Как исправить речевые дефекты у детей и взрослых в домашних условиях? Как исправить дефекты речи у детей дошкольного возраста: простые, но эффективные упражнения.

О дефекте речи у детей

Дефекты речи у детей наиболее часто наблюдаются в возрасте до 5-6 лет. Это именно тот период, когда ребенок пытается выразить словами свои мысли. Часто дефекты речи проходят самостоятельно к 6 годам . Однако порой неправильная речь ребенка требует помощи специалиста, и очень важно, чтобы родители во время обратились за такой помощью. Несвоевременная корректировка речи малыша может стать причиной наличия дефектов речи и в подростковом возрасте, а также и во взрослой жизни.

Среди дефектов речи у детей выделяют следующие:

  1. Дислалия — нарушение в произношении слов, т.е. наличие фонетических дефектов, при этом у ребенка хороший слух и словарный запас;
  2. Дизартрия — неправильное произношение слов из-за незрелости работы нервной системы;
  3. Дисфония — патологические изменения голосового аппарата приводят к неправильной фонации;
  4. Ринолалия — изменение тембра голоса, вызванное наличием дефектов в речевом аппарате;
  5. Логоневроз (заикание) — характеризуется повторением, затягиванием при произношении звуков и слов. Речь у таких детей прерывистая, с паузами и запинками;
  6. Мутизм — остановка речевого развития малыша. Мутизм характеризуется либо полным прекращением общения ребенка, либо его молчанием в протест на какие-то определенные обстоятельства, поступки, людей;
  7. Афазия — из-за наличия локализованного поражения головного мозга у дитя наблюдается полная или частичная утрата речи.

Существуют и другие дефекты речи у малышей . Даже если Вам и удалось самостоятельно определить, какой именно дефект речи у дитя, не стоит заниматься исключительно самолечением. Исправление дефектов речи, корректировка речи будет качественной и эффективной, если этим займется профессионал. При наличии дефектов речи у ребенка, следует вместе с ним записаться на консультацию к врачу-логопеду.

Причины дефекта речи у детей

Причины дефектов речи у детей совершенно разнообразны. Так, немаловажной причиной является неправильная речь родителей при общении с ребенком. Излишнее сюсюканье, неправильное произношение слов взрослыми при обращении к малышу приводит к тому, что ребенок копирует такое произношение. Родители являются примером для подражания для малыша еще с малых лет. То, как Вы говорите, какие фразы и слова употребляете, а также настолько четкое у вас звукопроизношение — от этого и зависит правильность речи ребенка. Не забывайте об этом, иначе причиной выявленных дефектов речи у дитя можете оказаться и Вы сами.

К другим причинам возникновения дефектов речи у ребенка относятся:

  • Врожденные патологии со стороны речевого аппарата;
  • Переживание ребенком стрессовых ситуаций, частые эмоциональные перенапряжения и психические травмы;
  • Перенесенные ребенком тяжелые инфекционные заболевания, поражающие речевой аппарат;
  • Невнимательность родителей к малышу. Когда родители прерывают рассказ ребенка, недослушивают его мысли до конца, не следят за правильностью речи и звукопроизношением малыша, они провоцируют то, что ребенок старается говорить бегло, не обращая внимания на правильность произношения слов. Это и приводит к появлению дефектов в речи.

Исправление дефекта речи у детей

Исправление дефекта речи у детей осуществляется на высшем уровне в нашем детском лечебно-диагностическом центре «Колыбель Здоровья». В нашей клинике работают лучшие логопеды-дефектологи, которые быстро, качественно и эффективно проведут корректировку речи малыша.

Логопед-дефектолог — это врач, занимающийся коррекцией речи малыша . Логопед-дефектолог занимается созданием всесторонней оценки речи у ребенка. Такой специалист владеет методикой коррекции устной и письменной речи, а кроме того располагает знаниями по неврологии, аномалии органов слуха и речи, психопатологии. Все это в комплексе позволяет быстро диагностировать проблему или дефект речи дитя, а также с легкостью устранить ее курсом индивидуального лечения. Специалисты, работающие в клинике «Колыбель Здоровья» находят персональный подход к каждому ребенку.

