Что можно выжигать на фанере. Покупаем себе и ребенку выжигательный аппарат

Первые шаги

Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Конечно, умение приходит только с опытом, поэтому требует постоянных и длительных упражнений.

Начинать лучше с мелких предметов и постепенно переходить к более крупным. Так вы скорее освоитесь со своим оборудованием и научитесь правильно пользоваться им. Возьмите деревянные ложки или лопаточки, выжигая на них простые линейные узоры, не требующие светотени, стараясь придать своему рисунку фактуру и объем за счет разнообразной штриховки. Можно начать также с брелоков, подставок для яиц или других мелких предметов. Даже если вы испортили вещь, выбросить в корзину фанерную бабочку не так жалко, как, например, часы в деревянном корпусе. Кроме того, работа над мелкими предметами научит вас обращению с различными по размеру перьями.

Начинайте работу с верхней части задуманного рисунка, делая короткие легкие штрихи. Движения должны быть плавными. Работайте не торопясь: дереву требуется время, чтобы оно потемнело под воздействием температуры. Поначалу у вас будут получаться кляксы и неровные линии, поэтому придется поупражняться.

Новичкам труднее всего научиться выжигать равномерно. Часто их картинки выглядят неровными и грязными. Если вы столкнулись с этой проблемой, мужайтесь. Первый блин выходит комом не только у вас, и есть несколько вещей, которые помогут справиться с этими трудностями.

Прежде всего, надо помнить, что при первом соприкосновении с поверхностью перо будет более горячим, чем во время последующего выжигания штриха. Это происходит потому, что часть тепла поглощается материалом, по которому вы выжигаете. Этот факт и предопределяет самую распространенную для всех пирографов проблему: как предупредить появление кляксы от момента, когда вы впервые дотрагиваетесь пером до поверхности, до того, как оно достаточно остынет, чтобы получилась ровная линия.

Эта проблема имеет два решения. Первое – это движение и скорость. Движение не дает горячему перу оставаться на одном месте и прожигать отверстие, прежде чем вы сможете заставить свою руку двигаться. Представьте, что ваше перо – это самолет, садящийся на взлетную полосу. В течение первой секунды после прикосновения к поверхности вам потребуется перемещать перо немного быстрее, прежде чем все тепло будет поглощено материалом. Тогда надо замедлить движение пера до той скорости, которая даст возможность равномерно выжигать по этому материалу. Когда же настанет время завершить штрих, вам просто нужно продолжать движение, одновременно отрывая перо от поверхности, чтобы оно даже долю секунды не оставалось на одном месте и не прожгло отверстия на конце линии. И вновь представьте перо самолетом, до сих пор разбегавшимся по взлетной полосе и взлетающим в конце нужной вам линии (рис. 8).

Рис. 8. Перо в движении.

Второй метод предупреждения клякс состоит в том, чтобы осторожно подуть на перо, прежде чем коснуться поверхности. Это охладит перо, а когда оно будет на поверхности и в движении, температура нагрева вернется.

Возможно, при чтении вводного материала некоторые действия кажутся слишком сложными, но пирография, как и любое ремесло, требует навыка. Поэтому потребуется практика, прежде чем искусство владения раскаленным пером станет вашей второй натурой. Возьмите обрезки какого-нибудь материала и практикуйтесь в нанесении штрихов, прямых и кривых линий, выбирая разные перья. Вскоре кляксы останутся в прошлом. Кстати, при работе пирографом с твердой насадкой проблемы с кляксами обычно встречаются реже.

Выполняя первое простое упражнение, надо следовать двум правилам:

1. Не пишите пирографом, даже если вам этого очень хочется. Возможно, сама форма его рукоятки провоцирует к этому: кажется, что в руке обычный карандаш. Но по крайней мере для начала – не пишите.

2. Не рисуйте, не пытайтесь что-либо изобразить.

Иными словами, вначале вам надо всего лишь провести несколько штрихов. Не меняя температуры рабочего наконечника, проведите несколько линий и поставьте несколько точек. Есть много способов сделать это. Например, если вы слегка прикоснетесь к древесине раскаленным наконечником, не нажимая, проведете им по поверхности, получится тонкая, довольно светлая линия. Если слегка надавите и проведете им медленнее, получится более темная и широкая линия.

Отсюда, естественно, следует, что толщина линии зависит от скорости, с которой вы проводите рабочим наконечником пирографа по дереву, и давления, которое вы оказываете на его поверхность. Попробуйте выжечь как можно больше линий различной толщины и яркости.

