Как развивать таланты в школе. Гениальность и реальность: как правильно развивать таланты ребенка

Педагогическая статья

О развитии таланта у детей дошкольного возраста

Смирнова Татьяна Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

ГБДОУ детский сад№39

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Талант, несомненно, есть у каждого ребенка. Но проблема в том, что не всегда детские способности находятся на поверхности. В большинстве своем таланты скрыты и их нужно развивать. А для этого нужно заметить талант малыша, помочь ему в выборе нужного направления, оказать поддержку. Педагогическое наблюдение - главный метод выявления детских талантов.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако, опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми, выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у сверстников, со способностями к творчеству.

Бытует мнение, что талантливые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам. Всё это обусловливает актуальность этой проблемы.

Но, как бы ни был ребенок одарен, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Ребенок не терпит давления, притеснения, окриков. С дошкольного возраста ребенка следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. И если правильно развивать задатки ребенка, обязательно появятся и способности. Главной задачей на пути выявления таланта является создание благоприятных условий для самовыражения и самореализации детей.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то зачем он это делает, что заставляет его действовать, то есть для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности. Талантливость и одаренность обнаруживаются только в деятельности. Нельзя говорить об одаренности ребенка, например, к рисованию, если его этому еще не учили. Только в процессе специального обучения может выясниться, есть ли у ребенка талант.

Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему достичь ее.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Необходимо создать условия для творческого самовыражения, организовать работу с детьми с применением экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Опыт показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и самостоятельный выбор. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Сколько дома ненужный интересных вещей (зубная щетка, расчески, поролон, пробки, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, семена растений. Можно рисовать чем хочешь, и как хочешь, даже можно придумать свою необычную технику. Дети раскрывают свои уникальные способности, они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить, что в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.

С помощью нетрадиционных техник рисования можно научить детей нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой « рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами».

Все педагоги, работающие с детьми, должны работать в тесной взаимосвязи друг с другом, учитывая, что процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Построение плана проводится таким образом, что все виды деятельности детей тоже тесно взаимосвязаны и в единстве своем пробуждают творческую активность, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Как говорил В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Успешному решению задач по развитию талантов детей способствует совместная работа с родителями. Необходимо заинтересовать и привлечь родителей к этой работе: проводить индивидуальные беседы, консультации, открытые мероприятия, собрания. Например, обязательным моментом в проведении родительского собрания являются открытые мероприятия по рисованию. Родители видят динамику у детей, как они проявляют инициативу в процессе творчества и всегда прислушиваются к советам, как в домашних условиях помочь ребенку развить свои способности. Чем теснее взаимосвязь педагога, родителей и ребенка, тем больше успехов у малыша.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение. Рисование является одним из важнейших средств познания, так как связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно.

Каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Список использованной литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией
М.А.Васильевой.

2. Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразитель-
ной деятельности»,С-Пб,2009.

3. К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка
с детьми 3-7 лет», М.,2005.

4.Г.П.Есафьева «Учимся рисовать», Ярославль, 2006.

5.О.А.Белобрыкина «Маленькие волшебники или пути к творчеству»,
Новосибирск,1993.

6.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2006.

Как выявить и развить талант.

Дорогие родители, я очень рада встрече с вами и возможности поговорить на одну из самых интересных тем. Я хочу поставить на середину стола небольшую вазочку с грецкими орехами.

    Как вы считаете, что символизирует грецкий орех? (Мудрость, и это не случайно, ведь ядро этого ореха напоминает мозг человека).

    Грецкие орехи очень полезны. Но что будет, если вовремя не расколоть его? (Ядро засохнет, станет несъедобным).

    И пока мы не раскроем его, мы не узнаем, что скрывается за этой крепкой скорлупой.

Каждый ребенок талантлив по-своему. Если вовремя выявить способности и таланты ребенка, то впоследствии, обнаруженные способности могут стать залогом успешного развития его карьеры. Родителям нужно будет просто помочь малышу развить его способности.

Способный ребенок - не только повод для гордости, но и серьезная задача для родителей. Мы подскажем, как правильно развить таланты вашего чада.

Как не проворонить талант и сделать так, чтобы и во взрослой жизни ребенок мог им пользоваться? Внимательно наблюдайте за ребёнком. Проводите с ним время, обращайте внимание на то, что доставляет ему радость и в чем он действительно силен.

