Сравнение политических партий и движений. Политические партии и движения

Политические движения и их отличия от политических партий.

Политические движения – это относительно устойчивые, более или менее организованное объединение людей, которые создаются с целью оказания воздействия на государственную политическую систему. Политические движения от политических партий отличаются тем, что: * стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении; *имеют добровольное членство, необязательно полное идеологическое единодушие его участников; *отсутствует строгая иерархия, распределение функций между центром и периферией, единый лидер; *выражают частные интересы той или иной группы людей, тогда как партии претендуют на выражение общенациональных интересов.

Партийная система – это совокупность взаимодействий, в которую вступают партии в процессе своей деятельности. В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической системе общества, выделяют:

· Однопартийную политическую систему - характеризуется функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни все остальные политические партии. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Однопартийную систему следует отличать от апартийности, при которой единственная партия сливается с государственной властью (СССР-КПСС). Границу между однопартийной политической системой и апартийностью установить достаточно сложно, так как однопартийные системы имеют тенденцию перерастать в апартийные. Однопартийная политическая система нередко сопровождается таким явлением как «искусственная многопартийность», при которой существует множество политических партий, связанных с национальными общностями и имеющих форму национальных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит лишь от одной партии (партии-гегемона), которая определяет деятельность и политическую активность партий – сателлитов.

· Двухпартийную систему – в обществе существуют две сильных партии, которые периодически приходят к власти, «обмен властью» осуществляется в результате выборов между двумя этими партиями. Устанавливается в экономически развитых странах. В зависимости от роли этих партий- аутсайдеров можно выделить две разновидности двухпартийной системы: *классическая двухпартийная система (США, Великобритания)– предполагает, что две сильные партии контролируют до 90 % электората ((избирателей), следовательно, не зависят от политических партий; * «система двух с половиной партий» или «модифицированная политическая система» - характеризуется тем, что ни одна из двух наиболее сильных политических партий не может прийти к власти лишь в силу своей популярности среди электората. Для этого им требуется поддержка третьей партии – «партии-аутсайдера», которая не может сама прийти к власти в любом случае (Германия).

· Многопартийную систему – характеризуется тем, что в ней существует конкуренция между многими партиями. Ни одна из которых не имеет преимущества перед другими. Формируется в развитых демократических странах (Италия, Франция и др.)

· Квазимногопартийную систему – фактически существует множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества. Однако власть принадлежит лишь одной партии и никогда не переходит к другим. (Швеция, Япония). Такую систему, при которой фактически доминирует одна политическая партия, еще называют модифицированной многопартийной системой или коалицией доминирования. Квазимногопартийную систему следует отличать от искусственной многопартийности, при которой все партии кроме партии-гегемона не могут оказывать реального воздействия на политическую сферу.

    Цель полит. партии – борьба за получение, сохранение, расширение политической власти. Общественные движения могут возникать не в политике, а как организации, которые борются с какой-то проблемой. Политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении, что может заключаться, например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, изменения государственного устройства и политического режима, решения социальных проблем и т. д.

    Партия имеет закрепленное членство , официальные документы , регламентирующие ее деятельность (устав, программа). Общественное движение – более аморфное объединение. У них могут отсутствовать какие-либо официальные документы, они имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством.

    В отличие от партии общественное объединение не имеют строгой иерархий , то есть четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается. Как правило, в общественных движениях нет единственного лидера, который максимально полно выражал бы политические ценности движения и определял бы направления его деятельности, на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу; политические движения ориентированы главным образом на инициативность своих участников. Они, как правило, не имеют стабильной организационной структуры, разветвленной организации с отделениями на местах, дисциплинированным подчинением нижестоящих ячеек вышестоящим органам и т.д.

    Для политических партий в большей степени характерна «партийная дисциплина», когда каждый член партии подчиняется ее целям – нередко в ущерб своим собственным интересам. Обязательным условием членства в политической партии является согласие с идеологией и политическими ценностями, которые отстаивает или пропагандирует данная партия. Для общественных движений совершенно не обязательно полное идеологическое единодушие его участников; главное, чтобы они имели некоторые общие цели.

