Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога. Куда нас ведут метафорические карты

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень . Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В , как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих , расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Колода Метафорических карт - это набор картинок, с различными сюжетами или абстрактными цветовыми пятнами, иногда со словами. Это прямая и относительно легкая дорога в бессознательное.

Когда человек вытягивает для себя карту, у него сразу возникает целый набор мыслей, ассоциаций, воспоминаний, фантазий. Иногда случаются и инсайты. Здесь нет правильных или неправильных интерпретаций. Каждый видит нечто свое, сугубо личное. Причем в разные периоды жизни ассоциации у одного и того же человека будут разными.

Метафорические ассоциативные карты - это сравнительно новый инструмент в психотерапии, относящийся к проективным методикам. Проективные методики основаны на выявлении различных ассоциаций (проекций) с последующей их интерпретацией.

История Метафорических карт

Изобретение метафорических карт можно отнести к 1975 году. Первую колоду выпустил Эли Раман, канадский искусствовед. Цель колоды была не психология, а культурное просвещение масс.

Позже был разработан подход, при котором метафорические карты можно было использовать в практике. Такие карты назвали Oh, потому что люди, видя выпавшую картинку, часто удивленно восклицали «О!», настолько точно эта картинка отражала то, что их больше всего волнует.

Первые карты «Оh» для работы с подсознанием появились в Германии в 1985 году. Эли Раман и Моритц Эгетмейер впервые представили игры публике в Эссене, когда там проходили дни игр. Психотерапевт Джо Шлихтер разработал правила и принципы использования карт как психологического инструмента. Сделано это было в изначальном, терапевтически-ассоциативном формате: вслепую вытягивались карты — одна с картинкой, другая с текстом и нужно было прокомментировать, какие спонтанные чувства, мысли и ассоциации возникали при этом. Работа и взаимодействие с картами и людьми, использующими их, стимулировали и способствовали появлению новых концепций карт и соответственно новых колод.

Работа с Метафорическими картами

Метафорические ассоциативные карты можно использовать в индивидуальной психотерапии, в тренингах, в работе с семейными системами. Они предоставляют возможность увидеть картину любых межличностных взаимоотношений, внутренних противоречий и даже отношений с любым объектом (например, с деньгами). Работа с картами позволяет исследовать и моделировать любые процессы, как в настоящем, так и в прошлом, и, что важно, в будущем.

Метафорические ассоциативные карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального пути выхода из кризиса. Это их качество невозможно переоценить.

Это не гадание

Метафорические ассоциативные карты часто сравнивают с Таро. Но это разные вещи, относящиеся к разным эгрегорам (энергоинформационным системам). Хотя у них, действительно, много общего. В и с Метафорическими картами используются аналогичные расклады, где каждой карте присваивается некая осмысленная позиция. Например, выкладываются три карты в позициях «Каким я себя вижу», «Каким меня видят окружающие» и «Какой я на самом деле». Некоторые приемы работы с такими раскладами тоже используются в обеих системах. Только если в Таро это называется «магией», то в работе с метафорическими картами - «работой с подсознанием».

И там, и там безотказно работает теория синхроничности Юнга, практически никогда не дающая сбоев. Юнг описывал синхронистичность как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события «нефизическим» (непричинным) путем, только на основании их смысла и независимо от времени и пространства. Если перевести все на простой язык: «Случайности не случайны». Клиент всегда вытаскивает именно ту карту, которая ему нужна. Именно поэтому метафорические карты называют Oh-карты. Слово «Oh» на русский язык переводится как междометие «Ой», «О!» или «Ах».

Область применения

Область применения Метафорических карт обширна и неисчерпаема. Карты создают атмосферу безопасности и доверия. Они помогают разобраться в психологических причинах происходящих с человеком событий и найти решение для сложных ситуаций. Простота применения карт позволяет использовать их без специального обучения для личностного роста, интересного семейного досуга, игры в дружеской компании.

  • Межличностные отношения (личные, дружеские, семейные и др.)
  • Разрешение конфликтов (внешних или внутренних)
  • Исследование семейных систем, построение генограммы
  • Моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем
  • Выработка позитивного мышления
  • Самоанализ и саморазвитие
  • Личностный рост
  • Проработка психологических травм
  • Преодоление стрессов
  • Работа со страхами
    и многое другое

Эти карты – особые, не игральные и не гадальные. Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что-то своё. Таким образом, МАК поднимают из глубины нашего подсознания самскары — бессознательные впечатления, которые определяют нашу реакцию на те или иные жизненные ситуации. Другое название МАК – терапевтические карты, поскольку они помогают исцелять душу.

