Что дeлaть со сломанной иконой. Православная периодика и полиграфия: что сжигать, а что — выбрасывать

Как поступать с полиграфической продукцией православного содержания - не только открытками, но и газетами, брошюрами? А еще - с черновиками текстов с цитатами из Евангелия, конвертами с изображениями икон, да даже упаковками от шоколада с видами Киево-Печерской Лавры…

Подобные вопросы мы адресовали дежурному викарию Киевской Митрополии, которым в тот день оказался наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона.

Поздравьте лучше лично

– Владыка, ведь и Вы тоже получаете к праздникам множество поздравительных открыток, на которых изображены ангелы и святые, конверты с иконами Богородицы. Как правильно поступить с такой продукцией, ведь складывать и хранить всё это не всегда есть возможность?

– Во-первых, намного лучше, на мой взгляд, поздравлять с праздником родственников, друзей и знакомых лично. Если есть возможность, прийти в гости, если они далеко, то позвонить, связаться по скайпу. Всё-таки открытка - это некое поверхностное отношение к поздравлению, а суть в том, чтобы поговорить с человеком лично. Ведь ничто не заменит настоящего живого теплого слова.

Если же вы решили поздравлять открыткой или другим письменным образом, то, конечно же, было бы хорошо написать на красивом бланке или выбрать открытку, не имеющую никаких иконописных или иконографических изображений, чтобы потом у человека не было мучений, куда ее девать.

Как поступать с православной полиграфией?

По церковным правилам, священные изображения, которые пришли в негодность или не могут уже использоваться для молитвы, утилизируются методом сжигания. В макулатуру их лучше не сдавать, тем более, нельзя выбрасывать в обычный бытовой мусор. Лучше какое-то время их где-то хранить и раз в год сжигать - на даче или на природе.

Все-таки икона – это свидетельство о Боговоплощении, это тот образ, взирая на который, мы умом восходим к первообразу – тому, кто изображен. Когда иконы стали изготовлять полиграфическим способом, их высокое значение несколько утратилось. Это уже не тот священный предмет, который находится дома на особом месте, перед которым предстоят в благоговейной молитве. Икона перешла в разряд какого-то фетиша и сувенирных изделий. Это не хорошо и не правильно, и поэтому, в частности, лучше избегать использования иконописных изображений на открытках.

Не «коллекционируйте» просфорки

– Можно ли приносить полиграфическую продукцию для сжигания в храмы?

– Лучше не обременять приходские храмы своими проблемами.

У нас в монастыре, например, некоторые несознательные люди оставляют заплесневевшие просфорки. Просфора нужна для того, чтобы вкушать ее по окончании Божественной литургии. Брать домой ее допустимо только в том случае, если вы ее разрежете и будете хранить в сосуде, где она не испортится. Но хранить не бесконечно, а определенный период времени, вкушая каждое утро натощак со святой водой.

Тем более недопустимо коллекционирование просфорок из различных святых мест. Как мы знаем, у многих православных христиан, особенно у неофитов, дома собраны целые выставки: «это просфорки из Почаева, это - из Троице-Сергиевой Лавры, а вот это мне привезли из Дивеево».

Повторюсь: просфора – это священный хлеб, который предназначен для вкушения, а никак не для коллекционирования и длительного хранения.

То же касается и многочисленных других «святынь»: камушков, веточек, песочка, маслица и т.д. Мне кажется, лучше избегать привозить из паломничества вещи, которые будут хламиться, загромождать квартиру, в итоге – ничего не добавлять душе человеческой.

Господь сказал в Евангелии: «Сыне, даждь ми свое сердце». В первую очередь, Богу нужен дух сокрушен, сердце сокрушенно… Нужны наши молитвы, наши добрые дела. Вот это действительно то, что Господь приемлет и с любовью лобзает.

А православный фетишизм нужно стараться искоренять из нашей жизни.

Священные тексты нельзя утилизировать. А в остальном – смотреть по ситуации

– Что делать со старыми православными газетами, распечатками религиозных текстов из интернета? Их можно сдавать в макулатуру или тоже сжигать?

– Это уже начинается некое «отцеживание комара», иудаизм православного обряда…

Сейчас практически в любой газете могут встретиться цитаты из Священного Писания. Не станете же вы высматривать, где именно находится священный текст…

Нужно понимать, что есть Священное Писание, как средоточие текстов, предназначенных для того, чтобы человек назидался, приближался к Богу через знание Закона Божия, через стремление исполнения его. Пришедший в негодность напечатанный евангельский текст, конечно же, нельзя утилизировать обычным путем.

