Доходность инвестирования средств пенсионных накоплений в нпф. Сумма средств пенсионных накоплений что это такое

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Договор об обязательном пенсионном страховании - заключается с гражданином в случае, если для формирования и инвестирования своих пенсионных накоплений он выбрал в качестве страховщика негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Это соглашение, в соответствии с которым НПФ обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату гражданину накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

Застрахованные лица - граждане, на которых распространяется обязательное пен-сионное страхование.
Застрахованными лицами являются граж-дане Российской Федерации, а также посто-янно или временно проживающие на терри-тории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

  • работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых правоотношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения - пенсии.
ОПС в России осуществляется страховщиками - Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социально-му страхованию на случай временной нетру-доспособности и в связи с материнством на день смерти.

Индивидуальный (персонифицирован-ный) учет - организация и ведение учета све-дений о каждом застрахованном лице для реа-лизации его пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эти сведения касаются трудового (страхового) стажа, страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии и т.п.
Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому застрахованному лицу индивидуальный лицевой счет (ИЛС) . Размер пенсии по обязательному пенсионному страхованию зависит от средств, накопленных на ИЛС. Чем выше заработок и продолжительней трудовой стаж гражданина, тем больше средств будет отражено на его индивидуальном лицевом счете.

Страхователи - все юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы и др., занимающиеся частной практикой, уплачивающие страховые взносы за своих работников (застрахованных лиц) либо за себя лично в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) - номер индивидуального счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Этот номер обозначен в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования.

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - документ, который гражданин получает в территориальном органе ПФР по месту жительства, заполнив анкету. Гражданин, впервые поступивший на работу, страховое свидетельство получает через страхователя (работодателя).
В страховом свидетельстве указаны: номер ИЛС, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, дата регистрации в качестве застрахованного лица. Страховое свидетельство предъявляется при устройстве на работу, при заключении трудового договора, при обращении в ПФР по любому вопросу, в том числе за назначением (перерасчетом) пенсии.
С момента регистрации в системе обязательного пенсионного страхования данные о стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах застрахованного лица для назначения пенсии подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Государственная управляющая компания (ГУК) - юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений граждан, которые не воспользовались правом выбора частной управляющей компании или НПФ, а также тех граждан, которые осознанно доверили управление своими пенсионными накоплениями государственной управляющей компании.
В настоящее время функции ГУК выполняет Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" (ВЭБ.РФ, ВЭБ) .
ВЭБ.РФ формирует два инвестиционных портфеля для инвестирования средств пенсионных накоплений граждан:

  • инвестиционный портфель государственных ценных бумаг, состоящий из государственных ценных бумаг Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, гарантированных Российской Федерацией, денежных средств в рублях и иностранной валюте,
  • расширенный инвестиционный портфель, который формируется из государ-ственных ценных бумаг Российской Федерации и ценных бумаг субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, денежных средств в рублях и в иностранной валюте на счетах в кредитных организациях, ипотечных ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, депозитов в рублях и иностранной валюте, ценных бумаг международных финансовых организаций.

Для того чтобы средства пенсионных накоплений граждан инвестировались в инвестиционном портфеле государственных ценных бумаг, необходимо подать соответствующее заявление в территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации. Если же гражданин не обращался в ПФР с заявлением о выборе портфеля государственной или частной компании либо о переходе в НПФ, его средства по умолчанию будут инвестироваться в расширенном инвестиционном портфеле ГУК.

Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля на основе переоценки (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации).

Инвестирование средств пенсионных накоплений в зависимости от выбора гражданина осуществляет государственная управляющая компания, частная управляющая компания или негосударственный пенсионный фонд.

Инвестирование средств пенсионных накоплений - деятельность государственной управляющей компании, частных управляющих компаний или негосударственных пенсионных фондов по управлению средствами пенсионных накоплений. Цель инвестирова-ния - их сохранение и приумножение. Сред-ства пенсионных накоплений размещаются только в низкорисковые активы (денежные средства и ценные бумаги), разрешенные российским законодательством:

  • государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  • государственные ценные бумаги субъ-ектов Российской Федерации;
  • облигации российских эмитентов;
  • акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  • паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
  • ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
  • денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
  • депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;
  • иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;
  • ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Правительство Российской Федерации может устанавливать дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений.
Инвестиционный портфель - активы (денежные средства и ценные бумаги), сформированные за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации управляющей компании по одному договору доверительного управления и обособленные от других активов.
Инвестиционный портфель формируется управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией, являющейся неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, и дополнительными ограничениями, установленными Правительством Российской Федерации.

«Молчуны» (обиходное выражение, не закрепленное в законодательстве ) - граждане, не воспользовавшиеся правом выбрать для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию либо негосударственный пенсионный фонд. Средства этих граждан по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании.

