Семья никитиных. Суть методики никитиных

Сейчас Борис и Елена Никитины известны многим как классики отечественной педагогики. Такой известности они достигли благодаря своей методике, которую они разрабатывали, основываясь на наблюдениях за собственными детьми. Применяя свои революционные методы воспитания на своих детях, Никитины достигли неимоверных результатов и доказали, что возможности человека безграничны. Благодаря методике семьи Никитиных и ваш ребенок может превратиться в гармонически развитую личность с творческим и гибким мышлением.

Впервые Никитины заявили о себе в конце 50-х . годов. В небольшом подмосковном поселке стало известно о молодом семействе, чьи дети бегают босиком по снегу, выполняют неимоверные акробатические этюды и в то же время, в свои три-четыре года поражают своей эрудированностью и воспитанностью. Для столь юного возраста Никитинские дети обладали недюжими познаниями в математике, решали логические задачки, а в школе перескакивали через класс и изучали более сложную программу для их возраста.

Доказав состоятельность своей методики, Никитины принялись распространять ее по всей территории советского союза. Период наибольшей популярности методики раннего развития по-никитински пришелся на 60-70 -е годы.

Принципы методики Никитиных

Никитины говорили о двух основных ошибках, которые допускают большинство родителей в воспитании своих деток. Во-первых - это сверхзабота , сверхорганизованность в воспитании ребенка. Родители буквально не дают ребенку дышать, так как душат его своей опекой и уходом. Постоянные занятия, игры и упражнения, которые ребенок выполняет только под контролем родителей, никак не способствуют развитию его самостоятельности. Ребенку необходимо заниматься самостоятельной деятельностью, иначе он попросту не будет развиваться.

Второй ошибкой является заброшенность ребенка. Это диаметрально противоположная крайность, в которую впадают так же немало количество. Из-за нехватки времени или по другим причинам, мама и папа практически не общаются с ребенком. Это, конечно, не значит, что о нем не заботятся, его кормят, одевают, водят в детский сад. Но без постоянного контакта с родителями ребенок не может развивать в себе многие необходимые ему качества. Такая изоляция ребенка от родителей может привести к эмоциональной бедности, к задержке психического и эмоционального развития.

Именно поэтому, чтобы не допускать таких крайностей, Никитин основывал свою теорию на принципах естественности, близости к природе и творческом подходе . Дети должны сами распоряжаться своим временем и поступками. Роль родителей - не управляющий, а помощник в познании удивительного нового мира. Они должны помогать советом, если малыш не может ответить на тот или иной вопрос. Они ни в коем случае не принуждают ребенка заниматься той или иной деятельности, они просто способствуют тому, чтобы ребенок сам заинтересовался этим занятием, увлекся чем-либо . В постоянном контакте, общении, совместной деятельности, должны развиваться творческие способности ребенка, его самостоятельность, инициативность и гибкость мышления. Именно так, по мнения Бориса Никитина, необходимо готовить детей к будущей взрослой жизни.

Итак, основные принципы звучат так:

  • свобода . Ребенок должен свободно заниматься творчеством. Родители не могут навязывать малышу специальные упражнения, занятия, уроки. Просто предложите варианты, и пусть ребенок занимается, чем хочет.
  • спорт . Дети должны быть одеты в удобную легкую спортивную одежду, а в доме обязательно должны быть спортивные снаряды. Таки образом ребенок сам потянется к спорту без вашего участия, ведь спорт станет привычной частью их жизни.
  • неравнодушие . Родители должны искренне радоваться за победы малышей и вместе переживать из-за неудач. Все детские игры и соревнования должны проходить под наблюдением родителей, а родители должны стараться показывать свою реакцию на все, что происходит.

Главное, что необходимо запомнить родителям, это то, что они не должны мешать ребенку развиваться.

Не нужно давить на детей, загонять их в рамки и собственное представление о правильных поступках. Помогайте ему познавать этот мир, не навязывая шаблоны и ярлыки.

Как признавались Никитины, целью их такого оригинального воспитания детей совсем не было раннее их развитие. Они просто заметили, что если создать определенные условия для развития тех или иных способностей, они будут развиваться гораздо раньше. Так, например, если ребенок еще не говорит, играйте с ним кубиками, карточками с буквами и тому подобными материалами, и он научится говорить и читать гораздо раньше остальных сверстников.

Физическое развитие

Никитины, как и многие педагоги, радели за гармоничное всестороннее развитие ребенка. Поэтому они уделяли внимание не только умственной сфере, но и физической. Ведь по большому счету, с помощью своего тела ребенок тоже познает окружающий мир, а чем здоровее будет тело, тем легче ему будет это дело.

