Сущ в начальной форме отвечают на вопросы. Начальная форма существительного: примеры

Формой слова занимается морфология. Формы бывают у изменяемых слов. Одну из форм принято называть начальной. Начальная это та форма, в которой слово даётся в словарях.

Для существительных начальной формой является форма ед.ч., И.п., например: школа , класс , ночь .

Для прилагательных - ед.ч., м. р., например: синий , зимний , лисий .

Для числительных начальной формой являются:
для количественных - И.п., например: десять , сто ,
для порядковых - ед.ч., м.р., И.п., например: второй , сотый .

Примечание:

Для глаголов * начальной формой является неопределённая форма глагола (=инфинитив), например: улыбаться , думать , играть .

Примечание:

Для причастий начальная форма глагола определяется по-разному.

Это зависит от интерпретации природы причастия.

Если причастия определяются как особая форма глагола, то начальной формой будет неопределённая форма глагола, например: улыбаться, построить .
Если причастия определяются как самостоятельная часть речи, то начальной формой считается форма ед.ч., м.р., И.п., например: улыбающийся, построенный . Подробнее о природе причастия см.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Задачи урока:

  • Учить распознавать в речи имя существительное, формировать грамматическое понятие "предмет", учить ставить вопросы и выделять весь комплекс грамматических признаков,
  • определять начальную форму имени существительного.
  • Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, мышление, внимание, воображение, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Методы обучения: проблемно- поисковый метод.

Формы познавательной деятельности учащихся: сочетание фронтальной работы с групповой и индивидуальной.

Средства обучения: Русский язык: Учебник для 3 класса, 2 часть. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г., магнитофон для проведения физминутки.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, создание положительной мотивации.

2. Чистописание с актуализацией знаний.

На доске.

Всему название дано - и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И всё что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё что в памяти у нас,-
Означено словами.

Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится в первом предложении в имени существительном. Она обозначает глухой непарный звук всегда мягкий. (щ)

Щщ Щщщ Щщщщ:..

Определите закономерность и продолжите.

3. Зрительно-слуховой диктант стихотворения.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Найдите все имена существительные в этом стихотворении. Определите у них род и число. В какую форму нужно поставить слово, что бы определить род и число? (в начальную) Какая форма у существительных называется начальной? (Учебник, стр.4)

Вы нашли имена существительные: название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово. Имя существительное обозначает предмет. Но разве название - предмет? Память- предмет?

5. Первичное усвоение новых знаний. Работа над понятием предметности имени существительного.

Упражнение №276.

Прочитай стихотворение. Как ответишь на заданные вопросы?

Всё, что вижу я вокруг,
Это всё предметы.
Мне сегодня рассказал
Дедушка про это.
Ну, а дождь - это предмет?
- Нет.
Ну, а радуга - предмет?
- Нет.
Всё, что связано с погодой,
Есть явления природы.
А любимый мой предмет -
Это бабушкин буфет.
Там такие есть предметы
Как печенье и конфеты.
(И. Наумова)

Найди в стихотворении существительные, которые называют: конкретные предметы, лиц и явления природы. Запиши их в начальной форме.

Конкретные предметы: предмет, буфет, печенье, конфета;

Лица: дедушка;

Явления природы: дождь, радуга, погода, явление природы.

Понятие " предмет" в грамматике и понятие "предмет" в повседневной жизни не совпадают. В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом. Какие ещё грамматические признаки есть у имён существительных? (одушевлённое и неодушевлённое, нарицательное и собственное)

Слово бег какая часть речи? Как определить? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

6. Физминутка.

И г р а "Доскажи словечко". Дети называют слова и изображают представителей каждой профессии.

  • Трактор водит - : (тракторист),
  • Электричку - : (машинист),
  • Стены выкрасит - : (маляр),
  • Доску выстругал - : (столяр),
  • В доме свет провел - : (монтёр),
  • В шахте трудится - : (шахтёр),
  • В жаркой кузнице - : (кузнец),
  • Кто всё знает - : (молодец).

