Математический турнир «Логические цепочки. Прием «Перепутанные логические цепочки»

Урок № 17-18

Логика 5 класс

Тема: « Решение логических цепочек»

Цель:

    знакомство с логическими цепочками – что это такое;

    виды логических цепочек и их решение;

    познакомить ребят с правилами составления логических цепочек;

    научить их придумывать такие цепочки;

    способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; развивать осознанную математическую речь; развитие познавательного интереса учащихся;

    содействовать воспитанию таких качеств как: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, целенаправленность, трудолюбие, аккуратность, ответственность

Задачи:

- Продолжить формирование навыков контроля результатов деятельности.

Способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать умение анализировать, обобщать материал, выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские способности, активизировать интерес к учебным предметам.

Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентации

План.

    Организационные моменты

    Что такое логическая цепочка.

В природе все взаимосвязано. Все на все влияет, и все зависит друг от друга. Складываются сложные цепочки событий. И если вынуть хоть одно звено вся цепочка разорвется. Что будет, если из всем известного дела – заваривание чая – выбросить только одно действие: не наливать воды в чайник, когда ставим его на плиту? Результат – расплавленный чайник. Или – не класть в чайник заварку. Результат – вместо ароматного чая будет противный кипяток.

Цель нашего урока: научиться выстраивать в нужном порядке все звенья логической цепи и научиться предугадывать конечный результат.

Эти умения нужны при обработке информации. Информацию следует обрабатывать по определенным правилам, которые выполняются в определенном порядке.

Определение. План действий над информацией по определенным правилам, называется алгоритмом.

Задание 1. Нарисуйте домик. Ребята в тетрадях рисуют домики.

У каждого получились свои домики, потому что каждый представил свой домик.

Задание 2. Выполни следующую последовательность действий. Ребята выполняют задание в тетрадях, один учащийся у доски.

    Найди верхний левый угол.

    Отступи вправо 4 клетки и вниз 5 клеток.

    Двигаясь по часовой стрелке, нарисуй квадрат со стороной 6 клеточек.

    Отступи вправо и вверх на 3 клеточки.

    Поставь точку.

    Соедини эту точку с верхними уголками квадрата.

    Найди верхний левый угол квадрата.

    Отступи 2 клетки вправо и 2 клетки вниз.

    Двигаясь по часовой стрелки, нарисуй квадрат со стороной 2 клетки.

    Раздели маленький квадрат на четыре квадрата.

Теперь у всех получились одинаковые домики, потому что все действовали по одному и тому же плану (алгоритму) и выполняли действия, понятные каждому. В результате выполнения каждого действия можно получить только одну картинку.

Задание 3. Составь алгоритм заварки чая, расставив действия в нужном порядке. Самостоятельное выполнение задания. Проверка задания.

Чтобы получить ароматный чай нужно выполнять все действия алгоритма друг за другом, такой алгоритм называется линейным. Запишите определение в тетради.

Определение. Алгоритм, в котором действия выполняются строго друг за другом, называется линейным.

И так, мы сегодня узнали, что такое алгоритм. Кто даст определение алгоритму? Учащиеся дают определение алгоритма.

    Решение математических задач на логические цепочки.

Использование презентаций 1-17

    Итоги урока

Что нового и интересного узнали на уроке

    Домашнее задание.

    Составить алгоритм открывания двери

    Жили – были две фигуры: Круг и Квадрат. На улице где они жили, стояло 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, а третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем домике. Круг и квадрат жили в домиках с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком домике жил?

Задания на логические цепочки

Задание №1 «Счет с препятствиями».

На рисунке попугаи, мартышки и удавы. Сосчитайте их, считая всех подряд по порядку: первый попугай, первый удав, второй попугай, первая мартышка, третий попугай и т.д. Если не удастся сосчитать с первого раза, возвращайтесь к этому заданию несколько раз.

Задание №2

Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?

Задание №3.

Часть Третья.

Итак. Продолжим.

Напомню, что мы строим версию японского следа в событиях 9/11.
У нас есть тэги, которые мы выделили при рассмотрении некоторых событий из 1945 года.
Именно на основе этих событий мы и строим свою версию.

Построение версии надо начинать с выделения таких тэгов и меток и с подбора мотивационных причин и фундаментов.
Это важно. Мотивация, мотив - это очень важный элемент любой версии. По сути - это цемент, раствор строительства любой версии.