Но перерывать бумаги в поисках возможных цитат – тоже не совсем правильно. Все должно быть разумно.

– Макулатура – это ведь некий элемент сохранения окружающей среды. Что плохого в том, чтобы сдавать туда православные газеты и черновики?

– Сохранение среды, забота об экологии - это с одной стороны. Но почему мы избегаем выбрасывать в мусор церковные вещи? Потому что так они попадают в загрязненные, нечистые места, валяются там, попираются.

Сданные в макулатуру бумажные изделия, в том числе, православного содержания, используются впоследствии в самых различных формах - вплоть до туалетной бумаги. Если вас не смущает, что то, что вы несете сдавать в макулатуру, окажется потом в виде рулонов в туалетных комнатах, тогда смело несите.

Еще раз повторюсь, главное - это благоговейное отношение к святыне, к священным изображениям и иконам. Перед иконами нужно молиться, тексты нужно со вниманием читать. Вот об этом нужно в первую очередь радеть и беспокоиться.

Среди вопросов, задаваемых священнику, одни из наиболее часто повторяющихся - те, которые касаются обращения с предметами, имеющими сакральное значение: от иконы и нательного крестика до упаковки пасхального кулича с изображением собора на ней. Если вы, наш уважаемый читатель, человек давно воцерковленный и опытный в духовных вещах, эта статья едва ли что-то добавит к вашим знаниям. Но если вы только начинаете свой путь к Храму, и многое в повседневном христианском делании вам пока не совсем понятно - она для вас.

Отмахиваться от вопроса, как обращаться с предметами религиозного назначения - мол, благочестие подскажет - никак нельзя. Благочестие приходит с опытом духовной жизни, а вот предметов с изображением священных символов в нашей жизни с каждым новым годом появляется и со временем выходит из употребления всё больше и больше. Что поделаешь: массовое производство! Сколько у каждого человека дома сломавшихся крестиков, печатных иконок с поблекшим изображением- благословений с давнего освящения храма, треснувших лампад, ветхих газетных вырезок и портретов чтимых старцев из каких-то журналов - порой и не сосчитать. Все это можно довольно долго терпеливо складировать, но рано или поздно наступит день, когда придется от критической массы этих вещей избавляться.

Как это сделать правильно? Наилучший вариант - отнести в храм. На каждом приходе есть так называемое непопираемое место, где вышедшие из употребления предметы церковного обихода сперва сжигают в особой печи, а затем, уже в виде золы, закапывают в землю. Часто непопираемое место - это колодец или яма на подворье, куда сливают остатки освященной воды и высыпают золу от сожженных церковных предметов.

Но в храме у вас на утилизацию примут далеко не всё. Поэтому и проще, и быстрее решить этот вопрос самому. Разумеется, не нарушая при этом христианского благочестия. Однако благочестие - это особое состояние, трудно описываемое словами; попытаться формализовать его на все случаи жизни будет делом бессмысленным и даже вредным. Тем не менее, в интересующем нас вопросе кое-какие правила, самые общие, вывести все-таки можно.

Итак, бумажные иконы, вырезки, ветки вербы, и пучки травы, ветхую литературу, остатки просфор и все прочее, что может гореть, лучше всего предать огню. Не столь важно, где именно это сделать (хотя о правилах противопожарной безопасности забывать ни в коем случае не стоит), как то, в каком настроении и с какими мыслями. Ни образ святого, запечатленный на ветхой иконе, ни молитва ему, напечатанная на обратной стороне, от нашего действия никак не пострадают и не умалятся - мы сжигаем лишь материальный носитель, чтобы сама святыня каким-то случайным образом не подверглась попранию. То есть делаем именно то, что христианину делать не только можно, но и должно. Вот что говорит апостол о высоком достоинстве каждого христианина, обращаясь к верующим-мирянам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2, 9).