Наследование пенсионных накоплений
Накопительная часть пенсии не наследуется по законам наследования, а передается правопреемникам умершего гражданина.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - некоммерческая организация социального обеспечения.
На рынке пенсионного страхования НПФ осуществляют несколько видов деятельности, в том числе:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Пенсионные накопления - это средства, которые формируются за счет:

  • сумм страховых взносов работодателя на накопительную часть трудовой пенсии сотрудника в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в том числе в рамках Программы государ-ственного софинансирования (от самого гражданина, государства и работодателя);
  • средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Правопреемство пенсионных накоплений
Правопреемники могут получить средства пенсионных накоплений умершего гражданина, учтенные на его ИЛС, в случае, если смерть гражданина наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений.
Правопреемниками признаются лица, указанные в заявлении гражданина о распределении средств пенсионных накоплений (договоре об обязательном пенсионном страховании, заключенном застрахованным лицом с негосударственным пенсионным фондом). Это заявление подается в Пенсионный фонд Российской Федерации (либо в НПФ). В отсутствие указанного заявления (договора) правопреемниками признаются родственники умершего гражданина, которым выплата средств пенсионных накоплений производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в следующей последовательности:

  • в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
  • во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. Для того чтобы получить эти средства, правопреемники должны обратиться с заявлением в территориальное отделение Пенсионного фонда в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Управляющая компания, отобранная по конкурсу (в обиходе - частная управляющая компания, ЧУК) - это юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Отобрана по конкурсу для осуществления инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных ей в доверительное управление Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с заявлениями граждан о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).
Осуществлять доверительное управление средствами пенсионных накоплений имеют право только те управляющие компании, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Конкурсы по отбору управляющих компаний ежегодно проводит Федеральная служба по финансовым рынкам.
Неотъемлемой частью договора доверительного управления является инвестиционная декларация управляющей компании, которая устанавливает цель инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных ей ПФР, инвестиционную политику управляющей компании, а также состав и структуру ее инвестиционного портфеля.
Управляющая компания вправе предложить несколько инвестиционных портфелей. По каждому инвестиционному портфелю ПФР заключает с управляющей компанией отдельный договор доверительного управления.
Управляющая компания обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц - разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности и доходности. Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений не являются собственностью управляющей компании, а относятся на прирост средств, переданных ей в доверительное управление.

По данным ПФРФ сегодня у нас в стране пенсионные накопления формируют 80,7 млн человек. Из них в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) - 31 млн. граждан, в частных управляющих компаниях (УК) - 0,5 млн. граждан , в государственной управляющей компании (ГУК) «Внешэкономбанк» - 49,3 млн. граждан.

Те, кто решил формировать накопительную пенсию, могут сделать это через:

  1. Пенсионный фонд РФ, выбрав либо управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу (с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений), либо один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - Внешэкономбанк.
  2. Негосударственный пенсионный фонду (НПФ), осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Последствия формирования накопительной пенсии в управляющих компаниях (УК) с анализом их доходности мы подробно . П роанализируем второй вариант формирования накопительной пенсии, когда гражданин доверяет ее формирование одному из НПФ. Для этого используем официальные данные, размещенные на сайте Центробанка РФ в разделе "Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию". Анализ проведем только для тех НПФ, которые на май 2016 г. включены в "Реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц" .

Критерием для составления рейтинга мы выбрали доходность , которую НПФ показали (по данным ЦБ) в период с 2013 по 2015 г. Достоверной официальной информации о доходности НПФ за более ранние периоды, к сожалению нет. Цифры, которые приводят о своей доходности сами НПФ нельзя принимать всерьез, поскольку они носят рекламный и агитационных характер и часто ничего общего с действительностью не имеют.

Цифры доходности 37 НПФ в 2013, 2014 и 2015 годах (доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений) приведены в левой части (первые три колонки). На основе этих данных рассчитана правая часть таблицы с обобщенными среднегодовыми значениями показателей доходности. Это позволило сравнить НПФ между собой, а также сопоставить их доходность с уровнем инфляции и индексации страховых пенсионных капиталов в ПФРФ. П олные расчеты приведены в приложении . Результаты рейтинга показаны на диаграмме.

Как видно, только 9 НПФ из 37 (24% общего числа) сумели преодолеть инфляцию, среднегодовой уровень который за последние три года составлял 8,6%. А "обойти" уровень индексации страховых пенсионных капиталов в ПФРФ удалось лишь одному из них - "Европейскому пенсионному фонду".