Итак мотивация:

То, что случилось в Хиросиме и Нагасаки - очень страшное. На мой взгляд - это было самое страшное, что случалось на нашей планете.
В одну секунду адский огонь унёс жизни сотни тысяч людей, ещё столько же умирали в муках, медленно. Остальные это всё наблюдали, растаскивали камни с негативом своих детей, соскабливали со стен куски пепла, которые ещё недавно смеялись и были простыми школьниками.

В Японии - миллионы жителей, это одна из самых древних стран мира, с древнейшей и почитаемой государственностью, культурой, традициями и.т.д
Японцы - жёсткие в войне люди, и странные для нашего понимания в миру.
И как все пра-японо-корее-китайцы - умеют ждать.
Это наиважнейшая черта корейцев, китайцев и японцев.
Сидеть на берегу реки Жизни и ждать пока вдоль тебя проплывёт труп врага.
Если надо - они готовы ждать столетиями.
И все эти сотни лет - будут улыбаться врагу, если это нужно для того, чтобы случилось то самое, на берегу реки.
И даже больше чем улыбаться.
Это их особенность.
Ни один народ мира в массе своей не способен уметь так долго ждать чего либо или терпеть.
Это как кошки, способные часами высматривать не двигаясь какую нибудь мошку. Или мышку.

Вторая особенность этих людей в том, что они умеют учиться.
Впитывать.
Как свои, так и чужие ошибки. Они впитывают всё - от рокендрола до знаний, от патентов до героина, но делают выводы.
И один из выводов второй мировой - Япония никогда, и ни при каких условиях не подставит под удар своих детей.
Это уже прописано у них во внутреннем кодексе. И если кто полезет и потребует отдать им кусок чего-либо, они скорее всего отдадут.
И будут ждать, когда придёт момент, чтобы забрать в три раза больше.
А это значит - Япония не может воевать или мстить кому-то, если знает, что возможен удар по их детям, сравнимый с Хиросимой.

Поэтому всегда будет искать обходные пути.
Вот это - важное замечание.
ОБХОДНЫЕ ПУТИ.
Япония не может быть в своей игре стороной этой игры.
Поэтому она уйдёт в тень, а играть будет другой. И даже дёргать нитки будет другой. Но по пьесе, написанной Орденом.

Почему я так уверен, что Япония ещё не закончила свою войну?

А потому, что война заканчивается, когда похоронен последний её солдат. Тут с этим нет проблем.
Эта война - закончена.
Но я говорю о Великом Преступлении, а не о самой войне.
А у него нет срока давности.

Десятки тысяч японских солдат и офицеров, нёсших службу на фронтах, на бесконечных островах, в Маньчжурии, в Китае - получили то страшное известие.
В один миг они потеряли всё. Детей, жён, родителей, близких, друзей, дом, родных, страну и всё всё.
Всё что у них осталось после того, как у них забрали их винтовки перед интернированием - это бессмысленное существование. Многие из них не нашли причин жить дальше и сами прекратили свою.
Но некоторые жили. Одной целью. И мы все понимаем какой.
Не должны родители хоронить своих детей.
А эти отцы - были ещё и солдатами.
И рано или поздно, один нашёл другого, потом третьего. И у них появился Смысл жить и развиваться дальше.
Они определили кто враг и почему, как и когда, насколько ответственнен и за что.
Так родилась эта организация. Орден Сакуры.
Она росла, училась, передавала опыт молодым, приходившим на место стариков. Действовала. Но осторожно. Никто не должен был знать что они задумали иначе бы это погубило всю их страну.
И ждали у берега реки.
И трупы проплывали.

И главное.
Никто мне не скажет, что такая организация мало-мотивирована или она не способна существовать долго.
Потому, что таких организаций в мире довольно много, и некоторые из них существуют и две тысячи лет и даже больше.
Надеюсь понимаете, о чём я...

Вернусь к Ордену Сакуры, а так я называю эту организацию и к "1000 бумажных журавликов" - её передовому отряду.
Невидимки из этой организации били врага всюду, где только могли - в Корее, Вьетнаме, в Лаосе. Становясь вьетнамцами, лаосцами, камбоджийцами и т.д.
Они учились быть сильными, умными, технологичными, неуязвимыми.
Если было надо - они становились европейцами, меняли пол, возраст, место жительства, годами жили вне Родины.
И плели свою сеть, огромную, неощутимую, но смертельную для любого, кто был легитимной для них целью.

