Как выглядела московская кольцевая много лет назад. История московской кольцевой автомобильной дороги в фотографиях

Непонятно, что считать днем рождения Московской Кольцевой. 22 ноября 1960 года открылось движение на первом участке легендарной Московской кольцевой автомобильной дороги — от Ярославского до Симферопольского шоссе. Но кольцевой дорога стала только в 1962 году.

Проектирование кольцевой дороги началось еще до войны — в 1937 году, в 1939 году ее привязали к местности, а в 1940 году «Союздорпроект» завершил составление проектного задания на строительство МКАД. Но пришла война, и в июле 1941 года Государственный комитет обороны принял решение построить дорогу по упрощённому проекту — всего за один месяц! В сжатые сроки было достроено 30 км новых дорог и реконструировано около сотни километров Тогда была острая в этом потребность - надо было перебрасывать войска и военную технику для обороны Москвы и контрнаступления.



Первоначально дорога не имела асфальтового покрытия — был использован заливной бетон. С августа 1960 года по начало 1984 полоса отвода МКАД служила административной границей города Москвы.



Осень 1941 года — по инициативе Г. К. Жукова было принято решение о срочном строительстве кольцевого обхода Москвы в упрощенном варианте. Чтобы ускорить работы, в кольцо соединяли участки уже существовавших автомобильных дорог, строили путепроводы на пересечении с шоссейными и железными дорогами, через водные преграды наводили наплавные мосты. Эта трасса стала одним из основных поясов обороны столицы и способствовала успешному проведению контрнаступательной операции и разгрому фашистов под Москвой


Сооружал ее трест «Центрдорстрой», возглавляемый заслуженным строителем РСФСР А. М Сицким. Первым начальником строительства МКАД был назначен герой социалистического труда В. А. Барабанов. Вполне в духе тех лет стройку объявили ударной комсомольской. Строители сюда прибывали со всего Союза ССР: из Белоруссии, Украины, особенно из Мордовии. Жить им приходилось поначалу в палатках, правда, к лету 1957 года всех разместили в специально построенном поселке.

Строительство дороги (не считая довоенного и военного времени) началось в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок был открыт для движения в 1960 году, движение по всему кольцу - в 1962 году


Летом, в дни каникул, на планировке и укреплении откосов МКАД, работали студенческие отряды дорожных вузов страны. Каждый год сюда приезжало до 10 тысяч студентов. Среди них были: Александр Лагутин, будущий заместитель министра транспорта России, Эдуард Подолинский, будущий начальник отдела Минтранса России, Леонид Чугаев, будущий ответственный работник Минавтодора РСФСР, и другие. Вместе со студентами работали кадровые специалисты: М. Бартенев, А. Бахмет, А. Корнеева, Григорий Тартаковский, впоследствии ставшие ответственными работниками Минавтодора РСФСР. Бывший работник стройки Виктор Шифрин - ныне главный редактор газеты "Российский дорожник". Молодые специалисты, работавшие тогда мастерами, впоследствии стали видными руководителями: Н. Радченко, В. Хромец, Ф. Саломатин и другие.

Фотография 1960-х

Работы шли очень быстро, и в 1960 году машины пошли по первой очереди дороги - восточному участку трассы между Ярославским и Симферопольским шоссе. Через два года 109-километровое кольцо замкнулось.

По тем временам МКАД стала лучшей трассой в стране. Помимо двух полос для движения в каждом направлении на МКАД было сооружено 46 пешеходных переходов, специальные съезды и «карманы» для стоянки автомобилей, мотели. К началу 70-х дорога, первоначально рассчитанная на пропуск 36 тыс. машин в сутки, перестала удовлетворять предъявляемым к автомагистрали требованиям. В 1974-1977 годах была проведена реконструкция участка между шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом. Проезжая часть была расширена до трех рядов в каждом направлении, были построены дополнительные пешеходные переходы.

Однако с годами число машин росло, а трасса оставалась прежней. В конце концов она заслужила у автомобилистов нелицеприятное название «дорога смерти». Причиной недовольства водителей стала возросшая аварийность, крайняя изношенность полотна, отсутствие освещения. А главное, она попросту была слишком узкая.