Как и зачем применять метафорические ассоциативные карты?

  • Метафорические ассоциативные карты полезно применять, когда вас что-то тревожит или беспокоит, но вам трудно сформулировать и понять причину беспокойства. В такой ситуации МАК помогут вам заглянуть внутрь себя и найти ответ.
  • Метафорические ассоциативные карты могут помочь взаимопониманию между людьми особенно в случаях, когда трудно обсудить какую-то проблему. МАК помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения.
  • Метафорические ассоциативные карты – это инструмент профессионального психолога, психотерапевта и коуча, применяемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Они экономят массу времени при диагностике и выявлении проблемы клиента. Они оказывают неоценимую помощь для работы с рационализированным клиентом и с плохо осознающим свои чувства.
  • Метафорические ассоциативные карты — это один из инструментов развития интуиции, творческих способностей, открытия своих талантов. С их помощью мы, взрослые, снова научаемся как мыслить образами, картинками.
  • Метафорические ассоциативные карты – это игра, в которую можно безопасно и с полным удовольствием играть с собственными и чужими детьми, родителями, супругами, коллегами, друзьями, знакомыми и первыми встречными. Игра в которой не будет проигравших, все выиграют. Игра, которая помогает выстраивать отношения, помогает лучше узнать и понять себя и тех, кто вовлечён в игру.

Метафорические ассоциативные карты обладают следующими достоинствами:

✔МАК интернациональны и могут использоваться во всех культурах, для всех возрастов;
✔работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления;
✔МАК помогают нам реализовать диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность;
✔МАК – это трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, приводящие нас к неожиданным открытиям;
✔МАК помогают убрать защитные барьеры психики;
✔МАК создают людям условия для саморазвития и самопознания;
✔МАК создают безопасную и комфортную обстановку для доверительных отношений в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке;
✔МАК могут использоваться при толковании сновидений
✔МАК могут использоваться в качестве заместителей на расстановках по Хеллингеру – при работе терапевт-клиент один на один;
✔МАК помогаю найти ресурс для решения проблемы.

Главное при — ваше искре

нне намерение. И тогда, вы удивитесь на сколько много карты знают о вас и вашем внутреннем мире! Вот такие эти Волшебные карты.
Если Вас заинтересовали возможности Метафорических ассоциативных карт, вы можете поработать с ними самостоятельно или обратиться к специалисту.

Проективные карты стремительно обретают популярность как в среде психологов, для которых карты – рабочий инструмент, так и у обычных людей, которым карты помогают лучше понять себя, узнать что-то новое и интересное. Проективные карты, также называемые метафорическими, ассоциативными и психотерапевтическими, появились как самостоятельный жанр в 1975 году, первая колода называлась “ОН” и способствовал этому Эли Роман, профессор искусствоведения, он хотел приблизить искусство к людям, сделать его более доступным и понятным. В 1983 году Эли Роман знакомится с Моритцом Эгетмейером, который считал, что с помощью карт “ОН” можно побудить человека к искреннему разговору о себе и своих проблемах. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, карты стали новым инструментом арт-терапии.

Проективные карты как инструмент арт-терапии, применяемый психологами в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам, используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Карты могут содержать только изображение либо изображение с картинкой – словом или фразой. Проективные карты создаёт психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты.

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них. Первый – это немецкий “ОН-институт” под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства “ОН”. Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон. В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод). Обычно израильские колоды узкоспециализированы: “Дуэт” Ицика Шмулевича предназначен для работы с парами, “Аниби” - для работы с детьми и с внутренним ребёнком, “Ключевая фигура” Тамар Стон и “В ритме сердца” Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, “Картинка, слово и вопрос” Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга.

И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской, психолога, психотерапевта.

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся:

Чувства доверия и безопасности, возникающие у клиента, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

Создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

Возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

Развитие творческих способностей;

Гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации;

Привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей. Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова.

Карты стимулируют взаимодействие работы обоих полушарий головного мозга (образ обращается к правому полушарию мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым оформлением представления), что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Есть два способа выбирать карту: “вслепую” - карты лежат кверху рубашкой, и “в открытую” - карты кверху изображениями. Ряд техник комбинирует эти способы, предлагая сперва сделать выбор в открытую – это “сознательное” мнение человека о своей проблеме, а затем вытащить ещё несколько карт вслепую и тут дать волю бессознательному. Нет правильного или неправильного способа выбирать карты, отличие заключается в том, что при выборе карт в открытую человек чувствует себя в большей безопасности.