Самое трудное в подобных анализах и размышлениях - ставить себя на место того, чьё поведение или действия пытаешься эмулировать или моделировать.
Не всем, даже экспертам, подвластна такая тактика, потому, что многим мешает идеология, эмоции, нехватка базовых знаний или специальных навыков.
Попробуйте поставить себя на место отца, потерявшего всех близких, от которых у него остался лишь кирпич с куском тени его детей.
И отцу - нет и 30. Он молод, здоров, и только что вернулся с войны.
Мало кто способен жить дальше..
Некоторые взорвутся злобой, ненавистью, местью, возможно нанесут спонтанный удар, даже болезненный по врагу, но тут же будут сражены.
Но не японцы в большинстве своём.
Некоторые сумеют сохранить внешнюю хладнокровность и будут готовы ждать, хоть десятилетия. Это и будет смыслом их жизни и по сути жизни и всей страны.
Как бы вы постулили будь на месте такого японца?
Я задал вопрос самому себе и тут же ответил.
Наверно я бы тоже поступил так, как поступил бы японец. Я бы сделал целью своей жизни - месть.
Но такую, чтобы это не мешало и в дальнейшем наблюдать как проплывают по реке времени его трупы.

Это другие будут кидаться с ножами на танки, бездумно лезть под пулемёты и всячески убивать самих себя, думая, что убивают врагов.
Японец будет строить корпорации, бизнес, придумывать технологии, растить умниц, убедит весь мир в том, что он самый мирный, всех простил и весь мир рано или поздно поверит в это.
И вот в один прекрасный момент, когда мир потеряет бдительность, острый самурайский меч пронзит врага, да так, что мир столкнётся лбами.
И единственный, на кого не падёт ни капли подозрения - будет сама Япония.
Японии не нужны конкретные солдаты, даже командиры. Им не нужны конкретные смерти и даже их количество, а тем более мёртвые дети, даже если они дети врага.
Нет.
Им нужна смерть всей системы, которая спалила их детей. И смерть того, что спалило их детей. Сам атом в его военном понимании.
Поэтому они будут ждать и готовиться, тренировать парней и девчат, и группы-невидимки "Отряда 1000 бумажных журавликов" - будут изредка выходить на задание, чтобы нанести очередной удар системе.
И мир всё ближе к краху, всё ближе к тому пеплу, который бьётся в сердце каждого самурая.
И вот когда мир наконец то врежется друг в друга лбами, вспарывая друг другу внутренности, тогда возможно он и узреет тот самый сверкающий самурайский меч, с гербом Императора.

Итак мы имеем мотивацию. Мотивационная подоплёка - понятна. Причём - она очень сильна и понятна.

Большинство людей планеты понимают причины. Поэтому с точки зрения мотивов - версия очень сильна. Сильнее любой другой.

Аргументы типа 70 лет ждали - не принимаются, потому, что и японцы и корейцы и китайцы, согласно особенностям ментального и культурного базисов - умеют ждать и планировать события, которые расположены в шкале времени даже шире, чем собственная их жизнь. Это норма для этого общества.
И если нам например, сдохни - но подай сейчас или на крайняк завтра, то для японца ждать всю жизнь, потом передать это ожидание своим потомкам, чтобы и те ждали - вполне обычное явление. Это ожидание - уже часть их Жизни, причём важная.

Задумывались ли вы, почему в некоторых кругах или культурах, так ценится ожидание будущего секса, а не сам секс?
И его искусственно растягивают, как можно дальше, иногда пренебрегая даже самим результатом?
Да потому, что результат - само ожидание, а не сам результат. Это ожидание - и есть главная подпитка энергией.
Вот тут примерно тот же психо-механизм развития алгоритма.

Итак. Мотивация - имеется.
Исполнители - тем более. Ментальность и особенности японцев, их почитание традиций и кодексов, их способность бережно сохранять традиции, несмотря на весь современный мир - это огромная база потенциальных исполнителей и членов Ордена.
Напомню, что непосредственно пострадавших было - сотни тысяч, а прямо затронутых - миллионы. А потомственное - это часть их культуры.

