальное значение имеет разграничение мирной и немирной форм развития революции. Суть этого разграничения сводится к тому: имело ли место в ходе революции применение вооруженного насилия, было ли кровопролитие при свержении прежней власти, утверждении и защите новой? Так, относительно бескровное вооруженное восстание Октября 1917 г. в России было сопряжено с кровопролитной гражданской войной 1918-1921 гг. в целях защиты этой власти "красными" от "белых". Мирным был переход от первого ко второму этапу революций в странах "народной демократии" в конце 40-х гг., мирными и немирными, "бархатными" и "небархатными" были антитоталитарные революции в этих странах в конце 80-х гг. Характер (содержание) революции определяется в первую очередь характером ключевых социально-экономических и общественнополитических противоречий, разрешаемых революцией, а также природой ее движущих сил, социальным сдвигом и реальной переменой власти, ее преобразованиями. Если в основе революции лежит внутреннее противоречие между ростом производительных сил и сковывающими это развитие отжившими отношениями, то в соответствии с характером утверждаемых отношений и природой социальной силы, призванной утвердить эти отношения, революция может быть, например антифеодальной, буржуазной (такими были голландская, английская революции, а позже французская революция 1789- 1794 гг., такой же характер имела и революция в России 1905 г., а позже Февральская революция 1917 г. и др.). Истории известны и революции, считавшие своей задачей утверждение рабочим классом социалистических порядков (Октябрьская революция 1917 г., социалистические революции в странах "народной демократии" Европы во второй половине 40- х гг., а также революции в Китае, Вьетнаме и др.). Если же в основе революции лежат не только внутренние противоречия развития, но и противоречие между интересами национального развития и засильем иностранного капитала, гнетом империализма, тогда налицо революции национально-освободительные, национально-демократические и т. п. Важно также иметь в виду, что революции, осуществляемые широкими слоями народа, народными массами, независимо от социально-экономического содержания преобразований (буржуазного, национально-освободительного, антифашистского или антитоталитарного и т.д.) являются народными революциями в противоположность "верхушечным" революциям и дворцовым переворотам.Вопреки догматическим представлениям, согласно которым будто бы революций существует столько, сколько имеется качественных переходов от одной общественно-экономической формации к другой,- а значит, всего четыре: при переходе к рабству, феодализму, капитализму и социализму. - многообразие революций выглядит иначе. Прежде всего надо доказать, насколько общеприменима схема деления всей истории на известные общественно-экономические формации. Но даже если согласиться с этой спорной схемой, то и тогда, во-первых, отнюдь не каждый качественный переход в общественном развитии является революцией: о последней можно говорить только там, где такая форма перехода обеспечивается открытым столкновением общественно-политических сил, а главное - наличием у революционных сил класса или социальной группы - носителя нового общественного строя. Учитывая это, видимо, нельзя говорить о революции при переходе от бесклассового общества к классовому, а также при переходе от рабовладения к феодализму. Во-вторых, неверна догма, сводящая вce многообразие революций только к революциям межформационным, так как есть и другие причины существующего здесь многообразия. 1. Широко известно, что и внутри одной и той же общественно-экономической формации возможен ряд революций, связанных с разными социально-политическими сдвигами и борьбой разных сил. Так, во Франции становление и совершенствование капитализма знало не только революцию 17891794 гг., но и революции 1830 г., 1848 г., а также революцию 1871 г., предшествовавшую Парижской Коммуне. Следует напомнить и о том, что ряд революций, нацеленных на утверждение капитализма, прошла и Россия. 2. Теперь очевидно и то, что случаются революции и совсем иного рода, связанные с возникновением внеформационных устройств, обществ-монстров, казарменного псевдосоциализма. В этом случае революционные перемены направлены на разрыв с тупиковой эволюцией и налицо антитоталитарные, посткоммунистические, демократические революции. Вряд ли можно утверждать, что история уже исчерпала все многообразие возможных революций. Однако недовольство недовольством, а революция - это нечто совершенно иное. Люди могут испытывать недовольство в отношении того или иного аспекта - крестьяне в отношении цен на сельскохозяйственную продукцию, интеллигенция по поводу недостатка свободы, бизнесмены в отношении коррупции и т.д. Однако если не существует какой-либо организации, способной сфокусировать их недовольство, то, возможно, из этого совершенно ничего не выльется. Беспорядки и волнения сами по себе не приводят к падению режима; для того, чтобы это произошло, абсолютно необходима организационная работа. В исследовании, посвященном изучению политических течений в Бразилии, Питер Мак Доноху и Антонио Лопес Пина выявили "наличие существенного уровня ни на что не направленного недовольства авторитарным режимом", однако это было "стихийное" возмущение, особо ориентированное против находящихся у власти военных. Исследователи пришли к выводу, что "отсутствие организованных альтернатив чаще всего выражается в форме апатии и безразличия". Рассмотренные нами факторы могут привести к насилию - беспорядкам и забастовкам - однако без организации из этого не получится революции. Кто же создает такую организацию? Чтобы выяснить это, нам необходимо рассмотреть роль интеллигенции. Интеллигенты и революция. Интеллигенты почти везде выражают недовольство существующим положением вещей, поскольку они получили хорошее образование и знакомы с широким спектром теорий, многие из которых носят утопический характер. Проповедники, преподаватели, юристы, журналисты и другие, кто имеет дело с идеями, зачастую имеют профессиональный интерес в критике системы. Если бы все представлялось в полном порядке, тогда бы не о чем было говорить или писать. Интеллигенты, как правило, не бедные люди, однако редко бывают богачами. Они склонны без оптимизма относиться к тем, кто лучше обеспечен материально, но не столь умен, как они - к бизнесменам и правительственным чиновникам. Подобные факторы подталкивают некоторых интеллигентов - но ни в коем случае не всех и даже не большинство из них - к развитию в себе того, что Джеймс Биллингтон назвал "революционной верой" в то, что имеющаяся система может быть заменена чем-то гораздо лучшим. Согласно Биллингтону, революции начинаются, прежде всего, с такого "горения в умах людей". Простой народ, простые рабочие и крестьяне редко проявляют интерес к абстрактным идеологиям интеллигентов... они стремятся лишь к улучшению своего материального положения. Однако, именно идеалистические убеждения интеллигенции предоставляют революционным движениям тот цемент, который скрепляет их вместе, те цели, на которые они направлены, а также прослойку их руководителей. Интересно отметить, что у истоков и у руководства большинства революционных движений XX в. стояли образованные люди. Ленин, сын провинциального работника просвещения, получил блестящее и разностороннее образование. Мао Цзэдун активно участвовал в создании Китайской коммунистической партии, будучи библиотекарем в Пекинском государственном университете. Фидель Кастро и большинство из его первоначальных партизанских соратников вузов не оканчивали. Однако один из них - знаменитый Че Гевара, который был убит в 1967 г., когда он пытался поднять революцию в Боливии, - имел диплом врача. Лидер движения "Сияющий путь" в Перу был университетским профессором. Лидеры антишахской революции в Иране были выпускниками либо религиозных, либо светских высших учебных заведений. Этапы революции. В небольшой книге, опубликованной в 1938 г. и ставшей впоследствии классическим трудом, историк из Гарвардского университета Крейн Бринтон развил теорию о том, что все революции проходят через похожие стадии, подобно тому как человеческий организм проходит через стадии болезни. В Английской революции 1640-х гг., Американской революции 1776 г., Французской революции 1789 г. и революции в России в 1917 г. Бринтон выявил следующие общие черты. Распад старого режима. Система управления приходит в расстройство, происходит рост налогов. Народ больше не верит в свое правительство; более того, само правительство уже не верит в себя. Интеллигенция утрачивает лояльность режиму и выражает преданность новой идеализированной системе. И всё это происходит в то время, когда экономика, как правило, находится на подъеме, однако это как раз вызывает недовольство и зависть. Первый этап революции. Образуются многочисленные комитеты, движения, ячейки и тайные общества, имеющие целью свержение старого режима. Население отказывается выплачивать налоги. Возникает политический тупик, из которого нет выхода, поскольку противостояние зашло слишком далеко. И когда правительство вызывает на помощь войска, этот шаг приводит к обратным результатам, так как войска отказываются подчиняться, а гнев населения возрастает. Первоначальный захват власти не составляет труда, так как старый режим уже сам почти отстранился от дел. Народ торжествует свою победу. Первоначальный приход к власти умеренных сил. Те, кто боролся со старым режимом, но все еще остается связанным с ним в силу своего происхождения или образования, принимают власть. Они начинают проводить умеренные, половинчатые реформы. Эти преобразования недостаточны для экстремистского крыла революционеров, и его представители обвиняют умеренных в трусости и в попытках пойти на компромисс с силами старого режима. Умеренные - "добрые ребята" и не настолько решительны, чтобы сокрушить радикалов. Приход к власти экстремистских сил. Экстремисты, которые более безжалостны и лучше организованы, чем умеренные силы, и которые точно знают, чего они хотят, вытесняют умеренных и доводят революцию до безумного апогея. Ниспровергается все старое. От населения требуют следовать канонам нового, идеалистического общества, которое пытаются создать экстремисты. Тех, кто с этим не согласен, уничтожают в разгуле террора. Ведут на казнь даже революционных соратников, которые якобы отошли от верного пути: "революция пожирает своих детей". Похоже, что все общество близко к безумию, которое Бринтон сравнил с лихорадкой во время болезни. " Термидор ", конец разгула террора. В конце концов, общество уже не может терпеть дальнейшего нагнетания напряженности. Население приходит к мысли о том, что неплохо было бы успокоиться, снова наладить экономику и обрести определенный уровень личной безопасности и благоденствия. Людям надоела революция. Даже экстремисты от нее устали. Затем наступает "термидор" - так назывался месяц во французском революционном календаре, когда лидер экстремистов Робеспьер сам был гильотинирован - этот период Бринтон сравнивает с выздоровлением от лихорадки. Зачастую какой-нибудь диктатор, который в конечном итоге мало чем отличается от тиранов прежнего режима, берется за восстановление порядка, и большинство населения ничего не имеет против.

