Какие слова побудительные. Какие бывают виды предложений в русском языке: примеры и характеристика

I. По цели высказывания различают типы предложений:

1) повествовательные, они
заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых

Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена.
(А. Блок)

2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.)

Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья!
Пусть нам звездою путеводной святая истина горит...
(А. Плещеев)

3) вопросительные, они выражают вопрос

Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены?
(А. Блок)

Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности

Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?
(А. Блок)

II. По интонации различают типы предложений:

1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством

О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая!
(А. Блок)

2) невосклицательные, по интонации нейтральные:

В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова.
(А. Блок)

Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться

          1. в конце предложения:
а) точка, вопросительный знак, восклицательный знак; многоточие - для обозначения незаконченности высказывания;
б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;
          1. в середине предложения:
а) многоточие - для обозначения пауз, заминок;
б) восклицательный или вопросительный знак в скобках - для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).
И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)
Знаю... читал... Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)
Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.
I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.
1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись - безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)
I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация
I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.
1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» - оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья - вечные лампады, былой весны
чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)
§ 65

Еще по теме Типы предложений по цели высказывания и интонации:

  1. 6. Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Текст. Предложение. Словосочетание
Предложение

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

Ответы к стр. 6 — 7

1. Прочитай. Соотнеси названия предложений с их видом по цели высказывания и по интонации. Впиши названия видов предложений из слов для справок в нужную группу.

2 ∗ . Прочитай пословицы и загадки. Отгадай загадки. Определи вид предложений по цели высказывания. Впиши номера предложений, которые соответствуют каждому из данных видов предложений.

1) Добрые дела красят человека.
2) Береги нос в большой мороз.
3) Что растёт со шляпкой? Гриб .
4) Кто на своей голове лес носит? Лось .
5) От скуки бери дело в руки.
6) Плохая шутка до добра не доведёт.

Повествовательные: 1 , 6 .
Вопросительные: 3 , 4 .
Побудительные: 2 , 5 .

3 ∗ . Прочитай диалог маленького Енотика и мамы. Подчеркни предложения, которые отличаются от других по интонации. Отметь √ , какие это предложения по интонации и по цели высказывания.

- Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?
- А я муравейник ворошил.
- Почему лапы в болотной тине?
- А я за лягушкой гонялся.
- Нос почему в земле?!
- Я жука выкапывал…

(Э. Шим)

повествовательные вопросительные
побудительные восклицательные
невосклицательные

Выпиши из диалога любое вопросительное невосклицательное предложение.

Почему лапы в болотной тине?

4 ∗ . Прочитай загадки об одном и том же растении. Отгадай. Вставь пропущенный знак в конце предложений.

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.

(И. Демьянов)

При выполнении синтаксического разбора любого предложения ученик обязательно характеризует его также по цели высказывания. Что это за характеристика и о чем она говорит - эти вопросы в нашей статье.

Что такое цель выказывания

Основная функция речи - коммуникативная. Это значит, что в первую очередь она нужна для того, чтобы передать какую-то информацию, для общения. Если наше сообщение, письменное или устное, получено и понято адресатом, то цель достигнута.

Чтобы нас поняли, мы стараемся правильно подбирать наиболее точные слова, а также писать и говорить без ошибок, которые могли бы затруднить понимание, а то и сделать его невозможным. Мы правильно строим фразы с учетом их смысла и цели. Например, если мы хотим о чем-то спросить, мы строим фразу в форме вопроса и произносим ее с особой интонацией, а если это письменная речь, то мы ставим в конце предложения вопросительный знак.

Каждое наше высказывание преследует какую-то цель. И эти цели, как правило, можно разделить на три группы .

  • Если нам надо передать какую-то информацию, сообщить о чем-то, то наша цель - повествование, сообщение вести.
  • Если мы хотим что-то выяснить для себя, то мы спрашиваем, задаем вопрос.
  • Если мы хотим, чтобы другие что-то делали, то мы их просим или приказываем им - побуждаем что-то сделать.

Так как цели разные, то и предложения по цели высказывания (то есть по тому, зачем мы говорим) разные. Видов предложений по цели высказывания три: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Различение предложений по цели выказывания

Чтобы определить тип предложения по теме высказывания, надо понять, что за цель была у автора фразы.

Как бы ни были разнообразны цели, с которыми мы начинаем говорить или писать, все их, оказывается, можно свести всего лишь к трем типам.

Если предложение создано для того, чтобы о чем-то сообщить, то оно повествовательное. Примеры повествовательных предложений:

  • Уже вечер.
  • Долго ли, коротко ли ехал Иван-царевич, и набрел он на избушку.
  • Мне хотелось бы поздравить вас с юбилеем!

Если наша цель - выяснить что-то, то мы задаем вопрос, то есть наше предложение вопросительное.

Если же наша цель - побуждение собеседника к какому-то действию, нам потребуется построить побудительное предложение.

Приведем примеры и таких фраз.

  • Иди скорее!
  • Передайте, пожалуйста, эту тетрадь Алевтине Олеговне.
  • Не плачь, девчонка!

Неправильно употреблять термин «восклицательное» вместо «побудительное» – это совершенно разные характеристики.

То есть, чтобы определить тип предложения по цели высказывания, надо понять, какова эта цель.

Школьники учатся давать такую характеристику предложению с 3 класса.