Если при работе вы будете слишком сильно нажимать пером на древесину, нагревательный элемент, скорее всего, изогнется. Не пугайтесь этого, придайте ему исходную форму, прижав к ненужному куску древесины. Нихромовая проволока очень гибкая, и вряд ли вы ее сломаете.

Освоив простые штрихи, чистые от клякс, попробуйте выжечь как можно больше линий различной толщины и яркости, постепенно сплетая линии в сложные изогнутые узоры (рис. 9).

Скорость движения ручки будет определять, насколько темной или светлой будет получаться линия. Естественно, чем быстрее вы двигаете перо поперек поверхности, тем меньше времени оно находится в контакте с материалом и тем светлее оно выжигает. Чем медленнее вы двигаетесь, тем темнее будет выжигание.

Рис. 9. Простые упражнения для начинающих пиромастеров.

Если у вас прибор с постоянной температурой, вы не сможете повышать или понижать температуру. Скорость пера будет единственным доступным способом сделать выжигание более темным или более светлым.

Если у вас прибор с регулятором температуры, вы сможете сделать перо горячее или холоднее, но в этом кроется определенная опасность. У вас будет искушение перемещать его каждый раз понемножку, на крошечные деления, когда вы захотите выжигать немного темнее или светлее. На самом деле в этом нет никакой необходимости. Лучше использовать регулятор, чтобы установить среднюю температуру, необходимую для выжигания по данному материалу или выполнения определенной техники. Когда температура пера находится в этом диапазоне, тогда вы можете использовать скорость движения инструмента, чтобы сделать след выжигания более темным или светлым.

Регулировать температуру нужно для каждого используемого пера отдельно. Разные перья выполнены из разного количества металла, поэтому их требуется по-разному нагревать. Если вы при смене пера не изменили мощность источника, она может оказаться слишком большой или, наоборот, слишком маленькой для выжигания одной и той же поверхности.

Из книги Большая книга рыболова-любителя [с цветной вкладкой] автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Из книги Лайка и её натаска автора Белоусов Валериан Иванович

Из книги Тропами подводными автора Папоров Юрий Николаевич

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий Васильевич

ПЕРВЫЕ АВАРИИ ОДНОТИПНЫ В конце 2004 года я, полный ноль в компьютерных делах, использующий свой ноутбук как пишущую машинку, открыл сайт www.avtolikbez.ru. Открыл его с одной целью – общаться с себе подобными. Открыл для «обратной связи», чтобы услышать голоса тех, для кого я

Из книги Путешествие в удивительный мир [Макросъемка] автора Аракчеев Юрий Сергеевич

Глава третья, практическая, поэтическая: ПЕРВЫЕ

Из книги Справочник грибника автора Онищенко Владимир

Мои первые опыты Не зная никакой теории слайдфильма, я пришел к его форме, так сказать, не от хорошей жизни. Как вы уже поняли, с самого начала увлечения слайдами я фотографировал не своих родственников и друзей, не места, где побывал проездом, а «джунгли» в своем городском

Из книги У рыбацкого костра автора

Первые блюда Борщ с грибами Кости – 200 г, вода – 1 л, свекла – 200 г, репчатый лук – 200 г, капуста – 200 г, квас хлебный – 200 мл, картофель – 150 г, масло топленое – 20 г, грибы белые сушеные – Юг, корень петрушки – 30 г, сметана – 50 г, гвоздика, лавровый лист, перец

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

Первые радости Даже крошечный налимчик - «веретешка», пойманный в далеком детстве, не забывается на всю жизнь.Бережно хранит память «первые радости» юного рыбака.И какой бы толщью не отделяли годы первое биение крови в сердце, пережитую дрожь в ногах при вываживании

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Из книги Второй хлеб на грядке и на столе автора Ермилова Ирина Петровна

Первые шаги Самое главное – научиться управлять пером и чувствовать особенности поверхности древесины. Намного полезнее понять, как проводятся точные прямые линии, чем постоянно пытаться исправить допущенные во время работы погрешности. Конечно, умение приходит

Из книги Как научиться водить автомобиль автора Барбакадзе Андрей

Из книги Виноград без труда автора Кизима Галина Александровна

Из книги Книга-тренажер автора Барбакадзе Андрей

Из книги автора

Первые шаги Прежде чем сделать первые шаги в самостоятельном вожденииВодитель считается надежным, когда, помимо приобретенных навыков вождения, знания ПДД, основ безопасности движения, административного кодекса, он имеет представление: о контроле за состоянием

