Безударные падежные окончания имен существительных единственного числа. Закрепление

Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания – основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.

1. Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.

Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.

2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.

Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.

3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею – на клее, в спирту – в спирте, в отпуску – в отпуске.

Основное окончание - -е.

4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари – слесаря, инженеры – инженера.

Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.

5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.

Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным – нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.

6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание –ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь – дочерьми, дверь - дверьми, лошадь – лошадьми.

Тема 6. Имя прилагательное

  1. Категориальное значение имени прилагательного

Имя прилагательное – часть речи, которая выражает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам; в предложении является определением или именной частью составного сказуемого.

Значение признака – это категориальное (классифицирующее) значение имени прилагательного как части речи. Под признаком принято понимать широкий круг свойств, качеств, явлений, отношений, характеризующих предметы, а именно:

1) внешние качества людей и животных: молодой, хромой, слепой, худой, сухопарый;

2) внутренние (психологические) качества людей: добрый, злой, мудрый, гордый;

3) пространственные отношения: высокий, узкий, низкий, здешний;

4) временные отношения: утренний, вечерний, минутный, прошлогодний, дневной;

5) цвет: белый, темно-синий, песочный, рыжий;

6) разнообразные свойства вещей: мягкий, сладковатый, кислый;

7) отношения между предметами: мамин платок, лисий хвост, дождливая погода;

8) характеристика предметов по действию: вертлявый, пугливый, ломкий, рассыпчатый.

Прилагательные имеют полные и краткие формы и обладают грамматической категорией степени сравнения.

Какие падежные окончания имеют существительные? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Также мы расскажем вам о том, чем отличаются падежные окончания разного склонения, и приведем несколько примеров.

Общие сведения

Знать, как изменяются слова по падежам, крайне важно. Ведь правописание падежных окончаний приносит массу проблем во время создания грамотного текста. Следует отметить, что выбор той или иной буквы в существительных зависит полностью от того, к какому именно склонению они относятся. Кстати, ошибки в написании окончаний или возникают лишь в некоторых падежных формах: дательного, родительного и предложного падежей. Именно поэтому их рекомендуется запомнить.

Что такое склонение? Типы склонений

Именные склоняются в соответствии с адъективным типом, а также субстантивным и местоименным. В данной статье нас интересует только субстантивное склонение. Оно подразделяется на три подтипа. Рассмотрим их более подробно:

  1. По 1-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) общего (плакса), мужского (папа) и женского (мама) рода, которые имеют окончания -я или -а в именительном падеже.
  2. По 2-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) мужского рода, имеющие (гвоздь, дом) или окончание -е, -о (домище, домишко), а также среднего рода с окончаниями -ё, -е и -о (поле, копьё, окно) в именительном падеже.
  3. По 3-му склонению изменяются имена существительные (в единственном числе) женского рода, которые оканчиваются на шипящий или мягкий согласный (например, гордость, мысль, ветвь). Если такое слово имеет на конце шипящий согласный, то его принадлежность к 3-му склонению следует обозначить мягким знаком (например, мышь, рожь, печь и проч.).

Падежные окончания существительных единственного числа

Чтобы грамотно написать, например, письмо, желательно знать все возможные окончания существительных разных склонений. Для этого следует просклонять по падежам соответствующие слова.

Имена существительные 1-го склонения

  1. Именительный падеж (кто? что?) - пап(а), ив(а), Кол(я), Юл(я).
  2. Падеж родительный (чего? кого?) - пап(ы), ив(ы), Кол(и), Юл(и).
  3. Дательный падеж (чему? кому?) - пап(е), ив(е), Кол(е), Юл(е).
  4. Падеж винительный (что? кого?) - пап(у), ив(у), Кол(ю), Юл(ю).
  5. Творительный падеж (чем? кем?) - пап(ой), ив(ой), Кол(ей), Юл(ей).
  6. Предложный падеж (о чем? о ком?) - о пап(е), об ив(е), о Кол(е), о Юл(е).

Падежные окончания существительных 1-го склонения одинаковы для всех аналогичных слов. Именно поэтому, если у вас возникают трудности во время их написания, то можно смело заглянуть в данную таблицу и определить правильное окончание.