Поэтому не нужно перегружать ребенка лишней одеждой, сковывающей движения, не нужно «пичкать» его организм тяжелой высококалорийной вредной пищей. Детство ребенка должно быть легким во всем, так он быстрее будет развиваться, ведь ничто не будет утяжелять его поход к знаниям. Обязательно в доме должны знать, что такое спорт и заниматься спортом. Ребенку необходимо с раннего детства знакомиться с различными спортивными снарядами. Закаливание так же очень полезно для здоровья малыша, именно ему Никитины уделяли довольно много внимания и благодаря этому, их дети никогда не болели.

Интеллектуальные игры по методике Никитиных

Основные принципы всех игр Никитиных:

  • Не стоит объяснять ребенку алгоритм решения задания, не подсказывайте ему, тем самым вы помогаете малышу развиваться. Ребёнок учится самостоятельно решать проблемы, нестандартно смотреть на ситуацию.
  • Никогда не требуйте от ребенка мгновенного успеха. Он не сможет с первого же раза правильно решить все задачи, более того, может он не сделает это и с третьего. Просто сложность задания слишком высота для уровня развития малыша.
  • Алгоритм решения в пособиях Никитина всегда зашифровывается в виде рисунка, узора, схемы или фигурок, собранных из конструктора, кубиков. Важно чтобы ребенок мог потрогать и увидеть эту подсказку, тогда он сможет проверить правильность решения задачи.
  • Большая часть всех никитинских игр не ограниченны только одним вариантом решением. Благодаря вашей фантазии и фантазии малыша вы сможете создать абсолютно новую игру на основе старой. Создание новых игр так же благотворно влияет на развитие творческих способностей малыша.

Уже больше полувека система педагогического влияния на развитие детей семьи Никитиных пользуется популярностью не только среди педагогов, но и родителей на просторах бывшего Советского Союза.

Методика Никитиных основывается на главном принципе – это раннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное. Она включает в себя все периоды ранней возрастной категории, начиная от родов и заканчивая дошкольным возрастом.

Сейчас основные постулаты этой системы не вызывают удивления или непонимания у родителей, так как они уже хорошо знают или хотя бы слышали о важности раннего развития для своего малыша. А еще совсем недавно основные правила методики у многих вызывали непонимание и массовые протесты. Они базировались на том, что ее основа не уникальна, и что детей, которые воспитаны по ней и достигли во взрослой жизни определенных вершин, не так уж много.

Но факты пользы такого раннего развития говорят сами за себя. Кроме того, методика семьи Никитиных принята одной из основных детских программ развития в такой стране, как Япония. Книги автора переведены на многие языки мира и активно продаются даже в наше время, а в Германии открылся институт имени семьи Никитиных, изучающий ранее развитие.

Из этой статьи вы узнаете

Кем были авторы

Борис и Лена Никитины – это мама и папа из многодетной семьи. Они оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе вынашивалась у Бориса Павловича, когда он был в молодом возрасте и работал в сфере авиации. Он мечтал создать собственную школу, где молодое поколение воспитывалось бы не по заезженным методикам советского пространства.

Лена Алексеевна Никитина после встречи с прекраснейшим человеком, по ее словам, своим мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они приняли решение внедрить новую методику воспитания в свою семью. Они создали в своем доме атмосферу творчества и активно воспитывали и обучали своих детей.

Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории, новыми методами. Здесь были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.

Для жителей подмосковного поселка, где обитала многодетная семья, было странно наблюдать методику воспитания никитинских детей. В головах у них не укладывалось, как можно выпустить ребенка бегать босиком по снегу, а гимнастические упражнения, которые с легкостью выполняли их дети, были завораживающим зрелищем для них. Начиная с трех лет, ребята из семьи Никитиных уже учились читать и легко считали до десяти.

Согласитесь, такие результаты в конце 50-х годов ХХ столетия удивляли любого.

Да, Никитины нашли в себе мужество противостоять системе воспитания тех времен, и сегодня их методика или ее элементы пользуются популярностью среди молодых родителей. «Воспитание ребенка не может быть одинаковым для всех и по определенным программам», – говорил Борис Никитин, – «каждый малыш – это индивидуум, а задача родителей – поощрять его активность» – основные принципы по воспитанию детей.

Основные постулаты методики

Опыт семьи Никитиных говорит о необходимости создать такую ауру и среду для детей, при которых они имели бы возможность развиваться в любом направлении. Поэтому малыш выбирает именно то, что на данный момент может развиваться и дает высокую эффективность.