Из книги автора

Первые шаги в вождении После получения водительского удостоверения вам необходимо сразу же закрепить приобретенные вами навыки вождения. Если ваш «железный конь» уже с нетерпением дожидается вас в «стойле», то вам надо только решить, будете ли вы делать первые шаги

Долг платежом красен)
Спасибо всем, кто задавал вопросы! Как обещала, отвечаю на все подробно и развернуто. Теперь у меня будет пост, который я смогу присылать всем вопрощающим для первоначального ознакомления)

Начну прямо по порядку отвечать)

- Сначала эскиз карандашом наносится или сразу прожиг?
Это как раз то, о чем я говорила в прошлом посте - личные художественные навыки и манера рисунка. Умеете экспрессивно хаотично наносить линии, из которых затем волшебным образом складывается единая картинка - прекрасно! Хотите подстаховаться - рисуете сначала эскиз 1:1, вносите нужные правки и переносите его на дерево.
Лично я часто перестраховываюсь, да. Потому что если что-то и можно исправить, то далеко не всегда. При моей особенности прожига, испорченные вещи в 99% случаев отправляются на помойку.
Но и импровизации, как рыба на картинке ниже, случаются)

- Сильно ли пахнет?
Сильно! Иногда приятно, иногда не очень. Особенно сильно и неприятно могут пахнуть при прожигании пороки древесины. Крайне неприятно и опасно пахнут клеи и лаки, если вдруг попадаются. Возможны ожоги глаз и слизистых дыхательных путей, не шутка! Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении.

- Долго одна картинка рисуется?
Все индивидуально, зависит по большей части от размера и детальности. У меня на работу с достаточным количеством деталей, вроде той же Москвы, форматом А4, уходит от двух полных рабочих дней до недели.

- Сверху же лак?
Вовсе не обязательно. Если выжженая поверхность не предполагает активного контакта с жидкостями или другими вещами, то вполне можно обойтись и без покрытия. Чем хорошо выжигание - оно, в отличии от той же росписи, не выгорает, а выжженная поверхность сама являятся защищающим слоем, не пускающим в поры влагу, грибки и прочее. Нетронутая температурой древесина может потемнеть или выгореть, но прожженые участки останутся такими же даже через годы.
При желании все же дополнительно защитить поверхность, покрыть ее можно всем тем, чем обычно покрывают дерево: лаками, маслом, воском и их смесями и производными.

- Это же с фоток домики, много мелочей откидывать надо или по максимуму сохраняете?
Это тоже вопрос личных навыков и предпочтнений. Если мы выжигаем по фото, то стараемся сохранять максимум детелей, хотя в процессе что-то теряется, а что-то, наоборот, проявляется. Некоторые детали удается обозначить лишь намеком и полутенями, то есть они как бы есть, но не перетягивают на себя внимание.

-Как такие плавные переходы делаются и разные по тону части рисунка) одним выжигателем?
Я работаю одним выжигателем, паяльникового типа. Использую в основном одну насадку, которая уже стерта под мою руку, плюс периодически ее подтачиваю - это насадка в форме лопатки. Ею я и делаю переходы. Чем дольше задерживается "жало" и чем сильнее нажим на одном месте - тем след будет темнее, чем легче и быстрее проводимая линия - тем она светлее. Именно вариации сочетания "сила нажима+скорость штриха" и дают возможности своеобразной "палитры".

- Как добавить тона и шершавостей? ().
Именно при выжиганиии паяльниковым пирографом, можно добиваться объема и буквально шершавостей сильным нажатием на "жало" (см. фото с кошками). Или воспользоваться классикой - штриховать затемненные участки сильнее. Вот буквально, использовать паяльник как карандаш. На мой взгляд, кстати, наиболее похожие между собой техники - точно также возможны самые разные штриховки, точки и т.д. Для удобства только нужно выбрать наиболее удобную насадку, возможно как-то сточить под себя (например, убрать острые углы для более плавного скольжения).

- Подробнее про сам процесс: что, как, куда, в какой последовательности.