Между врачом и ребенком создается дружеский контакт, что способствует более быстрому и легкому устранению дефекта речи.

В лечении имеющихся дефектов речи у детей большое значение имеет устранение причины, которая повлияла на появление данных нарушений. Следует создать спокойную, благотворную обстановку вокруг ребенка, отгородить его от стрессов и эмоциональных переживаний, а окружить любовью родителей и спокойствием в семье. Также важным является и поддержка со стороны родителей. Не давите на ребенка, если он делает какие-либо ошибки, а помогайте ему и верьте в его успехи! Такой подход со стороны родителей поможет малышу еще быстрее справиться с дефектами речи.

Поддержка родителей, а также квалифицированная и профессиональная помощь логопеда-дефектолога детского лечебно-диагностического центра «Колыбель Здоровья» помогут ребенку избавиться от любых дефектов речи. Помощь опытных врачей нашей клиники приведет к высочайшему успеху и скорейшему выздоровлению Вашего чада!

Логопеды-дефектологи нашего центра

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Сегодня мы расскажем вам о том, какие бывают дефекты речи. Кроме того, вы узнаете, как избавиться от такого патологического явления, к какому специалисту следует обращаться в случае необходимости.

Общие сведения

Дефекты речи - это неправильное произношение звуков, которое возникает вследствие нарушения отдельных функций К таким патологическим состояниям относят шепелявость, заикание, картавость и пр.

Как известно, речь человека начинает особенно интенсивно развиваться к 2-5 годам жизни. До 3-х лет ребенок может правильно произносить примерно 30-700 слов, а уже к 4 годам говорить, используя сложные предложения. В это время словарный запас малыша составляет примерно 1500 слов.

Как развивается речь?

Развитие речи зависит от внешних и внутренних факторов. Обычно дети подражают своим родителям и практически полностью перенимают их манеру говорить. Во время произношения слов или каких-либо звуков у человека задействуется много разных органов, а именно центры головного мозга, нервные пути, дыхательные языка и лица.

Под нормальной речью взрослого и ребенка понимается четкое и внятное произношение каждой буквы. При этом разговор человека должным быть плавным и ритмичным. Если неразборчива и непонятна, то говорят о ее нарушении. Сегодня различают такие дефекты речи, как заикание, неспособность правильно произносить отдельные буквы, немота и пр.

Причины возникновения

Дефекты речи у взрослых людей обычно появляются из-за хирургических операций и травм основных органов речи (мышц гортани, голосовых связок, языка, неба, зубов и губ). Также такое патологическое состояние может возникнуть вследствие тяжелых эмоциональных потрясений (к примеру, развод, потеря близкого человека и т. д.).

Кроме всех перечисленных причин, дефекты речи нередко развиваются из-за незаращения верхней губы, врожденных аномалий, неправильного прикуса, особого строения челюстей, языка, зубов и губ, глухоты, а также заболеваний мышц.

Следует также отметить, что при наличии редких или люди могут неправильно произносить согласные звуки. Внезапная потеря внятной речи очень часто наблюдается при поражениях и болезнях головного мозга.

Основные виды

В зависимости от симптомов дефекты речи у взрослых и детей подразделяются на несколько видов. Чтобы определить, какое патологическое состояние наблюдается у вас, следует обязательно обратиться к специалисту. Последний обязан не только определить вид дефекта, но и выявить причину его возникновения, а также назначить лечение или особые процедуры (упражнения).

Итак, рассмотрим основные дефекты речи более подробно.

Афония или дисфония

Данная аномалия возникает из-за патологических изменений речевого аппарата. Как правило, у таких людей происходит заметное нарушение фонации. Другими словами, они неправильно произносят звуки.

Тахилалия

Это особая форма нарушения которая выражается в очень быстром темпе говорения. Данная особенность не имеет отклонений фонетического, грамматического и лексического характера.