Еще одна важная мысль – все занятия с ребенком должны проходить с активным участием их родителей. Но не стоит навязывать им свое мнение или желания. Задача родителей – поощрять выбор ребенка самостоятельно мыслить и дать возможность самому найти логическое решение задачи.

По методике Никитиных нежелательны такие родительские проявления:

  • чрезмерная забота и уход;
  • непрерывные занятия с ребенком;
  • лишить малыша возможности самостоятельно выбирать игру, времяпрепровождение;
  • навязывать свои идеи, правила, занятия.

По мнению Бориса Никитина, среди родителей существует две основные ошибки, которые ведут к неправильному всестороннему развитию ребенка.

  • Полная организованность дня малыша родителями и чрезмерная опека над ним. В этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно развиваться и выбирать то, что ему интересно в данный период его жизни. В дальнейшем в более взрослом возрасте для таких людей принять самостоятельное решение будет крайне сложно или практически невозможно. Они выберут проторенный путь или будут управляемы другими.
  • Вторая ошибка – это заброшенность. При этом родители все свое внимание уделяют уходу и не занимаются развитием малыша. Они заботятся о том, чтобы у ребенка было что покушать, он был помыт и одет. При этом духовное развитие уходит на второй план. У таких детей в дальнейшем будет наблюдаться значительное отставание в психоэмоциональном развитии.

Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту. Задача родителей состоит в своевременной помощи в решении сложных жизненных вопросов и постоянное участие в жизнедеятельности ребенка.

Принципы воспитания

Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.

Система Никитиных предпологает:

Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:

  • не навязывайте определенную программу обучения;
  • не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
  • начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.

Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности. Для родителей важно помнить следующее:

  • не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
  • если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
  • если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.

Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.

Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.

Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи. Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.

Воспитательные аспекты с момента родов

Уже упоминалось, что воспитательная методика семьи Никитиных берет свое начало с периода родовой деятельности у женщины. Хотя у педагога Б. Никитина были советы о поведении будущей матери и при вынашивании. Но все же, основа воспитания начинается с родовой деятельности.

Когда Лена и Борис Никитины отправляли свою дочь в роддом, они составили целый список с просьбами к врачам и медицинским сестрам учреждения.

  • Роды без медикаментов. Применение анестезии в несколько раз ухудшает родовую деятельность и пагубно сказывается на здоровье и матери, и малыша.
  • Роды в положении полусидя.
  • Пуповина перерезается только после того, как в ней перестает пульсировать кровь.
  • Раннее прикладывание к груди. Это дает малышу спокойствие, чувство защищенности и понимание, что мама рядом.
  • Совместное присутствие новорожденного с матерью сохраняет их связь и в значительной степени успокаивает малыша.
  • Кормление по требованию. Это первый шаг к самостоятельности малыша. Он сам определяет, когда ему кушать. Кстати, перед процессом кормления грудью Никитин предлагал полностью раздевать кроху, чем вовлекал его организм в способность терморегуляции.

  • Не пеленать. Отсутствие движения и контакта с окружающим миром сокращает возможности крохи познавать его.
  • Закаливание. Применение воздушных ванночек сразу же после рождения – это путь к успешному и крепкому здоровью.

Многие их этих предпосылок сегодня используются в родильных домах и значительно улучшают процесс появления малыша на свет.

Если вы решились на методику воспитания ребенка по принципам семьи Никитиных, то при правильном подходе и выполнении всех требований вы гарантируете хорошее физическое и умственное развитие своего малыша.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс. Именно тогда, в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания «по-никитински»

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая – это заорганизованность . То есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается. Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни . Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами. В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще – в самой жизни детей. У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят. Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи – не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных

Методика:

Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности:

Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра - это набор задач , которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации . Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет . А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно , то есть развивать свои творческие способности . Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки . Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий – пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом – по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: «Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это – желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый». Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют «развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать».

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и – разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой – части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу – целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 – 3 лет, а самые сложные – доступны далеко не всем взрослым.

Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

Основные принципы воспитания "по-никитински"

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая - это заорганизованность . То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни .

Во-первых , свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

Во-вторых , легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

В-третьих , родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх , соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.

У родителей должна быть только одна цель: не мешать , а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие "опережающие" условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно . В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка - само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно "идет навстречу" требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли . И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных

Методика

Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности Никитинских игр

Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных - то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры". Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.


Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий - пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом - по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать".