Первым делом выбирается и подготавливается эскиз, я все таки сторонник правок и ошибок на бумаге, а не на дереве.
Затем - подбирается и подготавливается поверхность под выжигание. Обычно достаточно легкой пошкурки - убрать заусенцы, пыль и все такое, что может нарушить рисунок.
Переносим изображение на поверхность - можно воспользоваться копиркой, но надо иметь ввиду, что она не очень легко удаляется с поверхности. Карандаш стереть проще, но оставшиеся частицы ластика могут картину попортить. В сложных случаях можно воспользоваться мелкой наждачкой и зачистить лишнее, а затем восстановить рисунок (если он повредился).
Ну и выжигание, собственно. Я делаю так: прожигаю контуры - нее сильно, буквально только наметить.А затем как раз и зачистить от разметки, выжженые контуры потом останутся. И дальше уже выжигаем по ним, обводя где надо, и где надо добавляя тон.
По завершении работы, можно по желанию добавить цвета - акрилом, морилками или акварелью. И также по желанию, покрыть лаком или маслом. После первого покрытия работа может оказаться шершавой - тогда полируем мелкой наждачкой и покрываем второй раз.
Остается только любоваться и гордиться собой)

- На чем лучше учиться? Что такое "сложное" дерево и не сложное?
Сложными для выжигания я называю хвойные породы. У них ярко выраженная структура годовых колец с разной плотностью. Эту особенность можно обыграть, но это требует опыта - прямые линии и равномерные участки "заливки" вывести будет сложно.
Точно так же сложно выжигать на плотной древесине с волокнистой структурой - дуб, бамбук.
Может показаться, что по этой логике легче всего работать с мягкими породами, но тут свои тонкости: мягкая, рыхлая древесина прожигается сразу сильно вглубь.
Идеально, на мой взгляд, для выжигания подходит береза (и, соответственно, фанера из нее), как и любая другая плотная, однородная, светлая древесина. (например, бук.) Ну и липу, как наиболее доступную, исключать все же не надо, к ней можно приспособиться.

- Паяльниковые пирографы, и петельные - с каким лучше начинать тем, кто ни разу не пробовал?
А тут я не советчик совсем. Я выжигаю паяльником, приспособилась и подружилась с ним настолько, что совершенно не представляю, как можно делать то же самое петельным выжигателем. У da_masyanya_ya наоборот)
Так что начинающим я бы посоветовала попробовать и то, и другое, и прислушаться к своим ощущениям. И вообще, и к выбору инструмента, и к выбору материала, лучше всего подходить с позиции собственного опыта, собственных предпочтений. Пробовать разное, пробовать много, но всегда отслеживать - как получается лучше, на чем идет легче, с чем работать приятнее)

Вот, вроде бы ответила на все)

Спасибо поучаствовавшим! Выводы сделаны, начинаем собирать и систематизировать информацию. А уж в каком виде все это материализуется, время покажет.

Продолжать задавать вопросы можно и нужно! Единственная просьба, сначала ознакомиться со всеми полезными материалами в этом блоге по данной теме) Ссылки, как всегда, прилагаю)

Выжигание по дереву или пирография - художественное ремесло, которое берет начало со времен Древнего Египта. Кроме древних египтян, пирография также пользовалась популярностью у африканских племенных общин. Сегодня выжигание по дереву успешно практикуется как вид декоративно-прикладного искусства и техника в художественной графике. Выжигание по дереву подразделяется на горячее выжигание (пирография), горячее печатание (пиротипия), выжигание на горячем песке, при помощи трения, кислоты и солнечных лучей. В данной статье рассматривается творчество 3-х современных художников, в совершенстве владеющих искусством выжигания по дереву. Имена тройки пирографистов известны всему миру - это Джули Бендер / Julie Bender, Эбен Кавана Рутенбах / LeRoc и Питер Уокер / Peter Walker. Дабы не распыляться, предлагаю сразу же перейти к знакомству с художниками и их творческим багажом.


Выжигание по дереву от Джули Бендер. Пирография в цвете сепия

Джули Бендер (Julie Bender) - ярчайший представитель пирографии, искусно владеющий огненной стихией. Её уникальные и неповторимые рисунки по дереву выражают глубочайшую признательность живой природе. Джули Бендер при помощи выжигания по дереву удалось передать мельчайшие детали животного мира настолько точно, что едва ли можно удержаться от того, чтобы не утонуть в палитре полутонов и оттенков. Богатство уникального стиля художницы характеризуется микроскопичностью деталей изображения с применением световых лучей и сверхтонкой штриховки. Чтобы создать одну единственную подобную картину, необходимы не только талант, усердие и опыт, но и любовь к тому, чтобы называться пирографистом, в противном случае можно сойти с ума.