Чтобы получить ответы на волнующие вопросы, нужно рассмотреть карту:

  • Если на картинке изображён человек – кто он? О чём он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова её точка зрения на проблему?
  • Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображённые люди? Что происходит? Каким будет развитие событий?
  • Если на картинке изображён пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведёт? Что происходит за границами видимого на картинке?
  • Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей?
  • Для чего вам досталась эта карта? Что она вам хочет сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

Следующим упражнением с выпавшей картой будет “изменение масштаба”. Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.

Если на карте есть слова, они могут ассоциироваться с темой несколькими способами: либо напрямую (например, когда при изучении темы развода выпадает слово “конфликт”, связь видится прямой и буквальной), либо косвенно (например, когда при изучении той же темы выпадает карта со словом “достаток”, встречаются интерпретации как по типу “причина развода – отсутствие достатка в семье”, так и по типу “с меня достаточно”), либо по антониму (например, выпадает карта “общность”, “общение”, “близость” - это как раз то, чего не хватает партнёрам в распадающемся браке, это неудовлетворённые потребности, и недостаток этого в браке может как раз указывать на причины, приведшие к ситуации развода).

Так же и с картинками: они могут отражать то, что присутствует в изучаемой ситуации в явной форме; быть связаны с ней неявно, косвенно; изображать то, чего в ситуации не хватает.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт:

1 этап. Знакомство с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог берёт карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Затем психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты.

2 этап. “В чём проблема?” Клиент в открытую выбирает 1-3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он её видит, и комментирует свой выбор.

3 этап. “Чего вы хотите добиться?” Просим выбрать 1-3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить “мостик” из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающих желаемый исход.

4 этап. “Что ещё можно сделать по этому поводу?” Просим клиента вслепую вытянуть 3-5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы.

5 этап. После осмысления всех карт просим вытащить ещё две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями. Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, “присоединения к будущему”, просим вытащить ещё одну карту – возможно, из портретных колод “Семейный альбом”, “Миби”, “Персона” - она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.

Дополнительные правила, связанные с использованием проективных карт.

Эксклюзивным правом интерпретировать карту обладает тот, кто её вытащил. У карт нет фиксированного “правильного” значения, что подразумевает различные толкования одной и той же карты разными людьми, в разных контекстах, в разное время и в разное настроение.

Правило невмешательства: если человек по личным причинам не хочет говорить о своих картах, он может отложить их и отказаться от интерпретации. Он может никому не показывать вытянутые карты.

Если по инструкции нужно вытянуть одну карту, а участник желает взять две или даже больше, это допустимо. В обсуждении прислушайтесь к тому, какие аспекты карт, следующих за первой, оказались особенно важны для участника.

Метафорические, они же ассоциативные, они же терапевтические, они же проективные. Все эти названия используются как синонимы, хотя чаще используется термин “метафорические”, потому что основная психологическая суть работы с ними – работа со зрительной метафорой.

Метафора - это переносное употребление слова, образование такого значения. Ассоциативные – устанавливаемые по ассоциации (связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти). Проективные – свойственные проекции (изображению пространственных фигур на плоскости), характерные для неё.

Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми работает психолог, это всегда приглашение к рассказу – о вымышленных событиях или реальных, не важно. Важно, что это рассказ о Человеке. Надо только научиться этот рассказ слышать. Метафорические карты – это отнюдь не новый вид терапии, не её отдельное направление, такое, как, например, психоанализ, когнитивно-поведенческая или др., это всего лишь инструмент, который может быть использован любым специалистом, к какой бы школе он ни принадлежал.

Список литературы. Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.

  • Киршке, В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества/В.Киршке.-OH Verlag, 2010
  • Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012
  • Расскажу вам о методах работы с метафорическими ассоциативными картами, которые можно использовать для развития творческого потенциала.

    Первая встреча с этими красочными картинками состоялась у меня несколько лет назад, когда моя подруга и коллега Маша принесла колоду с развеселыми жителями индейского племени (колода «Морена») и провела со мной короткую сессию.

    Впервые во время коуч-сессии я включала не ум и логику, а какие-то другие опции. Смотрела на загорелых, крепких и веселых жителей племени, и в моей голове рождались чувства, ассоциации, включались эмоции.

