Как правильно исповедоваться и что говорить батюшке: примеры. Правильная исповедь: как исповедоваться, в чем каяться, какая исповедь не примется Богом

Как исповедоваться в церкви? Этот вопрос довольно часто задают себе и те, кто только собирается в храм, и те, кому просто любопытно, что же такое исповедь вообще. Вопрос о том, в церкви - с упором на слове «правильно» - очень значим и для тех, кто ходит в храм постоянно.

Как правило, проходит в несколько этапов. Исповедь - это не индульгенция, и не разрешение на новые грехи. Просто однажды человек понимает, что ему невыносимо тяжело таскать на сердце глыбу греха. Она давит его и гнетет. В этом и состоит первый этап подготовки к исповеди. Человек осознает свою греховность, ощущает невозможность дальше жить так, как он жил. Поэтому он и просит у Бога: "Господи, помоги измениться, помоги перевернуть эту страницу жизни!" Главное условие, при котором страница может быть перевернута - это искреннее раскаяние, душевное сокрушение и полное признание своей вины и греховности.

Искреннее сердечное сокрушение несовместимо со злобой и всяческими излишествами. Поэтому исповеди предшествует период, когда человек примиряется с окружающими и прощает тех, кто обидел его, постится, возможно, воздерживается от плотских утех. Важной частью этапа, предшествующего исповеди, является чтение покаянных молитв или просто молитв о прощении своих грехов.

Надо ли записывать свои грехи и приносить подробный отчет о них? Или достаточно короткой записки? Как правильно? Исповедаться в церкви можно и по памяти. Но лютеране, например, совершенно справедливо считают, что человек не в состоянии запомнить все свои грехи и что-то обязательно упустит. Православные священники рекомендуют писать для себя памятные записки, разделяя грехи по нарушенным заповедям. Начинать надо с главного - грехов против Бога. Потом - грехи против ближних своих, в последнюю очередь идут незначительные прегрешения. Но, конечно, строгой инструкции не существует - просто так легче не забыть.

Далее следует сама исповедь, и священник властью, данной Христом, разрешит от греха. Возможно, он наложит некое наказание - епитимью, которая будет состоять в дополнительном посте, чтении молитв и поклонах. Зачем это делается? Часто человеку необходимо просто прочувствовать, что грех действительно изжит, пройден, прощен. Епитимья никогда не бывает бессрочной.

Как правило, после исповеди верующий причащается Святых Тайн Христовых. Это укрепляет слабый человеческий дух в решении больше не грешить.

Где и как исповедоваться? В церкви? Или можно исповедоваться дома? Например, тяжелобольному как исповедоваться? В церкви тоже? Но бывает, что обстоятельства складываются так, что человек не может дойти до храма.

Допустимо исповедаться и дома, надо лишь оговорить этот вопрос со священником. К тому же верующий человек исповедует свои грехи Богу каждый раз во время молитвы.

Сам обряд отпущения грехов проходит по-разному в православии, католичестве и протестантизме.

В православной церкви батюшка накрывает верующего епитрахилью и читает У католиков священник не видит лица исповедующегося, поскольку находится в специальном маленьком помещении - исповедальне. Этот обряд многие представляют по художественным фильмам. У протестантов не накладывается епитимья, потому что считается, что все грехи отпускаются по Божьей милости.

Исповедь необязательно должна быть тайной. Первые христиане открывали помыслы и каялись в грехах публично - и все верующие вместе молились о прощении грешников. Такой вид исповеди существовал и впоследствии - например, его практиковал Иоанн Кронштадтский.

Но потом исповедь стала тайной - ведь за некоторые грехи кающийся мог поплатиться и жизнью. Уже с пятого века появилось понятие тайны исповеди. Более того, впоследствии и в католической, и в православной церквях были введены наказания для священника, нарушившего тайну исповеди.

Но светская власть делала исключения - например, по указу Петра I священнику вменялось в обязанность сообщать властям, если из исповеди ему становилось известно о преступлении против государства или монарха. В Советской России преследовалось недонесение о готовящемся преступлении и не предусматривалось никаких исключений для священников. Поэтому такое действие, как "исповедоваться в церкви", требовало и от верующих, и от священников немалого мужества. Ныне тайна исповеди охраняется законом - священник не обязан ни доносить, ни давать показания о том, что стало ему известным на исповеди.

Интересно, что исповедь не является прерогативой только христианства - она присуща всем И в иудаизме, и в исламе есть аналоги христианской исповеди, молитва о прощении грехов. Но там это не носит такого системного характера, как в христианстве.

Многие современные люди искренне не понимают: зачем в век прогресса и высоких технологий люди ходят в церковь? Ещё можно как-то понять, когда человек приходит свечку поставить, родственников помянуть… Но зачем люди выстаивают долгие службы, исповедуются и причащаются? Кому нужны эти старомодные обряды? Попробуем разобраться.

Планета проходимцев

Мой знакомый Саша М. считал себя человеком весьма положительным, если даже не сказать праведным. Ведь у него:

а) нет вредных привычек,

б) он занимается спортом,

в) очень начитан и умён,

г) почти никогда не отказывает людям в помощи.

Казалось бы, довольно приличный список, который должен обеспечить человеку благосклонное отношение судьбы.

Однако вот как раз судьба-то его и не баловала. Когда на работе Саню в очередной раз «подставил» коллега (причём близкий друг), тот вообще перестал говорить об окружающих людях иначе как о «сборище неблагодарного быдла». Даже высказывался, что лучше всего жить одному в пещере в горах и никогда не иметь дела с такой мразью, как падшие людишки.

Чтобы окончательно убедиться в «отстойности» этого мира, он отправился в церковь, в душе подозревая, что батюшка окажется таким же проходимцем, как и всё остальное население планеты. Но Сане повезло. Священник оказался человеком терпеливым, говорил очень убедительно, да и обстановка храма способствовала тому, чтобы обратить взор не на других, а внутрь себя.

Батюшка говорил с Сашей, в общем-то, о простых вещах. О грехах, которые сопровождают жизнь каждого человека, а значит, и Сашу они никак не миновали. И, поскольку Саша сам зачастую является источником зла, глупо с его стороны ожидать, будто мир раскроется ему навстречу.

Такого поворота Саня никак не ожидал. Из человека крайне положительного и достойного всяческих похвал - он вдруг превратился в самого обыкновенного грешника, которому до идеала так же далеко, как до Луны. С великим изумлением он узнал, что и сам, не ведая того, постоянно творит зло и нарушает Божьи Заповеди. Парень впервые увидел себя в реальном, не приукрашенном виде. И открытие это его сильно смутило. И, можно сказать, изменило.

Он покаялся и начал новую жизнь, стараясь бороться с гордыней и не осуждать других. И словно по мановению волшебной палочки мир изменился! Саша увидел, что мир, оказывается, состоит из добрых и хороших людей. И рядом с ним много людей, которые гораздо лучше и чище него самого. Собственные достоинства уже не казались Сане такими исключительными, а вот свои недостатки он вдруг увидел довольно выпукло.

Я давно с ним не виделся и не знаю, часто ли он сейчас ходит в церковь. Но тогда, пару лет назад, ходил регулярно. Но даже если он «прогуливает» службы, жизнь свою Саша всё-таки кардинально переменил.

Десять Заповедей

Почти каждый из нас готов признать за истину и эталон 10 заповедей, данные человечеству Богом в древнейшие времена. Но хотя бы перечислить их способны немногие. Люди попросту не помнят заповеди и не вникают в их суть. А ведь если не помнишь заповеди, то ничего удивительного, что ты их не очень-то и соблюдаешь. Хотя без этого невозможно ни праведно жить, ни счастливо умереть. Встречаться же с Богом и Вечностью придётся каждому, и отчитываться надо будет по каждому пункту.

Каждая из 10 заповедей содержит множество «граней» и подтекстов. Обратим внимание хотя бы на некоторые из них.