На МКАДе


МКАД у Профсоюзной улицы



На остановках были карты объемные.



снимок сделан в 1970 году




МКАД, север 1972 г.




Патрульный вертолет ГАИ над МКАДом




МКАД зимой 1972 г



Место где-то между Можайкой и Рублевкой



Пересечение с Рублёвкой



Наземный переход на МКАДе



1991 год.Неудивительно, что на такой дороге постоянно лоб в лоб сходились машины, нещадно били пешеходов. Ежегодно на МКАД погибало более двухсот человек и более тысячи получало увечья. За это она получила прозвище «дорога смерти».


Несколько раз власти пытались начать капитальную реконструкцию трассы, но, подсчитав стоимость проекта, отказывались от этой идеи.

Деньги нашлись только в 1994 году. МКАД должна была вновь вернуть себе статус лучшей дороги страны.
Генеральным подрядчиком работ стала корпорация "Трансстрой" Головным исполнителем — “Центрдорстрой”. Через год к строительству МКАД подключилось СУ-802 во главе с генеральным директором, почетным строителем России Олегом Хоменко. Две строительные фирмы пошли навстречу друг другу: “Центрдорстрой” двигался по северному крылу, СУ-802 — по южному. Позже к ним присоединилась фирма АДС.

За качеством работ, соблюдением технологии тщательно следили разработчики проекта — Москомархитектура, корпорация “Трансстрой”, “Союздорпроект” и, конечно же, главный заказчик ООО “Организатор”, представитель правительства Москвы.


1992 год ТЭЦ-22.Разделительную на МКАД устроили в 1993-1994 годах, а в 1995-м приступили к расширению полотна (южный и юго-западный сектора).


Окончание реконструкции.С реконструкцией МКАД связано много легенд и скандалов. Есть версия, что Лужков украл по 10 сантиметров с кажой обочины и заработал миллионы. Не менее забавная история про столбы — когда ремонтировали МКАД, то, раздавая подряды, пришлось ее перемерить. И оказалось, что километровые столбы стоят как придется — самое большое расстояние меж километровыми столбами оказалось 1800м, а самое маленькое — 700м. Несмотря на всю абсурдность ситуации, местоположение столбов решили сохранить — милиция и дорожные службы привыкли к их местоположению и знают, где что находится, и если пришло сообщение "на таком-то километре — авария" — знают куда ехать.


мкад сейчас.

30 декабря 2008 года Балашихинский суд Московской области прекратил уголовное дело о хищениях при строительстве Московской кольцевой автодороги (МКАД). Причина такого «бесславного окончания» одного из самых скандальных дел современной России - истечение срока давности по данному расследованию. Дело списали в архив. Напомним, что, по данным Следственного комитета при МВД РФ, при строительстве МКАД украли и перевели за границу более 250 млрд рублей.

источники
http://sprintinfo.ru
http://pokazuha.ru

В начале 1990-х пришлось признать, что ресурсы дорожного кольца вокруг Москвы исчерпаны. Водители, которым в те годы приходилось пользоваться МКАД, прекрасно помнят, какое прозвище получила эта транспортная артерия — «Дорога смерти». Кольцо длиной 109 километров было построено еще в 1962 году и тогда совпадало с административными границами города. Проектировать его начали еще в конце 30-х годов, однако реализации планов помешала Вторая мировая война. Строительство МКАД началось в 1956 году, через 4 года открылось движение по первому участку от Ярославского до Симферопольского шоссе, но «закольцевали» дорогу только в 1962 году.

МКАД в 60-е/фото oldmos.ru

Событие это было масштабное, но современных водителей тот МКАД вряд ли поразил бы. Всего две полосы в каждую сторону. Не было ни освещения, ни разделительных ограждений, ни асфальта — вместо него был заливной бетон. Зато были наземные пешеходные переходы. По некоторым данным, изначально хотели построить сразу 4 полосы в каждую сторону, однако Никита Хрущев счел, что такого количества машин в Москве не будет, и проект «урезал».