    Партии претендуют на выражение общенациональных интересов, тогда как политические движения ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Однако несмотря на различия, политические партии и общественные движения схожи в главном - они обеспечивают выражение мнения определенных групп граждан и воздействуют на государственную власть, заставляя ее изменять свои установки. И иногда происходит процесс перехода из общественного движения в политическое движение и затем в политическую партию .

В ряде случаев, когда выдвинутые общественным движением задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Существуют еще некоторые варианты взаимодействия партий и движений:

    Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью. В глазах людей у движений как более аморфных образований, в отличие от партий, есть свои преимущества: нежелание быть разменной монетой в полит. играх; возможность свободного перехода из движения в движение; больше по душе широкая демократия общественных организаций; массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции.

    Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

    Партии могут брать под контроль, руководить движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

Общество демократизируется именно тогда, когда внутри данного института предусматриваются политические свободы, при учете наличия гарантии на участие в политических партиях со стороны государства. Именно наличие возможности объединений и партий как ни что иное демонстрирует власть народа.
В свою очередь сложно сказать, что общественная масса однородна. Существуют различные пласты социальных групп, отличных по интересам, возможностям, целям и т.д. Таким образом, в случае столкновения представителей из различных групп, то нередко происходит столкновение их интересов. Среди целей общественных масс можно выделить и активность деятельности по отношению к защите собственных свобод и прав, свободном выражении собственных интересов в любых направлениях. Данные тенденции прямо влияют на политические движения, т.е. добровольное гражданское формирование массового характера, создаваемого по инициативе самих граждан. Объединение говорит само за себя, а именно то, что вступающие в него люди готовы и согласны с его целями, задачами и идеологией. При всем при этом, объединение добровольное! Практически такие объединения борются за мир, охраняют природные богатства и экологию, противоборствуют с накоплением оружия (конверсия), защищают национальные интересы либо отстаивают самобытность и культурные ценности.
Сегодня назвать демократической страну с узким кругом политических партий никак нельзя. Ведь сами вспомните, как гласит поговорка: сколько людей, столько и партий. Как бы это перефразирование не звучало смешно, но это так. Зачастую политдвижения пестрят социальными аспектами и держаться на самостоятельном движении. Возможность участия в политдвижении не предусматривается. В качестве руководящего органа выступает коллегия.

Рост движение в партию

В основе деятельности партий различные акции, митинги, пикеты, шествия, сборы подписей и т.д. Спектр проявления инициативы достаточно широк. Тригером политического характера является решение властей.

Отдельную категорию в общественной структуре занимают политические партии. В основе их отличия от того же движения лежит стремление к политической власти. Зачастую данная цель конкретизируется в программах партий. Кроме того, помимо стратегии партии создают и тактические (долгосрочные) планы. Партии располагают не только центральным, но и локальными (региональными) объединениями. Поэтому можно конкретизировать количество «партийных» в том или иной месте.

Похожие материалы:

Под политическими отношениями понимаются взаимосвязи и взаимодействия, устанавливаемые между социальными группами во время осуществления ими политической деятельности. Об их...

В нашем сознании слова нацизм и фашизм — почти синонимы. Большинство людей не видят в них особой разницы. Хотя это и два разных понятия. Да, они близки, но основные...

Весной 1985 года у СССР появился новый глава государства — М. С. Горбачев. И когда он начал руководить страной, им была предложена концепция нового политического...

Как гласит теория элит, каждое общество должно иметь немногочисленную группу, в обязанности которой должно входить принятие значимых решений и влияние на действия большинства. ...

В науке немало находилось специалистов, которые намеревались разработать классификацию политического лидерства. Это было вызвано желанием научиться предсказывать поведение...

Демонстрация и реализация политических интересов отдельных групп или граждан происходит посредством создания общественно-политических движений — объединений и ассоциаций, не предусмотренных государственными и партийными структурами. Политическая цель движения достигается в объединении сил социально активных граждан.

Роль политических движений в жизни общества

В течениях политического характера чаще всего принимают участие граждане, которых не удовлетворяет деятельность различных государственных институтов или не устраивают уставные нормы и программные цели. Существенным отличием общественно-политических движений от политических партий является аморфность социальной базы. ОПД представляют интересы лиц различных социально-политических интересов, представителей групп, разделенных по этнической, идеологической, региональной принадлежности.