1. «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим ». Немногие из нас могут похвастаться наличием истинной крепкой лишенной сомнений верой в Бога и горячей любовью к Нему. Случись в нашей жизни тяжкие испытания, беды или гонения - многие ли смогут выдержать их и не предать Бога?! Живой веры в нас мало, зато многие погрязли в языческих суевериях, больше верят в приметы, в магов и целителей, да в земных кумиров.

2. «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им… » А кумиры-то есть практически у каждого! Поклоны, конечно, мы им уже не бьём, но за идолов держим - точно! И почти каждый поклоняется страстям и дурным привычкам. Р ука об руку с поклонением кумиру идут такие грехи как гордыня и тщеславие - неизменные ложки дёгтя в бочке наших добрых дел. Или возьмём такие кажущиеся на поверхностный взгляд почти безобидными грехи как обжорство и сластолюбие, жадность и корыстность. А также многие другие наклонности и пристрастия, которым мы отдаёмся и поклоняемся как самым настоящим идолам.

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно… ». Многие бездумно употребляют божественные слова в разговоре. Например, «Господи» и «Боже» - в виде междометия. Или еще хуже - ругаются, смешивая сквернословие с именами Бога и святых. В несчастьях люди ропщут на Бога, и даже бросают обвинения в Его адрес за несовершенство людей и мировое зло. Сюда же относится и клятвопреступление. И это не только безумные клятвы вроде «Богом клянусь!». Принимая Таинство Крещения, мы отрицаемся от сатаны и всех злых дел его, и сочетаемся Христу, обещая служить Ему всей своей жизнью. Но даже очень серьезные христиане своими грехами нарушают это обещание…

4. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему… »Во времена ветхозаветные, седьмым днем недели была Суббота. После того как Спаситель был распят и воскрес, искупив падшее человечество, седьмым днем стало Воскресенье, перенявшее духовный смысл субботы. Потрудившись в будни, мы должны этот день посвятить Богу. Отложить дела и помолиться в храме, почитать, подумать о Вечном, помочь бедным и больным, подарить любовь и тепло души близким и друзьям. И тогда Господь шлет человеку благословение, вся его жизнь становится осмысленной и упорядочивается. Но многим ли удается это правило соблюдать?!

5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы хорошо было тебе, и чтобы продолжались дни твои на земле… » Увы, не все уважают своих родителей, любят и почитают. Многих раздражают старческие немощи, и есть даже такие иуды, кто, не желая ухаживать за родителями, сдают их в дом престарелых. Нарушают заповедь и те, кто не уважает старших по возрасту, а также пастырей Церкви…

6. «Не убий ». Вы можете воскликнуть: «А мы то причем, мы никого не убивали!» Но убийство бывает и пассивным - не оказание помощи, или если человек своими действиями косвенно помогает кому-то умереть. И даже изрыгая на людей ненависть, гнев и бранные слова - мы тоже убиваем в душе своей. Или возьмем аборты - у многих матерей и отцов души захлебываются в крови уничтоженных невинных младенцев. Заповедь нарушают и те, кто медленно, но верно убивают свою жизнь и здоровье табаком, пьянством и наркотиками. А еще очень многие из нас всю жизнь упорно убивают свою душу, ничуть не заботясь о ее спасении, и предпочитая Жизни Вечной пустую мирскую суету.

7. «Не прелюбодействуй ». Заповедь подразумевает запрет на интимныеотношения вне брака. Человеку следует хранить свое тело в чистоте, и не осквернять его соитием ни со случайными партнерами, ни тем более, с женатыми и замужними людьми. Блудник и прелюбодей загаживает свое тело и душу, и сам себя уводит от Бога, незаметно для себя отдаваясь во власть Его антипода.

8. «Не укради» . Даже у тех, кто явно не ворует, бывают искушения присвоить «плохо лежащую» вещь. Или хотя бы - взять тайком «у государства». Не платить по счетам, пользовать на халяву электричество, ездить «зайцем» на общественном транспорте… Продавцы обсчитывают покупателей, а те, в свою очередь, редко когда возвращают лишние деньги, если продавец случайно обсчитался в их пользу. Кто-то не любит возвращать долги, играет в азартные игры на деньги. Эту же заповедь нарушают взяточники, жадины и любители сверхприбыли...

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего ». Недопустима ложь во всех ее видах. Осуждения, сплетни и клевета, разглашение чужих слабостей и пороков, оскорбление людей...

10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его… ни скота его, ничего, что есть у ближнего твоего ». Многие ли из нас могут похвастаться, что никогда не завидовали чужому богатству, успеху и счастью, здоровью, способностям и красоте?!Еще хуже - если мы злорадствуем, видя несчастья других людей, пусть даже врагов. Желаем обидчикам болезней или смерти, и жалеем, что они все еще коптят эту грешную землю. Все это нас самих отвращает от Бога и воспаляет наши собственные души.

Вряд ли среди нас найдется человек, который сможет честно сказать, что ни одну из заповедей он не нарушает. А ведь жизнь каждого когда-нибудь закончится, и придется за все отвечать перед Богом. И горе нам, если жили бездумно и утопили душу в болоте грехов и страстей. Нераскаянная душа не сможет соединиться с Богом, и балласт грехов утянет её в пучины преисподней, где только и останется, что грустить и сожалеть о том, что уже никогда не вернешь.

Зачем нужны «посредники»?

Татьяну П. с большим трудом спасли реаниматоры. Задавленная депрессией 32-летняя женщина наглоталась таблеток, пытаясь свести счеты с жизнью. За плечами у нее были два распавшихся брака, множество неудачных попыток обрести семью и родить детей, и резко ухудшившееся здоровье. От предложений подруги пойти в храм на исповедь, она каждый раз отмахивалась: «На кой мне это?! У меня Бог в душе и мне не нужны посредники!»

Когда Татьяну удалось вернуть к жизни, она истошно закричала, как человек, смертельно испуганный каким-то невыразимо жутким зрелищем. Что именно ей удалось увидеть по ту сторону жизни - никому из друзей и родных она не сказала. Но теперь нет почти ни одного выходного и праздничного дня, чтобы она не сходила в храм. И ходить ей туда ещё долго, если Бог даст. Тем более, ей ещё ребёнка растить - год назад родила. От мужа. Любимого.

Священники говорят так: Человек, живущий без Бога и Его святых таинств, подобен срезанному цветку в вазе. Отсеченный от Источника Жизни, он еще может цвести и пахнуть, но все равно завянет, и уже никогда не даст плодов.

А ещё мудрые духовники утверждают: сама человеческая природа повреждена. Чтобы вести достойную добрую жизнь, нужно очень много духовно и физически трудиться и терпеть. Скатиться же во зло проще простого - достаточно просто расслабиться, и ничего не делать, грязь сама налипнет. Грехами мы сами себя отлучаем от Бога. Чтобы исправить это бедственное положение, очистить и укрепить наши души - существуют важнейшие таинства Церкви - исповедь и причастие.

На фоне «камуфляжа» обычной человеческой души видна разве что самая явная «грязь». Чем больше мы работаем над собой и очищаемся - тем светлее становятся «одежды» нашей души, и тем заметнее даже самые маленькие пятнышки. Даже, казалось бы, кристально чистые святые подвижники и чудотворцы видели в себе грехи и каялись, достигая тем самым вершин совершенства.

Каяться можно и в личной молитве, даже мысленно. Но настоящую полноту и эффективность покаяние приобретает именно в Церкви. Принимающий исповедь батюшка - вовсе не «посредник», а наш помощник и свидетель перед Богом. С апостольских времен священникам дана власть помогать нашему покаянию и читать разрешительные молитвы, освобождающие души от власти греха. Хорошая исповедь - как второе крещение, после нее человек может испытывать не только явное облегчение, но и поистине неземную радость, словно заново родился.

Порой люди не решаются исповедаться, боясь, что батюшка может выдать их тайны. На самом деле, тайна исповеди - нерушима, и нарушить её пастырь не имеет права, даже если ему прикажет следователь или сотрудник ФСБ. Разглашение сокровенной тайны означает духовную смерть самого исповедника. Нередко к священнику приходят настоящие уголовные преступники. Приняв их исповедь, батюшка может лишь посоветовать им искупить преступления явкой с повинной, но «стучать» на них в правоохранительные органы не имеет права.