Прежде чем приступить к выжиганию по дереву, Джули Бендер вдохновляется наблюдениями дикой природы в лесных зонах Колорадо, собирает материал, после чего вдумчиво, согласно сердечному зову сочиняет каждую работу - делает предварительные , своеобразные наброски на специально подобранной идеально отшлифованной доске либо на плотной акварельной бумаге. Из древесины отдает предпочтение клену, потому что последний имеет кремовый оттенок и легкую зернистость. Что касается бумаги, естественно, с ней работать проще, так как бумажный материал подразумевает универсальность в действиях, в частности, эксперименты с различными эффектами. Процесс выжигания осуществляется медленно, послойно, что требует очень много времени и сил. Инструментами являются пирографы с разными насадками, как по форме, так и по размеру, включая сверхтонкие наконечники. С их помощью скрупулезно прорабатывается каждый блик света, каждая шерстинка. Учитывая, насколько шедевральными получаются картины Julie Bender, вне всяких сомнений, вывод напрашивается однозначный - она любит свою профессию.


Во всем мире существует несколько человек, которые профессионально выжигают по дереву с помощью пирографа и я - одна из них!

Художница имеет степень бакалавра в сфере изо искусства, в 1980 году она окончила первый государственный Университет Миссури. Выжиганием по дереву активно занялась с 2002 года. Кроме пирографии (выжигания по дереву), по окончанию вуза и вплоть до середины 2012 года, занималась дизайном, также курировала веб-сайты и программное обеспечение, находясь на посту менеджера в одной из американских компаний.

Бендер является почетным членом Общества Художников Анималистов. Ее работы получили высокий резонанс на международном уровне, начиная с Соединенных Штатов, они экспонируются в государственных музеях и частных галереях по всему миру, на постоянной основе находятся в коллекции художественного музея «Leigh-Yawkey Woodson Art Museum’s». Цена за один коричневый отпечаток огня размером с тетрадный лист может достигать четырех тысяч долларов. На завершение одной рабочей поверхности уходит от недели до нескольких месяцев.


Любопытный факт о Джули Бендер: к выжиганию по дереву пришла в связи с кончиной любимой собаки. Чтобы облегчить боль, художница решила обзавестись пирографом (инструментом для выжигания по дереву) и перед погребением на урне воссоздать портрет собаки. С ее стороны это мог быть прощальный знак, жест благодарности и только, однако в процессе выжигания дизайнер неожиданно для себя осознала, что нашла свое призвание. С тех самых пор Джули продолжает рисовать огнем мир домашней и дикой природы - собак, птиц, оленей, слонов, зебр, лошадей… Даже сегодня, будучи уже опытным профессионалом в сфере пирографии, который к тому же возглавляет топ-5 самых талантливых пирографов всего мира, она поражается тому, насколько живыми становятся её анималистические картины от соприкосновения горячего металла с древесиной.

Искусство выжигания по дереву от LeRoc

Eben Cavanagh Rautenbach (также известен под псевдонимом LeRoc ) - южноафриканский художник, рисующий огнем по дереву. В качестве инструмента использует паяльник, ранее орудовал зажигалкой, гвоздем и плоскогубцами. Мастер выжигания по дереву посвящает свои работы всем любителям природы и граффити, ведь они по сути являются составляющими того и другого.

LeRoc живет в Шотландии, там же имеет оборудованную под студию крошечную комнату, которая находится в двух шагах от леса. Именно в лесу во время велосипедных и пеших прогулок Эбен находит вдохновение для творчества. Героями деревянных полотен Эбена Кавана Рутенбаха являются деревья, животные, люди и техника.

Любопытно , что на паяльную лампу художника переключила его тетя: она преподнесла ему старый паяльник в качестве подарка. Специальное образование в области пирографии у Рутенбаха отсутствует, тобишь по сути он является художником-самоучкой.

Пирография или выжигание по деревянным доскам для серфинга от Питера Уокера

Питер Уокер (Peter Walker) - знаменитый австралийский пирографист, выжигающий орнаменты на досках для серфинга. Можно сказать, Питер Уокер живет историей серфинга и его эволюцией, совмещая в работе как минимум три составляющие - ремесло, искусство. Полые деревянные доски изготавливаются из быстрорастущих деревьев семейства Павловниевые. Каждый деревянный серфборд обрабатывается ремесленником вручную, иногда в сотрудничестве с другими дизайнерами. Само по себе выжигание осуществляется при помощи лазерной технологии.