Брадилалия

Такой дефект сопровождается замедленной речью. Другими словами, человеку очень сложно издавать расчлененные звуки. Следует также отметить, что существует и такое аналогичное отклонение, как брадифразия. Люди с подобным диагнозом разговаривают очень медленно. Как правило, это обусловлено ослаблением процесса мышления. Оба названных патологических случая представляют собой следствие местного заболевания головного мозга.

Заикание

Такое нарушение речи возникает из-за судорожного состояния мускулатуры речевого аппарата и сопровождается частым повторением звуков или слов, остановками в разговоре, нерешительностью, сбивчивостью в темпе, ритме и плавности.

Дислалия

Это фонетические дефекты (нарушение звукопроизношения), которые наблюдаются у человека при правильно построенной речи и нормальном слухе.

Ринолалия

Дизартрия

Такой дефект возникает из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. Как правило, он образуется в результате поражений подкорковых и заднелобных отделов мозга. При таком отклонении ограничена подвижность органов речи (языка, мягкого неба, губ). Вследствие этого наблюдается затрудненная артикуляция. У взрослых людей дизартрия не сочетается с распадом речевой системы. В детском же возрасте такой дефект может привести к нарушению чтения, произношения слов и письма, а также к общему недоразвитию речи.

Алалия

Это недоразвитие речи или ее полное отсутствие при нормальном слухе и интеллекте. Причиной такого дефекта у детей может выступать повреждение больших полушарий головного мозга во время родов, а также мозговых заболеваний или травм, которые были перенесены малышом в доречевой период жизни.

Афазия

Это нарушение уже сформировавшейся речи. Такой дефект возникает при поражениях речевых отделов коры головного мозга, а также в результате перенесенных инсультов, травм, воспалительных процессов, опухолей и некоторых психических заболеваний.

К кому специалисту обращаться за помощью?

Теперь вам известно, что такое дефект речи. Следует отметить, что крайне важно своевременно выявить данную проблему. Если вы заподозрили у себя или своего близкого человека такое патологическое явление, то следует сразу же обратиться к специалисту (дефектолог, логопед, отоларинголог, стоматолог, невролог, ортодонт). Ведь только опытный врач сможет определить наличие отклонения и попытаться его исправить.

Как избавиться от дефектов речи?

Исправление дефектов речи у детей и взрослых людей производится в индивидуальном порядке. Для начала следует выявить причину такого отклонения, а уже потом приложить все усилия для ее устранения.

Если нарушение речи обнаружено у ребенка, то родителям требуется запастись огромным терпением. Ведь успешный результат зависит прежде всего от регулярности занятий, усердия и настойчивости пациента.

Следует отметить, что ввиду огромного количества дефектов речи и их причин возникновения существует немало методов терапии таких отклонений. Если после излечения основного заболевания пациент не идет на поправку, то специалисты могут применить дыхательную или речевую терапию. Кстати, последнюю нередко назначают после инсульта, травм или операций.

Исправление дефектов речи у взрослых и детей может занять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет.

Психологический фактор

Человек с такими нарушениями не должен избегать окружающих людей. Боязнь того, что его не поймут, очень часто необоснована. Таким людям, наоборот, следует чаще общаться и регулярно совершенствовать свою речь. Пациент, изолирующий себя от общества, может начать страдать тяжелыми психическими заболеваниями.

Конечно, нарушение речи не опасно для жизни. Однако такое патологическое состояние может непосредственно влиять на повседневную жизнь человека. Вследствие сильного переживания по поводу имеющего дефекта у людей довольно быстро развивается депрессия или же возникают какие-либо другие заболевания. Поэтому нарушение речи требуется обязательно лечить.

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок плохо произносит отдельные звуки. Некоторые не придают этому особого значения, считая, что с возрастом все само пройдет, некоторые начинают искать способы, как помочь малышу.

Для тех родителей, которые беспокоятся о будущем своего ребенка, мы и подготовили статью, в которой вы найдете полезные советы, как научить малыша говорить ясно и четко.

