Специфика актерского воображения. Воображение

Известно, что процесс фантазирования в каждом искусстве имеет свою специфику, зависящую от особенностей данного искусства. Существует воображение, необходимое для работы писателя; оно отличается от воображения, свойственного художнику-живописцу, а оба они отличаются от воображения, необходимого музыканту. Существует также и специфически актерское воображение. Актер, разумеется, может обладать не только актерским, но и другими видами воображения, и даже очень хорошо, если он ими обладает; искусство актера - сложное, и всякое воображение ему пригодится, но без специфически актерского воображения он в своей работе обойтись никак не может. Тот, у кого актерское воображение начисто отсутствует, не должен быть актером. Но что же такое актерское воображение? В чем его отличие от всех других видов художественного воображения? В том что для актера фантазировать - значит внутренне проигрывать. Воображая, актер не вне себя рисует предмет своего воображения (как это стал бы делать живописец или скульптор), а самого себя ощущает действующим в качестве образа. Мы не забыли, что материалом в искусстве актера являются его действия. Поэтому для актера фантазировать - значит действовать, но не на самом деле, а пока еще только в воображении, в своих творческих мечтах. Воображая что-либо из жизни своего образа, актер не отделяет себя от образа; он думает об образе не в третьем лице - «он», - а всегда в первом лице - «я». Фантазируя, актер вне себя видит только то, что в данных обстоятельствах (создаваемых воображением актера) должен видеть образ. Например, если актер, работающий над ролью Чацкого, фантазируя о прошлом во взаимоотношениях Чацкого и Софьи, начнет рисовать в своем воображении сцену их прощания перед отъездом Чацкого за границу, то «видеть» в своем воображении актер будет только Софью (и при этом не своими глазами, а глазами Чацкого), самого же Чацкого он будет ощущать в самом себе и, ощущая себя Чацким, будет действовать в своем воображении в качестве Чацкого. Исходя из сказанного, мы можем установить следующий закон: для того чтобы в будущем слиться со своим образом на сцене, актер должен предварительно много раз «сливаться» с ним в своем воображении. Мы видим, что актерское воображение напоминает собою ту его разновидность, которая особенно свойственна человеку в детстве и в ранней юности, когда он склонен подолгу мечтать, воображая себя то великим полководцем, то полярным исследователем, то летчиком. Но нужно сказать, что ведь творческая вера актера, которую он добывает при помощи своей фантазии, тоже дает все основания сравнивать его с ребенком. Недаром работа актера называется игрой, а его самое драгоценное профессиональное качество, проявляющее себя в способности верить в правду вымысла, очень часто называют актерской наивностью. Чтобы до конца понять специфику актерской фантазии, следует обратить внимание еще на одну ее особенность. Как известно, воображение человека может воспроизводить представления, создаваемые всеми пятью органами чувств, то есть зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Причем значение представлений, связанных с различными органами чувств, в различных искусствах неодинаково. Так, в искусстве живописи первостепенное значение имеют зрительные впечатления, в скульптуре - осязательные, в музыке - слуховые, в работе литератора участвуют представления, связанные со всеми пятью органами чувств. Как же обстоит дело в этом отношении в актерском искусстве? Несомненно, что творческое воображение актера, так же как и воображение писателя, имеет дело с представлениями всех пяти видов. Однако не эти представления являются доминирующими в актерском воображении, а те, которые связаны с выполнением действий. Всякое же действие, как мы знаем, есть акт психофизический. Поэтому ни одно действие не может быть выполнено без участия мускулатуры нашего тела. И если мы в нашем воображении воспроизводим какое-нибудь действие, мы непременно приводим в деятельное состояние нашу мускульную память. Когда человек в своем воображении выполняет какое-нибудь действие - объясняется в любви, приказывает, просит, отвергает, утешает и т. п., - он непременно ощущает себя совершающим ряд движений, необходимых для выполнения данного действия, - он мысленно подходит к партнеру, берет его за руку, усаживает в кресло или, наоборот, отстраняет партнера, сам от него отходит и т.п., произнося при этом мысленно всевозможные речи - нежные, страстные, гневные - и сопровождая эти речи различными жестами. Однако мечтающий таким образом человек фактически остается безмолвным и неподвижным. Но это так выглядит только со стороны. На самом деле мышцы человека в это время работают, но то, что они осуществляют, по своим размерам столь незначительно, что правильнее это называть не движениями, а зародышами движений (или мускульными представлениями). Соответственно все, что возникает при этом в психике актера, правильнее назвать не чувствами, а зародышами чувств (или эмоциональными представлениями). Актер, если можно так выразиться, фантазирует главным образом своими мышцами. Заметим, кстати, что он не только фантазирует, но и «наблюдает» мышцами, почему так важно для актера развивать свою мускульную память.