В 1990-х МКАД прозвали «Дорогой смерти»

К 90-м годам ежегодное количество смертей на этой дороге возросло до двухсот, около тысячи получали различные травмы. Если посмотреть на фотографии МКАД тех времен, становится понятно, почему основными ДТП были лобовые столкновения. С другой стороны, на дороге начали образовываться большие пробки, а средняя скорость не превышала 40 километров в час.


Север МКАД в 1972 году

С историей МКАД теперь неразрывно связано имя градоначальника Юрия Лужкова. Именно при нем началась масштабная реконструкция кольцевой дороги. Политологи и историки сейчас говорят, что это был очень умный ход — Лужкову удалось сразу завоевать симпатию москвичей. На то, чтобы заменить «Дорогу смерти», ушло три с половиной года: с 1995-го по 1998.



МКАД в 1994 году. Фото ТАСС

Стройка была не только масштабной, дорогостоящей, но и яркой. Коррупционные скандалы буквально сотрясали столицу. Самый расхожий слух — что мэр Лужков присвоил себе деньги, заузив МКАД на 10 сантиметров с каждой стороны. Однако последующие замеры показали, что это не соответствует действительности. На МКАД действительно есть места, где дорога чуть уже, но в других — она шире заявленных размеров. Хищения во время реконструкции МКАД были, но именно в этом случае обвинения оказались несостоятельными. Что же касается масштабности, то здесь все эксперты сходятся во мнении, что объем работ был колоссальным. В ряде источников указывается, что операция по расширению Московской кольцевой дороги практически не имеет аналогов в мировой практике. Ширину полотна дороги довели до 50 метров. Полос для движения в одном направлении сделали 5. Для этого необходимо было очистить от всех строений прилегающую территорию, построить новые мосты и путепроводы, переложить все существующие подземные коммуникации и инженерные сооружения, при этом дорога продолжала действовать во время реконструкции.



Реконструкция МКАД в 90-е/фото oldmos.ru

Водители, разумеется, были очень рады новой дороге. Некоторые даже слишком. На МКАД действовало ограничение скорости — 100 километров в час. «Горячие головы» считали, что можно ехать и намного быстрее. Как писал в 1998 году журнал «За рулем», через некоторое время после открытия реконструированной дороги сотрудники ГИБДД зафиксировали рекордное превышение скорости одним из автомобилистов — 256 километров в час.

Рекордное превышение скорости, зафиксированное на МКАД, — 256 км в час

Время не стоит на месте, в 2011 году началась новая реконструкция МКАД. Давно стало понятно, что старые двухуровневые развязки, сделанные в виде «бабочки» или, как некоторые говорят «клеверные», становятся причиной больших пробок. На сегодняшний день часть развязок уже изменены, но этого недостаточно. В начале этого года в московском правительстве вновь заговорили о новой комплексной реконструкции МКАД. В плане работ обозначено строительство дублеров на некоторых развязках, разгонных полос, приведение в порядок съездов и выездов с МКАД, а также развитие прилегающей территории.

История строительства МКАД не менее увлекательна, чем Беломорканала. Поняв ее, можно приблизиться к логике того самого комплексного подхода при дорожном строительстве, о котором так любят говорить власти. МКАД - это веха истории. Одна из важнейших топонимических координат в столице, смыслообразующая точка в сознании «москвичей» и «замкадышей». МКАД - одна из главных ассоциаций не только с Москвой, но и со всей Россией.

Идея строительства кольцевой автомобильной дороги появилась еще в середине 1930-х годов: тогда, на уровне чертежей, МКАД провели контуром вокруг Москвы. В 1941 проект запустили: Г. Жуков постановил в ударных темпах возводить кольцо. Его проектировали в связках с другими дорогами, а также строили путепроводы. Очевидцы вспоминают, что именно благодаря МКАД появилась возможность организовать контрнаступление на фашистов.

Война заставила пересмотреть планы по дальнейшему строительству МКАД. Стройку возобновили в середине XX в., основной этап - когда кольцо замкнулось - закончился ноябре 1962 года, при Хрущеве. Первый участок проложили между Ярославским и Симферопольским шоссе. Он составлял 48 км.