Талантливому ребенку нужен терпеливый «поводырь» , который направит его интерес в нужную сторону. Конечно, вы можете записать малыша на дополнительные занятия - музыкальные, художественные или спортивные. Это наверняка даст свои плоды. Но ничто так не мотивирует ребенка к творчеству, как игры вместе с родителями, потому что благодаря этому он чувствует себя нужным, приобретает уверенность в себе, смелость в начинаниях.

КАК РАЗВИТЬ ТАЛАНТ РЕБЕНКА

Как же быть, когда ваше дитя очень энергичное и активное? Не сердитесь на него. Его всего лишь нужно отдать в спортивную секцию. Возможно, у ребенка проявится спортивный талант. Изучите его поведение и сделайте соответствующие выводы о выборе определенного вида спорта для него. Как правило, дети с ярко выраженным спортивным талантом смелые и отважные. Синяки, ушибы и шишки их не пугают. Они прекрасно физически развиты. Очень любят различные соревнования и спортивные состязания. Порой кажется, что они никогда не устают. Познакомьте ребенка с различными спортивными дисциплинами. Пусть он выберет, что его интересует. Купите ролики или велосипед, о которых малыш мечтает. В выходные вместе посещайте бассейн или ездите на велосипеде. Смотрите по телевизору спортивные программы. Сходите вместе с ребенком на соревнования, поговорите со спортсменами. А во время семейного пикника организуйте свой матч, например кидайте мяч в корзину (это не обязательно должно быть профессиональное оборудование). Стоит сыграть и в боулинг: наполните песком пластиковые бутылки, цельтесь в них мячиком, чтобы сбить как можно большее количество. Такая игра не только тренирует ловкость, но и улучшает зрительно–моторную координацию.

Ребята с музыкальным талантом всегда будут стремиться туда, где звучит музыка. Они прекрасно чувствуют ритм и напевают мелодию. Когда же они поют, они вкладывают в музыкальные произведения собственные эмоции и чувства. Обычно ребенок с хорошо развитыми музыкальными способностями либо сам выучивается играть на музыкальном инструменте, либо настаивает, чтобы родители купили ему инструмент и отвели его в музыкальную школу. Знакомьте малыша с различной музыкой, водите его на концерты. Устраивайте семейное караоке. Музыку с текстами песен для детей вы можете найти, например, на сайте www.kindermusic.ru. Играйте в игру «Угадай мелодию» - давайте ребенку слушать его любимые мелодии с середины. Пусть он не только узнает название, но и споет начало песни. Сделайте вместе инструменты из подручных материалов - банок, бутылок, коробок. Наполните их рисом, горохом и т. д. Если в эту игру включатся все домашние, то получится целый оркестр!

Вместе сочиняйте аккомпанемент к стихам. Со старшими детьми можно играть в композитора. Скачайте одну из простых компьютерных программ для создания музыки.

Как выявить талант у ребенка к рисованию ? Художественные способности проявляются в желании ребенка постоянно что-то рисовать, лепить, чертить. Обратите внимание на рисунки вашего ребёнка. Если у него есть художественные способности, то он вместо того, чтобы рассказать о каком-либо происшествии или событии, постарается это изобразить на бумаге. Он будет вдумчиво комбинировать различные краски и материалы, с которыми работает. Покажите ребенку, как обычные предметы можно превращать в произведения искусства. Из смятых газет сделайте скульптуру, а из пластиковой бутылки - вазу, оклеив ее разноцветными веревочками или пластилином. Интересные картины можно делать из растолченных яичных скорлупок на бумаге, покрытой клеем (высохшую картинку потом нужно закрепить лаком для волос).

Покажите, что различные художественные техники можно соединять. Можно не только рисовать: девочке понравится собственноручное производство бижутерии - бус, колец или диадем принцессы.

Все работы ребенка сохраняйте, делайте выставку его художественных достижений. Если вы решили сделать ремонт комнаты юного художника, вовлеките его в это занятие.

Актер или писатель. Как распознать?

Уже в детском саду ребенок–писатель с удовольствием листает и слушает книги и даже бегло читает! Он быстро запоминает стихи, смело их рассказывает, у него богатое воображение, он сам сочиняет сказки. Его словарный запас велик, он интересуется значением новых слов. Ребенок способен выражать свои эмоции, говорит много и ярко, любит, чтобы его слушали. Охотно подражает героям сказок, фильмов.Как развивать?