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и - разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой - части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от З до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 "долек". Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу - целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

"Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для "уникуба" 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.

О методике Никитиных рассказала их дочь Анна Ермакова

Обсуждение

Здравствуйте, уважаемые сочитательницы... Я, вообще-то, прямого отношения к дискуссиям не имею... Просто реферат по Никитиным пишу... Пожалуйста, если у кого-нибудь есть такая возможность, напишите какие-нибудь ссылки по теме... Заранее всем спасибо.

13.12.2008 22:40:07, Наташа

А почему ребенок обязательно должен быть гением???? Главное ОБРАЗОВАННЫЙ человечек, а нобелевский лауреат он или олимпийский чемпион, какое кому дело? По мне - главное, чтобы ребенок был здоров и воспитан...

25.05.2008 20:28:46, Татьяна

Взято отсюда:
http://www.kp.ru/daily/22570/10110/
"Алексей, старший сын Никитиных, сейчас живет в Лондоне и с родными практически не общается"
"Второй сын Антон стал талантливым химиком. Окончил химфак МГУ, руководит лабораторией. "
"Оля, старшая дочка, работает юристом, заведует отделом Московской регистрационной палаты. Другая дочка, Аня, - медсестра и мама четверых детишек."
"Юля - менеджер по туризму."
"Предпоследний ребенок в семье - Иван. На нем меньше всего экспериментировали. Например, читать в три года его не учили. И, наверное, потому он единственный сейчас не носит очков."

"Люба, самая младшая и сама многодетная, растит своих пятерых. Материнство - ее профессия и призвание."
"И почти все Никитины (теперь уже не только Никитины, а и невестки, зятья) живут в старом отцовском доме. Когда я спросила, сколько людей одновременно живет под крышей болшевского дома, никто точно не смог ответить..."

александре от 6.11.07
ув.александра, посмотрев вашу ссылку, должна вас разочаровать, т.к. никитины, которые там будут - это артисты и певцы, татьяна и сергей. И,насколько мне известно, борис никитин уже не с нами, в живых осталась лишь его жена. Кстати, вопрос оксаны от 23.8.2005 есть ли у никитиных сайт меня тоже интересует. Пока,к сожалению, сама его не нашла.

18.11.2007 03:07:46, tania_luxembourg 06.11.2007 21:15:56, александра

Мне 22, мои родители воспитывали меня по методике Никитиных, но больше делали упор на физическое развитие (закаливание, плаванье, минимум одежды и больше движений с первых дней жизни). Могу с уверенностью сказать, что я счастливая и гармоничная личность, у меня было прекрасное детство и я обожаю своих родителей. Сейчас у меня 2 высших образования, знание 2-ух языков (одно образование я получила на англ.). Сейчас также учусь заочно. Всю жизнь занимаюсь спортом. Но главное не это, а важно рвение к новым знаниям и достижениям, с которым не все рождаются, но которое можно развить (по методике Никитиных). И еще, я никогда ничего не делала из под палки, всё сама (родители просто создавали условия). Моему ребенку 3 месяца, никаких пеленок, больше движений и конечно же закаливание, которое он обожает. В семье полная гармония и любовь, которая передалась мне от моих родителей, из моего детства. Методика Никитиных - это здорово, благодаря им в наших роддомах сейчас совместное пребывание в палате мам и новорожденных.

16.07.2007 07:21:00, Alina

Странно, что некоторые считают раннее развитие чем-то вредным.
Знала алфавит в 1,5, читала с 2,8, в театр меня родители водили с 3х (не по принуждению, а - нравилось, и им, и мне). Результат - довольно скромный. Член Союза писателей с 18-ти, (тогда же стала счастливой женой), 2 образования, пока только канд. филос. наук, лауреат нескольких всеукраинских поэтических конкурсов, музыкант (скрипка, гитара), 3 разряд по бадминтону.
Гения, как вы уже увидели, из меня не вышло, впрочем, его и не растили. Растили образованного и здорового человека - возможно, что-то получилось. Эмоционально бедной меня обычно не называют, скорей обратная проблема:)

Обожаю родителей, попробую повторить их систему со своими детьми.
А о детях Никитиных очень хочется вспомнить, что они всего-то... не болели в детстве. Вообще. Мало?

01.05.2007 00:12:13, Мара

Моему сыну 19 мес. Сложи квадрат 1 ур собирает наполовину. Конечно, развивает математическое и логическое мышлени и тп. Я считаю, что самое главное для ребенка - любовь и ласка родителей, а все остальное (развивающие программы) на усмотрение родителей.