Вопрос. Неожиданный. Покопайтесь в своей памяти, достаньте оттуда информационный скелет и ответьте:

Куда и как бы вы нанесли удар, будучи на месте участника организации "1000 бумажных журавликов" или членом Ордена Сакуры?

Всё началось с Манхэттенского Проекта.
Что есть Манхэттен?
Остров в Америке.
Именно ОСТРОВ.
Это важный информационный элемент.
Манхэттен - это символ величия Америки. Это средоточение всего американского. Памятник доллару и капитализму, это храм Капитала и его жрецы.
Поэтому Манхэттен - лучшая цель в Америке в том смысле, в котором я говорю.

И если бы я мстил за Хиросиму, я бы несомненно выбрал Манхэттен. И назвал бы свой план - "МАНХЭТТЕНСКИЙ ПРОЕКТ "

Продолжение следует.

Устал. Пойду передохну, перекушу.
Я вообще люблю перекусить как вы заметили.

Принципы составления сигнальных загадок

При составлении сигнальных загадок степень успешности определяется соблюдением определенных правил. Сигнальная загадка должна быть:

    лаконичной;

    завершенной (цельности мысли);

    логично скомпонованной;

    воспроизведение должно быть объемным и связным.

При составлении сигнальной загадки главным связующим звеном между символами, отображающими смысловую направленность текста, являются активные знаки. Они выражают побуждение к действию, устремляют взгляд интерпретатора к зафиксированной проблеме, разводят во времени причину и следствие. К ним относятся знаки, широко используемые в математике (+, =, , , , , , ,  и др.), а также стрелки прямой, обратной и взаимной направленности.

Организация пространства сигнальной загадки представляет еще одну проблему. При весьма ограниченных размерах и большом внутреннем объеме информации сигнальные загадки требуют особого внимания к компоновке своих элементов.

Статические и динамические составляющие сигнальной загадки размещаются таким образом, чтобы подчеркивалась главная мысль, о которой пойдет речь. При размещении сигналов внутри пространства сигнальной загадки следует избегать излишней детализации или увлекаться рисованием. Сигнальная загадка строится на основе освобожденных от лишних деталей знаков или схем. Они являются квинтэссенцией информации, влекущей за собою и воспроизведение конкретных деталей.

В соответствии с обстоятельствами при компоновке допускается нарушение равновесия внутреннего пространства сигнальной загадки, смещение знаков в каком-либо направлении, если это обусловлено требованиями смысла.

Илл. 3. Пример равновесной и неравновесной сигнальной загадки

Иногда на начальном этапе освоения ССИ бывает полезным составление рабочей письменной инструкции по составлению или расшифровке сигнальных загадок. Однако практика показывает, что быстрота освоения обучающимися основам ССИ в большинстве случаев этого не требует, и достаточным бывает ограничиться устной инструкцией.

На первом этапе, когда педагог знакомит студентов с уже готовыми сигнальными загадками, демонстрируя преобразование учебного текста в сигналы, для расшифровки готовой сигнальной загадки можно пользоваться следующей инструкцией:

    определить в тексте главное и второстепенное;

    рассмотреть сигнальную загадку;

    соотнести смысл абзаца с изображенными сигналами;

    расшифровать сигнальную загадку.

Правила расшифровки сигнальной загадки, ориентированные на качественное ее воспроизведение, развитие связной и грамотной речи, а значит на логику и четкость мышления, включают в себя обязательные этапы работы над загадкой.

Инструкция по расшифровке сигнальной загадки состоит из следующих пунктов:

    должен быть расшифровано содержание каждого сигнала;

    требуется обязательно учитывать расположение сигналов в пространстве загадки;

    вокализованная мысль должна быть завершенной;

    никогда не начинать ответ со слова «это»;

    обязательно использовать глагол;

    стараться говорить распространенными предложениями.

Правила составления сигнальных загадок

Сигнальная загадка может быть составлена конкретно по какому-то фрагменту текста, но может и объединять в себе различные его части или являться выводом. В форму сигнальной загадки можно также облечь и высказывание любого из обучающихся, а также некоторые лекционные положения. Постепенно в этой связи у студентов будет формироваться собственный подход к обработке визуального или аудиотекста (лекций), что приведет к совершенно иному подходу к проблеме конспектирования, ликвидируя эту проблему как таковую.