Исправляем дефекты речи: упражнения для языка

Чтобы помочь ребенку научиться воспринимать звуки, можно приложить его руку ко рту. Тогда малыш обязательно почувствует, что при произношении, например, звука [с] - изо рта выходит холодный воздух, а когда он говорит слова со звуком [ш] - воздух становится теплым.

Подготовить артикуляционный аппарат к правильному отчетливому произношению звуков можно с помощью гимнастики органов речи. Для этого родители должны сесть перед зеркалом и показать крохе, как правильно делать артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить органы речи малыша к постановке звуков.

Упражнения есть динамические и статические. Например, статическое упражнение «лопаточка». При этом малыш кладет расслабленный язык на нижнюю губу и держит его в таком положении. Затем ему нужно будет спрятать язычок за нижние зубы в виде лопатки.

Ёще одно упражнение - «горка» Кончик языка упирается в нижние зубы, а сам язык выгибается горкой.

«Часики» - высунуть язык и двигать им из уголка в уголок рта. Или, например, облизать губы языком, сначала верхнюю губу, потом - нижнюю. Эти нехитрые упражнения помогут настроить артикуляцию.

Исправляем дефекты речи: правильная постановка звука

Чаще всего осуществляется с помощью логопеда - городская детская стоматология ждет вас с распростертыми объятиями. Специалист после обследования должен знать, какой звук проблематичен, и положение, в котором находятся артикуляционные органы (язык, губы, зубы) для постановки этого звука. В процессе работы логопед соединит знания с индивидуальными особенностями ребенка.

Автоматизация произношения

На этом этапе важно выработать у ребенка безусловный рефлекс звукопроизношения. В таком случае кроха не будет задумываться над тем, как нужно сказать то или иное слово - он будет это делать «на автомате». Детям довольно легко приспособиться к нужному произношению и, не вспоминая о звуках, говорить правильно.

Если же нарушения звукопроизношения есть у взрослого, ему будет гораздо сложнее научиться контролировать процесс выговаривания, хотя его коррекция может проводиться в любом возрасте.

Дифференциация звука

После трех этапов необходимо учить малыша отличать звуки, похожие по произношению, чтобы в будущем он подсознательно не путал схожие на слух звуки и отсеивал неправильные. Например, если мы ставим звук [с], то сравниваем его с [ш], повторяя при этом слова: сапка-шапка, шубка-субка.

Мама покажет как

Время, за которое можно исправить звук у ребенка, строго индивидуально. Кому-то хватает нескольких занятий, кому-то не удается справиться и за больший период времени. Правильное звукопроизношение налаживается тремя способами:

Механическим (при этом логопед в городской детской стоматологии придает артикуляционным органам специальное положение с помощью логопедических зондов, и ребенок с легкостью произносит непосильные ранее звуки).

Смешанным способом: родители могут помочь исправить дефекты речи у детей и развить их артикуляцию, разговаривая с чадом так, чтобы он повторял речь мамы и папы. Ведь у малыша отлично развита способность подражать, и надо лишь показать и рассказать ему, как правильно произносить звук. Так можно поставить звук, если ребенок его вообще не выговаривает.

С точки зрения психосоматики проблемы с произношением звуков у ребенка - это его боязнь высказаться, рассказать о своих потребностях и не быть услышанным. Что делать? Осознать право на собственное мнение. Говорить, не боясь, о своих желаниях. Родителям следует набраться терпения и выслушивать ребенка, пытаться его услышать и понять.

А также соблюдать простые правила профилактики дефектов звукопроизношения:

Говорить с ребенком нужно достаточно громко и отчетливо, по возможности выделяя каждый звук интонацией и ударением. Обращаться к чаду стоит не торопясь.

Если малыш не понял слова, спокойно повторите его два-три раза. Рассказывая о конкретном предмете, обратите внимание ребенка на него или опишите его свойства.