Работа и движений направлена в первую очередь, на решение узкого круга политических задач, а функционирование происходит на основе конкретной концепции. По достижении цели такие течения имеют свойство прекращать свое существование либо трансформироваться в политические движения или партии с иными требованиями. Примечательно, что политические движения — это всего лишь рычаг влияния на власть, но никак не способ ее завоевания.

Характерные особенности ОПД

На общественно-политическое социальное течение указывают следующие признаки:

  • отсутствует единая программа, закрепленный устав;
  • социальная база участников имеет непостоянный характер;
  • допустимость коллективного членства в движении;
  • не характерно наличие центра и формальной внутренней иерархии: структура ОПД ограничивается инициативными группами, клубами, союзами;
  • участие в ОПД происходит на добровольной основе, а фундаментом движения является солидарность.

Историческая справка свидетельствует о серьезной роли социально-политических движений в общественной жизни государства. Продолжительное функционирование течения может превратить его в политическую силу.

Так, например, к общественно-политическим движениям относят группы людей, выступающих в защиту животных, окружающей среды или человеческих прав.

Классификация политически активных организаций

Цели политического движения во многом предопределяют его характер. Политологами была установлена следующая классификация социальных течений:

  1. Отношение к функционирующему политическому строю: консервативные, реформистские и революционные.
  2. Место в левые, правы и центристские.
  3. Масштаб организаций: локальные, региональные и международные.
  4. Методы и способы достижения поставленных целей: легальные и нелегальные, формальные и неформальные.

Важную роль в характеристике ОПД играет продолжительность их существования.

Революционные течения

Революционные политические движения — это действия массового, коллективного характера, совершаемые с целью освобождения гражданского населения, находящегося под гнетом господствующих, привилегированных общественных сил, которые в условиях неравноправного распределения общественного богатства контролируют тех, кто создают его, не владея производственными средствами. Главной идеей большинства революций является установление социальной справедливости посредством изменения существующих систем, ликвидации структур, внедрения реформ в функциональную составляющую власти — при этом политические «нововведения» должны соответствовать и большей части населения.

В результате активных действий социально-политических движений революционного характера устоявшиеся социальные институты претерпевают коренные изменения: происходит тотальная корректировка государственной машины, образования, культурных и моральных ценностей. В качестве ведущей силы революционных движений выступают рабочий и крестьянский классы, демократы-разночинцы: они, ввиду недовольства постоянными унижениями и обманами со стороны власти, стремятся разрушить функционирующую социальную систему, добиться справедливого распределения материальных ресурсов и избавить мир от насилия.

Политологи и историки отмечают следующую особенность революционных политических движений: их развитие приходится на страны, для которых характерна блокировка социальных реформ. Таким образом, неудовлетворенные граждане видят выход из положения в революционном разрушении существующей политической системы.

Деятельность реформистских организаций

Реформистские общественно-политические организации и движения ориентированы на последовательное, плавное изменение социальной действительности. Незыблемым правилом течения является реформирование установленных порядков, но сохранение их «морального фундамента».

Деятельность массовых консервативных политических движений направлена главным образом на сбережение сложившейся ситуации в политической, экономической и общественно-человеческой сфере. Сохраняя действующий режим, консерваторы препятствуют радикальному реформированию общественно-государственного строя. Консерватизм, примечательный своими принципиальными положениями, нередко имеет идеологический подход к социальной проблематике.

Консерваторы-революционеры

«Революцией, обращенной вспять» А. Г. Дугин, геополитик и лидер российского неоевразийства, называл реакционные и консервативно-революционные современные политические движения. Подобная характеристика основана на стремлении реакционеров вернуть общество к традициям общественной, политической и хозяйственной организации, которые на данный момент считаются пережитком прошлого. Так как в движения лежит народная традиция, направленная против современности, то конкретные цели и задачи течения в различных странах могут отличаться.

Прагматическое ОПД

Деятельность активистов, чья гражданская позиция основана не на идеологии и развитии долгосрочных политических стратегий, а на практическом решении задач, поставленных перед государством и обществом в настоящий момент, относят к прагматическим политическим движениям.