01.03.2007 22:49:54, Юля Прох

Могу о себе рассказать:

Меня лично никто не учил специально, просто моя сестра старше на 1.5 года, по диагнозу должна была отставать в развитии, а мама взялась побороть симптомы, соответствующие диагнозу.
Я крутилась рядом от скуки.

На стене над обеденным столом висели большие буквы, потому что у сестры были проблемы с дикцией
Потом появились цифры
В результате сказки к 3м годам я себе сама читала...

Ну... закончила институт, аспирантуру,
все скромно - работаю программистом, руковожу группой.
(на большее и мотивации-то нет)
Лиля

До 2006 года я проживала в п.Барабаш Приморского края, в декабре 1987 году я родила сына Сашу, через год родила дочь Таню, во время беременности по радио услышала о методике воспитания детей и о книгах Никитиных. В 1988 году нашла книгу Никитиных,в дальнейшие годы воспитания детей старалась следовать советам Никитиных. Считаю что книги нашей семье очень помогали в воспитании детей, они выросли, эрудированными, умными, здоровыми.Теперь они студенты учатся на бюджетном отделении оба отличники. Спасибо вам за книги.

10.01.2007 05:41:16, Виктория

Сынишке год и три месяца, ждем второго. Используем разные методики – динамическую гимнастику, плавали 4 месяца в море, закаляемся по-настоящему, применяем методики раннего развития (Доман). Не можем иначе, и самим интересно, и мальчишка счастливый растёт.
По поводу Никитиных. Да представьте себя на их месте! Семеро детей, нищенские доходы, а ведь и родители уже были не совсем молодые, насколько я знаю. Это ж сколько им нужно было усилий приложить, чтобы их дети просто хоть как-то состоялись, выжили в нашем обществе. Насколько я знаю, все дети Никитиных – успешные люди, не олигархи, не Нобелевские лауреаты, но при деле, социально значимые. Такой результат вполне ожидаем для более-менее добросовестных родителей одного ребенка – но тут, уважаемые, детей-то аж семеро! Всё-таки их труд, я считаю, принес хороший результат.

29.11.2006 13:14:21, Наташа

Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Кто такие Никитины и как они советовали воспитывать детей? О принципах воспитания, о принципах использования развивающих игр, о самих играх по методике Никитиных вы узнаете из статьи “Методика Никитиных и развивающие игры”.

Борис Павлович Никитин (1916—1999) и Елена Алексеевна Никитина (1930-) воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания (от которой весь подмосковный поселок Болшево, где жила семья Никитиных, был в шоке). Впервые о них начали говорить в конце 50-х годов 20 века. Борис и Елена считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня. Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития.

Как нужно воспитывать ребенка?

Никитины акцентировали внимание на важности как можно дольше поддерживать физический контакт между мамой и ребенком. Для полноценного развития ребенка близость мамы так же важна, как и различные развивающие упражнения. Ими рекомендовано сразу после родов приложить малыша к груди, а не забирать (как это делалось в СССР и сейчас иногда практикуется).

Никитины осуждали строгий режим дня для дошкольника. Ведь четкий распорядок и обязательные занятия могут как утомить ребенка, так и вызвать в нем нелюбовь к занятиям. Они считали, что нужно создать такую обстановку, которая будет стимулировать его желание познавать и исследовать. Манежи и коляски – тюрьма для ребенка, считали Никитины.

Часто есть две крайности воспитания детей:

  • Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
  • Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.

Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяев своих поступков и распорядков. Родитель – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.

Принципы воспитания Никитиных

  • Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
  • Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.

Развивающие игры по методике Никитиных

Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:

  • Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
  • Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
  • Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
  • Требовать решение задания нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
  • Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
  • Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
  • Двигаться от простого к сложному.
  • Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.

Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.

Интеллектуальные игры на развитие логического и образного мышления

Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (треугольник, квадрат, овал). Можно дать их ребенку для исследования. Далее увеличивает количество фигур. После ознакомления со всеми фигурами, можно усложнить задание. Например, обводить фигуры по контурам рамок, а затем и самих фигур; рисовать фигурки на счет (2 овала, 3 квадрата) и другие.

Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке. Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.



Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.

Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).

Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается квадрат. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.

Как и у любой методики раннего развития, будь то методика , или , есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы методики Никитиных рассмотрим в таблице.

Достоинства и недостатки методики Никитиных

Играйте вместе со своими детьми, общайтесь с ними, развивайте и узнавайте их!

Знали ли вы про методику Никитиных? Используете в своих играх с детьми их разработки?