Регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Регулярный парк

Регулярный сад является востребованной в настоящее время концепцией ландшафтного дизайна. Разбить регулярный сад на участке можно с помощью определенных правил проектирования подобных сооружений. На этой странице предлагается подробный план регулярного сада, который может быть взят за основу разбивки территории на зоны. Также можно посмотреть регулярный сад на фото, которые в большом количестве представлены далее.

Регулярный стиль сада

Регулярный стиль сада — это образ порядка, аккуратность, элегантность симметричного рисунка. Небольшие регулярные сады были и в русских усадьбах, перед домом располагался регулярный французский партер (парадная часть), а за домом начинался английский пейзажный парк, а за парком поля и леса.

Сложно ли ухаживать за регулярным садом? В нем нужно стричь живые изгороди и деревья, выпалывать сорняки, но и сад в ландшафтном стиле без ухода дичает, он не может сам о себе заботиться. Элементы регулярного стиля всегда в моде, его элементы уместны в саду любого размера.

Пейзажный сад и его фото

Пейзажный сад на участке может быть создан по одному из предлагаемых вариантов воплощения дизайнерский идей в реальность.

Для облегчения процесса понимания концепции предлагаются многочисленные фото пейзажного сад а:

Фотогалерея

Элементы пейзажного сада:

4. розарий.

6. дорога.

13. теплица.

14. подпортные стенки.

15. партер.

По высоте сад четко поделен на четыре уровня, это не только удобно, но и делает пространство более интересным, особенно это заметно, когда идешь снизу вверх. Подняться с одной террасы на другую можно по пологим ступеням, отделанным плиткой. Подъем не только не утомителен, но и доставляет удовольствие, ведь по дороге можно любоваться интересными растениями.

Посерединенижнего уровня расположена пергола, увитая махровым клематисом, под ней - . Виды с этой скамьи открываются великолепные, весь сад как на ладони.

На третьем уровне расположена парадная зона - патио, замощенное бетонной плиткой двух цветов, серой и розовой. Украшает патио большой прямоугольный бассейн глубиной 1,2 м с краями, оформленными серыми плитами.

В самой верхней части сада, на прилегающей к дому площади расположены аккуратные и добротные хозяйственные постройки: компостный короб, мусорный контейнер, сарай и стеклянная теплица. А посередине этого верхнего яруса стоит легкий деревянный павильон. Павильон украшают подвесные корзины и ящики с летниками. А в печке для барбекю запекают овощи, мясо или рыбу.

Между домами, вдоль оси симметрии участка - партер, одна из характерных примет регулярного стиля, композиция в виде геометрического орнамента из растений и инертных материалов. Партер устроен так, чтобы рисунок читался из окон и с террас. Ограничивают геометрические элементы орнамента невысокие стриженые живые изгороди высотой 30-40 см. Геометрические фигуры эффектно смотрятся на фоне гравийной отсыпки.

Протяженность подпорных стенок на участке велика. Чтобы минимизировать их стоимость, был придуман замечательный вариант: цельный плоский камень укладывали только на верхнюю часть стенок, сами же стенки сделали из бетона, а их лицевую поверхность облицевали «боем».

Не отказывайтесь от садовых затей из-за их высокой стоимости, тщательно продумывайте их реализацию, старайтесь минимизировать траты.

Почва на участке песчаная, поэтому деревья сажались в большие посадочные ямы, заправленные питательным грунтом.

С обеих сторон примыкает розарий. Розы чувствуют себя здесь прекрасно, они эффектно выглядят на фоне мульчи из сосновых шишек, перемолотых в шредере.

Сад в пейзажном стиле

Сад в пейзажном стиле может быть реализован еще по нескольким вариантам сценария разбивки пространства. Они представлены далее.

Этот участок невозможно представить себе без круглого водоема, расположенного во входной зоне перед домом по его оси симметрии. Пруд открыт восточному солнцу, окружен кустарниками и деревьями, газоном и береговой отсыпкой из гальки и мелкого гравия. В нем полощет ветки плакучая желтокорая ива, которая росла здесь еще до рождения пруда, но дождалась своего звездного часа - оказалась на берегу водоема и стала его лучшим украшением. Круглая форма позволила вписать пруд в небольшое пространство соразмерно дому и саду. Многие садоводы боятся использовать при планировке сада геометрические элементы типа круга или прямоугольника, и совершенно напрасно, такие фигуры отлично вписываются в сад ландшафтной планировки.

В плане представляет собой круг диаметром 4,8 м, его глубина 1 м, что достаточно для перезимовки нимфей на месте, без выемки из пруда. По периметру на глубине 30 см предусмотрена ступенька, начиная от которой стенки выложены обычным булыжником. Берега украшены речной галькой разного размера.

Восточный берег решили оставить открытым, не засаживать, так как для хорошего цветения нимфей пруд должен освещаться солнцем 5-6 часов в день. С большинства видовых точек участка на поверхности пруда можно увидеть интересные отражения - дома, цветущих растений, скамейки.

Круглый водоем - главная «изюмина» сада, но и кроме него здесь много интересного.

В этом саду регулярно проводится стрижка кустарников и формирование . - это видовое растение, в природе достигающее двух метров в диаметре и по высоте, в этом месте сада требовалось растение поменьше, поэтому прищипывают, ее рост замедлен, а концы лап такие пушистые. Хороша стриженая ива пурпурная на штамбе и забавная парочка, образованная из и пурпурной ивы.

Интересна композиция под старой яблоней из пельтифиллума, или дармеры. Немногие растения выживают под старой яблоней, у дармеры это получается блестяще. Весной она необычно цветет, если не попадает под заморозки, ее цветоносы немного напоминают астильбу, летом привлекают внимание необычные круглые листья, осенью окрашивающиеся в пурпурные тона.