Оппозиция

Оппозиционные движения являются формой демонстрирования социальной неудовлетворенности больших и небольших общественных групп. Институт оппозиции в условиях современных многопартийных политический систем позволяет находить альтернативное решение назревших проблем.

Оппозиция, как правило, представляет интересы партий, проигравших на выборах в центральные и законодательные органы власти, и играет значимую роль в контролировании политической ситуации в стране, оказывая значительное влияние на государственный политический курс и работу правительственных органов.

Историческая справка

Политические движение — это реакция общества на действующую национальную и региональную политическую культуру. В большинстве случае они формируются на основе запросов общества, его традиций и норм политической культуры.

Акты политических движений присущи любой государственной системе власти. Так, «рельсовая война» 1996 года, происходившая в Кузбассе, была общественным движением экономического характера: активисты требовали своевременной выплаты зарплаты. Однако в скором времени ОПД превратилось из восстания в многогранное политическое движение: вслед за лозунгами «Вернуть заработанные деньги!» было выдвинуто такое требование, как отправка правительства в отставку.

Примеров того, какое политическое движение было характерным для определенного периода в истории мира и Отечества, множество. Школьная программа предполагает изучение, пожалуй, самого масштабного восстания в истории России — рабоче-крестьянского. Так, в период активной индустриализации, происходившей на рубеже XIX-XX веков, в рабочих классах начали возрастать недовольства. В результате продолжительных митингов и демонстраций с выдвижением собственных требований пролетариату удалось сократить рабочий день, улучшить условия труда, добиться создания государственной системы страхования. Стоит отметить, что профессиональный фактор не является главным аспектом, характеризующим ОПД. В основе любого движения лежат, прежде всего, концепция, идея и цель.

Политические движения в России

Мобильное, жизненное и эффективное общество основывается на активности ОПД. Их функционирование оправдывает исторический подход, формулировка которого звучит следующим образом: чем больше мнений, тем вернее решение. в России представлены в широком разнообразии — этот факт свидетельствует о высоком уровне политической активности гражданских масс и зрелости общества. Тем не менее стоит отметить, что функционирование многообразия ОПД может указывать на неустойчивость политических взглядов и позиций не только граждан страны, но и власти.

Так, в Российской Федерации революционные политические движения представлены радикальными коммунистами (ВКПБ, РКРП, КПСС) и национал-большевиками (НБП Лимонова). Реформистские настроения преобладают в таких партиях, как КПРФ Зюганова и «Справедливая Россия». Консервативные политические движения — это максимально идеологизированные общественные течения и организации, «Единая Россия». Крыло консерваторов-революционеров состоит из нео- и евразийцев, национал-большевиков и православно-монархических группировок. К прагматическому движению относят Жириновского и основную массу актива «ЕдРо».

Общественные организации

Спортивная, научно-техническая, культурно-просветительная деятельность возлагаются на плечи такого элемента политической системы, как общественные организации. Наиболее распространенными формами проявления культурной активности является объединение в профсоюзы, общества и ассоциации.

Основной задачей общественных организаций является аккумуляция широко диапазона интересов граждан: так, они занимаются решением проблем как политического, экономического, так и досугового, любительского характера. Чаще всего деятельность профсоюзов и ассоциаций направлена на изменение культуры труда, быта, отдыха людей, однако они также играют важную роль в защите прав и интересов представителей рабочего класса, привлечении их к производственным и общественным делам.

1. Политические партии, их функции и типология. Партийные системы

2. Общественные организации в политической системе общества

Рассматривая данную тему, необходимо дать определения политической партии и общественного объединения, рассмотреть их особенности и виды, обозначить место в политической системе общества.

Прежде всего, необходимо отметить, что в политической сфере общества действуют различные политические силы. К политическим организациям общества относят политические партии, группы давления, общественно-политические организации, движения, союзы и объединения.

С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов, в качестве важнейших элементов политической системы выступают политические партии.

Политическая партия - это организованная группа людей, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путём достижения политической власти или участия в её осуществлении.

Основным признаком, отличающим политические партии от государственных структур, является добровольность объединения. Партии рекрутируют членов путем агитации и пропаганды своих взглядов и убеждений.