Значит ли это, что лучшим из НПФ удалось уберечь накопительные пенсионные капиталы граждан от обесценивания и что размещать там свои пенсионные капиталы стало не менее выгодно, чем формировать страховую пенсию? Совсем нет. Существует один важный "нюанс" о котором умалчивают. НПФ, демонстрируя свою эффективность. А именно - из полученного инвестиционного дохода будущим пенсионерам достается только 70-80%. Дело в том, что от 20 до 30% дохода уходит на оплату услуг управляющих компаний, с которыми НПФ заключил договора об инвестировании средств пенсионных накоплений, на оплату услуг спецдепозитария и на "содержание "самого НПФ. В итоге, по оценкам экспертов и аналитиков на пенсионных счетах граждан останется только 70-80% полученного дохо да. С учетом этого обстоятельства картина кардинально меняется и показывает, что формировать накопительную пенсию в НПФ менее выгодно, чем страховую пенсию в НПФ. Диаграмма ниже иллюстрирует реальную среднегодовую "доходность" на пенсионных счетах граждан, формирующих накопительную пенсию в НПФ. Как видно, с позиции рядовых "вкладчиков" ни один из НПФ не "победил" не только ПФРФ, но и инфляцию своим уровнем доходности от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Общую картину сопоставимой доходности инвестирования средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами с уровнем инфляции и индексации страховых пенсионных капиталов в ПФРФ, иллюстрируют диаграммы ниже. Верхняя показывает публично декларируемую доходность НПФ, нижняя - реальную доходность для участников накопительной пенсионной системы - граждан, разместивших в НПФ свои пенсионные накопления.

ейтинговая таблица

Сокращенное

наименование НПФ

Доходность*

инвестирования средств пенсионных накоплений, (%)

Коэффи-циент прироста средств пенсионных накоплений

Средняя

годовая доходность

от инвести-рования средств пенсионных накоплений

Средняя годовая доходность на пенсионных счетах

граждан

2015

2014

2013

За трехлетний период**

Европейский пенсионный

Фонд

12,6

11,12

7,69

1,347

10,45%

8,36%

12,43

8,53

1,307

9,33%

7,46%

Согласие

9,13

9,84

8,92

1,306

9,30%

7,44%

Образование и наука

17,8

4,44

6,11

1,305

9,29%

7,43%

Доверие

12,27

7,54

7,35

1,296

9,03%

7,22%

НПФ ОПФ

13,06

6,48

7,51

1,294

8,98%

7,18%

ЛУКОЙЛ-Гарант

8,96

8,95

8,89

1,293

8,93%

7,15%

НПФ электроэнергетики

8,46

9,04

8,38

1,282

8,63%

6,90%

Нефтегарант

10,57

7,26

8,04

1,281

8,61%

6,89%

Стройкомплекс

12,51

5,01

7,67

1,272

8,35%

6,68%

КИТФинанс НПФ

14,5

2,78

7,91

1,27

8,29%

6,63%

Владимир

11,92

7,46

1,268

8,23%

6,58%

Большой

11,33

6,15

7,25

1,267

8,22%

6,58%

Первый промышленный альянс

13,34

2,73

8,68

1,265

8,16%

6,53%

ГАЗФОНД

13,92

2,85

7,23

1,256

7,90%

6,32%

Атомфонд

10,74

4,55

8,22

1,253

7,81%

6,25%

НПФ Уралсиб

10,69

4,39

8,38

1,252

7,79%

6,23%

Оренбургский НПФ Доверие

5,43

8,35

1,252

7,78%

6,22%

НПФ РГС

9,56

7,54

6,22

1,251

7,76%

6,21%

Русский стандарт

12,91

3,04

6,93

1,244

7,55%

6,04%

САФМАР

10,18

4,76

7,71

1,243

7,53%

6,02%

Наследие

16,93

6,55

1,242

7,50%

6,00%

Ханты-Мансийский НПФ

15,84

0,44

6,61

1,240

7,45%

5,96%

ВТБ Пенсионный фонд

10,76

4,72

6,59

1,236

7,33%

5,86%

Социальное развитие

14,49

0,88

1,235

7,28%

5,82%

Транснефть

12,97

2,38

6,65

1,233

7,25%

5,80%

Промагрофонд

16,34

1,39

4,47

1,232

7,21%

5,77%

Магнит

7,74

0,86

13,3

1,231

7,18%

5,74%

Регионфонд

10,7

1,228

7,10%

5,68%

УГМК-Перспектива

12,75

2,19

6,07

1,222

6,92%

5,53%

Сургутнефтегаз

12,94

0,25

7,59

1,218

6,80%

5,44%

Аквилон

6,69

5,27

1,217

6,78%

5,42%

Алмазная осень

13,59

2,02

5,03

1,217

6,77%

5,42%

НПФ Сбербанка

10,7

2,67

6,95

1,216

6,72%

5,38%

Национальный НПФ

11,9

1,65

4,94

1,194

6,08%

4,86%

Телеком-Союз

8,42

2,29

1,171

5,41%

4,33%

Будущее

5,58

1,47

8,23

1,159

5,06%

4,05%

Среднегодовая инфляция

12,9

6,45

6,58

1,281

8,60%

Индексация стр. пен. в ПФРФ

11,4

10,1

1,328

9,93%

* Данные ЦБ РФ

** Рассчитано на основе данных ЦБ РФ

Инвестирование накопительной части будущей пенсии является важным звеном в системе обязательного пенсионного страхования. Вложение накоплений на фондовом рынке дает возможность приумножить пенсионный капитал и повысить благосостояние пенсионеров при выходе на пенсию. Одновременно следует отметить преимущества и потенциальные выгоды инвестирования накопленных средств с общественной точки зрения. В распоряжении управляющих компаний находятся самые долгосрочные ресурсы, дающие выгоды на длинных горизонтах. Это формирует надежный финансовый базис национальной экономики, задает импульс долгосрочному сбалансированному росту через финансирование с помощью пенсионных накоплений модернизационных и инфраструктурных проектов, как это происходит в развитых странах. Поэтому поддержка инвестиционного потенциала на базе пенсионных ресурсов является приоритетом государственной финансовой политики.