    Это была совсем другая работа. Более глубокая и настоящая.

    Потом я стала изучать метафорические карты как инструмент для своей практики. Читала, как психологи используют их в своей работе, исследовала уникальные случаи исцеления с помощью карт (физического и эмоционального).

    В тот момент я посчитала этот инструмент чересчур серьезным для себя.

    Применять карты можно как в индивидуальной, так и в командной работе по развитию подсознания. Люди очень индивидуально реагируют на них. На одной и той же картинке один видит что-то очень темное и страшное, другой - вдохновляющее и прекрасное.

    Периодически карты возвращались в мою жизнь.

    Колода TanDoo об отношениях ассоциируется у меня с солнечным летом. Однажды мы с Машей загорали на даче и говорили о важном. В помощь себе мы взяли TanDoo, а в этой колоде есть два типа карт: красивые, схематически прорисованные картинки с мужчинами и женщинами в разных необычных ситуациях и положениях, а также небывалые дорожные знаки.

    Я помню карты, которые вытащила тогда, помню свои ощущения от этих карт.

    С того лета я начала играть с метафорическими картами. Сначала в своих закрытых группах, где я проводила разные программы. Потом в своем живом журнале.

    Предлагала темы для исследования, прикладывая к ним разные колоды. Участники озвучивали запрос, называли цифры и получали карту для своей ситуации. Потом писали ассоциации, которые первыми приходили на ум.

    Так эта работа-игра развернулась в полную силу. На основе всех проведенных в моем ЖЖ игр (и тех игр, которые я проводила в гостевом формате - в гостях у других блоггеров) можно написать целую диссертацию.

    Люди очень индивидуально реагируют на карты. Глядя на одну и ту же картинку, кто-то видит что-то очень темное и страшное, а другой - что-то вдохновляющее и прекрасное. Практически все получают очень нестандартные, красивые и изящные ответы на свои запросы или находят поддержку в мыслях и намерениях.

    Почему так происходит, как работают карты? Давайте рассмотрим виды и типы карт, способы работы с ними (в том числе для самоисследования) и ответим на эти и другие вопросы.

    Откуда взялись карты?

    Есть целое семейство метафорических ассоциативных карт, которые выпускаются под названием «Оh-cards» (oh-cards.ru).

    Интересно было узнать, что изначально колоды карт формировались по полотнам известных художников: Поля Гогена («Таити»), Иеронима Босха («Босх»). И печатались эти карты для любителей искусства.

    Искусство принимает совершенно другие, более доступные формы, и в компактной форме карточных колод максимально приближается к обычным людям. Если при созерцании монументальных полотен человек играет пассивную роль, то созерцание того же произведения в карточном формате может пробудить у него собственный творческий импульс...
    Произведение искусства возникает не только в момент создания его автором, но и каждый раз рождается заново при его восприятии каждым конкретным зрителем. Который, таким образом, тоже приобщается к процессу творения.

    Самая первая колода «О» («Oh») задумывалась именно в аспекте «Искусства в карточном формате». Потом оказалось, что карты больше пригодны как идеальный инструмент для терапии, самоисследования и развития творчества.

    Почему ассоциативные карты так хорошо работают?

    У нашего ума есть «проверочный список», и он выдает нам этот список в ответ на любой вопрос.

    Первые мысли, которые приходят в голову - это социально одобренные или социально значимые решения. Или кем-то навязанные или накрепко засевшие в голове стандарты.

    Когда вопросы задаются напрямую, в лоб, ум сначала пробегается по этому списку, а ничего нового в нем нет! Новых, ярких решений, инсайтов, открытий - нет! Сознательный ум консервативен, ему сложно искать новое и выходить из зоны комфорта.

    Все новое, вкусное, интересное находится в бессознательном - там, где живет интуиция. Чтобы включать бессознательный разум, искать в нем нетривиальные решения, нужно мастерство и умение. Нужны игры, метафоры и ассоциации и карты - отличный способ «отключаться» от сознательного (ведь прямых ответов на карте не найти!) и подключаться к бессознательному, творческому.

    В работе с картами включается «сила спонтанного диалога между двумя полушариями мозга: благодаря совместной работе этих противоположных начал пробуждается интуиция и рождается оптимальное решение».

    В каких ситуациях нужны ассоциативные карты?

    В терапевтической работе с детьми и молодежью.
    - В психотерапии взрослых.
    - При повышении квалификации и в наставничестве.
    - В групповых тренингах на креативность, коммуникабельность и развитие навыков руководителей.
    - Для работы со снами.
    - Как средство для тренировки интуиции и внутреннего голоса (для самостоятельной работы или игры в компании).