2) Революция - - глубокое качественное изменение в развитии, перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции - постепенного количественного развития без изменения качества процесса. Социальная революция - способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Критерием прогрессивности является большая степень обобществления собственности на элементы производства. Революцию нельзя путать с вооруженным восстанием каких-либо социальных групп или классов против существующей политической власти. Революционное восстание происходит тогда, когда существующая политическая власть сохраняет устаревшие производственные отношения и противится установлению новых производственных отношений, соответствующих новой формации. В этом случае целью революционного восстания является захват политической власти прогрессивным классом для осуществления социальной революции. Поскольку во всех досоциалистических общественно-экономических формациях власть принадлежала правящему классу, заинтересованному в сохранении устаревших производственных отношений, новый, революционный класс завоевывал власть в ходе вооруженной борьбы, осуществляя затем социальную революцию. При социализме власть находится в руках трудящихся, заинтересованных в переходе от социализма к коммунизму, сам этот переход происходит без социальных потрясений и является коммунистической революцией, осуществляемой действующей властью "сверху" при активном содействии трудящихся масс. Коммунистическая революция будет направлена на полное обобществление производства, включая предметы потребления, и ликвидацию товарно-денежных отношений и в сфере потребления. Механизмом осуществления коммунистической революции будет приоритетное развитие общественной сферы потребления и поэтапный вывод ее из сферы товарно-денежных отношений.

3) Революция - (от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

4) Революция - - глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в различных областях знания.

5) Революция - (лат. revolutio поворот, переворот) - качественное изменение в развитии какого-л. явления или процесса в природе и различных сферах жизни общества. Р. представляет собой резкое нарушение постепенности, качественный скачок в развитии. В истории политической мысли существовало несколько различных подходов к проблеме Р. Так, теоретик элитизма В.Парето рассматривает Р. как способ, обеспечивающий циркуляцию элит. По его мнению, Р. выполняет необходимую социальную функцию - способствует очищению каналов социальной мобильности. В марксизме Р. понимается как способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной. Согласно марксистскому видению истории, высшим типом социальной Р. является Р. социалистическая, которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и социального гнета. В.И.Ленин подчеркивал, что переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак Р. как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия. Сторонники концепции "социологии революции" подчеркивают неэффективность социальных и политических Р., акцептируя внимание на "издержках" этого процесса. "Леворадикальные" концепции, напротив, превозносят роль Р., их "очищающий" общество характер. В современной западной политологии Р. трактуется чаще всего как кризис процесса модернизации (С. Хантингтон). Есть и такие трактовки Р., где последняя понимается как состояние социальной системы, выведенной из положения равновесия (Ч.Джонсон). Существуют различные типологии Р.: в зависимости от сферы общества различают социальную, политическую, культурную, научную, промышленную Р.; в зависимости от ее движущих сил - классов, участвующих в общественных преобразованиях, - крестьянские, буржуазные, пролетарские, народные Р.; в зависимости от применяемых средств и методов - мирные и немирные Р.

6) Революция - - процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт) - это формы вооруженного захвата власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в политике (путч - неудавшийся заговор).

7) Революция - 1) Коренной переворот, резкий, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. 2) Социальная Р.- коренной переворот в общественном и политическом (государственном) строе, в развитии общественных сил. Р. совершается либо насильственным, немирным путем - в ходе вооруженного восстания, либо - при благоприятных условиях-мирным путем. Р. может быть успешной только при наличии революционной ситуации в стране, при наличии объективных (политический кризис, тяжелое состояние экономики и др.) и субъективных (наличие революционной партии, опытных руководителей революционного движения и пр.) условий. Р.- высшая форма борьбы классов. Буржуазные революции привели к установлению капиталистического строя. Социалистическая Р., свергает власть буржуазии, создает государство диктатуры пролетариата. Образцом социалистической Р. является Великая Октябрьская социалистическая революция в России В 1917.