Пока пенсионная система России уступает по масштабам развитым странам. По экспертной оценке, пенсионный рынок считается зрелым, если объем пенсионных активов превышает 20% к ВВП. Активы крупнейших пенсионных систем (США, Великобритания) превышают объем валового продукта. В России они составляют лишь 3,7% к ВВП, однако динамика накоплений является активной. За 2008–2012 гг. они выросли более чем в 5,5 раза, составив на начало 2013 г. 2,341 трлн руб. против 0,39 трлн руб. в 2008 г.

Рассмотрим более подробно механизм управления пенсионными накоплениями. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, самостоятельно выбирают, кому доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии. Субъекты управления представлены на рис. 6.6.

Рис. 6.6.

При выборе страховщика возможны два варианта. По первому варианту выплаты по желанию пенсионера осуществляются через Пенсионный фонд РФ из его выплатного резерва.

При этом можно самостоятельно выбрать одну из управляющих компаний. Это может быть либо государственная управляющая компания (ГУК) – Внешэкономбанк, либо частная управляющая компания (УК), заключившая договор с ПФР и отобранная по результатам конкурса, проводимого Министерством финансов. С 2014 г. работают 34 управляющие компании. Они обязаны иметь в управлении не менее 1 млрд руб. активов, на момент подачи заявки работать с негосударственными пенсионными фондами не менее 5 лет; размер собственного капитала компаний должен составлять не менее 100 млн руб. Критериями отбора компаний и эффективности их работы являются эталонная доходность (бенчмарк) с возможностью отклонения от нее не более чем на 20%, риск портфеля и финансовая устойчивость самой компании (собственные средства, общий объем средств под управлением).

Основной объем накоплений в первом варианте направляется в государственную управляющую компанию (ГУК – "Внешэкономбанк"). В ее ведении находится 70% всех накоплений.

Второй вариант поведения гражданина таков: по заявлению в ПФР можно передать накопления в негосударственный пенсионный фонд, который будет назначать и выплачивать пенсии. С НПФ в таком случае заключается договор об обязательном пенсионном страховании. Под управлением НПФ, имеющих право на работу с пенсионными накоплениями, находится около 30% всех накоплений. НПФ работают через те же частные управляющие компании, которые обслуживают и ПФР.

Анализ динамики структуры субъектов управления пенсионными накоплениями показывает доминирование государственной компании – ВЭБ. Однако ее доля за период 2008– 2012 гг. постепенно уменьшается и сейчас составляет 70%, тогда как значимость НПФ и частных компаний за это время выросла вдвое (рис. 6.7). I

Рис. 6.7

Сервис волеизъявления о выборе страховщика включает письменное заявление в территориальный орган ПФР, любой трансферагент ПФР в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг. При отсутствии волеизъявления средства "молчунов" направляются в ГУК "Внешэкономбанк". На рис. 6.8 показано взаимодействие участников системы накопительного страхования.

Рис. 6.8.

В 2013 г. принято решение о ликвидации накопительной части трудовой пенсии для лиц моложе 1967 г. рождения, не заявивших о желании ее иметь. Если "молчуны" желают сохранить с 2014 г. и в дальнейшем накопительный тариф в размере 6%, они должны в 2013–2014 гг. подать заявление о выборе УК (в том числе в ГУК "Внешэкономбанк") либо НПФ. Если заявление "молчуном" не подано, то на финансирование накопительной части страховые взносы направляться не будут. Для граждан, ранее выбиравших любые управляющие компании, включая ГУК и НПФ, сохраняется страховой накопительный тариф 6%.

Для граждан, ранее выбиравших любые управляющие компании, включая ГУК и НПФ, сохраняется страховой накопительный тариф 6%.

Таким образом, гражданин вне зависимости от того, у какого страховщика формируются его пенсионные накопления, имеет возможность с 2015 г. формировать их через государственную управляющую компанию "Внешэкономбанк", частную управляющую компанию либо негосударственный пенсионный фонд по тарифу 6%.

В дальнейшем накопительная часть будет реструктурирована и превратится в самостоятельную накопительную пенсию. Схема формирования всей пенсии показана на рис. 6.4.

Гражданин может по своему желанию изменить выбор управляющей компании. В 2012–2013 гг. в НПФ перешли более 10 млн чел. Причиной активизации перехода в НПФ является более высокая доходность от инвестирования накопленных средств, а так же расширение агентской сети НПФ. В итоге число клиентов НПФ достигло 25 мнл чел. Возможен также переход на обслуживание из одного НПФ в другой, но только один раз в 5 лет. В 2012 г. 1,34 млн клиентов сменили один НПФ на другой.

