Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!
Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.
Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?
Определяем, сколько основ в предложении:
А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.
Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.
Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).
1. Все понятно нам, мастерам.
2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к победе обязательно победит.
Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!
Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.
Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.
Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:
1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.
Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.
Раньше всех берег увидел капитан.
Перед платья украшали цветы.
Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .
2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»
Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .
Ученица была красивой .
На улице свежо и ветрено .
Малышам не сиделось на месте.
Замечательная игра – догонялки !
3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.
Зеленый город (односоставное назывное предложение).
Город зеленый (двусоставное предложение).
Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.
Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.
Мне холод но .
Ему не спится.
Мне хочется улыбн уться .
Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.
Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!
Удачи в изучении русского языка!
Ответы к заданию.
Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .
1. Все
понятно
.
2.
Послышалось
«ку-ку»
!
3.
Хозяин
мил
, гостеприимен
.
4.
Каждый
норовит влезть
.
5.
Деревня
была
прелестным уголком
; мы
играли
.
6.
Вечер
. Лес
. Дальний путь
.
7.
Украшает
парк
. 8. Стремящийся
победит
.
Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
ПОМНИТЕ!1)
предложение может быть
односоставным(обычно сказуемным,
поэтому подлежащего в нем не будет)
2) главные члены могут быть однородными,
то есть несколько подлежащих или
несколько сказуемых
При выявлении подлежащего ищите слово, которое обозначает производителя действия. И это слово стоит только в именительном падеже.
Мне это не нравится.В этом предложении подлежащего
нет!
Подлежащее
Существительноеили местоимение в
именительном падеже
Прилагательное, причастие,
инфинитив, выступающие в роли
существительного.
Синтаксически неделимое
словосочетание.Девушка
как-то сразу поняла, что он
всё время хочет есть.
Она не сводит глаз с дороги, что идёт
через рощу.
Присутствующие не обратили на него
никакого внимания.
Решить этот вопрос – наша главная
задача.
Однажды человек десять наших
офицеров обедали у Сильвио.Сказуемое
Простое
составные
глагольное
глагольное именное
Простое глагольное сказуемое (ПГС)
ПГС является сказуемое, выраженноеглаголом любого наклонения, времени и
лица
Потонула деревня в ухабинах (гл.изъяв. накл.,
прош.вр)
Дай, Джим, на счастье лапу мне… (гл.
повелит. накл)
Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду
петь (гл. изъявит. накл., будущ.вр.)
10.
Но, обреченный на гоненье, еще я долгобуду петь
Буду петь – сложная форма будущего
времени.
11.
Буду, будешь, будут и т.д.Инфинитив
ПГС
12. Составное глагольное сказуемое (СГС)
Вспомогательная частьИнфинитив
СГС
13. а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие начало, продолжение или конец действия (начать, начинать, стать, продолжать, кончать, прекратить и др.).
а) фазовые глаголы, т.е. обозначающиеначало, продолжение или конец действия
(начать, начинать, стать, продолжать,
кончать, прекратить и др.).
Например: Он начал кашлять. Она
продолжает смеяться. Мы закончили
выполнять упражнение.
14.
б) модальные глаголы, обозначающие намерение,волеизъявление, способность, желание (хотеть,
уметь, мочь, намереваться, суметь, готовиться,
мечтать, надеяться, думать и др.)
Например: Я хочу много путешествовать. Ты мог
бы говорить не так громко? Мы стараемся
хорошо учиться.
15.
в) глаголы, выражающие эмоциональноесостояние (бояться, страшиться,
стыдиться, стесняться, осмелиться,
остерегаться, решиться, любить,
ненавидеть и др.)
Например: Он боялся опоздать на экзамен.
Мы не любим много путешествовать.
16.
Краткое имя прилагательное + инфинитив = СГСНапример: Я рад побывать на конференции. Мы
готовы подежурить в столовой. Она согласна
выйти за него замуж. Вы должны немедленно
уехать.
НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО+инфинитив.
Например: Надо мыть руки перед едой. Мне
нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать
работу к сроку.