Революция

(от лат. revolutio - поворот, изменение) - способ перехода от одного общественно-политического строя к другому, более прогрессивному, посредством активных действий самих граждан. Главный вопрос революции - вопрос о государственной власти, хотя чаще всего революция - это социальный сдвиг и качественный переворот во всей социально-экономичекой структуре общества. Вопреки утверждениям вульгарной политологии, пытающейся изобразить революцию как нечто всегда разрушительное и негативное в ходе истории, действительная революция - по своему существу позитивная, созидательная форма общественного развития, нацеленная не на разрушение, а на спасение и умножение главного общественного богатства - уже созданных обществом производительных сил. Разрушительная функция любой настоящей революции ограничивается устранением сил, препятствующих общественному прогрессу, ставящих свои эгоистические интересы выше интересов всего общества, большинства его граждан. Но случается и так, что революционный процесс, выйдя за свои естественно-исторические рамки, разрушает не только препятствующие прогрессу силы и структуры, но и сами общечеловеческие механизмы прогресса. Тогда речь идет уже не о революции, а о ее трансформации, перерождении в принципиально иной процесс. Экономической основой революции всегда являются противоречия экономического развития, но вовсе не всегда они сводятся к противоречию между ростом производительных сил и отжившими, ставшими тормозом производственными отношениями, как это считают марксистские догматики. Истории, особенно в XX в., известны революции (например, антитоталитарные, посткоммунистические), экономической основой которых является противоречие между возросшими экономическими потребностями общества и застоем, деградацией мобилизационной экономики казарменного псевдосоциализма, оказавшегося в социально-экономическом тупике. Поэтому историческое призвание революции может состоять как в том, чтобы разрушить отжившие производственные отношения, утратившие стимулы развития производительных сил, ставшие оковами их развития, так и в том, чтобы порвать с тупиковой линией эволюции и восстановить общечеловеческие механизмы прогресса. Но во всех случаях революция - это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста. Творцами или движителями революции являются общественные группы, слои, классы, граждане, объективно заинтересованные в назревших переменах, чье недовольство существующими порядками выпивается в активные выступления против них. Так как степень нужды и бедствий у разных таких групп различна, а уровень их сознания и организованности неодинаков, то не каждый класс, социальный слой и группа, составляющие народ, объективно заинтересованный в общественном прогрессе, активно действует, вершит революцию. Революцию творят только политически активные, передовые представители этих социальных групп и сил, составляющие революционный народ, т.е. активно действующий авангард народа. Общественнополитическая сила, класс, группа, действующая в революции наиболее последовательно, решительно и радикально, как правило, оказывается гегемоном революции, сплачивающим вокруг себя всех ее творцов. Главным вопросом любой революции является вопрос о власти, ибо, не свергнув прежнюю государственно-политическую власть, стоящую на страже устаревших порядков, и не утвердив власть передовых сил, заинтересованных в переменах нельзя решить социально-экономические задачи революции обеспечить замену одного строя другим, прежнего - новым. Эти два главных аспекта центрального вопроса - вопроса о власти свержение прежней и утверждение новой - чаще всего осуществляются одними и теми же революционными силами - революционным народом страны. Но обстоятельства могут сложиться и так, что эти задачи история возлагает на разные силы, как это было при освобождении от фашизма стран Центральной и Юго-Восточной Европы, где задачи по свержению и разрушению гитлеровского "нового порядка" выполняла советская армияосвободительница в союзе с внутренними силами этих стран (воссозданными армейскими формированиями и партизанами), которые, учитывая мощь гитлеровской военной машины, сами, в одиночку были не в состоянии решить эту задачу. Вторая же задача - утверждение новой политической власти в этих странах - решалась уже их народами в присутствии советских войск, что породило особый комплекс проблем. С точки зрения форм борьбы за власть, форм политического переворота, принципиальное значение имеет разграничение мирной и немирной форм развития революции. Суть этого разграничения сводится к тому: имело ли место в ходе революции применение вооруженного насилия, было ли кровопролитие при свержении прежней власти, утверждении и защите новой? Так, относительно бескровное вооруженное восстание Октября 1917 г. в России было сопряжено с кровопролитной гражданской войной 1918-1921 гг. в целях защиты этой власти "красными" от "белых". Мирным был переход от первого ко второму этапу революций в странах "народной демократии" в конце 40-х гг., мирными и немирными, "бархатными" и "небархатными" были антитоталитарные революции в этих странах в конце 80-х гг. Характер (содержание) революции определяется в первую очередь характером ключевых социально-экономических и общественнополитических противоречий, разрешаемых революцией, а также природой ее движущих сил, социальным сдвигом и реальной переменой власти, ее преобразованиями. Если в основе революции лежит внутреннее противоречие между ростом производительных сил и сковывающими это развитие отжившими отношениями, то в соответствии с характером утверждаемых отношений и природой социальной силы, призванной утвердить эти отношения, революция может быть, например антифеодальной, буржуазной (такими были голландская, английская революции, а позже французская революция 1789- 1794 гг., такой же характер имела и революция в России 1905 г., а позже Февральская революция 1917 г. и др.). Истории известны и революции, считавшие своей задачей утверждение рабочим классом социалистических порядков (Октябрьская революция 1917 г., социалистические революции в странах "народной демократии" Европы во второй половине 40- х гг., а также революции в Китае, Вьетнаме и др.). Если же в основе революции лежат не только внутренние противоречия развития, но и противоречие между интересами национального развития и засильем иностранного капитала, гнетом империализма, тогда налицо революции национально-освободительные, национально-демократические и т. п. Важно также иметь в виду, что революции, осуществляемые широкими слоями народа, народными массами, независимо от социально-экономического содержания преобразований (буржуазного, национально-освободительного, антифашистского или антитоталитарного и т.д.) являются народными революциями в противоположность "верхушечным" революциям и дворцовым переворотам.Вопреки догматическим представлениям, согласно которым будто бы революций существует столько, сколько имеется качественных переходов от одной общественно-экономической формации к другой,- а значит, всего четыре: при переходе к рабству, феодализму, капитализму и социализму. - многообразие революций выглядит иначе. Прежде всего надо доказать, насколько общеприменима схема деления всей истории на известные общественно-экономические формации. Но даже если согласиться с этой спорной схемой, то и тогда, во-первых, отнюдь не каждый качественный переход в общественном развитии является революцией: о последней можно говорить только там, где такая форма перехода обеспечивается открытым столкновением общественно-политических сил, а главное - наличием у революционных сил класса или социальной группы - носителя нового общественного строя. Учитывая это, видимо, нельзя говорить о революции при переходе от бесклассового общества к классовому, а также при переходе от рабовладения к феодализму. Во-вторых, неверна догма, сводящая вce многообразие революций только к революциям межформационным, так как есть и другие причины существующего здесь многообразия. 1. Широко известно, что и внутри одной и той же общественно-экономической формации возможен ряд революций, связанных с разными социально-политическими сдвигами и борьбой разных сил. Так, во Франции становление и совершенствование капитализма знало не только революцию 17891794 гг., но и революции 1830 г., 1848 г., а также революцию 1871 г., предшествовавшую Парижской Коммуне. Следует напомнить и о том, что ряд революций, нацеленных на утверждение капитализма, прошла и Россия. 2. Теперь очевидно и то, что случаются революции и совсем иного рода, связанные с возникновением внеформационных устройств, обществ-монстров, казарменного псевдосоциализма. В этом случае революционные перемены направлены на разрыв с тупиковой эволюцией и налицо антитоталитарные, посткоммунистические, демократические революции. Вряд ли можно утверждать, что история уже исчерпала все многообразие возможных революций. Однако недовольство недовольством, а революция - это нечто совершенно иное. Люди могут испытывать недовольство в отношении того или иного аспекта - крестьяне в отношении цен на сельскохозяйственную продукцию, интеллигенция по поводу недостатка свободы, бизнесмены в отношении коррупции и т.д. Однако если не существует какой-либо организации, способной сфокусировать их недовольство, то, возможно, из этого совершенно ничего не выльется. Беспорядки и волнения сами по себе не приводят к падению режима; для того, чтобы это произошло, абсолютно необходима организационная работа. В исследовании, посвященном изучению политических течений в Бразилии, Питер Мак Доноху и Антонио Лопес Пина выявили "наличие существенного уровня ни на что не направленного недовольства авторитарным режимом", однако это было "стихийное" возмущение, особо ориентированное против находящихся у власти военных. Исследователи пришли к выводу, что "отсутствие организованных альтернатив чаще всего выражается в форме апатии и безразличия". Рассмотренные нами факторы могут привести к насилию - беспорядкам и забастовкам - однако без организации из этого не получится революции. Кто же создает такую организацию? Чтобы выяснить это, нам необходимо рассмотреть роль интеллигенции. Интеллигенты и революция. Интеллигенты почти везде выражают недовольство существующим положением вещей, поскольку они получили хорошее образование и знакомы с широким спектром теорий, многие из которых носят утопический характер. Проповедники, преподаватели, юристы, журналисты и другие, кто имеет дело с идеями, зачастую имеют профессиональный интерес в критике системы. Если бы все представлялось в полном порядке, тогда бы не о чем было говорить или писать. Интеллигенты, как правило, не бедные люди, однако редко бывают богачами. Они склонны без оптимизма относиться к тем, кто лучше обеспечен материально, но не столь умен, как они - к бизнесменам и правительственным чиновникам. Подобные факторы подталкивают некоторых интеллигентов - но ни в коем случае не всех и даже не большинство из них - к развитию в себе того, что Джеймс Биллингтон назвал "революционной верой" в то, что имеющаяся система может быть заменена чем-то гораздо лучшим. Согласно Биллингтону, революции начинаются, прежде всего, с такого "горения в умах людей". Простой народ, простые рабочие и крестьяне редко проявляют интерес к абстрактным идеологиям интеллигентов... они стремятся лишь к улучшению своего материального положения. Однако, именно идеалистические убеждения интеллигенции предоставляют революционным движениям тот цемент, который скрепляет их вместе, те цели, на которые они направлены, а также прослойку их руководителей. Интересно отметить, что у истоков и у руководства большинства революционных движений XX в. стояли образованные люди. Ленин, сын провинциального работника просвещения, получил блестящее и разностороннее образование. Мао Цзэдун активно участвовал в создании Китайской коммунистической партии, будучи библиотекарем в Пекинском государственном университете. Фидель Кастро и большинство из его первоначальных партизанских соратников вузов не оканчивали. Однако один из них - знаменитый Че Гевара, который был убит в 1967 г., когда он пытался поднять революцию в Боливии, - имел диплом врача. Лидер движения "Сияющий путь" в Перу был университетским профессором. Лидеры антишахской революции в Иране были выпускниками либо религиозных, либо светских высших учебных заведений. Этапы революции. В небольшой книге, опубликованной в 1938 г. и ставшей впоследствии классическим трудом, историк из Гарвардского университета Крейн Бринтон развил теорию о том, что все революции проходят через похожие стадии, подобно тому как человеческий организм проходит через стадии болезни. В Английской революции 1640-х гг., Американской революции 1776 г., Французской революции 1789 г. и революции в России в 1917 г. Бринтон выявил следующие общие черты. Распад старого режима. Система управления приходит в расстройство, происходит рост налогов. Народ больше не верит в свое правительство; более того, само правительство уже не верит в себя. Интеллигенция утрачивает лояльность режиму и выражает преданность новой идеализированной системе. И всё это происходит в то время, когда экономика, как правило, находится на подъеме, однако это как раз вызывает недовольство и зависть. Первый этап революции. Образуются многочисленные комитеты, движения, ячейки и тайные общества, имеющие целью свержение старого режима. Население отказывается выплачивать налоги. Возникает политический тупик, из которого нет выхода, поскольку противостояние зашло слишком далеко. И когда правительство вызывает на помощь войска, этот шаг приводит к обратным результатам, так как войска отказываются подчиняться, а гнев населения возрастает. Первоначальный захват власти не составляет труда, так как старый режим уже сам почти отстранился от дел. Народ торжествует свою победу. Первоначальный приход к власти умеренных сил. Те, кто боролся со старым режимом, но все еще остается связанным с ним в силу своего происхождения или образования, принимают власть. Они начинают проводить умеренные, половинчатые реформы. Эти преобразования недостаточны для экстремистского крыла революционеров, и его представители обвиняют умеренных в трусости и в попытках пойти на компромисс с силами старого режима. Умеренные - "добрые ребята" и не настолько решительны, чтобы сокрушить радикалов. Приход к власти экстремистских сил. Экстремисты, которые более безжалостны и лучше организованы, чем умеренные силы, и которые точно знают, чего они хотят, вытесняют умеренных и доводят революцию до безумного апогея. Ниспровергается все старое. От населения требуют следовать канонам нового, идеалистического общества, которое пытаются создать экстремисты. Тех, кто с этим не согласен, уничтожают в разгуле террора. Ведут на казнь даже революционных соратников, которые якобы отошли от верного пути: "революция пожирает своих детей". Похоже, что все общество близко к безумию, которое Бринтон сравнил с лихорадкой во время болезни. " Термидор ", конец разгула террора. В конце концов, общество уже не может терпеть дальнейшего нагнетания напряженности. Население приходит к мысли о том, что неплохо было бы успокоиться, снова наладить экономику и обрести определенный уровень личной безопасности и благоденствия. Людям надоела революция. Даже экстремисты от нее устали. Затем наступает "термидор" - так назывался месяц во французском революционном календаре, когда лидер экстремистов Робеспьер сам был гильотинирован - этот период Бринтон сравнивает с выздоровлением от лихорадки. Зачастую какой-нибудь диктатор, который в конечном итоге мало чем отличается от тиранов прежнего режима, берется за восстановление порядка, и большинство населения ничего не имеет против.