К настоящему времени пенсионные накопления составляют 2,341 трлн руб. Механизм выплаты накопленных средств прописан в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. №360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", вступившем в силу с июля 2012 г. В 2011 г. для выплат пенсионных накоплений создан специальный выплатной резерв Пенсионного фонда России. Он формируется из средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости. Выплатной резерв передан в доверительное управление Государственной управляющей компании – Внешэкономбанку.

Массово выплаты накопленных пенсий начнутся с 2022– 2023 гг. Федеральный закон предусматривает право выбора следующих видов выплат: единовременной, бессрочной, срочной, пенсионной выплаты, например, в течение 10 лет по выбору гражданина. При смерти застрахованного пенсия выплачивается его правопреемникам.

Первые выплаты накопительной части пенсий начались в 2012 г., когда на пенсию вышли первые участники накопительной системы. Получатели выплат – это вышедшие на досрочную трудовую пенсию мужчины, родившиеся после 1953 г., и женщины – после 1957 г., за которых с 2002 по 2004 г. работодатели уплачивали страховые взносы по тарифу 2% ежемесячной заработной платы. В 2012 г. выплаты получили 1,6 млн граждан – в среднем 7,4 тыс. руб.

Для лиц, чей трудовой стаж составляет менее 5 лет, а также выходящих на пенсию мужчин 1953–1966 гг. рождения и женщин 1957–1966 гг. рождения, с 2004 г. страховые взносы не перечислялись. На их счетах оказалось в среднем сформировано всего около 8 тыс. руб., или 35–40 руб. ежемесячных доплат. В 2012 г. таких граждан насчитывалось 4 млн чел. Накопления они получают единовременно.

Каким образом накопления приумножаются? Субъекты управления разрабатывают инвестиционную стратегию, учитывающую степень риска, доходности, надежности инвестирования пенсионных накоплений. В соответствии с этим составляются индивидуальные инвестиционные декларации. Одновременно, учитывая высокую степень социальной значимости доверенных средств, государство дает рекомендации по структуре инвестиционного портфеля, в который входит набор желательных для вложений активов. Как правило, в отношении пенсионных накоплений при их инвестировании реализуется принцип консерватизма.

Рассмотрим основные направления вложений пенсионных средств и доходность по ним. Базовые правила инвестирования установлены федеральными законами "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. № 111- ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.).

Пенсионный фонд России на период до передачи накоплений в управление ГУК ВЭБ и НПФ (обычно это 6–9 месяцев) размещает средства в консервативные активы – в государственные бумаги РФ (облигации федерального займа) и на банковские депозиты в надежных банках. Для размещения средств в банках заключаются двусторонние соглашения и проводятся аукционы на Московской бирже. Банки, получающие на депозиты денежные средства, должны иметь высокий инвестиционный рейтинг (не ниже ВВ по шкале Standard & Poor"s), капитал не менее 5 млрд руб., выполнять все требования и нормативы Банка России. Банков, соответствующих этим требованиям и сотрудничающих с ПФР, сейчас 20. Это флагманы отечественной банковской системы – Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ, Промсвязьбанк и др.

Как осуществляется капитализация пенсионных накоплений в самой крупной управляющей компании – ГУК "Внешэкономбанке"? Основными принципами инвестирования пенсионных накоплений являются соблюдение исключительно интересов застрахованных лиц; разумность, добросовестность и конфиденциальность; обеспечение надежности, ликвидности, доходности и диверсификации инвестиций.

Соблюдая эти принципы, ВЭБ формирует четыре типа инвестиционных портфелей. В инвестиционный портфель государственных ценных бумаг по инвестиционной декларации включаются государственные ценные бумаги РФ (в том числе и в иностранной валюте), средства в рублях и иностранной валюте на счетах в банках, облигации российских эмитентов, гарантированные государством. Ценные бумаги можно включать в портфель, только если они обращаются на организованных торгах, а также при их первичном размещении.

При этом правительство устанавливает предельные квоты на виды возможных вложений пенсионных средств. Максимальная доля государственных бумаг в иностранной валюте в совокупном портфеле и на счетах в банке установлена в размере 80%, гарантированных государством облигаций – 15%. Максимальной доли по государственным бумагам в рублях не устанавливается. При закрытой подписке ВЭБ может выкупать их в объеме 100% выпуска. Доля портфеля государственных ценных бумаг невелика – всего 0,5%.

Расширенный инвестиционный портфель по инвестиционной декларации включает, помимо позиций из базового портфеля, также и ипотечные ценные бумаги, депозиты в рублях и иностранной валюте в банках, ценные бумаги международных финансовых организаций , облигации российских эмитентов в рублях и иностранной валюте. Доля этого портфеля абсолютно преобладает и составляет 99,5% всего портфеля ВЭБ.