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Раздел программы : Актерское мастерство

Цель занятия : развитие творческих элементов актерского мастерства

Обучающие задачи:

  • Практическое освоение элементов актерского мастерства
  • Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах
  • Обобщение понятия “Фантазия”, “Воображение”
  • Формирование навыка публичного выступления на сцене

Развивающие задачи:

  • Развитие творческой фантазии и непроизвольности приспособления к сценической условности
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения.
  • Развитие максимальной органики поведения в условиях вымысла
  • Развитие познавательно-поискового интереса, кругозора детей
  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике

Воспитывающие задачи:

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, сценические постановки
  • Воспитание нравственного отношения к окружающему миру
  • Мотивирование на дальнейшие занятия театральным творчеством

Средства обучения: ноутбук, презентация, фонограмма для заданий, карточки с заданиями, реквизит для заданий

Методы обучения:

  • Словесный: беседа, диалог
  • Практический: тренинг, упражнения, импровизация
  • Наглядный: презентация
  • Метод усложнения заданий

Приемы: творческие задания; создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся приобретают практический навык органичного сценического поведения в условиях вымысла, предлагаемых обстоятельств, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества.

План занятия:

I. Организационный момент

Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.

II. Основная часть

  1. Сообщение темы и цели занятия
  2. Актерский тренинг
  3. Беседа по теме занятия
  4. Практическая часть по освоению темы:

Творческие задания: упражнения, импровизация

III. Подведение итогов занятия

Рефлексия

Ход занятия

I. Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада нашей встрече и хочу пригласить вас в удивительный мир театра, который находится... совсем рядом (педагог открывает воображаемую дверь, которая открывается со “скрипом” - фонограмма) . Пожалуйста, проходите через эту волшебную дверь и рассаживайтесь в нашем театральном зале. (Обучающиеся проходят, рассаживаются).

Слайд 2, 3 – Волшебный мир”, “Театр”

Волшебный мир, прекрасный мир театра!
Он верить заставляет в чудеса!
Лягушка превращается в царевну,
Плывет хрустальный город в небесах!
Здесь все прекрасно: жесты, маски.
Костюмы, музыка, слова.
Здесь оживают наши сказки.
И с ними светлый мир добра.

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Слайд 4 “Знак вопроса”

Педагог: Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить, кто же создает этот прекрасный мир театра:

Слайд 5 “Театральные профессии”

Загадываются загадки (Приложение 1 ), при правильном ответе появляется фото профессии.

Слайд 6-9 “Сцены из спектаклей”- 4 слайда

Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать актер? Что заставляет нас верить актерскому перевоплощению в разных героев? (Дети перечисляют). Правильно, хорошая речь, пластика, костюмы, грим, музыка помогают актеру играть на сцене самые разные роли. Но есть качества, без которых не может обойтись ни один актер. Без них невозможно творчество. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Это фантазия и воображение. Вы согласны?

Слайд 10 “Тема занятия”

Секретам актерского мастерства и будет посвящено наше занятие. Тема нашего занятия: “Фантазия и воображение как элементы актерского мастерства”.

2. Актерский тренинг. Игры на эмоциональный настрой, внимание.

Педагог: А сейчас я прошу всех встать с мест и образовать круг.

Игра “Здравствуйте”

Когда зазвучит музыка, вы все начнете перемещаться поэтой площадкев самых разных направлениях. Надо поприветствовать того, кто попадет вам навстречу любым, даже самым необычным способом. Поприветствовать надо обязательно всех. Готовы?

Проводится игра под музыку “Веселая мышка”.

Педагог: Ребята, с кем вам было интереснее всего поздороваться? Почему? (Дети отвечают). Молодцы, было здорово. Мы снова образуем творческий круг.