Некоторым кажется, что исповедь - сродни кушетке психоаналитика. На самом деле, психоаналитик может помочь заглушить симптом, но докопаться до сути духовной болезни и помочь ее ликвидировать ему не под силу. Просто избавиться от дискомфорта и психологических проблем - не выход, нераскаянный грех все равно рано или поздно даст о себе знать. Лишь очистив душу от грязи и устремившись к Богу можно получить реальное исцеление. Именно поэтому всё больше психологов и психоаналитиков отправляют своих самых неподдающихся пациентов в храм, зная, что уж там-то им точно реально помогут.

Покаяние способно исцелить человека не только духовно, но и физически. Знакомый священник рассказывал мне, что к нему нередко приходят женщины, страдающие от серьезных болезней или безплодия. Они каются за свою прежнюю безбожную жизнь, и начинают молиться за себя и своих неверующих родных. И у многих из них отступают болезни, а те, кто не могли родить - становятся матерями.

Как правильно каяться

По-гречески покаяние именуется «метанойя», что значит «перемена ума». Настоящее покаяние сопровождается признанием неприглядной правды о себе, желанием переродиться к лучшему, ненавистью к грехам и желанием деятельно бороться с ними, утверждаясь в добре.

Особенно трудно приходится людям, пришедшим в Церковь уже в зрелом возрасте. За плечами у многих - тяжкий груз смертных грехов, души буквально изуродованы безбожной жизнью. Но отчаиваться никому не стоит - с Божьей помощью все получится, было бы желание. Сам путь освобождения души от грехов доставляет огромное облегчение и радость. Если человек новичок в православии - он всегда может попросить священника помочь ему разобраться и достойно исповедаться.

Росток раскаяния должен произрасти из сердца кающегося, он не может быть насаждён извне священником или зачтён с помощью исповедальной формулы. И, разумеется, абсолютно неуместны самооправдание и перекладывание вины на других людей и на обстоятельства жизни. Чтобы покаяние было искренним и полноценным, необходимо наступить на горло своей гордыне и постараться простить всех врагов и обидчиков, и больше не держать на них зла.

Некоторые ошибочно считают, что чем человека сильнее захлестывают эмоции - тем сильнее покаяние. Это не так. И уж ни в коем случае нельзя искусственно пытаться вызвать в себе покаянные чувства, эмоционально «накручивая» психику - это чревато истериками и нервными расстройствами, а пользы не принесет. Степень покаяния определяется, прежде всего, тем, как человек ведет себя после исповеди - пытается ли менять свою жизнь в лучшую сторону, или же расслабляется и снова грешит напропалую.

Серьезная проблема - окаменение души, когда человек хочет покаяться и умом понимает свои грехи, но не чувствует к ним ненависти, подлинного раскаяния и решимости с ними бороться. Исповедоваться стоит и в таком случае, упомянув об этой проблеме. Рано или поздно Господь поможет такому человеку.

Некоторые особо опытные батюшки практикуют нетрадиционные способы стимулирования покаянного чувства. Мне доводилось видеть женщин и мужчин, по благословению священника бегающих босиком по снегу или ползающих на коленях вокруг храма, а затем возвращающихся на исповедь и кающихся со слезами и искренними чувствами.

Интересный случай поведал в своей книге о. Александр Ельчанинов. К нему на исповедь пришел офицер, который в душе ощущал себя мертвецом, неспособным к покаянию . По совету батюшки, перед службой он встал к Царским вратам и исповедался публично. Офицер очень смущался и даже думал, что после этого его все будут презирать. Но, начав каяться, он явственно почувствовал, что люди открыли ему свои сердца и искренне сопереживают. Он ощутил такой мощный поток любви и сострадания, что разрыдался и в покаянных слезах исповедовался. После этого он очень изменился и стал настоящим христианином.

Очень важна, особенно для начинающих, подробная генеральная исповедь - возможность пересмотреть всю прожитую жизнь и как бы переродиться заново. Но поскольку вспомнить даже самые основные серьезные грехи прошлого за один раз мало кому под силу, для большинства людей генеральная исповедь растягивается на несколько лет. Исповедуя «свежие» грехи, человек припоминает все новые и новые нераскаянные проступки прошлого, и очищает от них душу. Чтобы залечить душевные раны от наиболее тяжких прегрешений, батюшка может назначить епитимью. Например, благословить - ежедневно внимательно читать Евангелие и Деяния Апостолов, и покаянно молиться, делая земные поклоны. И человек действительно преображается, и внешне и внутренне.

Достойному покаянию помогают посты, особенно длительные, когда духовная борьба сочетается с воздержанием от животной пищи и плотских утех. Огромную пользу приносят молитвы и чтение Евангелия. Чтобы удалить тьму внутри себя, нужно постараться впустить в душу больше добра и света. И ни в коем случае нельзя впадать в отчаяние при виде даже самых тяжких своих грехов, ибо милосердие Божие поистине безгранично.

Как найти духовника

Расскажу ещё один реальный случай из жизни знакомых мне людей. Назовём главного героя Миша. Он был «ветреным малым» (выпить и погулять - это святое), а уж к православию вообще был абсолютно равнодушен. Но имелась в нём всё-таки и светлая сторона - он очень любил свою маму.

Однажды в Великий пост мать все же уговорила его пойти исповедаться и причаститься. Придя в храм на исповедь, он не смог сказать ни слова, только пожимал плечами. «Зачем же вы пришли?!» - спросил батюшка. «Меня мама очень попросила» - честно ответил юноша. «Хорошо, что ты маму послушался» - улыбнулся священник, накрыл его епитрахилью и стал читать молитвы. Неожиданно для себя Михаил ощутил глубокое раскаяние и единение с Богом. Он зарыдал, слезы полились рекой. Домой он вернулся преображенный, с очищенной и жаждущей жить праведно душой. Этот случай полностью перевернул его жизнь.

С той поры Михаила часто видят в храме. Раньше он ходил вместе с мамой, потом потянул за собой и девушку, с которой они собираются пожениться. Амудрый батюшка стал Мишиным духовником.

Почти у всех православных христиан есть духовный наставник, молящийся за них и наставляющий на путь истинный. Даже Патриарх Московский и всея Руси регулярно ездит и исповедуется у своего духовника, известного, всеми уважаемого старца. Но как найти духовника тому, кто только начинает ходить в церковь?

Варианты могут быть разные. Для начала надо помолиться и попросить Бога: «Пошли мне хорошего духовника!» Многие месяцами, а то и годами ходят в разные храмы, исповедуются и приглядываются к батюшкам. И однажды приходит осознание: «Вот он! Именно ОН - МОЙ духовник!».

Так произошло и со мной, причём, всего через пару месяцев после моего прихода в православие. Проходил я мимо незнакомого храма, и что-то екнуло в сердце - надо зайти! Очень мне понравился исповедавший людей батюшка - столько любви и добра от него исходило! Уже на третьей исповеди я собрал волю в кулак и робко спросил: «А можно вы будете моим духовником?!».

Хотя некоторые люди так и не решаются заговорить на эту тему. Но всё равно постоянно ходят к полюбившемуся священнику и по умолчанию, «автоматически», становятся его духовными детьми.

Духовник и его чада молятся друг за друга. По молитвам батюшки очень многим удается преодолеть вредные привычки, отделяющие нас от Бога. Например, моего друга Диму батюшка на исповеди благословил: «Бросай травить себя табаком прямо сейчас! Господь тебе поможет и укрепит!» И действительно - выходя из храма, он выбросил сигареты и с тех пор желание курить как отрезало!

Хороший духовный отец - залог наших побед. Но без нашего собственного старания ничего не выйдет - можно лениться выполнять благословения батюшки и почти ничего не делать, и тогда человеку уже ни кто не поможет. А можно наоборот - бросить все мирское, и победить даже смертельную страсть!