Историки расходятся в показаниях, как выглядела МКАД. Одни пишут, что в 1956 году уже были заасфальтированы четыре полосы, другие - что даже в начале 1960-х проложили только две полосы. Вторые ссылаются на Хрущева: мол, он был против четырехполосного движения, потому что считал, что такого количества автомобилей в столице просто нет.

Судя по фотографиям начала 60-х, полосы было четыре: а машин действительно мало. Ни фонарей, ни разделителей, ни привычных нам автобусных остановок не было (остановки выглядели утопически и их можно было по пальцам пересчитать). Дорогу тогда считали выездной трассой, которая никак не ассоциируется с Москвой. Правда, в 60-х границы столицы «раздвинули» до МКАД.

Легче всего представить, как выглядела МКАД больше полувека назад, по фильму «Берегись автомобиля». Трасса абсолютно пустая. Такой она, кстати, оставалась вплоть до 1970-х годов. Никаких «спецопераций на грани возможного» (если не считать передовых клеверных развязок, которые и мелькают в «Берегись автомобиля») по модернизации МКАД никто не проводил.

Водители не любили МКАД. Клеверные развязки, отсутствие разметки, нулевое освещение: трассу прозвали «дорогой смерти». В 1980-х количество аварий увеличилось. А к 1990-м начались пробки.

В 1994-м Лужков принял решение о глобальной реконструкции МКАД. Трассу увеличили до пяти полос, построили мосты и путепроводы, увеличили эстакады. В это же время открыли разделительную, а уже в следующем году взялись за южный и юго-западный сектора.

В 1997-м реконструировали уже все 109 километров: количество полос выросло еще в два раза. Однако съезды по-прежнему были узкими, дублеров не было, а развязки никак не соотносились с реальными запросами автомобилистов.

Вопросом занялись только в 2010-м, при Собянине. В это время начался ренессанс МКАДа. Уже через год было принято решение о реконструкции сразу 11 развязок: сегодня это визитные карточки кольцевой дороги. Роскошный Волгоградский проспект в форме цветка, Дмитровское шоссе с «глазами», четырехкрылая Можайка, «кукольная» Профсоюзная.

Если верить многообещающим планам, Собянин обещает строить по 100 км дорог в год. Такими темпами мы превратимся в Токио через несколько лет. Сегодня в активной работе почти 20 развязок: их модернизируют, строят, открывают, подгоняют под запросы автомобилиста и пешехода. В таком масштабном строительстве - комплексный подход.

За последние семь лет в Москве открыли 670 км новых дорог. При этом основная задача любого дорожного строительства всегда сводится к МКАД: к ее разгрузке. При всей амбициозности проекта начала прошлого века и ее роли в решении транспортного коллапса, кольцевая дорога продолжает ассоциироваться у автомобилистов с пробками (особенно в декабре).

Город проводит «спецоперации», однако задача решается лишь частично. Платные парковки, общественный транспорт, «заманивание» автомобилистов в автобусы, а «замкадышей» на МЦК не решает проблему одним ударом. Именно поэтому дорожное строительство - точнее, модернизация МКАД - все еще актуальна.

Многообещающая история - дублеры. Очевидно, именно к ним и сведется вся реконструкция дорожной сети Москвы (и МКАДа в частности). Так, один из самых громких проектов сегодняшнего дня - Северо-Восточная хорда. Она должна решить проблему со въездом в Москву, а также разгрузить проспекты. А другое решение - строительство дополнительных трасс (как Солнцево-Бутово-Видное), которые и станут дублерами МКАД.

К чему мы пришли спустя почти век? Москва продолжает крутиться вокруг МКАД, это главная магистраль города, ее важнейшее кольцо. И пока не изобрели летающих такси, МКАД продолжит развиваться. Обрастать дублерами и подчинять себе весь город.

«Строить дороги в Москве - это спецоперация на грани возможного», - пишет мэр о современном дорожном строительстве в своем блоге . Сегодня в городе проектируют сотни километров дорог. Согласовывая проекты с десятками инстанций, ища компромиссы с жителями, перекладывая инженерные сети. Большинство проектов расширяют, дополняют и совершенствуют главную дорогу страны, МКАД.

Как известно, Москва - город-властелин колец . На сегодня в черте города находятся Бульварное, Садовое,Третье кольцо и МКАД, собственно и являющийся границей города (за редкими исключениями).