Золу, оставшуюся после сожжения, лучше всего закопать, развеять по ветру или ссыпать в чистую проточную воду, призвав, образно говоря, на помощь в благом деле одну из природных стихий - или все четыре сразу. Можно зарыть золу дома, например, в цветочных горшках - и цветам польза, и проблема с оставшимся от утилизации решена. Скорлупу от пасхальных яиц, в изобилии остающуюся после празднования светлого Христова Воскресения, плотную упаковку, в которой выпекают куличи, а также другие органические материалы, сжечь которые в домашних условиях полностью невозможно, нужно хотя бы обжечь и также предать земле.

А как же быть с пластиком? Бутыли из-под святой воды и освященного масла, полиэтиленовые пакеты и прозрачные пластиковые коробки занимают весьма большой объем, поэтому их хранение дома может быстро стать настоящей проблемой. Во-первых, все эти уже не нужные вещи необходимо освободить от бумажных ярлыков и этикеток, на которых имеются священные символы и слова. Затем тщательно промыть их проточной водой и потом со спокойным сердцем отнести в мусорный бак. Лучше всего - в тот, который специально предназначен для пластика: сейчас такие есть во многих городах. Послужив святыне, такой пластик будет переработан и еще раз послужит людям. То же самое касается стеклянных флаконов и бутылок: их нужно освободить от этикеток, промыть и, по возможности, сдать - а в крайнем случае просто выбросить. А снятые ярлыки и этикетки - сжечь.

К сожалению, благоговения прошлых времен у ныне живущих поколений не наблюдается. На бутылках с вином, упаковках постного майонеза, посыпки для куличей и других товарах, предлагаемых нам в магазине, можно встретить изображения храмов, икон и даже символ креста. В случае, если мы такие товары приобрели, от священных символов и изображений их нужно освободить, после чего упаковку можно утилизировать в обычном порядке, как бытовые отходы. А вырезанное, опять же, сжечь.



Лампадное масло хорошего качества выгорает полностью, и никаких проблем с его утилизацией возникать не должно в принципе. А вот треснувшую лампаду или осколки от разбитого керамического подсвечника, стоявшего в красном углу, лучше всего будет отнести в храм. Если это по каким-то причинам представляет собой проблему - нужно, как уже было сказано, омыть их проточной водой и закопать вдалеке от мест, где ходят люди или животные. А вот нательные крестики или большие иконы в любом случае придется отнести в храм.

Николай Смирнов. Натюрморт

Заметим, что благочестивое отношение к иконам, освященным ветвям, духовной литературе необходимо не только и не столько во время их утилизации, как в тот период, когда мы ими пользуемся. Об аккуратном отношении к книгам представители старших поколений много слышали от своих родителей и бабушек с дедушками - к иконам же и другим освященным вещам это относится еще в большей степени. Бережное обращение с предметами религиозного обихода позволит им послужить намного дольше, существенно отдаляя момент, когда они, наконец, потребуют утилизации.

Коллекционирование икон, распятий, духовных книг может стать разновидностью страсти. Ничего благочестивого в подобном собирательстве нет, скорее даже наоборот. Вместо того, чтобы ощущать каждую икону, каждую книгу как нечто уникальное и единственное в своей жизни, как источник размышлений о горнем и окно в благодатный мир, человек, просто увлекается накопительством, которое, по большому счету, ничем не отличается от собирания модных гаджетов или красивой посуды - и духовному деланию в христианском понимании ровным счётом никакого отношения не имеет.

Если вам приходилось бывать в домах, от пола до потолка заставленных иконами и дорогими книгами, увешанных распятиями и лампадами, благословениями со святой земли и прочими вещами, вы, возможно, припомните необычное ощущение. Вместо излияния благодати, которое, казалось бы просто обязано произойти при такой концентрации святынь, вы вдруг чувствуете скованность, неудобство, смущение. В голову помимо вашей воли приходят мысли о том, как бы чего не задеть, не разбить, не огорчить хозяина невежественным вопросом о происхождении и назначении той или иной вещи… Дом христианина - это всё-таки не музей; жилище должно оставлять у гостей чувство уюта, комфорта, умиротворения. Да и жизнь наша земная не вечна: не станет хозяина - как распорядятся преемники всеми оставшимся после него предметами, большой вопрос.