Следующий отличительный признак можно вывести, отталкиваясь от этимологии самого слова «партия» (райу, англ. - часть), указывающего, что политическая партия всегда объединяет и выражает интересы только части общества. Согласно демократическим принципам, ни одна партия по определению не может претендовать на выражение воли всего народа. В тоталитарных же системах политические партии претендуют на полную монополию политической власти и управления, таким образом декларируя свою всеобщность и универсальность, что уже является признаками государства.

Основными отличиями политических партий от общественных организации являются следующие признаки партий:

Партии всегда стремятся к достижению государственной власти, тогда как ни одна общественная организация такой прямой цели перед собой не ставит;

Партии предполагают идейную общность своих членов;

Партии всегда обладают конкретным названием, лозунгами, девизами и другими политическими символами, которые указывают на их идеологическую ориентацию.

Последний признак подчеркивает отличие партий от групп давления, которые, выступая на политической арене, не обладают этими характерными атрибутами.

Классификация политических партий может быть проведена по следующим основаниям:

1. По различиям в структуре партий и организации их внутренней жизни партии делятся на кадровые и массовые.

2. По месту в политическом пространстве - представительные партии западного образца, коммунистические партии и популистские партии.

3. По своей организационной структуре - централизованные, децентрализованные, кадровые, массовые.

4. По отношению к правящему режиму - правящие и оппозиционные.

5. По правовому статусу - легальные и нелегальные партии.

6. По связи с социальной средой - партии открытые и закрытые.

7. По характеру партийного руководства - коллективные партии, партии вождистского типа, партии харизматического типа.

8. По характеру идеологических доктрин - консервативные и либеральные партии, а также партии социал-демократической ориентации, социалистические, коммунистические, националистические и фашистские.

9. По характеру политических действий, выбору средств и методов достижения своих целей - умеренные, экстремистские и радикальные.

10. По отношению к характеру преобразований общества- реформистские, революционные и консервативные партии.

11. По отношению к другим элементам политической системы общества -демократические, авторитарные и тоталитарные партии.

12. По традиционно определяемому положению в спектре политических партий - левые, центристские и правые партии.

Предложенные критерии классификации нельзя рассматривать в качестве застывших схем, тем более, что одна и та же партия может быть классифицирована по разным основаниям.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаково. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Важнейшими функциями политических партий можно сЧитати:

Функцию социального представительства;

Функцию социальной интеграции и социализации;

Функцию борьбы за политическую власть;

Функцию организации и участия в избирательных кампаниях;

Функцию политического рекрутирования: подготовка партийных кадров, формирования правящей элиты;

Функцию пропаганды своих целей и приоритетов;

Функцию разработки и осуществления политического курса.

Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. По количеству партий, существующих в обществе, выделяют монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

Монопартийная система, т.е. система, в которой единственная партия монополизирует государственную власть, характерна для тоталитарных или авторитарных политических систем.

Двухпартийная система, т.е. система, которую составляют несколько партий, но с преобладанием двух наиболее влиятельных партий, обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства.

Многопартийные системы предполагают активную роль в политической жизни множества партий, ни одна из которых не обладает явным политическим превосходством.

Ещё одной из форм современного выявления и реализации политических интересов определённых групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические организации и движения. В отличие от политических партий, социальная база общественно-политических организаций и движений более широкая и аморфная. Так, к одному и тому же движению могут принадлежать представители разных социальных, этнических, идеологических и др. групп. Общественно-политические организации и движения не ставят задачи завоевания политической власти, а придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения той или иной политической задачи. Достигнув этой цели, они прекращают своё существование, или же трансформируются в другие общественные организации или партии.

Общественные организации - это массовые объединения граждан, которые возникают по их инициативе для реализации долгосрочных целей, имеют свой устав и характеризуются четкой структурой.

Наиболее распространенными видами общественных организаций в современном мире являются: профсоюзы; ветеранские, женские, молодежные, детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, спортивные и прочие добровольные общества; творческие союзы; землячества, фонды, ассоциации, общества и т.д. Характерным их признаком является документальное оформление целей и задач, организационно-структурное обеспечение, что, собственно, и отличает их от общественных движений.