Имена существительные 2-го склонения

  1. Именительный падеж (кто? что?) - олень(_), арбуз(_), пол(е), неб(о).
  2. Падеж родительный (чего? кого?) - олен(я), арбуз(а), пол(я), неб(а).
  3. Дательный падеж (чему? кому?) - олен(ю), арбуз(у), пол(ю), неб(у).
  4. Падеж винительный (что? кого?) - олен(я), арбуз(_), пол(е), неб(о).
  5. Творительный падеж (чем? кем?) - олен(ем), арбуз(ои), пол(ем), неб(ом).
  6. Предложный падеж (о ком? о чем?) - об олен(е), об арбуз(е), о пол(е), о неб(е).

Имена существительные 3-го склонения


Безударные падежные окончания имен существительных

Чтобы не совершать ошибки во время написания текста, учителя рекомендуют своим ученикам запомнить окончания всех трех склонений. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Особенно сложно запомнить те слова, которые имеют безударные падежные окончания. Но и на этот случай в русском языке существует отдельное правило. Представим его прямо сейчас.

Если падежные окончания существительных стоят в безударном положении, то их правильное написание определяется путем проверки слов того же типа склонения, которые оканчиваются на аналогичную букву, стоящую под ударением. Приведем пример:

  • коле́но, по́ле, о́зеро (лицо́, окно́, долото́);
  • о кни́ге, (о руке́);
  • ко́ни, ча́ши (пни́, столы́);
  • сто́рожем, до́мом, по́лем, кле́ем (ножо́м, столо́м, остриём, окно́м) ;
  • о́зера, сту́ла, ка́мня (окна́, стола́, пня́);
  • о сто́роже, об учи́теле, в по́ле, о пла́тье, (о ноже́, о коне́, в окне́, о белье́);
  • пе́сням, слу́гам, о́кнам (учителя́м, города́м, моря́м).

Имена существительные множественного числа

О том, какие падежные окончания имеют существительные единственного числа, мы рассмотрели выше. Но иногда требуется правильно просклонять и слова, стоящие во множественном числе. Следует особо отметить, что их падежные окончания не зависят от того, какое склонение имеет Однако они могут заметно отличаться у неодушевленных и одушевленных предметов (не всегда).

Неодушевленные существительные, стоящие во множественном числе

  1. Именительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
  2. Родительный падеж (чего?) - стуль(ев), арбуз(ов).
  3. Дательный падеж (чему?) - стуль(ям), арбуз(ам).
  4. Винительный падеж (что?) - стуль(я), арбуз(ы).
  5. Творительный падеж (чем?) - стуль(ями), арбуз(ами).
  6. Предложный падеж (о чем?) - о стуль(ях), арбуз(ах).

Одушевленные существительные, стоящие во множественном числе

  1. Именительный падеж (кто?) - лан(и), львиц(ы).
  2. Родительный падеж (кого?) - лан(ей), львиц(_).
  3. Дательный падеж (кому?) - лан(ям), львиц(ам).
  4. Винительный падеж (кто?) - лан(ей), львиц(_).
  5. Творительный падеж (кем?) - лан(ями), львиц(ами).
  6. Предложный падеж (о ком?) - о лан(ях), львиц(ах).

Разносклоняемые слова (имена существительные)

Как говорилось выше, существительные имеют те или иные падежные окончания в зависимости от того, к какому из трех склонений они относятся. Однако в русском нередко встречаются и разносклоняемые слова. К ним относятся такие существительные, которые после изменения по падежам имеют окончания разных склонений.

Итак, к разносклоняемым именам существительным относится десять которые оканчиваются на -мя. Назовем их по порядку:

  • бремя;
  • знамя;
  • племя;
  • время;
  • стремя;
  • вымя;
  • темя;
  • пламя;
  • семя.

Помимо всего прочего, к разносклоняемым относится слово мужского рода «путь». Чтобы правильно склонять такие существительные, следует знать, что при изменении у них появляется суффикс -ен- или -ён (например: знамя - знамени, темя - темени, имя - имен и проч.).

Примечание

Имена существительные, которые оканчиваются на -ия (серия, армия, Мария, линия и проч.) представляют собой особый вариант склонения. Таким образом, в формах предложного, родительного и дательного падежей они имеют окончание -и. Приведем пример:

  • Родительный падеж (чего? кого?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
  • Дательный падеж (чему? кому?) - сери(и), армии(и), Мари(и), лини(и).
  • Предложный падеж (о чем? о ком?) - о сери(и), об армии(и), о Мари(и), о лини(и).