Игра “Точь-в-точь”

Сейчас каждый из вас должен представить себя любыми словами и любыми, даже неожиданными жестами. Так, чтобы было интересно. Для этого по очереди надо будет сделать шаг в центр круга, и представить себя. А все остальные повторяют представление участника “точь - в точь”. Задание понятно? Начнем движение по часовой стрелке.

Проводится игра, педагог представляется последним.

Педагог: Как вы думаете, чье представление было самым необычным? Почему? (Ответы) Спасибо, молодцы. Теперь мы точно познакомились. Прошу вас сесть в творческий полукруг.

2. Беседа по теме занятия.

Педагог: Ребята, а что вы использовали при приветствии и представлении себя? Что вам пришлось делать, чтобы это было интересно и необычно? (Ответы детей)

Она встречается каждому из нас, начиная с детства. Замечательным примером ее является сказка. (Ответы ) Конечно, это фантазия. Что же такое фантазия?

Слайд 11 “Фантазия”

Фантазия – создание новых, нереальных, сказочных ситуаций.

Слайд 12 “Воображение”

А что же такое воображение? Как говорится в толковом словаре русского языка Ожегова, воображение – это способность воображать, творчески мыслить, фантазировать.

Слайд 13 “Воображение-2”

А в актерском творчестве Воображение – это когда ты ставишь себя на место какого-то героя и думаешь, как бы ты поступил и что бы делал, если бы был им. Герой в театре может быть человеком, предметом, животным, растением.

Слайд 14 “Если бы”

А помогает актеру магическое слово “Если бы”, которое часто любил повторять

Слайд 15 “Станиславский”

великий режиссер, актер Константин Сергеевич Станиславский, говоривший своим актерам: “Не верю”, если они не умели воображать и фантазировать, играя на сцене.

Слайд 16 “Если бы”

Давайте с вами проверим, помогает ли в актерской игре магическое “Если бы”.

3. Практическая часть по освоению темы.

Слайд 17 “ Предметы”

Педагог: Пожалуйста, посмотрите на слайд. Что мы здесь видим? (Ответы детей) Правильно, обычные школьные принадлежности. А я предлагаю вам, используя магическое “Если бы” превратить их в совершенно новые предметы. Вот, например, эту обычную шариковую ручку. Вы должны передавать друг другу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. (Если необходимо, педагог на примере демонстрирует, что можно сделать с ручкой)

Упражнение “Превращение предметов”

Педагог: Молодцы, получилось очень здорово. А сейчас, пожалуйста, просмотрите небольшой фильм.

Слайд 18 “Фильм”

Просмотр фильма “Как растут цветы”

Что вы увидели? (Ответы)

Как вы думаете, трудно показать, как из зернышка появляется и растет цветок? (Ответы детей) А если он растет в разных местах? (Ответы детей) Давайте попробуем прожить этот этап жизни цветка.

Слайд 19 “Цветы”

Мы сейчас с вами поделимся на 2 группы. Одна - актеры, другая - зрители. Потом меняемся. Внимательно послушайте задание. На карточке, которую вы сейчас получите, написано, где будет расти ваш цветок. (Приложение 2 )Никому карточку не показывать. Каждый из вас будет расти в своем предлагаемом месте (раздает карточки) А зрители будут угадывать, где вы растете. Пожалуйста, 1 группа встаньте со своих мест и расположитесь там, где вам удобно, присев на корточки. Представьте себе, что вы - маленькое зернышко, которое хочет вырасти в большой красивый цветок. (Звучит музыка).

Упражнение “Зернышко”

Просмотр задания. Группы меняются местами. Обсуждение упражнения.

Педагог: На примере этого упражнения я думаю, вы уже догадались, какую роль играет воображение и фантазия в творчестве актера.

А теперь давайте вместе посмотрим на фотографию летнего леса и послушаем музыку. И попытаемся представить себе - это место, что, где и с кем здесь происходит. Какое у вас возникает настроение? Хотели бы вы попасть туда прямо сейчас?

Слайд 20 “Летний лес”

Звучит музыка.

А сейчас вы можете выйти на площадку и совершить то действие, которое вы бы совершили, находясь в этом месте в образе человека, животного, птицы, насекомого, растения. “Если бы...”