Развивать речевое дыхание: просите сына или дочь надуть шарик, пускать мыльные пузыри, дуть на пушинки, не давая им упасть. Это будет профилактикой, что очень важно для правильной артикуляции.

Видео-материалы по теме статьи

О том, почему ребенок плохо говорит, рассказывается в этом видео:

Как предупредить возможные нарушения в произношении звуков у ребенка:

Занятие с логопедом:

Дефекты речи - это неправильное произношение вследствие нарушения речевого аппарата. К этим дефектам относят заикание, шепелявость, картавость. Дефекты речи у взрослых обычно являются следствиями травм, операций или тяжелых эмоциональных потрясений (например, потеря близкого человека, развод). Таким образом, дефект речи может возникнуть в результате травм основных органов речи: голосовых связок, мышц гортани, неба, языка, губ и зубов, а также при повреждении центра речи в коре головного мозга. Сильное постоянное эмоциональное напряжение может явиться причиной нарушения произношения звуков.

Речь человека наиболее интенсивно развивается на 2-5 году жизни. До трех лет ребенок способен правильно произнести 30-700 слов, на третьем голу жизни он начинает говорить сложными предложениями. В 4 года словарный запас ребенка составляет около 1500 слов. Развитие речи зависит от внутренних и внешних факторов. Дети подражают родителям, перенимают их манеру говорить. В процессе произнесения речи участвует много разных органов: центры головного мозга (например, речевые) и выходящие из него нервные пути, мышцы лица и языка, а также дыхательные мышцы. Под нормальной речью подразумевается внятное и четкое произношение каждой буквы. Речь должна быть ритмичной, плавной. Когда она неразборчива, невнятна и непонятна, то в этом случае говорят о нарушении речи. Существует много разных дефектов речи, например, неспособность правильно произносить некоторые буквы, заикание, немота.

Признаки

  • Паралалия - привычное неправильное произношение звуков при говорении.
  • Шепелявость.
  • Неспособность правильно произносить некоторые звуки.
  • Недавно перенесенный испуг, эмоциональное потрясение, травма, несчастный случай.

Причины дефектов речи

В процессе воспроизведения речи участвует много органов. Нарушения и дефекты речи могут проявиться из-за врожденных аномалий, например, незаращения верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильного прикуса, глухоты , дефектов челюстей, зубов, языка и губ («заячья губа»), а также болезней мышц. Подобные нарушения бывают при психических болезнях, болезнях нервной системы. Они могут быть также следствием болезней речевого аппарата или носа.

Дефекты речи бывают при болезнях губ, языка и гортани, а также вследствие операций на этих органах или при нарушении функций мышц неба и носоглотки. При наличии редких зубов человек не может правильно произносить согласные звуки. Речь невнятна и у людей с очень кривыми зубами, с зубами разной величины, неправильным строением челюстей. Внезапная потеря способности к речи (афазия) наблюдается при болезнях или поражении головного мозга . Иногда встречается дизартрия - нарушение произношения. Нарушения речи могут быть временными, из-за поражения центров головного мозга.

Дисфазия - общее название всевозможных расстройств речи любого происхождения. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное дефектами речевого аппарата.

Повреждение основных речевых органов

Если расстройство речи возникло в результате травмы или несчастного случая, то пациент, прежде всего, проходит лечение в стационаре, затем врач направляет пациента в специальную реабилитационную клинику. Во время реабилитации продолжается лечение полученной травмы, на помощь приходит логопед, больной заново учится правильно говорить. В этом случае крайне важна личная инициатива самого человека. В реабилитационном центре следует поинтересоваться о возможности участия в терапии речи и дыхания.

После реабилитации пациент должен продолжить лечение последствий травмы в домашних условиях. В лечении должен принимать участие опытный логопед. Кроме того, пациенту рекомендуется освоить несколько упражнений на расслабление.

Психологические проблемы

Человек с дефектом речи должен делать все возможное, чтобы восстановить правильное произношение, а не впадать в депрессию. Обязательно проконсультируйтесь с врачом общей практики или отоларингологом и вместе составьте план дальнейшей реабилитации, затем рекомендуется пройти курс терапии по коррекции речи с логопедом. Врач может порекомендовать логопеда или другого специалиста.