Следует отметить, что данные слова не рекомендуется путать с именами существительными, оканчивающими на -ья, (например, Наталья, Марья, Софья). Ведь они склоняются по общим правилам, а также имеют в формах предложного и дательного падежей окончание -е (Наталье, Марье, Софье).

Кстати, имена собственные, которыми называют населенные пункты (Кашин, Бородино Калинин), имеют особую форму в творительном падеже (в единственном числе). Таким образом, представленные слова склоняются по образцу существительных 2-го склонения и имеют падежное окончание -ом (Калинином, Кашином, Бородином). Нельзя не сказать и о том, что такие слова не следует путать с русскими фамилиями (Кашин, Бородин, Калинин), которые в творительном падеже имеют окончание -ым (Калининым, Кашиным, Бородиным).

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.

При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.

Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.

У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).

КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.

2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ, БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.

3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.

4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. - Зульфия, Алия).

Упражнение

Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал_ ? (А. Пушкин)

«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк - от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ_ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)

Опять я на большой дорог_ , стихи_ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог_ я думу думаю один. (П. Вяземский)

Нет жалост_ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).

В памят_ моей уж не было подруг_ прежних дней. (Е. Баратынский)

Он медленно поднялся по лестниц_ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик_ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)

«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали_ », - еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)

Счастлив тот, в ком жизн_ цвет холод жизн_ не погубит. (И.Клюшников)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол_ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)

Нельзя, милостивый государь, - помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк_ вышьем, - сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)

Темперамент, любопытство, силищ_ - все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур_ весело играя. (М. Лермонтов).

Софь_ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)

Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи_ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Будь же ты в стихи_ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).

В этом волнени_ , в этом сиянь_ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь_ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).

А винищ_ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)

Мне наскучило, девиц_ , одинешенькой в светлиц_ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)

В доме и в соседств_ , все, от дворовой девк_ до дворовой собак_ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)

Замелькали пожарищ_ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)

И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен_ алкал, в пустын_ блуждая три дня и три ноч_ …(А.Пушкин).

За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини_ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)

Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк_ . (Ф. Достоевский, Ползунков)

В задумчивост_ и в каком-то бессмысленном рассуждени_ о странност_ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).

На самом деле это был Скворушк_ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)

Урок русского языка в 4-м классе по теме

Ход урока.

1. Организационный момент. / записать число и классная работа.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

2 . Повторение пройденного материала.

Посмотрите на доску. Здесь записаны слова.

В_гон, б_лет, в_езде, св_бода, б_гатство, п_йзаж, п_беда,к_стрюля.

Что это за слова? (Словарные)

Найдите лишнее слово. Почему сделали такой выбор? Что объединяет все остальные слова? (Это имена существительные)

Что мы узнали об имени существительном? Что это за часть речи?

Минутку чистописания мы проведем сегодня необычную. Я предлагаю вам решить тест и красиво записать нужный вариант ответа. А потом мы все проверим.

Тест: /на листочках/

1.) Начальная форма имени существительного – это слово:

2.) Имена существительные изменяются по:

б) числам.

3.) Просклонять имя существительное …

а) изменить его по падежам

б) изменить по числам

4.) В русском языке существует:

а) три типа склонения

б) два типа склонения

5.) К первому склонению относятся имена существиьтельные

Проверяем…

Что еще можно сказать об имени существительном?

(Постоянные признаки – род (м.,ж.,ср. род, общий род, несклоняемые сущ.), падежи, чем является в предложении и др.)

Словарная работа

Я прошу вас вернуться к нашим словам. Запишите их к себе в тетрадь и отметьте орфограммы.

Проверяем…

4 . Актуализация знаний.

Соедините карточки так, чтобы можно было из них составить словосочетания.

    Плыть без дочь

    Встретился по институт

    Выйти в река

    Учиться с шапка

Какие словосочетания у вас получились?

Назовите пропущенные буквы, где они находятся?

Определите тему нашего урока. "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Вспомните алгоритм для определения безударного падежного окончания.

1.Определить падеж.

2.Опрелить склонение.

3.Вспоминаем окончание или подставляем слово с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.