Именно Московской кольцевой автомобильной дороге, как одной из наиболее заметных, я решил посвятить свой очередной пост. Под катом:

История МКАД
Мифы кольцевой
Характеристики магистрали
Проект ЦКАД в Московской области
Третье транспортное кольцо
Четвёртое транспортное кольцо
Схема для сравнения: Наиболее крупные кольцевые автодороги в России и СНГ
Полезные статьи по теме МКАД
Куча фотографий магистрали
Юмор по теме

История МКАД

К началу 70-х гг. дорога, рассчитанная первоначально на пропуск 36 тыс. автомашин в сутки, перестала удовлетворять нормальным условиям эксплуатации. В 1974 принято решение о реконструкции МКАД с целью увеличения пропускной способности до 50 тыс. автомашин в сутки. В 1974-77 проведены работы на участке между шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом. Проезжая часть была расширена под трёхрядное движение в каждом направлении, построены дополнительные пешеходные переходы.

МКАД, как он есть

Пропуск машин ограничивался отсутствием освещения, надёжной разделительной стенки, что не соответствовало требованиям эксплуатации дорог подобного класса. Скорость движения по МКАД не превышала 40-45 км/ч. В начале 1990-х гг. в правительстве Москвы была разработана программа реконструкции МКАД. В 1995 было осуществлено освещение дороги по всей длине. По кольцу и на транспортных развязках установлено свыше 11 тыс. светильников на металлических опорах. В ходе реконструкции земляное полотно расширено до 50 м, проезжая часть - до 30 м, разделительная полоса - до 5 м. Посередине дороги на разделительной полосе установлена сплошная железобетонная стенка с осветительными устройствами. Сооружены новые пешеходные переходы, в том числе над дорогой в коридорах с прозрачными стенками; общее число переходов после реконструкции 77. Расширение проезжей части и переоборудование транспортных развязок позволяют организовать четырёхрядное движение в обе стороны.

Проведено переоборудование постов Госавтоинспекции электронной техникой. В результате реконструкции скорость на МКАД возрастла до 75 км/ч. К 2001 работы практически завершены.

Небывалая картина - Пустой МКАД

Мифы МКАД

Среди москвичей и жителей Подмосковья бытует легенда о том, что «Лужков украл двадцать сантиметров МКАДа»: якобы при расширении дороги её асфальтовые обочины были сделаны с каждой стороны на 10 см уже, нежели предполагалось по плану, в соответствии с которым составлялась смета, что позволило сэкономить значительную денежную сумму, якобы присвоенную Лужковым. На самом деле, указанная цифра была озвучена заместителем начальника Следственного комитета МВД России генералом-майором Михаилом Зотовым в связи с возбуждением уголовного дела о хищениях денежных средств при строительстве МКАД. По предварительным данным, с 1992 по 1997 годы было похищено 256 млрд руб. (неденоминированных), что соотносимо с сужением полотна с обеих сторон на 10 см.

В переходе МКАД (Фото g_d_m_f_s_o_b )

Характеристики магистрали

Ширина МКАД составляет 10 полос; общая протяжённость - 108,9 км. Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится т. н. «нулевой километр») по ходу часовой стрелки.

Несмотря на то, что МКАД является одной из самых современных и имеющих наибольшую пропускную способность дорог в регионе, с потоком автотранспорта она уже давно не справляется. Так называемые «пробки» - ежедневное явление на МКАД. Причиной пробок является недостаточная пропускная способность выездов с МКАД и отсутствие специальных парковочных мест для аварийных машин.

Предполагается, что разгрузить МКАД поможет

Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области (ЦКАД)

Согласно проекту, новая трасса будет опираться на два существующих автомобильных кольца особого назначения: Московское малое кольцо и Московское большое кольцо (т.н. «бетонки»), на участки магистралей М-1 «Беларусь» (Москва - Минск, протяженностью 41,4 км) и М-10 «Россия» (Москва - Санкт-Петербург, протяженностью 38,6 км).

Общая протяженность ЦКАД составит 520 км. Планируемое количество полос – от 4 до 8 в каждую сторону. Предполагается строительство 72 развязок с автодорогами и 19 железнодорожных переездов. Максимально разрешенная скорость 150 км/час. Строительство дороги планируется закончить в 2012 году.