Трудно представить регулярный сад без высоких стриженых живых изгородей. Как хороши они, из самшита или тиса; они создают структуру сада и образуют кабинеты, уединенные , делающие его нескучным и интригующим.

Сад изысканно прост и элегантен, здесь нет ничего лишнего, случайного. В центре сада раскинулась открытая солнечная поляна с чудесной горкой. Этот сад в основном теневой, кроме горки, здесь нет ярких красок, он построен на игре нюансов зеленого цвета. Здесь нет роз, пионов, лилий, в фаворе листья разных форм и фактур, разнообразие оттенков зелени.

Изгородь из спиреи острозазубренной, расположенная во входной зоне сада, была посажена несколько десятилетий назад. Ярко-зеленые изящные листья, густая нарядная крона. Стрижка спиреям явно на пользу. Поляну ограничивают две изгороди двухметровой высоты, пересекающиеся под прямым углом, - одна из кизильника блестящего, вторая - из смородины альпийской. У кизильника лист блестящий, плотный, темно-зеленый, изгородь из него прекрасно держит четкую форму, низ тоже плотный и зеленый даже в тенистом месте. Изящные матовые темно-зеленые листики смородины альпийской по форме напоминают обычные смородиновые, только гораздо мельче и жестче. Идеально стриженая изгородь из этой впечатляет плотностью и красивым низом.

Горка расположена на самом солнечном месте сада, это наиболее насыщенное цветом место сада, его колористическая доминанта: здесь растут пурпурнолистные барбарисы, золотистая туя, пурпурные гейхеры, серебряные полыни и много пестролистных растений.

Интересна регулярная часть при входе на фоне изгороди из спиреи острозазубренной, состоящая из оригинально чередующихся карликовых калин «Компакта», спирей «Литл Принцесс» и злаков - дешампсии и овсеца.

Атрибуты регулярного стиля - высокие и низкие живые изгороди, симметрично расположенные элементы сада, в том числе и партеры, геометрические формы водоемов и мощеных площадок. Элементы регулярного стиля снова в моде, не бойтесь применять их.

Партеры Оранжереи в Версальском парке Сады Во-ле-Виконт на офорте XVII века

Регулярный парк (или сад; также французский или геометрический парк; иногда также «сад в регулярном стиле») - парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.

Устройство парков в регулярном стиле достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII-XVIII века), примером чего являются сады Версаля, созданные для Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы; отсюда распространённое название регулярных садов как «французских» (фр. jardin a la francaise). Однако оно исторически неточно - регулярные сады зародились в Италии в Эпоху Возрождения, а наибольшей изощрённости достигли в Англии в XIX веке, где стала практиковаться стрижка посадок в сложных и экзотических формах (в виде животных, птиц, грибов, спиралей и т. п.; см. Топиар).

Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках; как правило, они являются важной составной частью дворцово-парковых ансамблей.

История появления регулярного парка

Итальянское влияние

Основная статья: Французские сады эпохи Ренессанса Главная перспектива парка в поместье Во-ле-Виконт

Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, принципы устройства которых были привнесены во Францию в начале XVI столетия. Типичными образцами итальянского сада эпохи Ренессанса являются Сады Боболи во Флоренции и Вилла Медичи во Фьезоле, которые характеризуются наличием партеров (рассадочных гряд) правильных геометрических форм, устроенных симметричным рисунком; использованием фонтанов и каскадных эффектов для одушевления сада; лестниц и уклонов для объединения разных уровней сада; гротов, лабиринтов и скульптурных групп на мотивы мифологий. Такие сады символизировали гармонию и порядок, главные идеалы эпохи Ренессанса, и олицетворяли добродетели Древнего Рима.

Король Карл VIII после своего похода в Италию в 1495 году, где он имел удовольствие видеть замки и сады Неаполя, привёз с собой во Францию итальянских ремесленников и садовых мастеров, в том числе Пачелло де Меркольяно, которые по его распоряжению приступили к устройству садов итальянского стиля в королевской резиденции в Амбуазе. Его наследник Генрих II, который также вёл итальянские войны и встречался в Италии с Леонардо да Винчи, устроил итальянский сад поблизости от королевского замка в Блуа. Начиная с 1528 года, король Франциск I занялся устройством нового сада во Дворце Фонтенбло, где были предусмотрены фонтаны, партеры, сосновая роща из привезенных из Прованса деревьев, а также был сооружён первый во Франции искусственный грот. В замке Шенонсо было устроено два сада в новом стиле – один в 1551 году для Дианы де Пуатье, а второй в 1560 году для Екатерины Медичи.

В 1536 году архитектор Филибер Делорм после своего возвращения из Рима занялся устройством садов замка Ане согласно итальянским принципам пропорциональности. Тщательно выверенная гармоничность садов Ане, отраженная в их партерах и водоёмах, объединенных с участками зелёных насаждений, стала одним из самых ранних и наиболее значительным образцом классического французского регулярного сада.

Несмотря на то что сады французского Ренессанса уже существенно отличались по своему характеру и виду от садов эпохи средневековья, они по прежнему были отдельной от замка архитектурной композицией и, как правило, обрамлялись стеной. Отсутствовала гармоничная взаимосвязь между разными участками сада и сады зачастую устраивали на неподходящих земельных участках, которые соответствовали скорее целям обороны замка, чем целям создания прекрасного. Всё переменилось в середине XVII века после устройства первых настоящих французских регулярных садов.