Коля Т. после развода подсел на наркотики. Сначала нюхал героин, потом перешел на уколы. У него было два высших образования и хорошая работа, которую он вскоре потерял. Ему не помогла даже отчитка у старца. Однажды в отчаянии он зашел в первый попавшийся храм, встал на исповедь к будущему своему духовнику и заплакал: «Я на грани самоубийства! Чувствую себя полным ничтожеством, предающим Христа! Не хочу больше жить!» «Самоубийством делу не поможешь, - ответил батюшка, -только душу навечно погубишь. Если действительно хочешь покончить со всем этим - прямо сейчас, после исповеди оставайся жить при нашем храме, и три года не выходи из церковной ограды, как бы тебя не тянуло. И Господь тебя избавит!». Николай остался, и действительно прожил три года, работая церковным сторожем и посещая все службы в храме. С тех пор прошло уже больше десяти лет. Николай по-прежнему ведет здоровый образ жизни, даже к спиртным напиткам не прикасается. У него замечательная жена и двое детей.

К сожалению, даже при самом лучшем духовнике, многие люди снова и снова «наступают на одни и те же грабли». Несоизмеримо проще выбросить вон прилипшие вредные привычки, чем вырвать из души глубоко проросшие в ней классические грехи - например, корень всего мирового зла, гордыню. Невероятно сложно научиться мудрости и смирению, заставить себя никого не осуждать, и не злиться на других людей даже в мыслях. Большинству из нас приходится бороться с этим, оступаясь и падая, и снова поднимаясь, всю свою жизнь. Зло проникает в душу быстро и легко, облепляя и окатывая ее подобно снежному кому. Чуть-чуть бросил «снежок» осуждения людей или потакания гордыне, и вот уже глядь - огромный ком грехов налип к душе и давит на нее тяжким грузом!

Духовная жизнь вообще напоминает минное поле. Повсюду расставлены «мины» и ловушки, многие очень тщательно замаскированы. Но отчаиваться и опускать руки ни в коем случае не надо! Чем больше человек сможет преодолеть зла в себе - тем крепче закалится, и тем лучше и светлее станет его душа.

Современное общество по большей части своей стремится к материальным ценностям. Но и духовные принципы важны даже для тех, кто не считает себя верующим. О истинных понятиях христианства слышал практически каждый, хоть и не каждый их соблюдает.

Вот о таинстве исповеди точно слышали все. Но что это такое, как правильно исповедоваться, в чем смысл этого таинства – знают очень немногие. Да и понимают истинную сущность этого таинства лишь единицы.

Зачем идти на исповедь?

Большинство людей считают, что священникам раскрывать душу нет смысла. Ведь все равно существует суд Божий, и только Господь может судить человека и его деяния. Но с древних времен православные семьи, начиная от самых маленьких членов семьи и заканчивая бабушками и дедушками, в обязательном порядке ходили в храмы каждый воскресный день. Сейчас этого практически нет, и мало кто всерьез задумывается о том, что есть исповедь, какова ее суть.

Первое, что нужно знать: исповедь – это лишь часть церковного таинства, таинства покаяния перед Господом. Человек искренне говорит обо всех своих грехах. И если он не врет ни себе, ни Богу, то батюшка прощает ему их. Священники – это те люди, которые отпускают грехи той силой и властью, которая дана им Богом. Но грехи будут отпущены лишь в том случае, если человек искренне в них раскаялся, а не просто перечислил их. Важно знать настоящую, истинную суть греха.

Многие просто не знают, что грехи – это не только то, что было совершено человеком. Это еще и его нечистые, грешные мысли, неблаговидные планы, недобрые замыслы. Если человек хотя бы мысленно задумал что-то смутное и плохое – это тоже грех.

Суть исповеди – не просто назвать свои неблаговидные мысли и деяния. Надо искренне покаяться в содеянном, а также твердо решить не совершать их впоследствии.

Но есть такие люди, которые ежедневно совершают уйму грешных поступков. И уверены, что будут прощены за них. Но прощения не будет.

Суть исповеди именно в том, чтобы покаяться искренне, от всего сердца. И главное – в дальнейшем не свершать грехов и очистить мысли свои от скверны.

Прежде чем идти на исповедь, к ней нужно подготовиться. Как это сделать?

Подготовиться нужно тщательно. Священники говорят, что человек исповедуется перед Богом, а батюшка присутствует просто как свидетель, который на Суде Божьем подтвердит раскаяние этого человека в совершенных грехах.

Как выбрать своего духовника? Кому исповедоваться?

Лучше всего будет, если человек сам пойдет в храм и попросит священника стать его исповедником. Этот батюшка не только будет принимать исповедь, он поможет советом, наставлением о том, как вести христианский образ жизни. Надо часто ходить в церковь, ставить свечки, молиться Богу. Каждый раз после посещения службы неплохо бы поговорить с настоятелем храма.

Когда человек находит своего батюшку, которому будет исповедоваться – это уже первый важный шаг. Теперь надо подготовить свою исповедь. Это сделать не так просто, как кажется. Впервые довольно сложно даже произнести вслух свои прегрешения. Многие переживают из-за того, что совершенно чужому человеку (батюшке) предстоит рассказать свое личное и сокровенное.

Но все преодолимо. Чтобы от волнения не запутаться, стоит написать на бумаге все то, что намереваетесь сказать, в чем покаяться Господу.

Надо помнить и о том, на исповедь надо приходить телесно очищенным. Говоря точнее, на исповедь человек должен идти после говения (после поста). Если человек воцерковленный, то есть постоянно держит посты, то он практически всегда чист телесно. Но если это человек, далекий от Церкви, то перед исповедью надо три дня поститься. А это значит не употреблять мясо и молочные продукты. Еда в эти три дня должна быть простой, растительного происхождения.

И, конечно, надо молиться. Либо по молитвослову, либо произносить самые известные молитвы.

Соблюдая эти нехитрые действия можно правильно подготовиться к исповеди.

Но как часто надо исповедоваться?

В этом вопросе мнения у обывателей разные. Говорят, что исповедоваться надо один раз в год. Люди, приближенные к церкви, считают, что чем чаще исповедуешься – тем лучше. Особенно надо исповедоваться во время постов. В пасхальный пост это лучше сделать как минимум два раза. Большинство священников все-таки приходят к мнению, что лучше исповедоваться раз в неделю.

Кое-кто скажет, что раз в неделю – это часто. Но даже святые исповедовались каждую неделю, ведь грех – это не только действия, но и мысли.

Человек волен выбирать, как часто ему исповедоваться. Если действительно верующий – то придет на исповедь каждую неделю. Но если вера не столь сильна – то стоит исповедоваться раз в месяц.

Например, некоторые считают, что батюшка может выслушивать исповедь в любое время. Это не так. В Храмах исповедуют после утренней литургии, после праздничных молебен, по окончании вечерней службы. Можно заранее договориться со своим батюшкой и назначить конкретный день исповеди.

Стоит знать, что священник может и не дать прощения кающемуся человеку. Такое случается, если человек исповедался в смертных грехах, или если исповедь его была неискренней.

Есть грехи, за которые священник прощения не даст. Это убийство, аборт, смена веры. Но в них тоже надо обязательно раскаяться, чтобы хоть частично получить прощение.

Свои грехи надо описывать конкретно и без деталей, чтобы батюшка понял истинную суть греха.

И детям надо исповедоваться. К этому их надо приобщать с самого детства.

Исповедь – это не так просто. Если соблюдать все по правилам, то подготовиться к этому надо старательно и основательно. Но исповедь стоит того. Духовное очищение от всех грехов спасает душу и помогает, дает свет и силу Божью каждому грешнику.

Зачем мне
исповедоваться?

И как подготовиться к исповеди

Как исправить свои неисправимые ошибки?

епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

Наш народ, исторически принадлежащий к Православной Церкви, в основном крещен. Большинство людей после смерти отпевают в храме священники, то есть жизнь большинства начинается в лоне Церкви и заканчивается в ней же. Но часто сама их жизнь проходит вне храма. Это происходит потому, что люди не знают, как нужно каяться в грехах, не знают, что такое грех.