И еще одна тема, подобная предыдущей. Относится она тоже к своего рода коллекционированию - однако в данном случае предметом собирательства выступают церковные просфоры. Эта из Почаева, эта из Киева, а эта из Троице-Сергиевой лавры. Некоторые люди из ложно понятого благочестия собирают целые экспозиции из просфор, чего делать, конечно же, нельзя: в лучшем случае все они превратятся в подобные камням сухари, в худшем же - покроются плесенью. Просфора предназначается для вкушения после церковной службы. Если она сохраняется дольше, чем на один день, то исключительно с целью употребления её по утрам натощак, вместе со святой водой. Однако в таком случае просфора должна хранится в особом сосуде, предотвращающем ее заплесневение и заветривание.

И вот о чём ещё, пожалуй, необходимо сказать. Почти на каждом приходе есть люди, лучше всех остальных осведомленные в вопросах утилизации предметов церковного обихода. В ироничном, разумеется, смысле: они не только досконально знают, как с чем нужно поступать, но и с пристрастием расспросят вас, как вы делали это до встречи с ними, и не без удовольствия обличат вас в неосведомлённости и греховных действиях.

Подобных разговоров лучше всего избегать. И самому не увлекаться чрезмерно внешней стороной этих действий: наше благочестие, повторимся, гораздо больше проявляется в сердечной, сосредоточенной молитве у иконы, чем во время её утилизации.

И напоследок - о вещах вроде бы и не церковных, продающихся в магазинах, ларьках и в отделениях почты - и, тем не менее, имеющих отношение к вере. Это открытки, конверты и календари - перекидные, отрывные и прочие, которых сегодня предлагается великое множество. Купленные в светском магазине или учреждении, освященными предметами они считаться не могут - ведь едва ли кто-то их освящал. Тем не менее на них изображены евангельские сюжеты, лики Спасителя, Богородицы и святых, нанесены тексты молитв, названия и перечисления церковных праздников. Поэтому такие вещи, когда они отслужили своё, лучше всего сжечь точно также, как предметы, приобретенные в лавке при храме. Некоторые люди, скопив немалое количество такого рода полиграфических изделий, после сдают их в макулатуру. Вроде бы логично: это же не из храма. Если не смущают мысли о том, что в переработанном виде такая полиграфия пойдет на производство чего угодно, вплоть до туалетной бумаги - можно поступить и так. Но лучше все-таки сжечь.

И напоследок важное уточнение, которое кому-то, возможно, покажется лишним, а кому-то прояснит пока не до конца понятное. Утилизируемые предметы сжигаются не как топливо - в печке или в мангале для шашлыка - а просто выводятся таким образом из употребления. Если от взаимодействия с ними человек получил хоть какую-то духовную или душевную пользу - значит, их производство, приобретение и пребывание в жилище были делом не напрасным.

В. Сергиенко

Дом ни одной православной семьи не обходится без икон, это посредник между нами и святыми. Молитва перед иконой сильнее, так перед нами визуальный образ того, к кому мы обращаемся, что очень помогает сосредоточиться. Иконопись известна не одно тысячелетие, и за это время появилось огромное множество икон, но они не могут существовать в неименном состоянии вечно. Если образ сильно повредился, лик святого на нём не читаем, конечно, у её хозяев может появиться желание избавиться от иконы. Единственное правило, которое нужно запомнить навсегда это то, что иконы нельзя выбрасывать как обычный мусор.

Что делать с ветхой иконой?

Ветхие, старые иконы следует отнести в храм. Если образ совсем потерял свой вид, то её сожгут в церковной печи. Сжечь их можно и самим, но не вместе с мусором, а отдельно, в чистоте. Икона всегда остается иконой, в каком бы плачевном состоянии она не находилась. Немного потускневшую икону или с незначительными повреждениями, можно также отнести в храм, возможно, её заберет кто-то из прихожан. Недалеко от входа в храм обычно находится поминальный стол, куда прихожане приносят продукты, чтобы почтить память усопших. Икону можно оставить на поминальном столе, хорошо будет также принести продуктов, выражая тем самым любовь своим почившим родным. Ненужный образ можно отдать в церковную лавку. Не стоит отдавать кому-то икону в плохом состоянии, это будет неуважительно.

Очень старые иконы можно отреставрировать, иногда это оказывается выгоднее с экономической точки зрения, чем покупка новой.

Ведь нередко образ является семейной реликвией, передающийся из поколения в поколение, потерять которого, просто невыносимо для членов семьи.