7. Работа по теме урока. Работа в группах. Упражнение в распознавании имен существительных. Наблюдение за именами существительными.

Упражнение №278.

Обсудите, как образуются родственные слова. Выпишите в строчку только существительные.

Можно ли изменить форму рода имён существительных? А форму числа? Какой из этих грамматических признаков у имени существительного постоянный , какой - непостоянный, может меняться?

Конец, кончик, концовка, окончание.

Какие грамматические признаки у имён существительных? Какой признак постоянный? Какой может меняться?

8. Закрепление изученного. Письмо по памяти.

Как определить, что слово имя существительное? Достаточно задать вопросы и узнать, что обозначает слово? Вот слово - ходьба или желтизна. Что обозначает слово ходьба ? Действие. А можно определить род и число этого слова? Ходьба - она моя, ж.р.,ед.ч. Это слово имеет грамматическое значение предметности. Что обозначает слово - желтизна? Признак. Попробуем определить род и число, желтизна- ж.р, ед.ч. И это слово имеет грамматическое значение предметности.

В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом.

Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.

Списать стихотворение, найти имена существительные, определить число и род.

9. Итог урока.

Что узнали о существительном? Как распознавать существительные в речи?

Что вызвало затруднение?

Что показалось интересным? Хотите больше узнать об имени существительном?

10. Домашнее задание. 275, по желанию 279.

В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.

Какая начальная форма у существительного?

Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:

В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.

Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.

Окончания -е и -и в 1 склонения

Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.

Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:

  • жена;
  • земля;
  • листва;
  • яблоня;
  • чистота;
  • белизна;
  • беготня.

В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:

Р. п. (кого? чего?) - И.

Д. п. (чему? кому?) - Е.

Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

Приведём примеры:

Практическое задание № 1

Какие буквы вы бы вставили вместо точек?


Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.

Окончания -е в именах существительных 2 склонения

Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:

  • окно;
  • село;
  • поле;
  • солнце;
  • дело;
  • стол;
  • столб;
  • товарищ;
  • карандаш.

Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:

  • Р. п. (кого? чего?) - А.
  • Д. п. (чему? кому?) - У.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:

  • Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
  • И на солнце бывают пятна.

Практическое задание № 2

Какие окончания пишутся в словах с пропусками?

  • В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
  • В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
  • Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
  • Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
  • Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
  • В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
  • На пропуск… была чья-то чужая фотография.

Ответ: во всех словах пишется окончание -е.

Падежные окончания существительных 3 склонения

Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:

  • тетрадь;
  • кровать;
  • мать;
  • дочь;
  • печь;
  • ложь;
  • блажь;
  • площадь.

Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:

  • Р. п. (кого? чего?) - И.
  • Д. п. (чему? кому?) - И.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) - И.

Приведём несколько примеров:

  • На окошках ярко алели цветы герани.
  • Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
  • Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
  • К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.

Практическое задание № 3

Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.

Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:

  1. В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
  2. Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
  3. Я прочитал в книг… о космос…
  4. У дяд… есть макет корабля.
  5. Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
  6. Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
  7. В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
  8. В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
  9. Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
  10. В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.

Слова на -ий, -ия, -ие

Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:

  • санаторий;
  • мараторий;
  • профилакторий;
  • лекция;
  • армия;
  • секция;
  • произведение;
  • сведение;
  • безобразие.

У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:

  • Полярная звезда - самая яркая в своём созвездии.
  • Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
  • У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
  • На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
  • Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
  • Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
  • Мой брат служит в армии.

Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.

Диктант

Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.

Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .

У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .

Весь лес осенью стоит в особом очарован… .

Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.

что такое начальная форма существительного

  1. Русский язык

    МОРФОЛОГИЯ

    3. Имя существительное

    Определение.

    Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (кого? чего? кому? чему? и др.).

    Признаки.

    Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа.
    Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
    Непостоянные признаки: падеж, число.

    Синтаксическая роль.