Карта-схема ЦКАД

Главная задача новой трассы - разгрузить Москву и МКАД от транзитного транспорта. Подмосковные власти уже готовятся к выкупу земельных участков под будущую кольцевую магистраль. Однако, как считают эксперты, процесс выкупа земли под ЦКАД может растянуться на неопределенное время. В случае несогласия собственник изымаемого участка может затеять судебное разбирательство, а хозяйственные споры в российских судах, по словам специалистов, обычно рассматриваются "неспешно".

Правда, сроки строительства новой магистрали будут зависеть не только от темпов выкупа земельных участков. Как сообщают представители ФГУП "Дороги России", сейчас пока не готова даже концепция инвестиционного проекта строительства ЦКАД. В настоящее время сотрудники унитарного предприятия заняты изучением документации, подготовленной зарубежными экспертными компаниями, и лишь после этого концепция будет окончательно сформирована и направлена в Министерство транспорта РФ.

Развязка МКАД

Дорога на скоростных участках проложена с учетом технических требований строительства скоростной автомагистрали с расчетной скоростью 140 км/час. На различных участках дороги предусматривается от 4 до 8 полос движения в зависимости от интенсивности движения.

Съезды с ЦКАД и въезды на нее будут осуществляться только через 34 многоуровневые транспортные развязки. На ЦКАД предусматривается сооружение также 95 путепроводов на пересечениях с железными дорогами и территориальными автомобильными дорогами. Пересечения с реками, ручьями и водотоками в целях обеспечения связности природных экологических территорий предусмотрены с использованием 56 мостовых сооружений.

Для пешеходов предусматривается сооружение 22 подземных и надземных пешеходных переходов. Предусматривается развитие крупнейших логистических центров на важнейших железнодорожных и автомобильных направлениях. Всего под развитие логистических центров зарезервировано 2,5 тыс.га. Под развитие производственных и производственно-складских зон, под строительство технопарков и бизнес-центров, зарезервировано 4,2 тыс.га. Комплексное развитие территорий связанных с размещением объектов производственно и производственно-складского назначения предусматривает также резервирование более 4 тыс.га территорий под многоэтажное и малоэтажное жилищное строительство.

Карта-схема ЦКАД

Третье транспортное кольцо (ТТК)

Автомобильная дорога в городе Москве, общей протяженностью около 36 километров, из них около 19 километров - эстакады, около 5 километров - тоннели. Ширина автодороги на основных участках - не менее 8 полос. На третьем транспортном кольце находятся 17 транспортных развязок. Наземные пешеходные переходы и пересечения с другими дорогами на одном уровне отсутствуют, что позволяет обеспечить непрерывное движение на всём протяжении автотрассы.

ТТК - одна из трёх кольцевых автодорог города Москвы наряду с Садовым кольцом и Московской кольцевой автомобильной дорогой. Четыре раза пересекает реку Москва, в южной части проходит параллельно Малому кольцу Московской железной дороги, содержит три тоннеля - Лефортовский тоннель, Кутузовский тоннель и Гагаринский тоннель. Большая часть третьего транспортного кольца построена в конце 1990-х - начале 2000-х, однако в кольце задействованы отдельные участки, построенные в советское время и впоследствии реконструированные.


Третье кольцо. Фото (сделал по пути на работу)

Четвёртое транспортное кольцо

Работы по строительству Четвертого транспортного кольца и северной и южной рокад в Москве идут полным ходом. Столичные власти надеются, что появление этих новых магистралей значительно улучшит дорожную ситуацию в городе.

Протяжённость Четвёртого кольца составит 74 км. Большая часть трассы пройдет по эстакадам и глубоким тоннелям, которых пока ещё нет. В настоящий момент, по словам замдиректора НИиПИ Генплана Ростислава Горбанева, ведутся работы на участке от Измайловского проспекта до шоссе Энтузиастов, где движение пройдет по эстакаде. Следующим этапом станет строительство участка трассы от Измайловского проспекта до Открытого шоссе, а затем начнут строить часть магистрали от шоссе Энтузиастов до Волгоградского проспекта и, одновременно с этим, глубокий тоннель на юге. Следующий этап – это участок от Открытого до Ленинградского шоссе, а последний -от Ленинградского шоссе до Большой Филевской улицы.