Во-ле-Виконт в наши дни

Во-ле-Виконт

Первый значительный садово-парковый комплекс регулярного стиля появился во Франции в дворце Во-ле-Виконт. Возведение поместья Николя Фуке, суперинтенданта финансов при короле Людовике XIV, началось в 1656 году. Проектирование и возведение замка Фуке поручил архитектору Луи Лево, создание скульптур для парка – художнику Шарлю Лебрёну, а устройством садов было доверено Андре Ленотру. Впервые во Франции сады и дворец были задуманы и выполнены как единый садово-архитектурный комплекс. Со ступеней дворца открывалась прекрасная перспектива на 1500 метров вдаль, вплоть до статуи Геркулеса Фарнезского; на территории парка были устроены партеры с использованием вечнозеленых кустарников в орнаментных узорах, окаймлённых цветным гравием, а аллеи были декорированы скульптурами, водоёмами, фонтанами и изящно выполненными топиарами. "Симметрия, устроенная в Во, доведена до совершенства и цельности, которые редко встречаются в классических садах. Дворец помещен в центр этой взыскательной пространственной организации, олицетворяя силу и успех".

Сады Версаля

Сад дворца Большой Трианон в Версале Основная статья: Сады и парк Версаля

Сады Версальского дворца, созданные Андре Ленотром в период между 1662 и 1700 годами, являются самым выдающимся образцом французского регулярного сада. Они были самыми крупными садами в Европе, занимая в эпоху Людовика XIV площадь 8300 гектаров. Они разбиты вдоль осевой линии восток-запад, следуя движению солнца: Солнце озаряло на восходе Двор Славы, освещало Мраморный двор, переходило через дворец, освещая спальню Короля, и садилось за дальней стороной Большого канала, отражаясь в зеркалах Зеркальной галереи. Контрастируя с роскошным перспективным видом, простирающимся до горизонта, сады были полны сюрпризов - фонтаны, боскеты, наполненные скульптурными работами, придавали садам маломасшабность и образовывали укромные уголки.

Главным символом садов, как и всего комплекса, было Солнце – символ Людовика XIV, олицетворенное статуей Аполлона в главном фонтане садов. "Виды и перспективы, как со стороны дворца, так и на него, уходили в бесконечность. Король властвует над природой, показывая в садах не только своё верховенство над территориями, но также и над придворными и подданными" .

Теоретики и практики французских регулярных садов

Жак Бойсо (1560–1633), суперинтендант королевских садов при Людовике XIII, является первым теоретиком нового регулярного стиля. Его труд Traite du jardinage selon les raisons de la nature et de l"art. Ensemble divers desseins de parterres, pelouzes, bosquets et autres ornements был издан уже после его смерти в 1638 году. 60 офортов, посвященных планированию партеров и боскетов, сделали этот труд руководством по стилю для садоводов; он окажет влияние на работы по устройству Люксембургского сада, Садов Тюильри и садов в Сен-Жермен-ан-Ле.

Клод Молле (ок. 1564-1649), главный садовник трёх королей Франции Генриха IV, Людовика XIII и молодого Людовика XIV. Его отец Жак Молле (фр. Jacques Mollet), был садовником в шато Ане, на землях которого была предпринята успешная попытка организовать во Франции регулярный сад итальянского стиля и где обучался Клод, а его сын, Андре Молле, перенёс французский парковый стиль в Голландию, Швецию и Англию.

Андре Ленотр (1613–1700) является самым важным персонажем в истории французского регулярного сада. Сын садовника Людовика XIII, он создал сады дворца Во-ле-Виконт, а затем служил главным садовником Людовика XIV с 1645 по 1693 год и стал автором садов Версаля величайшего проекта садово-паркового искусства той эпохи. Созданные им сады стали символами французского величия и рациональности, установив и закрепив моду для садов Европы вплоть до появления в XVIII веке английского пейзажного парка.

Антуан-Жозеф Дезалье д"Арженвиль (1680–1765), автор работы Theorie et traite de jardinage, где описываются принципы устройства французского регулярного сада и приводятся рисунки и чертежи партеров и садов. Эта работа переиздавалась множество раз и часто встречалась в библиотеках аристократов различных европейских стран.

Специальные термины регулярного сада

Кружевные партеры в садах Вилландри

    Партер. Декоративная посадочная гряда, как правило, квадратной или прямоугольной формы, содержащая узорный орнамент из низких декоративных растений, имеющий низкие тщательно подстриженные края, гравий или крупный песок разных оттенков и, иногда, цветы. Обычно партеры разбивались по геометрическим шаблонам, разделённые песчаными дорожками. Предполагалось, что партеры будут видны сверху из окон здания или с террасы. Газонный партер (фр. parterre de gazon) застилался дёрном согласно рисунку узора и заполнялся крупным песком. Кружевной партер (фр. broderie). Партер с сильно вьющимся декоративным узором, сформированным из подстриженного тисового дерева или самшита, либо создавая узор заполнением подготовленного газона цветным песком. Боскет. Небольшая группа деревьев, обычно на некотором удалении от здания, задуманная как декоративный задник. Аллея. Прямая дорожка, часто с высаженными по её краям деревьями. Топиар. Дерево или куст, подстриженный в узорчатой форме. В регулярных садах применялись, как правило, геометрические формы стрижки. Гусиная лапа (фр. patte d"Oie). Три или пять аллей или дорожек, выходящих из одной точки.

Главные принципы устройства французского регулярного сада

В 1638 году Жак Бойсо в своем труде Traite du jardinage selon les raisons de la nature et d"art отмечает что "основной причиной существования сада является эстетическое удовольствие, передаваемое зрителю" .