    В предложении имя существительное может выступать в роли:

    подлежащего, например: Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин).
    дополнения, например: Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи (И. Тургенев);
    сказуемого, например: Москва — столица России;
    определения, например: На полках стояли банки с вареньем из ягод;
    обстоятельства, например: При желании можно добиться больших успехов;
    обращения, например: Я люблю тебя, жизнь.
    Собственные и нарицательные.

    Различают нарицательные и собственные имена существительные.

    Нарицательные имена существительные — это общие названия для всех однородных предметов и явлений, например: учебник, стол, театр, сцена, человек.

    Для того, чтобы выделить из такой группы однородных предметов какой-либо отдельный предмет, ему дают специальное, индивидуальное название. К примеру, каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для выделения этого человека из массы.
    Таким образом, собственные имена существительные — это индивидуальные названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным принадлежат:
    имена, отчества, фамилии людей (Демина Анастасия Григорьевна, Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Владимирович Путин),
    географические названия (Россия, Москва, Волга, деревня Мызино, Каспийское море, Урал),
    названия литературных произведений (Капитанская дочка, Чапаев и пустота, Робинзон Крузо),
    исторических событий (Полтавская битва, Великая Отечественная война, Бородино),
    картин (Сватовство майора, Бурлаки на Волге, Тройка),
    кинофильмов (Гардемарины, вперед! , Карнавальная ночь, Большая перемена),
    спектаклей (Волки и овцы, Вишневый сад, Горе от ума),
    предприятий (Красный Октябрь, Ростелеком),
    клички животных (Шарик, Джек, Полкан),
    сорта и марки изделий (пиво Эфес, масло Олейна, автомобиль Жигули) и др.
    Имена собственные могут состоять из одного слова (Дон, Мария, Киев) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Млечный путь). Во втором случае подобные сочетания выступают как один член предложения, например: Нижний Новгород — один из старейших русских городов.

    Как правило, имена собственные употребляются в форме только одного числа — единственного или множественного. Кроме того, в некоторых случаях имена собственные могут переходить в имена нарицательные, и наоборот. Например, имя персонажа знаменитого произведения Гончарова Обломов стало нарицательным: обломовыми сейчас называют обленившихся, безвольных людей, лишенных каких-либо интересов.

    Как правило, имена собственные пишутся с большой буквы. А заглавия книг, названия газет, журналов, картин, кинофильмов, спектаклей, театров, заводов, фабрик, кораблей и т. д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки, например: газета Московский комсомолец, театр Современник, кинофильм А зори здесь тихие… .

    Одушевленные и неодушевленные.

    Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные.

    Одушевленные имена существительные называют людей, животных, т. е. живых существ, они отвечают на вопрос кто?, например: человек, брат, собака, котенок, петух, мотылек, червяк. В большинстве случаев одушевленными бывают существительные мужского и женского рода, а одушевленных существитель

  2. Начальная форма существительного — это Именительный падеж, единственное число.
  3. Начальная форма существительного — это Именительный падеж, единственное число.
  4. спасибо сестре помог
  5. Это имя существительное В форме единственного числа В именительном падеже… Например, (доволен) ответом-начальная форма для существительного будет ОТВЕТ…
  6. Спосибо памог
  7. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ, ЕДИНСТВЕНОЕ ЧИСЛО
  8. Это Именительный падеж единственное число
  9. именительный падеж
  10. Именительный падеж, единственное число.
  11. Оскар Багаманов ты зачем скапировал
  12. Виноградник

    Значение слова виноградник

    (3 синонима)

    Начальная форма: ВИНОГРАДНИК

    Грамматический разбор














    глаголы:
    причастия;
    деепричастия;
    прилагательные;
    числительные;
    местоимения;
    наречия;
    2. Служебные части речи:

    предлоги;
    союзы;
    частицы;
    3. Междометия.