Люди не знают о Любви Божией, которая может очистить их душу от любого самого страшного и тяжелого греха. Веря в Бога, они не верят в Любовь. Зная праздники и время постов, они не знают самого главного – того, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8) .

Они не знают, что Он пришел на землю, чтобы очистить нас от греховной скверны, что Он взял наши грехи на Себя и уничтожил их силу. Грех обретает силу, только когда мы соглашаемся с ним . Если же мы противостоим греху, он бессилен. И у каждого человека есть возможность избежать греха, Бог может дать ему силу избавиться от власти дьявола и жить здесь, на земле, как в Раю , исполняясь радостью, светом и умножая даруемую ему благодать. Эту силу, это знание, эту возможность человек получает тогда, когда делает решительный шаг – приходит на исповедь.

Грех – это нарушение заповедей Божиих, непослушание Богу, отступление от Христа, а значит – совершение действий, которые приносят душе вред.

Многие рассуждают так: «Какие у меня грехи? Я не жадный, не пью, никого не убивал. Я не такой злой, как мой начальник. Не такой невежественный, как наш дворник. Иногда хожу в церковь. Особых грехов-то нет. В чем каяться? Ну, были в молодости какие-то грехи, но это в молодости. Кто в молодости не грешил? А сейчас особой нужды в исповеди я не чувствую...» Хочу сказать всем этим людям: дорогие друзья, к сожалению, вы даже не представляете, в какой степени грех обладает вами, в какой степени зло имеет власть над вашей душой. Вы видите только листики на якобы маленьком греховном росточке вашей души, но у него есть еще и глубочайшие корни. И чтобы уничтожить в себе грех, чтобы он больше не опутывал душу своими побегами, вам нужно обязательно задуматься о своей жизни, вспомнить все то, что вы сделали когда-то, покаяться.

Не знаю, замечали ли вы такую закономерность. Совершишь грех – и гадко становится на душе! Теряешь свободу, сгущается тьма, места себе не находишь… Потерпишь немного, подождешь, – грех забывается. Становится светлее, снова чувствуешь себя свободным! Кажется: зачем каяться, зачем идти на исповедь?! Это все священники придумали! Забыть и не беспокоиться!

После КАЖДОГО совершённого греха меняется сознание. Эти изменения сознания становятся НЕОБРАТИМЫМИ , если грех не очищается покаянием и стремлением к исправлению жизни. Ты привыкаешь ко греху, как принюхиваются к дурному запаху, и уже его не замечаешь. После каждого нераскаянного греха ты все больше погружаешься во тьму, все больше теряешь свободу, но перестаешь это замечать.

Радость покаяния

Покаяние – это «второе крещение». В Покаянии возобновляется тот благодатный дар, который Бог дает нам при Крещении и Миропомазании. В Покаянии вы соединяетесь с Церковью, становитесь членом Церкви, той Церкви, в которой пребывают святые. Вы сами становитесь святым, потому что святые – это не какие-то от рождения совершенные люди, а покаявшиеся грешники. Вы можете стать одним из них. Когда вы ощутите радость покаяния, радость быть чистым, радость иметь добрую совесть, если вы когда-нибудь сподобитесь этого величайшего дара, – я думаю, вы будете стараться чаще приходить на исповедь. Хотя дьявол будет этому мешать: то времени станет не хватать, то желание исповедаться исчезнет, то еще что-то помешает – будут вдруг появляться разные дела, заботы, какие-то даже физические препятствия... Будете откладывать с разу на раз, потом соберетесь, порадуетесь, что пришли, наконец, в храм на исповедь, – а исповеди в этот день не будет. Такое тоже случается. Это всё дьявольские штучки, он изобретатель на всякого рода зло. Но с молитвой к Богу нужно обязательно стремиться к тому, чтобы ваша исповедь совершалась регулярно. Тогда, раз от раза, от каждой предыдущей исповеди к последующей, вы будете восходить по духовной лестнице совершенства, восходить к Царству Небесному.

Как начать разговор со священником?

Обратитесь к священнику так: «Батюшка, я никогда не исповедовался», или «Я исповедовался очень давно», или «Мне нужно серьезно поговорить об исповеди, я многого не понимаю. Не могли бы Вы уделить мне время, скажите, когда можно подойти? Я отпрошусь с работы, приду, если нужно, поздно вечером или в воскресный день. Уделите мне, пожалуйста, полчаса вашего времени. И мне бы не хотелось, чтобы нас слышали другие люди». Как батюшка скажет, так и нужно будет поступить. Если священник ответит, что он очень занят и не сможет найти для вас время, нужно искать другого.

Протоиерей Алексий Батаногов: «Исповедоваться нужно, чтобы стать другими человеком»

Таинство Исповеди

Перед тем как вы начнете называть свои грехи на исповеди, священник прочитает молитвы. И по-славянски скажет слова, которые на русский язык можно перевести так: «Здесь, чадо, Христос невидимо стоит, принимая твою исповедь, не стыдись, не бойся и ничего не скрывай от меня. Не оправдываясь и не смущаясь, скажи все, чем согрешил, чтобы принять прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Здесь крест, Евангелие, икона Его перед нами, Он Сам невидимо стоит, принимая твою исповедь, а я только свидетель, да свидетельствую перед Ним обо всем, что скажешь. Если что скроешь – двойной грех будешь иметь. Будь внимателен – здесь духовная больница для твоего исцеления». Во время исповеди священник обычно стоит сбоку от кающегося, в знак того, что человек исповедуется не ему, а Богу. Вы стоите перед Богом и говорите Богу: «Господи, прости меня за то, что я сделал то-то и то-то. Прости меня за то, что я совершил такой-то грех». Каяться нужно в молитве, обращаясь к Богу. Священник стоит рядом и молится о вас. Но лучше в этот момент даже не смотреть на него, а обратить свой взор к Богу, Который предстоит пред вами в этом Таинстве. Исповедь – это не просто плач о содеянных грехах, это и твердое обещание исправиться. А как исправить свою жизнь? Об этом написано много книг. Но как даже самый хороший самоучитель игры на гитаре не заменит живого учителя, так и книги о духовной жизни не заменят вам совета духовного наставника. Когда вы закончите перечислять свои грехи, послушайте, что скажет батюшка. И помолитесь Богу, чтобы услышать именно то, что хочет ответить на вашу исповедь Сам Бог. Священник – это «водопроводный кран», из которого течет вода. Он не является источником воды. Благодать, которая через него проходит, от Бога. И весь секрет в том, что надо уметь правильно этот кран повернуть. Это означает, что к священнику нужно отнестись с доверием. Иногда и священники ошибаются, но Господь силен вразумить их и исправить ошибку. Мне порой трудно ответить что-то исповедующемуся, а иногда я говорю вещи, которым сам удивляюсь. И это не моя заслуга. Это заслуга того человека, который отнесся ко мне с верой, доверился благодати, которая почивает на священнослужителе.

Исповедь или беседа ?

Нужно обязательно знать и помнить, что во время Таинства Исповеди перед вами невидимо предстоит Христос, в знак чего на аналое (высоком столике с покатой крышкой, у которого вы исповедуетесь) лежат крест и Евангелие. Вы каетесь в своих грехах прежде всего Ему, а не священнику, который является свидетелем вашего покаяния. Если вы не верите в то, что перед вами Христос, – тогда лучше не исповедоваться. В таком случае лучше просто поговорить со священником, попросите батюшку именно о беседе.