В соединении огня с водой - двух основных природных элементов - рождается динамическое противоречие сил, которые являются важным компонентом окружающей среды Южной Австралии. Процесс выжигания по дереву похож на скольжение по воде в том смысле, что необходимо быстро реагировать, приспосабливаться к процессу. Именно таким образом я рисую огнем.


Искусство выжигать огнем по дереву сделало из Питера звезду мировой величины в области пирографии. Пирограф Питер Уокер принимал участие в дизайнерских проектах на территориях Северной Америки, Европы и Японии.

Кто и чем вдохновляет пирографиста Питера Уокера? Скульптор Мартин Пурьер воодушевляет изысканной утонченностью геометрических и органических форм, созданных благодаря особому отношению к материалам и изобретательности, дуэт мексиканских гитаристов Rodrigo y Gabriela (Родриго Санчез и Габриэла Кинтеро) - виртуозностью и умением в сотрудничестве постигать творческие вершины, виндсерфингист и автор новой конструкции серфборда Том Блейк окрыляет неординарным мышлением и гениальными инновациями в области серфинга, в частности, разработками гавайской полой доски с плавником, спасательных кругов и подводных камер, немецкий режиссер Вернер Херцог - преданностью своим проектам и привлечением своих персонажей к точке крайней «неясности», писатели Тим Уинтон и Харуки Мураками.

Выжигание по дереву — это отдельная область прикладного искусства, посредством которого создаются настоящие шедевры. Различного рода картины, портреты и пейзажи, несмотря на монохромность красок, поражают взгляд красотой линий и разнообразием оттенков. Начальные навыки обработки деревянной поверхности приобретаются достаточно легко, однако конечный результат во многом зависит от правильно подобранного материала.

В идеале в качестве основы для рисунка должна использоваться цельная древесина, однако в виду ее высокой стоимости и редко встречающихся заготовок необходимой толщины это не всегда представляется возможным. Наиболее оптимальным решением для начинающих мастеров является фанерная продукция, цена которой вполне демократична, а толщина имеет подходящие стандарты.


Фанера – это многослойный продукт на основе натуральной древесины, выпускается в различных модификациях. В качестве исходного материала для ее изготовления используется натуральный шпон, который формируется посредством лущения предварительно распаренных бревен. Готовые пласты шпона сушатся и склеиваются между собой посредством горячего прессования.

Выжигание на фанере — захватывающее занятие

В зависимости от типа древесины и клеевого состава, напрямую зависят и основные качественные характеристики фанерной продукции. Для выжигания своими руками подойдет далеко не каждый тип фанеры – некоторые аналоги совершенно не пригодны для этого процесса, ввиду природных или технических особенностей материала.

Ниже приведена инструкция о том, как правильно подобрать фанеру для выжигания поможет вам сделать правильный выбор.

Виды фанеры

Исходный материал

Большое влияние на технические характеристики оказывает тип древесины, из которого будет изготовлена фанера. В качестве исходного материала для изготовления шпона используются два типа деловой древесины – лиственная и хвойная. Лиственные аналоги чаще всего изготавливаются из березы, а хвойные из ели и лиственницы.

Обратите внимание!
В редких случаях фанеру также изготавливают из ценных пород дерева – красное дерево, дуб, венге и т.п.
Однако продукция данного типа имеет высокую стоимость и встречается достаточно редко.
В связи с этим ее свойства в данной статье рассмотрены не будут.


Для выжигания используют фанеру из твердых лиственных пород, так как их структура больше всего подходит для данного процесса. на ее широкое распространение, низкую стоимость и мягкую структуру использовать в качестве материала для выжигания нежелательно. Это объясняется высоким содержанием природных смол в хвойной древесине – под воздействием высокой температуры она начинает выделяться на поверхности заготовки.

Березовая фанера не обладает вышеперечисленными недостатками и вполне может использоваться в качестве заготовки. Однако ее древесина обладает достаточно высокой прочностью, что в данном случае не является существенным препятствием, но, все же, доставляет некоторые неудобства. Идеальным вариантом считаются фанерные листы из липовой древесины – мягкой и податливой.