    • «Карты для самопознания могут выявить способность создания собственных историй в повествовательной игре вместе с другими рассказчиками».

    С колодами карт можно играть в любопытнейшие игры, придумывая рассказы и истории, а потом рассматривая в этих историях себя. Сейчас существует множество игр, построенных на работе с ассоциациями. Например, Имаджинариум или Диксит.

    • «Карточные игры учат нас размышлять о самих себе, они учат нас раскрепощению и высвобождают наш творческий потенциал».

    В современном мире как никогда нужно умение быстро реагировать на любые изменения ситуации спонтанно, креативно и интуитивно. В играх с ассоциативными картами как раз и вырабатывается такое умение. Еще тренируются гибкость и фантазия, которые нужны в повседневной жизни при возникновении непредвиденных ситуаций.

    • «Игры с ассоциативными картами учат нас смотреть в будущее открыто и без страха».

    Если мы в игре можем принять решение в неожиданной для нас ситуации и соответственно отреагировать, то и в жизни сможем смело идти навстречу новому и неожиданному, справляться с ним спонтанно, творчески и интуитивно.

    Виды и типы карт

    Для себя я разделила карты на следующие группы:

    Карты с рисунками (абстрактными или конкретными);
    - карты с рисунками и словами (при этом рисунок играет ведущую роль);
    - карты со словами (рисунок как фон или дополнение).

    В семействе «Oh-cards» мне нравятся следующие колоды:

    • Уже упомянутая мной «Морена» .

    В этой колоде есть сцены из жизни обитателей тропических лесов, а есть карты с разными следами.

    «Следы являются отпечатками событий. Ступить в чьи-то следы означает делать то же, что и оставивший следы, жить так же, как он. Мы, по сути, это и делаем, разглядывая картинки в колоде: ступаем в следы людей, живущих такой жизнью, о которой мы бессознательно тоскуем, которой мы с удовольствием сами бы жили».

    Здесь живо воспоминание о чудесном времени, когда люди еще не выделились из прочего животного мира и чувствовали свое единство со всем живущим. Особенность народа Шингу состоит в том, что он продолжает жить в таком единстве, тогда как для нас, современных людей, это только красивая иллюзия. Гармония жизни, в которой человек является частью окружающей его природы, видна в каждой картине Вальде Мара. Игроку предоставляется возможность найти в самом себе эту гармонию. Если это получается, значит, нам удалось еще сохранить свою детскость, которая отваживается мечтать.
    Вальтрауда Киршке «Клубника за окном»

    • Карты «Экко»

    Здесь совсем другой формат работы, так как в творческий процесс включатся сами участники!

    Карту предлагается положить на чистый лист бумаги и раскрасить его, дорисовать что-то свое. В результате на всем листе бумаги «вырастает картина».

    После можно убрать карту и заполнить белое пространство под ней.

    Как и в других ассоциативных картах, речь не идет о достижении какого-то результата или выигрыше любой ценой...Игрокам требуется дать волю чувствам и раскрепостить фантазию при разговоре о том, что они увидели в картах и что нарисовали. Такой игровой вариант (как почти во всех играх с ассоциативными картами) может стать как просто веселой совместной игрой, так и ступенькой к серьезному разговору.
    • Карты для саморазвития «Кларо»

    Профессионально отпечатанные, с яркой залакированной рубашкой и пустой передней стороной - эти карты можно самостоятельно заполнять рисунками, цитатами, стихами, чем угодно. Затем покрыть их специальным фиксатором и использовать для развития своего подзознания и интуиции.

    Широкий простор предоставляется духу изобретательства, фантазии и творчеству - как в создании карт, так и в открытии разнообразнейших вариантов игр.

    Карты для развития креативности

    • «Zebra Cards»

    «Zebra Cards» - прекрасные карты, работаю с ними с удовольствием и в индивидуальных сессиях, и в командных, и в тренингах.

    Использую эту колоду в личной работе, очень хорошо помогает в работе с предпринимателями и командами.

    Здесь большую роль играют надписи. На каждой карте дано описание какого-то животного и стратегии его действий, схематичное изображение этой стратегии.

    На одной стратегической сессии заказчик и организатор этой самой сессии выбрал карту «Опоссум». Стратегия действия: знает, когда притвориться мертвым. Каждый раз, когда уважаемый предприниматель начинал выступать с пламенной речью об эффективности и продуктивности, я в шутку просила его притвориться опоссумом. И он слушал свою команду.