Предложения по цели высказывания и по интонации

Иногда возникают ошибки, связанные с тем, что школьники ассоциируют характеристику по цели высказывания со знаком конца предложения. Ребятам кажется, что в конце повествовательного предложения должна стоять точка, в конце вопросительного - вопросительный знак, а в конце побудительного - восклицательный. Поэтому они путают побудительные предложения с восклицательными.

Но по нашим примерам ясно, что это неправильно. Восклицательный знак показывает, что предложение произносится с особым чувством, эмоционально. Но так может произноситься любое предложение! Интонация («восклицательность») - это отдельная характеристика.

Посмотрим в таблице, как могут сочетаться характеристики по цели высказывания и по интонации.

повествовательное

вопросительное

побудительное

восклицательное

Сегодня суббота!

И ты пойдешь?!

Не отставай!

невосклицательное

Урок начался.

Пойдешь в кино?

Принесите еще чашечку, пожалуйста.Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 115.

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:


Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:


Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

Наблюдение На доске счастливые улыбающиеся лица.

1 .Психологический настрой

Учитель. Я рада вновь видеть ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Учитель. Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь оценку «пять»

2. Минутка чистописания

И начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня повторим правильное написание букв.

Отгадав загадку вы узнаете, какую букву мы будем писать.

Кинешь в речку –не тонет

Бьешь о стенку- не стонет

Будешь оземь кидать-

Станет кверху летать. Это (Мяч) (Слайд 2)

Напишите в тетради Строку с заглавной буквой М

В следующей строке напишите слоги ма мо.

3 Словарная работа

Прочитайте слова с доски, поставим ударение.(Слайд 3) Выясним сколько в слове гласных и определим слоги в словах. Составим предложение о маме. Мама- самое дорогое слово на свете. Что поставили в конце предложения.

4 Актуализация знаний

Докажите, что это предложение.(Оно состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. (Ева) Предложение выражает законченную мысль.) (Лера)

Чем могут отличаться предложения друг от друга?(Они бывают спокойные, и ужасно любопытные, гневные, изумительные.)(Сергей)

Какое предложение «Мама – самое дорогое слово на свете»(Спокойное)(Артем)

5.Знакомство с главными героями урока

Настало время узнать вам секрет.

И на урок пришли сегодня к нам.

Кто, узнаете, отгадав загадки.

(точка, вопросительный знак, восклицательный знак) (Слайд 6, 7, 8).чтобы научить правильно понять написанные предложения и поставить правильный знак.(Слайд 5)

Наша речь состоит из предложений. Бывают предложения, в которых рассказывается, повествуется о чем- нибудь или о ком- нибудь Их называют повествовательными. В конце таких предложений ставится точка.

Составим предложение о друге.

Например: Моего друга зовут Рома.

- Как вы сказали предложение.

С помощью других предложений можно задать вопрос. Называются они вопросительными. В конце таких предложений ставится вопросительный знак.

Спросите у друга, он пойдет в библиотеку.

Например: Рома, ты пойдешь в библиотеку?

А еще бывают предложения, с помощью которых приказывают, требуют, побуждают к действию. Они называются побудительными и в конце таких предложений ставится восклицательный знак.

Скажите, можно разорять птичьи гнезда?

Например: Помните, нельзя разорять птичьи гнезда!

6 Физминутка

Если вы услышите предложение нужно присесть, руки вытянуть вперед. Если это слово- хлопните в ладоши.

Расцвела сирень. Солнечный Дети гуляют в парке. Полезный Аккуратный Вы ходили в поход? Красиво Как тихо кругом!

7 Наблюдение над знаками препинания

На доске 3 предложения Прочитаем их и правильно поставим знак препинания Слайд 4).

Найдите и прочитайте предложение, которое содержит вопрос. Как оно называется и какой знак ставится в конце предложения.

Прочитайте предложение в котором о чем- то спокойно сообщается, повествует. Какой знак нужно поставить в конце предложения

Найдите предложение, которое нужно произнести с сильным чувством. Какой знак ставится в конце такого предложения.

8Интонационная разминка.

На доске: Прозвенел звонок.

Прочитайте с разной интонацией.

9 Офтальмотренажер

(Дети глазами следят за передвижением солнышка)

10 Закрепление материала

Определите по началу предложения каким оно будет по цели высказывания и найти соответствие.

-Кто стучится… вопросительное

- Однажды мы… повествовательное

-Перестаньте дразнить… побудительное

-Почему подснежники… вопросительное

-Маленький лосенок… повествовательное

-Учись хорошо… побудительное

11 Работа по книге Слайд 9)

Упр. 599 (письменно)

Упр. 600 (устно)

    Выполнить тесты

1. По цели высказывания предложения бывают

А)Повествовательные,побудительные, вопросительные

Б)Вопросительные, невосклицательные

2.Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?

А) ? Б) . В) !

3. Какой знак ставится в конце вопросительного предложения

А). Б) ? В)!

4 Какова мысль выражена в вопросительном предложении

А)Сообщение Б)Вопрос В)Побуждение

5. Определи тип предложения по цели высказывания

На улице падает снег

А)Вопросительное Б) Повествовательное В) Побудительное

13Творческое задание . Составить синквейн о предложении. (Слайд 11)

Предложение

Мысль.

14Домашнее задание

Выписать из учебника Литературы по 2 предложения разных по цели высказывания

15 Оценки

16 Итог урока

Я доволен….

Мне понравилось..

Я порадовался за…

Я хочу поблагодарить ….за…

Я могу похвалить себя за…

Предложение

Повествовательное, вопросительное

Повествует, рассуждает, описывает

Предложение раскрывает красоту.