На композицию французского регулярного сада большое влияние оказали итальянские сады эпохи Ренессанса, и его принципы были закреплены к середине XVII столетия. Как правило, регулярный сад имеет следующие типовые признаки:

План садов и парка в Кланьи

    Геометрический план в соответствии с последними достижениями в сферах перспективы и оптики. Терраса, возвышающаяся над садом, позволяющая зрителю окинуть взглядом весь сад. Как писал в 1600 году французский ландшафтный архитектор Оливье де Серр, "Желательно чтобы имелась возможность обозревать сады сверху, либо с окружающих стен, либо с террасы, поднятой над партерами. Все зеленые насаждения заключены в жесткие формы и рамки, символизируя власть человека над природой. Деревья высаживаются прямыми линиями, тщательно стригутся, а их верхушки приводятся к одинаковой высоте. Центральной точкой сада и его главным украшением является жилой дом. Деревья не высаживаются рядом с домом; скорее дом отделяется низкими партерами и подстриженным кустарником. Главная ось, или перспектива, прокладывается перпендикулярно фасаду дома на стороне, противоположной центральному подъезду. Перспектива вдоль главной оси простирается либо до горизонта (Версаль) либо до скульптурной или архитектурной композиции (Во-ле-Виконт). Ось обращена на юг (Во-ле-Виконт, Мёдон) или на восток-запад (Тюильри, Кланьи, Трианон, Со). Вдоль главной оси располагается композиция из подстриженного газона либо водоёма, обрамленная деревьями. Главная ось пересекается одной или несколькими перспективами и аллеями. Наиболее изящные партеры, имеющие форму квадратов, овалов, кругов или волюты, устраиваются в строгом и геометрическом порядке непосредственно у дома, образуя единый архитектурно-парковый комплекс, и видимы из окон верхних этажей. Непосредственно рядом с жилым домом устраивают кружевные партеры, формируя рисунок, напоминающий ковёр при помощи невысоких самшитов, и добиваясь многокрасочного эффекта высаживая цветы или применяя разноцветный песок или гравий. Далее от дома на смену кружевным партерам приходят более простые партеры, засеянные травой и часто имеющие фонтаны или другие водоёмы. Еще дальше, небольшие тщательно сформированные гроты из деревьев служат переходным звеном между регулярным садом и лесными посадками парка. "Эти места, задуманные для прогулок, имеют аллеи, маршевые лестницы, петли, ярусы зеленых насаждений, галереи, спортивные площадки и участки для торжеств" . Водоёмы (каналы, бассейны) устраиваются в качестве зеркал, удваивающих высоту деревьев или зданий. Сад одушевляется скульптурными композициями, обычно на мотивы мифологий, для усиления или для прерывания перспектив и для отметки пересечения осей, а также для подачи воды в фонтаны и каскады.

Сад, как проявление архитектуры

Уголок парка в Хэмптон-корте, Лондон

Устроители садов регулярного стиля считали свою деятельность разновидностью труда архитектора, расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии, оптики и перспективы. Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами, комнатами и зелеными театрами. "Стены" выполняли посредством подстриженного кустарника, а "лестницы" посредством воды. На земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей. Подобно архитекторам, проектировавших системы водоснабжения в зданиях шато, ландшафтные архитекторы устраивали гидравлические системы для снабжения водой фонтанов и водоемов сада. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры. В боскете «Заводь» садов Версаля Андре Ленотр разместил столы из белого и красного мрамора чтобы сервировать на них угощения. Текущая вода в бассейнах и фонтанах имитировала наполнение кувшинов и хрустальных бокалов. Доминирование архитектуры в садах существовало вплоть до XVIII века, когда в Европу пришли английские пейзажные парки, и источником вдохновения для устройства садов стала служить романтичная живопись вместо архитектуры.

Сад, как проявление театра

В регулярных садах часто устраивали постановку спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверки. В 1664 году Людовик XIV устроил семидневное торжество в обновленных садах Версаля с церемониальными проходами, постановкой комедий, балетов и устройством фейерверков. В садах Версаля находился водный театр, украшенный фонтанами и статуями юных богов (разрушено между 1770 и 1780 годами). Были построены полноразмерные корабли для прогулок по Большому каналу, а в саду был устроен танцевальный зал под открытым небом, окруженный деревьями; также были устроены водный орган, специальный лабиринт и грот.

Манипуляции с перспективой

Ландшафтные архитекторы при создании регулярных парков не ограничивались простым соблюдением законов геометрии и перспективы – уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в XVII веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы, как правило, формируя иллюзию увеличенных расстояний. Зачастую это достигалось путем постепенного сужения аллей или сведения рядов деревьев в одну точку. Также деревья подстригали таким образом чтобы их высота казалась меньше по мере удаления от центра сада или от жилого здания. Все эти способы позволяли создать ощущение более длинной перспективы и размеры садов казались больше чем есть на самом деле.

Другой уловкой французских мастеров был особый ров аха. Этот способ использовался для маскировки ограждений, пересекавших длинные аллеи или перспективы. В месте где ограда пересекала видовую панораму, выкапывали широкий и глубокий ров с вертикальной каменной стеной на одной стороне. Также ограду могли размещать на дне рва и таким образом она была невидима для зрителей.

По мере того как на протяжении XVII столетия сады становились всё более изысканными и грандиозными, они перестали служить украшением замка или дворца; На примере шато Шантийи и Сен-Жерменского дворца видно как замок становится декоративным элементом сада, занимающего гораздо большую площадь.