Запиши словосочетания, изменяя окончания имён существительных.

Определите у них падеж и склонение /вывесить таблицу на доске /

Проверяем….

5. Работа по учебнику.

Выполните упр. 241 самостоятельно.

Проверка.

Назовите орфограммы в корне слов.

Назовите существительные с безударным окончанием. Объясните его написание.

Выполните разбор слова ЕЛЬНИК по составу.

6. Физкультминутка.

Встаньте все. Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопайте в ладоши, если ко 2-му – руки вверх, если к 3-му- руки в стороны.

(Зима, мороз, метель, вьюга, снегирь, шуба, капель )

Какое слово было лишнее? Почему? (Капель – относится к весенней теме, а все остальные слова - к зимней.)

7. Закрепление изученного материала.

Задание для работы в парах .

Давайте вспомним правила работы в парах. (Дружно работать, выслушивать дркг друга и не шуметь)

Сегодня мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки)

ам и . На вершини и ? Он спрятался около еле.

Какие ошибки нашли? (по цепочке проверяем). Поднимите руки, кто с ними согласен.

На какую орфограмму эти ошибки?

(На правописание безударных окончаний существительных

Проверяем…

Снегом- ом, -Т.п.2 скл.

В берлоге – П.п., 1 скл.

На вершине – П.п.1 скл.

В шубке - П.п.1 скл.

Около ели – Р.п.3 скл.

8. Творческая работа.

Ребята, я для вас приготовила карточки.

Что в них не так?

Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.

Работаем в паре.

Кто закончил? Продолжите.

Подчеркните безударные падежные окончания

(Два ученика читают).

В каких словах есть падежные безударные окончания? (снегом, на ветке, на вершине).

Подчеркните.

9. Проверка домашнего задания.

10. Итог урока.

11. Контроль и самопроверка знаний.

Теперь проведём экспресс- опрос, проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.

Всего три вопроса.

1. Укажи ошибку в окончании.

А) на качалке;

Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж существительного?

А) о доме – П.п

Б) без страха – В.п.

3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?

А) из тетрад_, о морков_, около березк_;

Б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.

Проверим:

12. Домашнее задание.

Тест:

а) в единственном числе, в именительном падеже

б) в единственном числе, в винительном падеже

б) числам.

а) изменить его по падежам

б) изменить по числам

а) три типа склонения

б) два типа склонения

а) женского рода с окончаниями -А,-Я

б) женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я.

Тест:

1. Начальная форма имени существительного – это слово:

а) в единственном числе, в именительном падеже

б) в единственном числе, в винительном падеже

2. Имена существительные изменяются по:

б) числам.

3. Просклонять имя существительное …

а) изменить его по падежам

б) изменить по числам

4. В русском языке существует:

а) три типа склонения

б) два типа склонения

5. К первому склонению относятся имена существительные

а) женского рода с окончаниями -А,-Я

б) женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я.

Тест:

1. Начальная форма имени существительного – это слово:

а) в единственном числе, в именительном падеже

б) в единственном числе, в винительном падеже

2. Имена существительные изменяются по:

б) числам.

3. Просклонять имя существительное …

а) изменить его по падежам

б) изменить по числам

4. В русском языке существует:

а) три типа склонения

б) два типа склонения

5. К первому склонению относятся имена существительные

а) женского рода с окончаниями -А,-Я

б) женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я.

Тест:

1. Начальная форма имени существительного – это слово:

а) в единственном числе, в именительном падеже

б) в единственном числе, в винительном падеже

2. Имена существительные изменяются по:

б) числам.

3. Просклонять имя существительное …

а) изменить его по падежам

б) изменить по числам

4. В русском языке существует:

а) три типа склонения

б) два типа склонения

5. К первому склонению относятся имена существительные

а) женского рода с окончаниями -А,-Я

б) женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я.

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

Как прекрасен зимний лес! Деревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам . В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги . На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки ? Он спрятался около еле.

Творческая работа

Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!

Творческая работа

Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!

Творческая работа

Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!

Творческая работа

Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!

Творческая работа

Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!

Творческая работа

Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________ пушистым __________.

Стройная ___________ укрылась мягким ________.

Таинственно стоят ________, укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится _______.

Как прекрасен зимний _________!