Скутарь Елена Анатольевна
Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР
Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя -дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года.
Ф. И. ребенка : ___
Дата составления :___
1. Ознакомление с окружающим на основе развития речи.
Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения : игрушки, одежда, обувь и т. д. Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.
Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях. Учить определять степень родства.
Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых, его содержанием :воспитатель,дефектолог,повар медсестра и др. Расширять представления о праздниках : Новый год, о зимних развлечениях.
Расширять представления о временах года, о природных явлениях. Познакомить с названиями месяцев года. Учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Расширять представления о растительном мире : овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды. Продолжать знакомить с животным миром : дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, зимующие и перелетные птицы, домашние птицы. Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.
Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам. Упражнять в употреблении в речи существительных с обобщающим значением, учить дифференцировать обобщающие понятия. Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи.
Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, употреблять простые предлоги. Учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа, притяжательные прилагательные, глаголы от звукоподражаний.
Развивать связную речь. Учить составлять простое распространенное предложение. Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.
2. Развитие речевого (фонематического) восприятия.
Дать понятие звук, учить слушать , правильно артикулировать и произносить : а, о, ы, у, м, н. Познакомить с печатными буквами, учить соотносить звук и букву. Познакомить опознавательными признаками гласных и согласных звуков : наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса. Учить определять наличие звука в слове, выделять звук из начала, конца слова и под ударением.
Познакомить с условными обозначениями гласных и согласных звуков.
Формировать навык звукового анализа и составления условно-графической схемы звукового состава прямого и обратного слога.
Формировать умение составлять предложения из 3 слов по графическим схемам предложения (без предлогов) .Учить сравнивать предложения по количеству слов по готовым графическим схемам.
3. Формирование элементарных математических представлений
Упражнять в сравнении групп предметов : много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара. Учить получать равенство из неравенства и наоборот, добавлять к меньшему количеству один предмет или убирать его из большего количества. Учить сравнивать группы предметов, давая определение больше на 1, меньше на 1. Упражнять в уравнивании групп предметов, сопровождая действия словами : прибавил, убавил, стало поровну, больше, меньше. Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.
Учить сравнивать предметы , используя слова : больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине; учить составлять упорядоченный ряд предметов с учетом величины.
Упражнять в различении и назывании геометрические фигур и тел : круг, треугольник, шар, конус. Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.
Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 3 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число. Учить считать звуки на слух, предметы по осязанию, воспроизводить количество движений по заданному числу.
Учить порядковому счету в пределах 3; правильно отвечать на вопрос : который по счету?.
Формировать понятие числовой ряд, учить находить место числа в ряду. Познакомить с цифрами 1,2,3. Учить соотносить цифру , число и количество. Познакомить с составом чисел 1-3 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.
Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги : спереди, сзади, перед, за, между, верх, низ, вверху, внизу, левое, правое, влево, вправо, середина, внутри, снаружи, далеко, близко, около, рядом.
4. Развитие мелкой моторики.
развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;
Развивать зрительно-моторную координацию через выкладывание дорожек из мелких предметов, мозаики; учить штриховать , раскрашивать, рисовать вертикальные линии и линий разной конфигурации, рисовать круги и др.
Развивать пространственно-графическую ориентацию через узнавание "зашумленных" изображений, складывание разрезных картинок.
5. Психические процессы, эмоционально-волевая сфера.
развивать память через игру на внимание "Что исчезло?", разучивание стихотворений,развивать зрительное восприятие через игру, через узнавание наложенных изображений, развивать мышление через установление причинно-следственных связей, учить исключать , обобщать, воспитывать интерес к занятиям, уважение к взрослым.
Учитель-дефектолог : ___
Публикации по теме:
Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год. Общие сведения о ребенке. Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР - III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год 1-й этап. Подготовительный. Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:.
Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.
Индивидуальный план коррекционной работы. Обучение пересказыванию детей предшкольного возраста Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на 20…. – 20…. учебный год Фамилия имя ребёнка: Дата рождения: Номер группы:.
План работы учителя-дефектолога
средней общеобразовательной школы №41
Г. А. Василькиной на 2017 -2018 учебный год
Цель: оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:
· Проведение первичного дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;
· Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
· Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;
· Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Основные направления работы:
1. Диагностическое:
Выявление своеобразия психического развития ребенка, его психолого- педагогических особенностей;
2. Коррекционное - осуществление индивидуально-ориентированных программ для детей;
3. Консультативно-просветительское:
Оказание помощи педагогам, воспитателям, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
4. Организационно-методическое: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога;
Обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.
Работа с учащимися по направлениям:
№ п/п | Направление работы | Класс | Цель проведения мероприятия | Сроки проведения |
Диагностическое направление 1.Изучение уровня умственного развития | Подбор диагностик для определения уровня интеллектуального развития детей с нарушением интеллекта. Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета. Определение соответствия выбранной программы, а также приемов и методов работы, используемых в процессе обучения, реальным возможностям ребенка. | |||
2.Определение особенностей познавательной и учебной деятельности | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятий. Индивидуальные занятия с детьми. | ||
3.Динамическое наблюдение за развитием учащихся | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста. | ноябрь; февраль; май |
|
4.Наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся | В течение года |
|
5.Изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам) | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации. | ||
Составление индивидуальных карт динамического развития учащегося по результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных мероприятий | 4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР | Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения | Ноябрь; май |
|
Коррекционное направление 1.Сенсорное и сенсомоторное развитие | С учащимися, зачисленными на занятие | Построение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения в развитии учащихся. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития | В течение года |
|
2.Умственное развитие | В течение года |
|||
3.Нормализация деятельности школьника | В течение года |
|||
4.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи | В течение года |
|||
5.Формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы | В течение года |
|||
Консультативно-просветительское направление 1.Индивидуальные консультации для педагогов | В течение года |
|||
2.Выступления на родительских собраниях | Пропагандировать знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приемах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Способствовать осознанию родителями особенностей ребенка и его проблем. | По планам работы классных руководителей |
||
3. Индивидуальные консультации для родителей | Рассмотрение частных случаев семейного воспитания, определение адекватных особенностям конкретного ребенка условий воспитания и развития. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. | В течение года |
||
Организационно-методическое направление 1.Участие в заседаниях школьного ПМПк | Анализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития учащихся. Определение соответствия форм обучения уровню развития ребенка. | В течение года |
||
2.Оформление документации |
1. Развитие импрессивной речи – ведется в соответствии с лексическими темами. 1. Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ 1. Создание потребности подражать слову взрослого. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1. Оказывать помощь в осуществлении тех или иных движений. Осуществлять контроль за положением ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГА Особенности развития познавательной сферы |