Упражнение “Оживи картину”

Просмотр работы. Во время выполнения работы педагог помогает, спрашивает: “Что вы делаете, кто вы?”

Слайд 21 “Театр-экспромт”

Молодцы. Спасибо, ребята. Занимаем места в творческом полукруге. Мы с вами проделали большую работу по тренировке актерского мастерства. Теперь, я думаю, вы готовы разыграть небольшой спектакль, как самые настоящие артисты. Это будет необычный спектакль, экспромт, т.е. без подготовки, с импровизацией. (Приложение 3 ) Пожалуйста, выберите любую карточку, на которой написана ваша роль в будущем спектакле. Возьмите атрибут сказочного персонажа. А теперь попытайтесь сыграть вашего героя, включая ваше воображение, фантазию, эмоции. Слова автора буду читать я. Итак, прошу актеров занять свои места.

Объявляется название спектакля.

Уважаемые зрители, только сегодня, только здесь, и только сейчас премьера спектакля “Долгожданный снег”.

Слайд 22 “Долгожданный снег”

Разыгрывается театр – экспромт.

Педагог: Спасибо, ребята. Было очень интересно. Прошу вас занять места в творческом полукруге.

III. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Педагог: По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Я думаю, вы их заслужили. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника коллектива. Пожалуйста, оцените, как прошло наше занятие. (Аплодисменты) . А теперь оцените работу ваших товарищей. (Аплодисменты) . Оцените свой вклад в работу. (Аплодисменты) .

Слайд 23 Подведение итогов

Подводя итоги нашего занятия, я прошу вас закончить предложение: “Я понял (а), что...”

Ответы детей. Педагог произносит фразу последним.

Я поняла, что сегодня познакомилась с очень талантливыми ребятами.

А сейчас я прошу вас свои впечатления от занятия записать на одной из “ладошек” (Приложение 4 ), лучше в виде смайлика. (Дети рисуют смайлик) Вторую “ладошку” вы можете оставить у себя.

Педагог: Ребята, большое вам спасибо за занятие! Мне было приятно работать с таким творческим коллективом. А чтобы ваш интерес к театру не угасал, я хочу подарить вам буклеты с кроссвордами и загадками о театре (Приложение 5 ), которые, надеюсь, вызовут у вас желание узнать о театре ВСЕ!

Слайд 24 Спасибо за творчество и фантазию!

Спасибо, ребята, до скорых встреч!

Список использованной литературы:

  1. К.С.Станиславский “Работа актера над собой” Собр. соч.в 8 т, М., “Искусство”, 1954-1961
  2. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с

Дополнительные источники.

  1. http://www.stihi.ru/2010/11/23/4090
  2. http://belebey-teatr.ru/index.php/magic-world-melipomeny
  3. http://www.e-reading.club/bookreader.php/42594/Ozhegov%2C_Shvedova_-_Tolkovyii_slovar%27_russkogo_yazyka.html
  4. https://www.youtube.com/watch?v=xaYNH016cwA

К. С. Станиславский писал: «...задача артиста заключается в том, чтобы превращать замысел пьесы в художественную сценическую быль. В этом процессе огромную роль играет наше воображение».

Основные обстоятельства и события пьесы, конечно, предложены автором, но режиссер и актер должны развить, обогатить, оживить их своим воображением. Без работы воображения невозможны ни рождение режиссерского замысла спектакля, (см.: Замысел режиссерский), ни создание живых, интересных сценических характеров. Настоящее и прошлое действующих лиц, их устремления, вкусы, привычки, острота и значимость проживаемых ими событий - все это результат работы творческого воображения. Волшебная власть творческого воображения позволяет артисту не просто изучить обстоятельства роли, но и как бы «присвоить» их себе, сделав собственными, личными, т.е. по-настоящему их воспринять. «Только тогда, - пишет Станиславский в «Работе актера над собой», - артист сможет зажить всей полнотой внутренней жизни изобра­жаемого лица и действовать так, как повелевает нам автор, режиссер и наше собственное живое чувство».

Воображение каждого актера обладает своими особенностями, только этому актеру свойственными причудами. Из широкого круга предлагаемых обстоятельств актер выбирает сначала свои, наиболее близкие манки, возбуждающие его образное мышление.