Глубокое качественное изменение в развитии, перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции - постепенного количественного развития без изменения качества процесса. Социальная революция - способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Критерием прогрессивности является большая степень обобществления собственности на элементы производства. Революцию нельзя путать с вооруженным восстанием каких-либо социальных групп или классов против существующей политической власти. Революционное восстание происходит тогда, когда существующая политическая власть сохраняет устаревшие производственные отношения и противится установлению новых производственных отношений, соответствующих новой формации. В этом случае целью революционного восстания является захват политической власти прогрессивным классом для осуществления социальной революции. Поскольку во всех досоциалистических общественно-экономических формациях власть принадлежала правящему классу, заинтересованному в сохранении устаревших производственных отношений, новый, революционный класс завоевывал власть в ходе вооруженной борьбы, осуществляя затем социальную революцию. При социализме власть находится в руках трудящихся, заинтересованных в переходе от социализма к коммунизму, сам этот переход происходит без социальных потрясений и является коммунистической революцией, осуществляемой действующей властью "сверху" при активном содействии трудящихся масс. Коммунистическая революция будет направлена на полное обобществление производства, включая предметы потребления, и ликвидацию товарно-денежных отношений и в сфере потребления. Механизмом осуществления коммунистической революции будет приоритетное развитие общественной сферы потребления и поэтапный вывод ее из сферы товарно-денежных отношений.