Клеевой состав

От состава клея зависят качественные характеристики конечного продукта, которые изначально не свойственны натуральной древесине — влагостойкость и прочность. Однако состав клея в большинстве случаев имеет химическую структуру, что в той или иной степени негативно сказывается на экологичности фанеры. ГОСТ контролирует допустимое содержание токсичных веществ, но его стандарты не рассчитаны на повышенный нагрев.

В качестве ингредиента для клеевого состава в той или иной степени используется формальдегид, фенол и другие токсичные вещества. При нормальных условиях эксплуатации выделение ядовитых паров вышеперечисленных веществ минимально, но при выжигании — существенно нагревается, структура клея нарушается и происходит мощный выброс токсичных испарений.

Наиболее распространены несколько видов фанерной продукции:

  • ФБА – в качестве клеевого состава в фанере данного типа используется альбуминоказеиновый клей . Он имеет натуральную основу и водоэмульсионную структуру, в связи с чем, обладает сильным влагопоглощением и невысокой прочностью, но при этом является экологически чистым материалом. Это наиболее подходящий материал для выжигания;

  • ФК – шпон склеивается посредством карбамидного клея, на основе меламиноформальдегидных смол . Это более прочный и влагостойкий аналог, но при этом он обладает меньшей экологичностью. При работе с ним вдыхать выделяющиеся пары нежелательно;
  • ФСФ – продукция на основе синтетического фенолформальдегидного клея . Это наиболее распространенная на рынке продукция. Обладая высокой стойкостью к влаге и прочностью, фанера данного типа обладает высокой токсичностью, которая особенно сильно проявляется при нагревании. Использовать продукцию данного типа не рекомендуется;

  • ФБ – фанера, изготовленная посредством бакелитового лака или клея . Самая прочная и влагонепроницаемая продукция – для ручного выжигания абсолютно непригодна в виду своей прочности и повышенного уровня токсичности;

Обратите внимание!
При работе с фанерой вдыхать пары не рекомендуется в независимости от ее типа, так как клеевой состав изготавливается с присутствием посторонних добавок.
Помещение должно хорошо вентилироваться и не должно быть закрытым.

Сорт фанеры

Фанерная продукция подразделяется по сортам, посредством которых происходит классификация готовой продукции. Распределение осуществляется исходя из визуальных данных — наличия внешних и структурных дефектов. В зависимости от сорта, листы будут обладать теми или иными характеристиками и внешними данными – соответственно, для процедуры выжигания подойдет далеко не каждый.

Сорт Е


Самый элитный сорт фанеры – на поверхности листа практически отсутствуют какие-либо природные и приобретенные в процессе изготовления дефекты. Допустимы лишь незначительные изменения структуры древесины, которые носят случайный характер и не влияют на общие характеристики листа. Это самый оптимальный сорт для выжигания рисунка.

Сорт 1

Допускается присутствие в незначительном количестве трещин и покоробленных областей, однако их длина не должна превышать 20 мм. Основная площадь поверхности листа неповрежденная, без каких-либо внешних или структурных недостатков. Этот сорт также подходит для использования в качестве заготовок для выжигания.

Все остальные сорта использовать нежелательно, так как присутствие червоточин, сучков, вставок и других природных или приобретенных дефектов негативно отразится на процессе выжигания. При использовании низкосортных аналогов вам придется выбирать неповрежденные места, что не всегда представляется возможным.

Перенос рисунка на заготовку


Собака — рисунки выжигания на фанере

Немаловажное значение в процессе выжигания играет перенос эскиза на заготовку – в большинстве случаев рисунок располагается на бумаге и перед тем, как начать формирование контура необходимо копировать его на поверхность будущего изделия. Наиболее распространенным способом перенести рисунки для выжигания на фанере является копировальная бумага.

Самый простой и доступный способ переноса рисунка на поверхность фанеры – копировальная бумага, которую можно приобрести в любом магазине канцтоваров.

Это дешевое и в тоже время достаточно эффективное решение – процесс копирования рисунка осуществляется таким же образом, как и при переносе изображения на листок бумаги.

  • Перед копированием эскиза поверхность фанеры полностью очищается от пыли и крупиц древесины, которые могут помешать процессу.
  • Заготовка обезжиривается посредством уайтспирта и сушится.
  • Затем калька (копировальная бумага) накладывается на поверхность заготовки и равномерно фиксируется посредством скотча – малейший ее сдвиг во время переноса рисунка приведет к искажению рисунка.