Ипотечные ценные бумаги и облигации российских эмитентов должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности от хотя бы одного из международных рейтинговых агентств "Фитч Рейтинге" (Fitch-Ratings ), "Стандард энд Пурс" (Standard & Poor"s ) на уровне "ВВ + " и "Мудис Инвесторе Сервис" (Moody"s Investors Service) на уровне "Bal" . Допускается и рейтинг от аккредитованного национального агентства (Национальное рейтинговое агентство, агентство "Рус-Рейтинг", агентство "Эксперт РА", агентство "Анализ, Консультации и Маркетинг"),

Стоимость государственных бумаг РФ в рублях и валюте и гарантированных государством облигаций не должна превышать 50% портфеля. Максимальная доля государственных бумаг в иностранной валюте в расширенном портфеле составляет 80%, государственных бумаг субъектов РФ – 10%, облигаций, гарантированных государством, – 40%, ипотечных ценных бумаг и бумаг международных финансовых организаций – 20%. Максимальной доли по государственным бумагам в рублях, облигаций, гарантированных государством, и облигаций хозяйственных обществ с указанным выше рейтингом не устанавливается.

Большое значение имеет надежность портфеля, обеспечиваемая диверсификацией. Нельзя иметь в портфеле более 10% облигаций одного эмитента, если это субъекты РФ и хозяйственные общества с инвестиционным рейтингом. Если же облигации гарантированы государством или эмитент имеет рейтинг не ниже суверенного рейтинга РФ, такого ограничения нет.

Не допускается обладание облигациями субъектов РФ, хозяйственных обществ с инвестиционным рейтингом и облигациями международных финансовых организаций в объеме более 40% их выпуска (прежняя норма составляла 20%). Для облигаций, гарантированных государством, такого ограничения нет.

Ограничивается также и нахождение в портфеле облигаций одного выпуска: они не должны превышать 60% находящихся в обращении облигаций этого выпуска (раньше действовала норма 30%). На облигации, гарантированные государством, и облигации эмитентов с рейтингом не ниже суверенного рейтинга РФ, ограничение не распространяется.

С целью снижения рисков ограничивается и доля в расширенном портфеле аффилированных с ГУК ВЭБ эмитентов и банков: в бумагах можно держать не более 10% портфеля, на депозитах размещать 20% портфеля.

ВЭБ имеет также относительно небольшие инвестиционные портфели выплатного резерва и срочных пенсионных выплат. Инвестиционные декларации по ним сходны с декларацией инвестиционного портфеля.

Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (ст. 26, π. 1, подп. 4). Консерватизм инвестиционных деклараций объясняется высокой рискованностью вложений в акции, что противоречит фундаментальному принципу инвестирования пенсионных накоплений – их сохранности.

Опираясь на требования и ограничения декларации, ВЭБ инвестирует средства в государственные ценные бумаги (25% портфеля), корпоративные облигации (20% портфеля) и банковские депозиты (15% всех средств). Особое внимание уделяется вложениям в облигации инфраструктурных компаний и предприятий оборонно-промышленного комплекса (РЖД, "Транснефть", ФСК ЕЭС, АИЖК, "Оборонпром" и "Роснано"). ВЭБ может приобретать их без ограничений по декларации, что позволяет этим компаниям активно развивать свой бизнес, общественно значимый для экономики страны.

Частные управляющие компании (УК), заключившие договор с Пенсионным фондом РФ, имеют инвестиционную декларацию, несколько отличную от декларации ГУК ВЭБ. В целом их портфель более либеральный и рискованный. Это связано с коммерческим статусом частных УК, их работой в условиях конкуренции, а также с добровольным характером их отношений с клиентами, предполагающим готовность идти на больший риск. Чем моложе человек, тем менее консервативным может быть портфель его пенсионных накоплений. Поэтому портфель УК включает, помимо традиционных активов, и вложения в рискованные активы – акции. Государство устанавливает, как и для ГУК, предельные квоты инвестирования в разные виды активы. Частные управляющие компании имеют право вкладывать в акции до 65% средств пенсионных накоплений, до 70% средств пенсионных резервов и до 10% средств в рамках ипотечной программы "Военная ипотека". Рекомендации Министерства финансов управляющим компаниям содержат ориентиры консервативного и умеренно-консервативного портфеля. Различие состоит в том, что умеренно-консервативный портфель предполагает вложение до 40% средств в акции, а консервативный – только 20%.

Фактическая структура более консервативна в сравнении с рекомендациями Министерства финансов: в акции вкладывается не более 10% всех средств (для сравнения: в 34 странах ОЭСР в 2011 г. объем вложений в акции составлял 24%). Невысокий уровень вложений в акции российскими фондами объясняется нестабильностью фондового рынка. Доминируют в портфеле государственные ценные бумаги и банковские депозиты. Так, доля депозитов достигает 40%, корпоративных облигаций – 34%.

Структура инвестиционного портфеля управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов формируется аналогично структуре портфеля ГУК ВЭБ. В их отношении действуют те же предельные квоты Правительства РФ. В то же время НПФ разрешено приобретать акции компаний, входящих в список биржевых котировок высшего уровня А1, паи закрытых паевых инвестиционных фондов. По новым правилам УК и НПФ могут инвестировать в акции при первичном размещении не только на организованном, но и на внебиржевом рынке. Это существенно расширяет масштабы инвестирования, поскольку на бирже размещается не более 3% общего объема. Однако акции самых крупных компаний ("Роснефть", "Газпром", ТНК-ВР, ГМК "Норильский никель" "Сургутнефтегаз") НПФ приобретать пока не имеют права. Фактическая структура портфеля пенсионных накоплений НПФ такова: около 10% вкладывается в государственные бумаги, 46% – на банковские депозиты и счета, 40% – в корпоративные бумаги.