Иконы бывших хозяев дома

Часто случается такое, что при покупке дома или квартиры, новые жильцы обнаруживают оставленные иконы. В таком случае, как и в любом другом, нельзя выкидывать иконы старых хозяев. Икона – это святыня, к ней нужно относиться с почтением. В том, что вы их оставите, нет ничего плохого. Но если вы сомневаетесь из-за неизвестной вам истории их пребывания в доме, иконы можно повторно освятить.

В родовых домах обычно хранятся иконы, принадлежавшие покойным родственникам, которые молодые не хотят оставлять. Опять же неновые иконы из вашего дома можно отнести в храм или подарить, если образы сохранили свой вид. Многие ошибочно считают, что дарить и принимать образы из чужих рук нельзя, но церковью считается, что дарить их - хорошая традиция. Икона не может причинить вам вреда, так как это священный предмет. Если вы сомневаетесь в её бывших владельцах, её можно принести в храм и попросить её освятить.

Иконы, принадлежавшие чужим людям

Иногда в домах остаются старые венчальные пары, иконы, которые вручают молодым во время таинства венчания, или иконы ангелов-хранителей покойных родственников или старых хозяев дома. Такие образы можно оставлять у себя. Икона – это не оберег, перед ней молятся святому, а потому совершенно неважно, кому раньше святыня принадлежала и по какому поводу появилась у прошлых хозяев. Венчальная пара обычно состоит из иконы Иисуса Христа «Господь Вседержитель» и Богородицы – «Казанская Божья Матерь». Эти изображения святых могут переходить от пары к паре или вовсе попасть к одинокому человеку, это допустимо.

Икона – это символ веры. В отличие от современных картин, святые образы несут в себе поучительный смысл. Каждая икона – произведение искусства, со своей историей и задумкой. Многие иконы очень достоверно передают события, описанные в Евангелие, сюжеты из которого очень часто используются иконописцами. Поэтому к ним следует относиться с уважением и трепетом, а не как с предметом интерьера. И даже, если вы решили проститься со старой иконой, сделать это нужно по правилам, чтобы не обидеть святого, лик которого изображен на иконе, и не навредить предосудительными действиями себе.

Количество записей: 438

Здравствуйте. Хочу сразу сказать, что не верую ни в Бога, ни в церковь, но все чаще со временем начал задумываться о своём предназначении, зачем есть, спать, что то делать, если нет видимого конечного результата. Мне очень хочется себя найти в этой жизни, для чего я нужен. Еще одна проблема преследует меня, это вспышки ярости. В трезвом, ясном уме бывают приступы неконтролируемой агрессии по отношению к людям и предметам. После этого очень сильно переживаю, чувствую большую вину. Ищу спасения у Вас в данных вопросах. Никогда в жизни не общался со служителями церкви, и не знаю, что меня подвигло на написание вышестоящего. Заранее спасибо. С уважением,

Александр

Я с Вами согласен, Александр. Если Бога нет, то все бессмысленно. Надо потрудиться над своим мировоззрением. Ваше право, каким оно будет, но оно должно быть. И мировоззрение должно быть обоснованным. Человек без мировоззрения не может называться человеком, и не может иметь цели своей жизни. Послушайте лекции А.И.Осипова, посвященные этой теме: http://alexey-osipov.ru/ Помочь Вам справиться с гневом можно, но для этого Ваше мировоззрение должно совпадать с моим.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, у меня двое детей, мальчик и девочка, оба некрещеные. Сам я грузин, и живу в Краснодаре, крещен в Грузии. Крестные детей будут армянская семья, муж с женой. Они крещены в Армянской православной церкви. Могут ли возникнуть какие-то недопонимания, если крестить будем в Русской православной церкви?