    Если серьезно, то с помощью этих карт можно придумывать новые продукты. Например, как связать новшество в автомобилестроении и качества хамелеона? Создать машину, которая меняет свой цвет в зависимости от настроения хозяина. Или искать ответы на свои запросы, а то и задумываться о том, почему сейчас выпала та или иная карта.

    • «Туфельки и шляпки»

    По моему мнению, сугубо женская колода. Я играла с ней в Израиле и не успела изучить все способы работы.

    Однако карты любопытные, с ними можно играть «в открытую» - выбирать туфельки и шляпки по ситуации и обсуждать их. А можно «в закрытую». Я, по-моему, вытащила чепчик и изящные ботфорты, а потом решала, как это отражает мою ситуацию.

    Получилось весело, как это обычно бывает с картами.

    • «Деревья-коучи»

    Например, отвечая на вопрос: «Какое дерево отражает твои жизненные ценности», я выбираю большое раскидистое дерево. Оно стоит на берегу речки и отражается в ней. Ведущая спрашивает меня: «Как крона этого дерева может описать твои жизненные ценности?».

    Я всматриваюсь в дерево по-новому, и слова, которые приходят на ум, можно отнести к моим жизненным ценностям.

    Непраздные вопросы - и глубокие размышления, которые приводят к любопытнейшим выводам.

    Слова и картинки лишь помогают нам пробудить интуицию, увидеть новые повороты, посмотреть с другой позиции. А вытащенная карта становится зримым воплощением потаенного знания о самом себе.

    Хотите верьте, хотите нет, но это работает!

    Как можно играть с картами?

    В игре с ассоциативными картами правило только одно и оно такое: то, что игрок увидит в своих картах при первом на них взгляде, таковым и остается, никакие новые интерпретации и толкования не допускаются.

    Очень важно бросить взгляд на карту и тут же дать ответ, чтобы обогнать рассудок и дать слово интуиции, игровым способностям. Отключить внутреннего цензора и выпускать все, что придет.

    Взлетим - потом разберемся!

    Можно просто вытягивать себе «Карту на день» из любой колоды и задавать ей один вопрос. Например: «От чего мне нужно избавиться, чтобы продвигаться вперед?» или «Какой ресурс мне сейчас нужен больше всего?».

    Или же воспользоваться одним из многочисленных вариантов:

    1. Сочинять собственные сказки или истории и развивать креативность . Выглядит это так: каждый игрок по очереди вытягивает карту, и, глядя на нее, спонтанно произносит фразу.

    Следующий продолжает, так складывается история. Каждый участник может выбрать по три карты. Сложнее всего, конечно, будет последнему - ему придется завершить сказку.

    В таких играх взрослые веселятся, как дети, потому как колода бросает вызов игрокам, устраивает проверку их фантазии и выстраивает неожиданные и яркие сюжеты.

    Помимо веселья такие сказки или истории (если их записать, а после - прочитать) могут многое поведать нам о нас самих.

    2. Вытянуть одну карту и коротко выступить на тему «Мне снился сон» , опираясь на картинку, которая выпала.

    Рассказать, где ты сам обитаешь в этой истории, о чем думаешь в этом сне, как себя чувствуешь. Потом можно представить себя каким-то другим участником этой карты (личностью, животным или предметом) и представить себя самого с точки зрения этого участника.

    Как будто этот участник картинки рассказывает что-то о том, кто этот сон видит.

    Ключевой вопрос: «Какая из моих сторон представлена посредством этой карты?»

    Вот что получилось у одной участницы онлайн игры в моем ЖЖ:

    3. Обозначить какой-то запрос (цель, задачу). Выбрать карту и назвать десять ее свойств, которые сразу же бросились в глаза (цвет, структуру, концепцию, характеристики, персонажи).

    Выписать их списком, а после к каждому пункту прописать - каким же решением он может являться?

    Подытожить и выбрать самые вдохновляющие варианты.

    Я - профессионал (автор Любовь Мошинская)

    Выберите три карты (открыто):

    Я в профессии - в начале пути.

    Я как профессионал сегодня.

    Идеал: я, каким мне хотелось бы быть в профессии.

    Расскажите, почему именно эти карты, что для вас важно на каждом из этапов.

    Из карт, лежащих рубашками вверх, выберите четвертую карту: что поможет достичь идеала?