Матрица возможных направлений инвестирования основными субъектами управления пенсионными накоплениями приведена в табл. 6.8. Наглядно видно нарастание рисков и диверсификация пенсионных накоплений по мере перехода от государственных субъектов к частных.

Таблица 6.8. Матрица инвестирования пенсионных накоплений

Стратегией развития пенсионной системы предусмотрено расширение состава инструментов инвестирования с включением в него российских депозитарных расписок, акций стратегически значимых компаний, муниципальных и проектных облигаций. Возможно и использование фьючерсных и опционных контрактов.

Финансовые результаты управления пенсионными накоплениями отражаются в доходности пенсионных накоплений. Сохраняющаяся после мирового финансового кризиса волатильность на финансовых рынках определяет консерватизм портфелей и невысокую доходность не только в России, но и во всем мире.

Средняя доходность инвестирования пенсионных накоплений ВЭБ с 2004 г. составила 6,94 % годовых, что не покрывает средние темпы инфляции (10,1% за эти годы). За весь период работы с Пенсионным фондом РФ и негосударственными пенсионными фондами 51 частная управляющая компания, сформировавшая 57 инвестиционных портфелей, получила доходность в среднем 7,2%. Это немного выше доходности ВЭБ. У УК, имеющих более рискованный портфель, на коротких интервалах возможны потери, однако в долгосрочной перспективе их доходность выше, чем у государственной компании с консервативными портфелями.

Лидеры НПФ по доходности пенсионных накоплений показали в 2012 г. доходность от 27 до 41%. Если же возникает отрицательный финансовый результат инвестирования накоплений, НПФ имеют право разносить убыток по счетам клиентов. Но в соответствии с Законом "О негосударственных пенсионных фондах" они должны обеспечить сохранность пенсионных накоплений при приемлемой доходности от их инвестирования. Поэтому к моменту назначения пенсии возможные убытки на счетах клиентов будут компенсированы за счет собственных средств НПФ.

В НПФ, управляющих компаниях и специализированных депозитариях, работающих с пенсионными накоплениями, предполагается поэтапное, до 2017 г., введение риск-ориентированного надзора, подобно банковскому, с приданием соответствующих полномочий Банку России. Будут количественно оцениваться риски НПФ, сформулированы квалификационные и репутационные требования к персоналу финансовых институтов, требования к инвестиционной стратегии НПФ, организуется мониторинг и оценка результатов инвестирования на основе использования бенчмарков.

В соответствии со стратегией развития пенсионной системы в целях повышения прозрачности, ответственности фондов за сохранность средств и уравнивания надежности инвестирования в различные финансовые институты в декабре 2013 г. принят Федеральный закон о создании пенсионными фондами индивидуальных резервных фондов, а также общенационального фонда гарантийных резервов по типу страхования вкладов граждан в банках.

Допуск фондов в двухуровневую систему гарантирования пенсионных накоплений с 1 января 2014 г. осуществляет Банк России. Заключать новые договоры по обязательному пенсионному страхованию смогут только фонды – участники системы гарантирования. Расчетной базой для уплаты взносов в оба фонда является сумма накоплений НПФ и ПФР, конкретные значения ставок устанавливает Банк России. Функции оператора Фонда гарантирования пенсионных накоплений возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ).

Актуальными также являются постоянное расширение перечня инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений и расширение состава финансовых институтов, работающих с пенсионными накоплениями, за счет включения страховых компаний Development Bank, ADB ), Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ ), Европейский банк реконструкции и развития (European , EBRD ), Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB ), Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB ), Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC ), Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD ), Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB ), Евразийский банк развития (ЕАБР ).

  • В случае снижения рейтинга долгосрочной кредитоспособности ГУК не имеет права дополнительно покупать такие бумаги. Старые бумаги можно удерживать в портфеле до продажи или погашения, если рейтинг останется не ниже ВВ по шкале Fitch Ratings, ВВ по шкале Standard & Poor"s и ВаЗ по шкале Moody"s Investors Service.
  • Частные управляющие компании могут управлять и средствами негосударственных пенсионных фондов в виде пенсионных резервов, являющихся накопленными добровольными взносами.
  • Обсуждается законопроект "О деятельности финансовых институтов по формированию и реализации пенсионных программ".
  • В конце прошлого года истёк срок выбора россиянами варианта пенсионного обеспечения.

    Граждане (застрахованные лица) 1967 года рождения и моложе до конца 2015 года должны были выбрать: направлять 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии либо направлять в полном объеме индивидуальную часть тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии.

    Другими словами, до 31 декабря 2015 года застрахованные лица 1967 года рождения и моложе могли выбрать, из чего будет состоять их пенсия: из двух частей - страховой и накопительной или только из страховой.