Во время беседы ничего не бойтесь, говорите смело всё как есть. Не бойтесь оскорбить батюшку своим неверием, не бойтесь открыть ему мысли, которые кажутся вам нехорошими, но убедительными и мучают вас. Нужно быть искренним и честным. Если вы чего-то не понимаете, так и скажите: «Я не понимаю, почему мне нельзя жить с женщиной, которую я люблю, не заключая брака?», или «Почему нужно рожать каждого ребенка, почему нельзя предохраняться?», или «Зачем нужно поститься?», или «Почему Бог, если Он есть, допускает столько страданий?», или «Как могут спастись люди, которые не знают о Христе?». Именно так, прямо и не смущаясь, задавайте батюшке все вопросы, какие у вас есть. Просите его объяснить вам, почему те или иные действия считаются в Церкви грехом. Можно даже задать вопросы, касающиеся самого священника (если он будет готов вам на них ответить): как Вы стали верующим? почему Вы убеждены, что Бог есть? как Вы поститесь? не трудно ли это? как Вы читаете молитвы? Обязательно расскажите батюшке о себе, о своем пути, о том, как вы верите в Бога, как вы Ему молитесь. Нужно откровенно, честно поговорить.

Возможно, священник вас не поймет. Тогда нужно искать другого. Священники хоть и одеты одинаково и похожи друг на друга внешне, в действительности все очень разные, как врачи разных специальностей, у каждого свои таланты, особенности и дарования. И надо найти своего батюшку, такого, которому вы сможете доверить себя, свою жизнь, своих близких, свои сокровенные тайны, планы... Кого вы будете слушаться так, как если бы вы слышали голос Божий.

Как не бояться исповедоваться?

Если вы никогда не исповедовались или исповедовались давно – не откладывайте исповедь, даже если вы совершили тяжелые грехи и не знаете, как избавиться от них. Не бойтесь говорить о самых тяжелых и постыдных грехах. Священник не будет относиться к вам хуже, если узнает ваши страшные тайны. Тех людей, которые покаялись в тяжелых грехах, я даже люблю больше, чем тех, кому якобы не в чем каяться. Потому что если человек по-настоящему кается в грехах, он совершает подвиг исправления своей жизни. И у меня возникает к нему ответное чувство сострадания и любви.

Священник не осудит вас и никому не расскажет о том, что вы говорили ему на исповеди. Если он это сделает, то перестанет быть священником, лишится благодати священства и будет извержен из сана. Священник сам грешный, и он понимает, как вам трудно бороться с грехом, особенно если до этой исповеди вы жили, не зная Бога. Батюшка посочувствует вам, поможет советом. Лучше побороть стыд и сказать о всех своих грехах на исповеди одному священнику, чем ожидать Страшного Суда, на котором сокрытые грехи откроются перед всеми.

Я сам, честно говоря, хотя исповедуюсь уже почти 40 лет, все равно всегда немного боюсь идти на исповедь. Что-то все время мешает. Наверное, это не «что-то», а «кто-то», тот лукавый и скверный дух, который понимает, что после исповеди он потеряет власть над нашей душой.

Вы решились на первую исповедь:
как подготовиться?

На тему подготовки к исповеди можно почитать определенные книги, но брошюрами с различными списками грехов лучше не увлекаться, так как иногда в них появляются грехи, о которых нам с вами лучше не знать совсем. Порой в этих списках грехов появляются и явные глупости, например, «убивала комаров во время молитвы»… Или «ходила в парикмахерскую»… Не является грехом чревоугодия вкушение человеком пищи, когда он, будучи голоден, ест и благодарит за это Бога; не является грехом супружеская любовь, не нужно в этом каяться, не являются грехом дружеские шутки во время разговора, какие-то наши естественные потребности, в них также каяться не нужно… Здесь надо быть осторожными и не оцеживать комаров , а отслеживать тех верблюдов , которых мы постоянно проглатываем, постоянно пускаем в свою душу, бороться со страшными грехами гордости, тщеславия, уныния, плотской нечистоты и прочими тяжелыми грехами, которые, может быть, не всегда выливаются в определенные поступки, но, тем не менее, все-таки проникают в нашу душу.

Я бы посоветовал вам почитать замечательную книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», где он объясняет, что означают для современного человека ветхозаветные заповеди (те, которые все вы знаете: не убей, не укради и т. д.), и как понимать заповеди, данные нам Христом для блаженства . Я думаю, у многих из вас откроются глаза и вы поймете, что ваша жизнь на самом деле преисполнена тяжелых грехов. Но знание об этом – не повод унывать, оно не должно пригнуть вас своей тяжестью к земле. Знание о своей глубокой испорченности должно обратить вас к Богу, привлечь ко Христу. Мы узнаём о грехах не только для того, чтобы скорбеть и плакать (это, конечно, очень нужно), но и для того, чтобы, узнав о своей греховной болезни, прийти к Врачу – Христу и получить исцеление. Господь может избавить вас от власти дьявола, освободить от того, что мучает вас и лежит невидимым, но тяжелым покровом на вашей душе.

Ср.: Мф. 23, 24, 25: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и лукавства .
См.: Исх. 20, 2 – 17.
См.: Мф. 5, 3 – 12.

Как ничего не упустить при подготовке к исповеди?

Предположим, вы наконец-то решились покаяться в грехах на исповеди. Чтобы ничего из них не упустить и не забыть, очень хорошо перед этим вспомнить всю свою жизнь и составить список грехов. Список этот может быть подробным, а может представлять собой и краткий конспект или даже стенографическую запись. Перед исповедью не нужно поститься, но хорошо бы прочитать Евангелие, хотя бы одно из четырех, и сравнить свою жизнь с тем, что в нем написано. На исповеди следует говорить не только о том, в чем вас обличает ваша совесть, но и о том, что считает грехом Церковь, –– об этом можно почитать специальные книги или брошюры. Можно попросить священника, к которому вы пришли на исповедь, напомнить вам, какие бывают грехи. Если вам непонятно, почему тот или иной поступок считается грехом, обязательно спросите об этом священника.

Когда лучше приходить на исповедь?

На первую исповедь лучше всего прийти, предварительно договорившись со священником, чтобы батюшка мог уделить вам достаточно времени и внимания, никуда не торопился и имел бы возможность, в случае необходимости, еще и поговорить с вами, ответить на какие-то ваши недоумения и вопросы. Такая предварительная договоренность совсем, конечно же, необязательна, в храм можно прийти в любой день, но желательно предварительно все-таки узнать в расписании или у работников храма день и время совершения исповеди, так как где-то служат и исповедуют практически каждый день, а в каких-то храмах – лишь в выходные дни и по праздникам. Исповедь обычно совершается во время вечернего богослужения или сразу после него; совершается она иногда и утром во время Литургии (в разных храмах по-разному), что, на мой взгляд, не совсем правильно, а для первой исповеди Литургия и вовсе неподходящее время, так как священник исповедует на ней в первую очередь готовящихся к Таинству Причащения и, как правило, не имеет возможности выслушивать подробные исповеди. В храме Таинство Покаяния совершается обычно в каком-либо из боковых приделов; священник, принимая чью-то исповедь, стоит сбоку от аналоя, а чуть поодаль от него дожидаются своей очереди другие желающие исповедаться. Придя в храм, не бойтесь показаться ничего не знающими и не умеющими, ведь это ваши первые шаги к Богу, и даже если услышите замечание, что вы сделали что-то не то, – не смущайтесь, а примите его к сведению, предварительно переспросив насчет его правильности священника. Если же вам сделают замечание в грубой форме – также постарайтесь не смущаться и найти в себе мужество не сворачивать с избранного пути, ведь вы пришли в храм к Богу, а не к людям, которые, возможно, тоже лишь недавно воцерковились и еще не укрепились в благочестии.

Вопросы в помощь кающемуся

Это список вопросов, которые человек, готовящийся к исповеди, должен задать самому себе. Надо быть очень внимательным: здесь нет ничего несущественного. Надо спрашивать себя строго и отвечать откровенно, не пытаясь обмануть или успокоить свою совесть. Себя-то человек может обмануть, но Бог знает всю правду. Кто хочет очиститься от греха и начать новую жизнь, тот пусть тщательно исследует свою душу и постарается выявить все язвы, болячки и царапины. Это нужно для того, чтобы на исповеди вы могли указать на них Целителю Богу. Будьте внимательны, чтобы вам не отойти, не получив исцеления.