(от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в различных областях знания.

(лат. revolutio поворот, переворот) - качественное изменение в развитии какого-л. явления или процесса в природе и различных сферах жизни общества. Р. представляет собой резкое нарушение постепенности, качественный скачок в развитии. В истории политической мысли существовало несколько различных подходов к проблеме Р. Так, теоретик элитизма В.Парето рассматривает Р. как способ, обеспечивающий циркуляцию элит. По его мнению, Р. выполняет необходимую социальную функцию - способствует очищению каналов социальной мобильности. В марксизме Р. понимается как способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной. Согласно марксистскому видению истории, высшим типом социальной Р. является Р. социалистическая, которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и социального гнета. В.И.Ленин подчеркивал, что переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак Р. как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия. Сторонники концепции "социологии революции" подчеркивают неэффективность социальных и политических Р., акцептируя внимание на "издержках" этого процесса. "Леворадикальные" концепции, напротив, превозносят роль Р., их "очищающий" общество характер. В современной западной политологии Р. трактуется чаще всего как кризис процесса модернизации (С. Хантингтон). Есть и такие трактовки Р., где последняя понимается как состояние социальной системы, выведенной из положения равновесия (Ч.Джонсон). Существуют различные типологии Р.: в зависимости от сферы общества различают социальную, политическую, культурную, научную, промышленную Р.; в зависимости от ее движущих сил - классов, участвующих в общественных преобразованиях, - крестьянские, буржуазные, пролетарские, народные Р.; в зависимости от применяемых средств и методов - мирные и немирные Р.

Процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт) - это формы вооруженного захвата власти для смены политического лидера, но без радикальных перемен в политике (путч - неудавшийся заговор).

1) Коренной переворот, резкий, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. 2) Социальная Р.- коренной переворот в общественном и политическом (государственном) строе, в развитии общественных сил. Р. совершается либо насильственным, немирным путем - в ходе вооруженного восстания, либо - при благоприятных условиях-мирным путем. Р. может быть успешной только при наличии революционной ситуации в стране, при наличии объективных (политический кризис, тяжелое состояние экономики и др.) и субъективных (наличие революционной партии, опытных руководителей революционного движения и пр.) условий. Р.- высшая форма борьбы классов. Буржуазные революции привели к установлению капиталистического строя. Социалистическая Р., свергает власть буржуазии, создает государство диктатуры пролетариата. Образцом социалистической Р. является Великая Октябрьская социалистическая революция в России В 1917.

Анархизм - от греческого "a", "an" "отрицание", "не" ...
Аполитея - от греческого "a" частица отрицания, и...

Код нашей кнопки.

Многие не знают, что такое революция, дадим определение революции, а также рассмотрим основные теории этого социального явления.

Революция как социальный феномен

Когда речь идет о революции, большинство людей придает ей политический смысл. Хотя в широком смысле, революция – это любые радикальные изменения в какой бы то ни было сфере. Например, революция труда, образования или производства. С латинского языка, слово «революция» переводится как «переворот» или «превращение».

Революция – это всегда радикальные, глубокие и резкие изменения в развитии человека, природы или мира в целом. С революцией связывают скачок в развитии. Именно по этому, данный термин противопоставляют эволюции, которая как раз описывает плавные, поступательные изменения. Также, революцию отличают и от реформ.

Революционные изменения могут быть в таких сферах:

  • Природа (геологическая революция).
  • Общественное развитие (неолитическая революция).
  • Экономика (революционное производство).
  • Культура (революция письменности).
  • Демографическая революция.
  • Научная революция (появление нового качественного знания в науках) и т.д.

Изначально, данный термин использовался в таких областях знания, как химия и астрология. В научный оборот термин «революция» бел введен Николаем Коперником.

Каковы причины революции?


Если говорить о революции, как о социально-политическом перевороте, то можно выделить такие причины ее возникновения:

  • Нестабильная экономика . Население любой страны очень остро ощущает любые проблемы в экономической сфере, будь то увеличение долгов государства, инфляция или нестабильный курс валют. Все это приводит к массовым волнениям, являющимся следствием повышения цен. Обычно, повышение цен на товары и услуги связано с нестабильной экономикой и рядом экономических проблем. В такой ситуации люди напуганы, они пытаются найти выход, и находят его в революционном восстании.
  • Несовпадение мнений элит . В каждом государстве есть своя элита: политическая, экономическая, культурная и другие. Идеология одной элиты может существенным образом отличаться от идеологии другой элиты. Это вносит диссонанс в стабильность мнений, относительно будущего страны. Элита, которая выдвигает мнение, противоположное большинству, может создать политическую оппозицию и вести переговоры с правящей элитой в революционном контексте.
  • Мобилизация масс . Речь идет о человеческих ресурсах, которые мобилизуются для выдвижения мнения властям. Целью мобилизации являются революционные переговоры. Народ видит выход только в революционном способе коммуникации и действует соответственно этому.
  • Идеология . Идеология большинства может совершенно не совпадать с идеологий меньшинства. Обычно, идеология навязывается меньшинству с помощью различных методов: насилия, технологий влияния и т.д. Несогласное меньшинство же выступает против навязывания.

Классификация революций

Революции можно классифицировать по-разному. Мы же приведем наиболее простую и логичную классификацию. В политологии и социологии, революции делят на политические и социальные.


  • Социальная революция – это революционные изменения, связанные со сменой общественных формаций, в результате чего одно социальное устройство сменяется другим.
  • Политическая революция – это революционные перемены, которые связаны с заменой одного политического режима, на другой. В некоторых случаях, революционный приход к власти новой политической элиты тоже можно считать политической революцией.

Главным признаком любой революции считается полная замена старого режима на новый.

Значительный вклад в развитие теории революции внес Карл Маркс. Он разделял революции на буржуазные и социалистические. Каждая революция, по мнению Маркса, приводит к смене формации. Например, после буржуазного переворота, феодализм сменяется на капитализм. А социалистический переворот приводит к замене капитализма на социализм. Каждому из этих формаций соответствует отдельная форма ведения хозяйской деятельности, форма экономических и рыночных отношений.