17. Составное именно сказуемое (СИС)
СвязкаИменная часть
СИС
Муж ее был молод, красив, добр, честен и
обожал свою жену.
18.
а) глагол быть в различных формах времени инаклонения
Например: Поэт поэту есть кунак. Имя
существительное есть часть речи,
которая…
В настоящем времени глагол-связка БЫТЬ
выступает в нулевой форме.
Например: Он директор. Он студент.
19.
Глаголс ослабленным лексическим
значением - ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ,
СТАНОВИТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ,
ОКАЗАТЬСЯ, ЗВАТЬСЯ, СЛЫТЬ,
СЧИТАТЬСЯ, СТАТЬ и др.
Например: Её сестра звалась Татьяна.
Онегин жил анахоретом. Сюжет романа
оказался оригинальным. Она является
хозяйкой этой машины.
20.
Глагол-связкасо значением движения,
положения в пространстве – ИДТИ,
БЕЖАТЬ, БРОДИТЬ, СИДЕТЬ,
Изучая русский язык, каждый обучающийся рано или поздно встречается с таким понятием, как грамматическая основа. Что же это такое? Грамматическая основа это «фундамент» предложения или основная его часть, состоящая из подлежащего и сказуемого (иногда предложение состоит из той или иной части, то есть из подлежащего или сказуемого). В одном предложении может встречаться как одна, так и несколько грамматически основ.
Как найти грамматическую основу
Навыки в поиске грамматической основы помогут учащемуся быстрее и правильнее расставить знаки препинания и определить его смысл.
Грамматическая основа и все его составные части можно определить с помощью правильно подобранных вопросов.
Чтобы верно определить грамматическую основу для начала хорошо прочитайте предложение целиком и постарайтесь вникнуть в его суть. Условно разделите предложение на несколько частей по смыслу. Затем переходите к определению подлежащего. Обратите внимание, что некоторые предложения его не содержат. В таком случае поиск грамматической основы начинается и заканчивается поиском сказуемого. Если же перед вами предложение с двумя составными частями, то сразу же переходите к определению подлежащего. Тут нужно быть предельно внимательным, так как от определения подлежащего будет зависеть правильность определения грамматической основы целиком.
Затем переходите к определению сказуемого. Для этого задайте вопрос от подлежащего. Сказуемое характеризует действие предмета, его свойство и т.д.
Зависимость грамматической основы от вида предложения
В простом предложении содержится только одна грамматическая основа, а в сложном – две и более. Односоставное предложение содержит лишь одну часть грамматической основы(подлежащее или сказуемое). В двусоставном предложение встречается как подлежащее, так и сказуемое.
Примеры
Чтобы ещё лучше разобраться в сути темы, приведем несколько примеров.
- Облака закрыли солнце.
В этом простом примере определить грамматическую основу не так и сложно. Подлежащим является слово «облака». Оно отвечает на вопрос «что?». Сказуемым является глагол «закрыли», которое отвечает на вопрос «что сделали?». Таким образом, грамматическая основа – это словосочетание «облака закрыли». - Моя тётя спешила на работу.
В данном случае подлежащее «моя тётя», а глагол «спешила». Таким образом, грамматическая основа это «моя тётя спешила» - Меня так учили.
В данном случае подлежащего в основе нет, здесь имеется только сказуемое «учили». Оно и будет являться грамматической основой.
Грамматическая основа – это ядро предложения, правильное определение которой позволит верно определить остальные члены предложения, правильно расставить знаки препинания и определить смысл текста.
Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения
Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.
В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.
Войска движутся к фронту.
(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).
Вчера он заходил к нам.
(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).
Поговорил бы ты с матерью, Иван!
(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).
Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.
Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:
Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .
Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего
Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.
Основные способы выражения подлежащего.