– Веруешь ли ты в Бога?
– Любишь ли Бога всем сердцем?
– Молишься ли ты Богу каждый день?
– Не отрекался ли от Бога?
– Не отступал ли от православной веры: не уклонялся ли в ереси, не обращался ли к иным религиям, сектам и т. д.?
– Не хулишь ли Бога?
– Заботишься ли о спасении своей души?
– Носишь ли крест на груди?
– Ходишь ли в церковь в воскресные дни и праздники?
– Причащаешься ли Святых Христовых Тайн?
– Ведешь ли себя в храме подобающим образом: не отвлекаешься ли, не разговариваешь ли и т. д.?
– Читаешь ли Евангелие?
– Соблюдаешь ли посты?
– Заботишься ли о том, чтобы побольше узнать о Боге, о Церкви?
– Не нарушаешь ли данных тобой обетов?
– Относишься ли с благоговением к святыням?
– Не поминаешь ли имени Божьего напрасно: в пустых речах, шутках, божбе?
– Любишь ли ближнего как самого себя?
– Не осуждаешь ли других людей?
– Помогаешь ли ближнему?
– Посещаешь ли больных?
– Подаешь ли милостыню?
– Не делаешь ли добрых дел напоказ?
– Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености?
– Почитаешь ли старших, родителей?
– Жена, слушаешься ли ты своего мужа?
– Муж, не обижаешь ли ты свою жену?
– Не имеешь ли с кем-то вражды?
– Не раздражаешь ли кого-нибудь своим дерзким поведением, необдуманными речами, не обижаешь ли шутками?
– Не обижаешь ли кого-нибудь?
– Не проклинаешь ли детей, близких?
– Не гневаешься ли?
– Не обижаешься ли?
– Не раздражаешься ли?
– Не воздаешь ли злом за зло?
– Не упрекаешь ли кого-либо?
– Не издеваешься ли над слабым и беспомощным?
– Любишь ли врагов своих?
– Прощаешь ли ближнему грехи?
– Молишься ли за тех, кто причиняет тебе зло?
– Воспитываешь ли детей в Боге: водишь ли их в храм к Исповеди и Причастию, учишь ли их молиться, учишь ли их закону Божию, читаешь ли с ними Евангелие?
– Молишься ли о своих близких, родственниках, наставниках и других людях – живых и усопших?
– Не живешь ли с кем-то без брака?
– Не изменяешь ли мужу (жене)?
– Не делаешь ли абортов?
– Не пользуешься ли какими-нибудь средствами против зачатия ребенка?
– Не даешь ли советов сделать аборт?
– Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями?
– Не участвуешь ли в иных телесных извращениях?
– Не читаешь ли непристойную литературу, не смотришь ли «эротических» фильмов, журналов и т.п.?
– Не поешь ли непристойных песен?
– Не сквернословишь ли?
– Не рассказываешь ли непристойных анекдотов?
– Не участвуешь ли в непристойных танцах?
– Не обольщаешь ли кого-либо нескромным поведением и одеждой?
– Не пьянствуешь ли?
– Не куришь ли?
– Не употребляешь ли наркотиков и т.п. средств?
– Не имеешь ли иных вредных привычек?
– Не играешь ли в карты и иные азартные игры?
– Не гадаешь ли на картах или по руке, или иным способом?
– Не веришь ли в приметы?
– Не обращаешься ли за помощью к колдунам, гадалкам, «бабкам», экстрасенсам, астрологам, гипнотизерам и иным служителям сатаны?
– Не занимаешься ли сам каким-либо колдовством: белой и черной магией, гипнозом, спиритизмом, заговорами, экстрасенсорным лечением и т. п.?
– Не гордишься ли?
– Не тщеславишься ли?
– Не превозносишься ли перед другими своими дарованиями?
– Не завидуешь ли?
– Не крадешь ли?
– Не берешь ли казенного?
– Не лжешь ли?
– Не лжесвидетельствуешь ли?
– Не лицемеришь ли?
– Не ленишься ли?
– Исполняешь ли свою работу добросовестно?
– Не мечтаешь ли попусту?
– Не читаешь ли пустых книжек?
– Не тратишь ли зря время свое и чужое?
– Употребляешь ли талант или способности, данные тебе от Бога, для труда во славу Божию?
– Не имеешь ли пристрастия к роскоши, вещам?
– Не имеешь ли пристрастия к деньгам?
– Не объедаешься ли?
– Не празднословишь ли?
– Не убиваешь ли напрасно животных?
– Несешь ли терпеливо свой крест и скорби, которые Господь посылает тебе за грехи и для твоего исправления?
– Не ропщешь ли на Бога?

Как правильно называть свои грехи на исповеди

На исповеди нужно каяться, перечисляя свои грехи. Иногда, приходя на исповедь, начинают рассказывать примерно следующее: «Я пришла вчера домой, меня встретил муж, который, как всегда, был выпивши, я сделала ему замечание и он стал на меня кричать, я рассердилась и ударила его по лицу. Я, конечно, неправильно поступила. Но что мне оставалось делать?..» Это не исповедь. Надо, чтобы исповедь была покаянием, а не рассказом о вашей жизни, да еще с попыткой оправдать свои грехи. Хотя есть люди, которые по своей простоте не умеют иначе каяться и, конечно же, духовник примет их исповедь и в такой форме, но все-таки правильнее будет сказать так: «Я злая, я очень раздражительная, я на своего мужа, когда он неправильно себя повел, разозлилась, ударила его по лицу. Я об этом очень сожалею, каюсь. Я попросила у него прощения и обещаю Богу, что больше никогда не буду так поступать». Вот как будет звучать, как мне кажется, правильная исповедь.

Часто люди помногу пишут в своих записках, слишком подробно о чем-то рассказывают, что не совсем правильно. Есть и другая крайность, тоже неправильная, когда человек просто перечисляет свои грехи отдельными словами: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением…» «Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел…» Что значит «тщеславием»? Что значит «раздражением»? Что значит «плохие мысли»? Что значит «плохо себя вел»? Надо говорить не общими словами о страсти, которая действует в вас, она действует во всех, а о том, как эта страсть в вас проявляется. К примеру, правильней будет сказать не «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами, ударила…» Или, например, гордыня… В чем она проявляется, ваша гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кому-то нагрубили, желая его унизить? То есть с одной стороны, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств какого-то дела, а должна быть покаянием в конкретных грехах, а с другой стороны, эти грехи не должны обозначаться одним словом.

У некоторых современных людей есть стремление найти точные названия всем своим грехам, а кто-то болезненно ищет узнать, какие еще есть грехи из тех, о которых он не знает. Некоторые, например, спрашивают, что такое «мшелоимство»? А что такое «скверноприбытчество»? А что такое…? Мне кажется, это неверно, грехи нужно называть теми словами, которые существуют в современном русском языке. Когда мы молимся, читаем утреннее и вечернее правило, то используем слова святых отцов, заимствуем их образы, и это правильно, так как мы учимся языку святых, учимся правильным отношениям с Богом, но когда мы каемся, надо, как мне кажется, каяться все-таки своими словами. Нужно сказать, к примеру, что не корыстолюбием вы согрешили, а, скажем, заискивали перед кем-то с целью получения денег, или что делали добро, желая, чтобы вам на него ответили тем же… Мы знаем, что есть восемь страстей, что есть заповеди, –– во всей нашей подверженности этим страстям, во всех нарушениях этих заповедей и нужно каяться.

В разных грехах нужно каяться по-разному. Есть такой род грехов, нечистых, скверных, в которых не нужно каяться подробно, но при этом надо дать понять священнику, что с вами произошло, потому что часто об этих грехах говорят только общими словами, скрывая за ними страшное искажение отношений между мужчиной и женщиной. Нельзя просто сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно все-таки пояснить, в чем она проявляется. Не нужно вспоминать подробности этих скверных грехов, но сказать так, чтобы священник понял степень этого греха, –– необходимо. Покаявшись, наоборот, нужно помнить, что в вас есть эта злая страсть, избегать ситуаций, когда она может проявиться, – но при этом гнать от себя воспоминания о совершенных грехах. А вот о содеянных грехах гордости безумной, тщеславия, воровства, унижения других людей – нужно обязательно помнить и даже приводить их себе на память, особенно когда у нас появляются тщеславные помыслы.