Горбанев добавил, что тоннели будут проложены как "старым" щитом диаметром 16 метров, которым уже рыли Лефортовский и Серебряноборский тоннели, так и новым, чей диаметр составляет около 19 метров. Этого, по его словам, достаточно, чтобы обеспечить в тоннелях нормальное четырехполосное движение. В ближайшее время "старым" щитом намечено пройти три приоритетных тоннельных участка: в районе станции метро "Кантемировская", в районе метро "ВДНХ" и самый протяженный - в районе Преображенской и Семеновской площадей.

Как заявили в НИиПИ Генплана, власти надеются, что к 2015 году новая магистраль будет полностью готова.

МКАД в непогоду

Наиболее крупные кольцевые автодороги в России и СНГ

Полное наименование Сокращение Протяженность, км
Московское Большое Кольцо МБК 550
Центральная кольцевая автомобильная дорога (проект) ЦКАД 442
Московское Малое Кольцо ММК 320
Большая кольцевая дорога вокруг Киева 213
Обход города Челябинска 139 (построено 96)

Московская кольцевая автодорога представляет собой примерные границы Москвы. Конечно, это условно, так как за последние года территория города некоторыми своими районами вышла за пределы МКАД. В настоящее время

протяженность МКАД достигает 108,9 км. Эта магистраль является связующей для основных дорог города: все главные радиальные имеют пересечение с кольцевой автодорогой. От центра города МКАД находится на расстоянии 12-18 км на разных своих участках. Исторически так сложилось, что километры на кольцевой дороге отсчитываются от пересечения с шоссе Энтузиастов в направлении по часовой стрелке.

История МКАД

Идея создания такой возникла в 1937 году, а первый ее участок начали строить в 1939 году, но воплотить все планы помешала война. Пришлось менять проект и срочно строить упрощенный вариант дороги, приспособленной для движения военной техники и передислокации войск. В этом первом варианте протяженность МКАД была около 30 километров. После войны вернулись к первоначальному проекту, и в 1956 началась реконструкция дороги. Первый участок - от Ярославского до Симферопольского шоссе - был открыт в 1960 году. У этой части была 48 километров. А уже в 1962 году было открыто движение по всей кольцевой дороге. На ней имелось по две полосы для движения в ту и другую стороны, каждая

шириной по 7 м. Очень важным для нормального движения по кольцевой дороге стало строительство 33 дорожных развязок, пока двухуровневых. Первая трехуровневая развязка появилась только в 1983 году в месте пересечения МКАД с Симферопольским шоссе. При этом дорожным покрытием на всех участках кольцевой магистрали являлся простой бетон. В 90-е годы стало очевидным, что МКАД устарела морально и физически. Началась реконструкция, которая предусматривала два этапа. Первый этап заключался в замене освещения и устройстве барьерного ограждения между встречными потоками. Второй этап включал в себя расширение полотна дороги и за счет этого увеличение количества полос движения до пяти.

МКАД сегодня

В наши дни Московская кольцевая автодорога представляет собой магистраль вполне европейского уровня. Ширина - 10 полос, дорожное покрытие - асфальтобетон.

Сооружено 47 развязок, из них Ленинградская и Горьковская - трехуровневые, а Ярославская и Новорижская - четырехуровневые. Учитывая большую протяженность МКАД, построены 49 надземных и 4 - подземных. Возведено 76 путепроводов и мостов, из них 6 - над Москва-рекой и каналом имени Москвы. В настоящее время МКАД уже не справляется с потоком машин. Пробки стали обычным явлением на кольцевой дороге. Но для увеличения ее недостаточно только увеличить протяженность МКАД. Власти Москвы разработали новый проект - четвертое транспортное кольцо. Это позволит переделать устаревшие транспортные развязки, построить множество дублеров кольцевой дороги, эстакады и туннели. В общей сложности после создания четвертого кольца протяженность МКАДа в км должна увеличиться почти вдвое.