Часть речи в позиции подлежащего | |
Существительное в и. п. | Язык отражает душу народа. |
Местоимение в и. п. | Он вышел. Кто там был? Это правильно. Это мой брат (при вопросах: кто это?) Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.) Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.) Кто-то пришел. Все уснули. |
Неопределенная форма глагола | Быть честным - это еще полдела. Понимать - значит сочувствовать. Курить - здоровью вредить. |
Сочетание слов (одно из которых - в и. п.) | Мы с ним часто там бывали. Два облака плывут по небу. |
Сочетание слов без и. п. | Прошло около часа. |
Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого
Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.
Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.
Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
(Глагол был полковник
(Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)
Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.
Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.
Оно может выражаться следующими формами глагола:
Формой настоящего и прошедшего времени глагола. | |
Формой будущего времени глагола. | |
Формами условного и повелительного наклонения глагола. |
Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов - вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
(Здесь принялся - это вспомогательный глагол, а грызть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)
(Здесь не хочу - это вспомогательный глагол, а обидеть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)
В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).
(здесь связка быть опущена).
Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:
СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА |
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
(Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)
(Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)
Представим строение составного именного сказуемого формулой:
СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ |
Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.
В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов односоставных предложений.
Основные типы двусоставных предложений
Форма выражения подлежащего и сказуемого | Примеры |
Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - определенной формой глагола. | |
Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный. | |
Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это , значит . | |
Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - наречием. | |
Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный. | |
Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка. | |
Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка. |
Зная основные типы двусоставных предложений, легче находить в них грамматические основы.
Основные типы односоставных предложений
Типовые форма и значение | ||
Номинативные (назывные) предложения | Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого. Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем. | Большая площадь в городе. Вот скамейка. |
Определенно-личные предложения | Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости. | |
Неопределенно-личные предложения | Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует. | |
Безличные предложения | Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля. По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния. Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола. | Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту. |
Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет. | Хозяев нет дома. |
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство
Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными .
Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие второстепенные члены.
Продемонстрируем сказанное схемой:
По своему значению и роли в предложении второстепенные члены подразделяют на определение , дополнение иобстоятельство . Эти синтаксические роли опознаются по вопросам.
Ценили (в какой степени?) высоко - обстоятельство.
Ценили (что?) полотна - дополнение.
Полотна (чьи?) его - определение.
Дополнение как член предложения. Типы дополнений
Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может распространять и другие члены предложения.
С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы распространяет сказуемое.)
Чтение (чего?) журналов - увлекательное занятие. (Здесь дополнение журналов распространяет подлежащее.)
Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.
Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком выражено существительным.)
Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)
А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться выражено неопределенной формой глагола.)
Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг выражено цельным по смыслу сочетанием.)
Дополнения бывают прямые и косвенные.
Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога.
Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).
В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).
Все остальные дополнения называются косвенными.
Сыграйте-ка на рояле (п. п.).
Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).
Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой глагола).
Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) - важнейшая синтаксическая конструкция, определяющая не только структуру предложения, но и его информационный смысл. Более того, без правильного определения грамматической основы невозможно грамотно решить пунктуационные проблемы, особенно в сложных предложениях.
Ученикам второй ступени общеобразовательной школы (5 - 9 классы) не всегда удаётся правильно и быстро находить грамматическую основу предложения, потому что эта синтаксическая конструкция очень разнообразна как по форме, так и по содержанию. Следовательно, возникают проблемы и с общим анализом предложения, и с пунктуацией.
Отметим сразу, что научить детей правильно определять грамматическую основу предложения можно только в полной мере выполняя один из важнейших принципов дидактики, а именно - принцип перспективности обучения.
Это значит, что, начиная с начальной школы, следует смотреть далеко вперёд и постепенно знакомить детей как с членами предложения, составляющими его структуру, так и с терминологией.
Первоначальное знакомство детей с главными членами предложения происходит ещё в начальной школе (в 3 классе). Простейшая форма грамматической основы предложения (подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое - глаголом) детьми усваивается сравнительно легко и быстро. Но малейшее отклонение от этой формулы уже вызывает трудности и путаницу как в понимании, так и в терминологии.
К сожалению, виновниками этой путаницы иногда бывают учителя.