    Особенно выбор касался так называемых «молчунов», то есть тех, кто никогда ранее не переводил средства своих пенсионных накоплений из Пенсионного Фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или частную управляющую компанию (УК), не выбирал инвестиционный портфель государственной управляющей компании.

    Дело в том, что у «молчунов» уже не будет возможности формировать новые пенсионные накопления, так как все взносы будут поступать только на страховую часть их будущей пенсии.

    «Активные» же граждане, те, кто ранее переводили средства пенсионных накоплений в НПФ или УК (меняли страховщика), выбирали инвестиционный портфель государственной управляющей компании, сохранили за собой право не только формировать страховую и накопительную части пенсии, но и возможность в дальнейшем отказаться от формирования накопительной компоненты.

    Следует отметить, что право выбора тарифа страхового взноса сохраняется только у тех граждан, за которых страховые взносы впервые начали начисляться с 1 января 2014 года. Эта категория граждан может в течение пяти лет с момента первого начисления выбирать, на финансирование какой части пенсии направить 6% тарифа. До принятия ими решения все страховые взносы будут перечисляться на формирование страховой пенсии. Если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором гражданин достигнет возраста 23 лет. Например, если молодой человек получил первую зарплату в 14 лет, то у него будет возможность сделать выбор до конца года, в котором ему исполнится 23 года.

    Независимо от того, к какой из выше названных категорий относится отдельный гражданин, право распорядиться накоплениями, сформированными ранее, осталось. Эти средства по-прежнему будут инвестироваться и выплачиваться гражданам после их выхода на пенсию. В плане перевода пенсионных накоплений действительно ничего не меняется. Граждане могут выбирать УК или НПФ, как и раньше. Даже если вы отказались от дальнейшего формирования накопительной пенсии в пользу страховой, вы можете перевести в УК или НПФ то, что вы накопили до 2014 года.

    Однако есть одна очень существенная особенность, которую нужно не только знать, но и обязательно учитывать.

    Теперь переходить из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и обратно, а также менять один НПФ на другой, сохраняя права на инвестиционный доход, можно не чаще одного раза в пять лет.

    В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившими в силу с 1 января 2015 года, застрахованные лица могут подавать заявления о переходе («срочные» заявления) или о досрочном переходе («досрочные» заявления) в НПФ или в ПФР.

    Отличие заявления о переходе от заявления о досрочном переходе заключается не только в различных сроках рассмотрения таких заявлений, сроках фактического перехода к новому страховщику и сроках перевода средств пенсионных накоплений, но и в различном порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при таких переходах.

    По «срочному» заявлению переход осуществляется в году, следующем за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления. То есть, если в 2015 году было подано заявление о переходе из ПФР в НПФ, пенсионные накопления будут переданы в НПФ в первом квартале 2020 года. При этом гражданину гарантируется вся сумма пенсионных накоплений, независимо от убытков на финансовом рынке, и сохраняется весь инвестиционный доход. Если в течение такого длительного периода выбор гражданина изменится, он может подать уведомление о замене страховщика.

    По «досрочному» заявлению переход осуществляется в году, следующем за годом подачи такого заявления. Например, заявление о досрочном переходе, поданное в 2015 году, будет рассмотрено в 1 квартале 2016 года. Однако в таком случае застрахованное лицо теряет инвестиционный доход. Более того, в случае получения убытка от инвестирования средств полученный результат будет зафиксирован, и сумма накоплений уменьшится. Таким образом, досрочный переход имеет два существенных риска - невыплата инвестиционного дохода и отсутствие гарантии на сохранение «номинала» уплаченных взносов.

    Поэтому от правильно принятого решения зависит не только срок передачи средств, но и размер инвестиционного дохода, и гарантия сохранности средств.

    Какому страховщику вы хотите доверить управление средствами будущей накопительной пенсии?

    Таким страховщиком может быть ПФР или один из НПФ. Если выбран один из НПФ, следует поинтересоваться, является ли фонд участником системы гарантирования прав застрахованных лиц. Это важно, так как включение НПФ в данную систему является условием для перевода средств. В последние два года государство наводило порядок в системе управления пенсионными накоплениями - НПФ прошли акционирование, 33 из них вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Кроме того, с НПФ потребуется заключить договор об обязательном пенсионном страховании.

    Если выбран Пенсионный Фонд России, определите для себя управляющую компанию - государственную («Внешэкономбанк») или одну из частных.

    К управлению накоплениями допущены 35 частных УК, с которыми у ПФР заключены договоры о доверительном управлении этими средствами. Для тех, кто выбирает УК (государственную или одну из частных), это означает, что их деньги не уходят в НПФ, а остаются в Пенсионном фонде России. Кроме разницы в размере комиссионных, которые берут НПФ и УК, есть и такой нюанс: тем, кто перевел накопления в НПФ, выплачивать накопительную пенсию в момент выхода на заслуженный отдых будет этот самый негосударственный фонд. В случае же с УК выплачивать накопительную пенсию будет ПФР.