Владимир

Здравствуйте, Владимир. Обязательно возникнут. Во-первых, и Грузинская и Русская Церкви находятся в каноническом общении и являются Православными, а Армянская - нет. Восприемники должны быть православными. Во-вторых, на тот случай, если Ваши друзья решать перейти в православие, - супруги не могут быть крестными одного ребенка одновременно. Их придется "поделить": женщина будет восприемницей девочки, а мужчина восприемником мальчика.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! У меня много вопросов: 1) Мы повенчались с мужем без исповеди и причастия. А до этого жили в блуде несколько лет, и даже ребенка зачали. Сейчас мы осознали этот грех. Уже как год воцерковились,и дочь стараемся воспитывать по-православному,покаялись во всем, и причащаемся. Но до сих пор какое-то волнение, является ли вообще наше венчание действительным? 2) Моя родная мама и свекровь очень ругаются матом. Каюсь, что и мы с мужем раньше грешили этим, но после воцерковления постепенно искоренили постыдную брань. Сейчас нашей малышке годик с небольшим, а родственники ведут себя некрасиво. Просим так не говорить, не ругаться - соглашаются, а потом все по-новой, в присутствии ребенка. Как быть? Дочка скоро начнет все хватать на лету. А тут такая атмосфера. Может, не пускать их домой вовсе? Но тогда, естественно, будет ссора. 3) Вопрос немного похожий. Как быть, если свекровь очень подолгу и часто у нас гостит, и при этом вечно вмешивается в наши дела: учит жизни, построенной на всяких суевериях, учит заботе о ребенке, отнюдь не адекватной. Как быть в такой ситуации? Сказать напрямую, что такие частые встречи утомляют? Терпеть все, позволяя лесть в нашу семью? Муж молчит, но порой и ему все надоедает. 4) Как не ссориться с людьми, если они пытаются доказать свое мнение, отнюдь не православное? Вот, допустим, мама мне говорит, что деньги в жизни самое главное. И что только дураки могут обзавестись двумя детьми, не имея финансового богатства. Не согласилась с мамой, и привела пример с войной на Украине. Вот имели они все, и тут война, что за собой они берут? Богатство? Или семью свою? Сегодня ты - богат, завтра - нищий, а семья - это, то что всегда будет рядом. А она лишь посмеялась, сказала, что если бы нее деньги, мы все бы давно умерли. Помогает, а потом тыкает в нос этим. В итоге разговора непонимание, крики, слезы. Вот как быть? Как не вступить ссору и при этом не заниматься человекоугодием? Молчать? 5) Дружить ли с приятелями, общение с которыми тебе духовно вредит? Лучшая подруга - это кто? Спасибо! Храни Вас Бог!

Галина

Галина, начну с того, что на многие вопросы надо учиться отвечать самой – точнее, принимать ответственность на себя за последствия. Начну с ответа на простой вопрос о венчании – оно действительно, не сомневайтесь. Что касается сквернословия старших, то Вы правы, для детей это пагубно. Но как ограничить их влияние – увещеванием или простым ограничением общения – это надо Вам решать вместе с мужем. Разумеется, каждый должен воспитывать свою маму, а не тещу и свекровь. Семья важнее богатства, но и ее также можно лишиться. И Украина – пример таких судеб. Только вера и Бог является неизменным сокровищем, которое невозможно отнять у человека. Надо вставать на ноги, меньше зависеть от старших. С друзьями надо тоже быть аккуратными. Не спешите рвать. Бог управит – говорите с ними о важном и полезном – кто не ваш, тот сам от вас уйдет. Им станет с вами скучно))).

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Купила нательный золотой крестик. Обязательно его освящать, или он и так будет меня оберегать?

Татьяна

Татьяна, если крестик куплен не в церковной лавке, то его нужно освятить.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Скажите, пожалуйста,можно ли отмечать день рождения, когда не прошло 40 дней со дня смерти? Заранее благодарю.

Виктория

Виктория, было бы неправильно праздновать день рождения в дни траура по близкому человеку. В первые сорок дней после смерти душе усопшего особенно необходимы наши молитвы. Для этого мы и соблюдаем траур по усопшим. Можно скромно отметить день рождения дома в кругу семьи.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Батюшка, подскажите, пожалуйста. Подруга родила 29 июля мальчика. 40-ой день после родов - это 6 сентября. Хотим крестить, и чтобы сразу мама с сыночком ввелась в храм. Это будет правильно делать именно на 40-ой день, или после 40-го дня, т.е. 7 сентября?

Татьяна

Татьяна, можно сделать крестины на сороковой день или в последующие дни, как Вам удобнее.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно утилизировать старые, пришедшие в негодность бумажные иконы, а также печатную продукцию с изображением икон, храмов (календари, открытки). Спасибо.