Вот пример:
Класс работает с предложением «Дети играют во дворе школы»
Учитель: Где подлежащее?
Ученик: Дети.
Учитель: Правильно. А где глагол?
Что сделал учитель? Он грубо нарушил систему классификации совершенно разных понятий. Ведь классификация частей речи - это одно, а классификация членов предложения - это совсем другое. Ни в коем случае нельзя путать эти вещи!
Учитель должен был спросить: Где сказуемое?
В системе обучения детей русскому языку в начальной школе важнейшее место занимает безошибочное понимание и умение различать значения различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога и наречия.
Если это смешение понятий «часть речи» и «член предложения» не искоренено в начальной школе, то в среднем звене сделать это крайне трудно.
Подводя детей к пониманию структуры (построения) предложения, следует обязательно акцентировать внимание на том, что слово членом предложения может быть только в составе предложения. Это во-первых. И во-вторых, на том, что члены предложения (пока речь идёт только о подлежащем и сказуемом) могут быть выражены любой частью речи («сделаны» из любой части речи).
Очень важно, чтобы уже в начальной школе дети понимали и твёрдо знали, что такое подлежащее и что такое сказуемое, что эти главные члены предложения обозначают и на какие вопросы отвечают. Особенно затрудняются дети в поисках сказуемого, если оно отвечает на вопросы «Каково подлежащее?» или «Что есть (кто есть) подлежащее?»
Очень полезно уже в 4 и 5 классах провести письменный опрос «Что такое подлежащее?» и «Что такое сказуемое?», где ученики должны дать не только точное определение главных членов предложения, но и привести собственные примеры.
Особое внимание следует уделять логической связи главных членов предложения между собой, т.е. умению правильно задавать вопрос от подлежащего к сказуемому и настойчиво приучать детей к полному ответу.
Пример:
Работаем с предложением «Дети играют в саду»
Ответ ученика должен быть таков:
«В этом предложении говорится о детях, это слово стоит в именительном падеже, значит, это подлежащее, оно выражено именем существительным.
Дети что делают?- играют. Это слово обозначает действие подлежащего, значит, является сказуемым, оно выражено глаголом.
Курс русского языка в основной школе (5 класс) начинается с синтаксиса. Это правильно, потому что дети прежде всего должны научиться правильно строить предложение. В этом первоначальном курсе синтаксиса ученики уже подробно изучают способы выражения главных членов предложения и детально знакомятся со второстепенными членами предложения. Понятие и термин «грамматическая основа предложения» им знакомы. Дети сравнительно легко находят подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное одним глаголом. Отступление от этой формулы уже вызывает трудности.
Начинается кропотливая работа, в итоге которой ребята должны понять, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими частями речи.
Целесообразно уже в 5 классе постепенно знакомить детей с различными видами сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, хотя это материал 8 класса. Практика показывает, что к концу первого полугодия пятиклассники уже вполне осознанно различают эти виды сказуемого. Правда, на первом этапе возникает путаница между составным глагольным сказуемым и однородными простыми глагольными сказуемыми.
Детей смущает, что и в том и в другом случае - два глагола. Но довольно скоро всё становится на свои места. Опятьтаки полезно провести письменные опросы.
Таким образом, в пятом классе сделан задел на далёкую перспективу в понимании структуры одного из главных членов грамматической основы предложения. Теперь следует методично (желательно на каждом уроке) закреплять структуру сказуемого, терминологию и её понимание.
Уже в 5 классе целесообразно вводить понятия «односоставные и двусоставные предложения». Ребята эти понятия осваивают довольно легко и быстро. Кстати, учебник русского языка для 5 класса авторов Львова и Носова так и делает. Это тоже хороший задел на перспективу. Учебник Ладыженской вводит эти понятия только в 8 классе.