Новые технологии в регулярных парках

Появление и развитие французских регулярных парков в XVII и XVIII веках стало возможным благодаря разработке множества новых технологий. Во-первых, это умение перемещать значительные объемы грунта (фр. geoplastie). Это умение появилось благодаря нескольким технологическим разработкам, пришедшим в садоводство из военного дела. Важную роль сыграло появление артиллерийских орудий и новых механизмов ведения осадных боевых действий, поскольку для них стало необходимым быстро выкапывать траншеи и возводить стены и грунтовые укрепления. В результате были изобретены корзины для переноса грунта на спине, ручные тележки, повозки и фургоны. Эти технологии использовал Андре Ленотр при сооружении разноуровневых террас и при масштабном рытье каналов и бассейнов.

Бассейн Аполлона в Версале

Во-вторых, большое значение имела гидрология (фр. hydrology) – технология снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для многочисленных фонтанов. Эти разработки не имели особого успеха в Версальских владениях, расположенных на возвышенности; даже сооружение 221 помпы, прокладка системы каналов для поднятия воды из Сены и сооружение в 1681 году гигантского насосного механизма в Марли, не позволили добиться давления воды в трубах, необходимого для одновременной работы всех фонтанов Версальского парка. Водопроводчиков расставляли по всему маршруту прогулки короля, и их задачей было включать фонтаны на тех участках парка, куда подходил король.

Существенное развитие получила гидроплазия (фр. hydroplasie), технология придания фонтанным струям различных форм. Форма струи зависит от давления воды и формы наконечника. Эта технология позволила создать новые формы, среди которых tulipe (тюльпан), double gerbe (двойной пучок), Girandole (жирандоль), candelabre (канделябр), corbeille (букет), La Boule en l"air (шар в воздухе) и L"Evantail (веер). В те времена это искусство было тесно переплетено с искусством фейерверков, где стремились достичь подобные эффекты при помощи огня, а не воды. Игра фонтанов и фейерверки зачастую сопровождались музыкальными композициями и они символизировали как человеческая воля укрощает и придаёт форму природным явлениям (огонь и вода).

Также большой шаг вперед сделала наука возделывания растений в части возможности выращивать в северной Европе растения более теплых климатических поясов, оберегая их внутри помещений и выставляя их на отрытую местность в цветочных горшках. Первая во Франции оранжерея была построена в XVI веке после того как в результате итальянских войн во Франции появились апельсиновые деревья. Толщина стен в оранжерее Версаля достигала 5 метров, а двойные стены позволяли зимой поддерживать температуру между 5 и 8 градусами. В наши дни она вмещает 1200 деревьев.

Деревья, цветы и оттенки регулярных парков

Северный партер Версальского парка

Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко и набор их цветовых оттенков был невелик; синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (желтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года, когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники. Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии. Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары, дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами. В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса, содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в года. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий, 23 000 цикламен и 1 700 лилий.

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы и буки. В пакет также растут каштаны, завезённые из Турции, и акация. Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно.

Угасание французских регулярных парков

Современный регулярный парк в Провансе: Павильон Галун

Андре Ленотр скончался в 1700 году, однако его идеи и его ученики преобладали в садово-парковом искусстве Франции всю эпоху правления Людовика XV. Его племянник Дего создал сады в Баньоле (департамент Сен-Сен-Дени) по заказу регента Филиппа II Орлеанского (1717 год) и в Шан-сюр-Марн (департамент Сена и Марна), а другой родственник, зять Клода Дего, Гарнье Диль создавал сады для Маркизы де Помпадур в Креси (департамент Эр и Луар) в 1746 году и в шато Бельвю (департамент О-де-Сен) в 1748-1750 годах. Основным источником вдохновения для садов по прежнему служила архитектура, а не природа – именно архитектор по специальности Анж Жак Габриэль проектировал элементы садов в Версале, Шуази (департамент Валь-де-Марн) и в Компьене.

Всё же, со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры, обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы.

В середине XVIII столетия наступил закат эпохи симметричных регулярных парков вследствие распространения новых пейзажных парков, устраиваемых английскими аристократами и крупными земельными собственниками, а также из-за роста популярности китайского стиля, завезённого во Францию монахами иезуитами, стиля отвергающего симметрию в пользу природы и сельских картин. Во многих французских имениях сады, непосредственно примыкающие к жилому дому старались сохранять в традиционном регулярном стиле, однако остальную часть парка устраивали в соответствии с новым стилем, имевшим разные названия - английский парк, "англо-китайский", экзотический и "живописный". Тем самым во Франции наступил конец периода французского регулярного парка и начался период пейзажного парка, источником вдохновения которого служила не архитектура, а живопись, литература и философия.

Хронология появления выдающихся регулярных парков

Предшественники – Парки в стиле итальянского Ренессанса

    Шато Ане (1536) Шато Вилландри (1536 год, разрушен в XIX веке, восстановление начато в 1906 году) Шато Фонтенбло (1522–1540) Шато Шенонсо, сады Дианы де Пуатье и Екатерины Медичи (1559–1570)

Сады, созданные Андре Ленотром

    Дворец Во-ле-Виконт (1658–1661) Сады и парк Версаля (1662–1700) Дворец Шантийи (1663–1684) Дворец Фонтенбло (1645–1685) Дворец Сен-Клу (1664–1665) Сады Тюильри (1664) Большой Канал в парке Версаля (1668–1669) Сен-Жерменский дворец (1669–1673) Замок в Со (1670) Шато Дампьерр (1673–1783) Большой Трианон в Версале (1687–1688) Шато Кланьи (1674–1680) Шато Мёдон Шато Корде (1695) Шато Монмирай Шато Пончартрейн

Сады, создание которых приписывается Андре Ленотру

    Шато Ренси Шато Вальенсеузель Шато дю Фаж Шато Куранс Шато Кастр Шато Кастри Замок Раккониджи

Сады последующих периодов

    Шато Бретейль (1730–1784)

Регулярные парки XIX – XXI веков

    Парк Магалон, в Марселе, автор Эдуард Андре, 1891 год. Особняк и сады Немур – поместье Альфреда Дюпон, начало XX века. Павильон Галун в Кюкюроне, создан в 2004 году.

