1) повествовательные, они заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых |
Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена. (А. Блок) |
2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.) |
Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья! Пусть нам звездою путеводной святая истина горит... (А. Плещеев) |
3) вопросительные, они выражают вопрос |
Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены? (А. Блок) |
Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности |
Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? (А. Блок) |
II. По интонации различают типы предложений: |
|
1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством |
О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая! (А. Блок) |
2) невосклицательные, по интонации нейтральные: |
В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова. (А. Блок) |
Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться
- в конце предложения:
б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;
- в середине предложения:
б) восклицательный или вопросительный знак в скобках - для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).
И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)
Знаю... читал... Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)
Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.
I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.
1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись - безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)
I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация
I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.
1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» - оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья - вечные лампады, былой весны
чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)
§ 65
Еще по теме Типы предложений по цели высказывания и интонации:
- 6. Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Текст. Предложение. Словосочетание
Предложение
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Ответы к стр. 6 — 7
1. Прочитай. Соотнеси названия предложений с их видом по цели высказывания и по интонации. Впиши названия видов предложений из слов для справок в нужную группу.
2 ∗ . Прочитай пословицы и загадки. Отгадай загадки. Определи вид предложений по цели высказывания. Впиши номера предложений, которые соответствуют каждому из данных видов предложений.
1) Добрые дела красят человека.
2) Береги нос в большой мороз.
3) Что растёт со шляпкой? Гриб
.
4) Кто на своей голове лес носит? Лось
.
5) От скуки бери дело в руки.
6) Плохая шутка до добра не доведёт.
Повествовательные: 1
, 6
.
Вопросительные: 3
, 4
.
Побудительные: 2
, 5
.
3 ∗ . Прочитай диалог маленького Енотика и мамы. Подчеркни предложения, которые отличаются от других по интонации. Отметь √ , какие это предложения по интонации и по цели высказывания.
- Батюшки, на кого ты похож?!
Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?
- А я муравейник ворошил.
- Почему лапы в болотной тине?
- А я за лягушкой гонялся.
- Нос почему в земле?!
- Я жука выкапывал…
(Э. Шим)
повествовательные √
вопросительные
побудительные √
восклицательные
невосклицательные
Выпиши из диалога любое вопросительное невосклицательное предложение.
Почему лапы в болотной тине?
4 ∗ . Прочитай загадки об одном и том же растении. Отгадай. Вставь пропущенный знак в конце предложений.
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
(И. Демьянов)
При выполнении синтаксического разбора любого предложения ученик обязательно характеризует его также по цели высказывания. Что это за характеристика и о чем она говорит - эти вопросы в нашей статье.
Что такое цель выказывания
Основная функция речи - коммуникативная. Это значит, что в первую очередь она нужна для того, чтобы передать какую-то информацию, для общения. Если наше сообщение, письменное или устное, получено и понято адресатом, то цель достигнута.
Чтобы нас поняли, мы стараемся правильно подбирать наиболее точные слова, а также писать и говорить без ошибок, которые могли бы затруднить понимание, а то и сделать его невозможным. Мы правильно строим фразы с учетом их смысла и цели. Например, если мы хотим о чем-то спросить, мы строим фразу в форме вопроса и произносим ее с особой интонацией, а если это письменная речь, то мы ставим в конце предложения вопросительный знак.
Каждое наше высказывание преследует какую-то цель. И эти цели, как правило, можно разделить на три группы .
- Если нам надо передать какую-то информацию, сообщить о чем-то, то наша цель - повествование, сообщение вести.
- Если мы хотим что-то выяснить для себя, то мы спрашиваем, задаем вопрос.
- Если мы хотим, чтобы другие что-то делали, то мы их просим или приказываем им - побуждаем что-то сделать.
Так как цели разные, то и предложения по цели высказывания (то есть по тому, зачем мы говорим) разные. Видов предложений по цели высказывания три: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Различение предложений по цели выказывания
Чтобы определить тип предложения по теме высказывания, надо понять, что за цель была у автора фразы.
Как бы ни были разнообразны цели, с которыми мы начинаем говорить или писать, все их, оказывается, можно свести всего лишь к трем типам.
Если предложение создано для того, чтобы о чем-то сообщить, то оно повествовательное. Примеры повествовательных предложений:
- Уже вечер.
- Долго ли, коротко ли ехал Иван-царевич, и набрел он на избушку.
- Мне хотелось бы поздравить вас с юбилеем!
Если наша цель - выяснить что-то, то мы задаем вопрос, то есть наше предложение вопросительное.
Если же наша цель - побуждение собеседника к какому-то действию, нам потребуется построить побудительное предложение.
Приведем примеры и таких фраз.
- Иди скорее!
- Передайте, пожалуйста, эту тетрадь Алевтине Олеговне.
- Не плачь, девчонка!
Неправильно употреблять термин «восклицательное» вместо «побудительное» – это совершенно разные характеристики.
То есть, чтобы определить тип предложения по цели высказывания, надо понять, какова эта цель.
Школьники учатся давать такую характеристику предложению с 3 класса.
Предложения по цели высказывания и по интонации
Иногда возникают ошибки, связанные с тем, что школьники ассоциируют характеристику по цели высказывания со знаком конца предложения. Ребятам кажется, что в конце повествовательного предложения должна стоять точка, в конце вопросительного - вопросительный знак, а в конце побудительного - восклицательный. Поэтому они путают побудительные предложения с восклицательными.
Но по нашим примерам ясно, что это неправильно. Восклицательный знак показывает, что предложение произносится с особым чувством, эмоционально. Но так может произноситься любое предложение! Интонация («восклицательность») - это отдельная характеристика.