Синтаксис простого предложения детально изучается в 8 классе. Но, если мы не подготовим детей в 5 - 7 классах к восприятию и пониманию этого сложного раздела всего школьного курса русского языка, усвоить пунктуацию простого предложения ребятам будет очень трудно. Вот почему понятия о наиболее сложных случаях выражения грамматической основы следует постепенно вводить именно в 5 - 7 классах. Это разумно и возможно при изучении различных частей речи. Просто надо постоянно помнить об этом и подбирать дидактический рабочий материал для урока с учётом того, какую роль в предложении выполняет изучаемая часть речи.
К примеру, изучая прилагательные, следует показать, что эта часть речи может быть в предложении и подлежащим («Больные собрались на прогулку»), и сказуемым («Ночь светла»); при изучении числительных демонстрируем, что числительные могут выполнять роли и подлежащего, и сказуемого («Два шестиклассника собрались …» ; «Дважды два - четыре») и т.д.
Если мы в 5 - 7 классах на каждом уроке будем проводить синтаксический и пунктуационный анализ хотя бы одного предложения, мы подготовим ребят к решению многих проблем стилистики и пунктуации в 8 и 9 классах.
Именно в этих классах ребята сталкиваются с очень сложными конструкциями грамматической основы предложения. Они в основном связаны с неопределённой формой глагола (инфинитивом).
Неопределённая форма глагола чаще всего в предложении является основной частью составного глагольного сказуемого. («Учёные научились различать…»). В этих случаях инфинитив отвечает на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?» и входит в структуру грамматической основы предложения.
Вообще неопределённая форма глагола (инфинитив) - это довольно сложное языковое явление, способное выполнять в предложении самые разные функции. Это, конечно, затрудняет поиски грамматической основы.
Инфинитив может выполнять функции подлежащего как самостоятельно, так и в составе логически целостного словосочетания (Чувствовать - значит жить), (Любить природу - потребность души). В структуре составного глагольного сказуемого присутствие инфинитива обязательно, как обязательно и наличие вспомогательного глагола. Причём инфинитив может выполнять роль не только основного, но и вспомогательного глагола (Я хочу научиться летать.) Инфинитив может входить и в структуру составного именного сказуемого (Сестра собирается работать портнихой).
Однако инфинитив может быть в предложении и второстепенным членом предложения: обстоятельством цели («Мы зашли в магазин купить…») и дополнением («Я просил врача помочь»), т.е. не входить в структуру грамматической основы предложения.
В предложении «Мы зашли в магазин купить…» грамматическая основа « мы зашли.»
Инфинитив купить является обстоятельством цели, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос « зашли с какой целью?» В предложении «Я просил врача помочь…» инфинитив является дополнением, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос «просил о чём?»
Практического значения для пунктуации подобные синтаксические конструкции, как правило, не имеют. Но и в ГИА и в ЕГЭ есть тесты именно на различение подобных видов грамматических основ. Так что нам приходится учить детей и этим теоретическим тонкостям
Особую сложность представляют грамматические основы, состоящие только из глаголов (Учить - ум точить). Думается, что в этих случаях нет необходимости усердно искать подлежащее и сказуемое, достаточно обозначить грамматическую основу предложения.
Умение правильно и быстро найти грамматическую основу предложения крайне необходимо при изучении различных видов сложных предложений. Без этого умения ребятам не понять и не осилить пунктуацию сложного предложения.
Проблемы начинаются уже при изучении односоставных предложений. Отсутствие одного из главных членов предложения нередко ставит учащихся в тупик. Они не могут найти границы простых предложений в сложном, если одно из простых предложений - односоставное. Односоставные предложения изучаются в 8 классе.
Здесь опять-таки надо работать на перспективу: изучать односоставные предложения в контексте сложных.
Вообще нет нужды доказывать, что умение безошибочно определять грамматическую основу предложения во всех её формах - важнейшее условие для понимания структуры любого предложения и тем более для его пунктуации. Этому, как правило, посвящается весь учебный год в 9 классе. Если методично, с опорой на практику в 5 - 7 классах постепенно готовить ребят к пониманию синтаксических конструкций, изучаемых в 8 и 9 классах, пунктуацию простых и сложных предложений можно неплохо освоить.