Регулярные сады за пределами территории Франции

    Сады Петергофа, Санкт-Петербург, Россия (1714–1725) Летний сад, Санкт-Петербург (1712-1725) Старый сад в Царском Селе, Пушкин, Россия (1717-1720) Усадьба Кусково, Москва, Россия (1750–1780) Бленхеймский дворец, Великобритания (1705–1724) Сады Херренхаузен, Ганновер, Германия (1676-1680) Замок Раккониджи, Италия (1755) Дворец Браницких, Польша (1737–1771)
    Садово-парковое искусство Пейзажный парк Знаменитые сады и парки Франции

В городских скверах и сейчас можно увидеть парки, очень похожие на те, которые создавались в Древней Греции и в Древнем Риме. Что такое регулярный сад, каковы его особенности, и зачем архитекторы седой старины с математической точностью соблюдали все пропорции при разбивке сада?

  • Осевая симметрия, фигуры правильной формы и прямые линии четко прослеживаются в подобной ландшафтной композиции.
  • Самшит, тис, падуб – вечнозеленые растения, которые делают парк привлекательным в течение всего года.
  • Для цветников выбирают однолетники, период цветения которых продолжителен. Важно, чтобы освещение было равномерным, в противном случае будет наблюдаться асимметрия роста и цветения.
  • Бассейн или фонтан – непременный атрибут регулярного стиля. Его геометрическая форма может быть разной, но обязательной симметричной. Вокруг водоема высаживают растительность.
  • Арки, перголы и «зеленые» изгороди применяют для зонирования пространства. В таком парке уместны и топиарные фигуры.
  • Так как эти сады изначально создавались на территории вокруг замков и занимали много места, на небольшом дачном участке регулярный парк будет смотреться не слишком удачно.
  • Роскоши много не бывает. Мрамор, бронза, керамика используются для создания декорирующих элементов. Королевский сад – не место для экономии.

Основная идея парка: стремление разместить все элементы таким образом, чтобы линии и плоскости казались изящными и грациозными

Самый первый регулярный парк

Древнейшие из известных парков были созданы в Египте, они тоже воздвигались по принципу регулярного сада. Древние греки рассуждали очень логично и рационально. Строгие формы и точный расчет можно проследить не только в их архитектуре, но и в садово-парковом искусстве. Порядок во всем – никаких противоречий и динамики, только спокойные, классические формы.

Существует мнение, что на архитектуру оказывают свое влияние политика, история и философия. Классическая архитектура совершенна – в нее нельзя ничего добавить, в ней нет ничего лишнего. Классика – это идеал.

Для политических деятелей такая система была выгодна, ведь она утверждала стабильность. Классика стала официальным стилем архитектуры империи Екатерины II и монархии Людовика XIV. Холодное превосходство и отрешенность от реальных проблем – вот что на самом деле выражали строгие формы, точный расчет и абсолютная симметрия.

Пешая прогулка по такому саду может затянуться надолго, за каждым поворотом новые виды

Симметрия и асимметрия

Пропорциональность, симметрия — это гармония между отдельными частями целой структуры. У древних греков не было сомнений по поводу предмета, в котором не было симметрии – он считался не совершенным и некрасивым. Само понятие симметрии более широкое, его применяют не только к фигурам, но и к явлениям, и к процессам.

Асимметрия – разупорядоченность в результате движения. Можно сказать, что симметрия – это состояние покоя, асимметрия – состояние движения. Движущаяся система не может быть симметричной. Отсюда следует вывод, что абсолютная симметрия характерна только для объектов неживой природы.

Существовал целый «кодекс эстетики симметричных установок».

  • Правильные формы усиливают впечатления.
  • Каждую деталь выставляют в наиболее выгодном свете, она занимает именно ей отведенное место, однако не выделяется настолько, что остальные элементы «теряются» на ее фоне.

Снежинка – пример симметрии в природе

История создания парков

В эпоху барокко во Франции при дворце короля Людовика XIV создавались парки, дизайн которых соответствовал регулярному стилю. Отсюда и пошло название «французский регулярный сад», хотя зародилась мода на такие парки в Италии. Английские садовники ввели свои новшества. Они стали практиковать стрижку кустов и деревьев сложной формы. Кусты в виде птиц, зверей и геометрических фигур теперь украшают парки всего мира.

Парк в Версале – типичный пример, который характеризует регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Торжественный, помпезный, величественный – именно такой парк должен был служить местом прогулок королей и их вельмож. Андре Ленотр – садовод Людовика XIV, который работал над созданием парков в регулярном стиле.

Парки возводили не с целью единения с природой, а, скорее, с целью подчинить ее себе. Весь ансамбль Версаля (парк с дворцом) подчинен идее самовластия. Аллеи, которые лучами расходятся от центра, символизировали абсолютную власть короля. Русские регулярные сады и парки возникли благодаря Петру I, который увидел образец садово-паркового искусства в Версале в 1717 году.

Сады во Флоренции и Фьезоле также являются образцами садового-паркового искусства. Их особенности:

  • симметричные рассадочные грядки;
  • фонтаны с каскадами;
  • лабиринты, гроты, скульптуры мифологических существ.

