Запишите число, классная работа
Какие морфемы изображены на слайде?
Какой морфемы не хватает?
Да, суффикс. А что делают суффиксы?
Служат для образования новых слов
Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова
Образуйте имена прилагательные от данных существительных
Что обозначают они?
- (названий народностей, проживающих на территории России.)
Попробуйте сформулировать тему урока
Запишите тему урока
« Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск- »
Таким образом, цель нашего урока….
Узнать, когда пишутся суффиксы прил. к и ск.
Уметь различать на письме суффиксы прилагательных к и ск
1. Какой вопрос у нас возникает?
Определить, когда пишется -к, а когда -ск в суффиксах прил.;
- Планирование работы: как будем работать?
1. Узнать, когда пишется к, когда - ск? Для этого проанализировать прилагательные, сравнить их, найти закономерность.
2. После этого найденное решение зафиксировать в модели или схеме.
3. Создать алгоритм действий.
4. Закрепить алгоритм при выполнении упражнений.
- Для ответа на этот вопрос:
Разберите все прилагательные, написанные на доске
Сравните все три столбика
Сделайте вывод.
Вязкий казацкий французский
Резкий ткацкий новосибирский
Ломкий немецкий одесский
На доске записаны слова в столбик, вам нужно выделить их основу и суффикс.
С помощью каких суффиксов образовались эти слова?
- – к- и –ск-.
Какое лексическое значение имеют эти суффиксы?
(суффикс К образует прил.со значением склонный к какому –нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается (топкий, цепкий);
суффикс СК со значением отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо; со значением чей-то (по географическому названию): голланд ск ий
А как же их различить?
Сегодня наша новая тема будет касаться двух разрядов прилагательных: качественных и относительных.
Как определить разряд?
Какие прилагательные могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (качественные)
- Какие прилагательные не могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (относительные)
-
Попробуйте образовать краткую форму прилагательных первого столбика.
Вязкий - вязок, резкий – резок, ломкий - ломок
А от 2 и 3 столбика слов образуется краткая форма?
Нет.
Значит, это какие разряды прилаг.?
Относительные
Учитель: Вот это первая часть правила.
Сделайте вывод:
Суффикс -к- пишется в прилагательных (качественных),
имеющих краткую форму.
Переходим к словам во втором столбике.
Это какие прилагательные по разряду?
Относительные
От каких существительных они образованы?
Ученик: Каза к , тка ч и неме ц .
(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:
На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?)
Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?
Чередование к//ц, ч//ц
Вторая часть правила: «Суффикс -к- пишется в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ч, -ц».
И какой разряд у прилагательных из 3 столбика?
Относительные
Там есть в основе слов буквы к, ч, ц?
Нет
Вывод:
В остальных относительных прилагательных пишется суффикс -ск-.
– Сколько в правиле условий выбора написания суффикса - к - и - ск -?
Два
Сформулируйте вывод, когда пишется суфф. -К-.
Что вы можете сказать о написании суфф. -К-?
При каких условиях употребляется суфф. -СК-?
Суффикс -к- пишется:
1)в прилагательных, имеющих краткую форму; (т.е. у качеств.)
2) в прилагательных (относит.), образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц».
В других прилагательных (относит.) пишется суффикс -ск-.
Работа с учебником.
Стечение согласных.
– Представьте правило в виде модели или схемы
К, Ц, Ч - К
Др.согл. СК
Алгоритм
« Правописание суффиксов прилагательных - к- и -ск- »
Разряд
Качественное Относительное Притяжательное
Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с проговариванием.
Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных -к- их -ск- с помощью алгоритма.
(Орфограмму обозначить)
- Работа у доски. Развитие орфографических умений
Упражнение 327
ск |
||
Есть кр.форма | От сущ. С основой на к, ч, ц | Нет кр.формы,не от сущ. С основой на к, ч, ц |
Вязкий | Немецкий, казацкий, турецкий | Белорусский, киргизский, французский, индусский, одесский, матросский, украинский |
- Работа на карточках со взаимопроверкой. От данных географических названий образуйте прилагательные с суффиксами –к- и –ск-.
Франция, Исландия, Турция, Сибирь, Швеция
Кавказ, Волгоград, Киргизия, Англия, Китай
- Работа в парах. Замена словосочетаний
сущ.+сущ.= прил.+сущ.