Если дефекты речи возникли из-за психологических проблем, то в этом случае необходима помощь не только логопеда, но и психолога или психотерапевта, а также проведение групповой или индивидуальной терапии.

Существуют специальные центры, которые предлагает услуги юриста, консультации психолога, дефектолога-логопеда, социального работника, организуют контакты с другими семьями, группами взаимопомощи и психотерапии, вовлекают в дневные центры занятости.

Исправление дефектов речи

Причины нарушений речи многообразны, столь же многообразны и методы их лечения. Очень важно установить истинную причину и лечить основную болезнь, вызвавшую проблемы с произношением. Если после излечения болезни нормальная речь не восстанавливается, то применяется дыхательная или речевая терапия. Последнюю назначают после травм, инсульта или операции, в результате которых у пациента произошло нарушение речи. Аномалии прикуса исправляют с помощью пластин и других методов восстановления правильной формы челюстей. Нередко челюсти приходится оперировать, имплантировать искусственные зубы или ставить зубные коронки. Операция показана также при раковой опухоли, полипах, искривлении носовой перегородки или «волчьей пасти». После операции на гортани пациента заново учат говорить, обучая так называемой пищеводной речи.

Человек с нарушением речевой функции не должен избегать людей. Боязнь, что окружающие не поймут и будут смеяться, зачастую необоснованна. Необходимо как можно больше общаться с людьми и постоянно совершенствовать свое произношение. Человек, избегающий общения, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.

Нарушение речи не является опасным для жизни заболеванием, но оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного переживания по поводу дефекта речи у человека может развиться депрессия или другие болезни. Поэтому нарушения речи необходимо лечить. В первую очередь пациент должен обратиться к отоларингологу. Нередко в устранении нарушений речи помогает стоматолог или ортодонт. При подозрении на нервную болезнь необходимо обратиться к неврологу.

Нельзя смеяться над невнятной речью ребенка, т.к. это может привести к развитию невроза или другим психологическим расстройствам. При проблемах с произношением звуков следует обратиться к врачу.

Работники различных логопедических центров и центров, предоставляющих услуги психологов, логопедов, помогают родителям понять проблемы ребенка, консультируют по вопросам речевого развития и уровня готовности детей к школе, проводят занятия с детьми и взрослыми по улучшению дикции и техники речи. Консультация включает в себя полное обследование специалистами и подбор индивидуальной коррекционной программы. Консультации и коррекционные занятия логопеды проводят в центрах или логопеды выезжают на дом. Квалифицированную коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников проводят в специализированных детских садах, детей готовят к школе, развивают их познавательные способности.

Изучите возможные причины возникновения дефектов речи и узнайте, если сможете, какова причина вашего нарушения. Поработайте со специалистом по исправлению речевых дефектов (логопед/дефектолог) или профессиональным врачом при необходимости.

  • Возможные физические причины:
    • Волчья пасть была основной причиной дефектов речи до тех пор, пока не стала доступна хирургическая операция по ее устранению людям, страдающим этой патологией.
    • Аномалия прикуса – это когда зубы не могут нормально смыкаться при кусании. Неправильный прикус обычно корректируется ортодонтическими скобами, в некоторых случаях необходима операция.
    • Неврологические расстройства, вызванные авариями или опухолями мозга могут стать причиной нарушения речи, называемым диспросодией (синдром псевдо-иностранного акцента).
  • Ограниченные возможности обучения:
  • Может, это вызвано эмоциональными проблемами?:
    • У людей, переживших травмы, часто развиваются проблемы с речью, такие как заикание и запинание. Смерть в семье, катастрофа или преступление часто влияют на способность человека говорить четко и ясно.