Запишите малыша в библиотеку. Ходите туда вместе. Пусть ребенок сам выбирает книги. Разговаривайте о них. Предложите ребенку самому придумать, что происходило с героями сказки дальше. Можете читать книги вслух всей семьей: фрагмент - мама, фрагмент - ребенок, папа, сестра… Если ребенку особенно понравилась какая–то книга, организуйте домашний театр. Вместе с малышом сочиняйте стихи, играйте в слова. Выдумывайте рифмы к одному слову или придумывайте вместе историю: вы говорите первую строчку, ребенок следующую и т. д. Получившийся стишок запишите на бумаге, а еще лучше на аудио или видео. Водите малыша в театр, на встречи с авторами книг. Пусть эти совместные посещения станут ритуалом.

Технические способности , в отличие от всех предыдущих, проявляются гораздо позднее. О том, что у вашего юного дарования есть данные способности, можно догадаться по его стремлению к разбору и сбору конструкций и предметов. Они очень любят находить самостоятельно причину неисправности различных механизмов. С легкостью чинят поломавшиеся игрушки, поделки, приборы. И, конечно же, увлекаются взрослой технической литературой.

А может у вас растёт будущий ученый. Как распознать?

Ребенок интересуется числами, все считает, обращает внимание на таблички, деньги, легко концентрируется, любит играть в настольные игры, разгадывать ребусы, новые игрушки разбирает на части, чтобы проверить, как они работают. Он ориентируется во времени, умеет пользоваться часами. Как развивать?

Вовлеките ребенка в домашнюю работу, во время которой он будет считать. Пусть помогает отсчитывать ингредиенты для пирога, следит за временем приготовления, поможет накрывать на стол для определенного количества человек, проверяет количество продуктов в холодильнике.

Вместе разгадывайте головоломки. Играйте в настольные игры. Шашки, игры с кубиками и фишками или пазлы развивают логическое мышление. По окончании игры или решения головоломки попробуйте вместе выяснить, как вы пришли к решению или почему эти элементы подходят. Придумывайте математические забавы. На цветной бумаге нарисуйте геометрические фигуры, например 10 кругов, квадратов, треугольников. Вместе их вырежьте. Попросите малыша составить из них домик, машину и т. д., а потом попросите посчитать, из скольких фигур они состоят. Если ребенок обожает компьютер, разгадывайте головоломки в Интернете. Можете скачать бесплатные программы с заданиями, например «Математические игры для детей».

Не стоит также забывать и о том, что у детей таланты и способности могут проявиться не в детстве, а в юношеском возрасте. Главное в вопросе «как развить талант ребенка» – это своевременная поддержка родителей и учителей. В первую очередь, родителей, потому что именно они больше времени проводят со своими детьми. Знают их привычки, вкусы, предпочтения, манеры поведения, которые в присутствии других людей, зачастую, проявляются в иной форме.

Задачи родителей:

    Не навязывать ребенку собственные цели и желания, а выявлять его собственные таланты и их целенаправленно развивать.

    Поощрять подобные интересы и всячески способствовать их проявлению.

    Раскрыть талант ребёнка и создать условия для его максимального развития.

    Создать доверительные отношения между ребёнком и взрослыми, которые помогут выявить и, в дальнейшем развивать, талант.

Таким образом, талант – дело тонкое и чтобы одаренные дети превращались в гениальных взрослых, природный дар необходимо, как алмаз, сначала добыть среди тысячи камней, а затем отдать опытному ювелиру на огранку, дабы, он превратил его в сказочный бриллиант.

Счастливы те люди, которые узнали свой талант, живут в нем, развиваются. Жизнь таких людей наполнена радостью, благодарностью, уверенностью.

В общем, наши цели ясны, задачи определены – за работу, уважаемые родители!

Всем нам известны слова о том, что дети – цветы жизни. Трудно представить более точную метафору об умственном, физическом и творческом потенциале подростка в возрасте от 2 до 7 лет. С самого раннего времени в первые годы жизни необходимо поставить родителям задачу, как развить талант у ребенка без отрыва от семьи, друзей, самопознания и чрезмерной нагрузки на психику, не потакая хитрой малютке в капризах и желании изучить новый огромный мир целиком и сразу, и раскрыть его потенциал.