Иллюзия больших пространств

Терраса, которую строили над садом, служила удобным местом для обозрева. Клумбы, газоны, насаждения кустарников ограничивали бордюрами или цветным песком. Все деревья имели одинаковую высоту, кусты также стриглись. Посреди сада, как правило, располагалось жилое здание, при этом рядом с ним не было деревьев, только низкие кустарники. Вдоль главной оси композиции строили водоем либо разбивали газон, обрамленный деревьями. Главная ось парка располагалась противоположно центральному входу, при этом она всегда была перпендикулярна фасаду дома.

  • Сад в регулярном стиле создавался подобно зданию. Так зеленые газоны назывались комнатами, ряды кустарников – стенами, каскадные фонтаны – лестницами. Спектакли и фейерверки, балеты и комедии часто устраивались именно здесь. В XVIII веке пришла мода на пейзажные сады, и роль архитектуры здесь перестала быть главной.
  • Изящные кружевные партеры в форме квадрата, круга, овала создавались непосредственно у самого дома.
  • Деревья стригли так, что более удаленные от центра сада деревья казались ниже. Благодаря такой перспективе сады казались больше, чем они были на самом деле.

Топиарные фигуры впервые создали в Англии

Некоторые термины

  • Партер – это часть сада с газонами, водоемами, цветниками. Все элементы композиции составляют одно целое. Партеры украшают разноцветным песком. Особенно эффектный вид они имеют с высоты окон здания.
  • Боскет – группа деревьев, которая служит фоном.
  • Топиар – декоративно подстриженный куст.
  • Арабески – это сложный орнамент, выполненный на партере из коротко стриженных кустов.
  • Ров аха – способ маскировки ограждающих конструкций.
  • «Гусиная лапа» – рисунок из 3-х или 5-ти аллей, выходящих из одной точки.

Хитрости регулярного стиля

Ландшафтная архитектура использует живые строительные материалы, а именно: растения, воду, почву, камни.

Оформляя и украшая придомовую территорию, мы в первую очередь руководствуемся личными предпочтениями и интересами, и если вам надоели привычные очертания естественной природы, тогда стоит обратить свое внимание на французский стиль ландшафтного дизайна. Другие его названия — регулярный или формальный стиль, и чтобы разобраться с принципами его построения, давайте пробежимся по его элементам и фото известных парков, заглянем в Версаль и Петергоф.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне (описание, фото)

Французские сады отличаются неповторимым шармом, изысканностью и богатством в сочетании со строгостью и порядком, они считаются наиболее консервативными произведениями садово-паркового искусства.

Регулярный (формальный) сад

Главным отличием от стилей, основной идеей которых является сохранение естественных природных форм, регулярный стиль базируется на рукотворной красоте.

Формальный стиль назван «французским» неспроста, это обусловлено тем, что пик популярности он достиг именно во Франции при Людовике XIV, во времена царствования абсолютизма. Сады и парки той эпохи наиболее четко отражали превосходство архитектурной мысли над природой. Создателем стиля назван Андре Ленотр, ландшафтный дизайнер и архитектор, придворный садовник Людовика XIV. Ленотр стал автором многих великих и широко известных садово-парковых произведений.

Регулярные парки и сады создавались на территориях при замках и дворцах, они служили некой важной изюминкой, подчеркивали монументальность и пышность архитектуры строения, именно здание чаще всего служило отправной точкой в оформлении прилегающей территории.

Принципы создания французского сада

В регулярных садах царит строгость и порядок. Главными идеями стиля являются торжественность, величие и богатство.

Рельеф и размер участка

Парки и сады, являющиеся культурным наследием, занимают огромные территории, с ровным и плоским рельефом. Они были созданы для долгих прогулок, наслаждения чередой живописных, величественных видов.

В формальных садах нередко устраивали различные представления, они служили неким театром для музыкальных выступлений, спектаклей и пышных фейерверков.

Планировка сада

Создается такой сад по геометрическому плану с регулярными композициями, подчиненными симметрии. Центральной точкой является дом, а главная ось сада проводится перпендикулярно фасаду здания, на противоположной стороне от центрального входа. Вдоль главной оси располагается водоем или стриженый газон в обрамлении деревьев. Все элементы сада, кроме некоторых скульптур, имеют правильную форму. Правая сторона сада зачастую зеркально отражает левую.

В учебниках по садоводству, опубликованных в XVII веке отведены целые главы, посвященные нюансам улучшения и коррекции перспективы, для формирования иллюзии увеличенного расстояния. Например, добиться эффекта протяженности можно путем постепенного сужения аллей или стрижкой деревьев, таким образом, чтобы их высота становилась меньше по мере отдаления от здания. Это помогало создать впечатление перспективы, сады казались обширнее, чем на самом деле.

Создателей регулярных садов можно сравнить с архитекторами, ведь они расширяли пространство здания за пределы стен, а природу упорядочивали по главным законам геометрии, перспективы и оптики. Создание садов походило на проектировку комнат, в чертежах стриженые кусты обозначались как стены, площадки называли залами, а вода зачастую выступала в роли лестницы.

Хаотично расположенные элементы декора, цветники и т. д. недопустимы, все зеленые насаждения сада подчинены ровным линиям, они зажаты в строгие рамки, олицетворяющие власть человека над природой. Кусты и деревья высаживаются по одной линии, и в ней они находятся на одинаковом расстоянии, острижены и доведены до одной высоты.

Используемые материалы

В этом вопросе не было места экономии, материалы подбирали качественные (мрамор, ценные породы дерева, керамика, бронза). Аксессуары брали не количеством, а качеством и занимали свое место, то есть подчеркивали другие элементы декора в саду.