Узнайте, является ли ваш дефект речи постоянным. Некоторые расстройства речи являются постоянными, особенно, когда они вызваны неврологическими болезнями. С другой стороны, дефект речи может быть результатом того, что человека не учили, как ясно говорить и эффективно общаться. Если вы или ваш ребенок с детства не обучаются практике правильной речи в школе или дома, это впоследствии может привести к дефектам речи.

Начните работу по улучшению речи, как только узнаете причины вашего речевого расстройства.

Обратитесь за оценкой и советом к вашему логопеду/дефектологу. Учитесь говорить правильно. Нет никакой легкой альтернативы обучению, когда дело касается правильного и эффективного использования языка. Практика совершенствует и это справедливо для развития речи. Используйте любую возможность, чтобы говорить, практиковаться и отшлифовывать правильное произношение и дикцию.

Говорите на публике. Чем больше шансов у вас говорить публично, тем больше шансов практиковаться. "Публично" это не обязательно большая аудитория, особенно если это раздражает вас. Вместо этого практикуйте разговор с другом или близким, которому доверяете, и кто может терпеливо выслушивать. Затем переходите к разговору с другими.

Попробуйте позаниматься по разговорникам или аудио урокам. Уделите 2-3 часа в день практике правильного произношения слов. Возьмите на заметку слова и предложения, которые вы находите сложными и заковыристыми для произношения.

Запишите свои практические занятия на ручной диктофон или через микрофон, соединенный с стереосистемой или магнитофоном. Практические занятия по правильному произношению и дикции кажутся тяжелой работой, но все, что вы им посвятите, обязательно окупится.

Читайте вслух. Выберите какие-нибудь вдохновляющие речи из школьного учебника по русскому языку (или любой другой понравившийся вам текст), и читайте их громко вслух. Заодно вы можете развить свои ораторские навыки. Таким способом вы можете сосредоточиться на звуках и не размышлять над словами.

Не торопитесь. Медленная речь может не одобряться некоторыми людьми, потому что это звучит как "говорят тупые", но медленная и вдумчивая речь является очень эффективным и убедительным способом общения. Вы не должны говорить слишком медленно; следует говорить в темпе, удобном вам и вашей аудитории. Ровный темп звучит лучше, чем речь в быстром темпе, особенно если вы хотите донести смысл вашего сообщения до аудитории.

Говорите то, что вы думаете. Другая причина, по которой у некоторых людей встречаются нарушения речи – это то, что они не используют возможность высказываться или выражать себя публично. Чем больше вы молчите и замыкаетесь в себе, тем вероятнее развитие у вас нарушений речи как заикание, логоневроз или спутанная речь.

  • Поставьте скобы. Если у вас неровные зубы, вы можете испытывать трудности при произношении некоторых слов из-за шепелявости. Неправильный прикус в большинстве случаев исправляется скобами. Они вытягивают, толкают и изменяют направление роста каждого зуба и корректируют прикус. Дети и подростки не любят носить скобы, потому что их часто дразнят и обзывают "железным ртом" или "лицом с рельсами". Дело в том, что скобы до сих пор остаются лучшим способом исправить шепелявость, вызванную неровными зубами. Проблема со скобами в том, что они часто вызывают дефект речи, особенно когда ежемесячно регулируют пружинки, резинки и проволоки в комплекте скоб.

    • Каждый раз после регулировки скоб (или даже протезов) стоматологом, придется учиться хорошо говорить и есть. Это может быть довольно болезненно в первое время, но не перестарайтесь, так как есть вероятность повредить полость рта.
    • Большинство скоб используются в ортодонтических целях, хотя иногда их применяют и как украшение. Брекеты стоят довольно дорого и возможно вам понадобится взять ссуду или обналичить страховку, чтобы оплатить их.
  • Держите правильную осанку. Если вы сгибаете спину и наклоняете вперед свои плечи, вы не даете воздуху оказать достаточное давление на диафрагму или пройти через гортань (голосовой аппарат). Лучшие народные спикеры и ораторы всегда говорят в надлежащей позе:

    • Живот втянут
    • Грудь вперед
    • Плечи расслаблены
    • Спина прямая
    • Устойчивое положение ног.