Определение таланта у детей

Говоря о том, что в жизни важно попробовать всё, в отношении детей это означает практический опыт в различных сферах деятельности для понимания их специфических способностей. Там, где одни ведут себя в воде как рыба, другие тонут, словно камень. За то они показывают чудеса в рисовании или признаки гениальности в точных науках и музыке.

Наблюдайте за ребенком в свободное время, как можно большее поощряйте его интерес к действиям, будь то кулинария или актерское мастерство, спорт или вокал. Детский талант, как и Восток, дело очень тонкое. Если чувствуете нехватку опыта в этом вопросе, консультация детского психолога поможет быстро найти направление. Он подскажет, куда и как двигаться, и сфокусирует внимание ребенка, чтобы раскрыть его таланты.

Талант найти и развить можно буквально из ничего, когда прослеживаются его крохотные задатки. Многие родители начинают путь по изучению способностей детей с гимнастики как естественного продолжения спортивного интереса и физического развития ребенка. Мальчику можно помочь и раскрыть в будущем талант за себя постоять, если предложить ему регулярно посещать уроки борьбы, карате и прочего. Не ради таланта и признания - скорее ради самозащиты.

Как развить талант у ребенка: этапы формирования

Развитие способностей у любого человечка можно проследить в зависимости от возраста. Вот пример складывания черточек таланта в полноценный рисунок для деток от 2 до 6 лет:

Дети 1-2 лет Появление первых признаков развития способностей малыша. Танцы, музыка, живопись или спорт – все это начнет проявляться тем или иным способом. Присмотритесь внимательней и поймите, что имеет особую важность для ребенка в этом время.
Дети 3-4 лет Первые попытки систематизации занятий. В этом возрасте дети с особым интересом берутся за все новое и родителям будет легко увлечь чадо различными видами деятельности. Для полноценного развития малыша повышенное внимание стоит уделить живописи, гончарному мастерству, инженерии, музыкальной школе и робототехнике.
Дети 5-6 лет Следующий этап – повышения и усложнения поставленных задач, изученного материала. Первый класс не за горами, и стоит подготовить к этому знаменательному моменту. Можно заранее спросить у малыша, хотел ли он какой-то творческой части своей жизни уделить особое внимание. Для первоклассников запись на дополнительные занятия или в специальные школы (музыка, художества) – нормальное дело.

Так как интересы и способности ребенка могут формироваться только в процессе какой-либо деятельности, детям рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Например,

Каждый человек рождается со своим набором качеств. С рождения в нем заложена склонность к тому или иному занятию, и очень важно правильно проявить эти качества. По мнению ученых, каждый человек имеет талант . Эти способности живут внутри и лишь при грамотном родительском подходе они «вырываются» наружу. Это – проявление таланта человека.

Нередко родители сетуют на малышей, что их сверстники более удачливы в тех или иных вопросах. Один виртуозно играет на музыкальном инструменте, другой прекрасно рисует, третий уверенно «шпарит» на иностранном языке. Это не значит, что ваш малыш неумеха, просто вы вовремя не разглядели в нем склонность к тому или иному занятию. Как же разбудить «спящий» талант ребенка ?

Для того, чтобы ребенок хотел развивать свои способности, родители должны правильно себя вести. Да-да, именно от них зависит, будет ли кроха иметь талант к чему-либо или нет. Итак, основные правила для родителей:

  1. Наступите на горло своим амбициям . Даже если родители спят и видят своего кроху за каким-либо занятием, это только ИХ желание. Не стоит заставлять малыша реализовывать ваши планы и мечты, сосредоточьтесь на его желаниях и умениях.
  2. Проявляйте максимум внимания малышу . Проанализируйте его интересы и культивируйте то, что ему нравится. Если кроха любит рисовать – покупайте ему все необходимое для этого занятия. Если он виртуозно лепит из пластилина, пополняйте запасы материала и предложите поучаствовать в игре, если он поет и танцует – запишите его в хореографический класс. В общем, делайте то, что ваш малыш ждет от вас.
  3. Поддерживайте ребенка во всем . Если ребенок уже охарактеризовал свои таланты, и вы заметили интерес к чему-либо, поддерживайте его начинания. Обязательно хвалите его за удачные попытки и не наказывайте за неудачи. Только так вы сможете реализовать его потенциал. Однако если вдруг кроха бросит то, что у него отлично получалось, ни в коем случае не настаивайте на обратном. Это может быть временная усталость или разочарование в этом деле. Прислушайтесь к малышу, не идите против его воли. Гораздо лучше сменить род занятий сейчас, чем всю жизнь делать что-то не по душе.
  4. Всегда общайтесь с малышом . Не забывайте проявлять интерес к его занятиям. Он будет чувствовать свою значимость в вашей жизни и поймет, что его способности вызывают у вас интерес. Ему будет приятно и он захочет удивить вас чем-то новым. Оцените его труд.
  5. Развивайте самостоятельность у ребенка . Пусть принимает решения сам, он уже взрослый. Если он видит что-то нестандартно, не пытайтесь навязать «правильный» смысл. Возможно, в малыше растет настоящий гений. Помните, что Пикассо тоже считали чудаком, а ныне его абстракция уходит с аукционов за миллионы.