Богатое, гибкое воображение и, как следствие этого, эмоциональная возбудимость и подлинный сценический темперамент - это редкий и счастливый дар, которым одни наделены меньше, другие больше. Станиславский писал, что воображение актеров обладает разной степенью инициативы. Инициативное воображение будоражит артиста, легко увлекая его за собой в мир предлагаемых обстоятельств. Воображению, лишенному инициативы, нужны режиссерские подсказки, его надо как бы подстегивать, увлекать. Станиславский предлагал три главных условия, способствующих активизации творческого воображения артиста. Во-первых, воображе­ние нельзя насиловать, его можно только увлекать. Вторым важным условием, необходимым для того, чтобы разбудить воображение, Станиславский считал наличие важной цели для действующего лица, мобилизующей возможности человека, т.е. речь идет о теснейшей связи воображения со сверхзадачей всей роли (см.: Сверхзадача и сквозное действие), уже нашедшей отклик в душе артиста. И наконец, воображение должно быть связано с действием, а значит, направлено на конфликт. Ведь и в жизни именно в ситуации конфликта воображение, часто помимо нашей воли, работает особенно интенсивно. Воображение, направленное на конфликт, рождает у актера эмоциональные стимулы к активным сценическим действиям.

  • Г) при угрозе чрезвычайной ситуации природного характера
  • Г. Кропивницкий, актерами: Г. Заньковецкая, И. Карпенко-Карый,
  • Задание 1. Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т.п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного руководителя
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
  • Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Это умение называется-воображение.

    Воображение:

    Реконструкция того, чего мы не видели, что в реальности не существует, но при определенных предлагаемых обстоятельствах возможно или должно быть.

    Создает то, что есть, что бывает, что мы знаем.

    Реконструкция возможного и необходимого. (из своих же воспоминаний)

    Воображение должно быть последовательно, логично и активно. Непрерывной линией предлагаемых обстоятельств.Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта, ситуации, условий.Проще сказать - лишите человека фантазии, и прогресс остановится!

    Фантазия:

    Это мысленное конструирование чего-то, в реальности несуществующего или даже невозможного.

    То, чего нет, чего мы не знаем, чего не было и не будет (ковер-самолет/аэроплан)

    Конструкция невозможного.

    Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностьючеловека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

    Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, - пишет К. С. Станиславский, - это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...» 1 Они-то и переносят, как на крыльях, артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль» 2 .

    Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество 3 .

    Для того, чтобы развивать воображение, необходимо создать линию непрерывных предлагаемых обстоятельств. Оно должно быть последовательно, активно и логично.

    Необходимо задать себе вопросы: кто, когда, где, почему, для кого и как?

    Для развития воображения есть различные тренинги: вспоминать в деталях то что видел, слышал. Конкретно время суток, года, место действия, совершать мысленные путешествия по квартире, вспоминая, где стоит стул, на котором весит халат…, работа с воображаемыми предметами, Создание внутренних зрительных образов – видения внутреннего зрения.

    Воображение бывает:

    1. С инициативой (самостоятельно)

    2. Лишено инициативы, но легко схватывает то, что ему дают

    3. Выполнит задание, но не развивает

    4. Не говорит само и не схватывает то, что ему дали.

    Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия - то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет. А может, и будет! Как знать? Когда народная фантазия создавала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах? Фантазия все знает и все может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику. - (Аркадий Николаевич Торцов)

    Надо развивать его (воображение) или уходить со сцены. Иначе вы попадете в руки режиссеров, которые заменит недостающее вам воображение своим. Это значило бы для вас отказаться от собственного творчества, сделаться пешкой на сцене. Не лучше ли развить собственное воображение? - (Аркадий Николаевич Торцов)

    Есть воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно разовьется без особых усилий и будет работать настойчнно, неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает самостоятельно развивать подсказанное. С таким воображением тоже сравнительно легко иметь дело. Если же воображение схватывает, но не развивает подсказанного, тогда работа становится труднее. Но есть люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что им дали Если актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную сторону - это признак отсутствия воображения, без которою нельзя быть артистом. - (Аркадий Николаевич Торцов)


    1 | | |