Общественные движения также имеют массовый характер и создаются с определенной целью. Однако в отличие от общественных организаций, общественные движения - это структурно неоформленные массовые объединения граждан и организации различных социально-политических ориентаций, деятельность которых, как правило, имеет временный характер и направлена на выполнение определенных тактических задач, после чего они распадаются либо реорганизуются в новые общественные организации или политические партии.

Основными разновидностями общественных движений являются: политические движения, массовые демократические (движения за демократические преобразования, антифашистские и антидиктаторские, против расовой и национальной дискриминации и пр.); так называемые "новые социальные движения", получившие распространение в последние десятилетия (антивоенные, экологические, неофеминистские и пр.). Некоторые из названных движений выдвигают в своей деятельности относительно узкие задачи, другие поднимают вопросы общенационального, общечеловеческого характера. Общественные организации типологизируют

1) по роду деятельности - конструктивно ориентированные, познавательные, оппозиционные, любительские, национальные и пр.;

2) по поставленным целям - социально-значимые и асоциальные, политизированные и неполитизированные;

3) по интересам - экономические, профессиональные, общественно-политические и пр.;

4) по правовому статусу - легальные и нелегальные;

5) по социальным признакам - рабочие, фермерские движения и пр.;

6) по уровню массовости и степени влияния - профсоюзы, антивоенные и феминистские движения, фермерские движения и пр.;

7) по мотивам возникновения - социально осознанные (союзы ветеранов, студенческой молодежи); ценностно-ориентированные (движение "зеленых"); традиционные (религиозные, национальные объединения);

8) по масштабам деятельности - локальные, внутригосударственные, международные;

9) по отношению к существующему порядку - консервативные, реформистские, революционные;

10) по степени и форме организации - стихийные и организованные.

На основе общественных организаций и движений возникают и развиваются группы интересов. Преследуя неполитические цели, они активно занимаются политикой и оказывают на неё влияние. Группы интересов - это общественные объединения, которые создаются для удовлетворения собственных интересов путем влияния на органы государственной власти или политические партии.

Организованные группы интересов, как правило, создают внутри себя специфические структуры для более эффективной реализации своих интересов, которые называют группами давления или лобби. Группы давления в интересах определённых слоёв оказывают влияние на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов.

Таким образом, общественные объединения являются важной составляющей политической системы. Общественные организации и движения на современном этапе общественно-политического развития служат своеобразным связующим звеном между государством и гражданским обществом. В этом и состоит их стабилизирующая, интегрирующая роль в обществе.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Какие разновидности политических сил существуют в современном мире? Кем и для чего они создаются?

2. Что такое "партия"? Как возникли и развивались политические партии?

3. Какое место занимают партии в политической структуре общества?

4. Назовите основные функции политических партий.

5. Назовите основные критерии классификации политических партий.

6. Сравните особенности массовых и кадровых партий.

7. Что такое партийная система? Какие типы партийных систем существуют в современном мире? Приведите примеры.

8. Является ли, по вашему мнению, многопартийность показателем демократической политической системы?

9. К какому типу систем относится партийная система Украины?

10. Чем отличаются политические партии от общественных организаций и общественных движений?

11. Раскройте понятие "общественно-политическое движение".

12. Назовите функции общественных организаций и движений.

13. Что такое группы интересов? Какую роль они играют в жизни современного общества?

14. Что такое группы давления? Для чего они создаются? Какие можно выделить положительные и отрицательные стороны лоббизма?

Темы для рефератов

1. Партийные системы: развитие, особенности функционирования.

2. Современные избирательные системы.

3. Политические движения, их генезис и типология.

Литература

1. Коломейцев В.Ф. Партии в зеркале западной политологии. // Государство и право. - 1995, № 10

2. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии. // Полис, -1993, № 1

3. Лепехин В. «Группы давления»: генезис и классификация. // Власть. -

4. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии. //

Диалог, - 1990, - № 3-18

5. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - М., 1997

6. Рубан В.В., Серёгина Н.С. Политические партии и движения в Украине: проблемы становления и тенденции развития. - Харьков,1996

7. Холмская М.Р. О многопартийности в странах СНГ. // Государство и

право, - 1992, - № 9

8. Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада (характер режимов гражданского общества и партийной системы при демократии). // Полис,