И еще – никогда не сомневайтесь в своих детях . Если вы будете считать, что у малыша это не выйдет, так оно и будет. Ребенок должен быть уверен в своих силах и вашей поддержке, только так он сможет село идти по пути реализации своего таланта. Так же важно начинать развивать таланты ребенка с раннего детства, в этом Вам и вашему малышу помогут развивающие занятия. Подробно о занятиях можно узнать на сайте Центра детского развития http://sunny-town.org/directions/for-baby.html.

Формирование определенных задатков тесно связано с общим развитием ребенка. Психологи выделяют пять возрастных периодов:

1-2 года — у малышей проявляются первые творческие наклонности;
. 3-4 года — время всестороннего развития, пик формирования способностей. В этот период проявляются симпатии к определенному типу деятельности;
. 5-6 лет — развитие мышления. Приветствуется посещение секций и кружков по интересам, развитие таланта;
. 7-8 лет — проявление стойкого интереса детей к творчеству, период посещения регулярных занятий, достижение первых успехов;
. 9-14 лет — формирование самостоятельности, способностей к анализу и синтезу, ответственного отношения к занятиям, определение дальнейшего пути развития.

Такая классификация не панацея для родителей. Важно помнить, что способности у детей могут пробуждаться в разном возрасте. Если ваш кроха в четыре года еще не поет и не рисует, не пытайтесь насильно навязать деятельность. Его одаренность может раскрыться лишь к семи годам.

Как выявить талант у ребенка?

Выявить задатки и способности — первостепенная задача в развитии таланта. Это сделать несложно посредством наблюдения за малышом. Есть группа талантов, которые обнаружить легко по поведению детей. К ним относятся: музыкальное дарование, художественный талант, артистичность и предрасположенность к спорту.

Чтобы узнать художественные наклонности, необязательно, чтобы малыш с утра до вечера рисовал или разукрашивал картинки. На повышенное визуальное восприятие мира указывают и другие особенности поведения.

. Художественное дарование — любит рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, строить визуальные образы, разукрашивать и наряжаться. Такие дети воспринимают мир глазами: при описании предметов употребляют слова «красивый», «яркий», «светлый», быстро обучаются распознавать цвета.
. Музыкальные способности — ребенок с ранних лет обращает внимание на музыку, повторяет мелодию и ритм, копирует интонацию и произношение слов, прислушивается к окружающим звукам. Дети с хорошо развитым слухом легко осваивают иностранные языки, а также танцы.
. Артистические способности — любит быть на публике, повторяет поведение взрослых, любит наряжаться, изображает позы, копирует животных.
. Спортивные задатки — активный, много бегает, играет с мячом. Увлекается просмотром спортивных программ, любит наблюдать за игрой других людей. Целеустремленный и настойчивый.
. Математические способности — любит головоломки, задачки, нравится играть в шахматы и шашки, увлеченно считает, хорошо запоминает числа. В раннем возрасте долго разглядывает цифры.

Если талантов несколько?

Бывает так, что ребенок проявляет интерес сразу к нескольким занятиям. На вопрос «Что тебе нравится больше всего?», малыш отвечает «Не знаю». В возрасте от трех до пяти лет выявить преобладающие способности помогают психологические консультации и использование специальных методик. Например, диагностика образного мышления и интеллекта по методу «Шесть кругов» Элиса Пола Торренса. Также родителям советуют больше играть с детьми, ведь во время игры чаще всего раскрываются способности.

Определиться с выбором в более старшем возрасте помогают ознакомительные уроки и посещение тематических мероприятий. Например, если ребенок много рисует, сходите в картинную галерею или на пленер художников. Если малыш любит петь, посетите вместе выступление детских ансамблей.