Отдельно нужно выделить такой вид восстания, как национально-освободительный. Целью национально-освободительной революции является освобождение от ассимиляции со стороны доминирующей нации. Такие восстания присущи колониальным и завоеванным странам.

Стоит отметить, что история знает множество примеров, когда революции не увенчались успехом. Повстанцы не всегда имеют возможность донести до правящей верхушки свою точку зрения. Из-за этого их часто арестовывают и даже убивают.

Ученые разных гуманитарных наук по-разному оценивали такой социальный феномен, как революции. Рассмотрим наиболее интересные теории о революциях.

Питирим Сорокин – это выдающийся русский социолог, знакомый с революциями не понаслышке. Дело в том, что во время Октябрьской революции 1917 года, он бежал в Америку. Сорокин очень негативно относится к любым революционным восстаниям, считая их морально бедными. Он говорил о том, что победа в революции достигается слишком высокой ценой, ценой многочисленных человеческих жертв. Возникает вполне логичный вопрос: а стоят ли полученные изменения людских жизней? Для Сорокина ответ очевиден – однозначно нет.


По его мнению, для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно искать компромисс. Со стороны правительства, этим компромиссом являются реформы. Если в государстве есть недовольные и несогласные, проще пойти им на встречу и выполнить ряд их пожеланий. Это будет гуманно и справедливо. Тем более, после грамотно внедренных и реализованных на практике реформ, количество недовольных граждан снизится. Это приведет к угасанию революционных настроений в массах.

Маркс и Энгельс разработали свою теорию (которую впоследствии назвали «марксистской»), раньше, чем Сорокин. Марксистская теория революции является полностью противоположной предыдущей теории.


По мнению марксистов, необходимость революционного переворота просто огромная! Восстание необходимо людям для того, чтобы сменить буржуазную капиталистическую формацию на пролетарскую социалистическую. Эта смена формации должна положительно повлиять как на развитие экономики страны, так и на массовое сознание.

Маркс считал, что формация социализма должна смениться формацией коммунизма. Коммунистическое общество он считал наивысшим социальным благом. Поэтому для того, чтобы построить общество всеобщего равенства и справедливости, необходим революционный переворот.

Представители данной теории – Джеймс Дэвис и Тэд Гурр. По их мнению, любой бунт можно объяснить наличием в психике человека сознательных и бессознательных механизмов. Человек не хочет быть бедным, но, в то же время, он стремится к тому, чтобы не быть в социальной изоляции. Иными словами, он хочет, чтобы не он один оставался бедным. Это толкает его примкнуть к массе таких же недовольных, как и он сам.


Таким образом, нежелание нищеты объясняется сознательными компонентами психики человека, а желание быть частью революционной толпы – бессознательными. В результате мы получаем революции, бунты и восстания.

Политические термины не являются идеологически нейтральными, но, напротив, чаще всего являются инструментом актуальной политической борьбы или выражением существующей в обществе системы властных отношений. T&P выясняют, что те или иные термины означали в разное время и что за ними стоит сейчас. В новом выпуске - многострадальная и парадоксальная «революция», которой манипулировали, кажется, практически все: от якобинцев до Махатмы Ганди.

Термин «революция» происходит от латинского слова «revolution», которое в значении «оборот» применялось к астрономическим процессам и указывало на их цикличность. Термин стал широко употребляться после выхода труда Николая Коперника «О вращении небесных сфер» («De revolutionibus orbium coelestiam»).

Ханна Арендт в книге «О революции» указывает на то, что цикличность изначального астрономического термина соотносилось с цикличностью представления о человеческой судьбе. К XVII веку термин перешел в политическую сферу и в качестве метафоры обозначал постоянную смену разных форм правления, которые, подобно небесным светилам, сменяют друг друга, сохраняя при этом вечную неизменность циклов.

Арендт пишет, что современное понимание революции связано с опытом абсолютной новизны происходящих исторических событий. Идея свободы, легшая в основу Американской и Великой французской революций, предполагала выход из замкнутого круга сменявших друг друга закономерных процессов - усиления деспотии и бунта бесправных масс против угнетателей с целью временного освобождения. Теперь же ставился вопрос не об освобождении, а о свободе, то есть полноценном участии граждан в политическом процессе, для чего требовалось кардинальное изменение формы правления. Однако первые революционеры были абсолютно лишены этого пафоса новизны. Напротив, они считали себя «реставраторами», восстановителями вечного порядка. Отсюда - изначальный парадокс, заложенный в термин «революция».

М. Одесский и Д. Фельдман в монографии «Поэтика власти» подробно описывают специфику понимания термина современниками политических перемен. Так восстановление сильной королевской власти Генрихом IV в 1594 году называлось революцией, в то время как свержение Карла I, которое позже в XIX веке стали называть «Великой английской революцией», по аналогии с французской, современники называли «великим бунтом». Таким образом, в XVII веке, в частности, в английской традиции, революция воспринималась, прежде всего, как восстановление законной власти, как ее понимали в то время, то есть возвращение трона его законному претенденту. События 1688-1689 годов, изгнание Якова II Стюарта и восшествие на престол Вильгельма III также назвали «Славной революцией». Однако в результате этого события произошло расширение полномочий парламента и принятие «Билля о правах». Это приблизило значение термина «революция» к современному.

Первые «революционеры» были абсолютно лишены пафоса новизны. Напротив, они считали себя «реставраторами», восстановителями вечного порядка.

Опыт такого переворота не прошел даром, так как именно к свержению Якова II американцы апеллировали во время колониального мятежа 1775 года - если британцы имели право свергнуть тирана и назвать это «славной революцией», то по той же логике могли действовать американцы, выступая против действующего монарха. В итоге, однако, американцы пошли по иному пути - для того, чтобы иностранные государства не считали американцев мятежниками, они объявили себя не подданными Великобритании, а отдельной нацией. «Декларация независимости» подкрепила идеологическую базу революции учением о «естественных правах» Джона Локка.

Последовавшая вскоре после этого Великая французская революция, во многом, унаследовала идеалы английской «Славной революции» и Американской революции. В результате созыва Генеральных Штатов и требования организации законодательного органа, власть монарха была ограничена. Трактовка революции как возвращения законной власти выразилась в том, что гражданам вернули их «естественные права», а Людовик XVI был назван «восстановителем свободы».

По мнению Ханны Арендт, точно так же, как, по выражению Маркса, Французская революция «выступала в римских одеяниях», все дальнейшие революции вплоть до Октябрьской прошли под знаком Французской революции. Как уже отмечалось, пафос новизны и радикальных перемен, с которыми впоследствии ассоциировалась Французская революция, поначалу был чужд первым революционерам. Они трактовали эти события как закономерное восстановление утраченных свобод. Характерен в этом смысле известный диалог между герцогом Ларошфуко-Лианкуром и Людовиком XVI в день взятия Бастилии: «C’est une révolte!» («Это бунт! - фр.) - воскликнул король. На что Лианкур ему ответил: «Non, Sire, c’est une revolution!» («Нет, сир, это революция!»). Восприятие революционных событий лидерами революции в корне менялось по мере того, как они разворачивались.