Игорь

Игорь, такие святыни как выцветшие иконки, календари, а также засохшие просфоры выбрасывать нельзя. Их нужно сжечь в чистом месте и прикопать там, где никто не ходит.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, когда день Ангела у Лии? Спаси Господи

Святая Лия была первой женой ветхозаветного патриарха Иакова. О ней рассказывается в Ветхом завете (Бытие, гл. 29). Ваш день Ангела совершается в Неделю святых праотец, т.е. в воскресенье за две Недели перед Рождеством Христовым. Дата бывает различной. Каждый год нужно смотреть в церковный календарь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли заказать неусыпаемый Псалтырь за всю свою семью, просто потому,что хочу, чтобы за нас лишний раз помолились? И если можно, то скажите, как часто можно заказывать. И еще, мне сказали, что Псалтырь следует заказывать в трех монастырях сразу. Так ли это?

Кристина

Кристина, все зависит о Вашего усердия. Можно заказывать поминание на Псалтири сколько угодно часто, в одном или нескольких монастырях. Это очень хорошо. Но и сами не оставляйте храм Божий, молитесь за себя и близких.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какая икона должна висеть над дверью?

Оксана

Оксана, прямое назначение иконы - это молитва. Вы можете повесить над дверью любую икону, если выходя из дома будете молитвенно обращаться ко Господу или святому, изображенному на этой иконе. Для каких-то других целей помещать икону над дверью не следует.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Моему парню подарили крестик прямо в церкви (подарила мама друга), но дело в том, что после этого многое в жизни не складывается... По ее же словам, она владеет черной магией. Возможно, что это как-то повлияло, или это просто суеверие?

Ирина

Ирина, крест - это святыня. От него ничего плохого произойти не может. Если в жизни что-то не складывается, нужно чаще ходить в храм, исповедоваться и причащаться. А если мама друга владеет черной магией, то ей же от этого хуже.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, меня зовут Алена, у меня сложилась такая ситуация, что уже на протяжении 2 лет я не могу найти себе работу, из-за этого у меня проблемы и скандалы дома постоянно, скажите, а каким святым нужно молиться, чтобы найти работу? Помогите мне, пожалуйста. Заранее огромное Вам спасибо.

Елена

Елена, прежде всего нужно понять, из-за чего сложилась такая ситуация. Я бы советовал сходить на исповедь, покаяться во всех грехах. А потом начинать усердно молиться Богу, Матери Божьей и святым угодникам, например,свт. Николаю Чудотворцу или свт. Спиридону Тримифунтскому, заказать молебен на всякое доброе дело.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Смесь крови и яда кобры с водкой является мощным иммуностимулятором в юго-восточной Азии, и если такую смесь выпить, будет ли это грехом?

Анатолий

Здравствуйте, Анатолий. Христианами кровь в пищу не употребляется. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, как понять, согрешил ли помыслом или нет, принял его или нет? Часто атакуют плохие помыслы, стараюсь их сразу отгонять, а бывает, они как бы зависают в голове на некоторое время, хотя я их, вроде как, не желаю и ими не услаждаюсь. Но ощущения неприятные именно из-за того, что они задерживаются. Или, быть может, это чрезмерная мнительность? Спаси Господи!

Сергей

Дорогой Сергей, отнеситесь к этому менее юридически, а больше практически. Не в том дело, стало ли называться грехом появление в голове помыслов, а в том, что Вам они не нравятся и Вы не хотите им следовать. Вздохнув от сердца: "Господи, помоги!", – сосредоточимся на тех делах, от которых отвлек нас помысел. Не будем тратить свое время на беспокойство о помыслах. Много чести! Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! Ситуация такая: скоро на свет должен появиться наш с мужем 3-й ребенок. Никаких исследований на пороки мы принципиально не делали, поэтому что-либо предполагать о состоянии здоровья ребенка не можем. Можем ли мы покрестить его как миряне, когда он родится, на всякий случай, а потом, если все нормально, покрестить в храме, или же такое крещение разрешено только в случае очевидной угрозы жизни человека, и не может быть использовано "на всякий случай"? Беременность по объективным признакам протекает хорошо, роды планируются дома. Спаси Господи!

Марина

Здравствуйте, Марина. Если все протекает хорошо, то и не давайте хода маловерным мыслям. Вы правы, Таинства не совершаются "на всякий случай". С молитвой и надеждой на Бога встречайте роды. Да поможет Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

У меня такая ситуация, я злоупотребляю алкоголем, и когда я вне дома, мне не хочется, я даже об этом не думаю, а как только нахожусь дома, употребляю, даже без желания, и на душе тревога. Подскажите, как мне быть. И еще, знаете, меня что-то не пускает в церковь.