    Шесть карт для творческого планирования жизни

    1. Исходная ситуация. Кем я являюсь сейчас, в момент, когда ступаю на Путь к своей цели.
    2. Аспект цели или мечты. Что мне нужно учитывать? На чем концентрироваться?
    3. Препятствия на пути к цели.
    4. Ресурсы для преодоления препятствий.
    5. Готов ли я начать?

    Еще 17 способов работы с метафорическими картами

    1. Знакомство (упражнения-ледоколы в тренингах)

    Каждый вытягивает карту и говорит о своем настроении через карту: в чем настроение похоже на то, что изображено на карте, в чем нет.

    2. Групповое генерирование идей

    Один человек озвучивает задачу. Остальные по очереди тянут карту и придумывают идеи, как решить задачу путем интерпретирования той карты, которая у них на руках.

    После того, как каждый озвучит свою идею, может быть, даже не одну, следующий участник задает проблему.

    3. Проекционная техника

    Можно делать одному или с кем-то.

    Выбрать из колоды карту, на которой изображен образ, на который, как вам кажется, вы похоже больше всего. Выбрать - это значит просмотреть карты и найти наиболее похожую на себя.

    Далее необходимо описать этого персонажа или этот образ. Кто он, что он делает, что с ним делают, о чем он думает, чего он хочет, что у него хорошо получается и не очень хорошо, в чем ему нужна помощь и т.д.

    Все, что вы говорите от лица персонажа, - это ваша проекция, все это есть в вас самих. Если хотите более глубоких открытий, замените «он» или «она» на «я». И попробуйте проговорить все то же самое, но от своего имени.

    Возможно, какие-то мысли будут вам близки, а некоторые захочется откинуть. Задумайтесь над каждой сказанной фразой.

    4. Подарки ко дню рождения

    Не знаете, что подарить? Открывайте карты по одной и ловите поток идей. Используйте колоду карт как сундук с подарками.

    Персонажи, цвета, места, которые изображены на картинках, становятся спусковыми крючками, благодаря которым быстро возникают идеи.

    5. Вопросы про отношения

    Выберите отношения, в которых вы хотели бы разобраться (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником, и т.д.).

    Вытащите вслепую пять карт:

    1. Что не работает в отношениях?
    2. Что я приношу в отношения?
    3. Что вторая сторона приносит в отношения?
    4. Что работает в отношениях?
    5. Что должно произойти, чтоб улучшить взаимоотношения?

    6. Как я тебя вижу - обратная связь

    Похоже на способ № 3, только необходимо выбрать карту, которая больше всего, по вашему мнению, напоминает вам партнера (друга/подругу, мужа, брата, коллегу и т.д.).

    Потом рассказываете, почему вы выбрали именно эту карту. Какая частичка вашего партнера отражена на картинке? Чем персонаж похож на вашего партнера? Какие внешние и внутренние характеристики у них схожи и т.д.

    Способ можно использован как развлечение, как способ знакомства, как способ дать и получить обратную связь, если это сложно сделать в прямом общении.

    7. Кинофильм

    Карта - это застывший кадр киноленты.

    Что изображено сейчас (как это связано с твоей жизнью)?

    Что было «до»?

    Что будет «после»?

    Можно поговорить поочередно от первого лица за всех, кто изображен. В самом конце рассказ от имени режиссера (режиссер тот, кто работает с картой): какова на самом деле задумка?

    Это позволит выбрать подходящий для человека сюжет из всех, что были озвучены ранее.

    8. Анализ / самоанализ
    В конце тренинга, оперативки, разговора вытягиваешь карту и отвечаешь на вопрос: «Что было самого важного в этом?».

    Вытягиваешь следующую карту: «Какие будут первые шаги после этого?». Кратко и полезно!

    9. Фотокадр

    Каждый вытягивает карту и встает в позу, которая на ней изображена. Делается групповой или индивидуальный снимок. Весело и оригинально!

    10. Препятствия и ресурсы

    Одна карта - что помогает в решении задачи, вторая - что мешает, третья - новое направление в решении проблемы.

    11. Развитие позитивного мышления

    Игра состоит из двух этапов.

    Сначала карты-картинки из любой колоды быстро делятся на две стопки: «позитивные» и «негативные». Делается это без долгих обдумываний.

    Затем берутся все карты из «негативной стопки» и одна за другой интерпретируются как «позитивные». После описания негативных характеристик карт можно закончить рассказ позитивным заключением.