8 июля 1791 года выходит декрет французского Конституционного собрания, в котором вводится понятие «осадное положение», принципиально отличное от понятия «состояние войны». Речь идет о ситуации, когда все функции, которыми наделена гражданская власть для поддержания общественного порядка, переходят в компетенцию военной власти. Как пишет Джорджо Агамбен в «Homo sacer. Чрезвычайное положение», впоследствии понятие «осадное положение» постепенно дистанцировалось от военной функции, перейдя в область политического. Позже был принят закон, позволяющий приостановить действие конституции на неопределенный срок в случае беспорядков, угрожающих безопасности государства. С этого момента начинает свою историю концепция «чрезвычайного положения», воспользовавшись которой, государство действует в обход законов, пренебрегая принципом разделения властей. Так двенадцать лет правления нацистов в Германии, с правовой точки зрения, были непрерывным чрезвычайным положением.

В начале XX века для общественного мнения большинства европейских стран термин «революция» был в целом идеологически нейтральным и имел положительные коннотации.

Д. Фельдман в работе «Терминология власти» отмечает, что в течение 1792–1793 годов именно якобинцы ввели новый смысл в понятие «революция». После переворота 1793 года, в ходе которого якобинцы захватили власть в Конвенте, революция официально трактуется уже не как единичное событие, а как процесс построения нового социального устройства и защита его от сторонников реакции. Основным методом управления в этой ситуации становится превентивное устрашение социума, которое реализуется с помощью террора толпы или государственного террора. Любые действия «революционного правительства» считаются априорно законными. Прилагательное «революционный» означает теперь «чрезвычайный», а в сочетании с названием какого-либо государственного органа он указывает на то, что данный орган наделен чрезвычайными (неограниченными) полномочиями. Таким образом, якобинцы впервые в истории утвердили практику революционного террора.

В последующие годы понятие «революционный» табуировалось по причине ассоциации с якобинским террором, в то время как термин «революция» сохранил свою сакральность. Участники Июльской революции во Франции 1830 года пытались повторить модель 1789 года за вычетом якобинского переворота. Российские декабристы хотели, чтобы их считали революционерами, а не мятежниками (как их упорно пыталось представить царское правительство), но также и не хотели ассоциироваться с якобинским террором 1792–1793 годов. К 1840 годам в ходе радикализации демократической части общества происходит дальнейшая романтизация революционной мифологии. Во время революции 1848 также использовались методы, впервые опробованные якобинцами.

В середине XIX века первый в истории анархист Пьер Жозеф Прудон ввел в обиход термин «перманентная революция», означающий, что не существует отдельных локальных революций, а есть единый мировой революционный процесс. В это время социалисты трактуют предыдущие революции как «буржуазные», в которых широкие бедные слои населения оказывались исключенными из политического процесса. Проблема революционного террора решается социалистами теоретически. Предыдущие революции совершались меньшинством, из-за чего сопровождались массовым кровопролитием. Если же революционный переворот совершится большинством, то террора и убийств будет меньше. Маркс в предисловии к «Капиталу» сформулировал концепцию «социальной революции», которая совершается, когда производственные отношения больше не удовлетворяют потребности производительных сил.

В течение 1850–60-х годов в Европе происходит реабилитация якобинского террора трудом европейских радикалов. Как отмечают М. Одесский и Д. Фельдман, во время французской революции 1870–1871 годов террор окончательно утвердился в качестве революционного метода. Лидеры Парижской коммуны использовали основные мифологемы периода якобинского террора, например, возродив Комитет общественного спасения. Закон о заложниках, принятый 5 апреля 1871 года Парижской коммуной, предполагал казнь любого лица, подозреваемого в связях с контрреволюционным версальским правительством. Целью этого метода декларировалось предотвращение будущих жертв Версаля, в то время как реальная цель заключалась в устрашении социума.

В начале XX века для общественного мнения большинства европейских стран термин «революция» был в целом идеологически нейтральным и имел положительные коннотации. Настолько положительные, что в послевоенные годы в Германии консерваторы разрабатывают собственное революционное движение под названием Консервативная революция, сочетавшее антикапиталистическую риторику и националистическую идеологию. Главный идеолог движения Артур Меллер ван ден Брук противопоставлял Веймарской республике идеальное государство - Третий Рейх, - в котором при помощи национальной мобилизации удастся устранить классовые противоречия. Клеменс фон Клемперер в своем исследовании пишет, что течение, объединяющее таких разных мыслителей, как Освальд Шпенглер, Томас Манн и Макс Вебер, было попыткой создания современной теории, противостоящей реакционному консерватизму, с одной стороны, и интернациональному коммунистическому движению, с другой, в результате, однако, приведшей к возникновению нацизма в Германии.

Провал революций Нового времени связан с заменой понятия свободы как возможности активного участия в публичной сфере понятием социальной «свободы от бедности».

В предреволюционной России термин «революция» также имел положительные коннотации, хотя якобинский террор в сознании общественности воспринимался отрицательно. Для большевиков в целом оставалась актуальной традиция социалистической трактовки якобинского террора как буржуазного. Тем не менее, язык якобинцев (в названиях первых советских репрессивных органов) и методы управления обществом прочно вошли в их практику после Октябрьского переворота.

По мнению Славоя Жижека, ключевая идея работы Ленина «Государство и революция» состоит в том, что подлинная демократия невозможна в рамках такого института, как государство. Следовательно, в условиях существования государства, которое само по себе является инструментом подавления, террор становится легитимным средством управления. В этом, по мнению Жижека, кроется связь между характером Октябрьской революции и сталинизмом. При этом разница состоит в том, что в первые годы власти большевиков террор открыто признавался официальным методом управления, так что Троцкий даже говорил (по выражению Жижека, «in an almost cocky way») о недемократичной природе большевистского режима.

В первые годы после Октябрьской революции прежнее уголовное право было упразднено как буржуазное. В сохранении правопорядка советские лидеры полагались на «революционное творчество масс», а правосудие осуществлялось революционными трибуналами и местными судами, выносящими приговоры по собственному усмотрению, на основе «революционной совести» и «революционного правосознания». Понятия эти были намеренно размыты, так как никакие законы не должны были препятствовать осуществлению революции и сковывать действия правительства.

Как отмечает Фельдман, прилагательное «революционный» в официальном советском языке, как и другие прилагательные, образованные от советских идеологем (класс, народ, пролетариат), использовалось для противопоставления какого-либо явления его аналогу в капиталистических странах («народный депутат» не есть просто депутат). Уже в 1921 году официально используется термин «революционная законность», появление которого должно было дать понять иностранным правительствам, что период военного коммунизма и красного террора в Советской России закончился. При этом в официальных документах, в том числе, в Конституции СССР 1922 года, подчеркивалась не только необходимость соблюдения законов, но и возможность их обхождения, если этого потребует целесообразность. Позже для решения актуальных политических целей (во время пропагандистской кампании против Троцкого или осуждения культа личности Сталина на XX съезде КПСС), вплоть до распада СССР, советские вожди осуждали тот или иной предшествовавший политический курс как отклонение от «революционной законности», завещанной Лениным.