При оформлении беседок пользовались техниками резьбы по дереву, художественной ковки. Ограждениями служили литые решетки с классическим узором или чугунные. Во всех аспектах предпочтение отдавалось классике и спокойным тонам.

Главные элементы французского сада

  • Партер. Основной элемент, это открытая часть сада с различными цветниками, водоемами и газонами разбитая на участки правильной формы, которые чаще всего разделяют песчаные дорожки. Партер может содержать узорный орнамент из низких, стриженных декоративных растений, крупнозернистого песка разных оттенков, гравия, реже цветов. Партер должен быть виден с террасы или окон дома.

  • Кружевной партер. Расположен у дома, имеет сильно вьющийся орнамент (напоминает ковер), состоит из подстриженного тиса, самшита или цветного песка.
  • Партерный газон. Фон для портерных цветников, находится в отдалении от дома. Обычно заполняется смесью двух различных видов трав, требования к растениям просты – трава необходима густая и однородная. Линия газона тщательно выравнивается.
  • Партерный (орнаментальный) цветник. Цветы подбираются по срокам цветения и оттенку, все они должны быть заключены в сложный узор, центром цветника может быть скульптура, фонтан или вазон.
  • Топиары. Узорчато остриженные хвойные и лиственные кусты или деревья, чаще геометрических форм – конус, шар, пирамида и т. д.

  • Боскет. Замкнутое пространство правильной формы с группой деревьев, находящееся в отдалении от здания. Чаще всего деревья создают глухую стену.
  • Скульптуры. Одушевляют сад мотивами мифологий. Могут устанавливаться с целью усиления или прерывания перспективы, для подачи воды в фонтаны, водоемы и каскады или для обозначения точки пересечения осей.

  • Аллея. Прямая дорожка с деревьями по бокам.
  • Гусиная лапа. Несколько дорожек, обычно 3 или 5 выходящих из одной точки.
  • Водоем. Нельзя представить себе регулярный парк без водоема, он может быть в форме квадрата, круга, овала или прямоугольника. Обязательным условием является четкая береговая линия, все растения вдоль нее сажаются ровными рядами. Большие участки позволяют создавать каскады (многоступенчатые строения из бетона или камня), они служат как некие водопады.
  • Фонтаны. Могут быть различных форм и отделки. Фонтанным струям придавали различные формы.
  • Терраса. Место, возвышенное над садом, предназначенное для обозревания всего сада сверху.
  • Живые изгороди и бордюры. Выполняют декоративную и практичную функцию – выступают в роли изгородей для зонирования сада, создания зеленых лабиринтов, коридоров и комнат.

Подбор растений для регулярного сада

Главным критерием служит выносливость растений к стрижке, а также предпочтение отдается вечнозеленым сортам, не теряющим свою декоративность в любое время года. В садах XVII века декоративные растения встречались редко, скудна была и цветовая гамма, ограничивалась белыми, фиолетовыми, синими и розовыми оттенками. Начиная с 1730 года, начали появляться другие, яркие цвета – желтый, красный и оранжевый. Многие экзотические для Франции цветы, например, тюльпаны завозились в страну из Голландии и Турции.

Со временем в регулярных парках начали проявляться отклонения от столь строгих требований к законам геометрии, а также к идеальной ровности ландшафта, а в середине XVIII столетия эпоха симметричных регулярных садов и парков ушла в историю. На это повлияла мода на совершенно новый, пейзажный парковый стиль родом из Англии. Во многих французских усадьбах сады, прилегающие к дому, старались сохранять в регулярном стиле, а остальную территорию украшали согласно новым веяниям в сфере ландшафтного дизайна.

Французский сад на дачном участке

В наше время формальный стиль используется крайне редко, потому как создание такого сада дело трудоемкое, нужно немало времени для ухода за ним, да и территория необходима довольно большая, все элементы и композиции имеют внушительные размеры. Тем не менее, зная основные особенности французского сада, украшая свой небольшой участок, вы можете представить данный стиль и все его элементы отдельно или в миниатюре.

Если дом не получается сделать отправной точкой сада, не страшно, говоря об украшении дачного или придомового участка, мы в любом случае уходим от дворцового варианта. Получается, что и планировка сада в таких условиях может быть частичной. Область сада, оформленную в регулярном стиле, если она никак не сочетается с остальной территорией, лучше визуально отделить.

Не стоит стремиться создать у себя на участке что-то грандиозное, это будет смотреться неуместно, отделите небольшой участок и обыграйте его в регулярном стиле. Например, обустроить прямоугольную клумбу, ее окончанием может послужить боскет с обустроенной внутри зоной отдыха с небольшой беседкой. Внутри клумбы можно расположить декоративный фонтан, а вдоль, вымостить песчаную дорожку, затем всю композицию заключить в живую изгородь. Подключите фантазию, вариантов очень много.


Принципы, которые не стоит нарушать – геометрия, симметрия и ровная или фигурная стрижка кустарников и деревьев, выравнивание их высоты. Никаких абстрактных фигур быть не должно, это же касается и скульптур. Растениям необходимо придавать опрятность, избегать неряшливого вида. Во всем нужно проявлять сдержанность, отказаться от излишней напыщенности и дополнительных украшений. Используйте качественные материалы, они в тандеме с общей строгостью и степенностью придадут саду лоск и роскошь. Обдумайте, нарисуйте план и все обязательно должно получиться!

Путешествуя по Франции, не забудьте посетить сады и парки, являющиеся культурными наследиями страны, а также яркими примерами регулярного стиля ландшафтного дизайна. Вы найдете множество поистине выдающихся творений разных авторов и времен. А в России сады в регулярном стиле можно посетить в Санкт-Петербурге, Москве и в Пушкине.