    12. Знакомство с привычным

    Участнику группы (клиенту, игроку) предлагается сосредоточиться на проблеме или неприятной ситуации в своей жизни.

    Затем клиент вытягивает восемь карт из колоды и раскладывает их по следующей схеме:

    1. Взгляд на происходящее с орбиты космического спутника.
    2. Взгляд на происходящее с высоты птичьего полета.
    3. Взгляд на происходящее с вершины рядом стоящего дерева.
    4. Взгляд на происходящее с собственной ладони.
    5. Взгляд на происходящее из глубокого подземелья.
    6. Взгляд на происходящее глазами любопытного волшебника.
    7. Взгляд на происходящее глазами соседского кота.
    8. Взгляд на происходящее глазами психиатра.

    13. Диалог с самим собой

    Смешайте две разные колоды и спонтанно, руководствуясь чувствами, выберите пять карт, с помощью которых вы можете представить себя ребенком, подростком, девушкой (юношей), взрослым, пожилым человеком.

    Организуйте их беседу друг с другом.

    Игроки получают или вытягивают вслепую по две карты, смотрят на них.

    Каждый участник открывает и выбирает одну карту, которая символизирует проблему, и одну - решение этой проблемы.

    По мере готовности каждого следует краткое объяснение-рассказ группе о проблеме и ее решении.

    Если работа индивидуальна, можно использовать третью карту (из любой другой колоды) как переход между одним состоянием и другим.

    15. Моя история (в том числе для диагностики изменений)

    В начале работы (тренинга, консультирования) вытянуть вслепую пять карт, расположить их в удобном для себя порядке. Кратко рассказать, о чем эти карты, как они соотносятся с жизненной историей.

    По окончании работы (консультирования, курса, тренинга) взять эти пять карт, расположить их в соответствии с нынешним своим состоянием и взглядом на ситуацию. Рассказать историю по-новому.

    При проработке тяжелого, травмирующего события можно, рассказав о нем, тут же (не меньше трех раз) проделать это упражнение. Снижается негативный заряд ситуации, снимается зацикленность на ней.

    16. Вчера, сегодня, завтра

    Каждый игрок тянет вслепую три карты и переворачивает, когда придет очередь говорить - чтобы ассоциации были спонтанными.

    Открыть карты и решить, какая подходит ко «вчера», какая соответствует «сегодня», какая - «завтра».

    Описать историю. Отдельные моменты описания должны быть связаны и указывать направление из прошлого в будущее.

    17. Рисунок

    Вслепую вытянуть карту, расположить на листе так, чтобы было комфортно, и дорисовать картину так, как кажется правильным, так, чтобы карта стала ее частью.

    Либо можно вытянуть карту открыто, соответственно состоянию, и нарисовать картину-состояние, чтобы позволить эмоциям выразиться, быть легализованными.

    Использование карт в повседневной жизни

    Вот как работает с картами писатель Стюарт Вейр:

    Писательство

    Карты «Сага» и «Мифы» часто помогают мне придать творчеству новый импульс.

    Отвлекаясь на минутку от работы, я вытаскиваю карту, и картинка, изображенная на ней, дает новое, неожиданное направление мыслям. Даже карта, которую я уже не раз вытягивал до этого, приобретает для меня новое значение.

    Состояние, в котором я нахожусь, обуславливает смыслы, которые нахожу в картах, и отражается в нюансах возникающей истории.

    Развитие духа

    Мир образов питает мой дух и позволяет мне ступить на новую территорию и пересечь необжитую местность. Даже если история, возникшая благодаря карте, не имеет определенного отношения к моей сиюминутной работе, все равно в процессе работы с картами меняется мое видение проблемы, и я постепенно выбираюсь из трясины творческого кризиса.

    Точно так же, как я применяю карты для творчества, использую их для решения каких-то житейских проблем. Причем история, возникшая благодаря картам, обычно не имеет отношения к реальной проблеме.

    По мере пробуждения творческого потенциала расширяются мои возможности видения, а в поле зрения попадают новые возможности решений.

    Возникающие решения являются побочными продуктами придуманной истории. Выявление скрытых резервов творчества означает открытие новых возможностей выбора, вместе с этим - принятие во внимание новых решений.

    Метафорические карты - удивительный инструмент. Мощный, ресурсный, вдохновляющий и открывающий новые грани. Попробуйте карты в работе! И вы увидите, что решения могут даваться легко, а задачи решатся - играючи.

    Дайте волю интуиции и подсознательной мудрости! Если у вас есть вопросы - пишите, обсудим!