1960-е годы сопровождались во всем мире революционными движениями и восстаниями. В. Подорога пишет, что майские события в Париже 1968 года воспринимались как продолжение революции 1848 года, то есть последней буржуазной революции во Франции. Подъем достатка 1950–1960-х годов привел ко второй модернизации во Франции, появлению нового большинства (будущего silent majority) в бесклассовом постиндустриальном обществе. Волнения в мае 1968 года в Париже - это еще и последняя попытка «революции Освобождения». Освобождение, к которому стремились участники восстания, трактовалось не в гражданском, а в экономическом и экзистенциальном контексте.

Список литературы:

Х. Арендт. О революции.

М. Одесский, Д.Фельдман. Поэтика власти.

Д. Фельдман. Терминология власти.

Slavoj Zizek. Revolution at the Gates. Afterword: Lenin «s Choice.

Д. Агамбен. Homo sacer. Чрезвычайное положение.

В. Подорога. Апология политического.

Adam Roberts, Timothy Garton Ash. Civil Resistance and Power Politics: The Experience of Non-violent Action from Gandhi to the Present.

Klemens von Klemperer. Germany’s New Conservatism.

Revolutio - переворот). Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к переходу государственной власти от господствующего класса к другому, общественно-передовому классу. Великая пролетарская революция. «…Освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан…» Ленин . «Коренной вопрос о революции есть вопрос о власти…» Ленин . «Октябрьская революция уничтожила частную собственность на землю, уничтожила куплю-продажу земли, установила национализацию земли.» Сталин . «…Революция, смена одного общественного строя другим, всегда была борьбой, борьбой мучительной и жестокой, борьбой на жизнь и смерть.» Сталин . «Революция всегда, всегда молода и готова.» Маяковский . «Основная задача буржуазной революции сводится к тому, чтобы захватить власть и привести ее в соответствие с наличной буржуазной экономикой, тогда как основная задача пролетарской революции сводится к тому, чтобы, захватив власть, построить новую, социалистическую экономику.» Сталин . Международная революция.

|| перен. Коренной переворот в какой-нибудь области знания, искусства. Революция в театре. Это открытие произвело революцию в технике. Культурная революция.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "РЕВОЛЮЦИЯ" в других словарях:

    - (от позднелат. revolutio поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии к. л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р., пром. Р., научнотехническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в… … Философская энциклопедия

    революция - и, ж. revolution f. <лат. revolutio откатывание; переворот. 1. астр., устар. <лат. Полный оборот космического тела. Я думал, объезжая поселения и потом, когда я переправился из оных, что мен какою то революциею глобуса перекинуло из области … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Это братание идеи со штыком. Лоренс Питер Революция варварский способ прогресса. Жан Жорес Оптимизм религия революций. Жак Банвий Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи. Джордж Бернард Шоу Одна… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (фр., от лат. revolvere, revolutum перевертывать, возобновлять). Внезапная перемена, переворот в физическом или нравственном мире, прерывающий естественное течение вещей. Смуты государственные, мятеж, насильственный переворот гражданского быта.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (revolution) Свержение существующего строя, связанное с переходом государственной власти от одного руководства к другому и способное повлечь за собой радикальную перестройку общественных и экономических отношений. До 1789 г. это слово часто… … Политология. Словарь.

    Современная энциклопедия

    Революция - (от позднелатинского revolutio поворот, переворот), глубокое изменение в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая, промышленная, научно техническая, культурная революция, революция в физике, в философии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от позднелат. revolutio поворот переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно техническая, культурная революция … Большой Энциклопедический словарь

    См. мятеж... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. революция бунт, мятеж; смена, переворот, нтр, восстание Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Революция - Революция ♦ Révolution Победоносный коллективный бунт; восстание, увенчавшееся хотя бы временным успехом и свержением общественных или государственных структур. Архетипами революций считаются Французская революция 1789 года и… … Философский словарь Спонвиля

Книги

  • Революция , Дженнифер Доннелли. Эта книга - художественный вымысел. Все события и диалоги, а также герои, за исключением известных исторических и публичных персонажей, - плоды воображения автора. Ситуации и разговоры, где…
07Сен

Что такое Революция

Революция – это слово которое используется в многих контекстах, но обычно оно предназначено для описания агрессивного свержения правительственной структуры или массового внезапного изменения социальных ценностей. Самым ярким признаком революции, является тот факт, что в большинстве случаев происходит переворот привычных устоев, и все якобы привычные функции, исполняются диаметрально противоположным образом.

Простое определение слова революция.

Простыми словами, революция – это процесс при котором общество недовольное происходящим в их стране, смещает правительство силовым методом, за исключением так называемых «мирных» революций. Помимо революций, связанных с политическими или социальными аспектами существует множество других разновидностей революций. Это может быть:

  • Культурная революция;
  • Экономическая революция;
  • Сексуальная революция;
  • Научная революция;
  • Промышленная революция

Этимология слова «Революция».

Термин происходит от латинского слова «revolutio», что переводится как: переворот, превращение, изменение, обращение.

Причины революции.

Самой основной причиной любой революции является недовольство населения сложившимся государственным строем. Так общество может быть мотивировано к совершению переворота низким уровнем заработной платы, ограничением свобод и , классовым неравенством, отсутствием справедливой судебной системы и тому подобными ущемлениями.

В некоторых обществах угнетение может продолжаться сотни лет, прежде чем народ решит действовать против правительства. Как правило, толчком для начала революции могут послужить особо яркие события, которые окончательно переполняют чашу народного терпения. В качестве примера подобных ярких и шокирующих событий, которые послужили началом революции, можно привести избиение студентов сотрудниками «Беркута» в Киеве, Украина.

Итог и проблемы революции.

Если революция происходит успешно, общество начинает создавать новый политический и социальный строй с учетом потребностей населения. Как правило, данный послереволюционный процесс занимает длительный период времени и требует массу усилий от самого народа. Данный период обычно характеризуется наличием обилия болезненных новых реформ, которые тяжело сказываются на привычном строе общества. Тем не менее, как показывает мировая практика, со временем уровень жизни населения повышается, и страна вступает в эпоху стремительного развития.

Даже когда революционные попытки не увенчались успехом, они могут потенциально привести к значительным социальным изменениям. Когда общество проявляет стремление к значительным социальным изменениям, чаще всего политические элиты идут на уступки, чтобы успокоить ситуацию.

К числу проблем, связанных с революцией можно отнести аспекты, связанные с приходом к власти новых, но не совсем честных политиков. Подобные личности, пользуясь нестабильностью в государстве и огромным кредитом народного доверия, используют власть в личных корыстных целях. Они имитируют введение реформ и создают видимость бурной деятельности, но на самом деле они лишь оттягивают время необходимое для личного обогащения.