  • Затем на кальку накладывается бумагу с рисунком, и обводят все имеющиеся контуры ручкой – рисунок полностью перенесется на поверхность заготовки.

Примечание!
К сожалению, копирование калькой подходит только в том случае, если рисунки для выжигания по фанере изначально имеют необходимый размер – для увеличения или уменьшения масштаба данный способ не подходит.

Итог


Правильно подобранный материал сделает выжигание по фанере максимально эффективным. Это особенно актуально на начальном этапе приобретения необходимых навыков, когда любой побочный фактор может оказать непосредственное влияние на конечный результат. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Похожие материалы

Пирография - это процесс выжигания по дереву с фиксацией нанесенного рисунка при помощи специального прибора. В последнее время хорошо уже подзабытое это искусство вновь приобретает популярность. Это хороший способ для современного человека снять стресс, отвлечься от повседневной суеты, одновременно создавая своими руками декоративные детали интерьера и не только. Научиться выжигать по дереву для начинающих не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Искусство выжигания по дереву приобрело в России популярность в конце XIX века. Применялось оно в основном для украшения матрешек. Считается, что родина декоративного выжигания - Перу. Однако в том или ином проявлении пирография проявлялась в культуре, пожалуй, всех народов .

Первый аппарат для выжигания по дереву громоздкий и несовершенный. Функционировал он на бензине, гарантирующем достаточный нагрев платиновой иглы. Для бесперебойной работы мастеру приходилось обеспечивать постоянную подачу горючего, регулирую ее ножной педалью. Процесс был довольно трудоемким.

Настал момент, когда технику выжигания сменила декоративная роспись. Однако многие мастера продолжали украшать предметы быта (шкатулки, сундуки, кувшины) в полюбившейся им технике.

Особенности современных аппаратов

Главный инструмент для работы, пирограф (выжигательный аппарат) - самая важная деталь в процессе выжигания. Современное оборудование отличается от моделей прошлых лет. Раньше агрегат представлял собой маленькую коробочку и паяльник с наконечников в виде канцелярской скрепки. Современный же прибор более сложный. Какой выжигатель выбрать, зависит от индивидуальных предпочтений мастера. Каждый из приборов имеет свои плюсы и минусы.

Недостатки современных пирографов:

  • длительное время нагрева и охлаждения;
  • риск перегорания при длительной эксплуатации;
  • неудобные ручки в некоторых моделях.

У проволочных агрегатов свои недостатки:

  • высокая стоимость;
  • дорогостоящий ремонт;
  • иглы требуют частой замены;
  • сложности в поисках запасных частей.

Многие умельцы пытаются изготавливать наконечники на выжигательный паяльник из проволоки в домашних условиях. Однако для выполнения таких процедур необходим определенный опыт. Новичкам рекомендуется все же ограничиться фабричными экземплярами.

Самый примитивный выжигательный прибор состоит из нескольких обязательных элементов:

  • понижающий трансформатор;
  • рукоятка;
  • различные насадки (перья, нити накаливания).

В магазинах товаров для хобби и творчества можно приобрести выжигательный аппарат, необходимые материалы и даже готовые наборы для пирографии. Итак, для декоративного выжигания по дереву потребуются:

Многих начинающих мастеров интересует, можно ли выжигать по дереву паяльником. Конечно, можно, это самый простой способ выполнения узоров в домашних условиях. Однако надо учесть, что в работе потребуется несколько паяльников разных диаметров.

Для пирографии лучше всего подходят доски из лиственных деревьев (клен, липа, дуб, ольха). Меньше подходят хвойные породы, так как их порой бывает трудно очистить от смолы. Доска не должна иметь заметных изъянов - сучков, трещин и т. д.

При самостоятельной подготовке рабочей поверхности требуется зашлифовать доску мелкой наждачной бумагой и натереть ее смесью воды и мела в соотношении 1:1, тщательно затем просушив.

Выжигание по дереву для начинающих - процесс несложный и увлекательный. Как и в любом деле, здесь существуют свои особенности и правила , которых необходимо придерживаться:

Для того чтобы овладеть искусством пирографии в совершенстве и научиться правильно выжигать по дереву, не стоит останавливаться на начальных этапах работы, рассмотренных в статье. Рекомендуется ознакомиться с учебными видеоуроками по теме, можно посетить специальные курсы. Важно помнить, что, как и любое прикладное занятие, пирография требует постоянных занятий, оттачивания навыков. Результат же не заставит себя ждать.