Для чего выполняем это задание?
Профессия актера – актер ск ая профессия
Дача соседа – сосед ск ая дача
Высокий- (низКий)
Широкий – (узКий)
Класс : 6
Предмет : русский язык
Тема урока: « Правописание суффиксов К и СК в именах прилагательных »
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».
2. Практические : совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД : установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Ход урока
Организация занятия
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?
(чтение стихотворения «Грустные вести» А. Шибаева)
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу, -
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…
Красивый длинный прут…
На днях в лису нашел я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить.
Важно ли быть грамотным?
Проверка домашнего задания (слайд1,2)
Введение в тему.
Творческий диктант (слайд3). Выделите суффиксы.
Работа проводится в группах. Результаты работы записываются на листах формата А3, вывешиваются на доску для проверки.
Посмотрим, как группы выполнили задание. (Идёт проверка)
Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных? (-К- и -СК-).
Выход к учебной проблеме.
Итак, что же получилось? Задание всем дала одно, а выполнили вы его как? (По-разному)
Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать)
Проверь себя (слайд4)
Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Суффиксы прилагательных).
Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе? (Выбор суффиксов -К- и –СК- в прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных –К- и –СК-).
Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? (Узнать условия выбора суффиксов –К- и –СК-. Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами –К- и –СК-).
6. Введение новых знаний. (слайд6).
Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суффиксом –К-, во втором - -СК-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило. (Идёт работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность).
Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суффиксов –К- и –СК-? (1группа. В прилагательных, образованных от одушевлённых существительных, пишется –К-.)
Так. Какие есть ещё идеи? (2группа. Может быть нужно смотреть, на какую букву окачивается основа существительного.
3группа. Суффикс –К- пишется после К,Ц, Ч, а после других букв пишется –СК-)
Все с этим согласны? Как можно это проверить? (Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевлённое, а в прилагательном пишется –СК-.)
Сформулируйте вывод о написании суффиксов –К- и –СК-.
Работа с учебником. (слайд7).
Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно?
О чём мы с вами не сказали? (О прилагательных, имеющих краткую форму).
Что добавим к нашему выводу? (В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс –СК-).
Я хочу добавить, что у этого правила есть исключения: узбекский, таджикский.
По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную? (Стечение согласных).
Продуктивное задание.
Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных –К- и –СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску).
Все согласны? Есть изменения? Дополнения? (слайд 8)
Проговорим правило по опорной схеме.
А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок.
В слове К,Ц,Ч смтри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листа,
Ты подставь к ним суффикс К.
А ещё не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.
И ещё даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц,Ч не отыскать,
Надо нам -СК- писать.
Практическая работа.
–Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, объясните написание прилагательных (слайд 9).
Физкультминутка.
Если в слове есть суффикс –К-, вы хлопаете. Если в слове есть суффикс –СК-, топаете.
Путешествие по Италии(слайды 15 – 27)
Домашнее задание 9 (слайд28).
Исправь ошибку.
К вечеру возврощается Лом и преводит с собой матроса. Я смотрю - на вид парень ничего. Ростом, правда, маловат. Но по глозам видно, что шустрый, и борода у него как у морсского разбойника. Только те, по слухам, всё больше рыжее, а этот типичный брюнет. Некурящий, одет чисто. Знает четыре языка: англисский, немецский, француский и русский. Это Лома особенно прельстило; он к тому времени стал уже забывать англисскую реч. Лом сказал, что Фукс этот – клад, а не матрос: прикрасно разберается в картах. (А.Некрасов).
Цели:
- научить правильно образовать и употреблять в речи прилагательные с суффиксами -К-, -СК- ;
- научить отличать суффикс -К- от суффикса -СК-;
- обогатить словарный запас учащихся;
- воспитать чувство любви к играм бабушек и дедушек, вызвать интерес к ним.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся пишут письмо по памяти.
II. Повторение пройденного.
1) Лексическая работа. Задание: определить лексическое значение иноязычных прилагательных, подбирая к ним синонимы. Затем с любым прилагательным каждый ученик составит по одному предложению.
Авангардный, инфекционный, флегматичный, активный, деликатный, аналогичный.
Слова для справок:
передовой, заразный, спокойный, деятельный, вежливый, похожий.