    род (м, ж, ср.);
    число (ед., мн.);
    склонение;
    падеж;

    "Малыш пьет молоко. "

    начальная форма малыш;



    начальная форма молоко;



    начальная форма дама;
    постоянные морфоло

  13. д к Морфологический разбор виноградник:

    Виноградник

    Значение слова виноградник

    (3 синонима)

    Фонетический разбор виноградник

    Начальная форма: ВИНОГРАДНИК
    Часть речи: Имя существительное
    Грамматика: Именительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное

    Грамматический разбор

    Формы словаГрамматический разбор (грамматика)
    виноградникимя существительное, именительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    имя существительное, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникаимя существительное, родительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникуимя существительное, дательный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникомимя существительное, творительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникеимя существительное, предложный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникиимя существительное, именительный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное
    имя существительное, винительный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградниковимя существительное, родительный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникамимя существительное, дательный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникамиимя существительное, творительный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникахимя существительное, предложный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное

    1. Самостоятельные части речи:

    существительные (см. морфологические нормы сущ.);
    глаголы:
    причастия;
    деепричастия;
    прилагательные;
    числительные;
    местоимения;
    наречия;
    2. Служебные части речи:

    предлоги;
    союзы;
    частицы;
    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т. п.);
    собственное или нарицательное;
    одушевленное или неодушевленное;
    род (м, ж, ср.);
    число (ед., мн.);
    склонение;
    падеж;
    синтаксическая роль в предложении.
    Полный морфологический разбор имени существительного. Определение грамматических категорий, онлайн.

    План морфологического разбора существительного

    "Малыш пьет молоко. "

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) имя существительное;

    начальная форма малыш;
    постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
    Морфологический разбор слова молоко (отвечает на вопрос кого? Что?).

    начальная форма молоко;
    постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    в предложении прямое дополнение.
    Приводим ещ один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    "Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: Защита Лужина, Владимир Набоков). "

    Дамы (кто?) имя существительное;

    начальная форма дама;
    постоянные морфоло

  14. начальная форма — это И. п. единственый число
  15. Начальную форму существительного можно определить, если ты его поставишь в единственное число, а помогут тебе вопросы: что делать? что сделать?
  16. классно
  17. Право — это ценность, оно связано с моралью, регулирует наше поведение, определяет меру свободы, связано с законами и государством.
    Закон нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.
    Обязанность — нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача
  18. это ед. ч., И. п.

«Примеры имён существительных» - Цитата. На рябине кружева, иней, замысел узора. На рябине _____________ _______________________ Во дворе________________ _______________________. В городе зима. Рояль кофе какао кенгуру шампунь тюль. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. Шапки снега на деревьях, на скамейках, на крышах домов.

«Повторение «Имя существительное»» - Как мы определяем, когда нужно писать о, а когда е. Чайничек. Станция «Фонетическая». Найдите и назовите разносклоняемое имя существительное. Нерешительность шахматиста. Дайте определение имени существительного. Путешествие по грамматическому кольцу. Станция «Лексическая». Части слова. Имя существительное – самая многочисленная часть речи.

«Какие есть существительные» - Род несклоняемых имён существительных. Существительное. НЕ с существительными. Падеж. Имена существительные общего рода. Содержание. Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии. Несклоняемые имёна существительные. Род. Имя существительное. Число. Склонение.

«Существительное как часть речи» - Решение проблемной ситуации. Вставить пропущенную букву. Заполни таблицу. Повторение пройденного материала. Путешествие по стране имени существительного. Что обозначает имя существительное. Работа с пословицей. Загадаю - отгадай. Творческая работа. Дифференцированная работа.

«Имя существительное - самостоятельная часть речи» - План изучения темы. Значение имени существительного как части речи. Словарь русского языка. Имя существительное - хлеб языка. «Предметность» в современном русском языке понимается широко. Предмет. Имя существительное – это самостоятельная часть речи. А.М. Пешковский. План. Имя есть часть речи, обозначающая тело или вещь.

«Упражнения по имени существительному» - Слон. Задание от льва. Задание от верблюда. Задание от жирафа. Путешествие в Африку. Слон Анжиус. Классная работа. Задание от зебры. Прибытие. Отдохнём. Существительные. Имена существительные. Словарные слова.

Всего в теме 34 презентации