Как направить ребенка на развитие таланта, рассказал клинический психолог Игорь Лобачевский.

Отсутствие способностей

Как определить способности ребенка, если он не рисует, не поет и не пляшет? Не спешите думать, что он бездарный. Вполне вероятно, что растет математический гений или ученый естественных наук. Способности к науке проявляются у детей только с возникновением умения анализа и синтеза.
Среди возможных талантов стоит отметить лидерские способности. Согласитесь, что собирать вокруг себя толпы заинтересованных лиц, придумывать новые игры, справляться с любыми трудностями могут далеко не все дети. В будущем такое чадо успешно зарекомендует себя в предпринимательской деятельности или в работе с коллективом.

В 1980 годах американский психолог Говард Гарднер выделили семь типов интеллекта. Развитость того или иного типа влияет на проявление талантов у ребенка.

Типы интеллекта по ГовардуГарднеру

. вербально-лингвистический - хорошая способность к письму и слову, интерес к литературе;
. логико-математический - интерес к цифрам, к математическим действиям, хорошо считает, аналитические способности;
. визуально-пространственный - развитое воображение, придумывает истории и героев, хорошо рисует;
. кинестатический - развитая моторика и жестикуляция, выражает свои эмоции, любит выступать перед публикой;
. музыкальный - познает мир через звуки и музыку, хорошо чувствует ритм, увлекается музыкальными инструментами;
. межличностный - ораторские способности, любит общение с людьми, может держать внимание людей;
. экзистенциальный - эмоционально устойчив, теоретик, генератор идей, понимает свои эмоции и чувства;
. натуралистический - интерес ко всему живому, к природе, любит общение с животными, растениями.

1. Развивайте личностные интересы ребенка . У взрослых остается много собственных несбывшихся ожиданий. Некоторые родители пытаются себя реализовать в детях. Обычно это заканчивается неудовлетворенностью, причем и родителей, и детей. Ребенок — это личность со своими взглядами, интересами и способностями.
2. Обеспечьте необходимым инвентарем . Перед тем как отдать детей в кружок или студию, оцените свои финансовые возможности. Очень плохо, если ребенок начнет заниматься живописью, но вы не сможете ему купить необходимые краски.
3. Поощряйте во всех начинаниях . Во время обучения дети сталкиваются с проблемами и неудачами. Хвалите и поощряйте желание двигаться дальше, даже если что-то не получается.
4. Проявляйте интерес к занятиям ребенка . Мама и папа — это первые зрители и первые судьи. Не жалейте времени, чтобы порадоваться за первые успехи детей.
5. Не идите путем проб и ошибок . Не стоит пытаться развивать несколько талантов и способностей сразу: в 5 лет ребенок посещает художественную школу, в 8 лет — идет в музыкальную студию, в 12 — записался на танцы. Такое разнообразие приведет лишь к тому, что он ни в одной из сфер не достигнет успеха.
6. Не ведитесь на отказ . Ребенок, который любил рисовать и бредил стать художником, отказывается посещать изостудию. Причиной такого поведения бывают конфликты в группе, неумение находиться в социуме, страх и прочее. Попробуйте разобраться в ситуации, нежели сразу зарывать талант в землю.
7. Выбирайте хорошего преподавателя, тренера . Часто успех в деятельности зависит от преподавателя. Например, у малыша могут быть музыкальные способности, но ему настолько понравится тренер спортивной секции, что он бросит музыку и будет играть в хоккей. Перед подбором кружка или секции пообщайтесь с руководителем группы, оцените его как личность.
8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми . Если кто-то рисует лучше, не ставьте его в пример. Картины Ван Гога тоже не всем нравятся.
9. Подготовьте детей к посещению секции и к самостоятельности . Объясните малышу, почему нужно слушать учителя или тренера, посещать все занятия, выполнять рекомендации.
10. Не ставьте на талант ребенка, как на бизнес, все свои ожидания . Вы 7 лет оплачивали посещение музыкальной школы, покупали дорогие инструменты, терпели бесконечные симфонии дома, а сын или дочь не стали великим музыкантом? Ничего страшного, ведь это опыт и умения ребенка. Они непременно ему были полезны и интересны, если он выбрал свое хобби сам.

Педагоги уверены, что талантливыми рождаются все дети. Но не все становятся чемпионами, примами и профессионалами. Наличие способности у ребенка к творчеству еще не сулит ему успех. Важно вовремя определить увлечение...