2) Синтаксический разбор предложения
Кони были вороные.
Степная снежная пустыня однообразна и скучна.
3) Образование имен прилагательных с суффиксами -ЧИВ-, -ОВАТ-, -ЛИВ-.
Отзываться, разбирать, синий, хлопотать, серый, красный, молчать.
III. Усвоение нового материала.
1) Анализ примеров.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение правил образования имен прилагательных с помощью суффиксов. А именно с помощью суффиксов -К-, -СК-. На письме учащиеся нередко смешивают суффиксы -К-, -СК-. Необходимо научиться отличать прилагательные с суффиксами -К- (низкий) от прилагательных с суффиксами -СК- (кавказский). Запишем в тетрадях и на доске прилагательные НИЗКИЙ, УЗБЕКСКИЙ, БЛИЗКИЙ . Образуйте их краткую форму (низок, узок, близок).
– Когда же в именах прилагательных пишется суффикс -К-? (В качественных прилагательных пишется суффикс -К- (т.е. в прилагательных, если можно образовать краткую форму)).
А теперь образуем прилагательные от существительных:
Немец- немецкий, рыбак – рыбацкий, ткач – ткацкий.
– Какие это прилагательные? На что оканчивается основа у существительных?
– Что происходит в корне при образовании прилагательных? (чередование К//Ц, Ч//Ц)
– При помощи какого суффикса образовались прилагательные?
Вывод:
- К основе слов на -Ц присоединяется суффикс -К- при образовании прилагательных.
- В остальных прилагательных, чаще всего образованных от различных географических названий и названий лиц (московский, уральский, норвежский) , употребляется суффикс -СК-.
IV. Закрепление материала.
1. Задание: выделить суффиксы, согласовать с существительными .
Турок – турецкий язык, ленинградские мосты, комсомольский, грузинский. Татарский, португальский, учительский, зрительский, резкий, чуткий, волжский, детский, китайский, ямщицкий.
2. Выполнить упражнение 676. Выписать имена прилагательные суффиксами -СК-, разобрать по составу.
3. Индивидуальная работа на доске . Задание: разобрать слова по составу
а) русских, белорусский; б) удмуртские, калмыцких.
4. Выполняется упражнение 677.
V. Физкультминутка.
VI. Чтение правила § 88 (стр.274)
VII. Усвоение нового материала.
Правописание буквы Ь перед суффиксом-СК-
– После какой согласной в прилагательных с суффиксами -СК- пишется буква Ь?
– Когда буква Ь не пишется?
– Какое слово составляет исключение?
VIII. Закрепление правила.
1. Выполняется упражнение 678, 679.
2. Диктант с цифровыми (или буквенными) обозначениями. Задание: Вместо прилагательных записать цифры (или буквы):
-ЬСК- обозначаем цифрой 1 (или буквой А);
-СК- обозначаем цифрой 2 (или буквой Б).
-К- обозначаем цифрой 3 (или буквой В);
- Вечер был ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе.
- Мы охотились на озере Орса, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил.
- Был ясный январский день, всюду сверкало серебряное солнце.
- Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки.
- Узкие улицы быстро наполняются людьми.
- Армия прорвала немецкую оборону и всеми силами вошла в прорыв, расчищая путь советским войскам, перешедшим в наступление.
- Бенгальские огни зажигаются в новогоднюю ночь.
Ключ к заданию : 1, 3, 2, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 2, 1. (АВБББББВВБА)
IX. Итог урока .
– Что нового узнали на уроке?
– Когда в прилагательных пишется –К-, -СК-?
X. Домашняя работа .
– О каких играх чувашского народа вы знаете? Поинтересуйтесь о них у бабушек и дедушек. Запишите ход игры.
Например, игра «Сельский хоровод».
У чувашского народа есть удивительная игра «Сельский хоровод», по-чувашски это звучит «Вайа карти». В старые, давние времена, красные девицы и добрые молодцы собирались после вечерних работ на центральной улице деревень или на широком лугу. Здесь с праздника святой Троицы и до Петрова дня (12 июля) сельская молодежь начинала
свой культурный отдых, водила хоровод. Хоровод – народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей – участников какой-то игры, танца.
Сельская молодежь веселилась, радовалась жизни.