Для того чтобы научиться составлять элементарные сигнальные загадки, следует осуществить действия:

– преобразовать отдельную фразу или слово в символ, знак;

– после завершения общего преобразования все символы разместить внутри загадки в соответствии с логикой их взаимодействия.

Сигнальные загадки чаще всего появляются при работе с конспектом или текстом учебника, а также в процессе чтения лекции, что предоставляет студентам возможность отследить все этапы процесса ее возникновения.

В этом случае в схеме или тексте находят элементы или фразы, несущие основную информационную нагрузку, и вычленяют их, иногда

1) просто укрупняя размеры;

2) связывая их с каким-то другим элементом;

3) увязывая с элементами текста, не вошедшего в конспект, что побуждает еще раз обратиться к учебнику.

О пункте третьем стоит упомянуть отдельно, поскольку он объединяет в себе три вида работ - с конспектом, с сигнальными загадками и с учебником. Когда проработка символа (читай: текста, информации) происходит по нескольким направлениям, это дает более ощутимый результат.

Культурологические тексты, отличающиеся обилием теоретических положений, представляют определенную трудность при усвоении. Именно по этой причине оказывается важным научиться вычленять главную мысль, второстепенные детали, связи и соотнесения между частями фразы. Самостоятельное преобразование текста студентами создает ситуацию причастности к его содержимому, что реально сказывается на решении проблемы понимания и мотивации к обучению.

Процесс составления сигнальных загадок прост по сути, а результат неоспоримо важен для усвоения материала.

Ниже предлагаются примеры составления сигнальных загадок. Внимательно читая текст и находя соответствия ему в каждой загадке в виде букв, знаков, символов легко можно уловить алгоритм знаково-символического преобразования учебного текста.

Примеры составления сигнальных загадок 1

    Этнические культуры входят в состав национальной (с. 60).

    логическая цепь - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN hold on logic … Справочник технического переводчика

    ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА, электрическая цепь проводников, состоящая из модулей (например, усилителей) и других компонентов (транзисторов, диодов, резисторов и конденсаторов), используемая для распределения и обработки электронных сигналов (например,… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. логически 1. Логическим называют что либо, имеющее отношение к логике как науке. Логические категории. | Логические законы. 2. Логическим называют что либо согласующееся с законами логики, основанное на … Толковый словарь Дмитриева

    БЛЦ Словарь сокращений русского языка

    БЛЦ - быстродействующая логическая цепь … Словарь сокращений и аббревиатур

    положение - 59 положение: Логическая единица содержания нормативного документа, которая имеет форму сообщения, инструкции, рекомендации или требования Источник …

    ГОСТ 23066-78: Устройства управления лучом фазированных антенных решеток. Термины и определения - Терминология ГОСТ 23066 78: Устройства управления лучом фазированных антенных решеток. Термины и определения оригинал документа: 37. Абонентный канал связи СУЛ Канал связи СУЛ, обслуживающий только один канал управления Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (греч. logike̅́) наука о приемлемых способах рассуждения. Слово «Л.» в его современном употреблении многозначно, хотя и не столь богато смысловыми оттенками, как древнегреч. lógos, от которого оно происходит. В духе традиции с понятием Л … Большая советская энциклопедия

    Релейная защита комплекс автоматических устройств, предназначенных для быстрого (при повреждениях) выявления и отделения от электроэнергетической системы повреждённых элементов этой электроэнергетической системы в аварийных ситуациях с… … Википедия

    - ’ЛОГИКО ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ’ (‘Тгасtatus Logico philosophicus’) основное произведение раннего периода творчества Витгенштейна и единственная книга, которую он опубликовал при жизни. Написан в 1916 1918, опубликован в 1921 в Германии и в 1922 в… …

    - (Тrасtatus Logico philosophicus) основное произведение раннего периода творчества Витгенштейна и единственная книга, которую он опубликовал при жизни. Написан в 1916 1918, опубликован в 1921 в Германии и в 1922 в Великобритании. Анализ… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • 1000 шахматных задач. Начальный уровень , Сухин Игорь Георгиевич. В издание включено 1000 четко структурированных задач по всем важнейшим темам начального обучения, что станет добротной базой дальнейшего совершенствования в древней и мудрой игре. Путеводной…