Посмотрим в таблице, как могут сочетаться характеристики по цели высказывания и по интонации.
повествовательное |
вопросительное |
побудительное |
|
восклицательное |
Сегодня суббота! |
И ты пойдешь?! |
Не отставай! |
невосклицательное |
Урок начался. |
Пойдешь в кино? |
Принесите еще чашечку, пожалуйста.Оценка статьи Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 115. |
Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.
Виды предложений по цели высказывания и интонации
Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:
- Повествовательные.
- Вопросительные.
- Побудительные.
В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).
Повествовательные предложения
Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.
Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.
За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».
Вопросительные предложения
Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:
Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:
Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).
Побудительные предложения
Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.
- Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
- Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
- Приказа: «Замолчи немедленно!».
- Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».
Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.
Предложения невосклицательного типа
Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.
Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».
Восклицательные предложения
Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.
Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:
- Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
- Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
- Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».
Выделение на письме
От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.
- Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
- Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
- Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
- В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
- При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».
По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.
Наблюдение На доске счастливые улыбающиеся лица.
1 .Психологический настрой
Учитель. Я рада вновь видеть ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Учитель. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать,
Только лишь оценку «пять»
2. Минутка чистописания
И начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня повторим правильное написание букв.
Отгадав загадку вы узнаете, какую букву мы будем писать.
Кинешь в речку –не тонет
Бьешь о стенку- не стонет
Будешь оземь кидать-
Станет кверху летать. Это (Мяч) (Слайд 2)
Напишите в тетради Строку с заглавной буквой М
В следующей строке напишите слоги ма мо.
3 Словарная работа
Прочитайте слова с доски, поставим ударение.(Слайд 3) Выясним сколько в слове гласных и определим слоги в словах. Составим предложение о маме. Мама- самое дорогое слово на свете. Что поставили в конце предложения.
4 Актуализация знаний
Докажите, что это предложение.(Оно состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. (Ева) Предложение выражает законченную мысль.) (Лера)
Чем могут отличаться предложения друг от друга?(Они бывают спокойные, и ужасно любопытные, гневные, изумительные.)(Сергей)
Какое предложение «Мама – самое дорогое слово на свете»(Спокойное)(Артем)
5.Знакомство с главными героями урока
Настало время узнать вам секрет.
И на урок пришли сегодня к нам.
Кто, узнаете, отгадав загадки.
(точка, вопросительный знак, восклицательный знак) (Слайд 6, 7, 8).чтобы научить правильно понять написанные предложения и поставить правильный знак.(Слайд 5)
Наша речь состоит из предложений. Бывают предложения, в которых рассказывается, повествуется о чем- нибудь или о ком- нибудь Их называют повествовательными. В конце таких предложений ставится точка.
Составим предложение о друге.
Например: Моего друга зовут Рома.
- Как вы сказали предложение.
С помощью других предложений можно задать вопрос. Называются они вопросительными. В конце таких предложений ставится вопросительный знак.
Спросите у друга, он пойдет в библиотеку.
Например: Рома, ты пойдешь в библиотеку?
А еще бывают предложения, с помощью которых приказывают, требуют, побуждают к действию. Они называются побудительными и в конце таких предложений ставится восклицательный знак.
Скажите, можно разорять птичьи гнезда?
Например: Помните, нельзя разорять птичьи гнезда!
6 Физминутка
Если вы услышите предложение нужно присесть, руки вытянуть вперед. Если это слово- хлопните в ладоши.
Расцвела сирень. Солнечный Дети гуляют в парке. Полезный Аккуратный Вы ходили в поход? Красиво Как тихо кругом!
7 Наблюдение над знаками препинания
На доске 3 предложения Прочитаем их и правильно поставим знак препинания Слайд 4).
Найдите и прочитайте предложение, которое содержит вопрос. Как оно называется и какой знак ставится в конце предложения.
Прочитайте предложение в котором о чем- то спокойно сообщается, повествует. Какой знак нужно поставить в конце предложения
Найдите предложение, которое нужно произнести с сильным чувством. Какой знак ставится в конце такого предложения.
8Интонационная разминка.
На доске: Прозвенел звонок.
Прочитайте с разной интонацией.
9 Офтальмотренажер
(Дети глазами следят за передвижением солнышка)
10 Закрепление материала
Определите по началу предложения каким оно будет по цели высказывания и найти соответствие.
-Кто стучится… вопросительное
- Однажды мы… повествовательное
-Перестаньте дразнить… побудительное
-Почему подснежники… вопросительное
-Маленький лосенок… повествовательное
-Учись хорошо… побудительное
11 Работа по книге Слайд 9)
Упр. 599 (письменно)
Упр. 600 (устно)
Выполнить тесты
1. По цели высказывания предложения бывают
А)Повествовательные,побудительные, вопросительные
Б)Вопросительные, невосклицательные
2.Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?
А) ? Б) . В) !
3. Какой знак ставится в конце вопросительного предложения
А). Б) ? В)!
4 Какова мысль выражена в вопросительном предложении
А)Сообщение Б)Вопрос В)Побуждение
5. Определи тип предложения по цели высказывания
На улице падает снег
А)Вопросительное Б) Повествовательное В) Побудительное
13Творческое задание . Составить синквейн о предложении. (Слайд 11)
Предложение
Мысль.
14Домашнее задание
Выписать из учебника Литературы по 2 предложения разных по цели высказывания
15 Оценки
16 Итог урока
Я доволен….
Мне понравилось..
Я порадовался за…
Я хочу поблагодарить ….за…
Я могу похвалить себя за…
Предложение
Повествовательное, вопросительное
Повествует, рассуждает, описывает
Предложение раскрывает красоту.