После того, как вы выслушаете слова священника в ответ на перечисленные вами грехи, вы можете встать на колени (лучше сделать именно так) или просто наклонить голову. Священник накроет вас епитрахилью (так называется часть облачения священника) и прочитает молитву. Иногда священники читают краткую молитву, иногда более полную. Именно в этот момент Бог прощает вам ваши грехи. В это время нужно особенно усердно молиться – обещать исправиться и просить у Бога для этого сил. Затем нужно встать с колен и поцеловать лежащие перед вами на аналое крест и Евангелие – этим вы дадите торжественное обещание, обет Богу не повторять тех грехов, в которых только что покаялись. Нужно отнестись к этому очень ответственно, начать следить за собой, чтобы не отступать от своего обещания не грешить. Если это не получится, нужно будет снова и снова каяться, и каяться с еще более глубоким покаянным чувством, потому что вновь совершенный грех требует сугубого покаяния. Надо обязательно сказать священнику, что вы снова впали в какой-то грех и вновь просите прощения у Бога. Это очень важно – покаявшись, дать обещание Богу не повторять тех грехов, в которых вы покаялись и попросить у Бога сил для исполнения этого обещания. Это обещание сродни тем обетам, которые даются человеком или его восприемниками при совершении Таинства Крещения, и обетам, произносимым при пострижении в монашество. Это возобновление тех крещальных обетов, которые вы не смогли исполнить, недаром исповедь называют еще и «вторым крещением». При пострижении в монашество на все вопросы дается такой ответ: «Ей (да), Богу содействующу». Так и после исповеди, целуя крест и Евангелие, осознавая свою немощь, мы все свое упование возлагаем на Бога.

Паломник. Батюшка, я совершаю крестное знамение и во время молитвы перед иконой каюсь Богу во всех своих грехах, а потом прошу прощения. Разве это тоже не исповедь? Разве так Бог меня не прощает?

О.Нектарий. Послушайте, если вы так думаете, то и креститься, и обвенчаться вы могли бы сами, просто встав и помолившись перед какой-нибудь иконой. Но будет ли это иметь силу? Можно ли в этом случае сказать, что вы действительно крещены или обвенчаны? Конечно, нет! Дело в том, что в Священном Писании Бог установил, чтобы все таинства, — крещение, венчание, елеосвящение, евхаристию и остальные совершали только Его апостолы. То же самое касается и таинства исповеди. Господь дал власть совершать его только Своим ученикам, сказав: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Апостолы же передали эту власть своим преемникам, которыми являются епископы и священники.

Если бы Христос установил, чтобы таинства совершались ангелами или святыми иконами, только тогда я мог бы сказать, что Бог даровал вам отпущение грехов и прощение во время вашей исповеди перед иконой.

Но Бог не устанавливал ничего подобного. Власть совершать все таинства Он дал Своим ученикам, а те, в свою очередь, — священнослужителям. Ведь исповедь – это одно из семи таинств Православной Церкви, а значит, только священник имеет право исповедовать, и через него Богом подается отпущение грехов.

Паломник. Но, батюшка, как же мы, совершив так много грехов, пойдем к священнику и будем рассказывать о них? Ведь это значит унизиться!

О.Нектарий. Конечно, унизиться! А Христос разве не смирился и не уничижался перед всем иудейским священством и простым народом? Христос достиг крайнего смирения, а мы стыдимся искренне признаться во всех своих грехах перед одним человеком.

Вам следует знать, что исповедь в том виде, как ее установил Бог, помогает человеку победить один из своих тягчайших грехов – гордость. Ведь исповедь требует искренности и смирения!

А представляете ли вы, как тяжело бывает человеку смириться? Но если мы не смиримся, то знайте, что не сможем восприять благодать Божию. Христос ясно сказал об этом: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Гордость, дорогие мои братья, была первым и самым тяжким грехом Денницы, удалившим его от Бога, хотя прежде он был прекраснейшим из Его архангелов. И вот теперь Люцифер всеми силами старается помешать человеку смириться перед Богом. А делает он это потому, что из зависти желает удалить душу человека от общения со Светом и Жизнью. Сатана разжигает в людях стыд, подозрительность, недоверчивость и еще тысячи других ложных мыслей и чувств, чтобы увести их от смирения. Ведь смирение направило бы стопы человека к исповеди и отпущению грехов.

Паломник. Но разве можно, чтобы один грешный человек, каким является и священник, прощал грехи другому?

О.Нектарий. Вы совершенно правильно сказали о священниках, что и они все грешники, потому что только один Господь Иисус Христос был безгрешным на этой земле. Никто другой! Но, видите, Христос избрал нас, грешных священников, исповедовать людей.

Конечно, Бог мог бы заповедать и ангелам, чтобы они нас исповедовали. Но тогда у нас было бы множество проблем, потому что ангелы уже утвердились в безгреховности. Они не делают ничего иного, кроме как верно служат Богу и непрестанно славословят Его. Они не знают, что значит грешить. Так вот, представьте, что Бог дал власть ангелам исповедовать людей. Уже на первый ваш грех, например: «Святый ангеле, я солгал», он бы сказал нам: «Что ты сделал? Что ты сказал? Как ты дерзнул? Как из уст, которые принимают святое причастие, могла изойти ложь?».

Дело в том, что ангел не смог бы нас понять, потому что сам он, как мы уже сказали выше, не грешит. И тогда – плакали бы наши головы! А священник, будучи сам человеком грешным, ведает людские немощи, в состоянии понять другого человека, разделить его страдания и даже оплакать вместе с ним его грехи. Поэтому священнику совсем не кажется странным, что люди впадают в различные прегрешения.

Однако здесь я хотел бы подчеркнуть одно обстоятельство: в конечном счете не священник отпускает грехи и дарует прощение, это делает Сам Христос посредством священника. Поэтому-то, читая разрешительную молитву, иерей произносит такие слова: «Благодать Святого Духа ради моей малости да простит и омыет тя». Что это значит? Что прощение и оставление грехов человеку дарует благодать Святого Духа через нас, малейших, грешных и недостойных священников. Одним словом, прощает Бог, а не мы, священники.

Чтобы вы лучше меня поняли, я воспользуюсь одним сравнением. Священник – это простая труба, которая соединяет Марафонское водохранилище (Искусственное озеро, снабжающее Афины питьевой водой с 1931 года. На сегодняшний день является одним из трех озер в системе водоснабжения столицы Греции.) с краном у вас в доме. Марафонское водохранилище – это Сам Бог, кран – это мы сами, а вода, текущая по трубе, — это благодать Божия.

Трубы бывают железными, медными, пластиковыми, часто ржавеют. Но из какого бы материала ни были сделаны трубы, по ним бежит чистая вода, чтобы оказаться в кране у вас дома. Так же и благодать Божья: она никоим образом не изменяется в зависимости от того, каков клирик.

Вот еще одно сравнение: священник подобен цветочному горшку, полному навоза, то есть продуктов деятельности животных. Но в этом горшке распускается прекрасный цветок – гардения. Возьмите из горшка только гардению, испускающую дивный аромат, а навоз оставьте в горшке. Цветок в этом случае подобен благодати Божией и Таинствам Церкви, на которые никак не влияет качество горшка, которым является священник. Итак, теперь вы понимаете, что греховность священника никоим образом не умаляет благодати, которую нам дарует Господь через Таинства. Так давайте же прославим Бога, даровавшего Свою благодать и силу людям грешным, потому что если бы Он передал её ангелам, то мы бы ежедневно испытывали множество трудностей.

Архимандрит Нектарий Мулациотис

Из книги архимандрита Нектария Мулациотиса, старца монастыря Святого Нектария в Трикорфо (Греция) «Иисус – возлюбленный сердца моего». Издательство монастыря Святого Нектария в Трикорфо (Фокида), 2013 г.